Спросить
Войти

ШОС КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ

Автор: Джанибеков Б.Т.

УДК 304.5

Джанибеков Б.Т.

кандидат философских наук Кыргызско-Российский Славянский университет, Бишкек

ШОС КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ

Аннотация

Проблема безопасности национального государства в современных условиях не может рассматриваться без учета процессов глобализации и региональной интеграции, которые требуют поиска совместных решений по обеспечению устойчивости экономического развития, социально-политической стабильности, региональной безопасности. Шанхайская организация сотрудничества и стала тем инструментом обеспечения коллективной безопасности, который позволяет эффективно сотрудничать странам-участницам в экономической, гуманитарной и военной сферах.

Региональное сотрудничество, ШОС, глобализация, Центральная Азия, региональный терроризм,

экстремизм, сепаратизм.

С появлением на постсоветском пространстве пятнадцати независимых государств остро встал вопрос доверия в военной области и сокращения военной силы. С этой целью пять государств (Китай, Казахстан, Россия, Таджикистан и Кыргызстан), имеющие общие государственные границы начали искать коммуникационную площадку для обсуждения всего этого комплекса задач. Подписание «Соглашения об укреплении доверия в военной области в приграничных районах» [1] и «Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в приграничных районах» [2] и стало началом политического процесса, который назвали механизмом «Шанхайской пятерки». В период с 1998 по 2000 года главы пяти государств регулярно проводили встречи. Содержание официальных встреч неуклонно расширялось от укрепления доверия в приграничных зонах до взаимовыгодного сотрудничества не только в области политики, безопасности и дипломатии. Поднимались вопросы торгово-экономического, культурно-гуманитарного сотрудничества. Встречи глав государств потребовали координации и обсуждения комплекса вопросов и на уровне министров обороны, правоохранительных органов, экономики, культуры, транспорта, чрезвычайных ситуаций и других структур, вовлеченных в обеспечение многостороннего сотрудничества. Результаты официальных встреч получили свое отражение в решении приграничных вопросов, организация линии защиты в борьбе с региональным терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом [3], обеспечивается стабильность региона, продвинулись торгово-экономические связи, координация действий пяти государств на международной арене.

15 июля 2001 года была создана Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), в состав которой вошли Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан. Официальными рабочими языками стали русский и китайский. Штаб-квартира организации располагается в Пекине. Главы государств подписали «Декларацию о создании Шанхайской организации сотрудничества» [4], «Шанхайскую конвенцию» [5], с этого момента начинается институализация международной организации, главными направлениями деятельности были определены: сотрудничество в области политики безопасности, торговля и экономика, культура и гуманитарное сотрудничество. Были созданы Секретариат ШОС и Региональная антитеррористическая структура (РАТС). С 1 января 2004 года ШОС получил статус международной структуры, обладающей собственными рабочими механизмами, персоналом и бюджетом. В этом же году со статусом наблюдателя присоединилась Монголия, Иран, Пакистан, Индия (2007). В 2012 году статус наблюдателя получил Афганистан. В 2017 году в состав ШОС в качестве полноправных членов вошли Индия и Пакистан. Таким образом, в ШОС входит восемь государств, четыре государства наблюдателя, шесть государств со статусом «партнер по диалогу» Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка.

Страны ШОС придерживаются взглядов многополярной системы международных отношений и подчеркивают, что существующий миропорядок должен основываться на коллективном решении проблем безопасности, верховенстве права и демократизации международных отношений.

В области экономического развития важными направлениями деятельности ШОС является поддержка крупных инвестиционных проектов и формирование единого энергетического рынка в рамках ШОС. Энергетическая отрасль является очень важным направлением работы организации, поскольку в ней задействованы самые крупные производители энергоресурсов континента, а в совокупности и мира. Экономический эффект от сотрудничества в данной области приносит благо всем участникам. Россия имеет возможность эффективно использовать и модернизировать сложившуюся инфраструктуру, ресурсы и технологические преимущества, Казахстан и Узбекистан, у которых значительные энергетические ресурсы, могут рассчитывать на привлечение инвестиционных ресурсов, технологические инновации и расширение рынков сбыта в других государствах. Китай получает возможность диверсификации импорта энергоресурсов и увеличение их объемов. Китай нуждается в центрально-азиатских «нефти, газе, руд черных и редких металлов, гидроресурсах» [6, с. 20]. В 2007 году страны-участницы ШОС подписали соглашение о взаимодействии между Межбанковским объединением (МБО) и Деловым советом ШОС, который был подкреплен Регламентом о взаимодействии банков членов МБО ШОС при отборе и реализации проектов. Участниками Соглашения стали уполномоченные банки государств: Внешэкономбанк (Россия), Государственный банк развития (Китай), Банк развития (Казахстан), Национальный банк (Таджикистан), Национальный банк внешнеэкономической деятельности (Узбекистан) и Расчетно-сберегательная кампания (Кыргызстан). Задача банков заключается в аккумуляции финансовых средств региона, предоставление банковских услуг приоритетным объектам сотрудничества.

В области борьбы с терроризмом и экстремизмом главную роль играет Региональная антитеррористическая структура (РАТС), который оказался очень эффективным инструментом. Формирование специализированных банков данных о международных террористических, сепаратистских и экстремистских организациях позволило создать «Единый розыскной реестр», который обновляется систематически, и перечень террористических организаций входит более ста организаций. В области содействия в подготовке и проведении оперативно-розыскных и других мероприятий действуют трехлетние программы сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, утверждаемые Советом глав государств ШОС. Только в 2017 году было зарыто около 50 ячеек террористических и экстремистских организаций ФСБ России, с помощью России и стран Центральной Азии были выявлены, задержаны и экстрадированы более 150 граждан, которые были объявлены в розыск [7, с. 114]. Подготовка и проведение учений еще одно важное направление деятельности РАТС, они проводятся ежегодно. Подготовка специалистов для антитеррористических подразделений проводится в образовательных учреждениях соответствующих силовых структур Китая и России. Поддержанием рабочих контактов с международными организациями, чья деятельность связана с борьбой с международной преступностью в области терроризма, сепаратизма и экстремизма, РАТС занимается серьезно, руководствуясь резолюцией ООН «О сотрудничестве между ООН и ШОС» А/КЕ8/65/124 от 13 декабря 2010 года. Особо следует отметить продуктивное сотрудничество с подразделением ООН -Контртеррористическим управлением (УКТ). За рамками ООН такие связи действуют с Интерполом, Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. С вступлением в членство Индии и Пакистана потенциал ШОС существенно окреп.

Однако определенные мысли о возможных нюансах в будущем все же возникают. Так эксперты ссылаются на публикации: «В Синей книге «Доклад о развитии АТР» (2013), опубликованной Академий Общественных наук Китая, отмечается, что Россия, несмотря на участие в ШОС, постоянно рассматривает Центральную Азию в качестве «сферы своего влияния», не обладая при этом необходимой экономической мощью ... В докладе особо подчеркивается, что, несмотря на разрешение ряда спорных пограничных вопросов и углубление стратегического взаимного доверия, вероятность восстановления союзнических отношений между Пекином и Москвой невелика» [8, с. 57].

Мы полагаем, на данный момент геополитические интересы России и Китая пока еще не сталкивались в полную силу, учитывая, что каждая сторона вынуждена противостоять геополитическим амбициям глобального лидера - США. Но точка зрения В. Дергачева вполне обоснована и не входит в конфликт с известными фактами доминирования КНР в центрально-азиатском регионе. Кыргызстан и Таджикистан уже имеют серьезные долговые обязательства, которые превышают 50% ВВП республик. Узбекистан и Казахстан обладают большими энергетическими ресурсами, в которых нуждается Китай, поэтому они неизбежно будут в фокусе внимания китайской внешней политики. Список использованной литературы:

1. Соглашение между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой об укреплении доверия в военной области в районе границы от 26 апреля 1996 года / Законодательство стран СНГ. URL: http://base.spmform.ru/show_doc.fwx?rgn=3879 (дата обращения 25.01.2020).
2. Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы от 24 апреля 1997 года / Законодательство стран СНГ. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=3872 (дата обращения 25.01.2020).
3. Абытов Б.К., Ахметжанова С.Б. Из истории развития Шанхайской организации сотрудничества // Известия вузов Кыргызстана. 2015. №12. С.92-94.
4. Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества / Официальный сайт ШОС. 15.06.2001 г. URL: http://rus.sectsco.org/documents/20010615/43372.html (дата обращения 25.12.2019).
5. Шанхайская конвенция / Официальный сайт ШОС. 15.06.2001 г. URL: http://rus.sectsco.org/documents/20010615/43372.html (дата обращения 25.12.2019).
6. Алиев М.А. Экономические институты ШОС // Геоэкономика и геополитика. 2014. С. 19-24.
7. Кокошина З.А. Роль Шанхайской организации сотрудничества в противодействии терроризму и экстремизму на постсоветском пространстве // Вестник Моск. Уни-та. Международные отношения и мировая политика. 2017. № 4. С. 97-123.
8. Дергачев В. Битва за Евразию. Тектоническая геополитическая трансформация - Вестник аналитики. 2014. № 1. С. 43-58.

© Джанибеков Б. Т., 2020

РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ШОС ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТЕРРОРИЗМ ЭКСТРЕМИЗМ СЕПАРАТИЗМ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты