Спросить
Войти

Корреляционная связь динамики физических показателей у курсантов, различающихся индивидуально-психологическими особенностями и степенью подготовки

Автор: Афанасьева Ирина Александровна

Педагогические науки

УДК 796.011

КОРРЕЛЯЦИОННАЯ СВЯЗЬ ДИНАМИКИ ФИЗИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У

КУРСАНТОВ, РАЗЛИЧАЮЩИХСЯ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ И СТЕПЕНЬЮ ПОДГОТОВКИ

Ирина Александровна Афанасьева, доктор биологических наук, профессор, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Иван Владимирович Катаев, кандидат педагогических наук, доцент, Анатолий Михайлович

Бондаренко, старший преподаватель, Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева, Санкт-Петербург; Дмитрий Даниилович Дальский, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта)

Аннотация

В статье анализируется динамика физического развития курсантов, с различной направленностью на занятиях по физической подготовке. Выявлено, что у курсантов занимающихся только по программе физической подготовки динамика развития двигательных проявлений менее интегрирована в сравнении с динамикой занимающихся в группах спортивного совершенствования. Одновременно показано, что динамика развития, характеризующая те или иные двигательные способности, связана с индивидуально-психологическими особенностями.

CORRELATION OF PHYSICAL INDICATORS DYNAMICS AMONG THE CADETS DIFFERENT BY INDIVIDUAL AND PSYCHOLOGICAL FEATURES AND

PREPARATION LEVEL Irina Aleksandrovna Afanasyeva, the doctor of biological sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Ivan Vladimi-rovich Kataev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Anatoly Mikhailovich Bondarenko, the senior teacher, The general Hrulev Military Academy of Material Support, St. Petersburg; Dmitry Daniilovich Dalsky, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article analyzes the dynamics of the cadets& physical fitness with various directions in physical training classes. It reveals the fact that among the cadets engaged only in the program of physical training the development dynamics of motor manifestation is less integrated in comparison with the dynamics of the engaged in the groups of sports perfection. At the same time, it has shown that the dynamics of development characterizing these or those motor abilities is correlated with the individual and psychological features.

ВВЕДЕНИЕ

Совершенствование системы профессиональной подготовки курсантов военных вузов должно быть направленно, не только на формирование оптимальной совокупности необходимых знаний, умений, навыков и компетенций, но и стимулирование развития новых психических образований, проектирование социальных и создание педагогических условий для адаптации курсантов к овладению необходимыми профессиональными технологиями. Всему этому в значительной степени содействует выполнение программы по физической подготовке. Как показывает практика, а также имеющиеся исследования, в

которых изучались состояние и пути совершенствования физической подготовки, свидетельствуют, что существующий подход к построению учебного процесса недостаточно функционально обеспечивает процесс формирования знаний и интеллектуальных и двигательных способностей, мотивации в сфере физической культуры [4].

Однако имеющиеся исследования и практика спортивной деятельности показывают, что динамика изменения двигательных способностей и их взаимосвязи многообразны. В частности, в динамике темпов прироста двигательных способностей у лиц с низкой физической подготовленностью чаще наблюдаются положительные взаимодействия, т.е. высокий темп прироста одних двигательных способностей содействует и более высокому темпу прироста других. В то время как у лиц с более высоким исходным уровнем подготовленности наблюдается другая тенденция, проявляющаяся в отрицательной взаимосвязи, т.е. высокий темп прироста одних двигательных проявлений тормозит другие, так высокий темп прироста силовой выносливости в меньшей степени содействует развитию скоростных способностей. В результате воздействуя в процессе тренировки на одну какую-то двигательную способность, определенное влияние оказывается и на остальные.

Вместе с тем, на динамику развития двигательных способностей оказывают влияние индивидуальные и личностные особенности. В частности, динамика быстродействия связана со слабой нервной системой и подвижностью возбуждения. Темп прироста силовых проявлений, при интенсивной нагрузке, значительнее у лиц сильной нервной системой, а при объемной, у лиц со слабой нервной системой. При этом сочетание слабой нервной системы и подвижности возбуждения одновременно содействует большему темпу прироста силовой способности при интенсивной нагрузке [3]. Наличие разных типологических особенностей у разных лиц обуславливает развитие одних способностей у других иных, т.е. выигрывая в проявлении одних двигательных способностей, человек проигрывает в проявлении других.

Имеющиеся исследования и практика физической подготовки показывают насколько различается уровень физической подготовки курсантов. Одни имеют более высокое развитие быстроты, другие силовых показателей, третьи выносливости, но редко встречается их высокое развитие применительно к одному человеку. Рассматривая индивидуальные различия Н.С. Лейтес [2] отмечал, что способности не могут быть просто проявлением извне, они всегда несут печать индивидуальности. Индивидуальные различия по способностям - это различия по степени выраженности, по их своеобразию. Наличие индивидуальных различий связано с тем, что у каждого человека преимущественно развиваются те двигательные способности, задатками к которым он обладает, этому в определенной степени сопутствуют его индивидуально-психологические особенности. Цель исследования - изучить динамику развития двигательных способностей у курсантов, занимающихся и не занимающихся в группе спортивного совершенствования и различающихся индивидуально-психологическими особенностями.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании принимали участие курсанты ОАБИИ занимающие в спортивной группе волейболом (18 человек) и курсанты (43 человека), занимающиеся только по программе физической подготовки, всего 61 человек. Изучались темпы прироста двигательных способностей (скоростные, скоростно-силовые и проявление выносливости) с использованием формулы О. Broody. Типологические особенности проявления свойств нервной системы изучали с применением произвольных двигательных методик по Е.П. Ильину (http://www.klex.ru/8s8), и личностных особенностей по опроснику по Р. Кэттелла.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Как показывает практика спортивной деятельности, о динамике физического развития чаще всего судят по темпам прироста, тех или иных двигательных способностей.

Полученные данные показывают различную динамику связей в тестовых испытаниях у спортсменов и не занимающихся спортом. Применительно к спортсменам можно говорить как бы об интегрированном показателе, имеющем наибольшее количество корреляционных связей. Таковым является темп прироста результата в беге на 30 м. отрицательно связанный с динамикой прыжка в длину с места (г=-0,47), с прыжком вверх с участием рук (г=0,44), и кистевой динамометрии правой кисти (г=-0,42) и положительно с динамикой в 3-м прыжке в длину с места (г=0,47). Динамика челночного бега отрицательно коррелирует с темпом прироста в тройном прыжке с места (г=-0,49).

Несколько другая структура связей наблюдается у курсантов, не занимающихся спортом, так динамика челночного бега положительно связаны с результатом в беге на 30 м. (г=0,29) и с кистевой динамометрии левой руки (г=0,30). Темп прироста прыжка в длину с места связан положительно с тройным прыжком с места (=0,43), а кистевая динамометрия правой руки, отрицательно коррелирует с результатом в прыжке вверх без участия рук (г=-0,34). В целом корреляционные связи как у спортсменов так не спортсменов дают основание отметить, то, что темпы прироста двигательных способностей различной направленности мало связаны между собой. Более разнообразные связи выявлены у темпа прироста двигательной способностей с типологическими особенностями проявления свойств нервной системы и личностными особенностями курсантов.

Так темп прироста в скоростных показателях, таких как бег на 30 м. и челночный бег 10^10 м положительно коррелирует с подвижностью торможения (соответственно г=0,63, г=0,46). Темп прироста скоростно-силовых способностей, таких как, прыжок в длину с места отрицательно связан с интеллектом (г=0,43), а динамика тройного прыжка положительно коррелирует с подвижность торможения (г=0,44). Темп прироста прыжка вверх с места с взмахом рук положительно коррелирует с такими чертами личности как мечтательность (М), добросовестность (А), самодостаточность (02) и отрицательно с эмоциональной устойчивостью (С) и самоконтролем (03) (соответственно г=0,43 г=044, г=0,45 г=-0,44 г=-0,47). Динамика в упражнении прыжок вверх с места без взмаха рук положительно связана с жизнерадостностью и отрицательно с подозрительностью (г=0,46, г=0,43). Динамика кистевой динамометрии правой положительно связана с самообвинением (О) и отрицательно с самооценкой (г=0,56, г=-0,57). Результат кистевой динамометрии левой руки связан со свойствами нервной системы, такими как сила нервной системы и внутренним балансом между возбуждением и торможением (соответственно г=0,43, г=0,50, г=-0,50) и отрицательно с подвижностью возбуждения (г=-0,50). Темп прироста выносливости (бег 3 км.) положительно связан с такими личностными особенностями как добросовестность (А), проницательность (К), тревожностью (О), самоконтролем (03), внешним балансом и с чувствительностью (1) (соответственно г=0,46, г=0,45, г=0,42, г=0,44, г=0,44).

Менее интегрированы корреляционные связи у не спортсменов, в частности, темп прироста в беге на 30 м отрицательно коррелирует с подозрительностью (Ь), гибкостью (01) прыжок в длину с места с радикализмом (01), тройной с места с самоконтролем (О3) (соответственно г=-0,32, г=-0,29, г=-0,37, г=-0,29). Прыжок вверх с места с участием рук положительно связан с интеллектом (В) и отрицательно с самодостаточностью (02) (г=0,29, г=-0,40). Кистевая динамометрия левой руки положительно связана с интеллектом и отрицательно с тревожностью (г=0,29, г=-0,30). Наибольшее число связей выявлено в отношении темпа прироста в упражнении на выносливость (бег 3 км) и носят отрицательную направленность, это интеллект (В), экспрессивность (Б) и подозрительность (Ь) (соответственно г=-0,44, г=-0,29, г=-0,42), что связано, вероятно, с тем, что на развитие выносливости обращается больше внимания. В целом выявленные связи показывают значительно меньшую интеграцию связей темпа прироста и личностных особенностей у курсантов занимающихся только по программе физической подготовки в сравнении со спортсменами, что возможно в силу, более системной, организации тренировочного процесса спортсменов.

Определенную роль играют и взаимосвязи между личностными особенностями и одновременно со свойствами нервной системы. Применительно к спортсменам эти связи более выражены между чертами личности и свойствами нервной системы, в частности сила нервной системы положительно связана со смелостью (Н) и мечтательностью (М) (соответственно г=0,44,1=0,43). Баланс между внешним возбуждением и торможением с мечтательностью (М) и проницательностью (К) (1=0,48, 1=0,52). Подвижность торможения положительно коррелирует с такими чертами личности как мягкосердечность, самодостаточность (02) и напряженность (04) и отрицательно с добросовестностью (в), самоконтролем (03) (соответственно 1=0,43, г=0,44, г=0,53, 1=0,51,1=0,56). Большинство связей наблюдается между такими чертами личности, как самоконтроль (02), который отрицательно связан с подозрительностью (Ь), самообвинением (О), гибкостью (01), напряженностью (04) (соответственно г=-0,47, г=-0,43, г=-0,53, 1=-0,44) и положительно - с добросовестностью (в) и смелостью (Н) (1=0,82, 1=-0,55). Мечтательность (М) положительно коррелирует с подозрительностью (Ь) (г=0,49), проницательностью (К) (г=0,43), самодостаточностью (02) (1=0,73) и отрицательно с эмоциональной устойчивостью (С) (г=-0,49).

Применительно, к не занимающимся в спортивных группах, не выявлены связи свойств нервной системы и черт личности. Взаимосвязи личностных особенностей между собой носят в основном положительную связь. Более интегрированными являются связи таких черт личности, как проницательность (К), коррелирующая с общительностью (А) (1=0,30), интеллектом (В) (1=0,29) добросовестностью (в) (1=0,30), смелостью (Н) (г=0,41), самообвинением (О) (1=0,37) и самодостаточностью (02) (1=0,38). Проявление самоконтроля (03) связано с такими личностными особенностями как общительность (А) (1=0,29), добросовестность (в) (1=0,68), смелость (Н) (1=0,41) и гибкость (01) (1=0,29).

В целом можно отметить, что динамика развития двигательных способностей курсантов показывает, что имеющиеся у них задатки многообразны и многофункциональны. В зависимости от характера мышечной деятельности они могут развиваться в самых различных направлениях, обеспечивая тем самым формирование и совершенствование самых разнообразных специфических форм двигательных способностей. Как отмечает Ю.В. Верхошанский [1], таких форм может быть столько, сколько имеется видов двигательной деятельности, так как каждому из них присущи своя структура, своя целевая направленность движений, своеобразная мышечная координация, режим работы организма и его энергообеспечение. В частности, динамика связей темпов прироста между двигательными способностями, применительно к курсантам с различной двигательной активностью существенно различается. Так у курсантов занимающихся волейболом системообразующим фактором является скоростные проявления, в отношении не занимающихся эти связи более дифференцированы. Различается динамика взаимосвязей темпа прироста двигательных способностей в соответствии с их личностными особенностями. Применительно к занимающимся волейболом выявлены определенные связи со стороны свойств нервной системы, таких как подвижность возбуждения и торможения. Среди личностных особенностей, это общительность (А), подозрительность (Ь), гибкость (О) и самоконтроль (О3), мечтательность (М), при этом эти черты личности чаще всего связаны между собой и свойствами нервной системы.

В отношении курсантов, не занимающихся спортом, отсутствуют связи темпа прироста двигательных проявлений со свойствами нервной системы. Среди черт личности большинство связей с темпом прироста двигательных проявлений характерно в отношении интеллекта (В), подозрительности (Ь), гибкости (О1), самодостаточности (О2) и самоконтроля (О3), при этом связи между личностными особенностями в основном положительные в сравнении с курсантами, занимающимися волейболом.

Результаты исследования позволяют отметить, что динамика развития обусловлена, влиянием, как внешних воздействий, так и личностными особенностями курсантов.

При этом выделяются комплексы свойств нервной системы и черт личности, связанные в одном случае с динамикой развития скоростных способностей, в другом со скоростно-силовыми показателями, в-третьих с выносливостью. Таким образом, экспериментальные данные убеждают в том, что для получения более высокого эффекта необходимо технологию тренировочного процесса соотносить с индивидуальными особенностями занимающихся, что позволит в определенной степени индивидуализировать акценты внешних воздействий.

Литература

1. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
2. Лейтес, Н.С. Проблемы соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьников / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии. - 1985. - № 1. - С. 9-18.
3. Сальников, В.А. Индивидуальные различия в системе спортивной деятельности : монография / В.А. Сальников. - Омск : Изд-во Сиб. автодор. ин-та, 2003. - 262 с.
4. Соловьев, Г.М. Педагогическая технология форсирования физической культуры личности студентов : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Соловьев Геннадий Михайлович. -Ставрополь, 1999. - 34 с.

REFERENCES

1. Verkhoshansky, Yu.V. (1988), Bases of special physical training of athletes, FIS, Moscow.
2. Leytes, N.S. (1985), "Problems of a ratio of age and individual school students in abilities", Psychology Questions, No. 1, pp. 9-18.
3. Salnikov, V.A. (2003), Individual distinctions in system of sports activity: monograph, publishing house. SibADI, Omsk.
4. Solovyov, G.M. (1999), Pedagogical technology of speeding up of physical culture of the identity of students, dissertation, Stavropol.

Контактная информация: ddfond@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.12.2016

УДК 796.011

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ПО ВНЕДРЕНИЮ ВФСК «ГТО» В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА СУРГУТА)

Николай Николаевич Безноско, кандидат педагогических наук, доцент, Николай Иванович Синявский, доктор педагогических наук, профессор,

Алексей Валерьевич Фурсов, кандидат педагогических наук, доцент, Владимир Владимирович Власов, кандидат педагогических наук, доцент, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

Аннотация

В статье представлен опыт сетевого взаимодействия центра тестирования МБУ ЦФП «Надежда» с образовательными организациями г. Сургута и малого инновационного предприятия Сургутского государственного педагогического университета «Информационно-научный WEB-центр физической культуры, здоровья и спорта». Показан механизм внедрения программы ЭВМ (интернет-сервис) «Автоматизированное сопровождение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО (АС ФСК ГТО)» для организаций в получении объективной информации физической подготовленности по нормативам комплекса ГТО среди школьников.

ТЕМП ПРИРОСТА ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты