Спросить
Войти

Изучение качества жизни детей дошкольного возраста

Автор: Павленко Т.Н.

‘6 (30) ноябрь 2008 г.

тей с нейроинфекциями зарегистрировано 2 летальных исхода (6,6%). Причиной смерти явились гнойные менигоэнце-фалиты у детей 1-го месяца жизни.

Таким образом, проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Нейроинфекции наиболее часто развиваются у детей раннего возраста (73,3%) и в основном протекают в форме гнойных менингитов и менингоэнцефалитов.
2. У новорожденных детей гнойные менингиты, как правило, имеют вторичное происхождение и являются метастатическим очагом при стафилококковом или стрептококковом сепсисе.
3. У детей старше 1 месяца доминируют первичные менингиты менингококковой (37,5%) и гемофильной этиологии (28,6%).
4. Частота ошибок диагностики нейроинфекций у детей на догоспитальном этапе составляет 40,6%. Наиболее часто ошибки в диагностике менингитов и менингоэнцефалитов допускаются у детей 1-го года жизни.

Изучение качества жизни детей дошкольного возраста

Т. Н. ПАВЛЕНКО, Ю. М. МУРЗИНА

ГОУ ВПО «Оренбургская государственная медицинская академия Росздрава», г. Оренбург.

УДК 614.2-053.2

В настоящее время исследование качества жизни является одним из актуальных научных направлений в отечественной медицине, в том числе и в педиатрии.

Целью исследования явилось изучение основных компонентов качества жизни и состояния здоровья детей дошкольного возраста, посещающих детские дошкольные образовательные учреждения города Оренбурга.

При изучении качества жизни проводилось анкетирование родителей и интервьюирование детей с использованием опросника оценки качества жизни в педиатрии PedsQL ^гп J. et al., USA., 2001), его адаптированной русской версии (адаптирована Новиком А. А.). Опросник обладает удовлетворительными показателями приемлемости, надежности, валидности и чувствительности. Перед началом анкетирования родителями подписывалось информированное согласие на участие в нем. Качество жизни было изучено у 299 детей дошкольного возраста (3-4 года — 93 ребенка, 5-7 лет — 206 детей), посещающих детские дошкольные учреждения г. Оренбурга. Комплексная оценка состояния здоровья детей дошкольного возраста проводилась по общепринятым критериям. Перекодировка данных опросника выполнялась на базе лаборатории проблем медицинского обеспечения и качества жизни детского населения Научного центра здоровья детей РАМН (г. Москва).

По критериям комплексной оценки состояния здоровья 8,3% детей, посещающих детские дошкольные учреждения, были отнесены в 1-ю группу, 73,7% — во вторую группу, 18% детей имели хронические заболевания и были отнесены в 3-ю группу здоровья.

В ходе исследования качества жизни детей трех- и четырехлетнего возраста (по результатам опроса родителей) было выявлено, что общий балл оценки качества жизни составляет 78,47 балла. Оценка качества жизни детей 5-7 лет проводилась путем анкетирования родителей и интервьюирования детей. Общий балл качества жизни детей 5-7 лет по оценке родителей составил 77,59 балла. Наиболее низкие результаты у детей 5-7 лет были отмечены в аспекте функционирования в яслях/детском саду (68,86 балла соответственно), у детей 3-4 лет — в аспекте эмоционального функционирования (68,92 балла). Более высоко оценено физическое функционирование (82,54 балла у детей 5-7 лет и 85,68 баллов — 3-4 лет). По

данным, полученным в ходе интервьюирования детей 5-7 лет, были выявлены более высокие оценки в аспектах социального (75,58 балла) и физического (71,74 балла) функционирования, низкая оценка эмоционального функционирования (68,39 балла) и функционирования в детском саду (69,68 балла).

Выявлены различия в ответах при интервьюировании детей разного пола и их родителей. По результатам опроса родителей детей 3-4 лет установлено, что мальчики и девочки более благополучны в аспектах физического и социального функционирования (86,67 балла и 81,79 балла), а более низкие результаты у девочек в сфере эмоционального функционирования (страх, тревога, грусть), у мальчиков — в аспекте функционирования в детском саду/яслях. Результаты интервьюирования детей 5-7 лет указывали на то, что девочки и мальчики наибольшие трудности испытывали в аспектах эмоционального функционирования (68,58 балла и 68,16 балла соответственно) и в период пребывания в детском саду (69,75 балла и 69,60 балла соответственно). Аналогичные данные были получены в ходе анкетирования родителей девочек 5-7 лет. В сравнении с детьми родители мальчиков ниже оценивали функционирование ребенка в детском саду (66,67 балла).

По результатам опроса родителей детей с возрастом наблюдаются постепенные изменения в сторону ухудшения качества жизни детей дошкольного возраста, как у девочек,

так и у мальчиков в равной степени. Наиболее сильные изменения, по мнению родителей, наблюдаются в аспекте физического, а также социального функционирования детей. Положительная динамика отмечена в отношении эмоционального функционирования.

Показатели качества жизни детей соответствовали группам здоровья. По результатам опроса родителей детей 3-4 лет, 5-7 лет и интервьюирования детей, у обследуемых с первой группой здоровья общий балл оценки качества жизни составил 80,5 балла и 74,13 балла, со второй — 78,5 балла и 66,88 балла и с третьей — 72,5 балла и 63,3 балла соответственно.

Таким образом, качество жизни находится в определенной зависимости от возраста, пола, состояния здоровья и может рассматриваться как информативный критерий интегральной оценки здоровья детей дошкольного возраста.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты