Спросить
Войти

О результатах системного анализа оперативности реагирования центра управления в кризисных ситуациях при ликвидации чрезвычайных ситуаций

Автор: Очередько Михаил Владимирович

УДК 005.334

О РЕЗУЛЬТАТАХ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА ОПЕРАТИВНОСТИ РЕАГИРОВАНИЯ ЦЕНТРА УПРАВЛЕНИЯ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

М.В. Очередько

адъюнкт научно-исследовательского центра Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск E-mail: mik_ovQmail.ru

A.B. Рыбаков

доктор технических наук, доцент, начальник лаборатории информационного обеспечения населения и технологий информационной поддержки РСЧС Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск

E-mail: anatoll rubakovQmail.ru

P.JI. Белоусов

кандидат технических наук, научный сотрудник лаборатории информационного обеспечения населения и технологий информационной поддержки РСЧС НИО НИЦ Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г.о. Химки, мкр. Новогорск E-mail: scilabQamchs.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема оперативности реагирования центра управления в кризисных ситуациях МЧС России. Анализ проблемы сводится к выявлению факторов и условий, которые оказывают воздействие на деятельность оперативной дежурной смены центра управления, тем самым способствуют увеличению времени реагирования или его снижению. Проведена декомпозиция проблемы оперативности реагирования центра управления, в результате которой определены значимые факторы. Всего рассмотрено 25 факторов, которые разделены на 8 групп и два больших класса. Среди всего множества факторов выявлены такие, управление которыми будет минимизировать время реагирования центра управления. Ключевые слова: центр управления в кризисных ситуациях, готовность органов повседневного управления, оперативность реагирования, время реагирования.

Цитирование: Очередько М.В., Рыбаков A.B., Белоусов P.JI. О результатах системного анализа оперативности реагирования центра управления в кризисных ситуациях при ликвидации чрезвычайных ситуаций// Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2019. № 2 (41). С. 51-60.

Введение. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является одной из стратегических целей государственной и общественной безопасности Российской Федерации [1].

Обеспечение национальной безопасности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций достигается за счет обеспечения готовности органов управления, сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) [2]. При этом, основным органом повседневного управления РСЧС являются центры управления

в кризисных ситуациях МЧС России (далее -центр управления).

Под готовностью центра управления понимается способность своевременного выполнения возложенных на него задач. Способность в установленные сроки выполнять возложенные задачи достигается за счет: а) укомплектованности органов управления личным составом, средствами связи и автоматизации, транспортом; б) планирования и организации работы в режиме чрезвычайной ситуации; в) организации несения оперативного дежурства [3].

При этом существующие подходы к оценке готовности [4,5] в большей степени используют количественные, т.е. статичные характеристики.

Оценка только количественных показателей не в полной мере дает представление о качестве организации оперативной дежурной службы, в частности, об оперативности реагирования центра управления.

При этом под оперативностью реагирования понимается способность правильно и быстро выполнять возложенные задачи. Иными словами, оперативность реагирования можно измерить количеством правильно выполненных задач в единицу времени. При ликвидации чрезвычайных ситуаций именно высокая оперативность реагирования играет решающую роль в общем комплексе мероприятий [6].

Необходимо отметить, что на оперативность реагирования одновременно влияет множество факторов и условий. Совокупность этих факторов может способствовать как увеличению времени реагирования оперативной дежурной смены (далее - ОДС), т.е. времени выполнения задач, так и его уменьшению.

Например, нестабильная работа оборудования ОДС при ликвидации чрезвычайной ситуации усложняет процесс обработки и передачи информации, что в итоге увеличивает время реагирования.

Или другой пример. Проведение тренировок по действиям при ликвидации чрезвычайных ситуаций и доведение навыков оператора до автоматизма снижает время реагирования.

Поэтому проблема оперативности реагирования является актуальной. Решение этой проблемы состоит в снижении влияния различных факторов и условий на время выполнения задач, так как количество задач выполняемых ОДС при ликвидации чрезвычайной ситуации не является строго заданной величе-ной, а на время выполнения этих задач можно оказывать воздействие.

Данная статья посвящена исследованию факторов, которые оказывают влияние на время реагирования центра управления как на одну из составных частей оперативности.

Постановка задачи. Факторы, которые оказывают влияние на время реагирования центра управления разнообразны, поэтому задача исследования состоит в том, чтобы систематизировать и классифицировать эти факторы.

Систематизация факторов и их классификация позволят выбрать действительно значимые факторы, управление которыми будет минимизировать время реагирования центра управления. Решение этой задачи сводится к проведению системного анализа, результаты которого позволят определить роль и место центра управления в обеспечении национальной безопасности.

Системный анализ проблемы оперативности реагирования центра управления.

Основная задача центра управления состоит в обеспечении деятельности органов власти, управлении силами и средствами, осуществлении обмена информацией и оповещении населения в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций [7].

Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера входит в структуру обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. На рисунке 1 представлена часть структуры национальной безопасности, анализ которой позволяет сделать вывод, что защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций является частью общественной безопасности и состоит из двух компонент:

1) предупреждение чрезвычайных ситуаций и
2) ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Обе компоненты направленны на предотвращение или минимизацию ущерба от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций. Это достигается за счет снижения времени воздействия вредных и опасных факторов, либо изменением сценария их воздействия.

Рисунок 1 Структура обеспечения национальной безопасности

Мероприятия но предупреждению чрезвычайных ситуаций, в которых центр управления принимает участие, представлены

на рисунке 2, но ликвидации чрезвычайных ситуаций на рисунке 3.

Рисунок 2 Мероприятия но предупреждению ЧС

Рисунок 3 Мероприятия но ликвидации ЧС

Ключевая роль в процессе ликвидации чрезвычайных ситуаций отводится оперативной дежурной службе центра управления. Именно от действий ОДС зависит качество управления спасательной операцией. Основные задачи ОДС при ликвидации чрезвычайных ситуаций приведены на рисунке 4. Все эти задачи сводятся к сбору, обобщению,

обработке и передаче информации, на основании которой строится управление спасательной операцией.

Поэтому основной тезис статьи может быть сформулирован следующим образом: «время реагирования ОДС оказывает прямое воздействие на качество принимаемых решений но управлению спасательной операцией».

Рисунок 4 Основные задачи ОДС при ликвидации ЧС

При проведении системного анализа в качестве цели исследования Р0 рассматривается оперативность реагирования ОДС.

Поскольку оперативность реагирования влияет на качество принимаемых решений но защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, то снижение времени реагирования на чрезвычайную ситуацию способно предотвращать или минимизировать ущерб от поражающих факторов. Таким образом, центр управления является значимым элементом в структуре обеспечения национальной безопасности России. Оперативность реагирования ОДС центра управления играет важную роль для защиты населения и территорий от чрезвы чайных ситуаций.

Выбор критериев Для оценки оперативности реагирования ОДС, рассматриваемой цели Р0, вводится следующий критерий: время реагирования Тр ОДС на чрезвычайную

ситуацию. Введенный критерий имеет вид продукционного правила «Если А, то В».

Вербальная формулировка введенного критерия Тр принимает следующий вид:

«Если время выполнения, задач снижается, то оперативность реагирования, возрастает».

Генерация алвтернатив.

Под альтернативами понимается совокупность неоднородных и разнообразных факторов, которые оказывают влияние на время реагирования.

Данные факторы удобно представить в виде диаграммы причинно-следственных связей Исикавы (рисунок 5), которая позволяет провести систематизацию и классификацию факторов и условий возникновения проблемы оперативности реагирования центра управления. Ниже приводится описание факторов и их влияние на время реагирования.

5?

о а а

5?

о ?! о

Яоку|

¡ментальное

сопровождение (С)

Техническое сопровождение (В)

Формы отчетности Дублирование информации

Нестабильность работы Некачестенное ПО

Алгоритмы и инструкции Соглашения по Взаимодействию

Неукомплектоанность ■

Физический износ —-5

Низкие тех. характеристики

Социально-психологический климат ■

Готовность оператора (А)

Регламентные работы Переоснащение

а« - <~

Низкая кбалификаиия-^

Морально-психологическая подготовка Обучение, трениробко

Профессиональный и кадроЬый отбор

Эргономика рабочего пространства

Планирование Организация управления

Социально-бытаые услоВия (Е)

Аналитическое сопровождение (Н)

Организация ОДС (D)

ЛейстВия оператора (F)

Биологические, физические, ij химические факторы

Режимы труда и отдыха

Информационные системы Автоматизация процесса

Напряженность процесса —

Социально-личностный аспект Психофизиологическое состояние

Стимулирование 2 Самоконтроль

Особенности личности руководителя Уникальность ЧС

Анализ, корректировка Контроль

УслоВия несения дежурства (I)

Алгоритм действии ОДС (G)

Рисунок 5 - Диаграмма причинно-следственных связей Исикавы

Сл Сл

Анализ задач, выполняемых ОДС при ликвидации чрезвычайных ситуаций, позволил выделить ряд основных факторов, которые оказывают влияние на время реагирования. Целесообразно провести группировку факторов и их классификацию. Каждая группа факторов рассматривается как вектор, каждый класс - как совокупность векторов.

На представленной диаграмме Исикавы (рисунок 5) все факторы делятся на два класса:

1) до ЧС - факторы, которые оказывают влияние на время реагирования заблаговременно, то есть независимо от возникновения чрезвычайной ситуации и
2) при ЧС - факторы, которые оказывают влияние на время реагирования непосредственно при реагировании на чрезвычайную ситуацию, то есть возникновение чрезвычайной ситуации активизирует их действие.

Факторы могут оказывать как прямо пропорциональное так и обратно пропорциональное воздействие. При прямо пропорциональном воздействии увеличение значения фактора приводит к увеличению времени реагирования, при обратно пропорциональном - увеличение значения фактора приводит к снижению времени реагирования.

Факторы помечаются верхним индексом «+» или «-» соответственно.

Ниже приводится перечень и описание всех факторов, попавших в диаграмму на основании экспертных оценок и опыта ликвидации чрезвычайных ситуаций.

А = (а-,а-,а-) - группа факторов, характеризующая готовность оператора к действию по предназначению:

а- - морально-психологическая устойчивость оператора дежурной смены. Несение оперативного дежурства - это прежде всего готовность оператора к действиям по предназначению. Стрессовый характер работы, обусловленный ожиданием потенциальной чрезвычайной ситуации, требует от оператора специальной подготовки для преодоления психологической нагрузки [9];

а- - квалификация оператора дежурной смены. Уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определённого вида

профессиональной деятельности [3]. Обучение и тренировка дают возможность приобретения новых знаний и развития имеющихся умений, что в итоге приводит к повышению производительности оператора дежурной смены;

а- - укомплектованность персоналом в соответствии со штатной численностью ОДС. Некомплект людей ведет к увеличению круга выполняемых обязанностей, и как следствие возрастанию нагрузки на личный состав ОДС, что в свою очередь негативно сказывается на времени и качестве их исполнения [10].

В = (Ь~+,Ь-,Ь+,Ь-) - группа факторов, характеризующая техническую готовность ОДС:

6+ - отказы оборудования. Качественное и своевременное проведение регламентных работ по техническому обслуживанию позволяет продлить срок службы оборудования и снизить вероятность его отказа;

_ технические характеристики оборудования. Несоответствие технических характеристик оборудования установленным нормативнотехнической документацией делает невозможным использование технических средств при выполнении поставленных задач. Своевременное переоснащение оборудованием позволяет повысить производительность и сократить ручной труд [11];

5+ _ помехи па линиях связи. Стабильность работы линий связи влияют на скорость передачи информации. Снижение скорости передачи информации оказывает прямое воздействие на время реагирования, увеличивая его;

б- - укомплектованность техническими средствами согласно табелю оснащения. Деятельность оператора дежурной смены предусматривает использование в работе технических средств, укомплектованность исправной техникой повышает возможности ОДС.

С = (с-, с+) - группа факторов, характеризующая нормативное регулирование организации оперативного дежурства:

с- - эффективность нормативных правовых актов (приказов, инструкций, функциональных обязанностей, регламентов, алгоритмов действий личного состава) [5], охватывающих все сферы деятельности ОДС, минимизирует вероятность возникновения ошибок оператора и систематизирует порядок его действий;

с- - дублирование информации в различных формах отчетности увеличивает время обработки и передачи информации, а также задействует дополнительные ресурсы.

Т) = (й-,(1-) - группа факторов, характеризующая организацию ОДС:

- эффективность системы планирования. Наличие хорошо разработанного плана работы повышает уверенность в получении требуемых результатов [12];

_ эффективность системы управления ОДС. Своевременность и точность принятия управленческого решения безусловно является важным элементом управленческого процесса, но и от реализации этого решения, контроля исполнения, во многом зависит достижение поставленной цели. Иными словами, при наличии правильной организации управления время реагирования уменьшается.

Е = (е-, е-, е+, е-) - группа факторов, характеризующая социально-бытовые условия: е- - организация рабочего пространства. Оперативное дежурство осуществляется в круглосуточном режиме, большую часть рабочего времени оператор проводит в сидячем положении, что может наносить вред организму [13];

е- - социально-психологический климат. Работа в коллективе всегда требует взаимодействия с коллегами и согласованности действий между операторами;

е+ - физические, химические и биологические факторы. К физическим факторам относятся: замкнутое пространство; пониженная освещенность; гиподинамия; развитие состояния монотонии, как следствие операторской деятельности; электромагнитное излучение; повышенное действие акустических раздражителей; искусственное освещение; неоптимальные температура и влажность воздуха. К химическим и биологическим факторам отнесены повышенная микробная обсемененность и продукты распада пластмасс [9];

е- - организация режима труда и отдыха ОДС. В повседневной деятельности режим труда и отдыха ОДС определяется правилами внутреннего трудового распорядка, графиками дежурств, расписаниями занятий по специальной подготовке, но при выполнении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций

режим работы и продолжительность рабочего времени могут быть изменены с учетом характера чрезвычайных ситуаций, особенностей проведения работ по их ликвидации. Нарушение суточных биоритмов также оказывает негативное воздействие на оператора, как следствие снижает время реагирования на чрезвычайную ситуацию.

Ё = (/-,/-,/+,/+) - группа факторов, характеризующая действия оператора:

у- _ стимулирование. Материальное, социальное стимулирование играет важную роль в повышении производительности оператора. Поощрение (стимулирование) обеспечивает дисциплину, способствует улучшению качества исполнения обязанностей, воспитывает инициативу и ответственность [14];

у- _ психофизиологическое состояние. Контроль за своим психофизиологическим состоянием позволяет правильно оценить свои возможности при выполнении поставленных задач [9];

/з+ - напряжённость процесса. Значительные нагрузки, вызванные напряжённостью процесса, оказывают влияние на оператора, повышая вероятность возникновения ошибок;

/+ - социально-личностный аспект оператора, выраженный в снижении мотивации к службе, неудовлетворенностью социальным положением повышают время реагирования.

^ = (#Г ,9- ,9- ,9 а) ~ гРУппа факторов, характеризующая регламент работы ОДС:

д-, д- анализ и контроль выполненных мероприятий позволяют корректировать принятые ранее решения, по причинам плохой организации выполнения решения, изменения или модификации первоначальных целей или в связи с появлением новой информации [15];

д- - профессионализм вышестоящего руководителя. Количество и качество информации, необходимой для принятия управленческого решения, зависит от особенности личности руководителя, от его способности выполнять сложную деятельность в любых условиях;

д- .......... типизация чрезвычайной ситуации.

Опыт ликвидации последствий ряда крупномасштабных ЧС и социально значимых происшествий на территории Российской Федерации показал, что в условиях постоянно

меняющейся оперативной обстановки, иногда на достаточно продолжительном интервале времени, обусловленной уникальностью каждой чрезвычайной ситуации, практически невозможно спрогнозировать все задачи и учесть их в разработанных алгоритмах и регламентах.

Н = (Л-,Л-) - группа факторов, характеризующая автоматизацию процесса:

Л- - информационное сопровождение. Внедрение информационных систем вызвало появление больших массивов информационных, коммуникационных, аудио и видеоданных, которые необходимо осознать, структурировать и анализировать для принятия эффективных управленческих решений. При этом, одновременно с увеличением скорости развития информационных технологий, сокращается время, отпущенное на принятие оптимальных управленческих решений, тем более решений, принимаемых в чрезвычайных ситуациях [16];

Л- - автоматизация процесса упрощает трудоёмкие расчёты и освобождает исполнителя от громоздкой и рутинной работы, позволяет производить большой объем сложных операций в короткие сроки [17].

Вывод. Оперативность реагирования ОДС центра управления играет важную роль в области обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В статье рассмотрено 25 факторов, оказывающих воздействие на время реагирования ОДС, которые разделены на 8 групп и 2 класса. Необходимо отметить, что рассмотренные факторы образуют не полный перечень возможных причин и условий снижения времени реагирования.

Неоднородность и разнообразие рассмотренных факторов свидетельствует о том, что их изучение лежит на пересечении различных областей наук. Трудности формализации факторов и их многосвязанность делает необходимым использование широкого спектра математических моделей.

Поскольку операторы перед допуском к оперативному дежурству проходят профессиональный, кадровый, психологический, физиологический отбор, то воздействие этих факторов сведено к минимуму.

Напротив, алгоритм действий ОДС и организация управления ОДС являются действительно значимыми факторами, управление которыми будет минимизировать время реагирования центра управления.

Организация управления ОДС относится к классу дискретных динамических систем, которые можно моделировать логико-математическими моделями, в частности, с помощью теории управления потоками. Такой подход позволит:

а) дать оценку производительности элементов ОДС;

б) оценить оптимальность организационной структуры ОДС и ее способность к выполнению задач по предназначению;

в) выработать предложения по совершенствованию организации и управления ОДС при ликвидации ЧС.

Корректное моделирование алгоритма действий и организации управления ОДС позволит разработать рекомендации по повышению оперативности реагирования центра управления.

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 08.03.2019).
2. Указ Президента РФ от 11 января 2018 г. № 12 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года» (Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.04.2019).
3. Гражданская защита: Энциклопедический словарь (издание третье, переработанное и дополненное); под общей ред. В.А. Пучкова / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2015. 664 с.
4. Методика расчета показателей (индикаторов) государственной программы «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»» (МЧС России 17.12.2015 г. № 2-4-87-55-14).
5. Приказ МЧС России от 15.01.2014 г. № 12 «Об утверждении Инструкции по проверке и оценке деятельности территориальных органов МЧС России» (Доступ из справ.- правовой системы «Кон-сультантПлюс» (дата обращения: 08.03.2019).
6. Будаков В.И., Кальченко ,1.1?.. Королева Т.М. К вопросу об оперативности реагирования на чрезвычайные ситуации/ Проблемы безопасности и чрезвычайных ситуаций. 2013. № 6. С. 130-135.
7. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (Доступ из справ.- правовой системы «Кон-сультантПлюс» (дата обращения: 06.03.2019).
8. Федюкин В. К. Управление качеством процессов / СПб.: Питер, 2005. - 202 с.
9. Жовнерчук Е.В. Анализ влияния профессионально вредных факторов на психическое здоровье военнослужащих, несущих боевое дежурство/Е.В. Жовнерчук//Медицина катастроф. 2011 №1. С.33-36
10. Бойко А.В., Никулин П. А. Оценка укомплектованности личным составом главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2012. №1. С. 19-25.
11. Беляков Г.П., Еремеев Д.В. Исследование содержания понятий: техническое перевооружение, техническое переоснащение, Модернизация // Сибирский журнал науки и технологий. 2011 №3 (36). С.177-182.
12. Саидов А.А., Хаустов С.Н. Выбор критерия эффективности функционирования органа управления МЧС России муниципального образования // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2012. №1 (3). С. 394-399.
13. Войвод О.В., Марчук Д.П. Эргономика рабочего пространства // Научный журнал. 2016 №6(7). С.57-59.
14. Туганов Ю.Н. Особенности поощрения военнослужащих вооруженных сил Российской Федерации: теоретический аспект // Вестник ЗабГУ. 2008. №3. С. 94-101.
15. Орлова Л.В. Современные проблемы теории принятия решений // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по матер. L междунар. науч.-практ. конф. № 9(43). - Новосибирск: СибАК, 2017. - С. 97-102.
16. Информационно-коммуникационные технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности: монография / под общ. ред. П.А. Попова, МЧС России. - М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2009. - 272с.
17. Добров А.В. Основы теории эффективности (учебник) - Химки: ФГОУ ВПО АГЗ МЧС России. 2009. - 136 с.

SYSTEM ANALYSIS& RESULTS OF A CRISIS MANAGEMENT CENTER&S RESPONSIVENESS DURING ELIMINATION OF EMERGENCY SITUATIONS

Mikhail OCHEREDKO

Adjunct Research Center Civil Defence Academy E MERCO M of Russia Address: 141435, Moscow Región, Khimki, md. Novogorsk E-mail: Mik_ovQmail.ru

Anatoly RYBAKOV

D.(Technical), associate professor, Head of the Information Laboratory providing population and technology information support RSChS Civil Defence Academy EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow Región, Khimki, md. Novogorsk

E-mail: anatoll rubakovQmail.ru

Roman BELOUSOV

Ph.D(Technical), Researcher

Associate of the Laboratory of Information

Support of the Population and Information

Support Technologies of the Research Center

Civil Defence Academy EMERCOM of Russia

Address: 141435, Moscow Region, Khimki,

md. Novogorsk

E-mail: scilabQamchs.ru

Abstract. The article deals with the problem of responsiveness of the crisis management center of EMERCOM of Russia. The essence of the problem is to identify the factors and conditions that have an impact on the activities of the operational duty shift of the crisis management center, thereby contributing to an increase in response time or reduce it. The decomposition of the problem of responsiveness of the crisis management center, which resulted in the identification of significant factors. In total, 32 factors are considered, which are divided into 9 groups and two large classes. Among the many factors identified, the management of which will minimize the response time of the control center.

Citation: Ocheredko M.V., Rybakov A.V., Belousov R.L. System analysis& results of a crisis management center&s responsiveness during elimination of emergency situations // Scientific and educational problems of civil protection. 2019. No. 2 (41). pp. 51-60.

References

1. Decree of the President of the Russian Federation No. 683 of December 31, 2015, "On the National Security Strategy of the Russian Federation" (Access from the legal system ConsultantPlus (reference date: 03.03.2019).
2. Presidential Decree of January 11, 2018 No. 12 "On the Approval of the Fundamentals of the State Policy of the Russian Federation in the Field of the Protection of the Population and Territories from Emergencies for the Period up to 2030" (Access from Ref. Legal system "Consultant Plus" (appeal date: 11.04.2019).
3. Civil Protection: Encyclopedic Dictionary (third edition, revised and supplemented); under the general ed. V.A. Puchkova / EMERCOM of Russia. M .: FSBI VNII GOCHS (FC), 2015. 664 p.
4. The method of calculating indicators (indicators) of the state program "Protection of the population and territories from emergency situations, ensuring fire safety and safety of people on water bodies (EMERCOM of Russia December 17, 2015 № 2-4-87-55-14) .
5. Order of the Emergencies Ministry of Russia dated January 15, 2014 No. 12 "On the approval of the Instruction for checking and evaluating the activities of the territorial bodies of the Emergencies Ministry of Russia" (Access from the legal system "Consultant Plus" (appeal date: 03/08/2019).
6. Budakov V.I., Kalchenko D.V., Koroleva TM On the issue of prompt response to emergency situations / Problems of security and emergency situations. 2013. №6. P. 130-135.
7. Decree of the Government of the Russian Federation of December 30, 2003 No. 794 "On the Unified State System for the Prevention and Elimination of Emergencies" (Access from the legal system "ConsultantPlus" (circulation date: March 6, 2019).
8. Fedyukin V. K. Process Quality Management / St. Petersburg: Peter, 2005.-202p.
9. EV Zhovnerchuk Analysis of the impact of occupationally harmful factors on the mental health of servicemen on combat duty / E.V. Zhovnerchuk // Disaster Medicine, mbox 2011 №1. C.33-36
10. Boyko A. V., Nikulin N.A. Assessment of staffing by the personnel of the main department of the Emercom of Russia for the subject of the Russian Federation // Scientific and educational problems of civil protection. 2012. №1. Pp. 19-25.
11. Belyakov GP, Eremeev D.V. The study of the content of concepts: technical re-equipment, technical re-equipment, Modernization//Siberian Journal of Science and Technology. 2011 No. 3 (36). C.177-182.
12. Saidov A.A., Khaustov S.N. The choice of the criterion of the effectiveness of the functioning of the governing body EMERCOM of Russia of the municipality // Modern technologies for ensuring civil defense and eliminating the consequences of emergency situations. 2012. №1 (3). Pp. 394-399.
13. Voivod OV, Marchuk DP Ergonomics of working space // Scientific journal. 2016 № 6 (7). P.57-59.
14. Tuganov Yu.N. Features of encouraging military personnel of the armed forces of the Russian Federation: a theoretical aspect // Bulletin ZabGU. 2008. №3. P. 94-101.
15. Orlova L.V. Modern problems of decision-making theory // Science yesterday, today, tomorrow: Sat. Art. on mater. L int. scientific-practical conf. No. 9 (43). - Novosibirsk: SibAK, 2017. - p. 97-102.
16. Information and communication technologies for life safety: a monograph / ed. ed. P.A. Popova, EMERCOM of Russia. - M .: FSI VNII GOCHS (FC), 2009. - 272c.
17. Dobrov A.V. Fundamentals of the Theory of Efficiency (textbook) - Khimki: Federal State Educational Institution of Higher Professional Education AE of the State Russian Emergencies Ministry. 2009. - 136s.
ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ В КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЯХ ГОТОВНОСТЬ ОРГАНОВ ПОВСЕДНЕВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНОСТЬ РЕАГИРОВАНИЯ ВРЕМЯ РЕАГИРОВАНИЯ crisis management center the readiness of the bodies of daily management speed of response response time
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты