ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ
© Коллектив авторов, 2006
Т.В. Мальцева1, АА Буганов2
КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ И ФАКТОРЫ РИСКА ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ
&МУ реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Центр развития ребенка», 2ГУ НИИ медицинских проблем Крайнего Севера РАМН, г. Надым, РФ
Задача сохранения здоровья детей в современных условиях является актуальной и острой, особенно в регионах Крайнего Севера, где формирование его уровня происходит под влиянием не только специфических социально-экономических, климатогеографических условий, но и суровых [1].
Одной из актуальных проблем северных территорий является формирование заболеваний, вызываемых систематическими эмоциональными перегрузками, которые по традиции называют психосоматическими расстройствами (ПСР) или болезнями адаптации [2, 3].
Круг событий, существенных для развития эмоционального стресса у детей, широк. Однако каждый раздражитель только при определенных условиях приобретает роль стрессора [4]. Мерой устойчивости и сопротивляемости разрушительному действию стрессоров можно считать личностный адаптационный барьер. Если уровень адаптивного потенциала ребенка недостаточен, то физиологические компоненты эмоций при стрессе приобретают патогенетическое значение в формировании психосоматических расстройств [5, 6].
Целью настоящего исследования явилось изучение клинических проявлений и факторов риска психосоматических расстройств у детей-дошкольников-северян с различными адаптивными возможностями.
Всего было обследовано 142 ребенка старшего дошкольного возраста (средний возраст детей 6,8±0,03 года). Исследования проводили на базе двух типовых дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) г. Надым. Выборку формировали сплошным методом. У 94 (66,2 %) детей, в том числе у 51 мальчика (54,25 %) и 43 девочек (45,75 %), диагностированы ПСР в 5 висцеральных системах - костно-мышечной (КМС), сердечно-сосудистой (ССС), желудочно-кишечного тракта (ЖКТ), мочеполовой (МПС), кожных покровов (КП).
Диагноз устанавливали на основании клинического и экспериментально-психологического обследования. С целью оценки состояния адаптации применяли метод кардиоинтервалографии (КИГ). Полученные результаты обрабатывали с помощью статистической прикладной программы «Биостат». Для оценки значимости различий двух независимых выборок применяли непараметрический критерий Уилкоксона и параметрический Стьюдента.
По результатам КИГ дети с ПСР разделились на 6 групп: по 3 группы мальчиков и девочек - с удовлетворительной адаптацией, напряжением регуляторных систем и неудовлетворительной адаптацией. Оказалось, что группа детей с ПСР неоднородна: менее половины (46,5% девочек и 47,1% мальчиков) адаптированы удовлетворительно, у у3 - (27,9 % девочек и 33,3 % мальчиков) отмечается напряжение механизмов адаптации, у4 (25,6 % девочек и 19,6 % мальчиков) составляют дети с неудовлетворительной адаптацией. Другими словами, обнаружена различная «цена» психофизиологической адаптации к действию психотравмирующих событий.
Раннее появление симптомов ПСР характеризовалось повышением уровня тревожности (УТ) по тесту Люшера: у девочек в 4 раза (4,1 против 1,0; p<0,001), у мальчиков в 5 раз (5,3 против 1,2; p 0,001). По мере снижения адаптационных возможностей УТ возрастал у девочек в 1,6 раза (6,6 против 4,1; p<0,004), у мальчиков - в 1,1 раза (5,9 против 5,3; p>0,05) (табл. 1).
Изучив клинико-психологический и вегетативный статус у детей с ПСР, мы выявили, что в 83,3% случаев у мальчиков и 75% случаев у девочек заболевание начиналось с появления соматических нарушений. Чаще они охватывали КМС (88,2% мальчиков и 90,7% девочек), ЖКТ (72,5% случаев у мальчиков и 72,1% случаев у девочек), ССС (23,5% мальчиков и 39,5% девочек). Кожные (11,8% мальчиков и 23,2% девочек) и мочеполовые расстройства (7,8% мальчиков и 9,3% девочек) встречались несколько реже. У 80,4% мальчиков и 60,5 % девочек заболевание сопровождалось алгическими проявлениями. Все случаи ПСР у детей-дошкольников-северян имели полисистемный характер.
В клиническом течении заболевания отмечалась обратно пропорциональная направленность собственно аффективных и висцеральных проявлений (рис. 1 и 2). В группе детей-старших дошкольников-северян с удовлетворительной адаптацией ведущими были клинические симптомы вегето-висцеральных нарушений (83,3 % случаев у мальчиков и 75% случаев у девочек); аффективные расстройства встречались нечасто (12,5% случаев у мальТаблица 1
Уровень тревожности по тесту Люшера у здоровых и детей с ПСР в зависимости от степени напряжения регуляторных систем
Группы обследованных детей Тест Люшера, баллы
Девочки р Мальчики р
Здоровые дети - старшие дошкольники п=9 1,0±0,53 п=9 1,2±0,28
Дети с ПСР, удовлетворительная адаптация п=20 4,1±0,48* <0,001 п=24 5,3±0,76* <0,001
Дети с ПСР, напряжение регуляторных систем п=12 4,4±0,305 >0,56 п=17 5,4±0,49 >0,9
Дети с ПСР, неудовлетворительная адаптация п=11 6,6±0,62* <0,004 п=10 5,9±0,94 >0,65
* по сравнению с предыдущей группой достоверные различия, ^критерий Стьюдента.
Таблица 2
Показатели КИГ у детей с ПСР с учетом состояния адаптации
Состояние адаптации НБН баллы, %
Мальчики Девочки
ИНБ 8 р ИНБ 8 р
Удовлетворительная адаптация 45,33 0,11 99,34 0,12
Напряжение регуляторных систем 60,46* 0,04* <0,05 101,34* 0,093* <0,05
Неудовлетворительная адаптация 71,56* 0,099* <0,02 108,06* 0,141* <0,02
* достоверность различий по сравнению с предыдущей группой, ^критерий по Уилкоксону; цифры даны по 50-й процентили.
Рис. 1. Частота выявления психовегетативного и вегето-висцерального синдромов у девочек - старших дошкольников северян с ПСР в зависимости от состояния адаптации. Здесь и на рис. 2: а - психовегетативный синдром, б - ве-гето-висцеральный синдром, 1 - удовлетворительный уровень адаптации, 2 - напряжение регуляторных систем, 3 - неудовлетворительный уровень адаптации.
Рис. 2. Частота выявления психовегетативного и вегето-висцерального синдромов у мальчиков - старших дошкольников северян с ПСР в зависимости от состояния адаптации.
чиков и 20% случаев у девочек). По мере снижения адаптивных возможностей организма частота симптомов, связанных с дисфункцией органа или системы, уменьшалась в 4 раза у мальчиков (83,3% против 20%, р<0,05) и в 4 раза у девочек (75% против 18,2%, р< 0,05); увеличивалась
частота симптомов, связанных с аффективными проявлениями: в 6,4 раза у мальчиков (12,5% против 80%; р<0,05) и в 4 раза у девочек (20% против 81,8%; р<0,05).
С клиническими симптомами сочетались и изменения в вегетативном статусе: переход от удовлетвориТ.В. Мальцева, А.А. Буганов
Таблица 3
Средний уровень отягощенности факторами риска у старших дошкольников-северян с ПСР с учетом пола и состояния адаптации
Состояние адаптации Частота встречаемости факторов риска в расчете на 1 больного
мальчики девочки
Удовлетворительная адаптация 3 1,4 0,9 5,3 2,3 1,1 0,9 4,3
Напряжение регуляторных систем 3,6 1,3 1 5,9 2,9 1,8 0,9 5,6
Неудовлетворительная адаптация 4,6 1,4 1 7 2,4 2,1 1 5,5
тельной адаптации течения ПСР у детей-дошкольников-северян к напряжению регуляторных систем характеризовался увеличением индекса напряжения Ба-евского (ИНБ) (у мальчиков - на 33,4%, р<0,05; у девочек - на 2%; р<0,05) и уменьшением среднего квадра-тического отклонения о (у мальчиков - на 63,7%; р< 0,05; у девочек - на 22,5%; р<0,05). Дальнейшее снижение адаптивных возможностей и переход от напряжения регуляторных систем к неудовлетворительной адаптации сопровождался увеличением ИНБ (у мальчиков - на 18,3%; р<0,02; у девочек - на 6,6%, р<0,02) и увеличением о (у мальчиков - на 47,5%; р<0,02; у девочек - на 51,6%; р<0,02) (табл. 2).
Таким образом, дифференциация клинических симптомов и вегетативных показателей по состоянию адаптации позволила выделить 3 этапа формирования
ПСР у старших дошкольников-северян - удовлетворительной адаптации, напряжения регуляторных систем и неудовлетворительной адаптации.
В ходе исследования проведена систематизация основных неблагоприятных факторов, способствующих формированию ПСР у старших дошкольников-северян. По полученным данным, первое ранговое место среди факторов риска (ФР) формирования ПСР у старших дошкольников-северян занимают семейные (62,7% у мальчиков и 55,8% у девочек), обусловленные нарушением системы мать-дитя (62,7% мальчиков и 38,6% девочек), неправильным воспитанием (47% мальчиков и 34,6% девочек), наличием сиблингов (66,6% у мальчиков и 69,8% у девочек). Поэтому причиной тревожно-агрессивного поведения у старших дошкольников-северян с ПСР (78,4% мальчиков и 76,7% девочек), по нашему мнению, является родительская эмоциональная депривация, незнание или игнорирование ими особенностей психики ребенка в этом возрасте, а также отсутствие эмоциональной поддержки со стороны сверстников в коллективе.
Второе ранговое место среди ФР формирования ПСР занимает церебрально-органическая недостаточность, формирующаяся под влиянием перинатальных факторов. По нашим данным, значимыми церебрально-органическими ФР являются патология беременности (37,3% мальчиков и 44,2% девочек), нарушение вскармливания (35,3 % мальчиков и 25,6% девочек), патология родов (15,7% мальчиков и 16,3% девочек). Особого внимания заслуживает перинатальное поражение ЦНС (29,4% у мальчиков и 53,5% у девочек), которое усугубляет ряд свойств темперамента и под влиянием
провоцирующих факторов в последующем является причиной срыва механизмов адаптации и развития психосоматической патологии.
Средний уровень отягощенности ФР у мальчиков с ПСР выше, чем у девочек (табл. 3). Закономерностью является рост отягощенности по мере снижения адаптивных возможностей организма ребенка [7]. Из табл. 3 следует, что переход от удовлетворительной адаптации через напряжение регуляторных систем к неудовлетворительной адаптации у мальчиков с ПСР обусловлен большим влиянием семейных ФР, у девочек с ПСР - церебрально-органических.
Таким образом, в 66,2% случаев соматические расстройства у старших дошкольников-северян обусловлены скрытым психотравмирующим конфликтом, в подавляющем большинстве случаев вызываемым и/или поддерживаемым неблагоприятной семейной ситуацией (62,7% мальчиков и 55,8% девочек) и неадекватными воспитательными приемами (47% мальчиков и 34,6% девочек). Преобладают психосоматические расстройства костно-мышечной системы (88,2% мальчиков и 90,7% девочек) и желудочно-кишечного тракта (72,5% мальчиков и 72,1% девочек). В клинической картине заболевания отмечается обратно пропорциональная направленность собственно аффективных и висцеральных проявлений. В генезе психосоматических расстройств можно выделить 3 этапа формирования заболевания удовлетворительной адаптации, напряжения регуляторных механизмов и неудовлетворительной адаптации. Каждый этап отличается определенными клинико-физиологическими особенностями.