УДК 374 ББК 75.1
DOI 10.24411/2500-0365-2019-14311
РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ И СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ БАСКЕТБОЛИСТОК ПОСРЕДСТВОМ РОУП-СКИППИНГА
Н. В. Ерохова, О. Г. Киевская
Мурманский арктический государственный университет, Мурманск, Россия
В данной статье представлены результаты педагогического исследования по развитию скоростных и силовых качеств баскетболисток 16—17 лет посредством роуп-скиппинга.
Большую часть всех движений в баскетболе носят скоростно-силовой характер. Классических средств для достижения высоких результатов в скоростно-силовой подготовке баскетболистов порой недостаточно.
В экспериментальной группе, где были внедрены новые комплексы подготовки, отмечен достоверный значительный прирост скоростных и силовых качеств баскетболисток.
Современный баскетбол — это сложно координированный вид спорта, поэтому баскетболисты в данное время отличаются большой требовательностью в развитии скоростно-силовых качеств. Баскетболист сегодня — это спортсмен мобильный, довольно координированный, молниеносно и стремительно мыслящий на площадке. Баскетбол развивает все важные физические качества: скоростные, скоростно-силовые, координационные способности, гибкость, выносливость, прыгучесть. Известно, что 70 процентов всех движений в баскетболе носят скоростно-силовой характер [4, с. 40]. Классических средств для достижения высоких результатов в скоростно-силовой подготовке баскетболистов порой недостаточно [6, с. 53].
Роуп-скиппинг — упражнение с цикличной направленностью, где главным инвентарём является скакалка. В равной мере, как и спортивная ходьба, бег, велоспорт, плавание прыжки на скакалке является популярным среди как спортсменов, так и обычных людей занятием [2, с. 16; 3, с. 153].
В отечественных исследованиях скоростно-силовая подготовка представлена в работах: Э. П. Позюбанова, Ю. М. Арестова, Б. А. Васильева, Ю. В. Верхошансткого, Ф. В. Шевченко, И. А. Денисова, И. П. Ратова, Р. В. Жердочко,
B. П. Климина, В. И. Колоскова, Л. П. Матвеева,
C. М. Минакова, В. П. Недобывайло, Э. П. Позю-банова, В. А. Коваленко, С. П. Рябинина, В. П. Савина, М. А. Годика, Ж. К. Холодова.
Цель исследования — теоретически и экспериментально обосновать эффективность упражнений по роуп-скиппингу, направленных на физическое развитие скоростно-силовых качеств баскетболисток 16—17 лет.
Объект исследования — учебно-тренировочный процесс баскетболисток 16—17 лет.
Предмет исследования — элементы роуп-скиппинга как средство развития скоростно-си-ловых качеств баскетболисток 16—17 лет.
Гипотеза исследования — предполагаем, что скоростно-силовые качества баскетболисток 16—17 лет будут развиты в большей степени, если в тренировочный процесс включить упражнения по роуп-скиппингу.
Задачи исследования:
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, контрольное тестирование, педагогический эксперимент, математико-стати-стический метод.
Практическая значимость исследования заключается в составлении комплекса упражнений, направленного на повышение физических качеств баскетболисток 16—17 лет, который может применяться тренерами спортивных школ и учителями физической культуры во внеурочной деятельности в условиях северных широт [1, с. 31].
Исследование проводилось на базе муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей детско-юношеской спортивной школы г. Кола, Мурманской области, отделения Баскетбола (п=39).
Формирующий эксперимент, целью которого стало развитие скоростно-силовых качеств баскетболисток 16—17 лет, проходил с сентября 2017 г. по июль 2018 учебного года. Программу эксперимента составили 210 занятий по баскетболу, проходивших с периодичностью 4—5 раз в неделю. Упражнения с элементами роуп-скип-пинга были включены в учебно-тренировочный процесс в конце занятия. В июле 2018 г. для получения контрольных данных исследования в двух экспериментальных группах было проведено тестирование по стандартным методикам, которые проводились и в сентябре 2016 г. в рамках констатирующего эксперимента (табл. 1).
Динамика показателей физической подготовки экспериментальной группы в ходе педагогического эксперимента по ^критерию Стьюдента ^мп = 3,8 находится в зоне значимости.
После длительной подготовки и долгих месяцев тренировок повысился уровень средних показателей спортсменок на последнем этапе по физическим критериям (силовые и скоростные характеристики), где исследуемые не просто выполнили норму данных тестов (нормативов), но и перевыполнили нормативы. Стоит отметить, что во всех тестах произошел сильный подъем результатов, а, значит, уровень физической подготовки спортсменок достоверно повысился (табл. 2).
Динамика показателей физической подготовки контрольной группы в ходе педагогического
Таблица 1
Динамика показателей скоростно-силовой подготовки экспериментальной группы в ходе педагогического эксперимента (п = 39)
Наименование теста Результаты
До После
Тест В. М. Абалакова — высота подскока 42,2 см 46,7 см
Прыжок в длину с места 192 см 197,4 см
Бросок набивного (медицинского) мяча весом 1 кг 7,97 м 8,35 м
Таблица 2
Динамика показателей физической подготовки контрольной группы в ходе педагогического эксперимента (п = 39)
Наименование теста Результаты
До После
Тест В. М. Абалакова — высота подскока 42,2 см 43,3 см
Прыжок в длину с места 192,8 см 195,8 см
Бросок набивного (медицинского) мяча весом 1 кг 7,48 м 7,74 м
эксперимента по ^критерию Стьюдента ^мп = 0,5 находится в зоне незначимости.
После длительной подготовки и долгих месяцев тренировок изменились средние показатели спортсменов на последнем этапе, но в рамках констатирующего эксперимента можно наблюдать, что контрольная группа справилась с нормами нормативов, поставленными для данного возраста.
Анализ показал, что прохождение тестирования в двух контрольных группах в сентябре 2016 г. и июле 2018 г. имеет существенные отличия. В двух экспериментальных группах отмечен прирост уровня развития физической подготовки, в экспериментальной группе, где были внедрены новые комплексы подготовки, отмечен достоверный прирост физической подготовки, а именно скоростных и силовых качеств.
Список литературы
Н. В. Ерохова, О. Г. Киевская
Поступила в редакцию 17 апреля 2019 г.
Для цитирования: Ерохова, Н. В. Развитие скоростных и силовых качеств баскетболисток посредством роуп-скиппинга / Н. В. Ерохова, О. Г. Киевская // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2019. — Т. 4, № 3. — С. 72—75.
Сведения об авторах
Ерохова Наталья Валерьевна — кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности. Мурманский арктический государственный университет. Мурманск, Россия. erohova@list.ru
Киевская Ольга Геннадьевна — кандидат педагогических наук, профессор, декан факультета естествознания, физической культуры и безопасности жизнедеятельности. Мурманский арктический государственный университет. Мурманск, Россия. kievskaya@inbox.ru
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
The development of high-speed and power qualities of basketball players by jumping through a skipping rope
Erokhova N.V.1, Kievskaya O.G.2
The article presents the results of pedagogical research on the development of speed-power qualities of basketball girls 16—17 years by jumping rope.
Most movements in basketball have a speed-power character. Classical means, for achievement of high results in speedpower training of basketball players sometimes happens insufficiently.
The purpose of the study is to theoretically and experimentally justify the efficiency of the exercise of jumping rope to promote the physical development of speed-power qualities of basketball players in the girls 16—17 years. Research methods: analysis of scientific and methodical literature, control testing, pedagogical experiment, mathematical and statistical method.
In the experimental group, where new training facilities were introduced, was a significant increase in the speed and strength of girls basketball players.
References
among students of the Kola North]. Fizicheskaya kul &tura i sport kak faktor zdorov&ya i blagopoluchi-ya [Physical culture and sport as a factor of health and well-being]. Murmansk, 2007. Pp. 31—34. (In Russ.).