Спросить
Войти

МНОГОТИРАЖНАЯ ПЕЧАТЬ КАК ИСТОЧНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ "НОВОГО ЧЕЛОВЕКА" В СОВЕТСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПЕРВЫХ ПЯТИЛЕТОК

Автор: Солощенко Наталья Владимировна

Исторический журнал: научные исследования

Правильная ссылка на статью:

Солощрнко Н.В. — Многотиражная печать как источник по изучению процесса формирования «нового человека» в советской промышленности первых пятилеток // Исторический журнал: научные исследования. -2019. - № 3. DOI: 10.7256/2454-0609.2019.3.29991 URL: https://nbpublish.com/Hbrary_read_article.ptp?id=29991

Многотиражная печать как источник по изучению процесса формирования «нового человека» в советской промышленности первых пятилеток

Солощенко Наталья Владимировна

аспирант, Московский государственный университет им. МВ. Ломоносова (МГУ) 119192, Россия, г. Москва, Ломоносовский проспект, 27, корп. 4

И soloshchenko-natalya@yandex.ru

Статья из рубрики "Социальная история"

Аннотация.

В статье рассматривается проблема формирования «нового человека» в промышленности СССР 1930-х гг. на примере пищевой отрасли. Выдвигается тезис, что многотиражная печать является источником, необходимым для полноценного изучения этой проблемы. Исследование изучает деятельность многотиражных газет «Наша правда» и «За боевые темпы» кондитерских фабрик «Рот Фронт» и «Красный Октябрь» по формированию «нового человека» на этих предприятиях. На примере данных изданий изучаются основные приёмы формирования и составляющие образа «нового человека». В исследовании применяются описательные методы интерпретации источников, а также контент-анализ в компьютеризованном и традиционном вариантах. Делается вывод, что многотиражки использовали такие приёмы для конструирования «нового человека»: публикация редакционных статей, задающих рабочим особые стереотипы поведения, публикация биографий «истинно социалистических рабочих», в которых жизненный путь и личные качества работника освещались только с положительной стороны. Одной из важных особенностей многотиражек предприятий кондитерской промышленности была их преимущественная направленность на описание молодой женщины в качестве «нового человека».

индустриализация, нарративные исторические источники, советская печать

10.7256/2454-0609.2019.3.29991

Дата направления в редакцию:

12-06-2019

Дата рецензирования:

12-06-2019

В исследовании рассматривается проблема формирования «нового человека» в промышленности СССР 1930-х гг. Ценным источником для раскрытия этой темы может стать многотиражная печать. Фабрично-заводская газета представляла собой особый тип издания, который появился в СССР ещё в 1920-х гг. Многотиражки создавались на предприятиях «снизу», творческими усилиями самих рабочих, которые хотели издавать газету самостоятельно, для себя и о своем предприятии и коллективе. В период сталинской индустриализации в содержании многотиражных газет происходят изменения. Фабрично-заводская газета становится одним из каналов конструирования новой социальной реальности, «нового советского человека», «нового общества»

Целью этой статьи является изучение и раскрытие информационного потенциала такого источника по проблеме как многотиражные периодические издания (на примере газет крупных предприятий пищевой промышленности СССР — кондитерских фабрик «Красный Октябрь» и «Рот Фронт»). К задачам исследования относятся анализ источниковедческих особенностей источников, исследование основных приемов, использовавшихся в многотиражных газетах для формирования «нового человека», а также изучение основных составляющих понятия «новый человек» в фабричной печати пищевой промышленности с помощью методов контент-анализа этих изданий.

Концепция «новый человек» в исторических исследованиях применяется достаточно

часто как отечественными [1, 2& 3], так и зарубежными историками [5, 6& 7], начиная с 1990-х гг. до настоящего времени. Отличительной чертой современной русскоязычной историографии становится рассмотрение довоенного советского общества как сложного социального проекта. В этой связи следует особо отметить выход коллективной

монографии под общей редакцией Л. Н. Мазур Однако конструирование «нового человека» на предприятиях пищевой промышленности СССР (одной из наиболее массовых отраслей по количеству рабочих) не становилось предметом специального из уч е ния .

Этот вопрос имеет научную и общественную актуальность, так как его исследование позволит прийти к более глубокому пониманию трансформационных процессов, происходивших в Советском Союзе в 1930—х гг. Научная новизна исследования состоит во введении в научный оборот и апробации методики анализа новых источников по истории социального конструирования в советской промышленности—многотиражных газет крупнейших кондитерских фабрик СССР «Красный Октябрь» и «Рот Фронт».

Источниковедческие особенности многотиражных газет «Наша правда» и «За

боевые темпы»

Термин «многотиражная газета» обозначает «периодическое издание газетного типа, выпускаемое на предприятии или в учреждении типографским, литографским или

другими множительными способами» ^———12Ш. Этот тип периодических изданий распространился в СССР в 1920-е гг., ещё до начала форсированной индустриализации. В период первой и второй пятилетки фабрично-заводская печать становится массовым

явлением. Каждое крупное предприятие стремилось иметь свою печатную газету. По сведениям И. В. Кузнецова, в 1930-е гг. в СССР издавалось «свыше 2000

производственных многотиражек»!"9, с- 209"".

Список тем, освещавшихся в многотиражной печати, был обширен: производственные проблемы и успехи, вопросы партийной жизни, быт, культура, проблемы социальной сферы и многие другие. Основной целью данного издания было формирование «повестки дня» в рамках предприятия. Многотиражная газета, формируя перечень тем, вошедших в номер, тем самым способствовала размышлениям коллектива и руководства предприятия о возникающих проблемах. Статьи и заметки находили отклик у администрации, которая, как правило, старалась отвечать на них в особых рубриках. Таким образом, многотиражка являлась эффективным инструментом разрешения проблем производства, социальной сферы, конфликтных ситуаций в рамках предприятия.

С началом форсированной индустриализации в содержании фабрично-заводской печати происходят изменения. Строже становится контроль администрации и партийных комитетов предприятий за работой многотиражных газет. Вывод Г. В. Жиркова, что становление фабрично-заводской многотиражки в период первой пятилетки как

массового явления в журналистике являлось «закономерной реакцией власти» "10, с- 1171 страны на необходимость «более конкретного руководства процессом индустриализации»

"10, с. 1171 представляется верным и обоснованным. Многотиражка с началом первых пя тиле ток с та ла иг ра ть ро ль о р г а низ а то ра ма с с .

Важность изучения многотиражной печати как источника, несущего в себе сведения о разных сторонах исторической действительности, признана научным сообществом [11, 12, 13, 15 16, 17, 18, 191. Особенность многотиражных газет как отдельного вида периодики «лежит в специфике субъектно-объектных отношений читателя и автора/создателя

газеты»"8, с- 174"". То есть, коллектив фабрики делал газету для себя и про себя (пусть и в условиях контроля). Именно поэтому многотиражная печать является ценным источником для изучения производственной и хозяйственной жизни предприятий. Об этом пишет О. В. Андреева, которая считает, что многотиражные газеты «вводят исследователя в проблемы отрасли, проявляющиеся на уровне коллектива, дают

возможность изучать их через призму функционирования одного предприятия» Г8, с- 174"". Исследователи И. Я. Воробьёва и В. Н. Самошенко отмечают, что ценность многотиражки как источника для изучения истории предприятия «не ниже, чем значение областной или краевой газеты для изучения событий в области, крае, районе» "20, с 61].

Все эти выводы в полной мере можно отнести к многотиражным газетам фабрики «Красный Октябрь» и «Рот Фронт». Газета «Наша правда» выходила на фабрике «Красный Октябрь» начиная с 1926 г. Изначально цена и тираж газеты были не очень высокими. Постепенно стоимость подписки и количество распространяемых номеров нарастали. Подписка на шесть месяцев в начале второй пятилетки стоила 1 руб. 20

коп."211 Газета издавалась силами коллектива фабрики. Редакторами газеты за период с 1933 г. по 1937 г. побывали рабочие фабрики А. Кучеровская, С. Левятов, Ф. Шутиков, С. Владимиров, С. Зализняк (выяснить отчества данных рабочих автору не удалось). С сентября 1931 г. (№28) газета выходила с подзаголовком: «Орган парткома ВКП(б), комитета ВЛКСМ и профподрайкома государственной кондитерской фабрики "Красный Октябрь"». С ноября 1934 г. (№45) подзаголовок несколько раз незначительно меняется. Газета выходила один раз в шестидневку, однако периодичность выхода не всегда соблюдалась четко. Годовое количество номеров, сохранившихся в подшивке за

рассматриваемый период, составляет: в 1933 г.—43 номера, в 1934 г.— 53 номера, в 1935 г.— 59 номеров, в 1936 г. — 56 номеров, в 1937 г. —59 номеров.

За рассматриваемый период формат газеты оставался в основном неизменным — А3, однако формат специальных выпусков, выходивших в особо торжественных случаях несколько раз менялся, становясь больше или меньше формата обычных номеров. По сравнению с первой пятилеткой, во второй пятилетке ухудшается качество бумаги, меняется дизайн и вёрстка издания. Газета в целом оставалась во второй пятилетке чёрно-белой. Однако количество номеров с присутствием цветных элементов или с другим цветом шрифта становится больше, чем в период первой пятилетки.

Каждый номер «Нашей правды», содержал обычно четыре страницы. Максимальное число страниц в номере достигало восьми, минимальное—двух. На первой странице каждого номера помимо шапки с названием печатался лозунг выпуска. Самые важные события освещались, как правило, на первой полосе. Газета содержала некоторое число постоянных рубрик: «Из партийной жизни», «В помощь агитатору», «Новости по фабрике», «Литературная страница», «Молодежная страница», «Рекорды стахановцев» (с 1935 г.), «По следам наших выступлений». Последняя из этих рубрик отражала реакцию администрации фабрики на статьи и заметки, напечатанные в «Нашей Правде».

Многотиражная газета фабрики «Рот Фронт» выходила под названием «За боевые темпы» начиная с 1931 г. В подзаголовке № 1 — 14 за 1931 г. значилось: «Газета рабочих и служащих кондитерской фабрики Сельпромобъединения». С № 15 за 1931 г. подзаголовок изменился и оставался таким до конца второй пятилетки: «Орган ячеек ВКП(б), ВЛКСМ и фабкома кондитерской фабрики "Рот-фронт"». В начале второй пятилетки тираж газеты «За боевые темпы» составлял 1000—1200 экземпляров. Цена

годовой подписки на издание в середине второй пятилетки составляла 3 рубля Каждый номер включал от 2 до 4 страниц. Значительным было количество номеров, содержащих всего 2 страницы. Иногда редакция выпускала сдвоенные номера с большим количеством полос. Газета выходила раз в шестидневку. Также, как и в случае с газетой «Наша правда», наблюдались некоторые проблемы с соблюдением периодичности выхода номеров. За 1933 г. в подшивке сохранилось 39 номеров, за 1934 г. — 1 номер, за 1935 г. — 53 номера, за 1936 г.—48 номеров, за 1937 г.— 50 номеров. Редакторами и врио ответственного редактора за период второй пятилетки в газете «За боевые темпы» были следующие работники фабрики: И. Ушерин, И. Собуль, Н. Гринтух, Н. Новиков, Б. Сорокоумов, З. Подгорецкая, Н. Куттер, В. Прошкин, А. Карев, Алексеев, Шестопалов, Петрушкова (установить имена и отчества этих рабочих не удалось).

Формат обычных номеров издания был равен формату А3. В торжественных случаях выпускались номера с большим форматом. Газета была чёрно-белой с добавлением цветных элементов и шрифтов в номерах, посвященных особо важным событиям. Качество бумаги в обычных номерах газеты довольно часто было невысоким. Старея, данная бумага стала ломкой и подверглась возникновению фоксингов—пятен бурого цвета. Этими фактами отчасти объясняется плачевное состояние, в котором находятся отдельные номера из подшивки данной газеты в филиале РГБ в г. Химки. Некоторые номера буквально «рассыпаются» в руках и рвутся при малейшем прикосновении.

Газета «За боевые темпы» содержала некоторое число постоянных рубрик: «Техническая страница», «Молодежная страница», «Из рейда по фабрике», «Письма рабочих», «По следам наших выступлений». В последней из перечисленных рубрик приводились ответы руководства фабрики на заметки многотиражки. В обеих газетах присутствовало помимо текста большое количество графического материала: схемы,

карикатуры, рисунки, фотографии. Постепенно количество карикатур и шаржей в газетах становится меньше, зато возрастает число фотографий и фотоколлажей. Все иллюстративные материалы были призваны сделать номера многотиражных газет ярче и доступнее для понимания читателей.

Язык обеих газет был ёмким и образным. Однако общий культурный уровень их редакций и рабочих корреспондентов был заметно более низким, чем в центральных газетах. Не всегда ответственные за корректуру справлялись со своей работой: помимо опечаток номера газеты «Наша правда» и газеты «За боевые темпы» содержат грамматические ошибки и просторечные обороты. Обе этих газеты были рассчитаны на рабочих, служащих и управленческий персонал фабрик и членов их семей. Несмотря на то, что газетой «Наша правда» и газетой «За боевые темпы» освещались самые разные темы, все они, так или иначе, увязывались с проблемами жизни фабрик «Красный Октябрь» и «Рот Фронт».

Основными особенностями этих источников являются политизированность и заданная идеологическая направленность. В период довоенных пятилеток сталинской индустриализации содержание фабрично-заводских газет страны претерпевает существенные изменения в соответствии с политическими трансформациями в СССР. Острая идеологическая и политическая борьба, как отмечает Г. В. Жирков, определяла на этом этапе «усиленную политизированность содержания даже этого типа издания»

с 117]. В письмах рабочих, публиковавшихся в газетах «Наша правда» и «За боевые темпы» нередко указывалось, что редакции этих газет не всегда обращали внимание на условия быта рабочих, на вопросы культуры и социальной сферы. Такой подход был общим для многих многотиражных газет.

В постановлении ЦК ВКП(б) «О фабрично-заводской печати», вышедшем в 1932 г., указывались эти недостатки и назывались «узловые проблемы», которые должны были освещаться в многотиражных газетах, по мнению партии: «борьба за выполнение промфинплана, за повышение производительности и культуры труда; развертывание на предприятии соревнования» "-10———119". Редакциям газет необходимо было «тесно

увязывать постановку производственных проблем с культурно-бытовыми вопросами» с. 1191

Многотиражки «Красного Октября» и «Рот Фронта», содержат в себе особый героический пафос, характерный для изданий тех лет, значительное количество терминов, обозначающих явления политической жизни страны («советская демократия», «Сталинская Конституция», «враг народа» и др.) и ситуации в мире («фашизм», «милитаризм» и т. п.). Все эти черты были свойственны практически всем периодическим изданиям, выходившим в годы второй пятилетки. Газеты «Наша правда» и «За боевые темпы» не являются исключениями.

Методические особенности исследования

Методика исследования включала использование описательных методов интерпретации источников и разных вариантов контент-анализа. Во-первых, были выявлены и оцифрованы бумажные номера изданий, проведён их источниковедческий анализ. Далее анализ проводился по двум направлениям. В рамках первого направления проводилось изучение выборки редакционных статей двух газет за период 1933-1937 гг. Редакционные статьи были выбраны для анализа как материалы, отражающие основную тему номера и обладающие наибольшим воздействием. Была сформирована выборка из

передовых статей, репрезентативность которой была доказана после разработки системы категорий и индикаторов для контент-анализа. Затем проводились стандартные процедуры работы в программе MAXQDA, например, подсчёт частот встречаемости категорий. В рамках второго направления изучались биографии, опубликованные в газетах как материалы, содержащие в себе образцовые черты «нового человека». Эти черты были обобщены в 14 смысловых категорий в рамках контент-анализа без помощи компьютерных программ.

Анализ редакционных статей в программе MAXQDA

Исследование содержания редакционных статей многотиражных газет проводилось с помощью контент-анализа в программе MAXQDA Analytics PRO 2018Задачей этого анализа было выявление основных тем, о которых, по мнению власти, должен был задумываться «новый человек», а также выявление основных стереотипов мышления и поведения «нового человека», на формирование которых власть делала особый упор.

На первом этапе работы с программой была создана система из 36 категорий, разделённых на три блока «производственный», «социальный», «политический». К проблемам «производственного» блока были отнесены: выполнение плана; производственный процесс и управление производством; неритмичность производства; качество продукции; сырьё и тара; соцсоревнование; трудовая дисциплина; адаптация новых рабочих; реконструкция производственных площадей; рационализация и изобретательство; мотивация труда; потери; санитария на производстве; техника; пожары; хищения. «Социальный» блок составили следующие проблемы: создание продовольственной базы для рабочего снабжения; питание; досуг и культура; детский вопрос; ликбез; снабжение рабочих; жилищный вопрос; медицинское обслуживание; женский вопрос; работа с читателями многотиражки; работа с молодежью; добровольные общества и спорт. В «политический» блок вошли категории пропаганда; партийная жизнь; Сталин; армия; конституция и выборы; займы индустриализации; внешняя политика; политическая борьба, вредительство и оппортунизм. Категории были созданы на основе сочетания анализа частотного словаря слов редакционных статей и представления автора о содержании текстов газет, сложившегося после многократного прочтения этих текстов. Подчеркнем, что категория «новый человек» не была создана намеренно, так как исследование предполагало синтетический характер этого понятия и невозможность его ограничения в рамках одной категории.

Была доказана репрезентативность выборки, в которую вошли 114 редакционных статей газеты «За боевые темпы» и 117 редакционных статей для газеты «Наша правда» за 1933-1937 гг. (в выборку включалось 50% от номеров, которые имелись в подшивке и в которых была редакционная статья). Редакционные статьи имели примерно равный объём и отражали главные проблемы номера. Методика проверки репрезентативности выборки на основе сравнения относительных частот встречаемости категорий и построения

доверительных интервалов подробно описана в предыдущей статье 122I. в рамках данного исследования эта методика не претерпела качественных изменений.

Стандартные процедуры подсчёта частот встречаемости категорий проводились в программе MAXQDA. Было прослежено изменение нагрузки на проблемные блоки и отдельные категории в течение второй пятилетки.

Соотношение блоков проблем по относительным частотам встречаемости в газетах "За боевые темпы" (ЗБТ) и "Наша правда" (НП} за годы второй пятилетки (сумма частот за каждый год по каждой газете=100%)

1933 1933 1934 1934 1935 1935 1936 1936 1937 1937 ЗБТ НП ЗБТ НП ЗБТ НП ЗБТ НП ЗБТ НП

■ Политический блок ■ Социальный блок ■ Производственный блок

Рисунок 1. Распределение относительных частот встречаемости категорий в газетах «За боевые темпы» (ЗБТ) и «Наша правда» (НП) в 1933-1937 гг. по трём блокам проблем

Как следует из рисунка 1, приоритетное освещение в многотиражных газетах получали вопросы производства и политики (см. рис. 1). Категории, отражающие социальные проблемы, то есть проблемы, непосредственно касавшиеся повседневной жизни и быта рабочих, получали наименьшее отражение в газетах на протяжении всей пятилетки. Следует особо подчеркнуть, что доля «политического» блока в обеих газетах практически никогда не опускалась ниже 30% за весь период второй пятилетки.

Сравнение категорий с наиболее высокими относительными частотами встречаемости (см. табл. 1) показывает, что в основном список из 5 самых частотных категорий совпадает у двух газет, однако существуют различия, например, в том, какое место по частоте встречаемости занимает конкретная категория внутри этого списка. В большинстве случаев в этот список входили категории «политического» и «производственного» блоков.

Таблица 1. Список из пяти категорий с наибольшими частотами встречаемости в текстах редакционных статей многотиражных газет «Наша правда» и «За боевые темпы», выборка за 1933-1937 гг., относительные показатели

Год На иболе е час тотные ка те г о рии в газете «За боевые темпы» Наиболее частотные категории в газете «Наша правда»

1933 «партийная жизнь», «техника», «выполнение плана», «качество продукции», «производственный процесс и управление «партийная жизнь», «пропаганда», «выполнение плана», «качество продукции», «займы индустриализации»

про из в одс тв ом»

1934 «партийная жизнь», «выполнение пла на », «про из в од с тв е нный про це с с и управление производством», «пропаганда», «соцсоревнование» «партийная жизнь», «выполнение плана», «качество продукции», «производственный процесс и управление производством», «соцсоревнование»
1935 «партийная жизнь», «пропаганда», «выполнение плана», «внешняя политика», «Сталин», «техника» «партийная жизнь», «выполнение плана», «работа с молодежью», «займы индустриализации», «внешняя политика».
1936 «партийная жизнь», «соцсоревнование», «техника», «производственный процесс и управление производством», «выполнение плана». «партийная жизнь», «соцсоревнование», «Сталин», «пропаганда», «техника»
1937 «соцсоревнование», «выполнение плана», «партийная жизнь», «пропаганда», «Сталин» «партийная жизнь», «соцсоревнование», «Сталин», «выполнение плана», «внешняя политика», «пропаганда»

Как следует из таблицы 1, в число наиболее частотных категорий лишь однажды вошла категория из «социального блока» (см. табл. 1). Это была категория «работа с молодежью» (газета «За боевые темпы», 1935 г.). На взгляд автора, это подчеркивает направленность многотиражных газет на формирование взглядов молодых людей.

Приведем обширную цитату из текста наиболее типичной редакционной статьи газеты «За боевые темпы», в которой было помещено обращение к рабочим фабрики:

«Мы, комсомольцы и молодые рабочие вакуум-аппаратчики карамельного цеха , вступившие в строй Стаханова, особо обращаемся к молодым товарищам нашей фабрики с призывом последовать нашему примеру. У нас все возможности к тому, чтобы работать лучше. У нас сила, молодость и сознание того, что счастье жить в бесклассовом социалистическом обществе в большой мере достается нам. Нам часто недостает производственных навыков, но в нашем распоряжении все сокровища науки и техники, накопленные человечеством и упорной учебой. Мы должны ими овладеть. Сдача техминимума на «отлично» — это только начало. Нам нужно много и упорно работать над собой, овладевать техникой своего дела. Нам нужно упорно и настойчиво перенимать производственные навыки от наших старших товарищей по работе, отцов, матерей, развивать в себе смекалку и пытливый ум, направляя инициативу на улучшение производства. Все это мы можем и должны сделать, так как наша задача одна — вперед!»

Важно отметить, что молодые рабочие особо выделяли необходимость опоры на опыт старших участников производственного коллектива фабрики, а также подчёркивали преимущества, которыми обладала рабочая молодёжь. Энергия, сила и ум молодых рабочих должны были быть направлены на улучшение производственного процесса. Помещение этого обращения в составе редакционной статьи, на взгляд автора, следует считать одним из приёмов формирования «нового человека».

Таким образом, в качестве стереотипов поведения «нового человека», согласно редакционным статьям многотиражных газет, следует рассматривать заинтересованность в производственных и политических проблемах, бескорыстную преданность выполнению

производственных задач пятилеток, готовность терпеть социальную неустроенность, преданность партии, политическую благонадежность.

Анализ биографий рабочих

Второе направление работы с материалами газет включало в себя анализ опубликованных в газетах биографий и воспоминаний рабочих. В эту выборку вошли статьи, рассказывающие о биографиях отдельных молодых работников и работниц, а также статьи с воспоминаниями старых сотрудников о работе фабрики в дореволюционную эпоху. В среднем каждая из газет содержала около 15 таких публикаций для каждого года второй пятилетки.

Материал этих статей был обобщён с помощью традиционного варианта контент-анализа (без применения компьютерных программ), и на его основе была создана система из 14 качеств «нового человека». К ним были отнесены: партийная принадлежность, дореволюционный партийный стаж, комсомольская работа, профсоюзная работа, хорошие производственные показатели, участие в социалистическом соревновании, участие в работе добровольных обществ, участие в работе творческих кружков, участие в работе кружков партийной учебы, награды, служба в армии, участие в боевых действиях в годы Гражданской войны (относилось не только к мужчинам, но и к

женщинам) I25!, грамотность и образование, личные качества (преданность, смелость, энергичность, коллективизм).

Анализ материалов газет показал, что, хотя в качестве «нового человека» изображались преимущественно молодые рабочие, биографии и воспоминания «старых производственников» могли включать в себя некоторые черты образа «нового человека», именно поэтому в состав 14 качеств вошла категория «дореволюционный партийный стаж».

В большинстве же случаев в биографиях подчеркивалась «забитость» и «отсталость» рабочих не только в дореволюционные годы, но и до прихода на производство, и политическая сознательность, активность и грамотность, воспитанные в них после октября 1917 г. в ходе работы на фабрике. В многотиражных газетах можно было увидеть, например, подобное описание трудового пути: «Придя на фабрику беспартийной, она сейчас — одна из лучших членов партии, являясь председателем ячейки МОПР, уполномоченным кооператива и активным участником хозяйственнополитических кампаний» (орфография и пунктуация оригинала сохранены. — Н. С.).

Следующий изображённый в газете жизненный путь можно считать типичным для молодых работниц, пришедших на кондитерские фабрики уже с началом индустриализации:

«Будучи неграмотной и отсталой, я поступила в 1928 г. на эту фабрику ученицей. После того, как я проработала некоторое время, меня перевели завертчицей и избрали женделегаткой. Пребывание в рабочей массе ощутилось с исключительной силой. С каждым днём я чувствовала свой рост и воспитание, понемногу овладевая грамотой в ликбезе и изучая казавшееся мне не достижимым по знаниям, постигая значение промфинплана. Представляя совершенно ясным необходимость дальнейшей учебы и задачи, возложенные на меня как на женделегатку, обязуюсь: с честью закончить ликбез, аккуратно посещать стрелковый кружок, следить и своевременно предупреждать прорывы в выполнение промфинплана как по количественным, так и по качественным показателям» [27] (орфография и пунктуация оригинала сохранены. — Н. С.).

Трудно судить о том, насколько приведённый выше пример отражает внутренние ощущения самой работницы и черты её личности. Тем не менее, то, что этот материал был опубликован в газете, на взгляд автора, следует считать одним из приёмов формирования «нового человека». Так редакции газет пыталась достичь решения двух задач: во-первых, формирования убеждённости в том, что такой жизненный путь и такие качества являются «правильными», одобряемыми и почётными, а, значит, им нужно подражать; во-вторых, создания в рабочей среде эффекта участия и вовлеченности как в процесс производства на конкретном предприятии, так и в масштабный процесс «социалистического строительства» в СССР.

Заключение

Анализ материалов газет показал, что фабричные газеты обладают достаточно высоким информационным потенциалом для изучения проблемы исследования. Многотиражки использовали следующие приёмы для конструирования «нового человека»: публикация редакционных статей, задающих рабочим особые стереотипы поведения, публикация биографий «истинно социалистических рабочих», в которых жизненный путь и личные качества работника освещались только с положительной стороны. Типичными чертами «нового человека», которые стремились воспитать система пропаганды в целом и многотиражные газеты в частности, были преданность партии («ценит партию больше, чем жизнь свою»), готовность к постоянным переработкам, коллективизм.

Одной из важнейших особенностей многотиражек предприятий кондитерской промышленности была их преимущественная направленность на описание молодой женщины в качестве «нового человека». Это говорит об адаптации пропаганды к специфике данной отрасли, в производственных коллективах которой преобладали работницы. Учитывая охват рабочих обеих фабрик подпиской на многотиражные газеты и статус этих изданий как наиболее доступного и значимого на локальном уровне СМИ, эти приёмы пропаганды могли иметь серьезный психологический эффект, вызывая у сотрудников предприятий стремление к подражанию героям публикаций.

Библиография

1. Геллер М. Машина и винтики. История формирования советского человека. М.: МИК, 1994. - 336 с.
2. Измозик В. С., Лебина Н. Б. Петербург советский: новый человек в старом пространстве. 1920-1930-е годы. СПб.: Крига, 2010. — 248 с.
3. Поршнева О. С. Новый человек как компонент революционного советского проекта: ключевые проблемы изучения в современной историографии / Эпоха социалистической реконструкции: идеи, мифы и программы социальных преобразований. Сборник научных трудов. Екатеринбург, 2017. С. 6—18.
4. Раннесоветское общество как социальный проект, 1917-1930-е гг.: монография: в
2 ч. Ч. 2. Советское общество: культура, сознание, поведение / Коллектив авт.; под общ. ред. Л. Н. Мазур. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. — 462 с.
5. Attwood L. Creating the New Soviet Woman Women&s Magazines as Engineers of Female Identity, 1922-53. New York: Palgrave Macmillan, 1999. — 221 p.
6. Cheng Y. Creating the "New Man": From Enlightenment Ideals to Socialist Realities. University of Hawai&i Press, 2009. — 268 p.
7. Hoffmann D. L. Cultivating the Masses: Modern State Practices and Soviet Socialism, 1914-1939. Cornell University Press, 2011. — 344 p.
8. Андреева О. В. История книжного дела в документальных источниках и материалах

периодической печати: Учебное пособие. Моск. гос. ун-т печати им. Ивана Федорова. М.: МГУП, 2011. - 230 с.

9. Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917-2000): Учеб. комплект (Учеб. пособие; Хрестоматия). М.: Флинта: Наука, 2003. —640 с.
10. Жирков Г. В. Журналистика сталинской эпохи: 1928-1950-е годы. М: Флинта: Наука, 2017. — 497 с.
11. Антипенков И. И. Многотиражные газеты пограничных войск НКВД СССР и их роль в патриотическом воспитании воинов-пограничников в годы Второй мировой войны (1939-1945 гг.): (монография). М.: Граница, 2013. — 232 с.
12. Виноградов Н. А. Многотиражная печать как исторический источник (по материалам Ленинграда и области) // Рабочий класс СССР на современном этапе. Вып. 13. Л., 1989. С.158—170.
13. Глущенко И. В. Мясо: Советская микояновская многотиражка. // Русская жизнь: За две недели. 2008. № 3(20). С. 98—101.
14. Горев Б. Заводские газеты как источник для истории заводов // История заводов. Вып. 3. М., 1932. С.156—157.
15. Купайгородская А. П. Многотиражные газеты ленинградских предприятий первой половины 20-х годов // Археографический ежегодник за 1977 год. М.: Наука, 1978. С. 183—191.
16. Она же. Многотиражные фабрично-заводские газеты как источник по истории рабочего класса (на материалах ленинградской печати) // История рабочего класса Ленинграда. Вып. 1. Л., 1962. С.192—199.
17. Лазарев А. В. Советско-финляндская война 1939 — 1940-х годов и заводские многотиражные газеты Ленинграда // Общество и власть: Материалы Всероссийской научной конференции, 22 мая 2002 г. СПб.: б. и., 2003. С. 306—316.
18. Петров В. А. Газета трудового коллектива как исторический источник (на материалах газеты «Кировец») // Вспомогательные исторические дисциплины. Т. 21. Л., 1990. С.66—73.
19. Сланская М. Д. Формирование и деятельность многотиражной печати в годы первой пятилетки: (по материалам газет новостроек тяжелой индустрии СССР): Автореферат дис. ... кандидата исторических наук. М., 1972. — 17 с.
20. Воробьева И. Я., Самошенко В. Н. Многотиражка как исторический источник (по материалам газеты «За передовую технику») // Советские архивы. 1970. № 6. C. 54 —62.
21. Наша правда. М., 1933. 20 января (№ 3). С. 1.
22. За боевые темпы. М., 1934. 30 декабря (№ 55). С. 4.
23. Солощенко Н. В. Проблемы советской пищевой промышленности в 1933 г. в отражении заводской печати (контент-анализ многотиражных газет «За боевые темпы» и «Наша правда») // Историческая информатика. 2017, № 4. С. 78—100. DOI: 10.7256/2585-7797.2017.4.24841 URL: http://e-notabene.ru/istinf/article_24841.html
24. Ко всем рабочим, работницам, ИТР, служащим и молодежи // За боевые темпы. М., 1935. 27 октября (№43). С. 1.
25. Это время боевое не забыть мне никогда. // За боевые темпы. М., 1933. 23 февраля (№9-10). С. 3.
26. Достойна внимания // За боевые темпы. М., 1934. 8 марта (№12). С. 1.
27. Я значительно выросла // За боевые темпы. М., 1934. 8 марта (№12). С. 3.
НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК ПЕРВЫЕ ПЯТИЛЕТКИ ФАБРИЧНЫЕ ГАЗЕТЫ КОНТЕНТ-АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СССР ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ НАРРАТИВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ СОВЕТСКАЯ ПЕЧАТЬ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты