Спросить
Войти

Первичные головные боли у школьников

Автор: Делягин В.М.

ШКОЛЬНАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ МЕДИЦИНА

© Коллектив авторов, 2007

В.М. Делягин, Н.Ю. Будчанова, Г.Ш. Хондкарян ПЕРВИЧНЫЕ ГОЛОВНЫЕ БОЛИ У ШКОЛЬНИКОВ

ФГУ Федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии Росздрава, Москва

Головная боль (ГБ) - одна из наиболее частых жалоб у школьников. Актуальность проблемы ГБ связана с тем, что она имеет не только общемедицинскую, но и социально-экономическую значимость. Первичные ГБ (ПГБ), как и ГБ в целом, оказывают влияние на качество жизни подрастающего поколения. Социальные факторы играют важную роль в возникновении и развитии ГБ [1, 2]. Большинство детей с ПГБ имеют проблемы в школе и семье. В нашей стране аналогичных исследований, тем более с применением современной Международной классификации ГБ 2-го пересмотра (МКГБ 11-2004 г.), недостаточно [3].

Цель - выявить факторы, влияющие на формирование синдрома ПГБ у школьников.

Обследовано 959 школьников в возрасте 7-17 лет (432 мальчика и 527 девочек). Из них в основную группу включены 879 школьников с ГБ, в контрольную группу, сопоставимую по полу и возрасту, вошли 80 школьников без ГБ (39 мальчиков и 41 девочка).

Проведены опрос, неврологический осмотр и анкетирование с использованием анкеты оценки ГБ.

В структуре ГБ преобладали ПГБ, их частота у школьников составила 23,1% (среди мальчиков - 16,7%, среди девочек - 28,5%). Пик заболеваемости ГБ приходится на 14-15 лет. Средний возраст школьников с ПГБ составил 14,63±1,74 года. Среди ПГБ наиболее распространенными типами были мигрень и ГБ напряжения (ГБН).

Выявлено, что в основной и контрольной группах было практически одинаковое число детей из полных семей (69,9% и 69,2%) и семей, где воспитанием ребенка занимается только мать или один из родителей неродной (отчим или мачеха): 28,3% и 29,5% (см. таблицу).

При опросе 37,2% школьников с мигренью отметили, что подобной ГБ страдает кто-то из родственников, в большинстве случаев - мать. Эти данные подтвердились при анкетировании школьников и родителей.

Наиболее частым синдромом среди обследованных детей с ПГБ был астенический (90,8%) (в контрольной группе у 55,8%; р<0,001). Колебания настроения, повышенная плаксивость выявлены у 55,1% школьников, страдающих ГБ, в контрольной группе - у 20,5% (р<0,001).

При сравнении успеваемости школьников с ГБ и без ГБ выявлено следующее: количество хорошистов и отличников было несколько больше среди детей без ГБ (57,8%), чем среди детей, страдающих ГБН (49,6%) и мигренью (52,8%). В то же время троечники и двоечники встречались одинаково часто в группе обследованных школьников с ГБН (34,9%) и мигренью (33,3%) в сравнении с группой детей без ГБ (32,8%).

Возможное влияние внеклассной деятельности на синдром ГБ оказалось многоплановым. При сравнении групп школьников с общим синдромом ПГБ и без ГБ по частоте посещения кружков и спортивных секций достоверных различий не выявлено (р>0,05). Однако школьники с ГБН в 1,6 раза чаще посещали спортивные секции, чем кружки (р=0,025). В то же время посещаемость кружков достоверно меньше в группе детей с ГБН в целом (р=0,038) и в группе детей с эпизодическими вариантами ГБН (р=0,001) по сравнению с контрольной группой. Характер деятельности на досуге не был значительно связан с типом ГБ, хотя и прослеживаются некоторые тенденции. Так, в спортивные секции ходят 47,2% школьников с мигренью, в контрольной группе активно занимаются спортом 41% учащихся, а среди детей с ГБН - 36,9% (р>0,05).

Установлено, что продолжительность сна у школьников с ГБ достоверно ниже, чем в контрольной группе (р=0,004). У 46,5% подростков, страдающих ГБ, продолжительность сна меньше 8-9 ч в сутки, из них большая часть - дети, чей сон длится 6 ч и меньше. 50% детей с мигренью и 48,4% детей с ГБН спят, в противоположность детям без ГБ, менее 8 ч в сутки (р=0,008 и р<0,001 соответственно).

У 86,9% всех детей с ГБ обнаружены такие расстройства сна, как длительное засыпание, трудное пробуждение, чуткий сон и даже снохождение. Среди детей с мигренью доля школьников с расстройствами сна составила 91,7%. Среди детей с ГБН частота расстройств сна была существенно ниже (84,9%; р<0,001). Наиболее частым расстройством сна у детей с мигренью было долгое засыпание, у школьников с ГБН - сочетание долгого засыпания и трудного пробуждения по утрам.

Существует мнение, особенно устойчивое на бытовом уровне, об отягчающем влиянии работы с компьютером. Результаты наших наблюдений не столь однозначны. Почти все школьники с ГБ и без ГБ ежедневно проводят за компьютером от 1-6 ч и более. При этом большая часть подростков с ГБ (67,8% с ГБН и 74,3% детей с мигренью) проводят за компьютером 1-2 ч. Лишь незначительная доля учащихся с ГБН (0,8%) проводит за компьютером 6 ч и более. В то же время

В.М. Делягин, Н.Ю. Будчанова, Г.Ш. Хондкарян

135

Таблица

Распространенность различных факторов у детей с разными типами ГБ и в контрольной группе

Факторы ГБН Мигрень Все ПГБ Дети без ГБ

Состав семьи: - полная семья (родные отец и мать) - неполная семья (воспитывает только мать или только отец) - один из родителей неродной (отчим или мачеха) - воспитывает бабушка 66,7% 17,5% 14,2% 1,7 % 75% 8,3% 13,9% 2,8% 69,9% 15% 13,3% 1,7% 69,2% 23,1% 6,4% 1,3%

Жилье: - квартира - комната в общежитии - съемная квартира - частный дом 78,8% 5,1% 1,7% 14,4% 83,3% 2,7% 13,9% 80,1% 3,5% 2,9% 13,5% 82,5% 3,8% 1,3% 12,5%

Наличие отдельной комнаты 64,1% 61,1% 63,5% 76,7%

Посещение кружков (музыкального, танцевального, художественного), занятия с репетитором 23%* 30,6% 37,5%

Посещение спортивных секций 36,9% 47,2% 41%

Успеваемость в школе: - отличники - отличники/хорошисты - хорошисты - хорошисты/троечники - троечники - троечники/двоечники - двоечники 0,8% 0,8% 48% 15,4% 32,5% 1,6% 0,8% 2,8% 50% 13,9% 33,3% 4,7% 53,1% 9,4% 32,8%

Продолжительность сна: - менее 8 ч - 8-9 ч - 10-11ч 48,4%*** 41,8% 9,8% 50%** 42,1% 7,9% 23,75% 60% 16,25%

Расстройства сна 84,9%*** 91,7%*** 57,5%

Количество времени, проводимое за компьютером в сутки (дома, в компьютерных клубах): - менее 1 ч - 1 ч - 2 ч - 3 ч - 4-5 ч - 6 ч и более - не проводят 28,1% 18,2% 21,5% 13,2% 4,1% 0,8% 14% 28,6% 22,9% 22,9% 8,6% 5,7% 11,4% 19,2% 17,9% 19,2% 17,9% 7,7% 3,8% 14,1%

Количество времени, проводимое за просмотром телевизионных передач в сутки: - 30 мин - 1 ч - 2 ч - 3 ч и более - не проводят 11,4% 20,3% 28,5% 35,8% 4,1% 5,3% 23,7% 39,5% 28,9% 2,6% 6,25% 27,5% 42,5% 23,75%

Количество времени, проводимое за игровыми приставками в сутки: - 30 мин - 1 ч - 2 ч - 3 ч и более - 5-6 ч - не проводят 9,8% 6,5% 1,6% 3,3% 0,8% 78% 10% 10% 7,5% 2,5% 70% 11,5% 5,1% 1,3% 10,3% 71,8%

* р<0,05; ** р<0,01; *** р<0,001 по сравнению с показателями контрольной группы.

14% школьников с ГБН и 11,4% детей с мигренью вообще не проводят внеклассное время за компьютером. Среди лиц без ГБ доля подростков, длительно сидящих

за компьютером, значительно выше. У 35,8% школьников, страдающих ГБН, и у 38,9% человек с мигренью работа за компьютером усугубляет ГБ.

136

Педиатрия/2008/Том 87/№6

Значимым агравирующим фактором ГБ, выявленным у обследованных, является зрительное переутомление, связанное как с некорригируемым, так и неадекватно корригируемым расстройством зрения. 38,5% детей из страдающих ГБН имели те или иные расстройства зрения: миопию, гиперметропию, спазм аккомодации, косоглазие. Расстройства зрения среди детей с хронической ГБН выявлены у 11 школьников (61,1%), среди детей с частой эпизодической ГБН - у 28 (40,6%), среди детей с нечастой эпизодической ГБН - у 5 (20%). Количество школьников с нарушениями зрения увеличивалось при трансформации эпизодических форм ГБН (35,1%) в хронические (61,1%). Столь высокий процент зрительного переутомления у обследованных обусловлен тем, что значительная часть школьников (66%) с расстройством зрения отказывается носить очки из-за стеснения перед одноклассниками (подавляющее большинство из них - девочки (83,9%; р=0,035).

Сотрясение головного мозга, приведшее к учащению и усилению интенсивности приступов ГБН у школьников, выявлено в анамнезе в 14,3% случаев. Большинство случаев касались частой эпизодической и хронической ГБН и обнаружены преимущественно среди мальчиков.

При исследовании зависимости возникновения ГБ от времени суток отмечено, что почти у половины школьников (48,8% с ГБН и 48,6% с мигренью) появление ГБ не зависело от времени суток. У 41,6% детей ГБН появлялась во второй половине дня, преимущественно днем после занятий в школе (все обследованные школьники занимались в первую смену в школе). У 37,8% детей приступ мигрени развивался днем или вечером.

При исследовании зависимости возникновения ГБ от дня недели выявлено, что у большинства школьников (84,1% детей с ГБН и 86,8% учащихся с мигренью) ГБ появлялась независимо от дня недели. В начале недели (понедельник, вторник) ГБН отмечалась у 6 учащихся (4,8%). 11 школьников (8,7%) ГБН беспокоила преимущественно в пятницу и субботу. В начале недели (понедельник, вторник) мигренозные ГБ отмечалась у 2 учащихся (5,3%). У 3 школьников (7,9%) выявленные ГБ наблюдались преимущественно в конце недели (пятница, суббота). Обнаружено, что подавляющее большинство детей, у кого возникновение ГБ зависело от дня недели, были девочками.

При исследовании зависимости возникновения ГБ от времени года выявлено, что у большинства школьников (73,2% лиц с ГБН и 61,9% человек с мигренью) ГБ появлялась независимо от времени года. У тех детей, кто указал на сезонную зависимость ГБ, расстройство преобладало зимой и осенью.

Таким образом, результаты исследования позволяют говорить о сочетании семейных и внесемейных факторов, сказывающихся на манифестации синдрома ГБ у школьников. Отмечена концентрация ГБ среди школьников, в чьих семьях, преимущественно у матерей, уже наблюдались ГБ. Положительный семейный анамнез для ГБ, в особенности для мигрени, был подтвержден и другими исследователями [4].

ГБ оказывают влияние на школьную посещаемость и успеваемость [5] и сами определяются школьными успехами или занятиями спортом. В исследовании, опубликованном А. Оквапеп [6], дети с мигренью тратили больше времени на занятия разными видами спорта, чем дети с эпизодическим вариантами ГБН или дети без ГБ. И в нашей группе школьников, и в различных эпидемиологических исследованиях выявлено наличие ко-морбидности между различными расстройствами сна и подтипами ГБ. По нашим данным, подростки с ГБН меньше сидят за компьютером, что, по-видимому, обусловлено отмеченной нами высокой утомляемостью, связанной с ГБ. Но имеются работы, сообщающие о более частом использовании компьютера как детьми с мигренью, так и с эпизодической ГБН, чем детьми без ГБ [6, 7]. Не исключено, что указанные противоречия обусловлены различным контингентом обследованных, имущественным и социальным статусом.

Не найдено зависимости возникновения ГБ у школьников от времени суток, дня недели и времени года, как и не обнаружено достоверных различий в составе семей школьников с ГБ и без ГБ, хотя для девочек это заключение не столь категорично.

Таким образом, наряду с рядом закономерностей продемонстрирована многофакторность и неоднозначность формирования синдрома ГБ у детей и подростков.

Литература

1. Mazzotta G, Gallai B, Mattioni A et al. Cost assessment of headache in childhood and adolescence: preliminary data. J. Headache Pain, 2005; 6 (4): 281-283.
2. Talarska D. Quality of life in healthy children and in children with tension headaches - a comparative analysis. Rocz. Akad. Med. Bialymst. 2005; 50(1): 126-128.
3. The International Classification of Headache Disorders. 2nd Edition. Cephalalgia, 2004; 24(1): 9-160.
4. Bugdayci R, Ozge A, Sasmaz T et al. Prevalence and factors affecting headache in Turkish schoolchildren. Pediatr. Int. 2005; 47(3): 316-322.
5. Laurell K, Larsson B, Eeg-Olofsson O. Headache in schoolchildren: Association with other pain, family history and psychosocial factors. Pain. 2005; 119(1-3): 150-158.
6. Oksanen A, Metsahonkala L, Anttila P et al. Leisure activities in adolescents with headache. Acta Paediatrica. 2005; 94(5): 609-615.
7. Dodick DW, Eross EJ, Parish JM. Clinical, anatomical, and physiologic relationship between sleep and headache. Headache. 2003; 43: 282.
ГОЛОВНАЯ БОЛЬ (ГБ)
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты