Спросить
Войти

Региональный опыт оказания платных медицинских услуг

Автор: Балашов Алексей Львович

© А. Л. Балашов1, О. В. Попова1, П. В. Колобухов2

1 ГБоУ ВПо СПбГПмА;
2 медицинский центр «медэксперт», г. Калининград

Резюме. Различные регионы России отличаются по социально-экономическому состоянию, демографическим характеристикам, по уровню общественного здоровья и развитию службы здравоохранения. В настоящее время развитие частного сектора здравоохранения в РФ является закономерным и очевидным фактом. Платные медицинские услуги, которые предлагаются населению на региональном уровне частными медицинскими центрами, имеют стабильно растущий спрос.

УДК: 614.2

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Формирование рыночных отношений в Российской Федерации в конце XX — начале XXI века привело к социальному расслоению общества, в котором все население, в зависимости от материального уровня дохода, разделилось на бедных, представителей среднего класса, богатых и очень богатых людей. Произошедшее перераспределение финансов, как среди населения, так и среди регионов, привело к разделению территории России на «регионы-доноры» и «регионы-реципиенты», обострило межтерриториальную социально-экономическую конкуренцию.

Концентрация финансовых ресурсов в крупных городах, ряда республик и областей страны обеспечило возможность гражданам, проживающим на этих территориях, сформировать платный сегмент рынка услуг. Среди отраслей, формирующих сектор сферы социальных услуг, особое место занимает здравоохранение. В последней редакции Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплены такие понятия, как государственная, муниципальная и частная системы здравоохранения [1].

Появился определенный контингент, который может пользоваться платными медицинскими услугами, для решения проблем своего здоровья. При этом качество получаемой медицинской услуги становится более значимым критерием, чем стоимость самой услуги. Ориентация граждан на качество получаемой ими медицинской услуги требует, в свою очередь, от медицинского персонала и руководителей совершенствования материально-технической базы медицинского учреждения, уделение большего внимания внешнему виду. Особенно важно оценить как собственно медицинские технологии, так и организационные технологии в области управления оказанием медицинской помощи [1].

По мнению специалистов в области общественного здоровья и организации здравоохранения В. А. Медика и В. К. Юрьева, субъекты частной системы здравоохранения вправе наряду с государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения участвовать в реализации государственной политики в сфере здравоохранения, формировании рынка медицинских услуг, решении задачи обеспечения граждан квалифицированной медицинской помощью [2].

Необходимо признать тот факт, что объем финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения не отвечал и не отвечает потребностям отрасли. Уровень износа медицинского оборудования высокий, и в ряде случаев для медицинских учреждений выгоднее приобретение нового оборудования, чем ремонт устаревшего. В ходе реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» процесс переоснащения государственных и муниципальных учреждений современным медицинским оборудованием начинает налаживаться. Однако многие здания и помещения, которые были построены более 30-50 лет назад, не приспособлены к размещению данного оборудования. В условиях модернизации материально-технических ресурсов здравоохранения требуется строительство новых, современных зданий, отвечающих техническим требованиям производителей медицинского оборудования и санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН)

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

63
2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров», которые введены взамен СанПиН 5179-90, утвержденных 29.06.90.

С другой стороны, демографическая ситуация, которая сложилась в последние десятилетия в нашей стране (низкая рождаемость, высокая смертность, миграция населения из села в город), вынуждает признавать ряд медицинских учреждений нерентабельными и выводить их из эксплуатации. Особенно остро этот процесс затронул сельское здравоохранение.

В целом сложившаяся ситуация в государственном и муниципальном здравоохранении создает предпосылки для снижения доступности и качества медицинской помощи и формированию дефицита медицинских услуг в регионах, а развитие платной медицинской помощи в рамках тех же государственных и муниципальных учреждений не выдерживает конкуренции с частными лечебно-профилактическими учреждениями по причине низкого качества и ограниченного ассортимента сервисных услуг.

Ввод в эксплуатацию лечебно-профилактических учреждений, относящихся к частной системе здравоохранения, решает сразу несколько проблем в регионе: восполняет дефицит государственной и муниципальной медицинской помощи, развивает современные виды медицинской помощи в помещениях, изначально спроектированных и подготовленных под новое медицинское оборудование с учетом действующих ГОСТов и СанПи-Нов, а также наделяет медицинскую услугу дополнительными свойствами, которые повышают ее конкурентоспособность (кондиционеры, удобные стулья и кресла, единый дрес-код для персонала, детские комнаты-игротеки, чистые санитарные комнаты, цветы, аквариумы и пр.).

В настоящее время рынок платных медицинских услуг в регионах постоянно растет и развивается. Ежегодно появляются новые частные клиники и медицинские центры, предлагающие медицинские услуги в различных областях медицины. И для этого во всех административных территориях имеются социально-экономические, законодательные, финансовые и кадровые возможности.

Для той части населения, которая обращается за платной медицинской помощью в частные учреждения здравоохранения, одинаково важно как качество медицинской помощи, так и качество «парамедицинских» услуг: эстетически благоприятное восприятие персонала, отремонтированные функциональные помещения, наличие

автомобильной парковки, возможность интерактивного общения с регистратурой и медицинским персоналом, ощущение благоприятного психоэмоционального отношения персонала к пациентам и др. Современному пациенту особенно важно оценить как собственно медицинские технологии, так и организационные технологии в области управления оказанием медицинской помощи [3].

Выделяют два типа медицинских учреждений, оказывающих платные услуги: узкоспециализированные и многопрофильные.

В рамках проведения на кафедре социальной педиатрии и организации здравоохранения ФПК и ПП научного исследования «Современные подходы в оказании платных медицинских услуг населению» изучена деятельность медицинского цента «Медэксперт» (далее по тексту — центр), основанного в 2000 году в г. Калининграде.

Калининградская область имеет целый ряд экономических, демографических, социальных, культурологических особенностей, связанных с ее особым расположением. Область находится на Северо-Западе России, окружена странами, входящими в единое Европейское пространство, имеет статус особой экономической зоны. Все эти факторы объясняют европейский стиль жизни населения. В связи с этим у граждан, которые обращаются за платной медицинской помощью, выдвигаются особые повышенные требования к сервису и качеству обслуживания при предоставлении платных медицинских услуг. После проведенного анализа уровня спроса на качество организации медицинской помощи оказалось, что предлагаемые «Медэкспертом» платные медицинские услуги, стоимость которых начинается от 500 рублей, являются доступными для большинства жителей области.

Необходимо отметить, что численность населения Калининградской области в 2009 году составляла 937,3 тыс. человек, Калининграда — 420,5 тыс. человек, среднемесячный доход жителей области составил более 19 тысяч рублей [4].

Целью создания центра было обеспечение населения области современной высокотехнологичной медицинской помощью. Первоначально центр располагался на площади в 250 кв. м. и включал в себя 4 врачебных кабинета, малую операционную, послеоперационную палату и кабинет ультразвуковой диагностики, в штате центра насчитывалось 7 высококвалифицированных специалистов, которые выразили желание оказывать медицинскую помощь в условиях, обеспечивающих благоприятное морально-этическое восприятие лечебно-диагностического процесса пациентами.

С первых лет существования центра проводится развитие материально-технической базы, расширяется штат специалистов высокой квалификации. Центр получил лицензии на осуществление более 40 видов медицинских услуг, за исключением права на лечение онкологических заболеваний.

Кадровый состав центра представлен 324 сотрудниками, из них врачей 101 человек (31,2 %), медицинских сестер 127 человек (39,2 %), фармацевтов и провизоров 26 человек (8,0 %), зубных врачей 7 (2,1 %), медицинских лаборантов 31 (9,6 %) и прочих — 32 человека (9,9 %).

Из числа врачей 5 докторов медицинских наук (5 %), 9 кандидатов медицинских наук (8,7 %), 37 врачей высшей квалификационной категории (36,9 %), 42 врача первой квалификационной категории (41,8 %) и 8 врачей, не имеющих категорию (7,6 %).

Медицинских сестер, имеющих высшую категорию, — 61 (48,0 %), 32 — с первой категорией (25,2 %) и 34 — со второй категорией (26,8 %).

За 10 летний период деятельности в центре активно внедрялись передовые технологии:

• лазерная хирургия лор-органов СО2-лазером и полупроводниковыми лазерами;

• исследование основных параметров эякулята на автоматическом анализаторе качества спермы SQA-V SN (Израиль);

• морфометрическое исследование сперматозоидов по «строгим критериям идеального сперматозоида» (Кг^ег, МепкуеЫ);

• методика отмывания сперматозоидов (исследование фракции подвижности сперматозоидов);

• генодиагностика (генетический паспорт человека). Нами проанализирована динамика посещаемости в центре за 2001-2009 годы. В 2009 году в центре было зарегистрировано 27 384 посещений со следующими целями: проведение лабораторной диагностики — 31 %, инструментального обследования — 30 %, консультаций у специалистов — 22 %, получение лечебных процедур — 17 %. За период с 2001 по 2009 год число посещений выросло.

Анализ показал, что наибольший прирост показателя посещаемости составил в 2002 году по сравнению с 2001 годом — 86,4 %. С 2003 года темп прироста данного показателя в среднем составил 25,6 %. В 2008 году отмечался наименьший прирост показателя — 6,0 %, что объяснимо, на наш взгляд, началом экономического кризиса. Однако в 2009 году посещаемость выросла более чем на 10 %, что связано с вводом педиатрического и стоматологического отделений.

В 2009 году по сравнению с 2001 годом число посещений возросло в 6 раз, абсолютный прирост составил более 23 тысяч посещений. Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что возрастает спрос на платные медицинские услуги, которые предлагает центр в соответствии с лицензией.

В центре при научном консультировании кафедры социальной педиатрии и организации здравоохранения факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки разработаны и внедрены целевые комплексные медико-социальные программы для взрослых и детей: «Кардиодиагно-стика», «Для делового мужчины», «Для деловой женщины», «Антистарение», программы наблюдения детей от рождения до 3 и 12 месяцев жизни, а также для детей старше года. Целью программ является снижение заболеваемости сердечно-сосудистыми болезнями, а также необходимостью решения демографических проблем региона [5].

заключение

Развитие платных медицинских услуг в условиях частных медицинских центров направлено на формирование конкурентоспособного рынка медицинских услуг, решение задач по обеспечению граждан квалифицированной медицинской помощью и развитие современных медицинских технологий в условиях регионального здравоохранения.

На основании опыта работы, анализа инновационных медико-социальных программ, внедренных в регионе, частные медицинские лечебно-профилактические учреждения предлагают наиболее оптимальные пути развития качественной и доступной платной медицинской помощи.

литература

1. Веселое Н. Г. Социальная педиатрия (курс лекций). СПб.: Ривьера., 1996. - С. 360.
2. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». ФЗ № 323-ф3 от 21.11.2011.
3. Медик В. А., Юрьев В. К. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. - М.: Профессионал, 2009. - С. 130.
4. Здравоохранение Калининградской области в цифрах в 2007-2008 гг.: Информационно-статистический сборник Министерства здравоохранения Калининградской области. - 2009. -213 стр.
5. Опыт оказания медико-социальной помощи населению в системе платного здравоохранения (на примере Калининградской области) / А. Б. Выгов-ский, А. В. Веремеенко, В. В. Федулов, В. И. Орел, А. Л. Балашов, Д. Ю. Батраков, Н. А. Гурьева, Е. Ю. Кузнецова // Информационное письмо. Издание Калининград, 2011. 20с.

REGIONAL EXPERIENCE IN PROVIDING PAID MEDICAL SERVICES

Balashov A. L, Popova O. V, Kolobukhov P. V.

♦ Resume. Different regions of Russia differ on socioeconomic status, demographic characteristics, in terms of public health and the development of health services. Currently, the development of the private health sector in Russia is a natural and obvious fact. Paid medical services that are offered to the population at the regional level, private medical centers are steadily increasing demand.

♦ Key words: paid medical services; attendance; demand; private health care.

♦ Информация об авторах

Балашов Алексей Львович - к. м. н., доцент кафедры социальной педиатрии и организации здравоохранения ФПК и ПП ГБОУ ВПО СПбГПМА Минздравсоцразвития России. Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. E-mail: socp_ozz@mail.ru.

Попова Ольга Валерьевна - аспирант Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, д. 2. E-mail: socp_ozz@mail.ru.

Колобухов Павел Владимирович - гл. врач, ООО «Медицинский центр «Медэксперт». 236040 г. Калининград, ул. Иванникова, д. 8. E-mail: kolobukhoff@mail.ru.

BalashovAlexey L. - PhD in medicine, ass. Professor of the Dpt. of Social Pediatrics and Health Care Organization. Faculty of Continuous Education. Saint Petersburg State Pediatric Medical Academy.

Saint-Petersburg State Pediatric Medical Academy. Dpt. of Social Pediatrics and Health Care Organization. Faculty of Continuous Education.

194100, St. Petersburg, Litovskaya street, 2. E-mail: socp_ozz@mail.ru.

Popova Olga V. - Assistant of the Dpt. of Social Pediatrics and

Health Care Organization. Faculty of Continuous Education. Saint

Petersburg State Pediatric Medical Academy.

Dpt. of Social Pediatrics and Health Care Organization. Faculty of

Continuous Education.

194100, St.Petersburg, Litovskaya street, 2.

E-mail: socp_ozz@mail.ru.

Kolobukhov Pavel V - head physician, MEDEXPERT Medical Centre Limited.

8, Ivannikova str., Kaliningrad, 236040 Russia. E-mail: kolobukhoff@mail.ru.
ПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ ПОСЕЩАЕМОСТЬ СПРОС ЧАСТНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ paid medical services attendance demand private health care
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты