УДК 304.5
Джанибеков Б.Т.
кандидат философских наук Кыргызско-Российский Славянский университет, Бишкек
ШОС КАК ИНСТРУМЕНТ РЕГИОНАЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ
Аннотация
Проблема безопасности национального государства в современных условиях не может рассматриваться без учета процессов глобализации и региональной интеграции, которые требуют поиска совместных решений по обеспечению устойчивости экономического развития, социально-политической стабильности, региональной безопасности. Шанхайская организация сотрудничества и стала тем инструментом обеспечения коллективной безопасности, который позволяет эффективно сотрудничать странам-участницам в экономической, гуманитарной и военной сферах.
Региональное сотрудничество, ШОС, глобализация, Центральная Азия, региональный терроризм,
экстремизм, сепаратизм.
С появлением на постсоветском пространстве пятнадцати независимых государств остро встал вопрос доверия в военной области и сокращения военной силы. С этой целью пять государств (Китай, Казахстан, Россия, Таджикистан и Кыргызстан), имеющие общие государственные границы начали искать коммуникационную площадку для обсуждения всего этого комплекса задач. Подписание «Соглашения об укреплении доверия в военной области в приграничных районах» [1] и «Соглашение о взаимном сокращении вооруженных сил в приграничных районах» [2] и стало началом политического процесса, который назвали механизмом «Шанхайской пятерки». В период с 1998 по 2000 года главы пяти государств регулярно проводили встречи. Содержание официальных встреч неуклонно расширялось от укрепления доверия в приграничных зонах до взаимовыгодного сотрудничества не только в области политики, безопасности и дипломатии. Поднимались вопросы торгово-экономического, культурно-гуманитарного сотрудничества. Встречи глав государств потребовали координации и обсуждения комплекса вопросов и на уровне министров обороны, правоохранительных органов, экономики, культуры, транспорта, чрезвычайных ситуаций и других структур, вовлеченных в обеспечение многостороннего сотрудничества. Результаты официальных встреч получили свое отражение в решении приграничных вопросов, организация линии защиты в борьбе с региональным терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом [3], обеспечивается стабильность региона, продвинулись торгово-экономические связи, координация действий пяти государств на международной арене.
Страны ШОС придерживаются взглядов многополярной системы международных отношений и подчеркивают, что существующий миропорядок должен основываться на коллективном решении проблем безопасности, верховенстве права и демократизации международных отношений.
В области экономического развития важными направлениями деятельности ШОС является поддержка крупных инвестиционных проектов и формирование единого энергетического рынка в рамках ШОС. Энергетическая отрасль является очень важным направлением работы организации, поскольку в ней задействованы самые крупные производители энергоресурсов континента, а в совокупности и мира. Экономический эффект от сотрудничества в данной области приносит благо всем участникам. Россия имеет возможность эффективно использовать и модернизировать сложившуюся инфраструктуру, ресурсы и технологические преимущества, Казахстан и Узбекистан, у которых значительные энергетические ресурсы, могут рассчитывать на привлечение инвестиционных ресурсов, технологические инновации и расширение рынков сбыта в других государствах. Китай получает возможность диверсификации импорта энергоресурсов и увеличение их объемов. Китай нуждается в центрально-азиатских «нефти, газе, руд черных и редких металлов, гидроресурсах» [6, с. 20]. В 2007 году страны-участницы ШОС подписали соглашение о взаимодействии между Межбанковским объединением (МБО) и Деловым советом ШОС, который был подкреплен Регламентом о взаимодействии банков членов МБО ШОС при отборе и реализации проектов. Участниками Соглашения стали уполномоченные банки государств: Внешэкономбанк (Россия), Государственный банк развития (Китай), Банк развития (Казахстан), Национальный банк (Таджикистан), Национальный банк внешнеэкономической деятельности (Узбекистан) и Расчетно-сберегательная кампания (Кыргызстан). Задача банков заключается в аккумуляции финансовых средств региона, предоставление банковских услуг приоритетным объектам сотрудничества.
В области борьбы с терроризмом и экстремизмом главную роль играет Региональная антитеррористическая структура (РАТС), который оказался очень эффективным инструментом. Формирование специализированных банков данных о международных террористических, сепаратистских и экстремистских организациях позволило создать «Единый розыскной реестр», который обновляется систематически, и перечень террористических организаций входит более ста организаций. В области содействия в подготовке и проведении оперативно-розыскных и других мероприятий действуют трехлетние программы сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, утверждаемые Советом глав государств ШОС. Только в 2017 году было зарыто около 50 ячеек террористических и экстремистских организаций ФСБ России, с помощью России и стран Центральной Азии были выявлены, задержаны и экстрадированы более 150 граждан, которые были объявлены в розыск [7, с. 114]. Подготовка и проведение учений еще одно важное направление деятельности РАТС, они проводятся ежегодно. Подготовка специалистов для антитеррористических подразделений проводится в образовательных учреждениях соответствующих силовых структур Китая и России. Поддержанием рабочих контактов с международными организациями, чья деятельность связана с борьбой с международной преступностью в области терроризма, сепаратизма и экстремизма, РАТС занимается серьезно, руководствуясь резолюцией ООН «О сотрудничестве между ООН и ШОС» А/КЕ8/65/124 от 13 декабря 2010 года. Особо следует отметить продуктивное сотрудничество с подразделением ООН -Контртеррористическим управлением (УКТ). За рамками ООН такие связи действуют с Интерполом, Евразийской группой по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма. С вступлением в членство Индии и Пакистана потенциал ШОС существенно окреп.
Однако определенные мысли о возможных нюансах в будущем все же возникают. Так эксперты ссылаются на публикации: «В Синей книге «Доклад о развитии АТР» (2013), опубликованной Академий Общественных наук Китая, отмечается, что Россия, несмотря на участие в ШОС, постоянно рассматривает Центральную Азию в качестве «сферы своего влияния», не обладая при этом необходимой экономической мощью ... В докладе особо подчеркивается, что, несмотря на разрешение ряда спорных пограничных вопросов и углубление стратегического взаимного доверия, вероятность восстановления союзнических отношений между Пекином и Москвой невелика» [8, с. 57].
Мы полагаем, на данный момент геополитические интересы России и Китая пока еще не сталкивались в полную силу, учитывая, что каждая сторона вынуждена противостоять геополитическим амбициям глобального лидера - США. Но точка зрения В. Дергачева вполне обоснована и не входит в конфликт с известными фактами доминирования КНР в центрально-азиатском регионе. Кыргызстан и Таджикистан уже имеют серьезные долговые обязательства, которые превышают 50% ВВП республик. Узбекистан и Казахстан обладают большими энергетическими ресурсами, в которых нуждается Китай, поэтому они неизбежно будут в фокусе внимания китайской внешней политики. Список использованной литературы:
© Джанибеков Б. Т., 2020