Спросить
Войти

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ - МЕДИЦИНСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Автор: Мальцев С.В.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ И ПОДРОСТКОВОЙ МЕДИЦИНЫ

ОБЗОРЫ ЛИТЕРАТУРЫ

УДК 614.446.1:616-053.5

С.В. МАЛЬЦЕВ, Л.З. САФИНА, А.А. БИКТИМИРОВА, Г.Ш. МАНСУРОВА

Казанская государственная медицинская академия - филиал РМАНПО МЗ РФ, г. Казань АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов», г. Казань Казанский (Приволжский) Федеральный университет, г. Казань

Состояние здоровья школьников - медицинские и социальные проблемы

Контактная информация:

Мальцев Станислав Викторович - заслуженный деятель науки РФ и РТ, член-корресспондент АН РТ, доктор медицинских наук, профессор кафедры педиатрии и неонатологии

Адрес: 420012, г. Казань, ул. Бутлерова, д. 36, тел.: +7 (843) 236-20-84, e-mail: maltc@mail.ru

В статье представлены факторы, влияющие на здоровье подростков и его особенности по сравнению со здоровьем сверстников предыдущего века. Отмечается рост заболеваемости, инвалидности школьников и смертности от внешних причин подростков старшей возрастной группы. Показано влияние школьной среды, физической нагрузки на здоровье детей. Особое внимание обращено на состояние костно-мышечной системы - роль питания, дефицита витамина D на формирование снижения минеральной плотности и частоту переломов. Оптимальный образ жизни современных школьников остается основным фактором, определяющим здоровье детей. Представлены проблемы репродуктивного здоровья подростков. Изложены задачи семьи, школы и общества для формирования здоровья школьников.

(Для цитирования: Мальцев С.В., Сафина Л.З., Биктимирова А.А., Мансурова Г.Ш. Состояние здоровья школьников -медицинские и социальные проблемы. Практическая медицина. 2019. Том 17, № 5, С. 8-15) DOI: 10.32000/2072-1757-2019-5-8-15

S.V. MALTSEV, L.Z. SAFINA, A.A. BIKTIMIROVA, G.Sh. MANSUROVA

Kazan State Medical Academy - Branch Campus of RMACPE MH Russia, Kazan Directorate for Sports and Social Projects, Kazan Kazan (Volga) Federal University, Kazan

School children&s health - medical and social issues

Contact details:

Maltsev S.V. - Honored Researcher of the Russian Federation and the Republic of Tatarstan, corresponding member of the Academy of Sciences of

the Republic of Tatarstan, MD, Professor of the Department of Pediatrics and Neonatology

Address: 36 Butlerov St., Kazan, Russian Federation, 420012, tel.: +7 (843) 236-20-84, e-mail: maltc@mail.ru

The paper presents the factors influencing health of adolescents and its features compared to the health of their peers in the past century. Morbidity, disability rate and number of deaths from external causes increase in senior adolescents. It is shown that the school environment and physical load influence children&s health. Special attention is paid to the state of bone and muscle system - the role of nutrition, vitamin D deficit in the decrease of mineral density and frequency of fractures. The optimal way of life of the modern schoolchildren remains the key factor determining the children&s health. The problems of the reproductive health of adolescents are listed. The tasks for the family, the school, and the society to form children&s health are expounded.

(For citation: Maltsev S.V., Safina L.Z., Biktimirova A.A., Mansurova G.Sh. Schoolchildren&s health - medical and social issues. Practical medicine. 2019. Vol. 17, № 5, P. 8-15)

«БОЛЕЕ 70% ПОДРОСТКОВ В РОССИИ ИМЕЮТ ПРОБЛЕМЫ СО ЗДОРОВЬЕМ».

ПРЕЗИДЕНТ РФ В.В. ПУТИН

Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения связаны с состоянием здоровья детей, подростков, молодежи. Одной из важных социальных проблем современного общества является ухудшение здоровья подрастающего поколения. В последние годы увеличивается количество детей и подростков с функциональными нарушениями и заболеваниями костно-мышечной системы, органов зрения, пищеварения, сердечно-сосудистой системы.

Факторы, влияющие на здоровье школьников, представлены на рис. 1.

С начала этого века человечество столкнулось с изменением ритма и образа жизни современного человека, и с этим связан ряд глобальных проблем:

• во всех возрастно-половых группах школьников наблюдается статистически значимое увеличение длины и массы тела по сравнению со сверстниками предыдущих десятилетий, а также статистически значимое увеличение окружности грудной клетки;

• развитие вторичных половых признаков у современных школьников начинается в более ранние сроки;

• отмечается более раннее появление первых менструаций;

• снижаются показатели мышечной силы.

В то же время современные школьники, по сравнению с их сверстниками 10 лет назад, характеризуются лучшим развитием сенсомоторики, ряда когнитивных функций - логического мышления, переключения и распределения внимания.

Для современных школьников-подростков характерны:

• реакция эмансипации: стремление вырваться из-под опеки взрослых, невосприятие, отрицание критики;

• реакция группирования со сверстниками - группы формируются по интересам, с постоянным лидером;

• реакция движения - хобби, увлечения;

• реакция гиперсексуальности - повышенный интерес к проблеме взаимоотношения полов;

• гиперинформатизация жизнедеятельности;

• сниженная двигательная активность;

• нездоровое питание подростков с выраженным предпочтением фастфуда;

• ранняя трудовая занятость подростков;

• поведение, опасное в отношении собственного здоровья.

За последние годы особенностями показателей здоровья детей являются значительное снижение числа абсолютно здоровых детей, стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, изменение структуры хронической патологии, увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов, рост числа инвалидов.

Самыми серьезными проблемами школьников подросткового возраста являются:

• неправильное питание (нарушение качественного и количественного состава рациона);

• ухудшение показателей психического здоровья;

• наличие вредных привычек: употребление табака, алкоголя и психоактивных веществ;

• смерть от внешних причин: травмы, дорожно-транспортные происшествия, отравления, суициды;

• самоубийство (вторая по значимости причина смерти);

• ранние беременности и роды. Ежегодно на девушек 15-18 лет приходится более 10% родов и более 20% болезней, вызванных беременностью и родами. Более одной трети девушек сообщают, что их первый сексуальный опыт был принудительным;

• болезни, передающиеся половым путем.

За последнее десятилетие в России отмечается

рост первичной заболеваемости школьников-подростков (табл. 1).

У большей части детей (68%) уже в начальных классах имеются функциональные нарушения, заболевания сердечно-сосудистой, нервной и костно-мышечной систем, органов зрения, а также органов пищеварения. Анализ показателей здоровья школьников за время обучения в школе показал существенный рост числа детей с функциональной патологией и заболеваний ряда органов и систем. Так, число здоровых детей при поступлении в 1 класс составляет всего 4,3%, уже 1/2 детей отнесены к 3 группе здоровья (наличие хронических заболеваний). К концу обучения в школе 2/3 детей имеют хронические заболевания (3 группа здоровья) и у 4,6% школьников установлена инвалидность (табл. 2). [2].

Наличие хронических заболеваний, по данным Л.А. Ждановой и И.Е. Бобошко, способствует развитию психосоциальных проблем. Так, трудности социальной адаптации выявлены у 55% нездоровых детей, агрессия - у 50%, нарушение коммуникационных навыков - у 58%, страхи и низкая самооценка - у 71 и 72%, высокая тревожность - у 82%, эмоциональный дискомфорт в семье - у 77% школьников [3].

Ежегодно при первоначальной постановке на воинский учет годными к службе в армии признаются только 67% юношей. Самыми частыми причинами негодности к воинской службе являются болезни костно-мышечной системы (19,8%), психические расстройства (16-17%), эндокринные болезни, расстройства питания и обмена веществ (8%) [4].

Рисунок 1. Факторы, влияющие на здоровье школьников

Fig. 1. Factors influencing the schoolchildren&s health

Таблица 1. Рост первичной заболеваемости подростков 15-17 лет в РФ за 10 лет (на 100 000 детей в возрасте 15-17 лет) [1]

Table 1. Increase of primary morbidity of 15-17 y. o. adolescents in the Russian Federation during 10 years (per 100 000 of 15-17 y. o. adolescents) [1]

Группы заболеваний 2006 2015 Рост в %

Все болезни 111 451,9 141 653,0 + 27

Новообразования 312,9 474,6 + 52

Болезни нервной системы 3 068,5 4 194,8 + 37

Болезни глаз и придатков 4 645.6 6 427,61 + 38

Болезни крови / анемии 673 / 600,2 965 / 846.2 +43 / 41

Болезни органов пищеварения 5945,3 8064,4 + 36

Сахарный диабет / ожирение 15,7 / 289,2 23,6 / 638,5 + 50 / 121

Травмы, отравления и другие воздействия внешних факторов 12 118 17 448 +44

По данным академика А.А. Баранова [4], в России сейчас признаны инвалидами более 650 000 детей. Если использовать Европейские критерии признания ребенка инвалидом, то их число увеличится на 300 000, то есть в России около 1 000 000 инвалидов. Так, общий показатель инвалидности в Республике Татарстан у подростков 15-17 лет за последТаблица 2. Распределение учащихся по группам здоровья в динамике обучения (НИИ ГДП ННПЦЗД, 2016)

Table 2. Distribution of schoolchildren by health groups in the dynamics of school years (NII GPD NNPTsZD, 2016)

ние 5 лет изменился несущественно (2%), однако по отдельным группам заболеваний рост достигает 28-34% (табл. 3).

Показатель смертности российских подростков в 3-5 раз выше, чем в большинстве стран Европы. Рост детской смертности зарегистрирован: от дорожно-транспортных происшествий - почти в 2 раза, случайных падений - в 2,4 раза, случайных отравлений ядовитыми веществами - почти в 3 раза. В 2015 г. в России было 25 000 ДТП с участием детей и подростков, более 1000 - погибли, 27 000 -получили ранения; 13,5% от всех ДТП происходят с участием детей.

В Республике Татарстан только за 4 года коэффициент смертности подростков 15-18 лет увеличился на 29%: в 2012 г. он составил 59,4 на 100 тыс. населения, в 2015 - 76,5 на 100 тыс. населения. По данным Росстата Татарстана, уровень детской смертности в целом за последние годы снижается, однако смертность от внешних причин остается значительной - 20-24% (данные 2017 г.).

За последние месяцы пресса часто сообщает о самоубийствах подростков. Дети сводят счеты с жизнью во всех регионах страны. Статистика шокирует: ежегодно в России происходит 4 тыс. попыток самоубийств в этой возрастной категории, из которых 1,5 тыс. оканчиваются смертью. По официальной статистике, ежегодно 16 подростков из каждых 100 тыс. убивают себя. Эти цифры почти в 3 раза выше среднемировых. На один завершенный суицид в подростковом возрасте приходится от 70 до 100 суицидальных попыток [6], в целом суицидальные попытки совершают 0,3-0,5% подростков. Причинами суицидов являются проблемы в личной жизни, конфликты в семье, в школе, чувство одиночества, безысходности, употребление наркотиков и алкоголя.

Частота суицидальных попыток у подростков в несколько раз выше, чем у взрослых, причем самой частой причиной является депрессия. Симптомами депрессии являются ощущение никчемности, безнадежности, беспомощности, чувство вины, отсутствие интереса к окружающему, раздражительность, потеря энергии, снижение аппетита, проблемы со сном, самобичевание и мысли о самоубийстве.

Классы 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа

1 4,3 44,4 51,3 0,0
2 1,0 44,1 54,0 0,0
3 0,8 44,9 53,9 0,4
4 0,5 51,1 47,7 0,7
5 0,0 51,9 47,4 0,7
6 0,5 51,9 45,8 1,8
7 1,0 48,3 49,1 1,6
8 0,6 39,6 56,9 2,9
9 0,4 36,2 61,1 2,3
10 0,5 30,9 66,8 1,8
11 0 34,0 61,4 4,6

Существующая система медицинской помощи подросткам не способна решить весь комплекс проблем состояния их здоровья, растут заболеваемость, инвалидность, смертность.

Признаки депрессии в школе - частые отсутствия на занятиях, низкая концентрация внимания, трудности при выполнении заданий, нежелание участвовать в школьной деятельности, сложности взаимодействия с одноклассниками, беспокойство и нервозность, изоляция.

Сохраняющиеся в течение 2 недель не менее 5 признаков свидетельствуют о формировании депрессии [7].

В группе из 5 100 подростков в возрасте от 11 до 17 лет был задан вопрос о том, думали ли они когда-нибудь о самоубийстве или у них когда-либо возникали мысли о смерти? Около 8% подростков сообщили, что когда-то думали о самоубийстве, 15% сообщили о повторяющихся мыслях о смерти, но родители знали об этом лишь в 25% случаев [8].

Британская писательница Джоанн Харрис пишет, что «...большинство взрослых считают, будто чувства подростков несерьезны и все эти душераздирающие страсти - ярость, ненависть, смятение, ужас, безнадежность, отвергнутая любовь - лишь игра гормонов, тренировочный забег перед Настоящим, из этого вырастают. Это неверно. В тринадцать лет все серьезно, у всего острые края, о них можно порезаться» [9].

По данным ЮНЕСКО [9], треть российских школьников подвергаются буллингу, или травле со стороны сверстников. При этом по кибербуллин-гу (травля в интернете) Россия занимает в мире первое место. Буллинг - это многократное негативное психологическое давление на человека. Школьный буллинг отличается своей жестокостью, непримиримостью, и среди жертв 75% имели в последующем суицидальные намерения. Большинство страдающих от буллинга - девочки.

По данным российских психологов [10], среди детей, которые в школе травят одноклассников, большинство воспитывается в семьях, где присутствует насилие, причем необязательно физическое. И они находит себе объект для нападения в школе. В отличие от простой агрессии, травля -это всегда нападки на того, кто слабее тебя. Среди 1,5 тыс. опрошенных ни разу с травлей в качестве жертвы не сталкивались только 30% родителей -2/3 с этим сталкиваются, кто-то чаще, кто-то реже.

Не редкостью сегодня стали и нападения в школе - подростки совершают более 48 тысяч правонарушений в год - 132 в день. Поражают заголовки в газетах и в интернете: «Школа насилия», «Как выжить в школе». Как считает главный специалист психиатр Минздрава РФ Зураб Кекелидзе, от 70 до 80% старшеклассников и студентов нуждаются в той или иной помощи психиатра, начиная от консультации и заканчивая лечением, однако практически никто из учащихся не обращается за профессиональной помощью из страха, что окружающие узнают об этом и будут считать их ненормальными. Надо создавать в школе и за ее пределами такую систему, как считает он, чтобы на первом месте были человеческие ценности. Это и называется воспитанием - не только домашним, но и школьным, общественным. В школе - образование и воспитание - это единый процесс [11].

На сегодняшний день научились выхаживать маловесных детей, растет число детей, рожденных после ЭКО, нередким явлением становится суррогатное материнство, часто практикуется кесарево сечение. Ежегодно в мире рождаются от 4,5 до 11% детей, имеющих в дальнейшем те или иные отклонения в развитии. В России среди воспитанников детских садов и учащихся школ до 85% детей нуждаются в медицинской, психологической или коррекционно-педагогической помощи, в специализированной коррекционной реабилитации - около 25,0% [12].

Преступность несовершеннолетних, несмотря на уменьшение количества преступлений, по-прежнему является серьезной проблемой российского общества. Согласно данным МВД РФ, в период с января по июль 2018 г. каждое двадцать седьмое преступление (3,7%) совершается несовершеннолетними или при их соучастии. Всего выявлено 22 787 несовершеннолетних лица, совершивших преступления. При этом их удельный вес в общем числе выявленных лиц составил 4,1% [13].

В среде подростков нередко бывает, когда употребление алкоголя или определенного наркотика преподносится как признак особой культуры, принадлежности к особенному обществу. Важно понимать, что в подавляющем большинстве случаев подростки начинают употреблять психоактивные вещества (табак, алкоголь, наркотики), потому что это делают в их окружении.

Эксперт по подростковой преступности Яков Тур-бовской, считает, что «.школа проигрывает телевидению, с экрана телевизора кровь льется бесконечно, цена человеческой жизни стала ничтожной. Дети в социальных сетях общаются, компенсируя недостаток любви и внимания в семье». По словам адвоката Анатолия Кучерены, к тому, что мы видим сегодня, приводит страшнейший правовой нигилизм и правовая неграмотность. После совершенного преступления подросток удивляется, что его помещают в колонию на несколько лет [11].

По данным МВД, преступность среди несовершеннолетних снижается. Так, за восемь месяцев 2017 г. этот показатель составил 3,7% от всех предварительно расследованных преступлений. Снижается и число детей, состоящих на учете по поводу чрезмерного употребления алкоголя. Однако существенно увеличилось число школьников, потребляющих наркотики.

По данным академика РАО М.М. Безруких, состояние здоровья школьника в России, начиная с прошлого века и по сегодняшний день, вызывает огромную тревогу. Во-первых, школьные факторы риска удивительно «живучи», с ними трудно справиться и сегодня состояние здоровья наших детей не дает никаких оснований для успокоения. Во-вторых, школа и государство в начале прошлого века взяли на себя ответственность за здоровье детей, тем самым сняв эту ответственность с родителей и с общества; именно школа должна была обеспечивать ведение здорового образа жизни. В-третьих, традиционная российская система образования - это огромная система знаний, состоящая из большого числа наук. Родители и общество сами загружают детей сверх

меры. Требования школы становятся все более жесткими и ребенок, в силу ограниченности своих функциональных возможностей, справиться с этими требованиями не может [14].

Образовательная деятельность относится к потенциально опасной для здоровья детей и нуждается в постоянном внимании со стороны медицинских работников, а также администрации школ и специалистов службы Роспотребнадзора, как считает профессор В.Р. Кучма. Особо важное значение для формирования здоровья детей имеют школьные факторы в связи с их длительным воздействием на растущий организм, в течение всего периода обучения в школе. К таким факторам относятся чрезмерные образовательные нагрузки, психоэмоциональный дискомфорт, школьный стресс, длительные статические нагрузки, низкая двигательная активность, нерациональное школьное питание и др. [15].

Комплексное воздействие этих факторов формирует школьно обусловленные нарушения и заболевания (нарушения зрения и осанки, деформации позвоночника и стопы, нарушения физического развития, заболевания органов пищеварения и др.). Предупреждение негативного влияния указанных факторов в образовательных учреждениях способствует профилактике школьно обусловленных функциональных нарушений и заболеваний у учащихся [16].

Нарушения зрения, преимущественно миопия, часто выявляются у учащихся, особенно с возрастом. В 1-м классе легкая степень миопии отмечается у каждого пятого, в 5-м классе - у каждого третьего, в старших классах - практически у каждого второго учащегося. Степень тяжести миопии также возрастает: от слабой - у учеников начальных классов - до средней и даже высокой степени - у старшеклассников.

Особого внимания заслуживают нервно-психические расстройства, которые в настоящее время отмечаются у 50-75% школьников и проявляются головными болями, повышенной утомляемостью, раздражительностью, сниженной работоспособностью, нарушениями внимания и сна [17].

Для 53-80% современных школьников характерна гипокинезия:

• уроки физического воспитания в школе лишь на 10-18% компенсируют дефицит движений, что явно недостаточно для профилактики гипокинезии;

• при этом не более 40% подростков регулярно посещают уроки физической культуры в школе;

• подвижным играм дети предпочитают компьютерные игры, что еще в большей степени способствует гипокинезии и увеличению статических нагрузок в положении сидя.

«Смартфон - причина остеохондроза» - к такому выводу пришли ученые Южной Кореи. Классическая поза «носом в экран» создает большую нагрузку на шею. Этим нагрузкам дали новое определение «текстовая шея» (text neck), они приводят к раннему изменению структур позвоночника и дегенерации: боли в шее, голове и позвоночнике, нарушение осанки, депрессия, боли в сердце, неврологические жалобы. При этом объем легких снижается на 30%. Более того, по данным Ассоциация корейских офтальмологов, за последние 10 лет число пациентов с синдромом сухого глаза (ксерофтальмия) выросло более чем в два раза. К тому же большинство пациентов, активно пользующихся смартфонами, жалуются на резь в глазах, покраснение и усталость, размытость зрения, головные боли и даже временную слепоту. Не говоря уже о том, что 80% школьников страдают от близорукости (еще 10 лет назад этот показатель не превышал 10-20%) [18].

Нельзя забывать, что подростковый возраст (1418 лет) характеризуется интенсивным ростом и развитием. В этот период для организма очень важна пластическая роль минеральных элементов. Особого внимания заслуживает кальций, являющийся структурным элементом костной ткани. Недостаточное потребление кальция в подростковом возрасте нарушает нормальное развитие скелета и препятствует достижению оптимальной, генетически предопределенной плотности костной ткани, существенно увеличивая риск и тяжесть последующего развития остеопороза, а также значительно увеличивая (на 50%) частоту перелома шейки бедра.

Проведенное нами изучение обеспеченности витамином D у детей школьного возраста показало, что подавляющее большинство (88,8%) в возрасте от 6 до 18 лет в зимнее время имели дефицит и недостаточность 25(ОН^. Лишь 12% школьников получали ежедневно поливитаминные препараты, содержащие малые дозы витамина D (от 200 до 500 МЕ), короткими курсами и нерегулярно [19].

Показано, что низкий статус витамина D у подростков может быть ассоциирован с повышенным риском развития ожирения, артериальной гипер-тензии, гипергликемии, метаболического синдрома, низкой физической активностью [20, 21]. С низким статусом витамина D в детском и подростковом возрасте могут быть также связаны развитие и тяжелое течение сахарного диабета, атеросклероза сосудов, ишемической болезни сердца, аутоиммунных заболеваний, когнитивных нарушений (расстройства памяти и внимания), а также частых респираторных заболеваний и др. Имеются данные о том, что вероятность повторных переломов костей во все возрастные периоды связана не только с дефицитом кальция, но и с низким уровнем витамина D в сыворотке крови [22, 23]. В периоды активного роста и формирования скелета, в связи с высокой потребностью абсорбция кальция из кишечника может возрастать до 80%, тогда как при дефиците активной формы витамина D тонкий кишечник способен абсорбировать не более 10-15% кальция [22].

При изучении частоты переломов у детей, по нашим данным, отмечаются 2 пика: максимумы приходятся на возраст 5-7 и 13-14 лет. [19]. Учитывая, что рост скелета происходит неравномерно, и темпы роста детей в различные возрастные периоды неодинаковы, это явление объясняется значительным увеличением в эти периоды жизни длины тела при недостаточном накоплении возрастной костной массы.

К моменту завершения формирования скелета у подростков часто отмечается нарушение накопления пиковой костной массы на фоне ухудшения параметров здоровья в целом. В возрасте от 1 года до 18 лет рост показателя распространенности заболеваний костно-мышечной системы и соединительной ткани возрастает в 20 раз.

По результатам денситометрического исследования костной системы у 1 560 детей в возрасте 10-18 лет снижение минеральной плотности нами было выявлено во всех возрастных группах - от 18 до 56,2% (рис. 1).

Среди средовых факторов, оказывающих решающее влияние на процессы остеогенеза, роста и достижения оптимальной пиковой массы скелета, важное место занимает питание ребенка с обеспеРисунок 1. Частота нарушений минеральной плотности костной ткани у детей в разные возрастные периоды[19] Fig. 1. Prevalence of lesions of bone tissue mineral density in children in various ages [19]

чением макро- и микроэлементами, витаминами ф, С, К, В2, В6, А), белком, полиненасыщенными жирными кислотами [24].

Большое количество внешних факторов влияет на состояние адаптации организма. Адаптационные возможности организма школьников снижены в связи с такими факторами, как занятия с репетиторами, гиподинамия, дефицит ночного сна, длительный просмотр телепередач, длительное время подготовки домашнего задания, ежедневные длительные занятия на компьютере.

В связи с высокой распространенностью факторов риска, связанных с образом жизни, в последние годы большое внимание уделяется работе по формированию социальных привычек, полезных для здоровья. Правильное питание, мотивация к высокой двигательной активности и прочие аспекты здорового образа жизни должны воспитываться с самого раннего возраста [4].

Однако многие школьники не считают вредными для здоровья:

• низкую двигательную активность (19,4%);

• нерегулярное питание (36,1%);

• недосыпание (18,5%);

• курение (6,8%).

Больше половины школьников (63,5%) не считают, что употребление алкоголя 1 раз в неделю является большим риском для здоровья.

Одним из необходимых условий, обеспечивающих правильную жизнедеятельность человеческого организма, является полноценное питание. Подростковый возраст связан с резкими качественными изменениями, происходящими в организме. В подростковом возрасте, в силу бурно протекающих перестроек, увеличиваются потребности организма в белках, углеводах, минералах, витаминах, поэтому вопросам подбора рациона питания школьников должно уделяться особое внимание.

Результаты исследований показывают, что в рационе питания школьников 7-15 лет, преимущественно в домашнем питании, выявлен дефицит белка - до 10%, снижено содержание кальция, фосфатов, цинка, фтора, витамина С, рибофлавина - у 40-45% учащихся. Установлено, что суточный рацион питания школьников обеспечивает потребность в белках на 83,2% (животного происхождения - на 62,7%), кальция лишь на 26,9%, фосфора - на 49,2% [17]. Отмечаются также негативные тенденции в качестве продуктов питания. У 69% обследованных школьников выявлены гастроэнтерологические нарушения.

Среди школьников увеличилась доля лиц, редко употребляющих:

- молочные продукты (с 12,7 до 28,2%);

- мясные продукты (с 5,2 до 13,0%);

- свежие овощи, фрукты, соки (с 2,5 до 5,3%);

- увеличилось потребление консервированных продуктов (с 12,4 до 27,5%).

Одним из показателей здоровья и оптимального питания являются показатели физического развития, в частности индекс массы тела (ИМТ). Результаты наших исследований показали, что ИМТ менее 18 в возрасте от 10 до 18 лет встречается у 50,9% мальчиков и 57,4% девочек. Кроме того, около 18% подростков, как в возрасте 6-11 лет, так и в возрасте 12-19 лет, страдают ожирением. При подсчете на 100 000 детей число старшеклассников с ожирением увеличилось за 10 лет в 2,5 раза: с 289,2 до 733,4 случаев [25].

Помимо физической дезадаптации огромную роль в развитии ребенка играют стресс и вегетативная дезадаптация. Так, те или иные признаки вегетативной дезадаптации встречаются у 30-50% детей, а в пубертатном возрасте - до 80%. Следует отметить, что у девочек проявления встречаются в 2,5 раза чаще. К наиболее частым причинам, приводящим к указанным нарушениям, относятся:

• развод родителей;

• расставание с близким человеком;

• рождение другого ребенка в семье;

Таблица 4. Частота андрологической патологии у школьников (колебания по классам, %), Д.Д. Панков, 2017 г.

Table 4. Frequency of andrological pathology in schoolchildren (fluctuations in classes,%), D. D. Pankov, 2017

• гибель домашнего животного;

• переезд;

• травмы, дорожные аварии;

• насилие.

Существуют агрессивные факторы риска, способные раскоординировать вегетативную нервную систему, и сформировать синдром вегетативной диз-регуляции (СВД):

• наследственный фактор (идентичный тип вегетативных реакций, как правило по материнской линии, «семейные» заболевания);

• перинатальная патология (у 2/3 детей);

• социально-зависимые факторы (учебные нагрузки, несбалансированное питание, психоэмоциональные перегрузки при неблагополучной обстановке в семье и в школе, ухудшение экологической обстановки и т. д.);

• низкая физическая активность и гиперкине-зия - наиболее агрессивные факторы, вызывающие в том числе психогенные нарушения, особенно у подростков;

• заболевания ЦНС, инфекции и соматическая патология.

Среди поведенческих расстройств одним из самых актуальных у детей в пубертатном периоде является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Первичный СДВГ связан с мутациями генов рецепторов дофамина, психическими заболеваниями, а вторичный обусловлен структурными повреждениями мозга после инсульта, чМТ, энцефалита. СДВГ связан с особенностями поведения подростков: высокой склонностью к алкоголю и наркотикам, короткими сексуальными отношениями, трудностями овладения профессией, агрессивностью. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью среди детей встречается с частотой 5-18% (в США до 8%) и характеризуется следующими признаками:

• дефицит внимания;

• коморбидные (сочетанные) синдромы;

• дислексия, дислалия, дисграфия, диспраксия, тики;

• оппозиционное поведение;

• склонность к азартным играм, курению, алкоголизму, наркомании;

• биполярные расстройства у подростков.

Лечащий врач должен инициировать проведение

обследования (у психиатра, психолога) на наличие СДВГ для любого ребенка от 4 до 18 лет при наличии академической неуспеваемости, поведенческих проблем, невнимательности, гиперактивности, импульсивности.

Немаловажной проблемой современных подростков являются аспекты полового воспитания и репродуктивное поведение. Так, на сегодняшний день отмечается раннее начало половой жизни, соответственно - увеличение числа ранних беременностей (на 1000 девушек в возрасте от 15 до 19 лет приходится 70-90 беременностей и 49 рождений), значительное число абортов (10% всех прерываний беременностей в России - это аборты до 15 лет), частая смена половых партнеров, рост распространенности заболеваний, передающихся половым путем. По данным академика Г.Г. Онищенко, к 15,5 годам 34,4% подростков имели опыт сексуальных контактов, к 17 годам - 47%, к 18 годам - 68%.

Остается тревожной проблема репродуктивного здоровья подростков. Частота нарушений репродуктивного здоровья у девушек составляет 9,4-18%, а снижение числа абортов за последние годы связано с развитием бесплодия у девушек подростков [26]. По данным Д.Д. Панкова до 43% юношей имеют ан-дрологическую патологию (табл. 4) [27].

Таким образом, становится понятным, что существующая система медицинской помощи подросткам неспособна решить весь комплекс проблем по сохранению их здоровья. Приказ Минздрава России от 5.11.2013 № 822н (ред. от 3.09.2015) «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях», к сожалению, повсеместно не выполняется.

«Всероссийским обществом развития школьной и университетской медицины и здоровья» (РОШУМЗ) в период с 2014 по 2017 гг. были разработаны 36 Федеральных рекомендаций по оказания медицинской помощи обучающимся. Они включают рекомендации по контролю за условиями обучения, питания, физического воспитания, проведению противоэпидемических мероприятий в образовательных организациях, скрининге, диагностики и медицинской профилактики функциональных отклонений и хронических заболеваний, а также новые технологии оздоровления детей.

С целью сохранения здоровья детей предстоит большая работа по воссозданию и модернизации школьной медицины. Для этого необходимо решить кадровые вопросы, разработать формы и методы работы, обеспечить исполнение нормативных документов, разработать и внедрить в практику новые технологии оздоровления детей и способствовать развитию персонализированной медицины.

Мальцев С.В.

http://orcid.org/0000-0002-6203-2134 Сафина Л.З.

https://orcid.org/0000-0003-3262-4646 Биктимирова А.А. http://orcid.org/0000-0002-9635-1301 Мансурова Г.Ш.

http://orcid.org/0000-0003-3780-5243

Вид патологии Частота (колебания в %)

Крипторхизм 0,5-0,6

Гидроцеле 0,3-1,65

Киста семенного канатика 0,5-0,93

Киста придатка яичка 2,4-3,0

Варикоцеле 7-18

Гипоплазия яичек 1,7-2,0

Задержка полового развития 2,5-8,0

Андрогенная дисфункция 2,4-8,6

ИТОГО 17,3-43

Литература

1. Здравоохранение в России 2015. Статистический сборник. -Москва, 2015. - 174 с.
2. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. и др. Популяци-онное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности // Гигиена и санитария. -2017. - Т. 96, № 12. - С. 990-995.
3. Жданова Л.А. Нервно-психическое развитие детей: прогнозирование и диагностика его нарушений. - Иваново, 2003. - 145 с.
4. Баранов А.А., Терлецкая Р.Н. О перспективах научных исследований в области профилактики детской инвалидности: обзор литературы // Вопросы современной педиатрии. - 2018. -№ 17 (6). - С. 426-433.
5. Ковтун О.П. Материалы XIX Конгресса педиатров России. Москва, февраль, 2016.
6. Тигран Епоян, Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. - 2016.
7. MedicineNet.com. - 2016.
8. Amy Herman, NEJM Journal Watch // Parents Unaware of Kids& Suicidal Thoughts. - January, 14, 2019.
9. Доклад ВОЗ «Здоровье для подростков во всем мире», 2016.
10. Мария Новикова. Газета «Известия», 31.01.2018.
11. «Школа насилия». Газета «Известия», 31.01.2018.
12. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Альбицкий В.Ю., Терлецкая Р.Н. Тенденции младенческой и детской смертности в условиях реализации современной стратегии развития здравоохранения Российской Федерации // Вестник РАМН. - 2017. - № 5. -С. 375-382.
13. Титова А.И. Преступность несовершеннолетних: состояние и динамика // Молодой ученый. - 2018. - № 34. - С. 64-66.
14. Машкова Д. Главные правила жизни. Марьяна Безруких: «У нас в стране домостроевское воспитание». - Издательство: Эксмо, 2016 г.
15. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. - М.: НЦЗД РАМН, 2009. - 240 с.
16. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. и др. Популяци-онное здоровье детского населения, риски здоровью и санитарно-эпидемиологическое благополучие обучающихся: проблемы, пути решения, технологии деятельности // Гигиена и санитария. -2017. - Т. 96, № 12. - С. 990-995.
17. Кучма В.Р. «Основы формирования здоровья детей»: учебник. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2016. - 315 с.
18. Seung Min Bae Smartphone Addiction of Adolescents, Not a Smart Choice // J Korean Med Sci. - 2017. - Oct, № 32 (10). -P. 1563-1564.
19. Мальцев С.В., Закирова А.М., Мансурова Г.Ш. Обеспеченность витамином D детей разных возрастных групп в зимний период // Российский вестник перинатологии и педиатрии. - 2017. -№ 62 (2). - С. 99-103.
20. Reis J.P., Von Mühlen D., Miller E.R., Michos E.D., Appel L.J. Vitamin D status and cardiometabolic risk factors in the United States adolescent population // Pediatrics. - 2009. - № 124: 371379. DOI: 10.1542/peds.2009-0213.
21. Saintonge S., Bang H., Gerber L.M. Implications of a new definition of vitamin D deficiency in a multiracial us adolescent population: the National Health and Nutrition Examination Survey III // Pediatrics. - 2009. - № 123. - P. 797-803.
22. Sonneville K.R., Gordon C.M., Kocher M.S., Pierce L.M., Ramappa A., Field A.E. Vitamin D, calcium, and dairy intakes and stress fractures among female adolescents // Arch Pediatr Adolesc Med. - 2012. - № 166. - P. 595-600.
23. Johnsen M.S., Grimnes G., Figenschau Y., Torjesen P.A., Almas B., Jorde R. Serum free and bio-available 25-hydroxyvitamin D correlate better with bone density than serum total 25-hydroxyvitamin D // Scand J Clin Lab Invest. - 2014. - № 74. - P. 177-183.
24. Проблемы подросткового возраста / под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. - М., 2003. - С. 290-321.
25 Gupta N., Goel K., Shah P., Misra A. Childhood obesity in developing countries; epidemiology, determinants and prevention // Endocr. Rev. - 2012. - № 33 (1). - P. 48-70.
26. Уварова Е.В. Снижение абортов из-за бесплодия. Газета «Известия», 9.09.2016.
27. Панков Д.Д., Румянцев А.Г. Руководство по школьной медицине. - М., 2017.

www.pmarchive.ru

САЙТ ЖУРНАЛА «ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА»

ШКОЛЬНИКИ ПОДРОСТКИ ЗДОРОВЬЕ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ СМЕРТНОСТЬ ИНВАЛИДНОСТЬ КОСТНАЯ ПЛОТНОСТЬ РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ schoolchildren adolescents
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты