Спросить
Войти

Дозирование двигательных нагрузок в системе оздоровления студенток с нарушениями в состоянии сердечно-сосудистой системы

Автор: Балышева Наталья Владимировна

ДОЗИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАГРУЗОК В СИСТЕМЕ ОЗДОРОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОК С НАРУШЕНИЯМИ В СОСТОЯНИИ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ

Н. В. Балышева, О. Г. Румба

По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире от сердечно-сосудистых заболеваний гибнет 16 млн 700 тыс. человек. В России в 2008 г. из 2,5 млн умерших, более 1 млн 200 тыс. (около 50%) скончались именно по этой причине. Особое беспокойство, по мнению академика Е. И. Чазова, вызывает увеличение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний среди молодёжи - так, смертность среди лиц до 25 лет за последние пять лет повысилась на 82%, среди лиц от 25 до 30 лет - на 70%. Очевидно, что в свете остроты проблемы необходимо принимать меры по профилактике нарушений в состоянии ССС уже на ранней стадии их выявления. В условиях вузов наиболее перспективный путь решения данной задачи - систематическое включение оздоровительных физических упражнений в учебно-тренировочные занятия по физической культуре со студентами специализированной медицинской группе, имеющими нарушения в состоянии сердечно-сосудистой системы (далее - ССС).

Анализ специальной литературы показал, что для лиц с нарушениями в состоянии ССС наиболее рекомендуемыми являются оздоровительная ходьба и аэробные упражнения циклического характера (рабочий пульс 110-150 уд/мин), направленные на повышение общей выносливости и работоспособности. Однако в практике физического воспитания студентов вузов, отнесённых к специализированной медицинской группе, данное средство оздоровления не находит своего применения в должном объёме. В учебниках по физической культуре для студентов вузов оздоровительная ходьба рассматривается в основном как средство фоновой физической культуры, т. е. с позиций включения её в режим дня.

Полученные теоретические данные стали предпосылкой для разработки методики занятий дозированной оздоровительной ходьбой со студентами специализированной медицинской группы, имеющими нарушения в состоянии ССС. Основой экспериментальной методики являлась дозированная оздоровительная ходьба на свежем воздухе (при пульсе 100-130 уд/мин) с постепенным увеличением времени и темпа ходьбы. Кроме того, использовались следующие разновидности

611

ходьбы: ходьба в гору, по лестнице, общеразвивающие упражнения в движении (в том числе с предметами), применялись специальные беговые упражнения (выполнялись с разрешения врача). Для повышения уровня физической подготовленности включались упражнения для развития силы, быстроты, гибкости, координации. Также в занятиях использовались упражнения лечебно-физической культуры, направленные на улучшение деятельности сердца. Для снятия стресса, утомления и для повышения эмоционального фона занятий проводились подвижные игры и эстафеты в зоне умеренной мощности. Важной составляющей экспериментальных занятий являлось их проведение на свежем воздухе, независимо от времени года, исключая лишь дни с неблагоприятными погодными условиями. В тёплое время года занимающиеся брали с собой туристические коврики, на которых в конце занятия выполнялись дыхательные упражнения и гимнастика по системе пилатес. Величина частоты сердечных сокращений отслеживалась по ходу всего занятия, при необходимости производилось регулирование нагрузки.

Эффективность разработанной экспериментальной методики была оценена в ходе педагогического эксперимента, который проводился на кафедре физического воспитания Белгородского государственного университета в 2007-2008 уч./г. Однако, по результатам итогового тестирования, достоверных улучшений в состоянии ССС испытуемых выявлено не было. При этом были отмечены достоверные положительные изменения в ряде показателей физической подготовленности: у студенток экспериментальной группы достоверно улучшились сила и координация.

Анализ и обобщение данных этого педагогического эксперимента позволили скорректировать экспериментальную методику: были внесены изменения в количественные показатели времени и темпа дозированной оздоровительной ходьбы, увеличены доля упражнений аэробного характера, оздоровительный бег и т.п.

Следующий педагогический эксперимент проводился в 20082009 уч./г. В эксперименте приняли участие 50 девушек, имеющих нарушения в состоянии ССС, в возрасте 18-19 лет (2-3 курсы). Были сформированы две группы: экспериментальная (20 девушек) и контрольная (30 девушек). В экспериментальной группе занятия проводились по экспериментальной методике, в контрольной - по программе, разработанной преподавателями кафедры физического воспитания для всех студентов специального отделения без разделения их по нозологическому признаку. В обеих группах занятия проводились в соот612

ветствии с расписанием академических групп два раза в неделю по 90 минут. Общий объём практических занятий, проведённых в рамках педагогического эксперимента, составил 136 часов. В начале и в конце семестра (сентябрь 2008 г., май 2009 г.) было проведено тестирование с целью выявления различий в физическом развитии, физической подготовленности, функциональной тренированности испытуемых до и после педагогического эксперимента. Для оценки достоверности различий использовались параметрические критерии Стьюдента и Фишера. До эксперимента обе группы были однородны.

Полученные данные свидетельствуют, что после экспериментальных занятий у девушек экспериментальной группы достоверно улучшились показатели экскурсии грудной клетки, жизненная емкость легких, кистевой динамометрии. У девушек контрольной группы достоверно улучшились показатели кистевой динамометрии, и ухудшился коэффициент координации. Между группами достоверные изменения были зафиксированы в следующих показателях: в экспериментальной группе после эксперимента достоверно лучше оказались значения жизненной емкости легких, гибкости, динамометрия правой и левой кистей рук, коэффициента координации; в контрольной - динамометрии левой кисти и пробы Ромберга. Всё вместе позволяет отметить положительное влияние экспериментальной методики на физическое развитие и физическую подготовленность занимающихся.

Однако итоговое заключение об эффективности экспериментальной методики можно давать только на основе анализа изменений в функциональном состоянии ССС занимающихся. Полученные данные позволяют однозначно заключить, что скорректированная методика дозированной оздоровительной ходьбы оказала положительное влияние на целый ряд показателей состояния ССС. Так, в ходе проведённого эксперимента у девушек ЭГ достоверно улучшились результаты ЧСС в покое, пробы Штанге, ортостатической пробы, пробы Руффье, а также стабилизировалась в пределах нормы величина вегетативного индекса Кердо (ВИК) и увеличилось значение индекса Скибинской. В КГ достоверно улучшились показатели частоты сердечных сокращений в покое, ударного (систолического) и минутного объёма крови, а также пробы Штанге, пробы Руффье, индекса Кердо. Между группами в итоговом тестировании достоверные различия были зафиксированы в показателях пульсового давления, систолического объёма крови, ортостатической пробы. Все три показателя достоверно лучше оказались в ЭГ.

613

Таким образом, проведённые исследования доказали целесообразность включения в занятия по физической культуре со студентками с нарушениями в состоянии ССС занятий дозированной оздоровительной ходьбой по экспериментальной методике, поскольку такие занятия оказывают положительное влияние на функциональное состояние ССС занимающихся, а также способствуют улучшению их физического развития и физической подготовленности. При этом сопоставление результатов 1-го и 2-го педагогических экспериментов свидетельствует, что в занятиях дозированной оздоровительной ходьбой недостаток аэробной нагрузки ведёт к существенному снижению их оздоровительного эффекта.

614
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты