Спросить
Войти

Информационная безопасность как гуманитарная проблема

Автор: Колин К.К.

ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ГУМАНИТАРНАЯ ПРОБЛЕМА

К.К. Колин, д.т.н., проф., главный научный сотрудник Тел.: (095) 306-42-31, E-mail: kolinkk@mail.ru Институт проблем информатики РАН

Humanitarian aspects of information safety as major part of a problem of maintenance of national safety of the country are analyzed. It is shown, that many threats arising in this area are caused by humanitarian factors which are connected with contradictions becoming aggravated in last years between the person and the nature and other people .

Термин «безопасность» имеет в русском языке два основных смысловых значения. Одно из них обозначает состояние защищенности некоторого объекта или процесса от негативных воздействий со стороны внешних или же внутренних факторов. Именно в этом смысле мы употребляем такие словосочетания, как экологическая безопасность, радиационная безопасность, пожарная безопасность и т. п.

Однако существует и другое смысловое значение термина «безопасность», которое характеризует отсутствие вредоносности некоторого объекта или процесса для других объектов или же процессов. Характерными примерами здесь могут служить такие выражения, как безопасное производство, безопасный транспорт, безопасный путь и др.

Учитывая вышеизложенное, представляется вполне логичным сделать вывод о том, что и проблема информационной безопасности также должна рассматриваться в двух основных аспектах. В одном из них человек, общество и государство могут выступать как объекты информационной безопасности, которые нуждаются в защите от внешних и внутренних угроз. Второй же аспект обращает наше внимание на то, что человек, общество или государство сами могут являться источниками информационных угроз для других людей, общества и государства.

Учет именно этой двойственности проблемы информационной безопасности позволяет по-новому взглянуть на некоторые, казалось бы, давно и хорошо знакомые аспекты этой проблемы. В данной работе нас будут интересовать лишь ее

гуманитарные аспекты, обусловленные не только деятельностью человека, но и его нравственными принципами, духовными ценностями и моральными качествами.

1. Системный кризис цивилизации и его гуманитарные причины

Современный этап развития человеческого общества многими исследователями вполне обоснованно квалифицируется как системный кризис цивилизации. Все более явные признаки нарастания этого кризиса мы сегодня наблюдаем сами, и это вызывает вполне понятную тревогу уже не только ученых, но и общественных деятелей, а также представителей культуры и духовенства. Все они пытаются осмыслить причины этого кризиса, выявить его глубинные корни и определить пути выхода человечества из практически тупиковой ситуации. Ведь сегодня все более реальной становится угроза самоуничтожения человека как биологического вида уже в течение текущего века.

Исследования показывают, что главными причинами кризиса современной цивилизации являются три основных противоречия, которые являются характерными для современного человека:

1. Противоречие с природой, которая уже не выдерживает все более активной разрушительной деятельности человека и поэтому начинает включать свои защитные механизмы, которые в последние годы проявляются в виде все более учащающихся природных катаклизмов. Ярким свидетельством этого может служить серия мощных ураганов у берегов Америки, которая, по имеющимся прогнозам, будет продолжаться и в последующие годы. При этом ежегодное количество ураганов, их мощность и разрушительные последствия будут нарастать.

По оценкам Парижского международного совета по вопросам науки, в наше время только за одно десятилетие происходит порядка 2800 природных катастроф. Причем общий ущерб от них лишь за 2004 год составил не менее 140 млрд долл. Кроме того, по данным экологов, уже сегодня около 2 млрд человек, т. е. треть населения нашей планеты, испытывают недостаток качественной питьевой воды. И это еще один грозный признак быстро надвигающейся экологической катастрофы глобального масштаба.

2. Противоречие человека с другими людьми. Оно проявляется сегодня, прежде всего, в виде быстро нарастающего социального расслоения общества. Социальное неравенство сегодня нарастает повсеместно и проявляется в различиях по уровню и качеству жизни людей, в сфере культуры и образования, в неравенстве доступа к природным благам, а также к тем новым возможностям, которые открывают нам достижения научно-технического прогресса.

В геополитической сфере последствиями этого противоречия являются все учащающиеся региональные и локальные вооруженные конфликты, усугубляемые этническими и религиозными факторами. Сюда относятся также и проблемы международного терроризма, хотя глубинными причинами этих конфликтов являются борьба за ограниченные природные ресурсы и культурологическое противостояние цивилизаций Востока и Запада в условиях глобализации общества [1].

3. Противоречия человека с самим собой. Они заключаются в том, что активно распространяемая сегодня западными идеологами система духовных ценностей, направленная, в основном, лишь на удовлетворение материальных потребностей человека, является прямой противоположностью тем идеям познания, добра, сострадания и взаимопомощи, которые являются высшими достижениями человеческой культуры и которые, собственно, и делают человека человеком.

Здесь уместно напомнить слова Иммануила Канта: «Есть две вещи, которым я не перестаю удивляться. Это звездное небо над головой и моральный закон во мне». В этом высказывании великий философ указал на две важнейшие особенности природы человека - его стремление к познанию и способность к моральному самоограничению. Сегодня мы видим, что оба эти важнейших человеческих качества постепенно утрачиваются, что с неизбежностью ведет к разрушению личности человека, его духовной деградации.

Именно эта угроза и представляет сегодня наибольшую опасность для дальнейшего развития цивилизации и поэтому должна рассматриваться в качестве приоритетной при обеспечении информационной безопасности человека и общества.

2. Моральное зло в современном мире и проблема нравственного выбора.

В начале 2005 года Папа Римский Иоанн Павел Второй обратился к мировой общественности с Посланием, в котором он попытался привлечь внимание к проблеме преодоления зла [2]. При этом он отметил, что в современном мире накопилось слишком много зла, но оно всегда является результатом свободного выбора людей, которые это зло олицетворяют. Иначе говоря, зло является результатом нравственного выбора человека, который при этом руководствуется собственной системой духовных ценностей. Поэтому именно в ней и кроются первопричины всех бед и угроз для современной цивилизации.

В Послании также специально отмечена принципиальная невозможность победы над злом при помощи насилия. Отсюда логически следует бесперспективность той внешней политики культурологической экспансии и военной агрессии, которую в последние годы проводят США и их союзники, стремящиеся к мировому господству под предлогами борьбы за

идеалы демократии и противодействия международному терроризму. Истинная же цель этой политики сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений.

Очень важным является также и сформулированное в Послании принципиальное положение о том, что все люди нашей планеты по праву своего рождения должны иметь равные права на использование природных благ, а также тех новых благ и возможностей, которые дают достижения научно-технического прогресса. Сегодня эти права нарушаются практически повсеместно, и именно это является главным источником социальной напряженности. Во многих странах мира, в том числе и в России, значительная часть населения живет за чертой бедности. Именно бедность является сегодня одной из центральных проблем национальной и международной безопасности и представляет собой серьезную угрозу дальнейшему развитию цивилизации. Важно отметить, что корни этой проблемы находятся не в сфере экономики или же геополитики. Они находятся в гуманитарной сфере, так как проблема выбора и реализации того или иного механизма распределения социальных благ в обществе также является результатом выбора конкретных людей, обладающих властными полномочиями.

Проблема социальной справедливости всегда была одной из важнейших в человеческой истории, которая убедительно показала, что попытки решения этой проблемы силовым путем при помощи войн и революций никогда не приводили к желаемым результатам. Здесь необходимо другое, а именно - соответствующее изменение общественного сознания, системы нравственных ценностей, за которым неизбежно последуют и социальные перемены. Поэтому в Послании отмечается, что для предотвращения дальнейшего нарастания социальной напряженности в обществе сегодня крайне необходима экономическая и духовная мобилизация общества, которая могла бы дать людям реальную надежду на лучшее будущее.

Сегодня необходимо сделать конкретные шаги для того, чтобы такая надежда появилась и у граждан России. К сожалению, эта угроза национальной безопасности нашей страны еще явно недооценивается и нашим правительством, и современной российской элитой. Этот парадоксальный психологический феномен с научных позиций анализирует известный российский политолог С.Г. Кара-Мурза [3]. На ряде конкретных примеров из перестроечного периода новейшей российской истории он убедительно демонстрирует ту серьезную угрозу для национальной безопасности нашей страны, которую представляет собой деформация общественного сознания, наблюдающаяся в последние годы в российском обществе.

3. Обеспечение национальной и международной безопасности - приоритетные проблемы развития цивилизации в XXI веке

Анализ событий, которые в последние годы происходят на международной арене, а также во внутриполитической жизни многих стран мирового сообщества, свидетельствует о том, что сегодня на первый план все больше выдвигаются проблемы обеспечения национальной и коллективной международной безопасности. Почему это происходит? Сегодня совершенно ясно, что, несмотря на очевидные успехи в развитии экономики и впечатляющие технологические достижения, окружающий нас мир становится для человека все более опасным. Возможно, именно слишком быстрое технологическое развитие человечества и делает мировое сообщество гораздо более неустойчивым организмом, чем это было ранее в ХХ веке. По крайней мере, именно такую точку зрения высказал Генеральный директор ЮНЕСКО Коишира Мацуура в своем Предисловии к монографии «Ключи от XXI века», которая была недавно издана в России [4].

«Драматической ситуацией» названо современное состояние мирового сообщества и в Послании Папы Римского, в котором отмечается «впечатляющее распространение многообразных социальных и политических проявлений зла, насильственных братоубийственных столкновений», а также возрастание несправедливости, нищеты и социального неравенства. Все эти явления имеют место сегодня и в нашей стране.

Глубокий анализ этих и других проблем современности, а также их взаимосвязи с проблемами национальной и международной безопасности содержится в специальном Докладе, который был представлен Генеральному секретарю ООН в декабре 2004 года [5]. Этот доклад был подготовлен сформированной ООН Группой высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам, в состав которой от Российской Федерации входил академик Е.М. Примаков. Основной вывод Доклада состоит в том, что сегодня необходим принципиально новый, существенно более широкий подход к проблемам обеспечения национальной и международной безопасности и, в первую очередь, осознание комплексного характера этих проблем, их глобальности и взаимосвязанности.

Похоже, что этот подход на концептуальном уровне начинает восприниматься и в нашей стране. По крайней мере, именно эта мысль прозвучала во вступительном слове Секретаря Совета Безопасности РФ И. С. Иванова при открытии им работы Научно-методологического семинара, посвященного проблеме формирования Стратегии национальной безопасности России. Он отметил, что ситуация в нашей стране продолжает оставаться сложной. При этом исключительно важными являются факторы социально-экономического, регионального и гуманитарного характера.

Повышение внимания к гуманитарным аспектам проблем национальной и международной безопасности можно сегодня объяснить следующими двумя основными причинами. Первая из них состоит в том, что в последние годы все больше начинает осознаваться тот факт, что именно человек является главным компонентом национального богатства любой страны. Отсюда следует, что защита именно его жизненно важных интересов и ценностей и должна стать главной

задачей системы национальной безопасности. Ранее в качестве такой задачи рассматривалась, главным образом, лишь защита жизненно важных интересов государства.

Таким образом, сегодня мы вновь обращаемся к личности человека, к проблемам защиты его прав и достоинства. Именно в этом и заключается тот новый подход к проблемам национальной и международной безопасности, который предлагается положить в основу дальнейшей деятельности ООН и стратегии обеспечения национальной безопасности суверенных государств в XXI веке.

Вторая причина повышения интереса к гуманитарным аспектам рассматриваемой проблемы состоит в том, что именно в результате деятельности человека и возникают все те основные угрозы, которым должны противостоять системы международной и национальной безопасности. Иначе говоря, все те беды и несчастья, которые сегодня переживает человечество, в своем подавляющем большинстве являются результатами деятельности самих людей, как наших современников, так и минувших поколений. Даже у многих участившихся сегодня природных катаклизмов ученые видят техногенную первопричину. Ярким свидетельством этого являются те глобальные изменения климата нашей планеты, которые мы сегодня наблюдаем и которые, по имеющимся прогнозам, в ближайшие десятилетия будут только усиливаться.

Зло никогда не бывает безликим. Оно всегда является результатом свободного выбора конкретных людей, которые и должны нести ответственность за этот выбор перед Богом, другими людьми и своей совестью. Именно поэтому проблемы обеспечения национальной и международной безопасности принципиально не могут быть эффективно решены без решения соответствующих этических проблем в человеческом сообществе, в том числе - проблем справедливого распределения природных благ нашей планеты, а также тех новых благ, которые сегодня порождаются научными знаниями и технологическим прогрессом.

Таким образом, ключ к решению проблем национальной и международной безопасности следует искать, прежде всего, в гуманитарной сфере общества.

4. Нравственные приоритеты молодого поколения и будущее России

Социологические исследования и прогнозы последних лет показывают, что в XXI веке роль молодого поколения в жизни общества будет существенно большей, чем это было ранее. Стремительное развитие науки, техники, высоких технологий, а также нарастание общих для всего человечества глобальных проблем настоятельно требуют от людей и новых знаний, и высокого профессионализма, и, самое главное, ответственности за свои действия и общее будущее. Если проанализировать современную ситуацию в молодежной сфере российского общества, а также ее динамику за последние годы, то здесь можно выделить следующие основные факторы и тенденции.

Во-первых, молодых людей становится все больше в политике, бизнесе, финансовой сфере, менеджменте, средствах массовой информации, а также в органах региональной власти и государственного управления. В стране продолжается рост специалистов с высшим образованием, а количество студентов в расчете на 10 тыс. населения достигло в 2004 году рекордного значения и, по имеющимся прогнозам, будет возрастать и далее, вплоть до 2006 года.

Вышеуказанные тенденции, безусловно, являются положительными. Хотя, конечно же, ситуацию в целом необходимо оценивать не только количественными, но и качественными параметрами. А вот здесь-то, как раз, и наблюдается целый ряд весьма опасных по своим последствиям негативных тенденций. Прежде всего, необходимо остановиться на демографических факторах. Дело в том, что общее количество молодых людей в нашей стране стремительно сокращается, и это начинает вызывать определенную озабоченность даже у наших чиновников. Так, по прогнозам Министерства образования и науки РФ, общее количество учащихся в сфере образования должно уменьшиться к

2008 году на 36,7%, т. е. более чем на одну треть. При этом и количество студентов российских вузов после 2006 года также начнет довольно быстро сокращаться.

Прогнозируется также, что в будущем нас ожидают еще два наиболее ярко выраженных спада в общей численности молодежи. Они ожидаются в 2013 и 2033 годах. При этом численность 20-летних молодых людей составит в 2013 году не более 50 % от их количества в 1993 году, а к 2033 году упадет еще ниже - до 20 %.

Таким образом, в ближайшие годы Россию ожидает вполне реальный и достаточно острый демографический кризис в молодежной сфере, который быстро нарастает и, безусловно, окажет свое негативное воздействие практически на все сферы жизнедеятельности нашего общества. Некому будет служить в армии, защищать страну, рожать и воспитывать детей, развивать нашу науку, технологию и экономику.

Большую тревогу вызывает и состояние физического здоровья молодежи. Результаты медицинского освидетельствования призывников в армию свидетельствуют о том, что ситуация здесь год от года ухудшается. Причины этого вполне понятны. Общий уровень здоровья российских граждан сегодня также достиг критического уровня. Согласно последним публикациям, полностью физически здоровыми являются сегодня не более 5% наших сограждан. Низкий уровень жизни большинства населения нашей страны и практически полный развал национальной системы массовой физической культуры и спорта не могли не привести к таким последствиям. Причем, наиболее сильно они сказываются именно на молодом поколении россиян. И это также является сегодня весьма острой общегосударственной социальной проблемой.

Однако все же самой острой и стратегически значимой проблемой, по глубокому убеждению автора данной работы, является сегодня не физическое, а нравственное здоровье нашей молодежи, т.е. те нравственные ориентиры и моральные ценности, которые определяют жизненный выбор молодого человека. Ведь от результатов этого выбора зависит не только его личная судьба, но и будущее всей страны, ее благополучие и даже целостность как суверенного государства. К сожалению, сегодня можно обоснованно констатировать, что молодое поколение граждан России деморализовано и не имеет четких нравственных ориентиров. Настойчивая пропаганда идеологии потребления, эгоизма и безответственности, которая осуществляется в нашей стране вот уже более 15 лет, сделала свое дело. В стране выросло целое поколение молодых людей, которое не знает ее прошлого, не верит в будущее и живет по принципу: «Бери от жизни все! Здесь и сейчас!».

Конечно же, нельзя утверждать, что все молодые люди в России такие. Среди них есть немало самостоятельно мыслящих людей, которым далеко не безразлична дальнейшая судьба нашей страны. Однако тревожит то, что таких людей в последние годы становится все меньше, что многие молодые люди не видят для себя в нашей стране достойного будущего. Ведь ни в современной литературе, ни в искусстве, ни в средствах массовой информации они не находят для себя тех «героев нашего времени», которые действительно были бы для них достойными образцами для подражания. Поэтому именно эта проблема и является сегодня исключительно острой и актуальной.

5. Преемственность поколений в области науки, образования и высоких технологий как проблема интеллектуальной безопасности России

Преемственность поколений в сфере науки, образования и высоких технологий является сегодня одной из ключевых проблем социально-экономического развития нашей страны и обеспечения ее необходимой обороноспособности. По существу это важнейшая гуманитарная проблема национальной безопасности России. Конечно же, для развития науки, образования и высоких технологий требуется и соответствующее оборудование, и существенно более высокий уровень финансирования по сравнению с тем, который мы имеем сегодня. Однако, все же наиболее

острой и сложной проблемой является сейчас проблема преемственности поколений в российской сфере высоких технологий, которые стремительно развиваются в передовых странах мира и становятся основой их национального богатства и благосостояния. Примеры Японии, Сингапура, Южной Кореи, а в последние годы еще и скандинавских стран являются здесь весьма убедительными. Оказывается, можно вообще не иметь никаких природных ресурсов и, тем не менее, обеспечивать и высокий уровень развития экономики, и социальную стабильность в обществе, и хороший жизненный уровень населения.

А как же сегодня обстоит в этой части дело в России? Анализ показывает, что ситуация здесь вызывает вполне обоснованную тревогу, так как угроза потери преемственности поколений в сфере науки, образования и высоких технологий становится в последние годы все более реальной и уже переросла в общенациональную проблему [7].

Одной из главных причин возникновения этой проблемы является практически полное разрушение целостной системы воспитательной работы с молодежью. Такая система была создана и достаточно эффективно работала в Советском Союзе, но теперь она полностью разрушена, и результаты этого не замедлили сказаться самым негативным образом. Гуманитарный же аспект проблемы заключается в том, что современная российская молодежь не имеет сегодня стратегически и социально необходимой нашей стране профессиональной ориентации. В стране имеется перепроизводство специалистов экономического и юридического профиля, многие из которых не могут найти себе работу по специальности. В то же время в России не хватает врачей, педагогов, конструкторов, технологов, летчиков, водителей поездов, военных инженеров, т.е. именно тех специалистов, от которых зависит решение насущных задач обеспечения жизнедеятельности страны и ее обороноспособность.

Очень остро стоит сегодня в России и проблема дефицита специалистов со средним специальным образованием, а также квалифицированных рабочих для промышленного комплекса. Социологические опросы показывают, что потребности нашей страны в специалистах этой категории обеспечиваются не более чем на 10%. А ведь без них ни о каком подъеме промышленного производства в ближайшие годы не может быть и речи! Поэтому необходимо срочно восстанавливать всю систему подготовки кадров этой категории, как для оборонного комплекса, так и для всего хозяйства нашей страны.

Вторая причина угрозы потери преемственности поколений в области высоких технологий заключается в старении наших научных и педагогических кадров и в явно недостаточном уровне их воспроизводства. Ведь средний возраст докторов наук в России сегодня составляет 61 год, кандидатов наук - 59 лет, а исследователей - 49 лет. Что же касается сферы высоких технологий и тесно связанных с ней научных и конструкторских организаций оборонного комплекса, то здесь дело обстоит еще хуже. Возраст ведущих специалистов на многих таких предприятиях составляет сейчас 65-68 лет.

Таким образом, сегодня наша страна находится перед лицом реальной угрозы утраты своих лучших научных и образовательных школ, на создание которых были затрачены десятилетия и без которых у России нет достойного будущего. Хотелось бы особо подчеркнуть одну принципиальную особенность данной проблемы. В ней исключительно важную роль играет фактор времени. Ведь если учесть, что средняя продолжительность жизни мужчин в России составляет 58 лет, то становится ясным, что на решение этой проблемы нам отпущено не более 5-7 лет. После этого уже никакие финансовые и другие меры не помогут. Наступит окончательный «разрыв поколений» и в науке, и в образовании, и в области высоких технологий, так как уйдут из жизни многие наши лучшие специалисты в этих областях и передавать свой опыт молодому поколению будет просто некому. Вот об этом и нужно думать сегодня нашим руководителям.

6. Нравственная ориентация молодого поколения и национальная безопасность

Известный тезис: «Кадры решают все!» сегодня в России прочно предан забвению. А ведь именно благодаря эффективной системе подбора и расстановки кадров, а также формирования и использования кадровых резервов и были достигнуты те выдающиеся успехи в развитии нашей страны, о которых мы сегодня вспоминаем с гордостью. Не было бы в Советском союзе мощной армии, если бы не был высок в нашем обществе авторитет и социальный статус защитника Родины, если бы не было массового движения «Ворошиловских стрелков», а наши дети не играли бы в Чапаева и Маресьева.

Не было бы у нас и развитой авиации, и космонавтики, если бы вся страна не создавала их своим трудом, если бы героические профессии летчиков и космонавтов не поддерживались нашей культурой и не были бы привлекательными для наших юношей и девушек. К сожалению, сегодня им навязываются совсем другие нравственные ценности и примеры для подражания. Социологические опросы показывают, что «героями нашего времени» для современной молодежи являются не ученые, врачи, космонавты и летчики. Теперь у них совсем другие «герои». Это «крутые парни» с криминальным прошлым, преуспевающие бизнесмены, а то и просто бандиты. Это, наконец, наши милиционеры, которые все время заняты тем, что решают проблемы внутренних «разборок» между представителями криминального мира. О каком же патриотизме в этих условиях может идти речь?

Сегодня трудно представить себе российскую семью, в которой родители советуют своему сыну стать агрономом, машинистом тепловоза или же слесарем-«золотые руки». Но ведь это же не нормально! Ведь без агронома, машиниста и слесаря страна жить просто не сможет. Поэтому кто-то должен водить поезда, самолеты, троллейбусы, устанавливать и ремонтировать сантехнику и быть при этом весьма уважаемым в обществе человеком.

Общеизвестно, что идеологической основой обороноспособности любой страны является духовная сплоченность ее народа и любовь к Родине. Поэтому важнейшей составной частью той идеологической работы, которая ведется практически во всех странах мира, является воспитание патриотизма, т. е. любви к своей Родине, готовности защищать ее от любых посягательств. Эта идея обязательно содержится и в государственном гимне страны, и в ее национальной символике. Чувство патриотизма крайне необходимо для духовного здоровья нации, для формирования и сохранения национальной идентичности народов, населяющих ту или иную страну. Практика показывает, что без такой сплоченности невозможно эффективно решать не только проблемы обороноспособности страны, но и ее социально-экономические проблемы. Именно поэтому воспитание патриотизма и является важнейшей обязанностью и системы образования, и всей национальной культуры. К сожалению, сегодня в России проблема патриотического воспитания народа и, в особенности, молодого поколения решается крайне неудовлетворительно. И это, конечно же, отражается на сознании молодого поколения.

Заключение

В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации [6] есть раздел, в котором перечисляются те угрозы, которые в настоящее время являются наиболее опасными для нашей страны. В части отношения нашего общества к проблемам молодежи, в этом разделе сказано, что наибольшую опасность в сфере духовной жизни нашей страны сегодня представляет «неспособность современного гражданского общества России обеспечить формирование у подрастающего поколения и поддержание в обществе общественно необходимых нравственных ценностей, патриотизма и ответственности за судьбу страны».

Эта оценка представляется очень важной, четкой и взвешенной. Она вскрывает самую суть обсуждаемой в данной работе проблемы, показывает взаимосвязь нравственной ориентации нашей молодежи и проблемы обеспечения национальной безопасности России, которая в последнее время вновь выдвигается на повестку дня в качестве одной из наиболее приоритетных. Ведь в настоящее время Советом Безопасности России ведется подготовка нового исключительно важного документа - Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Предполагается, что в этом документе будут рассмотрены не только военные, геополитические и экономические аспекты данной проблемы, но она будет рассмотрена комплексно, с учетом также и гуманитарных факторов. Хотелось бы надеяться, что проблема нравственной ориентации российской молодежи и связанные с этим проблемы изменения информационной и воспитательной политики в нашей стране также найдут в этом документе свое достойное отражение.

Литература

1. Колин К.К. Неоглобализм и культура: новые угрозы для национальной безопасности. //Знание. Понимание. Умение: Научн. журнал Московского гуманитарного университета. - 2005. - № 2. С. 104-111; № 3. - С. 80-87.
2. Послание Папы Римского Иоанна Павла Второго по случаю Всемирного дня мира. Ватикан, 01.01.2005г.
3. Кара-Мурза С.Г. Потерянный разум. - М.: Изд. Эксмо; Изд. Алгоритм, 2005. - 736с.
4. Ключи о 21 века: Сб. статей Пер. с франц. - М., 2004. - 317с.
5. Более безопасный мир: наша общая ответственность. Доклад Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам Генеральному секретарю ООН. - Нью-Йорк, 2004 (Ьйр://с£йап.гиМап/т1:го.с£т?^8^=750097).
6. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации //Российская газета. -2000. - 29 сент.
7. Колин К.К. Инновационный прорыв России и проблема интеллектуальной безопасности.

// Открытое образование. 2004. № 6 - С. 62-69.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты