Спросить
Войти

Направления оптимизации эпидемиологического надзора за антропонозными инфекциями в современных условиях

Автор: Миндлина А.Я.

Ш Направления оптимизации эпидемиологического надзора за антропонозными инфекциями в современных условиях

А.Я. Миндлина (mindlina@mma.ru)

ГБОУ ВПО «Первый МГМУ им. И.М. Сеченова», Москва

Резюме

В статье представлены направления оптимизации эпидемиологического надзора за антропонозными инфекциями в современных условиях. Обоснована необходимость создания дополнительных подсистем - организационно-коммуникативной и подготовки кадров, что будет способствовать повышению эффективности функционирования основных существующих подсистем эпидемиологического надзора (информационной, аналитической и управленческой). Показано, что организационно-коммуникативная подсистема повысит действенность непосредственного управления эпидемическим процессом, а модернизация подготовки специалистов в области эпидемиологического надзора будет опосредованно способствовать совершенствованию управления эпидемическим процессом.

The Directions of Optimization Epidemiological Surveillance Antroponotic Infections in Modern Conditions

A.Ya. Mindlina (mindlina@mma.ru)

I.M. Sechenov First Moscow State Medical University, State Educational Institution of Higher Professional Training of the Ministry

of Healthcare of the Russian Federation

Abstract

The paper presents the optimization direction of epidemiological supervision (control) anthroponotic infections in the modern world. The necessity of creating additional sub-systems - organizational communication and training that will enhance the effectiveness of existing major subsystems of epidemiological surveillance (information, analytical and administrative) is proved. It is shows that the organizational and communicative subsystem will increase the effectiveness of the direct control of the epidemic process, and modernization of training in the field of epidemiological surveillance will indirectly contribute to improving the management of the epidemic process.

Эпидемиологический надзор как основа противоэпидемической деятельности реализуется в практике работы санитарно-эпидемиологической службы достаточно давно. Созданная в Советском Союзе и функционирующая ныне в РФ система эпидемиологического надзора и профилактики оригинальна, поскольку адекватна социально-экономическим условиям страны. Разработанные отечественными учеными-эпидемиологами принципы и технология сбора и анализа эпидемиологической информации дают возможность объективно и оперативно оценивать эпидемическую ситуацию и своевременно проводить противоэпидемические мероприятия. Большой вклад в разработку методологии эпидемиологического надзора внесли В.Д. Беляков [1], Б.Л. Черкасский с учениками [4, 5, 9, 10] и др.

Однако система эпидемиологического надзора должна пересматриваться в зависимости от новых научных данных, а также меняющихся со временем эпидемиологических характеристик различных инфекционных болезней. Современные технологии

также необходимо использовать для повышения эффективности эпидемиологического надзора.

В Государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения» [3] и в Стратегии развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года [7] подчеркнута необходимость создания эффективной модели управления деятельностью в сфере охраны здоровья. Решить поставленную задачу планируется за счет широкого внедрения в практику здравоохранения современных информационных технологий для создания единого информационного пространства, необходимого для принятия своевременных управленческих решений [3, 7].

Е.Г. Симоновой в развитие положений Б.Л. Черкасского предложена концепция управления эпидемическим процессом [6, 10], заключающаяся в выделении составляющих непосредственного и опосредованного управления эпидемическим процессом. При этом эпидемиологический надзор представляется как один из основных элементов непосредственного управления эпидемическим

процессом, и его эффективность во многом зависит от полноты и качества поступающей для анализа информации.

В последние годы проводились интенсивные исследования по разработке методов математического моделирования эпидемического процесса, созданию электронных баз и атласов ряда инфекций. Вместе с тем информационная и аналитическая подсистемы эпидемиологического надзора сегодня нуждаются в серьезной модернизации. Методы сбора, хранения и обработки, обмена информацией зачастую не соответствуют потребностям нынешнего дня. Необходимы разработка и внедрение современных программных продуктов методологии оценки, мониторинга и прогнозирования эпидемиологических рисков, методов эпидемиологического анализа и диагностики, направленных на выявление причин и факторов риска заболеваемости.

На эпидемический процесс антропонозов с фе-кально-оральным и аэрозольным механизмами передачи оказывает влияние множество факторов, в частности демографическая структура населения (в том числе соотношение численности детей и взрослых), количество детских дошкольных учреждений и численность детей в них. В последнее время усилилось влияние таких факторов, как миграция, туризм, социально-экономические и др. Все факторы могут оказывать прямое, опосредованное и комплексное влияние на все три элемента эпидемического процесса, замедляя или ускоряя его развитие.

Степень влияния различных факторов на эпидемический процесс на разных территориях неодинакова, и их активность меняется с течением времени. Влияние некоторых факторов информационная система и система эпидемиологического анализа в расчет практически не принимают, при том что они играют в настоящее время существенную роль. Вместе с тем корреляционный анализ выявил наличие достоверной связи разной силы в различные периоды времени (г = 0,5 - 0,9; Р < 0,05) между всеми перечисленными выше факторами и уровнем заболеваемости антропонозными инфекциями с фекально-оральным и аэрозольным механизмами передачи (гепатит А, шигеллезы, ротавирусная инфекция, ветряная оспа, краснуха, коклюш, дифтерия). Этот факт диктует необходимость расширения информационных потоков для проведения более углубленного эпидемиологического анализа с целью прогнозирования эпидемического процесса инфекционных болезней и принятия своевременных, адекватных профилактических мер.

Изменилась организационная структура противоэпидемической системы. В настоящее время в реализации эпидемиологического надзора принимают участие органы и учреждения как Роспотреб-надзора, так и Минздрава. При этом численность врачей-эпидемиологов в системе Роспотребнад-зора за последние 10 лет сократилась в 3,8 раза, а помощников эпидемиологов - в 3,5 раза. Реальность такова, что в системе Минздрава сегодня работает эпидемиологов больше, чем в органах и учреждениях Роспотребнадзора и функции их в осуществлении эпидемиологического надзора в последнее время существенно расширились [11, 12]. В связи с этим требуется оптимизация организационных подходов к осуществлению эпидемиологического надзора через создание коммуникаций между органами и учреждениями различного ведомственного подчинения. Возрастание потоков информации, поступающей из разных ведомств, потребует ее упорядочения, систематизации и полноценного анализа.

В связи с этим для усиления функциональной действенности основных существующих подсистем эпидемиологического надзора (информационной, аналитической и управленческой) за антропонозными инфекциями и повышения эффективности управления эпидемическим процессом назрела необходимость создания дополнительных подсистем (рис. 1). Организационно-коммуникативная подсистема призвана повысить результативность непосредственного управления эпидемическим процессом.

Подготовка кадров, по мнению Е.Г. Симоновой [6], служит одним из значимых элементов опосредованного управления эпидемическим процессом, что диктует необходимость включения подсистемы подготовки кадров в систему эпидемиологического надзора.

Модель функционирования организационно-коммуникативной подсистемы эпидемиологического надзора

Нами разработана модель организационно-коммуникативной подсистемы эпидемиологического надзора, для функционирования которой необходимы (рис. 2):

1. Создание федерального и региональных аналитических (координационно-методических) центров по вопросам инфекционных заболеваний на базе учреждений здравоохранения Аналитические (координационно-методические) центры могут создаваться на базе Центров по профилактике инфекционных заболеваний, Центров по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями, Центров медицинской профилактики или других учреждений здравоохранения, в задачу которых должно входить создание системы информационно-аналитического обеспечения для принятия стратегических управленческих решений в области диагностики, лечения и профилактики инфекционных болезней. Один из постулатов теории управления гласит: при расширении функциональных направлений деятельности достижение конкретного результата невозможно без создания адекватной организационной структуры [2].

Рисунок 1.

Система эпидемиологического надзора

Рисунок 2.

Модель функционирования организационно-коммуникативной подсистемы эпидемиологического надзора

Разработка стандартизованных учетных форм

Создание баз данных эпидемиологической информации

Создание региональных

и федерального аналитических центров

Разработка предложений по профилактике инфекционных болезней

Создание электронных информационных потоков

Проведение эпидемиологического анализа прогнозирование

2. Создание системы электронного документооборота, разработка стандартизованных электронных учетных форм

Увеличение данных в информационной системе требует создания электронного документооборота. Внедрение информационных технологий уже повлияло на повышение эффективности мероприятий в области эпидемиологического надзора во многих странах. Все большее распространение получают электронные методы подготовки отчетных данных. Внедрение электронного документооборота существенно повысит скорость получения информации. Для создания системы электронного документооборота нами разработаны электронные формы (ЭФ) для каждого поставщика информации, необходимой для оптимизации эпидемиологического надзора за

антропонозными инфекциями. ЭФ включают сведения: об инфекционной заболеваемости; о вакцинации против некоторых инфекций; об обеспеченности населения централизованными системами водоснабжения и канализации; о демографических особенностях территории; о смертности в различных социально-возрастных группах населения; о миграции населения; о потоках туристов, а также включает экономические показатели.

3. Организация электронных информационных

потоков

Большой массив данных, необходимый для проведения полноценного эпидемиологического анализа, требует формирования электронных информационных потоков (рис. 3). При этом возникает потребность в создании системы коммуникаций между различными учреждениями. В аналитические центры субъектов Федерации из соответствующих территориальных органов должны поступать электронные формы, содержащие данные об уровнях заболеваемости и возможных факторах риска.

4. Создание баз данных эпидемиологической информации

В аналитических центрах субъектов Федерации информация, содержащаяся в электронных формах, должна быть интегрирована в базы данных эпидемиологической информации, содержащие данные об инфекционной заболеваемости в различных социально-возрастных группах населения и о возможных факторах риска за период не менее 10 лет.

Далее эти данные должны быть интегрированы в единую федеральную базу данных в Федеральном аналитическом центре Минздрава России.

5. Проведение эпидемиологического анализа и прогнозирование

Несмотря на то что в методологии эпидемиологического надзора четко определено - эффективный эпидемиологический надзор для обоснования комплекса необходимых мероприятий подразумевает проведение ретроспективного и оперативного эпидемиологического анализа, на практике аналитической деятельности уделяется крайне мало внимания. К сожалению, проведение ретроспективного эпидемиологического анализа в лучшем случае сводится к простому описанию проявлений заболеваемости без надлежащего анализа.

В настоящее время достаточно много работ, посвященных совершенствованию эпидемиологического надзора, созданию системы унифицированного надзора за группами инфекций. Однако в большинстве случаев при выделении направлений оптимизации эпидемиологического надзора основное внимание уделяется созданию системы микробиологического и иммунологического мониторинга, которые, безусловно, крайне важны [4, 5]. Однако методы эпидемиологического анализа подчас являются не менее, а в ряде случаев - более информативными для выявления эпидемиологических закономерностей и прогноза дальнейшего развития эпидпроцесса.

Без использования адекватных математических методов (корреляционного, многофакторного дисперсионного анализа и др.) в настоящее время проведение эпидемиологического анализа с выявлением факторов, определяющих проявления эпидемического процесса, невозможно. Необходимо также использование математических моделей с учетом действия различных социально-экономических факторов для прогнозирования дальнейшей динамики эпидпроцесса.

При этом следует отметить, что отсутствие надлежащего эпидемиологического анализа на уровне субъектов Федерации подчас не позволяет выявить закономерности развития эпидемического проРисунок 3.

Информационные потоки для оптимизации эпидемиологического надзора

цесса на конкретной территории и оптимизировать профилактические мероприятия.

В связи с этим целесообразно на региональных и федеральном уровнях проводить ретроспективный и оперативный эпидемиологический анализ заболеваемости антропонозными инфекциями всего населения и отдельных социально-возрастных групп по годам и месяцам с выявлением возможных факторов риска за период не менее 10 лет; оценку эффективности профилактических и противоэпидемических мероприятий с позиций доказательной медицины с использованием корреляционно-дисперсионного анализа и математического моделирования; оперативный эпидемиологический анализ существующей на данный момент ситуации.

6. Разработка предложений по профилактике

инфекционных болезней

Обеспечение аналитической информацией и оказание организационно-методической помощи региональным министерствам и департаментам здравоохранения, а также структурным подразделениям Минздрава России и главным внештатным специалистам субъектов Федерации и Минздрава России в области эпидемиологии и профилактики инфекционных болезней.

Модернизация подготовки специалистов

Подготовка кадров - один из существенных компонентов повышения эффективности эпидемиологического надзора и элементов опосредованного управления эпидемическим процессом [6]. Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности «медико-профилактическое дело» подразумевает в отличие от Государственного образовательного стандарта 2000 года подготовку специалиста, владеющего профессиональными компетенциями [8]. В связи с этим и при отмене интернатуры основная подготовка специалиста должна осуществляться в додипломный период.

Таким образом, назрела необходимость модернизации подготовки специалистов-эпидемиологов для формирования у них способности к осуществлению аналитической деятельности.

С нашей точки зрения, модернизация подготовки специалистов должна идти по следующим направлениям (рис. 4):

1. Внедрение в учебный процесс современных компьютерных и информационных технологий

В настоящее время в процесс обучения студентов проведению эпидемиологических исследований, и в частности ретроспективного и оперативного эпидемиологического анализа, необходимо активное внедрение компьютерных технологий и интерактивных форм обучения.

Для отработки практических умений на кафедрах эпидемиологии следует создать учебные классы, снабженные современным компьютерным программным обеспечением, для освоения студентами медико-профилактического факультета практических навыков осуществления эпидемиолого-диа-гностической деятельности - основной в работе врача-эпидемиолога.

2. Формирование навыков работы с базами данных и компьютерными статистическими программами

Для формирования профессиональных компетенций в области эпидемиологического надзора студент обязан уметь работать с компьютерными статистическими программами по обработке информации и базами данных. Студенты должны уметь самостоятельно выбирать из информационных баз данные о заболеваемости и возможных факторах риска, а затем формировать аналитические таблицы для дальнейшего анализа.

Обучение студентов необходимо проводить на примере решения реальных эпидемиологических проблем. Поэтому на кафедрах эпидемиологии

Рисунок 4.

Процесс функционирования подсистемы подготовки кадров

Внедрение в учебный процесс современных информационных технологий

Формирование умений осуществления аналитической деятельности

Модернизация

подготовки специалистов по эпидемиологии

Формирование умений работы с базами данных и статистическими пакетами

Формирование

готовности к осуществлению профессиональной деятельности

целесообразно иметь учебные базы данных, включающие реальные данные по заболеваемости инфекционными болезнями за 15 лет по различным субъектам РФ. В учебных целях следует применять методики проведения ретроспективного и оперативного эпидемиологического анализа с использованием как минимум модулей программы EXCEL.

Назрела необходимость создания региональных и федерального центров по выработке практических навыков в области эпидемиолого-диагности-ческой деятельности.

3. Формирование навыков аналитической деятельности

Обучение аналитической деятельности - процесс сложный и длительный, его реализация должна проходить в ходе преподавания курса эпидемиологии с использованием всех форм и методов обучения.

Способность осуществлять те или иные виды деятельности формируется при интерактивных формах обучения с использованием деятельностного подхода, реализующегося при решении профессиональных ситуационных задач и при самостоятельном выполнении индивидуальных заданий.

В ходе изучения описательных эпидемиологических исследований студенты должны уметь самостоятельно выявлять особенности проявлений заболеваемости, давать характеристику распределения заболеваемости во времени, среди различных социально-возрастных групп населения, по территориям, а также формулировать свои предположения о факторах риска возникновения и распределении заболеваемости. Выявленные особенности проявлений заболеваемости должны сопоставляться с набором биологических, социальных и природных факторов с учетом их активности. При этом следует использовать статистические методы обработки данных, в том числе корреляционно-дисперсионный анализ и математическое моделирование, с применением соответствующих компьютерных программ. Студенты также должны уметь давать оценку эффективности проведенных профилактических и противоэпидемических мероприятий.

Большую роль для усвоения материала играют индивидуальные задания для самостоятельной работы. Наряду с осуществлением ретроспективного эпидемиологического анализа студенты медико-профилактического факультета должны выполнять индивидуальную самостоятельную работу по оценке научной публикации, посвященной описанию эпидемиологического исследования

4. Формирование мотивационной готовности к осуществлению профессиональной деятельности

Однако кроме сформированных в процессе обучения профессиональных компетенций, знаний и умений реализовывать те или иные виды деятельности не менее важно наличие как у врачей-эпидемиологов, так и у студентов мотивации к их осуществлению.

Для оценки понимания студентами значимости на практике ключевых тем учебного курса по эпидемиологии было проведено анкетирование 305 студентов шестого курса медико-профилактического факультета (2009, 2010, 2011 гг. выпуска).

Студентам было предложено оценить по 10-балльной шкале значимость наиболее важных для эффективной реализации эпидемиологического надзора тем дисциплины. Значимость на 8 - 10 баллов всех разделов оценили более 60% студентов, а раздела «Организация противоэпидемической деятельности», основу которого составляет эпидемиологический надзор, - 87,6%.

При сформированном высоком понимании значимости ключевых тем эпидемиологии для реализации эффективного эпидемиологического надзора тем не менее существуют и очень серьезные проблемы с мотивированностью студентов к профессиональной деятельности.

Анализ результатов анкетирования показал, что мотивированность к будущей работе в системе практического здравоохранения достаточно низка. К четвертому курсу большая часть студентов не определились с выбором дальнейшей профессии. Это является вполне закономерным фактом, так как согласно учебному плану Государственного образовательного стандарта 2000 года большая часть медико-профилактических дисциплин, и эпидемиология в частности, начинает изучаться студентами только с четвертого курса, и, соответственно, у них отсутствует представление о содержании этих дисциплин.

Ситуация кардинальным образом меняется к концу пятого курса, и достаточно большая доля студентов планируют связать свою будущую деятельность с работой, при этом половина из них собираются работать по специальности «эпидемиология». Другими словами, в ходе обучения формируется мотивированность студентов к выполнению профессиональной деятельности в области эпидемиологии, однако этот процесс следует активизировать. При этом, в частности, необходимо усилить профориентационную работу с демонстрацией организации работы органов и учреждений практического здравоохранения и научно-исследовательских учреждений. Особое внимание в процессе обучения следует уделять достижениям эпидемиологии в профилактике инфекционных болезней и направлениям ее развития.

Таким образом, в настоящее время назрела необходимость модернизации эпидемиологического надзора за антропонозными инфекциями за счет формирования организационно-коммуникативной подсистемы и модернизации подготовки кадров.

При этом необходимо подчеркнуть, что привлечение молодежи в структуры, осуществляющие эпидемиологическую деятельность, - один из важных компонентов достижения результата по оптимизации эпидемиологического надзора. Ш

Литература

1. Беляков В.Д. Эпидемиологический надзор - основа современной организации противоэпидемической работы // Журн. микробиол. 1985. № 5. С. 53 - 58.
2. Бурганова Л.А. Теория управления. - М.: Инфра-М, 2009. - 153 с.
3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения». - М.: Правительство РФ, 2013.
4. Лыткина И.Н., Михеева И.В., Филатов Н.Н. Особенности эпидемического процесса кори, эпидемического паротита и краснухи в Москве // Эпидемиология и инфекционные болезни. 2002. № 2. С. 23 - 27.
5. Михеева И.В., Лыткина И.Н., Филатов Н.Н. Унифицированная система управления эпидемическими процессами кори, эпидемического паротита и краснухи / Инфекционные болезни. 2010. Материалы II Ежегодного всероссийского конгресса по инфекционным болезням (Москва, 29 - 31 марта 2010 г.). С. 207.
6. Симонова Е.Г. Научно-методические и организационные основы системы управления эпидемическим процессом: Автореф. дис. ... д.м.н. - М.: 2010. - 45 с.
7. Стратегия развития медицинской науки Российской Федерации на период до 2025 года. - М., 2013.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060105 «медико-профилактическое дело» (квалификация (степень) - «специалист»). - М.: Минобрнауки России, 2010.
9. Черкасский Б.Л. Эпидемиологический надзор. - М.: Федеральный центр Госсанэпиднадзора Минздрава России, 2000. - 24 с.
10. Черкасский Б.Л., Симонова Е.Г. Современные представления о системе управления эпидемическим процессом // Эпидемиология и инфекционные болезни. 2006. № 5. С .4
11. Шкарин В.В., Ковалишена О.В. Новые инфекции: систематизация, проблемы, перспективы. - Нижний Новгород: Издательство НГМА, 2012. - 512 с.
12. Шкарин В.В., Ковалишена О.В. О концепции развития отечественной эпидемиологии // Эпидемиология и инфекционные болезни. Актуальные вопросы. 2012. № 1. С. 9 - 14.

ИНФОРМАЦИЯ ВОЗ

Выступление Маргарет Чен, Генерального директора ВОЗ, на 66-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения

Женева (Швейцария), 20 мая 2013 года (Выдержки. Начало на стр. 16)

< ... > Я прошу государства-члены ВОЗ сделать все, что в их силах, чтобы здравоохранение занимало первостепенное место в новой Программе развития ООН.

Здравоохранение содействует устойчивому развитию, пользуется его благами и является измеримым показателем успешности всех прочих направлений политики развития. Инвестировать в здоровье людей - это разумная стратегия, направленная на сокращение масштабов нищеты.

< ... > В прошлом месяце ВОЗ и ЮНИСЕФ обнародовали новый Комплексный глобальный план действий по профилактике пневмонии и диареи и борьбе с ними. Этот план акцентирует внимание на использовании 15-ти весьма эффективных медико-санитарных мероприятий. Каждое из них может спасти жизнь людей. Если же все эти 15 мероприятий применить сообща, то они станут мощным средством, которое может радикальным образом повысить показатель выживаемости детей. Эти мероприятия включают использование самых новых вакцин и самых лучших антибиотиков, они также поддерживают соблюдение прошедших проверку временем условий (грудного вскармливания, хорошего питания в первые 1000 дней жизни < . >).

< ... > Я с большим удовлетворением хотела бы проинформировать вас о том, что в результате использования антиретровирусной терапии продлена жизнь более 9 млн ВИЧ-инфицированных людей в странах с низким и средним уровнем дохода. Всего лишь 11 лет назад эта цифра составляла 200 тыс. человек. Это самые быстрые темпы наращивания масштабов жизнесберегающих медико-санитарных мероприятий в истории человечества.

< ... > В случае туберкулеза и малярии достигнутый в последнее время прогресс вселяет надежду,

однако он все больше и больше ставится под угрозу в результате распространения устойчивости к основным лекарственным средствам. Если мы потеряем бдительность, то все достигнутые нами с трудом преимущества могут быть сведены на нет.

Усилия, направленные на стимулирование разработки новой медицинской продукции, имеют исключительно важное значение для любой страны мира.

< . > В прошлом месяце я присутствовала на саммите по вакцинам в Абу-Даби. Участники саммита рассматривали способы, с помощью которых можно было бы использовать Глобальный план действий по вакцинации в качестве своего рода дорожной карты с целью спасти жизнь более 20 млн человек к 2020 году за счет расширения доступа к 10-ти основным вакцинам. Один из ключевых этапов этой нестандартной дорожной карты - ликвидация полиомиелита. В ходе встречи была обнародована и обсуждена всесторонняя стратегия ликвидации и окончательного искоренения данной болезни. Участники саммита высоко оценили многие новаторские элементы стратегии и выразили мнение, что у нее есть все шансы на успех.

< ... > Доклад «Мировая статистика здравоохранения, 2013 год», изданный на прошлой неделе, содержит некоторые исключительно приятные новости. В течение последних двух десятилетий мы являлись свидетелями кардинального улучшения ситуации в области здравоохранения в беднейших странах мира. Столь же бурным был и прогресс в деле уменьшения разрыва между странами с самыми хорошими и с самыми плохими показателями в плане здоровья людей. < . >

ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР epidemiological supervision (control) УПРАВЛЕНИЕ ЭПИДЕМИЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ epidemic process control ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ information technology КОМПЕТЕНЦИИ СПЕЦИАЛИСТА professional competence МОТИВАЦИЯ motivation
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты