УДК 796 ББК 75.1
DOI 10.24411/2500-0365-2019-14316
ИНТЕРАКТИВНЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ В ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ C ПОРАЖЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
В СТРЕЛЬБЕ ИЗ ЛУКА
П. М. Олёкминская
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма,
Москва, Россия
Рассматривается возможность использования интерактивных сенсорных визуализаторов при проведении тренировочных занятий со спортсменами с поражением опорно-двигательного аппарата в стрельбе из блочного лука. В статье отражены результаты эксперимента по улучшению психоэмоционального и функционального состояний, спортсменов во время тренировочной и соревновательной деятельности.
Предполагается, что занятия с использованием интерактивных компьютерных игр управляемые посредством сенсорного визуализатора в подготовке спортсменов в стрельбе из лука с поражением опорно-двигательного аппарата повысят уровень подготовки, который выражается в улучшение психоэмоционального и функционального состояния и соревновательной результативности [1; 3-5].
Цель исследования. Разработать программу подготовки с использованием интерактивных компьютерных игр с сенсорным визуализатором для спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата (ПОДА) в стрельбе из лука.
Эксперимент проходил в два этапа.
На первом этапе (сентябрь 2014 — декабрь
На втором этапе (январь 2015 г. — сентябрь
Исследования проводились в 2015—2018 гг. на базе: Межрегиональной общественной организации инвалидов «Федерация стрельбы из лука». В исследовании принимали участие начинающие спортсмены по стрельбе из лука в г. Москва и Московской области.
Из испытуемых были сформированы 2 группы: экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ).
В экспериментальную группу вошли лучники в количестве 18 человек, в контрольную — 18 человек. Все спортсмены с поражением опорно-двигательного аппарата, имеющие инвалидность I группы. Возраст испытуемых колебался от 20 до 30 лет. Исследования проводились 2 раза в неделю по 60 минут [1].
Результаты эффективности воздействия программы определялись сопоставлением между показателями до и после использования испытуемыми предложенной программы. Выявление различия указанных характеристик являлись доказательством эффективности экспериментальной методики.
Анализ результатов тестирования, проведенного до начала педагогического эксперимента, показал, что испытуемые экспериментальной и контрольной групп по уровню функциональных способностей достоверно между собой не различались. Для математической обработки данных использовался критерий Манна-Уитни.
Испытуемые экспериментальной группы занимались по разработанной нами методике занятий с использованием сенсорного визуализатора (см. рисунок). Спортсмены контрольной группы занимались общей физической подготовкой по утвержденной в клубе программе. Занятия проводились 2 раза в неделю по 60 мин каждое.
Методика подготовки. В занятиях применяются интерактивные компьютерные игры, для управления которых необходимо выполнять определённые физические упражнения, строго дозированные, адекватные функциональному состоянию двигательного аппарата, занимающего: с уменьшенной, обычной и дополнительной нагрузкой
Общеобразвивающие игры
с использованием сенсорного визуализатора (20%)
Специальноразвивающие игры с использованием сенсорного визуализатора (50%)
Горнолыжные спуски • Теннис
Стрельба из лука
Игры с использованием внешнего отягощения (30%)
стрельба из лука с помощью бинта Мартенса
Общая схема подготоекисисполъзоеаниеминтерактиеныхкомпъютерных игр с сенсорным визуализатором спортсменов с ограниченным состоянием здоровья в стрельбе из лука
(в легком, средномиълыжхъмрежимах и темыхх интерактивных компьютерных игр).
Результаты исследования. Динамика изменений показателей функционального, психоэмоционального состояния организма спортсменов, участвующихв эксперименте предотавлена в табл. 1—3.
ВтъРл. Ъ поювхны ахмеаенизХункционального состояния в Экспериментальной группе (п = 18). Данные свидетельствуют о положительной динамике показателей по всем четырём тестам. Оценка работоспособности и адаптации организма к на-гpyзвaв(Индею: оуфье) у исты&^е^^ьс^ ри-ментальной группы результаты работоспособности
Таблица 1
Динамика показатели функционального состояния в экспериментальной группе (п = 18)
Показатель Д о После и-критерий Манна — Уитни Р
Индекс Руфье 10,3 0,14 9,3 0,1 иэмп = 3 при икр = Р < 0,05 = 7 <0,05
Равновесие 10,5 0,1 11,5 0,3 иэмп = 1,5 при икр = Р < 0,05 = 7 < 0,05
ЧСС 69,2 0,7 67,2 2,1 иэмп = 4 при икр = Р < 0,05 = 7 < 0,05
Таблица 2
Динамика показателей психоэмоционального состояния по тестам САН
в экспериментальной (п = 18)группе д о и после эксперимента
Показатель До эксперимента После эксперимента и-критерий Манна-Уитни Р
Самочувствие 3,7 5,25 иэмп = 0,5 при икр = Р < 0,05 = 7 < 0,05
Активность 3,85 5 иэмп = 1,6 при икр = Р < 0,05 = 7 < 0,05
Настроение 3,83 5,1 иэмп = 2 при икр = Р < 0,05 = 7 < 0,05
Таблица 3
Динамика показателей функционального состояния после эксперимента в контрольной (п = 18) и экспериментальной (п = 18) группах
Показатель Контрольная группа Эксперимент альная группа и-критерий Манна-Уитни Р
X 3 х 3
Индекс Руфье 10,3 0,14 9,3 0,1 иэмп = 5 при икр = Р < 0,05 = 7 < 0,05
Равновесие 10,5 0,1 11,5 0,3 иэмп = 6 при икр = Р < 0,05 = 7 < 0,05
ЧСС 68,7 0,7 67,2 2,1 иэмп = 4 при икр = Р < 0,05 = 7 < 0,05
Интерактивные компьютерные игры в подготовке спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата.
сердца при физической нагрузке улучшилась (иэмп = 3 при икр = Р < 0,05 = 7), прирост 10,7 %, что говорит о том, что занятия с использованием интерактивных компьютерных играх с сенсорным визуализатором положительно влияют на работу сердца при физических нагрузках [1].
Показатели равновесия в экспериментальной группе стали лучше, после педагогического эксперимента испытуемые смогли дольше удерживать статическую позу (иэмп = 1,5 при икр = Р <
< 0,05 = 7), прирост — 15 %.
По результатам теста психоэмоционального состояния САН мы видим (табл. 2) положительную динамику по всем трём показателям теста: Самочувствие, Активность, Настроение. В экспериментальной группе средний показатель «Самочувствия» улучшился на 1,55 балла (иэмп = 0,5 при икр = Р < 0,05 = 7), прирост — 35 %. Показателю «Активность» улучшился на 1,15 балла (иэмп=1,6 при икр = Р < 0,05 = 7), прирост —29 %. Третий показатель «Настроение» улучшился на 1,27 балла (иэмп = 2 при икр = Р <
< 0,05 = 7), прирост— 30 %.
В табл. 3. представлены показатели оценки функционального состояния после эксперимента в контрольной и экспериментальной группах.
Показатели экспериментальной группы отображают значительные изменения по сравнению с контрольной. Данные свидетельствуют о положительной динамике при применении экспериментальной методики.
Выводы
В результате педагогического эксперимента спортсменов в стрельбе из лука с ограниченным состояние здоровья в экспериментальной группе произошло улучшение показателей психо-функ-ционального состояния. Во всех тестах результаты имели достоверные различия.
Результаты педагогического эксперимента показывают, что для повышения подготовленности, которая выражается в улучшение психо-функци-онального состояния и соревновательной результативности необходимо применять специальную методику занятий с использованием интерактивных компьютерных игр с сенсорным визуализато-ром в подготовке спортсменов в стрельбе из лука с ограниченным состоянием здоровья. Занятия по утвержденной в спортивном клубе программе не способствуют улучшению психофункционального состояния, а вследствие этого и результативности. Именно разработанная нами программа позволила получить достоверные различия в результатах спортсменов с ограниченным состоянием здоровья в стрельбе из лука экспериментальной группы, чем в результатах контрольной группы.
Список литературы
Поступила в редакцию 16 апреля 2019 г.
Для цитирования: Олёкминская, П. М. Интерактивные компьютерные игры в подготовке спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата в стрельбе из лука / П. М. Олёкминская // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2019. — Т. 4, № 3. — С. 97—100.
Сведения об авторах
Олёкминская Полина Михайловна — аспирант кафедры Теория и методика компьютерного спорта. Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва, Россия. ЕтЫН@ gmail.com
Сведения о руководителе работы
Новоселов Михаил Алексеевич — кандидат педагогических наук, доцент, руководитель специализации Теория и методика компьютерного спорта. Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва, Россия. cmbtl3@mail.ru
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
Interactive computer games in training of sportsmen with damage to the musculoskeletal system in arhery
Olyokminskaya P.M.
Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism, Moscov, Russia. Enshilt@gmail.com
Training with using the touch visualizer in athletes with damage to the musculoskeletal system using touch game visual-izer. Improve performance and psycho-physiological state, increase the motivation of individuals with violation of the musculoskeletal for visit the physical training. The article reflects the results of an experiment to improve the psycho-emotional and functional states, athletes during training and competitive activities.
References
zanyatiy fizicheskoy kulturoy s ispolzovaniyem kibersportivnogo simulyatora just dance na koordi-natsionnyye sposobnosti shkolnikov [Influence of physical training with the use of eSports simulator just dance on the coordination abilities of students]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury [Theory and practice of physical culture], 2018, no. 8, pp. 102. (In Russ.).