Спросить
Войти

ВУЗЫ КУЛЬТУРЫ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ

Автор: Курина В.А.

DOI: 10.18287/2542-0445-2020-26-2-95-101

УДК 378

Дата: поступления статьи / Submitted: 22.02.2020 после рецензирования / Revised: 24.03.2020 принятия статьи / Accepted: 30.05.2020

В.А. Курина

Самарский государственный институт культуры, г. Самара, Российская Федерация E-mail: kurina@smrgaki.ru; kurina06@mail.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1925-3991

Э.А. Куруленко

Самарский государственный институт культуры, г. Самара, Российская Федерация E-mail: rector@smrgaki.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4687-1704

Вузы культуры: современное состояние, цели и задачи развития

Аннотация: В статье представлено мнение авторов о современном состоянии профессиональной подготовки кадров в вузах культуры с учетом новых социальных условий и требований, сформулированных в документах модернизации образования, а также стратегических целей и задач развития сферы культуры в Российской Федерации. Актуальность выбранной темы определяется необходимостью решения вопросов подготовки высококвалифированных кадров для сферы культуры и искусств с учетом современных требований к специалистам, а также положений «Основ культурной политики РФ». Возникает проблема, связанная с определением путей разрешения выявленных недостатков в процессе развития культуры в стране, что сказывается на сохранении в социуме культурных ценностей и нарушает деятельность по передаче культурного наследия следующим поколениям. В связи с этим можно сформулировать цель статьи, которая заключается в теоретическом обосновании современного состояния вузов культуры, занимающихся подготовкой специалистов для социокультурной сферы, и представлении практического решения возникших проблем. Для изысканий по выбранной теме использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ, синтез, структурно-функциональный, логический. Особое внимание в статье уделено анализу официальных документов по развитию культуры в РФ, а также рассмотрению деятельности вузов культуры России и творческих зарубежных вузов. В результате проведенного исследования определены недостатки, тормозящие развитие культуры в РФ и конкретных регионах, а также возможные пути разрешения имеющихся проблем. Кроме того, представлен практический опыт решения целей и задач, обозначенных в Стратегии развития культуры. Сделаны выводы, обобщения и даны рекомендации по решению обозначенных проблем в развитии культуры.

Цитирование. Курина В.А., Куруленко Э.А. Вузы культуры: современное состояние, цели и задачи развития // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2020. Т. 26. № 2. С. 95-101. Б01: Шр:/Мо1. о^/10.18287/2542-0445-2020-26-2-95-101.

Информация о конфликте интересов: авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Universities of culture: current state, goals and objectives of development

Abstract: The article presents the author&s opinion on the current state of training in the universities of culture with the new social conditions and requirements stated in the documents of the modernization of education, as well as strategic goals and objectives for the development of culture in Russia. The relevance of the chosen topic is determined by the need to address the issues of training highly qualified personnel for the sphere of culture and arts, taking into account modern requirements for specialists, as well as the provisions of the "Fundamentals of cultural policy of the Russian Federation". There is a problem associated with determining ways to resolve the identified shortcomings in the process of cultural development in the country, which affects the preservation of cultural values in society and disrupts the process of transferring cultural heritage to the next generations. In this regard, it is possible to formulate the purpose of the article, which is to theoretically substantiate the current state of cultural universities that train specialists for the socio-cultural sphere and present a practical solution to the problems that have arisen. For research on the chosen topic, a set of research methods was used: theoretical analysis, synthesis, structural-functional, logical. Special attention is paid to the analysis of official documents on the development of culture in the Russian Federation, as well as to the review of the activities of universities of culture in Russia and creative foreign universities. As a result of the conducted research, the shortcomings that hinder the development of

V.A. Kurina

Samara State Institute of Culture, Samara, Russian Federation E-mail: kurina@smrgaki.ru; kurina06@mail.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1925-3991

E.A. Kurulenko

Samara State Institute of Culture, Samara, Russian Federation E-mail: rector@smrgaki.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4687-1704.

culture in the Russian Federation and regions, as well as possible ways to resolve existing problems, are identified. In addition, the practical experience of solving the goals and objectives outlined in the strategy for the development of culture is presented. Conclusions, generalizations are made and recommendations are given for solving the identified problems in the development of culture.

Citation. Kurina V.A., Kurulenko E.A. Universities of culture: current state, goals and objectives of development. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia = Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology, 2020, vol. 26, no. 2, pp. 95-101. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2020-26-2-95-101. (In Russ.) Information on the conflict of interest: authors declare no conflict of interest.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

© Вера Алексеевна Курина - доктор педагогических наук, профессор, декан факультета культурологии, социально-культурных и информационных технологий, заведующий кафедрой социально-культурных технологий, Самарский государственный институт культуры, 443110, Российская Федерация, г. Самара, ул. Фрунзе, 167.

© Эллеонора Александровна Куруленко - доктор культурологии, профессор, Самарский государственный институт культуры, 443110, Российская Федерация, г. Самара, ул. Фрунзе, 167

© Vera A. Kurina - Doctor of Pedagogical Sciences, professor, dean of the Faculty of Cultural Sciences, head of the Department of Social and Cultural Technologies, Samara State Institute of Culture, 167, Frunze Street, Samara, 443010, Russian Federation.

© Elleonora A. Kurulenko - Doctor of Cultural Studies, professor, Samara State Institute of Culture, 167, Frunze Street, Samara, 443010, Russian Federation.

Введение

Совокупность человеческих достижений в общественном развитии, в образовании и творчестве определяется категорией «культура». Не углубляясь в определение этой категории, отметим, что культура в деятельностной концепции является формой существования человека. Именно это является основополагающим фактом для становления личности в современном обществе, подготовки человека к жизнедеятельности, его социализации. Одним из важных этапов в жизни каждого человека становится получение образования. Для развития культуры в любом обществе необходимы высококвалифицированные специалисты, способные сохранить культурные ценности и передать культурный опыт последующим поколениям.

Именно образование в сфере культуры может стать серьезной мотивацией для обеспечения процесса сохранения традиционной народной культуры, развития и обновления современных форм культурной жизни, поиска новых целей культурной политики. Вузы культуры являются центрами культурной жизни, особенно это ощущается в регионах, в которых рождаются и реализуются новые культурные инициативы, формируются культурные интересы и потребности населения [Кузнецова 2015].

В связи с этим в последние десятилетия ряд региональных вузов культуры, в том числе в национальных республиках, являются центрами подготовки специалистов сферы культуры в республиках и регионах [Юсупов 2018]. В настоящее время в России около 400 учебных заведений, занимающихся подготовкой специалистов сферы культуры, среди которых почти 100 вузов. Большинство из этих образовательных заведений готовят бакалавров, специалистов и магистров в определенных направлениях искусства: живопись, музыка, дизайн, хореография, вокал, реставрация, фотография, анимация, продюсирована и т. д. [Институты культуры и искусств 2020]. Подготовленные специалисты решают задачи развития культуры в нашей стране. Именно личность, а не безличный разум есть подлинный субъект творчества, подлинный творец культуры [Бердяев 1994]. Поэтому культура является совокупностью знаний, результатом творческой деятельности, навыков и умений, которые человек приобретает в процессе профессиональной подготовки в сфере искусства.

Рассматривая развитие культуры в современном обществе, необходимо определить наиболее важные вопросы, проблемы и задачи, которые требуют решения с учетом сложившейся на сегодняшний день ситуации в образовании и социуме. Одним из таких вопросов является определение значимости вузов культуры в решении целей и задач, поставленных в ряде официальных документов федерального и местного значения, направленных на содействие развитию культуры в РФ и регионах.

Другая наиболее важная проблема связана с выявлением недостатков в осуществлении подготовки специалистов сферы культуры в вузах. И еще один значимый вопрос, требующий рассмотрения, - представление практических результатов деятельности конкретного вуза культуры по подготовке будущих сотрудников учреждений культуры и искусства.

Ход исследования

В настоящее время отечественный институт культуры - это постоянно совершенствующееся многоуровневое образовательное учреждение в системе высшей школы. Учебное заведение осуществляет учебный процесс в рамках укрупненных групп специальностей («Искусствознание», «Культуроведение и социокультурные проекты», «Сценические искусства и литературное творчество», «Музыкальное искусство», «Изобразительное и прикладные виды искусств», «Экранные искусства») с учетом потребностей региона в конкретных кадрах. Кроме того, институты культуры реализуют обучение специалистов по таким направлениям подготовки, как: «Туризм», «Доку-ментоведение и архивоведение», «Религиоведение» и т. п. Процесс обучения связан с тем, насколько высока квалификация профессорско-преподавательского состава, каков их научный потенциал. Это также определяет активность вуза в разработке и реализации инициатив, связанных со стратегией государства по развитию в сфере культуры [Буцык 2019].

Практический опыт работы в вузе культуры и историко-культурный процесс развития системы образования в сфере культуры и искусств подтверждают и доказывают востребованность этих вузов в регионах России. Они обогащают систему подготовки специалистов для учреждений культуры в нашей стране (Стратегия развития сферы культуры...; Стратегия государственной культурной политики...). Это связано с тем, что культурная деятельность связана с созданием нового, того, чего не имелось ранее в природе и что не могло бы появиться по ее собственным законам. Иными словами, культуру можно определить как творческий процесс (Культурология 2014, с. 32). Такой подход важен при подготовке высококвалифицированных специалистов сферы культуры.

Последние десятилетия органы государственной власти и местного самоуправления уделяют особое внимание развитию культуры, что отражено в ряде документов (Стратегия развития культуры Республики Татарстан...). В сформулированных стратегических целях и задачах в документах о государственной культурной политике на период до 2030 года (Стратегия государственной культурной политики...) подчеркивается значимость специалистов сферы культуры и их профессиональной подготовки, которую осуществляют вузы культуры.

Социально-культурная ситуация, связанная с трансформацией высшего образования в России вообще и в сфере культуры в частности, обусловлена идеями и практическими решениями, вытекающими из «Основ государственной культурной политики». Реализация государственной культурной политики предполагает решение таких стратегических задач, как широкое привлечение детей и молодежи к участию в познавательных, социально-культурных, краеведческих, благотворительных организациях, творческих объединениях и коллективах, а также участие молодого поколения в процессе развития образования в сфере культуры.

В официальных документах особое внимание уделяется онлайн-обучению, основными задачами которого являются:

- разработка и использование вариативных образовательных программ с учетом индивидуальных потребностей студентов и их траекторий обучения;

- интеграция образовательного процесса и профессиональной деятельности;

- возможность получать дополнительные профессиональные знания по выбранной профессии;

- привлечение большего количества людей в образовательный процесс.

Новые требования, которые предъявляет Российское государство к системе образования в сфере культуры России в контексте «Основ государственной культурной политики», связаны также с развитием российской системы открытого образования и введением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В настоящее время дистанционное обучение является наиболее актуальным. Оно позволяет осуществлять взаимодействие со студентами на расстоянии, применяя различные средства коммуникации: электронную почту, облачные технологии, скайп, вебинары и многое другое. Доступ к обучающей информации происходит в удобное для студентов время, а для преподавателей такое обучение позволяет создавать разнообразные обучающие и контролирующие формы.

Обеспечивая специалистами социально-культурные учреждения, сеть учреждений профессионального образования в сфере культуры в настоящее время решает несколько важных задач, обозначенных в стратегиях развития культуры:

- совершенствование системы образования; обеспечение учебного процесса современными технологиями; формирование у студентов профессиональной компетентности;

- реализацию нового подхода к освоению маркетингового аспекта для всей системы вузов культуры;

- осуществление академической мобильности между отечественными и зарубежными вузами; заключение договоров и соглашений по отдельным образовательным программам с ведущими учебными заведениями мира [Юсупов 2018].

Опыт международных контактов и анализ деятельности зарубежных учебных заведений показывает высокую заинтересованность в подготовке специалистов в сфере культуры для зарубежных стран. Сотрудничество с вузами Европы позволяет обмениваться опытом профессиональной подготовки квалифицированных кадров для социокультурных учреждений, центров развлечений и досуга.

Так, традиция прикладного творческого образования в Германии существует давно и до сих пор остается одной из главных тенденций в обучении искусству и дизайну. Среди университетов искусств в Европе именно немецкие вузы имеют репутацию наиболее престижных [Каталог программ и учебных заведений Allterra Education 2020].

Сфера искусства в Германии получает всестороннюю поддержку таких учреждений и общественных организаций, как Немецкий информационный центр популяризации культуры, Федеральный культурный фонд, стипендиальные программы, базы данных для поиска стажировок и резиденций. Для передачи профессионального опыта и обучения молодых специалистов работают известные школы и университеты искусств Германии: Technische Universität Berlin (Берлинский технический университет); Universität der Künste Berlin (Берлинский университет искусств); BAU International Berlin, University of Applied Sciences Zwickau, Северный Рейн-Вестфалия (входят в топ-100 школ искусств - QS World University rankings, Art and Design 2016. В перечисленных вузах осуществляется подготовка бакалавров и магистров.

Европейские университеты являются мощными учебными и научными центрами с богатым прошлым и впечатляющим настоящим. Как университетская степень для выпускника, так и право называться университетом для учебного заведения - это всегда почетно и престижно [Каталог программ и учебных заведений Allterra Education 2020].

Современные университеты Европы предлагают большой объем практики, гибкие индивидуализированные программы, и в большинстве они весьма демократичны и открыты талантам со всего мира [Университеты Европы 2020].

Недостатки в системе подготовки специалистов сферы культуры

Качество профессиональной подготовки в вузах культуры зависит от множества факторов. Обозначим те, которые в настоящее время требуют усовершенствования и преобразования.

Одним из индикаторов качества образования является научно-методическое обеспечение учебного процесса. В настоящее время вузы страны переходят на актуализированный образовательный стандарт 3++, внедрение профессиональных стандартов. С одной стороны, это положительная тенденция для развития образования. Происходит взаимодействие с работодателями, и осуществляется реализация их требований при подготовке будущих специалистов. С другой стороны, сейчас невозможно делать прогнозы о результатах изменений содержания образования.

В соответствии с Федеральным законом № 122-ФЗ вводятся «профессиональные стандарты» для ряда профессий (Федеральный закон 2016). Для установления профессиональной квалификации будут проводиться проверки сотрудников учреждений на профессиональное соответствие нормативам профстандартов. В настоящее время непонятно, как и кем эта проверка будет осуществляться. Какие критерии будут использоваться для оценки деятельности подготовленного специалиста сферы культуры?

Важным в любом учреждении является организационная работа. В учебном заведении результативность процесса обучения зависит от всей совокупности его компонентов, взаимосвязанных друг с другом. И здесь выходит на первое место методическое обеспечение образовательной деятельности современными технологиями, формами и средствами обучения, что в большей степени зависит от финансирования учебного заведения. Зачастую в вузах культуры недостаточно средств для приобретения современного оборудования, необходимого для оснащения аудиторий [Матвеева 2017].

Еще одна существенная проблема. В настоящее время имеется ряд мало востребованных специалистов, подготовкой которых занимаются вузы культуры. Это сказывается на процессе приемной кампании и затрудняет набор абитуриентов в вузы культуры. Среди них - библиотекарь. Еще не так давно представитель этой профессии был уважаемым с высоким уровнем грамотности человеком, особенно в селах и районных центрах. Однако внедрение информационных технологий привело к снижению заинтересованности печатной продукцией. Соответственно, снизился престиж профессии библиотекаря.

Несмотря на то что во всем мире развивается туристическая сфера, мало востребованной становится и профессия экскурсовода. Это связано с тем, что многие музеи сейчас предлагают посетителям аудиогида, способного рассказывать об экспонатах на разных языках, - достаточно надеть наушники. Конечно же, живого общения не заменить, однако это сказывается на востребованности экскурсовода [Самые невостребованные профессии в России 2020].

Самарская область с давними театральными, музыкальными и художественными традициями обладает огромным историко-культурным и духовным потенциалом, что способствует динамичному развитию региональной культуры, содействует повышению уровня благосостояния его населения (Стратегия государственной культурной политики 2016). Однако недостаточный уровень материально-технической базы социально-культурных учреждений и отсутствие необходимого количества квалифицированных кадров не позволяют обеспечить населению сельских районов равный с горожанами доступ к достижениям культуры.

Практический опыт решения целей и задач развития культуры

Самарский государственный институт культуры, осуществляя подготовку кадров для сферы культуры, решает и стратегические цели и задачи развития культуры в регионе. В вузе разрабатываются и внедряются социальные и социокультурные проекты, организуются и проводятся фестивали и профессиональные творческие конкурсы:

- Всероссийский конкурс детского и молодежного творчества «Зимняя сказка»;

- Международный культурно-образовательный проект-конкурс «Игра, которая нас примиряет»;

- Городской фестиваль с международным участием «Фестиваль языков: культура и язык»;

- Областной детский и молодежный фольклорно-этнографический конкурс «Этнолик»;

- Всероссийский конкурс-фестиваль хореографического искусства имени Геннадия Вла-сенко;

- Международный конкурс-фестиваль эстрадного искусства «На крыльях музыки»;

- Фестиваль-конкурс им. С. Орлова;

- Конкурс им. В. Храмова;

- Фестиваль «Веснушка-весна»;

- Областной фестиваль детских и молодежных хоров «Школьный корабль»;

- Всероссийский открытый фестиваль-конкурс народно-певческого искусства молодежи «Лазоревый Цвет»;

- Конкурсная программа «Театромагия».

Формированию профессиональной компетентности способствует участие студентов в деятельности творческих коллективов: Оркестр русских народных инструментов «Жар-птица», Фольклорный ансамбль «Ларец», Вокальный ансамбль «Face Control», Эстрадный хор «Феерия», Студенческий хор «Резонанс», Камерный музыкальный театр «ОРФЕЙ», Театр танца «Скрим», Ансамбль танца «Волжские узоры», Инструментальный ансамбль «Аккордеонада», Вокальный ансамбль Virginis, Художественная мастерская гобелена «Переплетение», Творческая лаборатория «Азбука звука», Народный хор СГИК («Самарская Лука»), Мужской фольклорный ансамбль «Стожары», Лаборатория креативных проектов, Проект PLЯSKI, Brilliant Corners, Камерный хор «Интермеццо», Речевая студия «Логос», Фольклорный ансамбль самарской традиции «Заигрыши», Любительский театр «Вне системы». Такая деятельность не только способствует реализации качественного обучения, но и содействует включению студентов в культурную жизнь региона.

В Самарском государственном институте реализуется система непрерывного образования. Это не только уровни высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура), но и активно работает система дополнительного образования. В вузе вот уже несколько лет работает школа искусств, в которой обучаются дети разным видам искусств.

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать некоторые выводы и обобщения. Для развития культуры в РФ и регионах важно обратить внимание на формирование кадрового потенциала. В связи с этим в вузах культуры необходимо:

1) проводить постоянно с использованием современных средств распространение информации по профессиональной ориентации будущих абитуриентов (выпускников общеобразовательных учреждений и учреждений системы дополнительного образования);
2) развивать систему непрерывного профессионального образования в сфере культуры, в связи с чем реализовать взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей и подростков и оказывать поддержку в их деятельности;
3) активизировать процесс взаимодействия связей между учреждениями культуры и образовательными организациями, осуществляющими подготовку кадров для сферы культуры, и расширить их дальнейшее сотрудничество;
4) совершенствовать систему переподготовки и повышения квалификации работников сферы культуры, разрабатывая и внедряя новые направления подготовки.

Образование в сфере культуры предполагает реализацию процесса передачи, усвоения и сохранения духовных ценностей общества, который направлен на овладение студентами совокупностью компетенций с развитием их внутреннего мира, творческого, интеллектуального и эмоционального потенциала и обеспечивает поступательное развитие культуры в социуме, что также позволит решить задачи культурной политики РФ (Ирхен 2012).

Созданные общеевропейские ценности в образовании сферы культуры и искусства позволяют осуществлять межкультурный диалог между

отечественными и зарубежными вузами, направленный на поиск истины в науке и художественно-творческом процессе.

Региональная система образования в сфере культуры как комплекс взаимообуславли-вающих образовательных, инновационных и организационно-управленческих процессов призвана не только удовлетворять потребности личности, но и обеспечивать подготовку специалистов в соответствии с требованиями времени.

Источники фактического материала

Ирхен 2012 - Ирхен И.И. Российское образование в сфере культуры и искусства: глобальные и региональные измерения: дис. ... д-ра культурологии: 24.00.01 / И.И. Ирхен; [место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств]. Москва, 2012. 435 с. URL: https://www.dissercat.com/content/rossiiskoe-obrazovanie-v-sfere-kultury-i-iskusstva.

Культурология 2014 - Культурология: учебник / Т.Ю. Быстрова [и др.]; под общ. ред. канд. ист. наук, доц. О.И. Ган. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. 192 с.

Стратегия государственной культурной политики... -Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р). URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/71243400/.

Стратегия развития сферы культуры... - Стратегия развития сферы культуры в Самарской области на период до 2020 года (утверждена постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 № 321). URL: https://mincult.samregion.ru/2011/07/21/ strategiya-razvitiya-sfery-kultury-v-samarskoj-oblasti-na-period-do-2020-goda-2.

Стратегия реализации государственной культурной политики... - Стратегия реализации государственной культурной политики в Свердловской области на период до 2035 года (утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 16 июля 2019 г. № 432-ПП). URL: http://www.pravo.gov66. ru/21971.

Стратегия развития культуры Республики Татарстан... - Стратегия развития культуры Республики Татарстан на 2016-2021 годы и на период до 2030 года (утверждена Приказом Министерства культуры Республики Татарстан от 24 июля 2017 года № 602 од). URL: https://mincult.tatarstan.ru/documents/ post.htm?pub_id=1039482.

Федеральный закон... - Федеральный закон от 2 мая 2015 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статьи 11 и 73 ФЗ "Об образовании в РФ"».

Библиографический список

Бердяев 1994 - Бердяев Н.А. Дух и реальность // Философия свободного духа. Москва, 1994. С. 379. URL: https://librebook.me/duh_i_realnost.

Буцык 2019 - Буцык С.В. От институтов культуры до институтов культуры: историко-педагогический анализ // Культура и безопасность: интернет-журнал о культуре как факторе национальной безопасности. 2019. 17 апреля. URL: http://sec.chgik.ru/1818-2 (дата обращения 22.02.2020).

Институты культуры и искусств 2020 - Институты культуры и искусств 2020. URL: https://edunews.ru/ universities-base/spisok/instituty-kultury-i-iskusstva. html (дата обращения 01.04.2020).

Каталог программ и учебных заведений Allterra Education 2020 - Каталог программ и учебных заведений Allterra Education. URL: https://allterra. ru/program/universitety-iskusstv-v-germany (дата

обращения 01.02.2020).

Кузнецова 2015 - Кузнецова Т.В. Взаимодействие вузов культуры и искусств с профессиональным сообществом в условиях новых социально-культурных реалий // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 1. С. 1016. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23234046.

Матвеева 2017 - Матвеева Е.В. Структурные компоненты современного профессионального образования в вузе культуры: состояние и проблемы // Успехи современной науки и образования. 2017. Т. 2, № 5. С. 46-49. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=29319889.

Самые невостребованные профессии в России 2020 -Самые невостребованные профессии в России. URL: https://edunews.ru/ professii/rating/nevostrebovannye. html (дата обращения: 30.01.2020).

Университеты Европы - Университеты Европы. URL: https://www.educationindex.ru/universities-by-country/europe (дата обращения: 30.01.2020).

Юсупов 2018 - Юсупов Р.Р. Еще раз о вузах культуры: национально-региональные особенности и роль в системе российского художественного образования // Культурная жизнь Юга России. 2018. № 1 (68). С. 7-10. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=34923334.

References

Berdyaev 1994 - Berdyaev N.A. (1994) Spirit and reality. In: Philosophy of a free spirit. Moscow, 379 p. Available at: https://librebook.me/duh_i_realnost. (In Russ.)

Butsyk 2019 - Butsyk S.V. (2019) From institutes of culture to institutes of culture: historical and pedagogical analysis. Culture and Security: Internet Journal, 2019, April 17. Available at: http://sec.chgik.ru/1818-2 (accessed 21.02.2020). (In Russ.)

Institutes of Culture 2020 - Institutes of Culture (2020). Available at: https://edunews.ru/universities-base/spisok/ instituty-kultury-i-iskusstva.html (accessed 01.01.2020) (In Russ.)

Catalog of programs and educational institutions Allterra Education 2020 - Catalog of programs and educational institutions Allterra Education. Available at: http s: //allterra. ru/pro gram/univer sitety -iskus stv-v-germany (accessed 01.02.2020). (In Russ.)

Kuznetsova 2015 - Kuznetsova T.V. (2015) Interaction of university of culture and arts with the professional community in the face of new social and cultural realities. Bulletin of the Moscow state University of culture and arts, no. 1, pp. 10-16. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=23234046. (In Russ.)

Matveeva 2017 - Matveeva E.V. (2017) Structural components of modern professional education at a university of culture: state and problems. Success of modern science and education, vol. 2, no. 5, pp. 46-49.

Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=29319889. (In Russ.)

The most unclaimed professions in Russia 2020 -The most unclaimed professions in Russia (2020). Available at: https://edunews.ru/professii/rating/ nevostrebovannye.html (accessed 30.03.2020) (In Russ.)

Universities of Europe - Universities of Europe. vailable at: https://www.educationindex.ru/universities-by-country/europe (accessed 30.01.2020). (In Russ.)

Yusupov 2018 - Yusupov R.R. (2018) Once again about the universities of culture: national and regional peculiarities and their role in the system of Russian art education. Cultural Studies Russian South, no. 1 (68), pp. 7-10. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=34923334. (In Russ.)

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ development strategy cultural policy professional standards modernization of education
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты