Список использованной литературы
Е.В. Саунина
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
УДК 37.026.7
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
В статье рассматривается ряд вопросов, связанных с изучением иностранных языков в условиях распространения информационных технологий в образовательной среде. Описываются возможности, которые они представляют для студентов, способы организации учебного процесса для их эффективного применения. В статье также выявляются определённые трудности и отрицательные последствия неправильного применения информационных технологий в изучении иностранного языка.
FOREIGN LANGUAGES AND INFORMATION TECHNOLOGIES
IN MODERN EDUCATION
The article considers some issues connected with foreign language learning using information technologies. Their potential for students as well as the ways to organize learning process are described. Some challenges and negative consequences of incorrect use of information technologies while learning a foreign language are given.
Информационные технологии (ИТ) внесли значительные изменения во всех сферах деятельности. Их развитие в сфере образования повлияло и продолжает влиять как на процесс преподавания, так и на процесс изучения. Поскольку технологический прогресс не стоит на месте, постоянные совершенствования и изобретения в данной сфере постоянно вызывают определенные последствия.
В результате широкого распространения ИТ в обучении, участники образовательного процесса - преподаватели и студенты - должны подстраиваться под происходящие изменения. В изучении иностранных языков также наблюдаются определенные трансформации. На первый взгляд, ИТ позволяют ускорить определённые виды деятельности, сэкономить время и открывают широкие возможности. Однако, опыт работы со студентами, которые практически беспрерывно проводят время с гаджетами, показывает, что ИТ имеют не только положительные последствия.
В связи с этим возникает ряд закономерных вопросов: 1. Какие возможности ИТ открывают для изучающих иностранный язык в реальных современных условиях обучения в ВУЗе? 2. В какой степени ИТ действительно способствуют изучению иностранного языка? 3. Каким образом преподавателю следует выстраивать учебный процесс в связи с вышепоставленными вопросами? 4. Какие отрицательные последствия широкого распространения ИТ в изучении иностранных языков наблюдаются?
Если говорить об изучении языка посредством ИТ, то можно выделить два основных вида деятельности (в зависимости от степени активности, которая требуется от изучающего). Так, существуют виды деятельности, связанные с активным восприятием материала. Они требуют от изучающего активное воспроизведение языковых единиц, то есть именно производство речи в устном или письменном виде. К ним можно отнести устное или письменное общение (в лучшем случае, безусловно, с носителями языка) через разнообразные программы и средства: скайп, различные мессенджеры и др.
На сегодняшний день возможным стало то, что буквально пару десятилетий назад было практически невозможным или труднодосягаемым. С помощью таких видов деятельности можно практиковать навыки неподготовленного, в основном, бытового общения. В зависимости от условий и целей, общаясь в подобном формате, студенты могут отрабатывать определённые лексические единицы, грамматические структуры языка, а также работать над скоростью речи.
Сюда же, но с меньшей активностью с точки зрения воспроизводства языковых единиц, можно отнести выполнение различных заданий и упражнений в режиме онлайн. От изучающего требуется менее активный и деятельностный подход, нежели чем при непосредственном устном или письменном общении. К тому же, есть возможность сразу после выполнения задания получить ответную реакцию, выяснить допущенные ошибки.
К сожалению, на практике в рамках самостоятельной работы (обязательной в рамках учебной программы, либо дополнительной, как часть самостоятельной работы) студенты не так часто выполняют подобные задания. То есть, они преднамеренно упрощают себе задачи, и стараются избегать заданий, направленных на активное воспроизведение языковых единиц. Значительно чаще (если это все-таки происходит) они прибегают к тем видам деятельности, в которых достаточно пассивно воспринимать информацию. Здесь также представлено огромное количество заданий и видов деятельности. Перечислим некоторые из них: прослушивание аудио (англоязычное радио, учебные аудио материалы), просмотр видео (ставшие уже традиционными фильмы и сериалы, обучающие видео, познавательные ролики), чтение текстов (начиная от больших объёмов художественных книг, научных или публицистических статей, заканчивая чтением постов и различной информации в социальных сетях, и даже перевод интерфейса электронных устройств на английский язык может способствовать активизации имеющихся знаний).
Отдельно скажем про многочисленные мобильные приложения на смартфоне. Они выступают своего рода гибридом активных и менее активных заданий. Сайты с учебными материалами (посвященные грамматике, лексике, специальной терминологии, развитию навыков академического письма и т.д., а также сайты с курсами, теоретическими правилами) выступают как фундаментальные платформы.
заданной теме. К сожалению, даже такое задание, как транскрибирование текста сейчас стало доступнее для выполнения, поскольку существуют программы синтеза речи. Подобные программы позволяют преобразовывать речь в текст. Однако, здесь есть и обратная сторона. Поскольку технологии позволяют прослушать написанный текст, студенты могут тренироваться в правильном произношении слов.
Во-вторых, у студентов сформировалась привычка во всем полагаться на телефон и интернет. С одной стороны, это достаточно удобно, когда можно в любой момент проверить незнакомое или забытое слово, найти интересующую информацию. Но, к сожалению, студенты часто этим злоупотребляют. В результате, они не понимают необходимости запоминать перевод слов. Студенты уверены, что если у них нет учебника, всегда можно воспользоваться телефоном.
В некоторых случаях использование ИТ затратно по времени и какие-то виды заданий можно сделать быстрее без их использования. Ответы к упражнениям в некоторых учебниках можно найти в интернете. В данном случае весь процесс изучения языка теряет смысл. Минусы - это, скорее, не их отсутствие, а отрицательное воздействие.
И последнее, но не менее значимое - влияние компьютеров и гаджетов на здоровье студентов. Вопросы здоровья и сохранения зрения актуальны всегда. Во внеучебное время студенты проводят достаточно много времени с электронным устройствами, поэтому надо стремиться к сокращению использования ИТ до минимально необходимого уровня.
Список использованной литературы