№ 2 - 2014 г.
УДК 612.015.2:613.956(571.14)
СОСТОЯНИЕ СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ Г. НОВОСИБИРСКА
Е. П. Тимофеева1. Т. И. Рябиченкоы. Г. А. Скосырева2. Т. В. Карцева1. Т. Г. Косьянова2
России (г. Новосибирск) 2ФГБУ «Научный центр клинической и экспериментальной медицины» СО РАМН
(г. Новосибирск)
Проведенное комплексное обследование 2015-ти детей подросткового возраста обоего пола от 15 до 18 лет г. Новосибирска с 2000 по 2013 год показало, что подростки — и юноши, и девушки — учащиеся образовательных учреждений являются неблагополучной группой по состоянию соматического здоровья. Полученные данные позволят правильно давать комплексную оценку состояния здоровья каждого подростка, адекватно осуществлять диспансерное наблюдение и лечение.
Тимофеева Елена Петровна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики детских болезней ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: (383) 229-10-54, e-mail: timofeevae.p@mail.ru
Рябиченко Татьяна Ивановна — доктор медицинских наук, профессор кафедры пропедевтики детских болезней ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», главный научный сотрудник, руководитель группы патологии детей и репродуктивного здоровья ФГБУ «Научный центр клинической и экспериментальной медицины», рабочий телефон: (383) 346-51-43, e-mail: 2925871@mail.ru
Скосырева Галина Александровна — доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник ФГБУ «Научный центр клинической и экспериментальной медицины», рабочий телефон: (383) 346-51-43, e-mail: 2925871@mail.ru
Карцева Татьяна Валерьевна — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой пропедевтики детских болезней ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: (383) 229-10-54, e-mail: kartseva-t@mail.ru
Косьянова Тамара Геннадьевна — научный сотрудник ФГБУ «Научный центр клинической и экспериментальной медицины», рабочий телефон: (383) 346-51-43, e-mail: 2925871@mail.ru
Введение. Проблема состояния здоровья детей была и остается одной из приоритетных и носит социальный и стратегический характер для любого государства. Состояние здоровья подрастающего поколения в России в последние годы представляет серьезную проблему, от решения которой зависит дальнейшее экономическое и социальное развитие общества [1, 4, 5].
Подростковый возраст — один из критических этапов в жизни человека. В силу анатомо-физиологических, морфофункциональных особенностей, характерных для данного периода, организм наиболее незащищен от воздействия различных факторов среды [2, 3,6].
Одной их актуальных проблем подростковой медицины является школьная медицина. В реальных условиях работа школьного врача в основном сводится к проведению массовых профилактических осмотров учащихся, вакцинопрофилактике. В большинстве школ за гранью внимания врача остаются вопросы оценки адаптации ребенка к учебным нагрузкам, раннего выявления психосоматической патологии, группы социального и поведенческого риска, не работают программы оздоровления детей непосредственно в учебных заведениях. В условиях реформы образования, которая предполагает переход к профильному обучению с перераспределением учебной нагрузки в пользу тех или иных предметов за счет сокращения учебных часов по другим дисциплинам, возрастает роль врача в выборе профиля обучения [3, 5, 6].
Для дальнейшей оптимизации имеющихся и разработки новых результативных методик профилактики и лечения подрастающего поколения необходимо изучение структуры заболеваемости детей с учетом региональных особенностей [7, 8, 10].
Несмотря на пристальное внимание и интерес к данной проблеме различных специалистов и ведомств, мы пока можем констатировать лишь факт отсутствия единого, комплексного и действенного подхода, ведущего к улучшению здоровья детей подросткового возраста [3, 4, 9].
Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что проблемы состояния здоровья молодого поколения и их медико-социальная направленность в современных условиях являются актуальными, что и послужило основанием для проведения настоящего исследования.
Цель: изучить и сравнить состояние соматического здоровья у девушек и юношей пубертатного возраста из учебных заведений с повышенной и обычной умственной нагрузкой в условиях крупного мегаполиса Сибири по данным многолетнего мониторинга с 2000 по 2013 год.
Материалы и методы. С информированного согласия детей, их родителей и разрешения этического комитета, согласно этическим стандартам, разработанным в соответствии с Хельсинской декларацией, было проведено обследование 2015-ти детей (средний возраст — 15,7 ± 0,5 года) подросткового возраста г. Новосибирска.
Для изучения влияния учебной нагрузки на соматическое здоровье подростков, обучающихся в образовательных учреждениях, были сформированы две сопоставимые выборки: 1-я группа — основная (с повышенной учебной нагрузкой) — 575 учащихся лицея (280 мальчиков, 295 девочек), 2-я группа — контрольная (с обычной учебной нагрузкой) — 1440 учащихся общеобразовательных школ (800 мальчиков, 640 девочек).
В 1-й группе преподавание велось по программе с более высокой учебной нагрузкой, построенной по принципу интенсификации обучения, во 2-й группе — по традиционной программе.
Комплекс обследования включал сбор жалоб, данные анамнеза, изучение медицинских амбулаторных карт, выборку из индивидуальных медицинских карт школьника, осмотр педиатра, окулиста, отоларинголога, хирурга, общеклиническое обследование, ЭКГ, ультразвуковое исследование органов брюшной полости, почек и мочевого пузыря, сердца, оценку состояния вегетативной нервной системы и состояния соединительной ткани.
Статистическая обработка материала проводилась с использованием пакета статистических программ Statistica 7.0 («StatSoft», США).
Результаты исследования и обсуждение. Распределение участников исследования по группам здоровьям в обеих сравниваемых группах было примерно одинаковым без достоверных различий. I группа здоровья отмечена у 8,0 и 11,0 % подростков, II группа здоровья — у 78,0 и 80,0 %, III группа здоровья — у 14,0 и 9,0 % соответственно (р > 0,05).
По данным многолетнего мониторинга за подростками выяснилось, что в основной группе у подростков обоих полов преобладал астенический тип конституции (77 %), одновременно усиливалась долихоморфия — вариант пропорций тела, характеризующийся относительно коротким, узким туловищем и длинными конечностями. У девушек и юношей основной группы выявлен дефицит массы тела у 78 %, что достоверно чаще, чем в группе сравнения 21 % (р < 0,05). Распространенность пониженного подкожно-жирового слоя также достоверно чаще встречалась в группе с повышенной учебной нагрузкой (13,2 % VS 0,0 %; p = 0,0503). А у подростков 2-й группы значительно чаще отмечалась избыточная масса тела за счет увеличения жирового компонента (25 и 7 % соответственно, р < 0,05). В основной группе достоверно чаще, чем в группе сравнения, встречались подростки с ростом выше среднего (19 и 7 % соответственно, р < 0,05). При оценке уровня физического развития в сравниваемых группах не было достоверных отличий. Средний уровень физического развития встречался в 55 и 57 % соответственно (р > 0,05). Нарушения осанки отмечались у 73,7 % учащихся с повышенной интеллектуальной нагрузкой против 50,0 % подростков с обычной, что хоть и не достоверно, но очень близко к уровню статистической значимости (p = 0,0522).
У всех обследованных детей пубертатного возраста была выявлена различная соматическая патология, в том числе сочетанная, но в 1-й группе в 1,5 раза чаще, чем во 2-й (91,0 и 60,9 % соответственно, р < 0,05), в виде заболеваний: желудочно-кишечного тракта (89,4 и 66,7 % соответственно), дыхательной системы (9,7 и 5,9 % соответственно), сердечно-сосудистой системы (7,7 и 6,9 % соответственно), мочевой системы (17,0 и 19,0 % соответственно), ЦНС (12,0 и 9,9 % соответственно), эндокринной системы — сахарный диабет — 1 человек (2-я группа), хронических заболеваний ЛОР-органов (59,5 и 61,7 % соответственно).
Результаты проведенного исследования показали, что у подростков обоего пола имелся дисбаланс вегетативной нервной системы. У обследованных детей пубертатного возраста 1-й и 2-й групп была выявлена вегетососудистая дистония разной степени тяжести, причем достоверно чаще у подростков 1-й группы (89,9 и 50,3 % соответственно, р < 0,05).
Электрокардиографическое обследование позволило обнаружить достоверно более
короткие значения зубца Р (0,08 [0,06; 0,08] VS 0,09 [0,09; 0,10]; р < 0,0001), комплекса QRS (0,07 [0,06; 0,07] VS 0,09 [0,08; 0,09]; р < 0,0001) и интервала QT (0,34 [0,34; 0,35] VS 0,36 [0,35; 0,37]; р = 0,0004), что можно трактовать как функциональные изменения, проявляющиеся в замедлении и атриовентрикулярной, и желудочковой проводимости у учащихся с повышенной учебной нагрузкой.
В клиническом статусе подростков 1-й и 2-й групп была диагностирована недифференцированная дисплазия соединительной ткани, которая достоверно чаще встречалась у детей с повышенной учебной нагрузкой (82,0 и 42,0 % соответственно, р < 0,05). У «диспластиков» достоверно чаще отмечались астеническая конституция (89,0 %), дефицит массы тела (79,0 %), различные виды нарушения осанки (98,0 %), плоскостопие (90,0 %), деформация грудной клетки (29,0 %), гипермобильность суставов (89,0 %), функциональная нестабильность шейного отдела позвоночника (45,0 %), артериальная гипотония (57,0 %), мышечная дистония (63,0 %), различные виды аритмий (86,0 %), пролапс митрального (12,0 %) и трикуспидального клапанов (6,0 %), добавочная хорда левого желудочка (39,0 %), их сочетания (9,0 %), вегетососудистая дистония (76,0 %), различные аномалии развития желчного пузыря (77,0 %), варикозное расширение вен нижних конечностей (5,0 %), гипотонические запоры (39,0 %), геморрой (1,0 %), пародонтоз (3,0 %), множественные стигмы дисэмбриогенеза (глазные, зубные, ушные, кожные), патологии органа зрения (миопия, гиперметропия, астигматизм) у 39,0 %.
Заключение. Сравнительный анализ комплексной оценки состояния здоровья подростков, обучающихся в образовательных учреждениях с повышенным и обычным уровнями умственной нагрузки в условиях крупного мегаполиса Сибири, показал, что учащиеся являются группой риска по состоянию соматического здоровья и достоверно различаются по ряду показателей. Дети подросткового возраста с повышенной умственной нагрузкой имеют чаще астенический тип конституции, дефицит массы тела, дисгармоничное физическое развитие, более высокую частоту встречаемости соматической патологии, вегетососудистой дистонии, недифференцированной дисплазии соединительной ткани.
Установленные особенности подростков, обучающихся в разных учебных заведениях (общеобразовательная школа, лицей), требуют осмысления на индивидуальном и групповом уровнях. Обобщая результаты исследования, можно утверждать, что адаптация школьников к учебным нагрузкам и успешность обучения происходит за счет значительного напряжения функциональных систем организма.
Полученные данные позволят правильно давать комплексную оценку состоянию здоровья каждого подростка, адекватно осуществлять диспансерное наблюдение и лечение, контроль за развитием индивидуума. Кроме того, правильное формирование диспансерных групп детей подросткового возраста с различным уровнем учебной нагрузки позволит разрабатывать и реализовывать в образовательных учреждениях необходимые психолого-педагогические мероприятия, профилактические и оздоровительные технологии.
Список литературы
населения / В. Ю. Альбицкий, А. А. Модестов // Рос. педиатр. журн. — 2009. — № 4.
— С. 7.
и подростков / В. Г. Арсентьев, Т. И. Арзуманова, М. В. Асеев [и др.] // Педиатрия.
— 2009. — № 1. — С. 135-138.
A. А. Баранов, В. Р. Кучма, В. А. Тутельян, Б. Т. Величковский. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 176 с.
B. Л. Грицинская, М. Ю. Галактионова. — Красноярск : Версо, 2008. — 94 с.
и задачи по повышению его эффективности / В. И. Широкова, Б. А. Кобринский, Я. В. Воропаева // Рос. педиатр. журн. — 2009. — № 4. — С. 4-11. 10. Twenty — four — hour ambulatory blood pressure monitoring in healthy polish children and adolescents / А. Borowski, А. Wieteska-Kimczak, Т. Dorywalski [et al.] // Pediatr. Nephrol. — 2009. — Vol. 13, N 15. — Р. 97, 54.
STATE OF PHYSICAL HEALTH OF NOVOSIBIRSK TEENAGERS
E. P. Timofeeva&. T. I. Ryabchenko&-2. G. A. Skosyreva2. T. V. Kartseva1. T. G. Kosyanova2
The conducted complex examination of 2015 teenagers of both sexes from 15 to 18 years of Novosibirsk during 2000-2013 showed that teenagers — both young men, and girls — being pupils of educational institutions are unsuccessful group on state of physical health. The obtained data allows giving correct and complex assessment of state of health of each teenager and performing dispensary observation and treatment.
About authors:
Timofeeva Elena Petrovna — candidate of medical science, assistant professor of chair of pediatric diseases propaedeutics at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», office phone: : (383) 229-10-54, e-mail: timofeevae.p@mail.ru
Ryabichenko Tatyana Ivanovna — doctor of medical sciences, professor of chair of pediatric diseases propaedeutics at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», chief research scientist, head of pediatric pathology and genesial health group at FSBE «Scientific center of clinical and experimental medicine» SB RAMS, office phone: (383) 346-51-43, e-mail: 2925871@mail.ru
Skosyreva Galina Aleksandrovna — doctor of medical science, leading research assistant at FSBE «Scientific center of clinical and experimental medicine» SB RAMS, office phone: (383) 346-51-43, e-mail: 2925871@mail.ru
Kartseva Tatyana Valerievna — doctor of medical sciences, professor, head of chair of pediatric diseases propaedeutics at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», office phone: (383) 229-10-54, e-mail: kartseva-t@mail.ru
Kosyanova Tamara Gennadyevna — research scientist at FSBE «Scientific center of clinical and experimental medicine» SB RAMS, office phone: (383) 346-51-43, e-mail: 2925871@mail.ru
List of the Literature: