Спросить
Войти

АИС СГМ. Подсистема «Педагогический мониторинг». Блок «Психическое здоровье школьников». Принципы, структура и проблемы разработки

Автор: Левина Ирина Леонидовна

2. Чеченин, Г. И. Актуальные и методические подходы к созданию и развитию автоматизированной информационной системы «Социально-гигиенического мониторинга» [Текст]/ Г. И. Чеченин, Н. М. Жилина // Социально-гигиенический мониторинг: методология, региональные особенности, управление решения на базе ГУ НИИ экология человека и гигиены, пленум Москва 18-19 декабря 2003 г. - М., 2003.

3. Юнусова, В. А. АИС «Педагогический мониторинг» [Текст]/ В. А. Юнусова // Системы автоматизации в образовании, науке и производстве А5&2007: труды VI Всероссийской науч.-практ. конф., Новокузнецк 17-19 мая 2007 г. - Новокузнецк: СибГИУ, 2007. - С. 306-308.15ВК 5-7806-0249-2.

УДК 371.78

Левина Ирина Леонидовна

Доктор медицинских наук, профессор кафедры, руководитель лаборатории проблем психического здоровья НИИ КПГПЗ СО РАМН, levina_i@mai1.ru, Новокузнецк

Переходова Елена Борисовна

Главный специалист Кустового медицинского информационно-аналитического центра, 1е\\та_}@таИ. г и, Новокузнецк

АИС СГМ. ПОДСИСТЕМА «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ». БЛОК «ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ». ПРИНЦИПЫ, СТРУКТУРА И ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ

Levina Irina Leonidovna

The doctor of medical sciences, the professor of chair, the head of laboratory of problems of mental health of scientific research institute KPGPZ FROM the Russian Academy of Medical Science, levina_i@mail.ru, Novokuznetsk

Perehodova Elena Borisovna

The main expert of the Sectional medical information-analytical centre, levina_i@mail.ru, Novokuznetsk

AIS CGM. THE SUBSYSTEM “PEDAGOGJCAL MONITORING”.

THE BLOCK “MONITORING OF MENTAL HEALTH OF SCHOOLBOYS”. PRINCIPLES, STRUCTURE AND WORKING

OUT PROBLEMS

В структуре здоровья особое место занимает психическое здоровье, уровень которого у школьников имеет устойчивую тенденцию к снижению [1]. Психическое здоровье (ПЗ) школьников - интегральный показатель, определяющий успешность обучения ребенка и его социальное становление (отношения, позицию, адекватность) [2]. Определение уровня ПЗ обучающихся имеет значение как для работающих в системе образования специ-64

алистов и родителей обучающихся, принимающих решение о своевременной квалифицированной помощи детям, так и для оценки эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения. Одним из способов оценки психического здоровья обучающихся выступает его мониторинг посредством систематического и динамического контроля за рядом психологических показателей.

Мониторинг психического здоровья школьников мы рассматриваем как систему оценки и прогноза психического здоровья обучающихся в образовательных учреждениях разного типа и вида, обеспечивающую выявление тенденций в их психологическом состоянии и психическом развитии, определение психологических проблем конкретного школьника, класса, школы, района города для оказания необходимой психокоррекционной или дидактической помощи, способствующей успешности обучающихся в образовательном процессе [2].

Основные задачи мониторинга психического здоровья школьников: 1) многокомпонентная оценка состояния психического развития и психологического состояния обучающихся; 2) оценка деятельности психологической службы системы образования; 3) доведение информации до родителей обучающихся, администрации образовательного учреждения и вышестоящих структур.

Мониторинг психического здоровья детей в образовательном пространстве обеспечивает создание информационного банка данных о социальнопсихологической ситуации в каждом образовательном учреждении, муниципальном районе, округе, городе и в стране в целом. Данные о психическом здоровье детей или угрозах их психическому и социальному благополучию дают возможность создания условий для адресного осуществления психологической помощи и возможности устранения конкретных угроз.

Для осуществления мониторинга психического здоровья необходимо:

- мспользование унифицированных критериев, показателей и методик оценки состояния психического здоровья;

- объективизация данных регулярных обследований состояния психического здоровья и условий обучения и воспитания;

- создание информационно-аналитической вертикали, позволяющей осуществлять обмен необходимой информацией и обеспечивать принятие адекватных решений на всех уровнях от индивидуального до регионального и государственного.

Требования к мониторингу психического здоровья обучающихся:

- наличие объективных критериев оценки состояния психического здоровья обследуемых, уровней, показателей и методов их диагностики;

- комплексный и универсальный характер, позволяющий дать интегральную оценку психического здоровья обучающихся образовательных учреждений разного уровня, типа и вида;

- коррекционный и развивающий потенциал системы, ориентирующий администрацию, педагогов, психологов и медицинских работников к повышению здоровьесберегающего потенциала образовательного учреждения;

- возможность использования результатов мониторинга в качестве основания для принятия управленческих решений в конкретном образовательном учреждении.

Система мониторинга психического здоровья обучающихся, представляющая собой блок автоматизированной информационной системы социаль-но-гигиенического мониторинга «Образование и здоровье», предназначена к использованию психологами школ и Центров медико-психолого-педаго-гического сопровождения для оценки индивидуального и общественного психического здоровья обучаемых, общих тенденций в состоянии психического здоровья детей и подростков, повышения достоверности и оперативности используемой информации, более эффективной здоровьесберегающей, психопрофилактической и психокоррекционной работы.

Система «Мониторинг психического здоровья» представлена двумя программными обеспечениями, функционирующими как во взаимосвязи, так и автономно друг от друга (по желанию и возможностям пользователя), и формирующими на «выходе» оценку психического здоровья обучающихся по двум уровням: индивидуальному и популяционному (рис. 1).

Программно-диагностический комплекс (ПДК) оценки уровня индивидуального психического здоровья представляет собой набор диагностических методик для оценки психологического состояния и психического развития обучаемых и систему, предназначенную для автоматизации процесса учета, контроля и оценки полученных данных на каждого обучающегося. ПДК подразумевает ввод данных как готовых результатов диагностики, так и получаемых с помощью бланковых и компьютерных методик в режиме реального времени; простоту доступа к справочно-диагностической информации; использование единой системы обработки и кодирования, обеспечивающей однозначное понимание показателей; возможность информационного обмена между пользователями и администратором системы. На рис. 2 представлен интерфейс ПДК.

ПДК обеспечивает компьютерную обработку 36 показателей психологического состояния и психического развития обучающихся с целью получения интегрального показателя индивидуального ПЗ обучающихся. В качестве такого показателя выступает группа психического здоровья. Группа ПЗ как интегрированная оценка фактического состояния устанавливается на основании следующих пяти критериев:

- психологический;

- эффективности учебной деятельности;

- социально-психологический;

- биологической предрасположенности;

- клинический.

Система «Мониторинг психического здоровья»

Оценка уровня индивидуального ПЗ

Программное обеспечени е

Входная информация: результаты диагностики но 36 показателям

Сведения о результатах тестирования по классам

Оценка уровня популяционного ПЗ

Группа психического здоровья школьника

Индекс психического здоровья (класса, ОУ, района, города)

Рисунок 1 - Структура системы «Мониторинг психического здоровья»

Сіруктура

шкопы

0 Вне«*нме
1 |>е;ульжлтов І <иь;псд.&,іиніп

Просмоїр

еоек>янич

здоровья

Клішні»

соеїлол

кп-ксо»

£ • Вигружл

данных

Выход

Психологическое здоровье учащихся школы N9 1

Соски»

шссов

Рисунок 2 - Интерфейс ПДК для оценки индивидуального психического здоровья

Каждый критерий ПЗ состоит из набора показателей, для которых определены уровневые оценки. Уровни - оптимальный, необходимый и нежелательный - оцениваются соответственно в 0-1-2 балла. Критерий считается «работающим», если средневзвешенный балл по нему выше 1,0.

Для получения показателей используются соответствующие диагностические методы и приемы. При необходимости, в случаях затруднений и для уточнения степени влияния того или иного критерия могут быть использованы дополнительные методики диагностики.

На основании критериев каждый обследованный относится к одной из четырех групп психического здоровья:

I - совершенно здоровые и оптимально адаптированные;

II - здоровые с напряжением адаптационных процессов и легкими функциональными нарушениями (психоадаптационные состояния), характеризующиеся «нормальными ситуационными» реакциями; «микросимптомами» и «моносимптомами», а также здоровые с отягощенным анамнезом и риском развития нервно-психических расстройств;

III - со значительным напряжением адаптационных процессов (психоде-задаптационные состояния), характеризующиеся относительно стабильным симптомокомплексом и сопровождающиеся относительно стойкими (от по-лугода и более) нарушениями в состоянии здоровья доклинического уровня;

IV - со срывом адаптационных механизмов - психодезадаптационные состояния клинического уровня в виде невротического, неврозоподобного, патохарактерологического и других вариантов [3].

Группой экспертов разработана нормативная модель ПЗ [4], которая предполагает, что доля здоровых и оптимально адаптированных детей (I группы ПЗ) в детско-подростковой популяции составляет около 15%; здоровых детей с напряжением адаптационных процессов и легкими функциональными нарушениями (II группы ПЗ) - 45%; детей со значительным напряжением адаптационных процессов и нарушениями в состоянии здоровья доклинического уровня (III группы ПЗ) - не более 30%; детей психодезадаптационными состояниями клинического уровня (1У группы ПЗ) - не более 10% (табл. 1 и рис. 2).

Таблица 1 - Нормативная модель психического здоровья обучающихся

Наименование показа- Оптимальное (целевое) значение Ранг Тендентеля показателя ция

школа лицей гимназия

Процент обучающихся, относящихся к I группе ПЗ 15 25 25 2 +

Процент обучающихся, относящихся к II группе ПЗ 45 35 35 3 +

Процент обучающихся, относящихся к III группе ПЗ 30 30 30 4 Процент обучающихся,

относящихся к 1У группе 10 10 10 5 ПЗ

Примечание: знаком «+» обозначены показатели, значение которых должно стремиться к увеличению, а знаком «-» - к снижению.

В графическом виде нормативная модель психического здоровья обучающихся представлена на рис. 3

45 40 35 30 25
20 15 10 5 0

I группа ПЗ II группа ПЗ III группа ПЗ 1У группа ПЗ

Рисунок 3 - Нормативная модель ПЗ (для СОШ)

Технология мониторинга психического здоровья обучающихся предполагает:

- многократную диагностику психологического состояния и психического развития конкретного обучающегося на протяжении периода обучения, что позволяет установить имеющиеся тенденции в его индивидуальном развитии, а при необходимости принять меры профилактического или коррекционного характера;

- оценку психологического состояния и психического развития школьников либо однократно в течение учебного года (желательно, чтобы диагностика проводилась в течение второй четверти), либо при необходимости дважды в году - в начале и конце учебного года;

- обязательную оценку психологического состояния и психического развития обучающихся в критических точках школьной адаптации, т. е. при поступлении ребенка в школу и начальном периоде школьного обучения, переходе из начальной в основную школу и из основной школы в ее старшее звено - соответственно, в 1, 5 и 9 классах;

- сравнение полученных результатов обследования детей с нормативной моделью ПЗ, что позволяет оценить состояние психического здоровья обучающихся в конкретном классе, школе, районе.

Выходная информация ПДК представлена в виде документа «Сведения о результатах тестирования по классам», в котором представлены критериальные значения по каждому обследованному и в качестве интегрального показателя - группа психического здоровья, к которой он отнесен (табл. 2).

Таблица 2 - Выходная информация ПДК (в виде сводной ведомости результатов тестирования конкретного класса конкретной школы)

№ п/п Ф.И.О. Воз- раст Критерии Груп- па ПЗ

Псих.- ский Эффек-ти учебн. деят-ти Соц.- психоло- кий Бнол. пред рас-сти Клини- ческий

1 Анискин Андрей 7,8 4 0 0 0 2 1
2 Ахметов Егор 7,5 4 4 1 0 2 1
3 Ашпина Карина 7 7 2 1 3 5 4
4 Гертер Арсений 7,2 1 2 2 3 2 2
5 Гертер Даниил 8,6 3 2 0 0 3 3
6 Горин Виктор 7,6 11 2 2 2 1 3
7 Гринцевич Алина 7,3 2 3 0 0 3 3
8 Грушевская София 7,9 0 3 3 2 3 4
9 Дерюгло Никина 7,8 10 3 1 10 1 3
10 Дуленин Яков 8 9 2 0 3 2 3
11 Дуюнова Аксения 8 5 0 2 3 3 4
12 Елишева Карина 7,7 3 3 0 0 0 1
13 Зиберт Михаил 7,3 2 1 0 3 4 4
14 Изотов Слава 7,6 10 2 3 3 3 4
15 Кахорова Зарина 7,3 12 6 0 5 11 4
16 Ковалева Лиза 7,6 6 3 0 3 3 4
17 Овсянникова Вика 7,3 5 3 1 2 1 2
18 Смирнова Ольга 8,2 0 4 0 6 6 4
19 Шаметько Данил 7,6 7 6 2 0 1 1
20 Шенцова Дарья 7,8 11 4 0 6 4 4
21 Шульга Ксения 7,1 2 2 1 3 1 2

Среднее значение критерия 5,0 2,8 0,9 2,5 2,7

Этот документ в электронном виде передается в районный Центр Здоровья, откуда после соответствующего анализа данные мониторинга направляются в районные отделы образования и головное учреждение (информационно-аналитический центр), в котором обобщаются полученные результаты и в виде сводного отчета по СГМ «Образование и здоровье» представляются в Администрацию города и соответствующие комитеты (образования, здравоохранения, социальной защиты).

ПДК позволяет собирать и хранить полученные диагностические данные в течение многих лет; обеспечивает их учет и расчет уровней отдельных критериев и интегрального показателя в виде группы психического

здоровья; возможность изменять и дополнять базы данных; формировать отчеты за определенный период деятельности по запросам психолога, администрации школ, руководителя Центров и отделов образования [5].

Программное обеспечение для оценки индивидуального ПЗ обучающихся устанавливается в школах и в районных центрах здоровья. В школах внесение данных в систему осуществляется по мере получения результатов тестирования обучающихся. Диагностика в школах проводится в течение второй четверти. В районных центрах здоровья к началу третьей четверти собирается автоматизированная информация по всем школам района. По решению заказчика внесение в систему «Сведений результатов тестирования по классам» может осуществляться не только в школах, но и в районных центрах здоровья. Из районных центров здоровья информация передается в головной информационно-аналитический центр для интеграции данных в целом по городу и включения в систему «Здоровье и образование». Интеграция данных в головном центре осуществляется с помощью другого программного обеспечения системы мониторинга ПЗ.

Программное обеспечение оценки уровня популяционного психического здоровья предназначено для автоматизации процесса учета, контроля и оценки психологического состояния и психического развития обучающихся конкретного класса, ступени, школы, районов города и города в целом. В программном обеспечении этого уровня ПЗ реализованы следующие функции:

- создание и поддержка в актуальном состоянии базы данных «Сведения результатов тестирования психического здоровья обучающихся»;

- поддержка в актуальном состоянии базы нормативно-справочного фонда;

- расчет индекса психического здоровья учащихся по всем уровням;

- формирование выходной аналитической информации системы.

Входной информацией для него являются «Сведения о результатах тестирования по классам», полученные с помощью программно-диагностического комплекса оценки индивидуального психического здоровья. Программное обеспечение на основе распределения обследованных по группам психического здоровья позволяет рассчитать интегральный показатель уровня популяционного ПЗ обучающихся (рис. 4). Таким показателем является индекс ПЗ обучающихся, который рассчитывается для конкретного образовательного учреждения, района, города в целом и сравнивается со стандартом благополучия, разработанным и согласованным группой экспертов.

Нами принята единая шкала стандарта благополучия, согласно которой уровень психического здоровья обучающихся считается приемлемым, если индекс (I) здоровья 0,95 < I < 1,00; удовлетворительным, если 0,90 < I < 0,95; пониженным, если 0,85 < I < 0,90; низким, если 0,80 < I < 0,85; очень низким, если 0,75 < I < 0,80.

/ Формирование выходной информации

Введите ГОД

Уровень выдачи Город - район Город-школы а Район ~школа!

Школа - ступень с Школа - класс

Оценочная шкала уровня психического здоровья

Наименование [Нижняя граница]Верхняя граница!

Приемлемый 0.35 1

Удовлетворительный 0.9 0.Э5

Пониженный 0 85 0.9

Низкий 0.8 0.85

► Очень низкий 0.75 0.8 —|

Индекс психического здоровья учащихся

Наименование школы \\% по гр.1 1% по гр.2 1% по гр.З

► ШКОЛА N 101 /МОУ/ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ 30.83 30.83 19.17 —1

ШКОЛА N 102 /МОУ/ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ 25 25 25

Сформировать текст

Выход

Рисунок •=/-Формирование выходной информации для оценки популяционного психического здоровья

В результате обработки данных формируется выходная информация в виде комплексной динамической характеристики психического здоровья обучающихся, представленной в виде текстовых документов, диаграмм и файлов долговременного архива. Выходная информация предназначена для использования руководителями отделов образования и науки, здравоохранения и социальной защиты для принятия управленческих решений по созданию здоровьесберегающей среды в конкретной школе или классе.

Таким образом, разработанная система «Мониторинг психического здоровья» представляет собой единую технологию сбора и обработки информации и дает возможность организаторам образования любого уровня оценить состояние психического здоровья с целью выявления критических отклонений, требующих вмешательства и осуществления профилактических мероприятий. Мониторинг психического здоровья обучающихся создает совершенно новые подходы к оценке индивидуального и популяционного психического здоровья детей и подростков, на основании которых можно строить и универсальные технологии его коррекции.

Библиографический список

1. Проблемы профилактики нарушений психического здоровья школьников. [Текст] /Хамаганова Т. Г., Крылов Д. Н., Даниленко О. В. и др.// Гигиена и санитария.-2000.-№ 1.-С. 71-73.
2. Левина, И. Л. Распространенность, типология, клиническая динамика и профилактика школьной дезадаптации [Текст]: автореф. дисс....д.м.н. /И. Л. Левина.

- Томск, 2003. - 44 с.

3. Левина, И. Л. Мониторинг психического здоровья детей и подростков. Мониторинг психического здоровья [Текст]: мат. межрег. научно-практ. конф., Новокузнецк, 17-18 октября 2006. /И. Л. Левина. - Томск, Новокузнецк, изд-во «Иван Федоров», 2006.
4. Комплексная оценка состояния здоровья и развития детей: методическое пособие [Текст] / авт.-сост: Р. И. Айзман, И. Л. Левина, Н. Г. Коновалова и др.; отв. ред. И. Л. Левина - М.: АСТШ, 2006. - 166 с.
5. Захаренков, В. В. Общие положения и индивидуальные особенности информационного обеспечения программы «Здоровье и образование» [Текст] / В. В. Захаренков, И. В. Виблая//Вестник Российской академии естественных наук, западносибирское отделение, вып. 9. - Кемерово, 2007. - С. 81-85.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО МОНИТОРИНГ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты