Электронная демократия как тренд современного общественно-политического развития: сущность и основные модели
Маневский Евгений Васильевич
аспирант, кафедра государственной политики, Мзсковский Государственный Университет им. МБ.
Ломоносова
И e.manevskiy@gmail.com
Статья из рубрики "ДЕМОКРАТИЯ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ"
Аннотация.
В этой статье автор подробно рассматривает развитие демократических режимов в условиях внедрения новых информационно-коммуникационных технологий. Предметом исследования являются теоретические модели электронной демократии (э-демократия) и их реализация в мировой практике. Авто рассмотрит сам феномен электронной демократии, структуру понятия и определение. Особое внимание будет уделено анализу моделей электронной демократии, предложенными другими авторами. Автор также рассмотрит классическую систему моделей демократии - прямую, представительную и делиберативную (совещательную) - и попытается предложить свое видение парадигмы моделей электронной демократии. Все предложенные модели будут рассмотрены с точки зрения использования новых информационно-коммуникационных технологий и их влияния на современную демократическую архитектуру. Новизна данной работы состоит в том, что автор структурирует все направления реализации электронной демократии с точки зрения классической системы моделей. Рассмотрев примеры из мировой практики и критические исследования других ученых, автор приходит к выводу о существовании комплекса проблем на пути развития электронной демократии. Автор также предложит свое видение будущего развития э-демократии.
Дата направления в редакцию:
Дата рецензирования:
Введение
Новые информационные технологии, возникшие вместе с развитие интернета, радикально изменили все сферы коммуникации, политическую систему и демократические процессы. Концепция электронной демократии (Э-демократия) построена на основе применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в распространении информации, политической дискуссии, принятии общественно-политический решений-Ш. Распространение информации подразумевает медиа-освещение деятельности государственных органов, а также политических партий, движений и лидеров среди широких масс населения; все это сопряжено с открытостью и прозрачностью субъектов политического пространства. ИКТ позволяют вывести общественные дискуссии на новый уровень за счет развития форумов, онлайн петиций, социальных медиа и др. Принятие решений в онлайн сфере возможно в условиях большого числа инструментов: онлайн опросов, референдумов и всех форм электронного голосования (в том числе общегосударственных выборов). Об электронной демократии можно говорить на локальном уровне (например, муниципалитетов и местного самоуправления), национальном и международном (например, программа Э-Европы 2005)
Теоретические работы
Теоретические и эмпирические исследования электронной демократии заложены Ё.
Масудой-2!, Дж. Нэсбитом и П. ЭбурдиноД3!, Дж. Барбером-4^, С. Коулманом и П.
Норрис-5!, Андерсеном и Хенриксеном-6!, Грёнлундом ^ и многими другими ис с ле дов а те ля ми.
В политической науке уже есть труды, посвященные моделям электронной демократии.
Например, Ван Дьюк-8 анализирует роли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в отношении четырех современных моделей демократии Хельда
(плюралистической, партиципативной, легалистической и конкурентной демократии)-9!. Он считает, что модель должна в первую очередь характеризоваться следующими критериями:
Он также добавляет пятую модель (либертарианскую), которая рассматривает «автономное политическое пространство граждан, функционирующее внутри собственных объединений с помощью горизонтальных коммуникационных связей Интернета»-10!.
Беллами вводит похожую, но упрощенную структуру четырех моделей э-демократии-11!. В то время как Ван Дьюк видит роль ИКТ в качестве дополнения к традиционным медиа, Беллами добавляет модель кибер-демократии, где интернет больше не представляет собой дополнение к традиционным коммуникационным связям, он выступает в качестве фундамента новой модели демократии. Беллами утверждает, что ее четыре модели (потребительская, демо-элитарная, нео-республиканская, и кибер-демократическая) служат в качестве теоретического базиса для понимания э-демократии,
абстрагированного от конкретных политических условий, а значит и от практики.
Потребительская модель С. Беллами принимает ключевые черты демократии, такие как парламентские институты, выборы и партии и, в то же время, фокусируется на роли граждан как потребителей государственных услуг. В данной модели основной демократической ценностью является юридическое право на услуги, демократия фокусируется вокруг эффективного предоставления этих услуг: соотношение цены и качества. Демо-элитарная демократия также принимает традиционные институциональные черты в качестве основы демократии. Предполагается, что основным национальным интересном является не личные потребности членов общества, а экономическое процветание всего общества. Принятие политических решений является обязанностью элиты - специалистов и экспертов, чья задача состоит в том, чтобы быть посредниками между конфликтными интересами и требованиями. Эксперты, представляющие интересы в обществе, действуют во всеохватывающих политических сетях, формируя элиту, которая эффективно участвует в формировании консенсуса, артикуляции политики и определении государственных услуг.
Нео-республиканская демократия фокусируется на качестве участия и вовлечения граждан в политический процесс. Эффективность демократии определяется активностью граждан, особенно на микро и местном уровне. Политическая культура способствует как развитию политической сферы, так и моральному, социальному, и интеллектуальному развитию граждан. Кибер-демократическая модель предполагает самое радикальное развитие традиционных демократических институтов и функций. Традиционные институты теряют власть и влияние в пользу сетевых групп, формирующих личностей с отчужденной индивидуальностью, игнорируя барьеры, определенные обществом, а также национальные государства, культурный фон и социальные классы. Это виртуальное общество сетей зависит от использования самоорганизующихся интернет-сообществ. В этом постмодернистском видении углубляющегося плюрализма общество разрывает пределы культурной гегемонии, но, в то же время, изо всех сил сохраняет социальную сплоченность и коллективную политическую волю; ИКТ больше не являются дополнением к традиционным медиа, а являются условием демократии.
Но системы моделей С. Беллами и В. Дьюка включают в себя неклассические модели демократий, теоретический базис которых достаточно слаб. Чтобы сформулировать собственную позицию по поводу развития феномена электронной демократии, мы считаем необходимым использовать три классические модели демократии: представительную, прямую и делиберативную. Далее мы проиллюстрируем, как современные теории э-демократии соотносятся с этими моделями. На наш взгляд, в современной политологии акцент в исследованиях э-демократии делается на прямой демократии. Тем не менее, в реальной практике прямая демократия в качестве основополагающей функционирования современных государств остается футуристической. Поэтому видим необходимым исследовать развитие электронной демократии также с точки зрения представительной и делиберативной.
Представительная демократия в целом характеризуется наличием избранных представительных институтов, где граждане голосуют, передавая мандаты представителям на локальном и общегосударственном уровнях. Президент, политические партии и другие представители агрегируют интересы и требования электората и транслируют их в политические программы. В итоге, граждане по сути с помощью выборов лишь выбирают своих представителей , которые от лица народа дальше принимают политические решения, выполняют функцию законотворчества. Цель политики состоит в том, чтобы согласовывать конфликтные интересы социальных групп;
политики становятся медиаторами этих конфликтов посредством их разрешения. Системы разделения властей и политического баланса позволяют сохранить демократию от угроз захвата власти авторитарными группами. Эффективное политическое управление подкреплено либеральными принципами, такими, как, например, минимальное вмешательство государства в гражданское общество и во все общественные сферы.
Информационно-коммуникационные технологии выводят традиционные механизмы представительной демократии на новый медийный уровень. Благодаря этому снижаются барьеры на пути к участию в избирательном процессе как кандидатов, так и электората. ИКТ упрощают процесс голосования, не требуя более, например, физического посещения избирательных участков. Доступ к информации как о деятельности представительных органов, так и всех субъектов политики может сделать демократические процессы более прозрачными. Электорат может выбирать более достойных. Повышается уровень собственной осведомленности и политической культуры.
Мы предлагаем относить к электронной демократии в рамках представительной демократии следующие направления:
- электронное голосование на всех уровнях выборов;
- предоставление информации о деятельности представительных органов власти и субъектов политики (принятые законы и подзаконные акты и др. на веб-сайтах представительных органов власти);
- инструменты дистанционной коммуникации с избранными представителями, площадки интерактивной коммуникации;
- подача онлайн петиций и открытых обращений к представительным органам и другое.
Однако, такие исследователи как Финн и Детлор^12^, Кюллен и Хаугтон^13^, Вард и
Гибсон-^14 и другие в своих исследованиях показали, что ИКТ недостаточно улучшают механизмы представительной демократии, как того бы хотелось.
Прямая демократия
Прямая демократия традиционно рассматривается исследователями в качестве своеобразной «праформы» или прообраза демократии, адаптированной для локальных сообществ и совершенно непригодной в многочисленных обществах, тем более больших государствах. Так, прямая демократия была реализована в Древней Греции и в швейцарских кантонах времен Позднего Средневековья и раннего Ренессанса.
С точки зрения современного представления, эта модель предоставляет гражданам возможность самостоятельно принимать политические решения, которые политические лидеры обязаны воплощать в жизнь. Традиционными механизмами являются всевозможные формы референдумов, плебисцитов и институты местного самоуправления.
Прямая демократия в современном мире развивается за счет убежденности в том, что традиционные институты теряют свои позиции и поддержку, в пользу развивающихся в онлайн пространстве сетевых сообществ. ИКТ начинают играть решающую роль в тех демократических процессах, где интернет является не просто дополнением к традиционным каналам коммуникации, а существенно определяет новое видение прямой демократии-^15!. Прямая гражданская инициатива электронной демократии требует, чтобы
коммуникационные технологии поддерживали координацию среди большого числа принимающих решения лиц, т.е. географически рассеянных граждан с разными интересами и политическим сознанием.
Прямая (кибер) демократия была предложена в качестве идеальной формы электронной демократии в парадигмах Беллами, Лунне и Ван Дьюка. Несмотря на развитие оптимистических теорий, фактическая реализация прямой электронной демократии на практике слабо прослеживается. Однако на локальном и муниципальном уровне примеры прямой электронной демократии уже работают, например, в Швеции (www.demoex.net и www.knivsta.nu). В Норвегии у каждого муниципалитета реализованы инструменты э-демократии с помощью веб - сайтов, позволяющих обсуждать и голосовать за разные общественно-политические решения. например, https://www.minsak.no).
Мы предлагаем относить к электронной демократии в рамках прямой демократии следующие направления:
- электронные референдумы и плебисциты;
- общественное голосование по вопросам местного управления;
- прямое законотворчество и принятие государственных решений на национальном уровне и другое.
Делиберативная демократия
Основным теоретиком делиберативной (совещательной) демократии является Юрген Хабермас. В качестве альтернативы и версии будущего мироустройства он видел вариант «размышляющей» или «коммуникативной» демократии, условно предполагающей соединение основ представительной и прямой демократии в современных условиях. Хабермас внёс основной вклад в становление и развитие данной теории в рамках парадигмы коммуникативного действия-16!.
Делиберативная демократия - это демократия общественной дискуссии на всех уровнях: начиная от гражданских дискуссий, заканчивая дискуссиями в среде политиков. За счет дискуссии формируется повестка дня, принимаются решения, разрешаются политические конфликты. Дискуссия предполагает равенство сторон, умение слышать и находить
консенсусы-17!. Политики и граждане в процессе дискуссии и обсуждения формируют консолидированное мнение.
Информационные технологии трансформируют традиционные оффлан форумы как места для общественного диалога и поиска консолидированного решения и перемещают их в онлайн среду интернета.
Некоторые исследования таких политологов, как Станли и Виэр-18! и Гренленд-19!, показывают, что внедрение ИКТ в совещательные демократические процессы могут увеличить уровень участия граждан по сравнению с традиционными средствами политической дискуссии между гражданами и лицами, принимающими решения. К примеру, молодежный парламент "иг^ау" в Шотландии поощряет молодых людей участвовать в политических обсуждениях, в которых избранные представители действительно берут во внимание мнение молодежи и впоследствии дают обратную связь
о влиянии этих идей на их решения-20!
Мы предлагаем относить к электронной демократии в рамках делиберативной демократии
следующие направления:
- интернет форумы;
- электронные опросы;
- площадки для разных форм дискуссии и обсуждений;
- социальные сети и другое.
Другие исследования показывают, что только уже включенные в традиционные демократические дискуссии люди имеют тенденцию участвовать в электронной демократии^21!. Также Клиджин и Копеджан^22! показали сильное сопротивление политиков к вовлечению общественности в процесс обсуждения и принятия ключевых государственных решений и, более того, отсутствие интереса к развитию делиберативной демократии.
На основе их опыта некоторые исследователи приходят к заключению, что коммуникационная инфраструктура, например, интернет, по сути, не способствует развитию совещательной демократии, если нет достаточной политической воли у народа
и элиты^23Каждая из рассмотренных моделей фокусируется на определенном поле демократических процессов. Параллельное существование всех моделей является необходимым для обеспечения динамического равновесия между демократическим процессом развития и практическим управлением государством. Например, без каких-либо оперативных решений со стороны политиков и должностных лиц (представительная э-демократия) эффективное управление не будет достигнуто, поскольку все граждане не могут на практике выразить свое мнение по каждому вопросу или проанализировать последствия своих решений. Повышенное внимание к совещательной э-демократии привело бы к тому, что представители стали бы более ответственными за свои решения между периодами выборов, касающихся вопросов широкой общественности. И, наконец, благодаря новым технологиям для каждого гражданина должно стать возможным участие в фактическом принятии решений (прямая демократия). Однако, граждане не всегда способны принять решение касательно их же собственного блага.
Выводы
Наша структура трех моделей демократии представляет из себя взаимозависимую и динамическую систему информационно-коммуникационных технологий и современных демократических режимов. Далее, мы считаем необходимым обсуждать в научных кругах цели и амбиции, связанные с развитием и использованием информационно-коммуникационных технологии в рамках системы моделей электронной демократии, не выпуская из научного внимания ни одну из моделей. Некоторые из исследователей эдемократии, таких как Шойфеле и Нисбет^24! фокусируются лишь на отдельных направлениях реализации э-демократии, в первую очередь, в рамках модели представительной демократии, выпуская из внимания «точки роста» электронной демократии в парадигмах прямой и делиберативной демократии.
Также важным является то, что реализация э-демократии должна быть целостно рассмотрена с точки зрения политического контекста и в рамках более серьезного вопроса о демократизации в обществе. Традиционные каналы коммуникации и э-демократия будут продолжать существовать бок о бок. До сих пор невероятно большое
количество предложений по развитию э-демократии были заморожены, так как они не предлагали видение интеграции с традиционными демократическими механизмами и процессами принятия решений.
Политики также должны помнить, что различные заинтересованные стороны э-демократии могут, на самом деле, иметь различные представления о целях развития демократии. При данной структуре, эти различия могут быть приняты во внимание, если политологи и политики будут развивать знания моделей электронной демократии и понимать различие парадигм.
Наша структура трех моделей демократии представляет из себя взаимозависимую и динамическую систему информационно-коммуникационных технологий и современных демократических режимов.
Библиография
Evidence from an Agency Online Discussion Forum, Administration Society (36) 5, 2004, pp. 503-527.