Спросить
Войти

Непрерывное профессиональное образование в условиях техникума

Автор: Воронова Татьяна Николаевна

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Непрерывное профессиональное образование в условиях техникума

ВОРОНОВА Татьяна Николаевна,

преподаватель Каменск-Уральского техникума торговли и сервиса, г. Каменск-Уральский, Свердловская область

Аннотация

В статье рассматривается непрерывное образование как взаимосвязанность всех структурных элементов системы образования, взаимодействие различных форм и типов обучения. Представлены основные направления работы техникума в области непрерывного образования

непрерывное профессиональное образование, образовательно-карьерная траектория, многофункциональный центр прикладных квалификаций, рынок труда

Стремительные перемены, происходящие в мире, поставили перед системой образования новые задачи и вызовы. Прошли те времена, когда полученных во время обучения знаний хватало на 10-20 лет, а то и на всю жизнь. Современный работодатель заинтересован в специалистах, готовых обновлять свои компетенции каждые 3-5 лет, иными словами, учиться на протяжении всей жизни. Успешная профессиональная карьера сегодня немыслима без непрерывного профессионального образования [1; 2],

Непрерывное образование в условиях Каменск-Уральского техникума торговли и сервиса рассматривается как взаимосвязанность всех структурных элементов системы образования, взаимодействие различных форм и типов обучения, направленное на целостное развитие личности.

Основными направлениями работы техникума в области непрерывного образования являются:

- ориентация профессионального образования на профессиональные стандарты;

- расширение научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов;

- обеспечение взаимодействия и сотрудничества с Центром занятости населения;

- формирование мобильной и конкурентоспособной образовательной организации с учетом потребностей регионального рынка труда;

- создание эффективной системы профессионального образования, ориентированной на формирование готовности выпускников к самоопределению в вопросах трудоустройства и карьеры.

Сегодня в образовательные программы специальностей вводятся вариативные дисциплины: «Построение профессиональной карьеры», «Технология самопрезентации», «Эффективное поведение на рынке труда», «Технология труда и планирование карьеры». В рамках преподавания данных дисциплин приглашаются специалисты, которые рассказывают о специфике и сложностях своей профессии, возможностях обучения, карьерных перспективах. У студентов появляется возможность задать интересующие вопросы непосредственно специалистам и поВоронова Т. Н. Непрерывное профессиональное образование в условиях техникума // Профессиональное образование и рынок труда. - 2018. - № 1. - С. 24-26.

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

лучить рекомендации для эффективного продвижения в будущей профессии. Это, в свою очередь, помогает выстроить адекватную образовательно-карьерную траекторию, что важно как для студентов, так и для работодателей. Следует отметить, что непрерывное образование в полной мере относится и к преподавателям техникума: находясь в процессе постоянного обмена знаниями, они должны быть готовыми к любым изменениям, владеть ^-навыками, обладать интеллектуальной многоди-сицплинарностью, развивать социальный интеллект и т.д.

С целью планирования траекторий профессионального развития будущих специалистов была изучена информация о рынке труда г. Камен-ска-Уральского и Каменского городского округа, размещенная на портале Департамента по труду и занятости населения Свердловской области (www.szn-ural.ru).

После анализа полученной информации выяснилось, что коэффициент напряженности по состоянию на 1 января 2018 года составил 1,15 незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости, в расчете на одну вакансию. Потребность в работниках, заявленная работодателями, составила на 1 января 2018 года 1741 вакансию, из них: 970 — по рабочим профессиям, 1438 — с оплатой труда выше прожиточного минимума. Численность граждан, состоящих на учете в целях поиска работы, на 1 января 2018 года составила 2034 человек. Численность безработных 1 января 2018 года — 1945 человек, в том числе: в МО город Каменск-Уральский — 1644 человек, в МО Каменский городской округ — 301 человек. Уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2018 года составляет 1,88%, в том числе: в МО город Каменск-Уральский — 1,79%; в МО Каменский городской округ — 2,57%. Уровень общей безработицы, рассчитанный по методологии Международной организации труда, на 1 января 2018 года составляет 5,2% (в МО г. Каменск-Уральский) и 6,2% (в МО Каменский городской округ). Численность экономически активного населения — 103,7 тыс. человек, в том числе: в МО г. Каменск-Уральский — 92,0 тыс. человек; в МО Каменский городской округ — 11,7 тыс. человек. Средний возраст безработных — 39,1 лет. Перечень профессий, по которым имеются вакансии на 1 января 2018 года (по данным центра занятости), представлен в таблице.

Анализ полученных данных позволил прийти к выводу, что на рынке труда имеются вакансии, которые техникум в состоянии заполнить посредством обучения взрослого населения в рамках программ профессионального обучения и повышения квалификации на площадке многофункционального центра прикладных квалификаций — структурного подразделения техникума. Сегодня Центр предлагает 30 программ дополнительного профессионального образования, в том числе 10 программ повышения квалификации и 6 программ профессиональной подготовки (в том числе по профессиям «пекарь» и «официант», входящим в перечень вакансий центра занятости) для всех категорий населения, воплощая в жизнь идею непрерывного образования граждан.

Образовательные программы, реализуемые в Каменск-Уральском техникуме торговли и сервиса, достаточно востребованы на рынке труда, и техникум способен оперативно реагировать на вызовы времени.

1 /2018 | 25

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

26 | 1 /2018

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

№ Профессия Количество вакансий, чел. Количество безработных, чел. Средняя зарплата, руб.

1 Врач-специалист 70 0 26515
2 Швея 49 14 13855
3 Полицейский 30 1 25772
4 Агент страховой 25 0 12879
5 Дворник 45 20 9294
6 Инспектор 30 5 17865
7 Токарь 31 11 22022
8 Облицовщик-плиточник 24 5 26268
9 Пекарь 21 2 16114
10 Инженер-конструктор 18 0 25111
11 Охранник 41 23 11807
12 Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования 19 4 16005
13 Учитель 20 3 14428
14 Официант 19 2 15514
15 Агент по продаже недвижимости 14 0 26888
16 Слесарь по ремонту автомобилей 20 6 21275
17 Слесарь по эксплуатации и ремонту газопроводов 14 0 15654
18 Слесарь по эксплуатации и ремонту газового оборудования 17 4 16021
19 Фельдшер 14 1 17776
20 Инженер 30 18 26067
21 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования 21 9 20677
22 Оператор швейного оборудования 15 4 22941
23 Техник-метролог 11 0 13619
24 Радиомонтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов 11 1 17250

Литература

1. Манухина С. Ю., Торубаров В. В. Роль непрерывного образования в формировании у молодежи адекватных образовательно-карьерных траекторий // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. — 2014. — № 2. — С. 32-37.
2. Яковлева М. Б. Ломакина Т. Ю., Сергеева М. Г. Разработка «Концепции формирования образовательной траектории — образование через всю жизнь» // Профессиональное образование и рынок труда. — 2015. — № 1/2. — С. 20-22.
НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬ-НОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОБРАЗОВА-ТЕЛЬНО-КАРЬЕРНАЯ ТРАЕКТО-РИЯ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИ-КАЦИЙ РЫНОК ТРУДА
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты