Спросить
Войти

Технология внедрения в систему образования спортивного комплекса ГТО

Автор: Губа В.П.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 338.48-52

В.П. ГУБА, д-р пед. наук, профессор1

И.В. КУЛИШЕНКО, канд. пед. наук, доцент1 &Московский государственный областной университет, г. Москва, Россия

В.В. КОНОВАЛОВ, канд. пед наук

МБОУ СОШ №26 Ногинского муниципального района

Московской области, г. Ногинск, Россия

В.В. ПРЕСНЯКОВ, канд пед наук, доцент Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооруженных сил Российской Федерации им. A.M. Василевского, г. Смоленск, Россия

Статья поступила 1 апреля 2019г.

ТЕХНОЛОГИЯ ВНЕДРЕНИЯ В СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА ГТО

Данная статья посвящена существующим проблемам реализации Всероссгшского физкультурно-спортнвного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в систему общего образования. Поднимается вопрос о необходимости пересмотра нормативного базы ВФСКГТО с учетом возрастных и анатомо-физиологических показателей учащихся, отнесенным по состоянию здоровья как к подготовительного, так и к спегщальног! медицинским группам. Авторами рассматривается вопрос о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в рамках организации подготовки к сдаче нормативов ВФСК ГТО.

GUBA V.P., Doctor of Pedag. Sc., Professor1

KULISHENKO I. V., Cand. of Pedag. Sc., Associate Professor1 &Moscow State Regional University, Moscow, Russia

KONOVALOV V.V., Cand. of Pedag. Sc.

School №26 Noginsk Municipal District Moscow region, Noginsk, Russia

PRESNYAKOV V.V. Cand. of Pedag. Sc., Associate Professor Military Academy of Army Air Defense

Armed Forces of the Russian Federation A.M. Vasilevsky, Smolensk, Russia

TECHNOLOGY OF INTRODUCTION TO THE EDUCATION SYSTEM SPO SPORT COMPLEX

This article focuses on the existing problems of implementation of the All-Russian sports complex "Ready for Tabor and Defense" (TRP) in the general education system. The author raises the question of the need to review the regulatory framework VFSK TRP. taking into account age and anatomical and physiological characteristics, the students referred for reasons of health, as the preparatory and the

special medical groups. The question of amending the federal state educational standard of general-education in the framework of the organization ofpreparation for delivery VFSK TRP standards.

Введение. Внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) направлено на совершенствование государственной политики в области физической культуры и спорта. Данный процесс предполагает целый комплекс мероприятий, ориентированных на модернизацию системы общего физического воспитания широких слоев населения, совершенствование материально-технической базы и организацию единого информационного пространства[2, 4].

Интеграция ВФСК ГТО в образовательную среду является одной из приоритетных задач комплекса, так как повышение интереса и мотивации учащихся к активным занятиям физической культурой и спортом содействуют формированию здорового образа жизни и направлено на укрепление здоровья учащихся [1, 6].

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные образовательные стандарты (далее ФГОС) обеспечивают «государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения» [2, 4, 6].

Именно ФГОС являются основой при разработке образовательных программ, определяющих содержание образования, образовательными учреждениями. В связи с этим необходимым условием интеграции ВФСК ГТО в систему образования является внесение изменений в ФГОС начального, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также соответствующие образовательные программы для учета государственных требований к уровню физической подготовленности, уровню знаний и умений в области физической культуры и спорта в соответствии с «Положением о Всероссийском физ-культурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)» - программной и нормативной основой системы физического воспитания [1,2,4].

Одной из важнейших составляющих ВФСК ГТО является его нормативная основа. В научно-методических источниках имеются

данные о многолетних, исследованиях проведенных в этом направлении. Однако все они имели не системный, а выборочный характер, что в результате отразилось на качестве нормативно-тестирующей части комплекса.

Так, например, в отдельных видах комплекса, исходя из уровня физического развития, с учетом морфофункциональных характеристик, наблюдается элементарное логическое несоответствие:

- норматив в беге на 60 м для девочек и мальчиков 13-14 лет на золотой, бронзовый и серебряный знаки отличия одинаковы с нормативом для девочек и мальчиков 15 лет;

- норматив в беге на 2 км для девочек и мальчиков 13-14 лет на золотой, серебряный и бронзовый знаки отличия одинаковый с нормативом для девочек и мальчиков 15 лет;

- одинаковый норматив на золотой знак отличия комплекса в плавании для девочек 11-12 лет и девочек 13-15 лет выше одинакового для девушек 16-17 лет и женщин 18-24 лет норматива (1:05,0 и 1:10,0 соответственно).

Исходя из нормативно-тестирующей части ГТО, непонятно, как нормативы для учащихся 13 лет (7 класс школы) могут быть одинаковыми для учащихся 15 лет (9 класс школы). И такое несоответствие наблюдается и в других видах нормативно-тестирующей части комплекса [1, 4]. Таким образом, нормативные документы требуют доработки и пересмотра отношения учащихся определенного возраста к конкретным возрастным группам с учетом их биологического развития.

Следует отметить, что еще одной проблемой при реализации комплекса ГТО является несоответствие материально-технической части обеспечения заявленным условиям учебно-педагогического процесса. На сегодняшний день только небольшое количество школ по всей стране может предложить качественные условия эффективной подготовки к сдаче нормативов ГТО в беге на 60 и 100м, в метании и плавании, остальные же не имеют даже элементарных спортивных площадок с минимальным набором уличных тренажеров,

соответствующих предъявляемым к ним требованиям.

По статистическим данным, учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинским группам, представляют собой более половины от общего количества школьников. Естественно, такую большую массу молодежи нельзя изолировать от использования своего права на получение соответствующего знака отличия комплекса ГТО, подкрепленного определенными льготами. Однако важно помнить, что указанная группа имеет определенные противопоказания и ограничения по характеру и количеству физической нагрузки. Следовательно, данной категории обучающихся не подходят виды испытаний и нормы, предложенные для здоровых сверстников. В связи с этим, участие лиц с отклонениями в состоянии здоровья в выполнении тестов комплекса без надлежащей разработки, соответствующего программно-методического и медико-биологического сопровождения вызывает сомнение и требует дополнительной проработки [1, 3, 5].

Результаты и их обсуждение. В связи с реализацией на территории Российской Федерации нового Всероссийского физкультур-но-спортивного комплекса ГТО определенный интерес представляет изучение уровня физического развития учащихся и ее готовность к выполнению предложенных нормативов физической подготовленности.

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №26 Ногинского муниципального района Московской области. В исследовании приняли участие 140 учащихся - две группы мальчиков и девочек 7-8-9 классов (IV ступень комплекса ГТО 13-15 лет). Использовались тесты, представленные в комплексе ГТО и в программе физической культуры общеобразовательной школы (бег 60м, бег 2000м, подтягивание на высокой и низкой перекладине, прыжок в длину с места). Тестирование проводилось в конце второго полугодия 2015/2016 учебного года. Показатели физической подготовленности представлены в таблице. Определенный интерес представляет сравнительный анализ показанных результатов с нормативно-тестирующей частью комплекса ГТО.

Анализ полученных данных позволяет говорить о низком уровне физической подготовленности учащихся 13-15 лет (с 7 по 9 класс).

Результативность выполнения отдельных тестов свидетельствует о том, что в среднем 46,7 % мальчиков и 52,3% девочек не в состоянии выполнить зачетные требования программы. Наиболее трудным видом испытаний является норматив в беге на 2000 м. Данный норматив в состоянии выполнить в среднем 43,3% учащихся.

Показатели, характеризующие скоростно-силовую и силовую подготовку, соответствовали уровню значимости у мальчиков и у девочек (Р<0,01), что является достаточно «низким». В целом уровень физической подготовленности учащихся 7-9 классов оценивается как «ниже среднего».

Анализируя показатели выполнения нормативных требований комплекса ГТО IV ступени у учащихся 7-9 классов, достаточно невысокие результаты у учащихся 7 класса, что, вероятнее всего, связано с морфо-функциональными особенностями данной возрастной группы и уровнем физического развития учащихся. Из общего числа (140 человек) обследованных учащихся в состоянии выполнить нормативы комплекса ГТО IV ступени на «золотой» и «серебряный» значок 28,2%. С нормативными требованиями «бронзового» значка справляются 27,3% учащихся, не справляются с требованиями комплекса ГТО 44,5% учащихся, что, вероятнее всего, связано с несоответствием нормативно-тестирующей части комплекса для данной возрастной группы.

На рисунках 1-4 представлены результаты выполнения нормативов.

Таблица - Показатели физической подготовленности и нормативы ГТО (IV ступень) мальчиков и девочек 13-15 лет (7-9 класс)

Показатели Нормативы ГТО Результаты тестирования Р

«Золотой» знак «Серебряный» знак «Бронзовый» знак 7 класс, n=50 (М±щ) 8 класс, n=50 (М±щ) 9 класс, n=40 (М±щ)

Бег 60м M 8,7 9,7 10,0 9,4±0,82 9,2±0,96 9,3±0,74 Р7,8> 0,05 Р7,9 < 0,01 Р8,9 < 0,01

Д 9,6 10,6 10,9 10,5±0,96 10,3±0,77 10,4±0,82 Р7,8< 0,01 Р7,9 < 0,05 Р8,9 > 0,01

Прыжок в длину с места м 200 185 175 190±15,3 200±20,6 208±30,8 Р7,8 > 0,01 Р7,9 < 0,05 Р8,9 < 0,05

Д 175 155 150 157±14,5 166±16,2 163±18,2 Р7,8 < 0,01 Р7,9 < 0,01 Р8,9 > 0,05

Подтягивание на высокой перекладине м 10 6 4 5,8±4,2 7,2±4,3 8,0±3,7 Р7,8 > 0,01 Р7,9 < 0,01 Р8,9< 0,05

Подтягивание из виса лежа Д 18 11 9 9,3±8,1 10,5±7,6 11,8±6,8 Р7,8 > 0,05 Р7,9 < 0,01 Р8,9 > 0,05

Бег 2000м м 9,00 9,30 9,55 10,40±1,5 10,20±1,8 10,00±1,2 Р7,8 > 0,05 Р7,9 < 0,01 Р8,9 < 0,05

Д 11,00 11,40 12,10 12,20±1,6 12,00±1,4 11,50±1,5 Р7,8> 0,05 Р7,9< 0,01 Р8,9> 0,01

M - мальчики, Д - девочки.

Бег 60м (М)

Подтягивание на высокой перекладине(М) -•-■"золотой знак" "серебрянный знак" -*-"бронзовый"

Рисунок 1. - Выполнение нормативов комплекса ГТО IV ступени в отдельных упражнениях для мальчиков и девочек 7 классов (%)

Бег 60м(М)

Подтягивание на высокой перекладине(М) -^■"золотой знак" &серебрянный знак" ^^"бронзовый"

Рисунок 2. - Выполнение нормативов комплекса ГТО IV ступени в отдельных упражнениях для мальчиков и девочек 8 классов (%)

Бег 60м (М)

Подтягивание на высокой перекладине{М) "золотой знак" "серебрянный знак" * "бронзовый"

Рисунок 3. - Выполнение нормативов комплекса ГТО IV ступени в отдельных упражнениях

для мальчиков и девочек 9 классов (%)

10,0
8,0
6,0
4,0
2,0
0.0

¡«Золотой» знак «Серебряный» знак «Бронзовый» знак -»-Не выполнили

М— мальчики, Д-девочки.

Рисунок 4. - Результаты выполнения нормативов комплекса ГТО IV ступени для мальчиков

и девочек 7-8-9 классов 13-15 лет (%)

Выводы. Основываясь на полученных результатах, можно сказать о том, что в настоящее время практически половина учащихся не в состоянии выполнить нормативы IV ступени комплекса, а их физическое состояние оценивается как «среднее» и «ниже среднего».

Также можно с уверенностью утверждать, что нормативно-тестирующая часть комплекса ГТО не соответствует данной возрастной группе, так как морфо-функциональные показатели и показатели физической подготовленности сильно отличаются у учащихся 13 лет от учащихся 15 лет. Так по результатам исследования выяснилось, что процент выполнения нормативов на соответствующий уровень подготовленности в отдельных упражнениях, среди мальчиков и девочек, выше у учащихся 9 классов, чем у учащихся 7 и 8 классов, следовательно, раздел нормативно-тестирующей части комплекса ГТО IV ступени требует серьезной доработки.

Более 44,5 % учащихся вообще не в состоянии выполнить предложенные нормативы, а их физическая готовность оценивается как «низкая». При этом подавляюще большинство учащихся из категории не выполнивших нормативы изначально отнесено к соответствующей группе подготовленности по медицинским показаниям.

Таким образом, для учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинским группам необходимо разработать нормативно-тестирующую часть комплекса с учетом имеющихся отклонений. Интегрируя ВФСК ГТО в систему общего образования, следует создавать и улучшать условия материально технического обеспечения учебно-педагогической процесса.

Список литературы

1. Методические рекомендации по организации проведения испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультур но-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). - М., 2014. - 9 с.
2. Образовательный стандарт основного общего образования по физической культуре. URL: http: //www. school .edu. ru/dok_edu. asp ?ob_n o=14408 (дата обращения: 01.10.2014).
3. Парфенова, JI.А. Содержание и организация физического воспитания младших школьников специальной медицинской группы / JT.A. Парфенова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2012. - № 1. - С. 60-65.
4. Постановление Правительства РФ от 11 июня 2014 г. № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурноспортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» [Электронный ресурс] 5. Сабуров, В. В. Всероссийский физкуль-турно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) в системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья / В В. Сабуров // Актуальные проблемы и подходы к внедрению Всерос. физкультур но-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» : материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2014.- С. 113-116.
6. Тагильцева, Ю. Р. Система формирования положительной мотивации и пропаганда здорового образа жизни в рамках ВФСК «Готов к труду и обороне!»/ Ю.Р. Тагильцева // Педагогическое образование в России. 2015.-№ 1,-С. 96-99.

Received 1 April 2019

vfsk trp integration and regulatory framework federal state educational standard basic general education educational environment ВФСК ГТО ИНТЕГРАЦИЯ НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты