Спросить
Войти

Роль педагогической периодической печати в развитии читательской активности общества в России на рубеже XIX-XX вв.

Автор: Малыхина О.Н.

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

О. Н. Малыхина

Учитель русского языка и литературы, МБОУ «Лицей №21» (Курск), аспирант кафедры коммуникологии и психологии, Юго-Западный университет, г. Курск E-mail: mon.ic@yandex.ru Olga N. Malykhina Teacher of Russian Language and Literature, Lyceum No. 21, Kursk, graduate student of the Department of Communicology and Psychology, Southwestern University, Kursk, Russia

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ В РАЗВИТИИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБЩЕСТВА В РОССИИ НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ вв.1

В статье рассматривается проблема формирования читательской активности общества в России на рубеже Х1Х-ХХ вв. Характеризуются особенности постановки и решения проблемы читательской активности в отечественной периодике. Показаны результаты исследования архивных документов и статей в периодической печати, раскрывающих заявленную тему. В историческом плане уточнено содержание понятия «читательская активность». Периодика рубежа веков становится важным подспорьем, опирающимся на читательскую активность и стимулирующим ее, направляющим эту активность в соответствии с этическими, образовательными и политическими запросами времени.

Введение. Ни одна из политических партий тех дней не могла в своих печатных изданиях ни пройти мимо проблем образования, ни обойти молчанием требования по развитию образования в своих программах, настолько эти проблемы были остры, злободневны, затрагивали интересы всего общества [14, с. 74]. Даже в непедагогических изданиях вопросы образования становятся очень актуальКак цитировать статью: Малыхина О. Н. Роль педагогической периодической печати в развитии читательской активности общества в России на рубеже Х1Х-ХХ вв. // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 1, № 1 (46). С.22-31.

ны [19, с. 176]. Собственно педагогическая журналистика испытывает бурный подъем. К 1916 году в стране издавалось 304 педагогических журнала: 117 — в Петербурге, 41 — в Москве, 16 — в Киеве, остальные 130 журналов — в 47 городах Российской империи [7, с. 298].

На страницы популярных журналов приходят вопросы методики преподавания, реформирования школы, просвещения народа. Разные общественные деятели смогли получить возможность их дискуссионного обсуждения и даже законодательного продвижения этих вопросов в Государственной думе. Видны «всплески активности» в те периоды, когда осуществлялась подготовка очередной реформы [5].

Педагогическая печать в историографии

Педагогическая печать рубежа XIX и XX веков, по мнению Е. В. Царевой, способствовала формированию в сознании читателей двух различных парадигм педагогического образования: официальной и неофициальной [21]. Е. В. Ковалева на основе анализа полемики «вокруг образования» выделяет среди наиболее актуальных для печати такие вопросы, как активное участие общества и родителей в воспитании и обучении детей; этико-культурный облик учителя (какими должны быть актуальные темы и вопросы, волнующие педагога, а значит, и его воспитанников); формализм в образовании; профессиональное образование самих учителей; экономическое и общественное положение педагогов; материальная база образовательных и воспитательных учреждений [9]. А. Н. Поздняков обозначает, что Министерство народного просвещения фиксировало вопросы, вызывавшие наибольшую обеспокоенность общественности: «отчужденность от семьи и бюрократический характер средней школы; невнимательность к личным особенностям учащихся и пренебрежение нравственным и физическим воспитанием; чрезмерность ежедневной умственной работы, возлагаемой на учеников; недостаточное преподавание русского языка, русской истории и русской литературы; излишнее преподавание отдельных предметов и неправильная постановка их преподавания; слабое и ненормальное преподавание отдельных предметов в реальных училищах» [14, с. 76].

Архивные источники о круге чтения школьников

Нами были проанализированы источники Государственного архива Курской области, в частности циркуляры Министерства народного

просвещения, документы попечителя Харьковского учебного округа (В. К. Анрепа и др.), учебные планы и программы. На их основании можно сделать обобщающие выводы по Харьковскому округу, свидетельствующие о тенденции в системе гимназического образования. Протоколы педагогического совета Курской женской прогимназии 1882 года, журнал заседаний педагогического совета Рыльского трехклассного городского училища за 1894-1899 гг., протоколы заседаний педагогических советов Курской мужской гимназии за 1895, 1897, 1905, 1913 гг., протоколы Щигровской женской прогимназии рубежа веков и аналогичные материалы подтверждают, что не только словесники, но и преподаватели других дисциплин, методисты, администрация, родители и чиновники озабочены кругом чтения школьников [8; 16; 17; 18; ср.: 19; 20]. Проблема формирования читательской активности занимает очень важное место не только в работе преподавателей родного языка и литературы, но и любой другой дисциплины. Изучение подходов к ней в истории может прояснить пути ее решения в настоящем. На рубеже XIX-XX вв. происходил перелом в читательской активности российского общества.

Режиссура чтения и обсуждение ее проблем в периодике

Если в нынешнее время речь подчас идет о формировании традиционной читательской активности, которой нет, то на рубеже XIX-XX вв. говорится о направленности читательской активности («серьезное» и «несерьезное» чтение, обязательное, рекомендованное и дополнительное, программное и частное) и даже о ее ограничении. Чтение книг в 1860-е — 1910-е годы выступало для педагогической аудитории аналогом современного Интернета: так же обсуждаются польза и вред от чтения, как сегодня — от увлеченности Сетью.

Поскольку разобщенность среди влиятельных российских ведомств, их разное представление о роли прессы в обществе давали отечественной периодике возможность определенной свободы в трактовании общественно значимых событий, законодательных инициатив, деяний политических и общественных деятелей, то ответное желание «направить» чтение возникает не только у педагогов, но и у правительственных органов. Причем направить чтение не только школьников, но и взрослых. По В. Ф. Блохину, к середине 1860-х гг. стало очевидным, что предварительная цензура оказалась совершенно «бессильной в борьбе

с литературой». Карательные действия цензуры все чаще вызывали критические суждения в обществе против нее самой. Издания освоили способы противодействия ей, «проводя литературную, умственную контрабанду», а читающая публика развила в себе «искусство междустрочного чтения» [5, с. 16].

Власти Пермской губернии с тревогой отмечали: «Агитация среди детей — одно из возмутительных явлений нашей „освободительной" эпохи. Горе соблазнившему одного из малых сих... Между тем самая активная пропаганда ведется в школе и детской литературе» (Пермские губернские ведомости. 1906. №№ 239, 260). Увеличившееся число школьных беспорядков подтвердило влияние агитаторов на воспитательно-образовательный процесс. Побеги детей из дому и розыски их по публикации стали обычным делом. В детских рассказах, публиковавшихся в революционных материалах, рекомендовалось оставлять во имя «свободы» старых родителей, которые придерживались старого порядка. Подобные идеи внушались в форме сказок детям младшего возраста. Очевиден расчет на впечатлительную память детей. Басни с такой моралью не пропадали даром, дети воспитывались на них. Пропаганда велась даже в детских журналах. «Писатели принялись сочинять самоновейшие басенки с „освободительной моралью", не подозревая, насколько безнравственно их содержание. Вот и говорите о наивности и бессодержательности детской литературы. В ней проповедуются самые модные идеи» [2, с. 17].

Более консервативные журналы, такие как «Задушевное слово» (18761918) и «Родник», ставили перед собой задачи вызвать в своих читателях принятие окружающей их жизни, «развивать в них эстетический вкус и любознательность, направлять живые способности ребенка на верный путь доброй нравственности и полезного труда,. наглядными примерами из истории и жизни замечательных людей подготовить детей и юношей к полезной деятельности и разумной семейной жизни, а научно-популярными сведениями расширять их умственный кругозор» [20, с. 5].

Популярность «Задушевного слова» и «Родника» подтверждается высокими тиражами, благодарственными письмами юных читателей в редакции, а также длительным периодом существования (1876-1918; 1882-1917). Именно эти издания выписываются учебными заведениями Курской губернии на протяжении долгого времени [17; 18]. Отмечая доминирование дидактической, патриотической и информационной функций журналов над контролирующей, развлекательной,

Н. Н. Родигина и К. Н. Митрофанова обращают внимание на изменение риторики авторов журнала в части формирования отношения к Сибири как части Российской империи. В 70-х гг. XIX в. Сибирь — часть единого с «внутренней» Россией экономического, политического и культурного пространства, ни в коем случае не «экзотическая» территория. В качестве примера типичных российских губернских городов с развитой культурой и экономикой в 1880-е годы приводятся Красноярск и Тобольск. Осенью 1917 г., после перевода царской семьи в Тобольск, журнал «Задушевное слово» обращается к истории города, его достопримечательностям, называя его «сибирским захолустьем» [20].

В периодике к необразованным и малообразованным слоям относились как к детям, неразумным и неопытным [13, с. 102]. Вот почему вопросам просвещения, ликвидации безграмотности населения, создания большего количества библиотек, доступных (по содержанию и цене) книг уделялось так много внимания. Д. И. Попов приводит соответствующие выдержки из статей представителей кадетской партии: «...обновление существующего общественного строя признается важным лишь при участии в нем широких масс населения, распространение просвещения среди этих масс является неотложной задачей всех общественных сил»; «для завоевания широкого развития морального необходимо, чтобы образование широкой волной прокатилось по нашей Родине, достигло самых глухих углов и напоило всех жаждущих знаний. Пути к распространению образования в массах лучшей частью нашего общества уже указаны, и по ним с 60-х годов минувшего столетия уже катится в народ живая вода знания. Разумею воскресные школы, библиотеки, народные чтения, повторительные курсы и лекции» [15, с. 23-24]. При этом кадеты старались не просто вести просветительную работу среди малообразованных, но и привлекать их к сотрудничеству в рамках культурно-просветительных организаций, стимулировать активную гражданскую позицию. Подобному стремлению препятствовали положения Временных правил об обществах и союзах, запрещавшие учащимся низших, средних и отчасти высших учебных заведений состоять в культурно-просветительных обществах.

В собственно педагогической периодике конца XIX — начала XX вв. вопросам предметного чтения посвящена статья Сергея Бранловского «Живое слово об оздоровлении средней школы» («Педагогический сборник», ноябрь 1903 г.). Автор утверждает, что оздоровление школы

не в перемене или перестановке учебных предметов, а в изменении прочитываемого. «Если бы вместо того, например, чтобы мучать ребенка заучиванием цифр, сколько квадратных миль занимает Сахара,. география давала ряд художественных картин грозной пустыни и ужасных ураганов, ласкающих взор оазисов., — школьник с жадным вниманием ловил бы каждое слово, дорожил бы каждой минутой урока». Ярко, образно говорит педагог о школьном чтении как о «покрове мертвечины» и требует «вдунуть» в нее «душу живу» [6].

Живое обучение чтению упиралось в перегруженность преподавателя. Опираясь на журнальные публикации конца XIX — начала XX вв., Ю. В. Лазарев рассказывает об «извечном» тяжелом труде словесника, в обязанности которого, помимо проверки огромного количества письменных работ (что учителя и методисты того времени считали главной проблемой), входит еще и «произнесение речей на годичных актах», разработка литературных бесед и «руководство» чтением учеников, да еще и принятие на себя «центра тяжести общего умственного развития учащихся» [11, с. 121]. Подчеркнем важный для нас аспект: учитель обязан руководить чтением учеников, трудиться над этим в «нечеловеческих условиях» и преждевременно погибнуть от переутомления.

Впервые образ «маленького человека» — русоведа-труженика — как серьезная проблема образовательной системы возникает на страницах педагогических журналов в конце XIX века. Когда же ему, столь обремененному, следить за новинками художественной литературы, о которых он должен рассказать в классе?! Когда ему самообразовываться, изучая статьи профессиональной периодики?! Такие риторические вопросы заполняют педагогические журналы в рассматриваемый нами исторический период. Эта волна — результат другой бури, связанной с проблемой низкой грамотности учащихся и неудовлетворительными результатами по сочинениям. Потребность в чтении у школьников велика, активная гражданская позиция налицо, учителя самоотверженно трудятся — а методическая проблема отсутствия культурной грамотности так же актуальна на рубеже веков, как и в наши дни.

Помимо рассуждений о своем бедственном положении, статьи учителей-словесников наполнены искренними переживаниями о содержании чтения. Так, В. И. Водовозов весьма эмоционально критикует современное ему преподавание литературы и демонстрирует свое видение: «Учебник должен служить средством самостоятельного развития и, как

бы хорошо ни был составлен, не заменит живое изложение преподавателя» [12, с. 170]. Вопросы качества и назначения учебников, уместности изучения «классической» (на греческом и латинском) и новейшей зарубежной литературы, понимания читаемого учениками очень актуальны, судя по публикациям в педагогических журналах рубежа веков. Преподаватели стремятся всесторонне оценивать в первую очередь усвоение школьниками получаемой из книг информации. Так, учитель К. Петров предлагает сокращать программы за счет произведений, «не особенно близких нашему времени», а на первый план выдвигать современных писателей [12, с. 170]. Интересно, что мнение автора редакция не разделяет и специально оговаривает это в сноске.

Заключение. На рубеже веков педагогическая и массовая периодика поднимают вопрос о воспитании учителя-словесника как «режиссера по чтению», активно вовлекающего в этот «спектакль чтения» малообразованные слои путем пробуждения стимулов и выработки элементарных навыков повседневной тяги к печатному слову. Выяснить, сыграло ли это пробуждение учителя и его подопечных на пользу или во вред истории, — отдельная исследовательская задача.

1Работа подготовлена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований. Проект № 16-06-00531

Литература

1. Ануфриев В. В. Становление и развитие системы образования в российской провинции во второй половине XIX — начале XX века: на материалах Курской губернии (дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. Курск, 2007. 604 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/ content/stanovlenie-i-razvitie-sistemy-obrazovaniya-v-rossiiskoi-provintsii-vo-vtoroi-polovine-xix-n#ixzz4gQhDLC77 (дата обращения: 08.05.2017).
2. Баева А. А. Пропаганда как средство распространения революционных образов в периодической печати Урала в 1905-1907 гг. // Известия Алтайского государственного университета. 2012 г. № 4-2(76). С. 16-18.
3. Беленцов С. И. Проблема гражданского воспитания в русской педагогической школе в конце XIX — начале XX в.: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2000 г. 174 с.
4. Блохин В. Ф. Российская периодическая печать в период «политической оттепели» начала 1880-х годов // Вестник Брянского государственного университета. 2010. № 2. С. 14-20.
5. Блохин В. Ф. Становление и развитие губернской периодической печати в России (вторая треть XIX — начало XX в : дис. ... докт. ист. наук: 07.00.02. Санкт-Петербург, 2011. 264 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dslib.net/istoria-otechestva/stanovlenie-i-razvitie-gubernskoj-periodicheskoj-pechati-v-rossii.html (дата обращения: 25.04.2016).
6. Бранловский С. Живое слово об оздоровлении средней школы: педагогический сборник. 1903 г. // ГАКО
7. Днепров Э. Д. Очерки развития школы и педагогической мысли народов СССР. М.: Педагогика, 1991 г. 481 с.
8. Журнал заседаний педагогического Совета Рыльского трехклассного городского училища за 1894-1899 гг. // ГАКО. Фонд 548. Опись 1. Дело № 147.
9. Ковалева Е. В. Актуальные вопросы образования в педагогической печати на рубеже XIX-XX столетий // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки 2013. № 2 (22). С. 98-103.
10. Кузнецова Т. А. Просвещение в Сибири на страницах сатирических еженедельных журналов рубежа XIX-XX вв. // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 2. С. 146-149.
11. Лазарев Ю. В. «Жгучий вопрос»: к проблеме «тетрадного» труда учителя-словесника (по журнальным публикациям конца XIX — начала XX вв.) // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2009. № 25. С. 120-130.
12. Лазарев Ю. В. Преподаватели словесности в дискуссии о реальном и классическом образовании (1861-1864) // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. № 4. Т. 3. С. 168-171.
13. Нарский И. В. Российские интеллектуалы в роли миссионеров: инструментализация концепта «культура» либеральной оппозицией в России XIX — начала ХХ вв. // Вестник Пермского университета. 2012. № 2 (19). С. 98-114.
14. Поздняков А. Н. История педагогики и образования за рубежом и в России: учебное пособие. Саратов: Наука, 2009. 143 с.
15. Попов Д. И. «От разрушения к просвещению»: место культурно-просветительной работы в тактических установках партии кадетов в 1905-1917 гг. // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2014. № 1 (1). С. 20-27.
16. Протоколы заседаний педагогических советов Курской мужской гимназии за 1895, 1897, 1905, 1913 гг. // ГАКО Фонд185. Опись 1.
17. Протоколы педагогического совета Курской женской прогимназии 1882 года // ГАКО. Фонд 183. Опись 1. Дело 1.
18. Протоколы Щигровской женской прогимназии // ГАКО. Фонд 1496. Опись 1. Дело 1.
19. Родигина Н. Н. «Кому просвещать Сибирь?»: вопросы образования на страницах российской журнальной прессы конца XIX — начала XX вв. // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 2. С. 176-184.
20. Родигина Н. Н., Митрофанова К. Н. «И вдруг она приблизилась к нам.»: образ Сибири в детских журналах конца XIX — начала ХХ вв. // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 6 (38). С. 5-9.
21. Царева Е. А. Влияние периодической педагогической печати на развитие системы профессионального образования народных учителей в России: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Нижний Новгород. 2010 г. 157с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nauka-pedagogika. com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-vliyanie-periodicheskoy-pedagogicheskoy-pechati-na-razvitie-sistemy-professionalnogo-obrazovaniya-narodnyh-uchiteley-v-ro (дата обращения: 28.02.2017).
22. Чехов Н. В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/chehov_narodnoe-obrazovanie_1912 (дата обращения: 03.05.2017).
23. Юный краевед, 2016. № 1
24. Юный краевед, 2016. № 4

PEDAGOGICAL ROLE OF PERIODIC PRESS IN THE DEVELOPMENT OF READING ACTIVITIES OF THE SOCIETY IN RUSSIA AT THE TURN OF 19TH-20TH CENTURIES

The article considers the problem of formation of reading activities of the society in Russia at the turn of 19th-20th centuries. The author gives a description of the specifics of the formulation and solution of the problem of reader activity in domestic periodicals. The article presents the results of a study of archival documents and articles in the periodical press. In the historical plan, the author gives a clarification of the content of the concept of "reader activity".

The main methods of work are:

- comparative-historical and theoretical analysis of the sources, describing the features of

the formulation and solution of the problem of reading activities in the Russian pedagogy at the turn of 19th-20th centuries;

- generalization, systematization and classification of the material presented in the publications of the study period and modern works.

The author conducted research of archival documents and articles in the periodical press at the turn of 19th-20th centuries, revealing the claimed subject studied thesis and articles by contemporary scholars on similar subjects. The author also raised the issue of education of the present generation by means of modern magazines.

Scientific novelty of work is determined by the contribution of the author in the decision of problems of formation of pupil&s reading activity based on domestic experiences, clarifying the meaning of the term "reading activity".

The results of the study confirm that the periodicals at the turn of the centuries becomes an important tool, based on reading activities and directs this activity in accordance with ethical, educational and political demands of the time.

References

• Anufriev V. V. Stanovlenie i razvitie sistemyi obrazovaniya v Rossiyskoy provintsii vo vtoroy polovine XIX — nachale XX veka: na materialah Kurskoy gubernii (dissertatsiya ... kandidata istoricheskih nauk: 07.00.02 / Anufriev Vladimir Valentinovich;; [Mesto zaschityi: Kur. gos. tehn. un-t]. Kursk, 2007. 604 s. Available online: or URL: http://www.dissercat.com/content/stanovlenie-i-razvitie-sistemy-obrazovani-ya-v-rossiiskoi-provintsii-vo-vtoroi-polovine-xix-n#ixzz4gQhDLC77 (accessed on: 08.05.2017) [In Rus].

• Baeva A. A. Propaganda kak sredstvo rasprostraneniya revolyutsionnyih obrazov v periodicheskoy pechati Urala v 1905-1907 gg. //Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. 4-2(76) 16-18 [In Rus].

• Belentsov S. I. Problema grazhdanskogo vospitaniya v russkoy pedagogicheskoy shkole v kontse XIX — nachale XX vv: avtoref. dis... kand. ped.n. / Sergey Ivanovich Belentsov. Kursk, 2000. 174. [In Rus].

• Blokhin V. F. Rossiyskaya periodicheskaya pechat v period «politicheskoy ottepeli» nachala 1880-h go-dov. // Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. 2 14-20. [In Rus].

• Blokhin V. F. Stanovlenie i razvitie gubernskoy periodicheskoy pechati v Rossii (vtoraya tret XIX — nachalo XX v: dissertatsiya ... doktora istoricheskih nauk: 07.00.02 / Blohin Valeriy FYodorovich; [Mesto zaschityi: GOUVPO "Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyiy universitet"]. Sankt-Peterburg, 2011. 264. Available online: or URL: http://www.dslib.net/istoria-otechestva/stanovlenie-i-razvitie-gubernskoj-pe-riodicheskoj-pechati-v-rossii.html (accessed on: 25.04.16) [In Rus].

• Branlovskiy S. Zhivoe slovo ob ozdorovlenii sredney shkolyi //Pedagogicheskiy sbornik. 1903// GAKO [In Rus].

• Chekhov N. V. Narodnoe obrazovanie v Rossii s 60-h godov XIX veka. Available online: or URL: http://elib.gnpbu.ru/text/chehov_narodnoe-obrazovanie_1912 (accessed on: 03.05.2017) [In Rus].

• Dneprov E. D. Ocherki razvitiya shkolyi i pedagogicheskoy myisli narodov SSSR. M.: Pedagogika, 1991. 481. [In Rus].

• I klassicheskom obrazovanii (1861-1864 gg.) // Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011 4 T. 3. S.168-171 [In Rus].

• Kovaleva E. V. Aktualnyie voprosyi obrazovaniya v pedagogicheskoy pechati na rubezhe XIX-XX stoletiy // Vestnik KRAUNTs. Gumanitarnyie nauki 2013g. 2 (22) 98-103. [In Rus].

• Kuznetsova T. A. Prosveschenie v Sibiri na stranitsah satiricheskih ezhenedelnyih zhurnalov rubezha XIX-XX vv. // Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal 2014 2 146-149. [In Rus].

• Lazarev Yu.V. «Zhguchiy vopros»: k probleme «tetradnogo» truda uchitelya-slovesnika (po zhurnalny-im publikatsiyam kontsa XIX — nachala XX veka) //Vestnik Ryazanskogo gosudarstvennogo universiteta im. S. A. Esenina. 2009 25 120-130. [In Rus].

• Lazarev Yu. V. Prepodavateli slovesnosti v diskussii o realnom

• Narskiy I. V. Rossiyskie intellektualyi v roli missionerov: instrumentalizatsiya kontsepta «kultura» liberalnoy oppozitsiey v Rossii XIX — nachala HH veka // Vestnik Permskogo universiteta. 2012g (19). S. 98-114. [In Rus].

• Popov D. I. «Ot razrusheniya k prosvescheniyu»: mesto kulturno-prosvetitelnoy rabotyi v takticheskih ustanovkah partii kadetov v 1905-1917 gg. // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Istoricheskie nau-ki». 2014g 1 (1). S. 20-27. [In Rus]

• Pozdnyakov A. N. Istoriya pedagogiki i obrazovaniya za rubezhom i v Rossii: Uchebnoe posobie. Saratov: Nauka, 2009. 143 [In Rus].

• Protokoly Pedagogicheskogo Soveta Kurskoy zhenskoy progimnazii 1882 goda // GAKO. Fond 183. Opis 1. Delo 1. [In Rus].

• Protokoly Schigrovskoy zhenskoy progimnazii // GAKO. Fond 1496. Opis 1. Delo 1. [In Rus].

• Protokoly zasedaniy pedagogicheskih sovetov Kurskoy muzhskoy gimnazii za 1895, 1897, 1905, 1913 gg. // GAKO Fond185. Opis1. [In Rus].

• Rodigina N. N. «Komu prosveschat Sibir?»: voprosyi obrazovaniya na stranitsah rossiyskoy zhurnalnoy pressyi kontsa XIX — nachala XX vv. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. // 2007g 2. S.176-184. [In Rus].

• Rodigina N. N., Mitrofanova K. N. «I vdrug ona priblizilas k nam.»: obraz Sibiri v detskih zhurnalah kontsa XIX — nachala HH v // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015 6 (38). 5-9. [In Rus].

• Tsareva E. A. Vliyanie periodicheskoy pedagogicheskoy pechati na razvitie sistemyi professionalnogo obrazovaniya narodnyih uchiteley v Rossii: dissertatsiya ... kandidata pedagogicheskih nauk: 13.00.01 / Tsareva Elena Viktorovna; [Mesto zaschityi: GOUVPO "Nizhegorodskiy gosudarstvennyiy pedagogicheskiy universitet"] Nizhniy Novgorod. 2010g. 157s. Available online: or URL: http://nauka-pedagogika. com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-vliyanie-periodicheskoy-pedagogicheskoy-pechati-na-razvitie-sistemy-professionalnogo-obrazovaniya-narodnyh-uchiteley-v-ro (accessed on: 28.02.2017) [In Rus].

• «Yunyiy kraeved» 2016. No. 1[In Rus].

• «Yunyiy kraeved» 2016. No. 4[In Rus].

• Zhurnal zasedaniy pedagogicheskogo Soveta Ryilskogo tryokhlassnogo gorodskogo uchilischa za 1894-1899gg. // GAKO. Fond 548. Opis 1. Delo 147. [In Rus].

reading activity the periodicals of late 19th early 20th centuries pedagogical ideals education reform ЧИТАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ КОНЦА xix НАЧАЛА xx ВВ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕАЛЫ РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты