Спросить
Войти
Категория: Социология

Социально-психологический статус семьи несовершеннолетнего правонарушителя

Автор: Терегулова Оксана Азатовна

УДК 159.9: 343. 91 © О. А. Терегулова, 2020 DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-12009 19.00.06 Юридическая психология

Социально-психологический статус семьи несовершеннолетнего правонарушителя

Терегулова Оксана Азатовна 1,

адъюнкт кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами.

ORCID: 0000-0001-9309-1690. E-mail: Ksunchik.88@mail.ru

1 Академия управления МВД России, Москва, 125130, ул. З и А. Космодемьянских, 8, Россия

Реферат

Введение. Правонарушения среди несовершеннолетних остаются одной из самых актуальных проблем в современном обществе, сложной педагогической и социальной задачей, решение которой требует комплексного подхода. Анализ административных правонарушений позволяет более подробно рассмотреть взаимосвязь различных социальных и психологических факторов семьи и противоправного поведения несовершеннолетнего. Цель — выявление социально-психологических статусных характеристик семьи, влияющих на формирование личности несовершеннолетнего правонарушителя. Материалы и методы. Изучены материалы 164 дел об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних и их родителей. Использован метод фокус-групп с учащимися в возрасте от 14 до 18 лет. Результаты и обсуждение. Уточнены основные субъективные и объективные признаки формирования неблагоприятного социально-психологического статуса несовершеннолетнего в семье, приводящего к противоправному поведению. Установлено негативное влияние на формирование асоциального поведения несовершеннолетнего социально-психологического статуса семьи, правовой характеристики его родителей и близких родственников, уровня образования родителей, неполноты семьи, состава семьи, места жительства, пола и возраста самих несовершеннолетних. Выявлено, что 81% родителей, ненадлежащим образом исполняющих свои родительские обязанности, злоупотребляют алкоголем, в 14% случаев перемена места жительства вызывает социальную дезорганизацию и формирование делинквентного поведения. Судимость 8% родителей несовершеннолетних правонарушителей являлась значимым фактором, влияющим на асоциальное формирование личности. В 75% случаев родители не имеют высшего образования, в 9% — у них образование ниже среднего, что говорит об ограниченном кругозоре и воспитательных возможностях. Выводы. Психологическая сущность несовершеннолетнего правонарушителя и условия ее нравственно-психологического формирования зависят от статуса его семьи, уровня образования родителей, рода их профессиональной деятельности и их характеристики, количества детей в семье, взаимоотношений в семьях, близких родственников.

Для цитирования: Терегулова О. А. Социально-психологический статус семьи несовершеннолетнего правонарушителя // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. Т. 25, № 2(81). С. 181-187. DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-12009

Основные положения

1. Особенности объективных характеристик: возраст, пол несовершеннолетнего, образование и правовая характеристика его родителей и близких родственников, неполнота семьи — связаны с формированием негативного социально-психологического статуса несовершеннолетнего, приводящего к правонарушениям и совершению преступлений.
2. Учет социально-психологических особенностей семьи несовершеннолетнего, характеристик его статуса в семье, связанных с асоциальным поведением, позволяет совершенствовать работу по профилактике противоправного поведения среди подростков.

Введение

Актуальность, значимость и сущность проблемы. Анализ отечественных и зарубежных исследований показал, что проблема несовершеннолетних правонарушителей в современном обществе остается одной из самых актуальных. В связи с этим выражается вполне обоснованная озабоченность правонарушениями несовершеннолетних не только психологов и юристов, но и социологов, криминологов, педагогов.

Актуальность и новизна настоящей статьи определяются и тем, что изучение особенностей семьи несовершеннолетних правонарушителей, характера межличностных взаимоотношений членов семьи, социально-психологического статуса в них несовершеннолетнего правонарушителя позволяет оценить и выбрать более эффективные формы и методы адресной профилактической работы с правонарушителями, установить семейно-статусные предикторы формирования правонепослушного поведения подростков. В данной статье будем рассматривать несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Целью исследования послужило выявление роли социально-психологических статусных характеристик семьи в формировании личности несовершеннолетнего, в возникновении противоправных форм поведения подростков.

Теоретические предпосылки и состояние проблемы. Несовершеннолетний возраст — важная фаза в общем процессе становления человека как личности, когда закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Правонарушения несовершеннолетних являются сложной педагогической и социальной проблемой, поскольку именно в этом возрасте происходят базовое

развитие личности человека [1, с. 27], перестройка организма, формирование личностных особенностей человека, определение черт его характера, ценностных приоритетов, направленности подростка как личности и т. д. По мнению А. Е. Личко, в подростковом и юношеском возрасте обостряются психопатологические черты характера [2, с. 22], большинство типов акцентуаций дает о себе знать именно в это время [3, с. 5].

И. С. Кон указывает, что за простыми обозначениями абсолютного возраста стоят сложные стадии биологического, социального и психологического развития человека [4, с. 48]. Категория возраста связана с развитием и биологическим, и психологическим. Возраст несовершеннолетнего — это период вступления в силу юридических институтов вменяемости и вины, прямо связанный с социально-психологической структурой личности. Несовершеннолетие — это не только «паспортный возраст» человека, но прежде всего возраст определенной социально-психологической зрелости. Интенсивный процесс социализации и нравственно-психологического формирования предполагает индивидуализацию воспитательного воздействия и наказания. Несовершеннолетние с асоциальным поведением имеют более низкий общий уровень социальной компетентности, в частности, не уверены в себе, менее общительны и организованы [5, с. 11].

В свое время проблемам исследования личности несовершеннолетних преступников и особенностям их правового сознания посвятили труды Ю. М. Ан-тонян, Т. В. Рыцарева, Т. В. Иванова, Н. А. Цветко-ва, М. А. Чуносов, И. С. Ганишина, М. В. Гамлиязова,

B. Д. Мальков, Е. В. Змановская и др., а также зарубежные ученые, такие как У Вуден, Ховард Зер, Р. Блазак,

C. А. Эрдли и др.

Данному возрастному периоду свойственно множество кризисных физиологических и психологических состояний. Это этап полового созревания и перестройки организма, характеризующийся перепадами настроения от резкости и черствости характера к повышенной ранимости и сентиментальности [6, с. 169]. По мнению С. А. Эрдли, поведение несовершеннолетнего может быть как социально-позитивным, так и социально-негативным. Однако несовершеннолетние правонарушители первоначально приспосабливаются к традициям и ценностям своих родителей. Наличие нравственной или правовой деформации может стать причиной совершения правонарушений [7, с. 29].

На формирование личности несовершеннолетних правонарушителей влияет множество социальных, психологических, социально-психологических и биологических факторов. Одним из таких вполне обоснованно выделяется влияние семьи на становление подростка как личности. Семья является специфическим микрогрупповым феноменом, оказывающим исключительное влияние на формирование нравственно-психологического облика и поведения несовершеннолетних [8, с. 110]. Как микрогруппа семья представляется частью структуры общественного механизма, с которой она имеет самые

разнообразные взаимоотношения, выступая фактором трансляции влияния микросреды [9, с. 117].

Опыт отечественных и зарубежных исследований позволяет заключить, что одним из ведущих факторов, оказывающих влияние на совершение подростком правонарушений, являются социально-психологические статусные характеристики семьи. У. Вуден и Р. Блазак отмечают, что данные характеристики напрямую влияют на формирование асоциального поведения несовершеннолетних [10, с. 48].

Под социально-психологическим статусом мы понимаем положение человека в системе межличностных отношений и его влияние на членов группы. Объективные признаки социально-психологического статуса личности, которые семья задает несовершеннолетним, имеют огромное значение для статусной определенности и всего хода жизненного пути и формирования внутреннего мира личности [11, с. 22].

Вместе с тем для формирования нравственно-психологического облика несовершеннолетних значимыми являются не столько устойчивые объективные статусные характеристики семьи, сколько ее субъективные признаки: социально-психологический климат, духовная атмосфера, направленность внутрисемейных межличностных отношений и взаимоотношений и сформированные на этой основе отношения личности к миру и людям [12, с. 53]. Семья — начало и решающий фактор длительного и многофазного процесса нравственно-психологического формирования личности.

Отрицательный пример родителей — это значимый фактор, влияющий на формирование асоциального поведения несовершеннолетних. Аморальное поведение взрослых, двуличие, презрение к нормам морали, алкоголизм и т. д. являются комплексным фактором нравственно-психологической дезорганизации несовершеннолетнего, постепенно подтачивая его психологическую устойчивость по отношению к вредным влияниям, препятствуя одновременно и позитивным влияниям микросреды [13, с. 10].

Значительная часть родителей несовершеннолетних правонарушителей неспособны оказать позитивное воздействие на своих детей, не имеют родительского авторитета, а вместе с тем и родительской власти. Такие родители не в силах реализовывать возможности семьи для индивидуального воспитания и положительного влияния в целях гармонического воспитания своих детей. Приведенные семейные взаимоотношения как первичный образец для нравственно-психологического формирования подростков в вышеуказанных ситуациях микросреды не соответствуют нормам общества. Их социальные последствия — семейная дезорганизация, неблагоприятный статус личности в семье, негативное и асоциальное формирование личности.

Дети, лишенные положительного примера отца или нежности матери, поддаются отрицательным влияниям. Такого рода депривация является также социально-психологическим фактором, влияющим на формирование неблагоприятного социально-психологического статуса несовершеннолетнего в семье. Депривация затрудняет и взаимоотношения в семье. Но в некоторых случаях чрезмерная опека или избалованность приводят к идентичным результатам [14, с. 45].

По мнению Т. В. Ивановой, причинами правонарушений несовершеннолетних — выходцев из семей среднего класса являются утрата постоянного контроля со стороны семьи, отсутствие активности у подростка и юноши, его стремление к бездеятельности, склонность к гедонизму и влияние со стороны низших классов. Под низшими классами автор подразумевает людей, не имеющих образования, постоянного места работы и жительства [15, с. 32].

Итак, развитие личности несовершеннолетних не может протекать бесконфликтно, а отдельные реакции на конфликты могут даже выражаться в противоправных действиях [16, с. 71]. Быстрые физиологические изменения в организме и недостаточная психологическая зрелость приводят к пониженной устойчивости к воздействию стрессовых факторов окружающей среды [17, с. 13]. В данном возрасте еще не до конца сформирована система ценностных ориентаций и смыслов, связанных с пониманием нравственности и честности в отношениях с окружающим миром [18, с. 44].

Семья выступает основным фактором воспитания и первоначальной социализации детей. Установлена прямая связь между характером внутрисемейных отношений и формированием нравственно-психологического облика личности. Неблагополучная семья способствует возникновению искаженных и ложных нравственных и правовых установок и является своего рода «криминогенным фактором» [19, с. 85].

От характера взаимоотношений в семье зависит социально-психологический статус личности несовершеннолетних, который является базисом становления личности. Социально-психологический статус несовершеннолетних в семье, его осознание и переживание определяют направления развития нравственно-психологического облика (самооценки, уровня уважения) и оценочных отношений как «ядра» нравственно-психологического облика.

Отметим, что несовершеннолетние отличаются особой восприимчивостью к различным видам влияния как позитивного, так и негативного плана [20, с. 38]. В условиях семейной дезорганиации создаются предпосылки для формирования неблагоприятного социально-психологического статуса личности в семье, который определяет поведенческую ориентацию личности.

Внутрисемейные конфликты никогда не остаются без следа для несовершеннолетних, обычно кристаллизуясь в показателях деформации и несформированно-сти нравственно-психологического облика, в негативно-асоциальной ориентации мышления и поведения [21, с. 93]. Именно здесь коренятся основные социально-психологические факторы, детерминирующие низкий уровень знаний и осмысления основных категорий правовых отношений, прагматическая ориентация на уровне элементарной житейской эмпирии, а также естественно возникшая неадекватно завышенная самооценка как внутренний механизм психологической самозащиты, как средство самооправдания, освобождения от чувства вины и ответственности, преодоления социального контроля и сохранения психологического комфорта.

Таким образом, анализ отечественной и зарубежной литературы показал недостаточность разработанности вопросов профилактики противоправного поведения подростков в части, касающейся изучения внутрисемейных статусных детерминант, учета объективных и субъективных факторов, негативно влияющих на формирование личности правонарушителя.

Материалы и методы

Для проведения исследования были изучены материалы 164 дел об административных правонарушениях в отношении несовершеннолетних и их родителей, связанных с неисполнением родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию детей; нарушением установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах; потреблением (распитием) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потреблением наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ в общественных местах; мелким хулиганством и мелким хищением.

Проанализированы также данные фокус-группы, проведенной с несовершеннолетними учащимися Кадетской школы-интерната № 1 г. Москвы в возрасте от 14 до 18 лет.

Результаты и обсуждение

Обратимся к результатам анализа протоколов об административных правонарушениях. Так, большинство правонарушителей мужского пола — 84,7% (139 человек), представителей женского пола — 15,3% (25 человек); 14-летние правонарушители составляют 11,6% (19 человек), 15-летние — 15,2% (25 человек), 16-летние — 27,5% (45 человек), 17-летние — 45,7% (75 человек).

При этом выяснилось, что большая часть правонарушителей — школьники. Таких 62,8% (103 человека), остальные являются учащимися профессиональных училищ — 37,2% (61 человек).

Безусловно, пол и возраст правонарушителей также служат признаками, характеризующими как объективные, так и субъективные параметры социально-психологического статуса личности.

Изучение объективных данных семейного положения несовершеннолетних правонарушителей выступает важным условием проникновения в сеть внутрисемейных отношений. Эти данные в нашем исследовании необходимы были для анализа:

1) влияния семьи на нравственно-психологическое формирование, точнее на негативное и асоциальное формирование личности;
2) влияния семейных отношений на формирование и развитие «противоправной карьеры»;
3) влияния асоциальной установки на дальнейшее развитие семейных отношений.

Значительная часть правонарушителей живет в неполных семьях, без одного родителя (39% — 64 человека). Безусловно, жизнь без отца или матери создает неблагоприятные условия для нравственно-психологического формирования личности. Разумеется, из этого не следует, что все несовершеннолетние, которые воспитываются в неполных семьях, формируются как правонарушители.

Преобладающая часть несовершеннолетних правонарушителей живет в нормальных с точки зрения структуры семьях (61%). Это позволяет говорить не столько о роли неполных семей в возникновении правонарушений среди несовершеннолетних, сколько о проблемах неправильного воспитания и неблагоприятных взаимоотношений в семье, т. е. о «социальном сиротстве» правонарушителей.

Без сомнений, разведенные родители оказывают негативное влияние на формирование нравственно-психологического статуса несовершеннолетних. Развод родителей — это особый негативный фактор, который оказывает существенное влияние на самооценку, систему притязаний, ценностные ориентации несовершеннолетних. Этот процесс зарождается в период конфликтогенных взаимоотношений, когда семья структурно является полной, но психологически разделенной. Дети выступают свидетелями данного разрушительного процесса и участниками в нем, по принуждению получая жесткое психотравмирующее воздействие, которое оказывает отрицательное влияние на нравственно-психологический облик личности.

Что касается показателя «число детей в семье», то преобладающая часть несовершеннолетних правонарушителей происходит из семьи с 2-3 детьми. Число детей в семьях влияет на формирование личности и поведение, его педагогическое и социально-психологическое значение бесспорно, однако оно само по себе, включая и проблему единственного ребенка, не несет криминогенного начала. Однако большое количество детей иногда приводит к снижению контроля за ребенком. При ослаблении социального контроля и при безнадзорности происходит искажение базовых социальных ценностей. Дезадаптивное поведение может стать причиной формирования антсоциального типа поведения.

Вызывают интерес также сведения о профессиональной деятельности родителей. 71% отцов и 56% матерей официально или неофициально работают, соответственно, 29% отцов и 49% матерей не имеют постоянной работы и заработка, что, непременно оказывает существенное воздействие на социально-психологические взаимоотношения в семье несовершеннолетних подростков.

Заслуживает внимания также вопрос об образовательном уровне и правовой характеристике родителей. Подавляющая часть родителей правонарушителей имеют среднее или среднее специальное образование — 66%, ниже среднего — 9%, высшее образование — 25%.

Образовательный уровень родителей в преобладающем большинстве случаев определяет морально-психологический кругозор и воспитательные возможности родителей. В сочетании с другими негативными факторами низкий образовательный уровень родителей значительно препятствует созданию благоприятных условий воспитания в семье. Как правило, такие родители ориентированы не на воспитание детей, а на материальное обеспечение семьи. Хотя более 90% имеют самостоятельное жилье, однако в 83% случаев в нем наблюдается беспорядок. С незначительными исключениями можно принять, что правонарушения порождены не материальными затруднениями, а прежде всего эгоистическими и корыстолюбивыми побуждениями и нежеланием считаться с общественными интересами, отсутствием моральных норм, негативным примером сверстников и взрослых.

Правовая характеристика родителей показывает, что в 8% семей есть один или двое осужденных взрослых. Это особо значимый негативный фактор неблагоприятного развития несовершеннолетних по пути асоциального формирования личности.

Анализ протоколов об административных правонарушениях позволяет выделить еще два социально-психологических фактора, которые прямо влияют на социально-психологический статус личности в семье, — это урбанизация и миграция. Перемена места жительства сопровождается глубокими душевными переживаниями, которые травмируют членов семьи, прежде всего несовершеннолетних. В такой ситуации стереотипы семейных, родственных и дружеских связей нарушаются или полностью разрушаются. Социальный контроль семьи намного ограничивается. Общественное мнение и традиционные взаимодействия не могут влиять на личность так, как прежде. Личность находится в относительном вакууме на фоне разрушения механизма контроля и отсутствия интимной микросоциальной среды. Возникает временная социальная дезорганизация, которая может выразиться в пьянстве, хулиганских действиях, правонарушениях. Социально-психологические явления такого порядка мы можем констатировать в 14% случаев.

Проблема миграции тесно связана с проблемой урбанизации. Рассмотренные нами социально-психологические явления, касающиеся мигранта, в основном относятся и к жителю большого города. Новая общественная среда — суть нового «урбанистического бытия» мигранта. Урбанистические факторы микросреды (анонимность, мобильность, иллюзорное чувство прикрытия ответственности и др.) воздействуют особенно отрицательно на нравственно-психологическое формирование несовершеннолетних.

Кроме того, 81% родителей, привлеченных к ответственности за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, злоупотребляют алкоголем. Это один из самых негативных факторов, влияющих на формирование социально-психологического статуса личности в семье. Алкоголизм родителей ведет к существенным отрицательным изменениям в структуре семейных взаимоотношений, которые прямо оказывают влияние на формирование неблагоприятного статуса личности. Общая деградация личности, негативное нравственно-психологическое развитие, асоциальная установка, нервно-психические отклонения, преступное поведение — симптомы алкоголизма. Алкоголизм родителей оказывает пагубное влияние на положение несовершеннолетних в семье, травмирует их нравственно-психологическое развитие, ведет к внутренней тревожности и невротизации.

Выводы

1. Установлено, что объективные характеристики социально-психологического статуса семьи несовершеннолетнего, такие как развод родителей, их уровень образования, род профессиональной деятельности, количество детей в семье, оказывают влияние на формирование и развитие нравственно-психологического статуса подростка. Так, мы видим, что 39% несовершеннолетних — выходцы из неполных семей, где родитель в недостаточной мере проявлял заботу и внимание по отношению к своему ребенку. Ослабление социального контроля имеет место в многодетных семьях — 57% несовершеннолетних правонарушителей. В основном родители несовершеннолетних правонарушителей не имеют высшего образования (75%), образование ниже среднего получили 9% родителей, что говорит о нешироком кругозоре и ограниченных воспитательных возможностях родителей.
2. Выявлены субъективные социально-психологические факторы статуса семьи: правовая характеристика родителей, неблагоприятные взаимоотношения в полных и неполных семьях, асоциальная направленность близких родственников, оказывающие непосредственное влияние на формирование правосознания несовершеннолетнего. Кроме того, 81% родителей, ненадлежащим образом исполняющих свои родительские обязанности, злоупотребляют алкоголем. В 14% случаев перемена места жительства вызывает социальную дезорганизацию и формирование делинквентно-го поведения. Наличие судимости у 8% родителей несовершеннолетних правонарушителей является фактором, влияющим на неблагоприятное развитие несовершеннолетних по пути асоциального формирования личности.

Перспективы. Полученные результаты обусловливают необходимость продолжения исследований психологических факторов противоправного поведения несовершеннолетних. При организации работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних необходимо уделять особое внимание на первопричины формирования противоправного поведения, связанные с социально-психологическим статусом семьи подростков.

На основании представленных в статье данных необходимо разработать психологическую модель и методические рекомендации по совершенствованию организации работы сотрудников по делам несовершеннолетних в интересах снижения случаев противоправного поведения среди подростков.

Благодарности. Выражаем благодарность кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД России, особенно профессору кафедры, кандидату психологических наук, доценту Мальцевой Татьяне Вячеславовне, за помощь в написании статьи.

Список литературы

1. Горлова Е. Л. Представления о семье у подростков разного психологического возраста // Культурно-историческая психология. 1018. Т. 14, № 2. С. 24-32.
2. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб., 2009. 158 с.
3. Мальцева Т. В. Общение сотрудников полиции с акцентуированными личностями : учеб-практ. пособие. Старотеряево, 2016. 45 с.
4. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 2010. 159 с.
5. Кудрявцев В. Н. Социально-психологические характеристики антиобщественного поведения. М., 2005. 221 с.
6. Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы. СПб., 2010. 352 с.
7. Erdley C. A., Rivera M. S., Shepherd E. J., i Holleb L. J. (2010). Social-Cognitive Models and Skills. In: D. W. Nangle, D. J. Hansen, C. A. Erdley i P. J. Norton (ur.), Practitioner&s Guide to Empirically Based Measures of Social Skills, 21-35. N.-Y. DOI: 10.1007/978-1-4419-0609-0_2.
8. Lemerise E. A., Arsenio W. F. (2000). An integrated model of emotion processes and cognition in social information processing. Child Development, 71, 107-118. DOI: 10.1111/1467-8624.00124.
9. Собкин В. С., Родионова К. Э. Учащиеся и учителя о задачах и целях школьного образования // Национальный психологический журнал. 2018. № 4(32). С. 109-122. DOI: 10.11621/npj.2018.0410
10. Wayne S. Wooden, Randy Blazak Renegadekids, suburban out laws: from youth culture to delinquency. Wadsworth Pub. 2001. 244 p.
11. Рыцарева Т. В. Индивидуально-психологические особенности подростков с разными типами отклоняющегося поведения и их связь с ценностными ориентациями родителей : дис. ... канд. психол. наук. М., 2018. 201 с.
12. Антонян Ю. М. Несовершеннолетние преступники с акцентуациями характера : учеб. пособие. М., 1993. 256 с.
13. Имедадзе И. В. Вопросы возрастной и педагогической психологии: Л. С. Выгодский и Д. Н. Узнаде // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15, № 2. С. 4-13.
14. Ганишина И. С. Психологическое влияние неблагополучной семьи на девиантное поведение несовершеннолетних : дис. ... канд психол. наук. Рязань, 2004. 198 с.
15. Иванова Т. В. Детерминанты становления личности девиантных подростков с противоправным поведением : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2002. 196 с.
16. Цветкова Н. А., Полякова Я. Н., Лобачева Л. П. Личностные особенности осужденных к наказаниям без изоляции от общества юношеского возраста // Прикладная юридическая психология. 2018. № 2(43). С. 70-79.
17. Галимзянова М. В. Коррекция совладающего поведения подростков методами групповой схематерапии // Прикладная юридическая психология. 2018. № 1(42). С. 12-22.
18. Данилова М. В., Рыкман Л. В. Психоэмоциональное благополучие и особенности саморазвития подростков с разным семейным статусом // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 5. С. 40-50.
19. Мальков В. Д. Криминология : учебник. М., 2006. 214 с.
20. Чуносов М. А. Теоретические основания профилактики делинкветного поведения несовершеннолетних // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2018. № 3(74). С. 38-42. DOI: 10. 24411/1999-6241-2018-13007
21. Зер Х. Восстановительное правосудие: новый взгляд на преступление и наказание / под общ. ред. Л. М. Карнозовой и С. А. Пашина ; пер. с англ. Р. С. Довиденко. М., 2002. 328 с.

Поступила 11.09.2019

UDC 159.9: 343. 91© О. А. Теregulova, 2020 DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-12009 19.00.06 Legal Psychology

Social and Psychological Status of a Juvenile Offender&s Family

Oksana A. Teregulova 1,

post-graduate student at the chair of Psychology, Pedagogy and Organization of Work with the Personnel.

ORCID: 0000-0001-9309-1690. Email: Ksunchik.88@mail.ru

1 Academy of Management of the Russian Ministry of Internal Affairs, 8 Z. and A. Kosmodemyanskikh st., Moscow, 125130, Russia

Abstract

Introduciton. Juvenile offences remain one of the most urgent problems in the modern society, a difficult pedagogical and social task, and its solution requires a complex approach. Analysis of administrative offences enables the author to scrutinize interconnection of various social and psychological factors of a family and juvenile unlawful behaviour. The objective is to reveal social and psychological status characteristics of a family which influence the formation of a juvenile offender personality. Materials and Methods. 164 cases on administrative offences regarding juveniles and their parents were examined. The focus-group method with the students aged from 14 to 18 years old was employed. Results and Discussion. The author managed to specify the main subjective and objective features of creating an unfavourable social and psychological status of a juvenile in the family, which causes unlawful behaviour. It is proved that the negative impact on formation of juvenile asocial behaviour is made by social and psychological status of a family, legal characteristics of his parents and close relatives, the parents& level of education, incomplete family, family structure, residence, sex and age of the juveniles themselves. It is revealed that 81% of parents who fail to perform their parental duties abuse alcohol, in 14% of cases moving to another place causes social disorganization and formation of delinquent behaviour. Criminal records of 8% of juvenile offenders& parents was a crucial factor causing asocial formation of a person. In 75% of cases parents do not have higher education, in 9% their education is lower than secondary, which indicates the limited scope of intellect and interests and opportunities for upbringing. Conclusions. Psychological essence of a juvenile offender and conditions of its moral and psychological formation depend on his family status, his parents& level of education, occupation, and their characteristics, a number of children in the family, family relations, close relatives.

Citation: Teregulova 0. A. Social and Psychological Status of a Juvenile Offender&s Family. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2020. Vol. 25, No 2(81). Pp. 181-187 (In Russ.). DOI: 10. 24411/1999-6241-2020-12009

References

1. Gorlova E. L. Family Representations in Juveniles of Different Psychological Age. Cultural-Historical Psychology. 2018. Vol. 14, No 2. Pp. 24-32. (In Russ.)
2. Lichko A. E. Psychopathies and accentuations of juvenile character. St. Petersburg, 2009. 158 p. (In Russ.)
3. Maltseva T. V Police communication with accentuated persons. Staroteryaevo, 2016. 45 p. (In Russ.)
4. Kon I. S. Psychology of early youth. Moscow, 2010. 159 p. (In Russ.)
5. Kudryavtsev V. N. Social and psychological characteristics of antisocial behaviour. Moscow, 2005. 221 p. (In Russ.)
6. Zmanovskaya E. V., Rybnikov V. Yu. Individual and group deviant behaviour. St. Petersburg, 2010. 352 p. (In Russ.)
7. Erdley C. A., Rivera M. S., Shepherd E. J., i Holleb L. J. (2010). Social-Cognitive Models and Skills. In: D. W. Nangle, D. J. Hansen, C. A. Erdley i P. J. Norton (ur.), Practitioner&s Guide to Empirically Based Measures of Social Skills, 21-35. N.- Y. DOI: 10.1007/978-1-4419-0609-0_2.
8. Lemerise E. A., Arsenio W. F. (2000). An integrated model of emotion processes and cognition in social information processing. Child Development, 71, 107-118. DOI: 10.1111/1467-8624.00124.
9. Sobkin V. S., Rodionova K. E. Students and teachers on tasks and goals of school education. National Psychological Journal. 2018. No 4(32). Pp. 109-122. DOI: 10.11621/npj.2018.0410 (In Russ.)
10. Wayne S. Wooden, Randy Blazak Renegadekids, suburban out laws: from youth culture to delinquency. Wadsworth Pub. 2001. 244 p.
11. Rytsareva T. V Individual psychological peculiarities of juveniles with different types of deviant behaviour and their relation to the parents& values. Candidate of Sciences dissertation (in Psychology). Moscow, 2018. 201 p. (In Russ.)
12. Antonyan Yu. M. Juvenile offenders with accentuations of character. Moscow, 1993. 256 p. (In Russ.)
13. Imedadze I. V. Issues of age and pedagogical psychology: L. S. Vygotsky and D. N. Uznadze. Cultural-Historical Psychology. 2019. Vol. 15, No 2. Pp. 4-13. (In Russ.)
14. Ganishina I. S. Problem family psychological impact on juvenile deviant behaviour. Candidate of Sciences dissertation (in Psychology). Ryazan, 2004. 198 p. (In Russ.)
15. Ivanova Т. V. Determinants of personal development of juveniles with unlawful behaviour. Candidate of Sciences dissertation (in Psychology). St. Petersburg, 2002. 196 p. (In Russ.)
16. Tsvetkova N. А., Polyakova Ya. N., Lobacheva L. P. Individual peculiarities of young people sentenced to punishment without isolation from society. Applied Legal Psychology. 2018. No 2(43). Pp. 70-79. (In Russ.)
17. Galimzyanova M. V. Correction of juvenile coping behaviour through methods of group scheme-therapy. Applied Legal Psychology. 2018. No 1(42). Pp. 12-22. (In Russ.)
18. Danilova М. V., Rykman L. V. Psycho-emotional welfare and specifics of self-development of juveniles with different family status. Psychological Science and Education. 2018. Vol. 23, No 5. Pp. 40-50. (In Russ.)
19. МаШот V. D. Criminology. Мoscow, 2006. 214 p. (In Russ.)
20. Chunosov М. А. Theoretical grounds for prevention of juvenile delinquent behaviour. Psychopedagogy in Law Enforcement. 2018. No 3(74). Pp. 38-42. DOI: 10. 24411/1999-6241-2018-13007. (In Russ.)
21. Zehr H. Restorative justice: a new focus for crime and justice. Ed. by Kamozova L. M., Pashm S. S.; transl. from English by Dov-idenko R. S. Moscow, 2002. 328 p.

Submitted 11.09.2019

несовершеннолетние асоциальное поведение правонарушения несовершеннолетних социальнопсихологический статус семья личность административные правонарушения. juveniles asocial behaviour juvenile delinquency
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты