КОСОЛАПОВА Х. О., ИОНОВА М. С.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ РОССИЙСКИХ И ИРАКСКИХ СТУДЕНТОВ
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования ценностных ориентаций российских и иракских студентов. Приведены сопоставительные данные, полученные авторами, и сделаны выводы о необходимости оптимизации учебно-воспитательного процесса в вузах с целью формирования у студентов (как россиян, так и иностранцев) устойчивой системы общественно значимых ценностных ориентиров.
KOSOLAPOVA H. O., IONOVA M. S.
VALUE SYSTEMS OF RUSSIAN AND IRAQI STUDENTS
Abstract. The article presents the results of an empirical study of the value systems of Russian and Iraqi students. The comparative data obtained by the authors are provided. The conclusion is drawn about the need to optimize the educational process in universities in order to form a stable system of socially significant values in both Russian and international students.
В настоящее время наблюдается развитие единого мирового рынка. Общество становится все более открытым и ориентированным на различные системы ценностей, в том числе других стран. В современных условиях актуальной становится проблема формирования у студентов общественно значимых ценностных ориентиров.
Данная проблема разрабатывалась в рамках общей психологии, психологии личности, социальной психологии. К ней обращались С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, Б. С. Братусь, А. Г. Здравомыслов, Д. А. Леонтьев, В. А. Ядов [11; 1; 3; 5; 9; 12].
По определению С. Л. Рубинштейна, ценности - это обобщенные представления людей о наиболее значимых для них целях и нормах поведения, которые являются определяющими в выборе приоритетов для восприятия действительности, а также задают ориентиры для действий и поступков во всех сферах жизни. В значительной степени ценностные ориентации влияют и на «стиль жизни» общества в целом. Совокупность доминирующих ценностей при их концентрировании является отражением особенностей культуры и исторического опыта данного общества [11].
Ценностные ориентации - это ориентация личности на существующие в обществе ценности, выбор готовых ценностей [2].
По мнению А. Г. Здравомыслова, под ценностными ориентациями следует понимать относительно устойчивое, избирательное отношение человека к системе материальных и духовных благ и идеалов [5]. Ценностные ориентации представляют собой избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, включают в себя систему его установок, убеждений и предпочтений, выраженных в сознании и поведении, а также способ дифференциации человеком объектов по их значимости. Ценностные ориентации являются важнейшими элементами, входящими в состав внутренней структуры личности. Формируются они в процессе социализации. Особую роль в этом процессе играет культура. Именно поэтому ценностные ориентации представителей разных стран могут существенно различаться. Не составляют исключения и ценностные ориентации россиян и иракцев.
Эмпирическое исследование ценностных ориентаций российских и иракских студентов было проведено на базе Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва. Участие в нем приняли 60 студентов в возрасте от 19 до 25 лет: 30 из них - россияне (студенты 3-го курса историко-социологического института разных направлений подготовки) и 30 - студенты-иракцы (студенты 4-го курса медицинского института специальности «Лечебное дело»).
С целью изучения ценностных ориентаций студентов мы использовали методику С. С. Бубновой «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» [4]. Полученные результаты отражены в таблице 1.
Таблица 1
Ценностные ориентации российских студентов (по результатам применения методики С. С. Бубновой)
Ценности Ранг
Признание и уважение людей и влияние на окружающих 4,6
Познание нового в мире, природе, человеке 4,2
Помощь и милосердие к другим людям 4,03
Приятное времяпрепровождение, отдых 3,9
Социальная активность для достижения позитивных изменений в 3,4
обществе
Здоровье 3,3
Высокий социальный статус и управление людьми 3,1
Любовь 2,9
Поиск и наслаждение прекрасным 2,8
Высокое материальное благосостояние 2,7
Общение 2,7
Согласно представленным данным, наиболее выраженными у российских студентов являются такие ценности как «признание и уважение людей и влияние на окружающих», а также «познание нового». Большое значение имеет для них «помощь и милосердие к другим
людям». На следующей позиции - «приятное времяпрепровождение». А вот «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе» оказалась менее значимой для студентов-россиян, чем отдых. Еще менее значимы для респондентов данной группы «здоровье», «высокий социальный статус и управление людьми». На неожиданно низких позициях для представителей юношеского возраста оказались «любовь», «поиск и наслаждение прекрасным».
Наименее значимыми для студентов-россиян являются: «высокое материальное благосостояние» и «общение». Незначимость общения и наслаждения прекрасным, возможно, связана с количественным преобладанием мужчин в выборке. Обесценивание материального благополучия, скорее, можно объяснить возрастными особенностями наших респондентов.
Рассмотрим результаты студентов-иракцев. Они представлены в таблице 2.
Таблица 2
Ценностные ориентации иракских студентов (по результатам применения методики С. С. Бубновой)
Ценности Ранг
Познание нового в мире, природе, человеке 5,5
Приятное времяпрепровождение, отдых 4,9
Помощь и милосердие к другим людям 4,7
Любовь 4,3
Признание и уважение людей и влияние на окружающих 4,1
Поиск и наслаждение прекрасным 3,9
Здоровье 3,7
Высокое материальное благосостояние 3,4
Общение 3,2
Высокий социальный статус и управление людьми 3,2
Социальная активность для достижения позитивных изменений в 2,8
обществе
Для студентов-иракцев, принявших участие в исследовании, наиболее ценно «познание нового», а также «приятное времяпрепровождение, отдых». Большое значения для них имеет и «помощь и милосердие к другим людям». Значимыми для респондентов данной группы являются «любовь» и «признание, уважение людей и влияние на окружающих». На следующих позициях в иерархии ценностей иракских студентов располагаются: «поиск и наслаждение прекрасным», «здоровье», «высокое материальное благосостояние». Далее следуют «общение» и «высокий социальный статус и управление людьми». Наименее значимой для иракцев оказалась «социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе».
На рисунке 1 представлены сопоставительные данные, полученные в ходе исследования ценностных ориентаций студентов россиян и иракцев.
Рис. 1. Ценностные ориентации российских и иракских студентов: сопоставительные данные (по результатам применения методики С. С. Бубновой).
Условные обозначения: ряд 1 - студенты-россияне, ряд 2 - студенты-иракцы; 1 - признание и уважение людей и влияние на окружающих; 2 - познание нового в мире, природе, человеке; 3 -помощь и милосердие к другим людям; 4 - приятное времяпрепровождение, отдых; 5 - социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе; 6 - здоровье; 7 - высокий социальный статус и управление людьми; 8 - любовь; 9 - поиск и наслаждение прекрасным; 10 -высокое материальное благосостояние; 11 - общение.
Полученные нами эмпирические данные свидетельствуют о том, что «признание и уважение людей и влияние на окружающих» более ценно для российских, чем для иракских студентов. В то время как «познание нового в мире, природе, человеке» представляет большую ценность для иракцев, и разница довольно существенная. «Помощь и милосердие к другим людям» тоже более ценно для иракских, чем для российских студентов, но различия не столь выражены. «Приятное времяпрепровождение, отдых» больше ценят иракцы, а вот «социальную активность для достижения позитивных изменений в обществе» - россияне. «Здоровье» более ценно для иракских студентов, но различия не столь значительны. «Высокий социальный статус и управление людьми» не высоко ценят как российские, так и иракские студенты. Не очень значимой для российских студентов оказалась «любовь», а вот для их иракских сверстников она представляет значительно большую ценность. «Поиск и наслаждение прекрасным», как выяснилось, больше ценят иракцы. Более значимо для них, чем для россиян и «высокое материальное благосостояние».
Интересным, по нашему мнению, является тот факт, что «общение» больше ценят иракцы. Полученные результаты идут вразрез с распространенным в научной литературе мнением о высокой значимости общения для русских [10].
Полученные в исследовании данные, безусловно, требуют дальнейшего осмысления. Нами сделаны лишь первые шаги на пути изучения данной проблемы. Однако уже сейчас можно сделать вывод о необходимости оптимизации учебно-воспитательного процесса в вузах с целью коррекции у студентов представлений об общечеловеческих базовых ценностях [7; 13].
Студентам-представителям разных культур следует прививать ценности, связанные с познанием, саморазвитием, творческой самореализацией и социальной активностью, направленной на достижение позитивных изменений в обществе, поскольку именно они составляют основу внутренней мотивации будущей профессиональной деятельности [6; 8].
Молодое поколение переоценивает ценности, пересматривает опыт предшествующих поколений. За счет этого у молодежи формируются новые представления о своем будущем (в том числе профессиональном) и будущем общества в целом. Если раньше молодые люди могли совершать выбор и принимать решения, опираясь на опыт предыдущих поколений, то в современном обществе, отличающимся преобладанием рыночных отношений, молодежь и, в частности, студенты, уже не имеют такой возможности. Им приходится приобретать новый социальный опыт, не имея естественных ориентиров. В сложившихся условиях перед образовательными учреждениями стоит сложная задача - формирования устойчивой системы общественно значимых ценностных ориентиров у обучающихся.
На основе результатов анализа научной литературы по рассматриваемой проблеме и эмпирических данных, полученных в ходе исследования, нами были составлены следующие рекомендации по формированию ценностных ориентаций у студентов в условиях поликультурной среды вуза.
Для того чтобы сформировать устойчивую систему ценностных ориентаций у студентов, обучающихся в поликультурной среде вуза, необходимо:
- ввести в практику тренинговые занятия с целью изучения студентами собственной системы ценностей;
- сформировать у студентов представления о главных духовных человеческих ценностях (общих для представителей разных культур);
- обеспечить формирование ценностных ориентаций посредством сотрудничества и сотворчества преподавателей и студентов (россиян и иностранцев), основанного на доверии и взаимопонимании.
Данные рекомендации могут быть использованы в профессиональной деятельности преподавателей и психологов, а именно сотрудников психологических служб вузов, педагогов-кураторов, а также сотрудников подразделений вузов, осуществляющих работу с иностранными студентами.