Спросить
Войти

Затраты на лекарственную и медицинскую помощь при искусственном прерывании беременности. Сколько стоит аборт?

Автор: Овод А.И.

А.И. ОВОД, В.А. СОЛЯНИНА, К.В. ХОРЛЯКОВ, Курский государственный медицинский университет Минздрава России 10.21518/1561-5936-2016-10-67-74

Затраты на лекарственную и медицинскую помощь

ПРИ ИСКУССТВЕННОМ ПРЕРЫВАНИИ БЕРЕМЕННОСТИ. СКОЛЬКО СТОИТ АБОРТ?

В последние годы активно обсуждаются предложения относительно вывода из системы обязательного медицинского страхования манипуляций по искусственному прерыванию беременности, производимых по желанию женщины, или полного их запрета. Мотивируется это обычно значительными затратами государства, а также необходимостью реализации демографической политики, стимулирования рождаемости. Однако практический опыт показывает, что подобные меры приводят к кардинально противоположной ситуации: вызывают всплеск криминальных абортов, ухудшение показателей здоровья женщин репродуктивного возраста, рост материнской смертности. Анализ затрат медицинской организации на лекарственную и медицинскую помощь при искусственном прерывании беременности свидетельствует о том, что объем выделяемых на эти цели системой здравоохранения средств вполне позволяет государству финансировать данный вид медицинской помощи без привлечения личных материальных средств граждан. Затраты медицинской организации рассчитывались на основе общей концепции фармакоэкономического анализа фактической терапии больных в условиях стационара и составляют 3 414,42 руб. Сформирован прогноз потребности в лекарственных средствах в натуральном и денежном выражении на оказание указанного вида медицинской помощи в различные временные периоды.

Проблема искусственного прерывания беременности актуальна для многих стран. По оценкам экспертов, в мире ежегодно выполняется примерно 46 млн абортов, из них около 22 млн небезопасных для здоровья женщин [1, 2]. В соответствии с информацией Росстата, в России в 2001 г. количество абортов составило более 2 млн, а с 2002 г. их число стало значительно снижаться. Если в 2013 г. было сделано приблизительно 1 012,4 тыс. абортов, то в 2014 г. — 930,0 тыс. (по сведениям, предоставленным организациями Минздрава России). В Государственном докладе «О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации» за 2013 г., представленном Министерством труда и социальной защиты, приводятся следующие данные: «...За 2011—2013 годы общее число абортов в стране снизилось на 10,9%. Число абортов у первобеременных женщин снизилось на 16,4%, абортов по социальным показаниям — на 82,2% (с 298 абортов в 2011 году до 53 в

искусственное прерывание беременности, фармакоэкономичес-кий анализ, стоимость лечения болезни, затраты медицинской организации

2013 году). Увеличивается удельный вес медикаментозных абортов (с 4,7% от общего числа абортов в 2011 году до 5,7% — в 2012 году и 8,1% — в 2013 году)». Но, несмотря на положительные тенденции, в России коэффициент абортов (число абортов на 1000 женщин детородного возраста — 15—49 лет) остается достаточно высоким — в 3—4 раза выше, чем в Швейцарии, Бельгии, Германии и других странах. В 2012 г. он был равен 29,3, в 2013-м — 28,3 [3, 4]. В 2014 г. этот показатель составил 25,9; значительное количество абортов приПИВ

In recent years the proposals for the withdrawal from the mandatory health insurance system of manipulations on induced abortion produced by a woman&s desire, or their complete prohibition have been actively discussed. Usually it is motivated by huge costs of the state and necessity of realization of demographic policy, stimulation of birth rate. However, practical experience shows that such measures lead to a radically opposite situation: they cause a surge of illegal abortions, poor health indicators among women of reproductive age, increased maternal mortality rate. Costs analysis of medical organizations for medicinal and medical assistance in the termination of pregnancy suggests that the amount spent for this purpose in the health care system allows the government funding this medical care without the involvement of the personal financial savings. The cost of medical organizations was calculated on the basis of the general concept of pharmacoeconomic analysis of the actual therapy of patients in the hospital and is 3 414.42 RUB. A forecast of demand for drugs in bulk and in money terms for the provision of the specified kind of medical care in different time periods is developed.

A.I. OVOD, V.A. SOSNINA K.V. CHORLYAKOV, Kursk state medical University of the Ministry of Health of Russia. THE COSTS OF DRUGS AND MEDICAL CARE FOR PREGNANCY TERMINATION. HOW MUCH IS THE ABORTION?

ходилось на возрастные группы от 20 до 34 лет — от 36,5 до 42,0 на 1000 женщин [5, 6].

Советская Россия была одним из первых государств, легализовавших аборт (в 1920 г.) [7, 8]. В зарубежных странах легализация искусственного прерывания беременности произошла намного позже. Первыми соответствующие нормативные акты приняли бывшие социалистические страны: Болгария, Венгрия, Польша и Румыния (в 1956 г.), Чехословакия и Югославия (в 1975 г.). В странах Западной Европы это произошло в 70-х гг.: в Великобритании — в 1967 г., в Дании — в 1973 г., во Франции [10] и Австрии — в 1975 г., в ФРГ — в 1976 г., в Италии — в 1978 г., а женщины Португалии получили такую возможность лишь в 2007 г. США легализовали аборты в 1973 г. [9]. В настоящее время искусственное прерывание беременности запрещено в Польше (за исключением случаев, когда это необходимо по медицинским показаниям). В СССР до 1930 г. статистика свидетельствовала о постоянном росте числа абортов. В 1936 г. искусственное прерывание беременности в нашей стране было запрещено. Это вызвало кратковременный всплеск рождаемости, но рост криминальных абортов заставил руководство страны в 1955 г. вновь легализовать искусственное прерывание беременности. До конца 60-х гг. количество абортов росло быстрыми темпами, несмотря на то, что они стали платными. Самый высокий показатель за всю российскую историю был зарегистрирован в 1964 г. — 5,6 млн абортов в год [11]. С конца 1980-х гг. число абортов стало неуклонно снижаться [12]. Этому способствовала и федеральная программа «Планирование семьи», принятая в 1994 г. В результате совместных усилий медицинских и социальных работников значительно больше женщин стали применять контрацепцию [13, 14]. Программа действовала до 1998 г. и была закрыта в связи с отсутствием финансирования. В 1987, 1996 и 2003 гг. нормативными актами регулировалось проведение искусственных абортов по социальным показаниям [15, 11]. В 1995 г. было принято решение взимать плату за аборты, что привело к резкому росту материнской смертности. Это обусловило отмену данного решения через два года. Понятие «искусственное прерывание беременности по социальным показаниям» появилось в 1987 г., когда Министерство здравоохранения СССР определило Перечь социальных показаний к аборту на сроке до 28 недель. В 1996 и 2003 гг. постановлениями Правительства вносились изменения в данный Перечень, были сокращены сроки беременности, допускающие проведение аборта (до 22 недель), что соответствовало нормам ВОЗ. В настоящее время, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.02.2012 г. №98 «О социальных показаниях для искусственного прерывания беременности», показанием для аборта является беременность, наступившая в результате совершения преступления (изнасилования). Существует еще Перечень медицинских показаний к искусственному прерыванию беременности, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России, в соответствии с которым комиссия медицинской организации дает заключение при решении вопроса о проведении аборта.

Из вышесказанного следует, что в России проблема аборта остается острой с точки зрения общественного здоровья. По данным экспертов, из средств системы обязательного медицинского страхования (ОМС) ежегодно на искусственное прерывание беременности затрачивается 6 млрд руб., по медицинским показаниям выполняется 4—6% абортов, а остальные — по желанию женщины или ее партнера [16]. Актуальность данной темы подтверждают также исследования, проведенные специалистами в разных отраслях науки (демографии, социологии, медицины, права), а также многочисленные опросы, которые проводятся среди населения страны. Социологические исследования показали, что в России основными факторами, которые влияют на решение женщины прервать беременность, являются материальные затруднения, неудовлетворительные жилищные условия, неблагоприятный психологический климат в семье и настрой мужа (партнера) на прерывание беременности, одиночество, необеспеченность детскими дошкольными учреждениями [17—20].

Вопросы, связанные с абортами, неоднократно обсуждались на различных уровнях в органах власти. Так, в частности, в 2015 г. ряд депутатов Государственной Думы предлагали запретить осуществление данной процедуры за счет средств ОМС, а также запретить аборты в негосударственных медицинских организациях.

В 2012 г. ВОЗ подготовила второе издание руководства под названием «Безопасный аборт: рекомендации для систем здравоохранения по вопросам политики и практики», в котором отражены медицинские, правовые, этические и экономические аспекты проведения абортов. В руководстве представлены рекомендации по проведению хирургического и медикаментозного абортов, содержится информация по вопросам борьбы с абортами путем ограничения, отмечается, что такой подход не дает результатов и может быть опасен для здоровья женщины и даже угрожает ее жизни [2]. Ограничительные меры способствуют увеличению небезопасных абортов и тем самым приводят к тяжелым для всего общества социальным и финансовым последствиям. Затраты на их преодоление в нашей стране могут намного превысить экономический эффект от выведения абортов из системы ОМС.

• ЦЕЛЬ, ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования заключалась в анализе затрат медицинской организации, связанных с искусственным прерыванием беременности хирургическим (инструментальным) методом. В качестве информационной базы использовались медицинские карты женщин, обратившихся в 2014-2015 гг. в медицинскую организацию Брянской области по поводу искусственного прерывания беременности хирургическим методом на сроке до 12 недель (150 женщин).

Используемые методы: ситуационный, логический, фармацевтический, экономический, сравнительный, графический анализ.

В ходе исследования была использована разработанная нами ранее общая концепция фармакоэкономического анатаблица Нормативно-правовые акты, регламентирующие проведение искусственного прерывания беременности

№ Название нормативного документа Характеристика

1 Федеральный закон от 09.12.2006 №255-ФЗ (ред. от 29.12.2015) Обеспечение застрахованных лиц пособием по временной

«Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности в случаях: утраты трудоспособности

нетрудоспособности и в связи с материнством» вследствие заболевания или травмы, в т. ч. в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности

2 Федеральный закон от 13.03.2006 №38-Ф3 Не допускается реклама медицинских услуг

(ред. от 08.03.2015) «О рекламе» по искусственному прерыванию беременности

3 Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ (ред. от 29.12.2015) Каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве.

«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Искусственное прерывание беременности проводится

Статья 56. Искусственное прерывание беременности по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия при сроке беременности до 12 недель; по социальным показаниям — до 22 недель, а при наличии медицинских показаний — независимо от срока беременности

4 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17.05.2007 №335 Форма информированного добровольного согласия

«О рекомендуемом образце информированного добровольного на проведение искусственного прерывания беременности

согласия на проведение искусственного прерывания при сроке до 12 недель

беременности при сроке до 12 недель»

5 Постановление Правительства РФ от 06.02.2012 №98 Социальным показанием для искусственного прерывания

«О социальном показании для искусственного прерывания беременности является беременность, наступившая

беременности» в результате совершения преступления — изнасилования

6 Приказ Минздравсоцразвития РФ от 03.12.2007 №736 Перечень медицинских показаний для искусственного

«Об утверждении перечня медицинских показаний прерывания беременности

для искусственного прерывания беременности»

7 Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 №1618-р Совершенствование профилактических мероприятий

«Об утверждении Концепции государственной семейной по сохранению репродуктивного здоровья среди молодежи,

политики в Российской Федерации на период до 2025 года» в т. ч. в части искусственного прерывания беременности несовершеннолетних

8 Приказ Минздрава России от 01.11.2012 №572н «Об утверждении Искусственное прерывание беременности в зависимости

Порядка оказания медицинской помощи по профилю от срока беременности, показаний и противопоказаний

«акушерство и гинекология (за исключением использования может быть проведено с использованием медикаментозного

вспомогательных репродуктивных технологий)» или хирургического метода

9 Приказ Росстата от 19.06.2013 №216 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере здравоохранения, травматизмом на производстве и естественным движением населения» Раздел 7 «Сведения о прерывании беременности»
10 Приказ Росстата от 30.12.2015 №672 «Об утверждении Годовая форма федерального статистического

статистического инструментария для организации Министерством наблюдения №13 «Сведения о беременности

здравоохранения Российской Федерации федерального с абортивным исходом»

статистического наблюдения в сфере здравоохранения»

лиза фактической терапии больных в условиях стационара, которая включает в себя два взаимосвязанных направления, условно обозначенных как экономический и фармацевтический анализ. Первое направление реализуется через расчет стоимости одного койко-дня, определяемой на основе анализа фактических лекарственных назначений, а

второе — через нормативный прогноз потребности в основных лекарственных средствах (ЛС), необходимых для лекарственной терапии [21, 22]. Изучены и проанализированы нормативно-правовые документы, регламентирующие медицинские и юридические аспекты проведения абортов в нашей стране (табл. 1).

• РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ нормативно-правовой базы показал, что государство уделяет большое внимание вопросам безопасности осуществления искусственного прерывания беременности, сохранению здоровья женщин, а также прилагает значительные усилия для предотвращения

рисунок Структура затрат на медицинскую и лекарственную помощь прихирургическом методе прерывания беременности

таблица Перечень лабораторно-диагностических исследований, выполненных пациенткам перед хирургическим вмешательством прерывания беременности

Анализ Удельный вес пациенток, % Цена, руб.

Анализ крови на ВИЧ 100 134

Анализ крови на сифилис 100 155

Анализ крови на гепатит С 100 130

Анализ крови на гепатит В 100 139

Анализ крови на билирубин 100 63

Общий анализ крови 100 122

Микроскопическое отделяемое женских половых органов 100 125

Анализ мочи общий 100 75

Ультразвуковое исследование матки и придатков 100 378

Определение группы и резус-фактора крови 100 353

Флюорография 70 140

Электрокардиограмма 2 265

Средние затраты на одну пациентку: 1 777,30 руб.

абортов с целью сохранения репродуктивного здоровья женщин и улучшения демографической ситуации в стране. Основным документом, регламентирующим организацию медицинской и лекарственной помощи при инструментальном прерывании беременности, является приказ Минздрава России от 01.11.2012 г. №572н (ред. от 11.06.2015 г.) «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология», а именно раздел IX «Порядок оказания медицинской помощи женщинам при искусственном прерывании беременности».

С целью изучения состава расходов на лекарственную помощь нами был проведен экономический анализ затрат медицинской организации при хирургическом методе прерывания беременности в соответствии с алгоритмом, представленным на рисунке. Первоначально беременные обращаются в женскую консультацию к врачу — акушеру-гинекологу для определения срока беременности, исключения медицинских противопоказаний и получения направления на искусственное прерывание беременности. Затраты медицинской организации на оказание данной услуги составляют 336,0 руб.

Далее проводятся лабораторно-диагно-стические исследования перед направлением на искусственное прерывание беременности. В соответствии с калькуляцией экономической службы медицинской организации, средние затраты на лабораторно-диагностические исследования для 70% беременных женщин составили 1 814,00 руб.; средние затраты на одну пациентку — 1 777,30 руб. (табл. 2).

Анализ лекарственных назначений при хирургическом методе прерывания беременности в стационаре позволил сформировать общий перечень лекарственных препаратов (ЛП), включающий 10 наименований. Все они входят в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. Назначения осуществлялись по международным непатентованным наименованиям (МНН). Применяемые ЛП были распределены по 7 группам в соответствии с АТС-классификацией (табл. 3). Наибольшее количество — 4 ЛП — представлено в группе N — влияющие на нервную систему: реланиум (диазепам), ке-тамин, пропофол, фентанил. В остальных группах — по одному ЛП. Полученная структура назначений обусловлена спецификой лекарственной терапии данной категории пациенток, поскольку при проведении хирургического вмешательства необходимо обязательное использование средств для наркоза. Хирургическое вмешательство обусловило и лекарственные формы препаратов — инъекционные лекарственные формы в виде растворов для инъ-екций/внутривенного/внутримышеч-ного введения (9 ЛП) и эмульсии (про-пофол).

На основании анализа интенсивности назначений было выявлено, что самый высокий коэффициент интенсивности (Ки) характерен для димедрола (ди-фенгидрамина) и атропина сульфата (Ки =1,0); реланиума (диазепама) и ке-тамина (Ки = 0,84). Количество лекарственных назначений одной пациентке варьировало от 4 до 6 ЛП. Наиболее часто схема лекарственной терапии включала 4 ЛП (табл. 4). Как видно из данных таблицы 4, преимущественно назначалась схема №1 (76% пациенток), представленная подгруппами А03В — препараты красавки и ее производные (атропина сульфат), Ш1А — препараты для общей анестезии (кетамин), Ш5В — анксиолитики (рела-ниум), R06A—антигистаминные препараты для системного действия (димедрол). Стоимость данной схемы лекарствентаблица Перечень лекарственных препаратов по АТС-классификации, назначаемых

при хирургическом методе прерывания беременности

Группа по АТС-классификации Наименование лекарственного Количество /

препарата/МНН доля, %

1. А — Пищеварительный тракт и обмен веществ 1/10,0

А03 — Препараты для лечения функциональных нарушений желудочно-кишечного тракта А03В - - Препараты белладонны А03ВА Алкалоиды белладонны, третичные амины Атропина сульфат раствор для инъекций 0,1% 1 мл (амп.)/ МНН — атропина сульфат 1/10,0

2. В — Кровь и система кроветворения 1/10,0

В05 — Кровезаменители и перфузионные растворы В05В — - Растворы для внутривенного введения В05ВВ Растворы, влияющие на водно-электролитный баланс Натрия хлорид раствор для инъекций 0,9% 10 мл (амп.)/ МНН — натрия хлорид 1/10,0

3. G — Препараты для лечения мочеполовой системы и половые гормоны 1/10,0

G02 — Другие препараты, применяемые в гинекологии G02A — - Утеротонизирующие препараты G02AB Алкалоиды спорыньи Метилэргометрина тартрат раствор для инъекций 0,02% 1 мл (амп.)/МНН — метилэргометрин 1/10,0

4. Н — Гормональные препараты системного действия, кроме половых гормонов и инсулинов 1/10,0

Н01 — Гормоны гипофиза и гипоталамуса и их аналоги Н01В — - Гормоны задней доли гипофиза Н01ВВ Окситоцин и его аналоги Окситоцин раствор для инъекций 5 ЕД 1 мл (амп.)/ МНН — окситоцин 1/10,0

5. М — Костно-мышечная система 1/10,0

М01 — Противовоспалительные и противоревматические препараты М01А — - Нестероидные противовоспалительные и противоревматические препараты М01АВ Производные уксусной кислоты и родственные соединения Кеторол раствор для внутривенного и внутримышечного введения 3% 1 мл (амп.)/МНН — кеторолак 1/10,0

6. N — Нервная система 4/40,0

N01 — Анестетики N0^ — Препараты для общей анестезии N01AX Другие препараты для общей анестезии Кетамин раствор для внутривенного и внутримышечного введения 5% 2 мл (амп.)/МНН — кетамин 1/10,0

Пропофол эмульсия для инъекций 1% 20 мл (фл.)/ 1/10,0

МНН — пропофол

N02 — Анальгетики N02А — - Опиоиды N02АВ Производные фенилпиперидина Фентанил раствор для инъекций 0,005% 2 мл (амп.)/ МНН — фентанил 1/10, 0

N05 — Психотропные средства N05B — - Анксиолитики N05BA Производные бензодиазепина Реланиум раствор для внутривенного и внутримышечного введения 0,5% 2 мл (амп.)/МНН — диазепам 1/10,0

7. R — Дыхательная система 1/10,0

R06 — Антигистаминные средства системного действия R06A — - Антигистаминные средства системного действия R06AA Эфиры алкиламинов Димедрол р-р 1% 1 мл (амп.)/МНН — дифенгидрамин 1/10,0

Итого 10/100

таблица Схемы лекарственной терапии, назначаемые беременным женщинам при хирургическом методе прерывания беременности

Схема №1 — 4 ЛП (76%) Схема №2 — 4 ЛП (4%) Схема №3 — 4 ЛП (2%)

Атропина сульфат* Атропина сульфат* Атропина сульфат*

Диазепам (Реланиум)** Дифенгидрамин (Димедрол)** Дифенгидрамин (Димедрол)**

Дифенгидрамин (Димедрол)** Кеторолак (Кеторол)** Пропофол*

Кетамин* Пропофол* Фентанил*

Итого: 53,12 руб. Итого: 131,44 руб. Итого: 138,80 руб.

Схема №4 — 5 ЛП (4%) Схема №5 — 5 ЛП (2%) Схема №6 — 5 ЛП (2%)

Атропина сульфат* Атропина сульфат* Атропина сульфат*

Диазепам (Реланиум)** Диазепам (Реланиум)** Дифенгидрамин (Димедрол)**

Дифенгидрамин (Димедрол)** Дифенгидрамин (Димедрол)** Кетамин*

Кетамин* Кеторолак (Кеторол)** Кеторолак (Кеторол)**

Метилэргометрина тартрат* Пропофол Пропофол*

Итого: 100,19 руб. Итого: 144,09 руб. Итого: 167,57 руб.

Схема №7 — 5 ЛП (6%) Схема №8 — 5 ЛП (2%) Схема №9 — 6 ЛП (2%)

Атропина сульфат* Атропина сульфат* Атропина сульфат*

Диазепам (Реланиум)** Диазепам (Реланиум)** Дифенгидрамин (Димедрол)**

Кеторолак (Кеторол)** Дифенгидрамин (Димедрол)** Кеторолак (Кеторол)**

Пропофол* Кетамин* Окситоцин*

Фентанил* Натрия хлорид* Пропофол*

Итого: 152,14 руб. Итого: 60,91 руб. Фентанил*

Итого: 154,80 руб.

Средние затраты на лекарственную терапию на одну пациентку: 72,09 руб.

* Указаны МНН, которые назначались и применялись при оказании лекарственной помощи в виде ЛП под этими наименованиями. ** Указаны торговые наименования, которые назначались в виде МНН, но закупались и использовались в виде указанных ЛП при оказании лекарственной помощи при инструментальном аборте.

ной терапии является самой низкой и составляет 53,12 руб. Самая высокая стоимость — 167,57 руб. — у схемы №6, которая назначалась незначительному количеству женщин (2%) и включала 5 ЛП.

Данная схема представлена подгруппами: А03В — препараты красавки и ее производные (атропина сульфат), М01А — нестероидные противовоспалительные препараты (кеторол), Ш1А —

препараты для общей анестезии (кета-мин и пропофол), R06A — антигиста-минные препараты системного действия (димедрол). В среднем затраты на лекарственную терапию одной пациенттаблица Перечень лекарственных средств основного спроса

Код по АТС Наименование лекарственного препарата Интенсивность назначения Ки

А03ВА Атропина сульфат р-р 0,1% (амп.) 1 мл/0,5 мл 150 1,000

R06AА Димедрол* (дифенгидрамин) р-р 1% (амп.) 1 мл 150 1,000

N05BА Реланиум* (диазепам) р-р 0,5% (амп.) 2 мл 126 0,840

N01^ Кетамин р-р 5% (амп.) 2 мл 126 0,840

M01AВ Кеторол* (кеторолак) р-р 3% (амп.) 1 мл 27 0,180

N01^ Пропофол эмульсия для в/в 1% (фл.) 20 мл 27 0,180

N02AВ Фентанил р-р 0,005% (амп.) 2 мл 15 0,100

* Указаны ЛП, которые назначались по МНН, но применялись конкретные торговые наименования, которые будут использоваться в дальнейших расчетах стоимости и определения потребности.

таблица 6 Расчет потребности в лекарственных средствах перечня основного спроса на основании фармацевтического анализа при среднем расходе лекарственного препарата на одну пациентку (Хср.)

Прогноз потребности

Наименование лекарственного препарата Ки N амп./фл. упаковки

1 месяц 1 год 1 месяц 1 год

Атропина сульфат р-р 0,1% (амп.) 1 мл №10 1,000 27 27 324 3 33

Димедрол р-р 1% (амп.) 1 мл №10 1,000 27 27 324 3 33

Реланиум р-р 0,5% (амп.) 2 мл №10 0,840 27 23 272 3 28

Кетамин р-р 5% (амп.) 2 мл №10 0,840 27 23 272 3 28

Кеторол р-р 3% (амп.) 1 мл №10 0,180 27 5 59 1 6

Пропофол эмульсия для в/в 1% (фл.) 20 мл №10 0,180 27 5 59 1 6

Фентанил р-р 0,005% (амп.) 2 мл №10 0,100 27 3 32 1 4

Примечание. N - планируемое количество пациенток в месяц - значение рассчитано исходя из количества пациенток за период 2014-2015 гг. Хср. - средний расход лекарственного препарата на одну пациентку = 1 амп./фл.

таблица Ориентировочный расчет потребности в финансовых средствах на основании фармацевтического анализа (по ценам на май 2016 г.)

Наименование лекарственного препарата Потребность, руб.

Месячная Годовая

Атропина сульфат р-р 0,1% (амп.) 1 мл/0,5 мл 1,50 х 27 = 40,50 40,5 х 12 = 486,00

Димедрол р-р 1% (амп.) 1 мл 2,62 х 27 = 70,74 70,74 х 12 = 848,88

Реланиум р-р 0,5% (амп.) 2 мл 12,20 х 23 = 280,60 280,60 х 12 = 3 367,20

Кетамин р-р 5% (амп.) 2 мл 22,30 х 23 = 512,90 512,90 х 12 = 6 154,80

Кеторол р-р 3% (амп.) 1 мл 10,45 х 5 = 52,25 52,25 х 12 = 627,00

Пропофол эмульсия для в/в 1% (фл.) 20 мл 132,68 х 5 = 663,40 663,40 х 12 = 7 960,80

Фентанил р-р 0,005% (амп.) 2 мл 11,8 х 3 = 34,50 34,50 х 12 = 414,00

Итого 1 654,89 19 858,68

таблица Структура затрат на хирургическое прерывание беременности

Консультация при осмотре, руб. Доля, % Лечебно-диагностические исследования, руб. Доля, % Лекарственная терапия, руб. Доля, % Прочие расходы, руб. Доля, %

336,0 9,8 1777,3 52,1 53,12 1,5 1248,0 36,6

Итого: 3 414,42 руб.

таблица Потребность в финансовых средствах для оказания медицинской и лекарственной помощи при хирургическом аборте

Месячная, руб. Квартальная, руб. Годовая, руб.

27* х 3 414,42 = 85 360,50 85 360,50 х 3** = 256 081,50 256 081,50 х 4*** = 1 024 326,00

* Планируемое количество пациенток в месяц. ** Количество месяцев в квартале. ***Количество кварталов.

ки с учетом интенсивности назначения составили 72,09 руб. Наиболее затратными ЛП для выполнения хирургического вмешательства при искусственном прерывании беременности явились пропофол — 1 706,4 руб., кетамин — 542,01 руб., кеторол — 400,08 руб. В соответствии с фармацевтическим анализом на основании общего перечня ЛП был составлен Перечень лекарственных средств основного спроса, в который вошли препараты, назначаемые

более 3% пациенток (табл. 5). В Перечень основного спроса вошли 7 ЛП, преимущественно из подгруппы N — нервная система: реланиум (диазепам), кетамин, пропофол, фентанил. При проведении фармацевтического анализа

для каждого ЛП необходимо определить следующие статистические показатели: средний расход препарата на одного пациента, коэффициент интенсивности, коэффициент вариации. В нашем исследовании длительность стационарного лечения составляла один койко-день, на одну пациентку расходовался один флакон (ампула) препарата, поэтому в данном случае не требуется расчета коэффициента вариации, а средний расход составляет один стандарт ЛП. В связи с тем, что в настоящее время цены на ЛП имеют тенденцию к росту, для расчета потребности в финансовых средствах наиболее актуальным является определение прогнозного значения в натуральном выражении (табл. 6, 7). Данный перечень может быть использован для формирования оптимального ассортимента закупок, их объема в натуральном и денежном выражении с учетом возможного изменения уровня цен, что позволит сократить трудозатраты персонала при организации закупок и определить общую заявку на ЛП.

На заключительном этапе были определены общие затраты медицинской организации на хирургическое прерывание беременности, которые составили 2 166,42 руб. Кроме того, по данным планово-экономического отдела, стоимость одного койко-дня, включающая заработную плату, питание и коммунальные услуги, составляет в среднем 1 248,00 руб. Таким образом, общие затраты медицинской организации составляют 3 414,42 руб. (табл. 8).

В структуре затрат значительную долю составляют расходы на лечебно-диагностические исследования — 52,1%, а также на прочие расходы — 36,6%. Таким образом, установлено, что лекарственная терапия — наименее затратная часть данной медицинской услуги, составляющая в структуре расходов всего 1,5%. На основе прогнозируемого количества беременных женщин, которые могут обратиться в медицинскую организацию для проведения инструментального прерывания беременности, может быть рассчитана месячная,

квартальная или годовая потребность в финансовых объемах медицинской помощи (табл. 9).

• ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данные расчеты дают возможность в ходе планирования бюджета медицинской организации оценить объемы финансовых средств, необходимых для оказания медицинской помощи при проведении инструментального аборта. Таким образом, объем финансовых средств, затрачиваемых системой ОМС

на проведение искусственного прерывания беременности, таков, что позволяет финансировать данный вид медицинской помощи, не перекладывая затраты на самих граждан и не увеличивая тем самым прямые платежи пациентов за медицинские услуги. Это способствует укреплению финансовой защищенности населения, а также предотвращению криминальных абортов, затрат на устранение их последствий, препятствует повышению уровня смертности.

ИСТОЧНИКИ

1. Иванов И.И., Черипко М.В., Косолапова Н.В., Прочан Е.Н. Безопасный аборт: за и против. Тав-рич. мед.-биол. вестн. 2015, 18(1): 48-51.
2. Safe abortion technical and policy guidance for health systems [Electronic resource]. 2nd ed. World health Organization. 2012; URL:

http://apps.who.int/iris/bitstream/10665/70914/1/9789241548434_eng.pdf?ua=1.

3. Максимова Т.М., Белов В.Б., Лушкина Н.П., Никитина С.Ю., Редина М.А. Проблема абортов и пути совершенствования анализа репродуктивного поведения женщин. Пробл. соц. гигиены, здравоохранения и истории медицины, 2012, 4: 13-17.
4. Сакевич В. Как государству бороться с абортами? [Электронный ресурс]. Демоскоп Weekly. 2015: 631-632. URL: http://demoscope.ru/weekly/2015/0631/reprod01.php.
5. Здравоохранение в России 2014: статистический сборник. 2013, 380.
6. Здравоохранение в России. 2015: статистический сборник. 2015, 174.
7. Гаранина И.Г. Легализация аборта или большевистский проект «новая женщина». Марийс. юрид. вестн. 2012, 9: 60-66.
8. Шаповалова Я.А. Государственная политика советского государства в отношении абортов в 1920-1930-е гг.: от разрешения к полному запрету. Общество: философия, история, культура, 2011, 1—2: 96-99.
9. Сакевич В. В каких странах разрешено искусственное прерывание беременности. [Электронный ресурс] Демоскоп Weekly. 2007: 297-298. URL: http://demoscope.ru/weekly/2007/ 0297/reprod01.php.
10. Троицкая И. Дебаты вокруг репродуктивных прав во Франции. [Электронный ресурс]. Демоскоп Weekly. 2015; 639-640. URL: http://demoscope.ru/weekly/2015/0639/reprod01.php.
11. Солодников В.В. Аборт: правовое регулирование и общественное мнение россиян. Мониторинг обществ. мнения: эконом. и соц. перемены, 2008, 88,( 4): 78-93.
12. Сакевич В. Аборт или планирование семьи? [Электронный ресурс]. Демоскоп Weekly. 2007: 279-280. URL: http://demoscope.ru/weekly/2007/0279/tema01.php.
13. Мустафина Г.Т., Шарафутдинова Н.Х. Уровень и динамика абортов в городах республики Башкортостан. Фундам. исслед., 2014, 10: 770-714.
14. Додонов А.Н., Трубин В.Б. Влияние медицинского аборта на психическое здоровье и качество жизни женщин. Казан. мед. журн., 2009, 90(3): 404-407.
15. Сидорова Т.В. Аборт как социальное явление. Вят. мед. вестн., 2009, 1: 145-146.
16. Правительство не возражает против уголовной ответственности за аборты. [Электронный ресурс]. Демоскоп Weekly, 2015: 639-640. URL: http://demoscope.ru/weekly/2015/0639/gazeta030.php.
17. Ахтямова С.Х., Шарафутдинова Н.Х., Гурова З.Г. Некоторые медико-социальные аспекты абортов среди женщин репродуктивного возраста. Мед. вестн. Башкортостана, 2011, 6(4): 17-20.
18. Бушмелева Н.Н. Анализ причин и факторов распространенности абортов в Удмуртской Республике. Проблемы экспертизы в медицине, 2006, 4: 57-59.
19. Семикина Н.А., Трошина Г.К. Изучение мнений женщин о причинах искусственного прерывания беременности. Бюл. мед. интернет — конф., 2013, 3(12): 1379-1380.
20. Шиганцова Н.В., Дьяченко В.Г., Пригорнев В.Б. Аборты как один из методов контроля рождаемости в Хабаровском крае. Дальневосточ. мед. журн., 2014, 2: 97-100.
21. Дремова Н.Б., Солянина В.А., Овод А.И. Фармакоэкономический анализ фактической терапии в условиях стационара. Экономика здравоохранения, 2005, 1: 39-47.
22. Овод А.И., Дремова Н.Б., Солянина В.А. Методические подходы формирования лекарственного бюджета для специализированных отделений стационаров. Сиб. мед. журн., 2005, 6: 74-80.
ИСКУССТВЕННОЕ ПРЕРЫВАНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ ФАРМАКОЭКОНОМИЧЕС-КИЙ АНАЛИЗ СТОИМОСТЬ ЛЕЧЕНИЯ БОЛЕЗНИ ЗАТРАТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ abortion pharmacoeconomic analysis costs of illness treatment costs of a medical company
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты