Спросить
Войти

Состояние репродуктивного здоровья подростков г. Новосибирска

Автор: Скосырева Галина Александровна

№ 2 - 2014 г.

14.00.00 медицинские и фармацевтические науки

УДК 618.1:613.956(571.14)

СОСТОЯНИЕ РЕПРОДУКТИВНОГО ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ Г. НОВОСИБИРСКА

Г. А. Скосырева1. Т. И. Рябиченкоы. Е. П. ТимофееваТ. В. КарцеваТ. Г. Косьянова1

1ФГБУ «Научный центр клинической и экспериментальной медицины» СО РАМН

(г. Новосибирск)

2ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава

России (г. Новосибирск)

Проведенное комплексное обследование 2015-ти детей подросткового возраста обоего пола от 15 до 18 лет в г. Новосибирске с 2000 по 2013 год показало, что подростки — и юноши, и девушки — учащиеся образовательных учреждений являются неблагополучной группой по состоянию репродуктивного здоровья, имеют низкий, не соответствующий требованиям современности, уровень репродуктивного образования и неадекватное половое воспитание в семье и требуют динамического диспансерного наблюдения.

Скосырева Галина Александровна — доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник ФГБУ «Научный центр клинической и экспериментальной медицины», рабочий телефон: (383) 346-51-43, e-mail: 2925871@mail.ru

Рябиченко Татьяна Ивановна — доктор медицинских наук, профессор кафедры пропедевтики детских болезней ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», главный научный сотрудник, руководитель группы патологии детей и репродуктивного здоровья ФГБУ «Научный центр клинической и экспериментальной медицины», рабочий телефон: (383) 346-51-43, e-mail: 2925871@mail.ru

Тимофеева Елена Петровна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры пропедевтики детских болезней ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: (383) 229-10-54, e-mail: timofeevae.p@mail.ru

Карцева Татьяна Валерьевна — доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой пропедевтики детских болезней ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: (383) 229-10-54, e-mail: kartseva-t@mail.ru

Косьянова Тамара Геннадьевна — научный сотрудник ФГБУ «Научный центр клинической и экспериментальной медицины», рабочий телефон: (383) 346-51-43, e-mail: 2925871@mail.ru

Введение. В подростковом периоде возникают многие медицинские проблемы. Они связаны с физиологическими и психологическими особенностями организма на этом этапе развития. Наиболее значимые из них следующие: процессы роста и формирования телосложения по женскому или мужскому типам; развитие и становление вторичных половых признаков; проявление сексуальной активности; появление выраженной психологической зависимости от сверстников; возникновение хронических заболеваний; возможность появления болезней, обусловленных сексуальным поведением. Время полового созревания исследователи называют критическим периодом постнатального развития женского и мужского организмов [1, 2, 5].

Особую остроту и актуальность вызывает состояние репродуктивного здоровья подростков, которых можно назвать поколением надежды на оздоровление нации. Значимая доля расстройств репродуктивного здоровья возникает как результат заболеваний органов репродуктивной системы, начавшихся в детском и подростковом возрасте [3, 4].

Фонд ООН по народонаселению, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) уделяют этой проблеме большое внимание. В качестве основных направлений работы в сфере охраны репродуктивного здоровья подростков признаны предупреждение подростковой беременности; предупреждение заболеваний, передающихся половым путем; оказание комплекса медико-санитарных услуг в специальных медицинских учреждениях; распространение информации о репродуктивном здоровье; усиление роли семьи в охране репродуктивного здоровья молодежи посредством повышения информированности родителей в вопросах здоровья и полового созревания детей; улучшение просветительской работы в учебных заведениях и вне их; увеличение числа исследований репродуктивного здоровья подростков [1, 6, 7].

Таким образом, проблемы состояния репродуктивного здоровья молодого поколения и их медико-социальная направленность в современных условиях являются актуальными, что и послужило основанием для проведения настоящего исследования.

Цель: изучить и сравнить состояние репродуктивного здоровья у девушек и юношей пубертатного возраста из учебных заведений с повышенной и обычной умственной нагрузкой крупного мегаполиса Сибири по данным многолетнего мониторинга с 2000 по 2013 год.

Материалы и методы. С информированного согласия детей, их родителей и разрешения этического комитета, согласно этическим стандартам, разработанным в соответствии с Хельсинской декларацией, было проведено обследование 2015-ти детей (средний возраст — 15,7 ± 0,5 года) подросткового возраста г. Новосибирска в течение 2000-2013 годов.

Для изучения влияния учебной нагрузки на репродуктивное здоровье подростков, обучающихся в образовательных учреждениях, были сформированы две сопоставимые выборки: 1-я группа — основная (с повышенной учебной нагрузкой) — 575 учащихся лицея (280 мальчиков, 295 девочек), 2-я группа — контрольная (с обычной учебной нагрузкой) — 1440 учащихся общеобразовательных школ (800 мальчиков, 640 девочек). В 1-й группе преподавание велось по программе с более высокой учебной нагрузкой, построенной по принципу интенсификации обучения, во 2-й группе — по традиционной программе.

Комплекс обследования включал сбор жалоб, данные анамнеза, изучение медицинских амбулаторных карт, выборку из индивидуальных медицинских карт школьников, анкетирование, осмотр педиатра, гинеколога, андролога, общеклиническое обследование, ультразвуковое исследование органов малого таза.

Половое развитие оценивали путем вычисления суммарного бала половых признаков соответственно возрастным стандартам, функциональному состоянию половой системы, возрасту появления первой менструации, характеристике менструальной функции. В соскобах из цервикального канала и заднего свода влагалища методом полимеразной цепной реакции (ПЦР) идентифицированы вирусы герпеса 1-2-го типа, вирусы папилломы человека (16,18 тип), хламидиоза и уреаплазмоза. Проводился посев содержимого заднего свода влагалища, и исследовалась микроскопия мазков, окрашенных по Граму.

Статистическая обработка материала проводилась с использованием пакета статистических программ Statistica 7.0 («StatSoft», США).

Результаты исследования и обсуждение. Данные, полученные в ходе настоящего исследования, свидетельствуют о том, что современные подростки обоего пола из обеих групп имеют недостаточный, не соответствующий требованиям современности, уровень репродуктивного образования. Уровень информированности по вопросам профилактики инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), и медицинского аборта 70,7 % подростков обеих групп считают достаточным, формируется у них под доминирующим влиянием СМИ (100,0 %) и ближайшего социального окружения (родители и члены семьи — 49,8 %, подруги, друзья — 51,2 %). Больше половины (65,2 %) подростков 1-й группы и 38,0 % подростков 2-й группы считают приемлемым обсуждение с ребенком в семье вопросов, касающихся интимных отношений и деторождения (р < 0,05). Большинство опрошенных подростков из обеих групп без достоверных различий (85,0 и 79,7 % соответственно) считают, что репродуктивное образование должно быть частью образовательного процесса, аналогичное мнение высказывают 90,2 и 80,0 % матерей, воспитывающих детей подросткового возраста.

Анализ состояния репродуктивного здоровья у девочек-подростков проводился по степени выраженности вторичных половых признаков, возрасту наступления менархе, частоте встречаемости нарушений овариально-менструального цикла и гинекологической заболеваемости. У большинства девочек обеих групп (75,1 и 91,0 % соответственно, р > 0,05) половая формула соответствовала возрастным стандартам. Достоверно чаще у девушек-подростков 1-й группы наблюдалось отставание полового развития (24,9 и 9,0 % соответственно, р < 0,05): недоразвитие или слабое развитие молочных желез, задержка оволосения лобка и подмышечных впадин, возраста появления менархе.

Анализ становления месячных также показал различия по группам: у девочек основной группы в большем проценте наблюдений начало месячных зарегистрировано в 11-12 лет, а в группе сравнения — 13-14 лет. Начало менархе в 15-16 лет в основной группе отмечено в 2 раза чаще (6,3 и 3,0 % соответственно, р < 0,05) на фоне дефицита массы тела. Отсутствие месячных на момент обследования было у 3-х девочек основной группы.

Среди обследованных девушек-подростков 1-й и 2-й групп менструации установились сразу — у 39,8 и 52,0 % соответственно. Анализ показал, что у девочек с повышенной умственной нагрузкой в 2 раза чаще, по сравнению с группой с обычной умственной нагрузкой, месячные установились более чем через год. Наиболее характерными были 28—32-дневные циклы продолжительностью от 3-х до 6-ти дней. У девочек 1-й группы длительность кровотечения во время месячных более 6-7-ми дней отмечалась чаще, чем

во 2-й группе (30,9 и 8,6 % соответственно, р < 0,05). Нарушения менструальной функции в виде дисменореи наблюдались у девочек из обеих групп у 27,5 и у 14,0 % соответственно без достоверных различий, ювенильные маточные кровотечения наблюдались только у 3,0 % девочек основной группы. Частота предменструального синдрома у подростков обеих групп составила 19,9 и 17,0 % соответственно без достоверных различий. У 6,5 % девочек основной группы клинически выявлена фиброзно-кистозная мастопатия, которая сочеталась с нарушениями менструально-овариального цикла.

Проведенное исследование позволило установить, что среди современных девушек-подростков 29,3 % 1-й группы и 59,9 % 2-й группы (р < 0,05) сексуально активны. Девушки начинают половую жизнь до совершеннолетия, в том числе 10,7 % — в возрасте моложе 15 лет. Средний возраст их сексуального дебюта составляет 16,7 ± 0,06 и 15,7 ± 0,03 года соответственно.

С целью контрацепции в обеих группах девушки подросткового возраста в основном использовали барьерные методы — 65,0 %, гормональные — 18,0 %, прерванный половой акт — 11 %, 6 % девушек не использовали никаких методов контрацепции. Во 2-й группе 4,3 % девушек в анамнезе имели беременность, прерванную медицинским абортом.

Более чем у половины (54,5 %) девочек подросткового возраста с повышенной умственной нагрузкой при ультразвуковом исследовании выявлены разнообразные изменения: у 17,0 % выявлена гипоплазия матки, которая наблюдалась чаще у подростков с дефицитом массы тела, у 15,0 % — ретродевиация матки, у 5,0 % — седловидная матка, у 4,0 % — двурогая матка, у 26,0 % — мультифолликулярные изменения яичников, в группе сравнения — у 7,0 %. Ретенционные образования яичников встречались одинаково часто в обеих группах (6,6 и 8,8 % соответственно, р > 0,05).

Хронические воспалительные заболевания органов малого таза выявлены в обеих группах (32,2 и 35,9 % соответственно, р > 0,05). При бактериологическом и ПЦР исследованиях содержимого цервикального канала и заднего свода влагалища выделены различные типы бактериально-вирусных ассоциаций: E. coli, Enterococcus faecalis, Klebsiella pneumoniae — 25,8 %, Trichomonas vaginalis — 6 %, Сandida albicans — 16 %, Ureaplasma species — 33,3 %, Chlamidia trachomatis — 16,7 %, Human Papillomavirus (16,18 тип) — 6,7 %, Herpes simplex virus (1, 2 тип) — 3,3 %.

Оценка полового развития юношей показала, что у 19,0 % юношей 1-й группы и у 67,7 % 2-й группы половое развитие соответствовало возрасту (р < 0,05). Достоверно чаще у 81,0 % 1-й группы выявлены признаки задержки и дисгармоничного полового развития (задержка в изменении тембра голоса и увеличение щитовидного хряща, замедление развития мышечной массы и архитектоники скелета по мужскому типу, оволосение лобка и подмышечных впадин). У каждого четвертого мальчика подросткового возраста 1-й группы, у каждого шестого 2-й группы обнаружены различные отклонения половой сферы (фимоз, крипторхизм, варикоцеле, гидроцеле, состояние после операции по поводу варикоцеле, гипоплазия правого яичка, гипоплазия левого яичка, гипоплазия обоих яичек, гинекомастия).

Заключение. Проведенное исследование показало, что подростки — и юноши, и девушки — учащиеся образовательных учреждений являются неблагополучной группой по состоянию репродуктивного здоровья.

Результаты оценки состояния репродуктивного здоровья подростков, обучающихся в образовательных учреждениях с повышенным и обычным уровнями умственной

нагрузки в условиях крупного мегаполиса Сибири показали, что учащиеся достоверно различаются по ряду показателей. У девушек с повышенной умственной нагрузкой чаще встречаются задержки полового созревания, нарушения менструально-овариального цикла, врожденные аномалии и пороки развития внутренних половых органов. У юношей с повышенной умственной нагрузкой чаще встречается задержка полового созревания и разнообразная патология наружных и внутренних половых органов.

Данные, полученные в ходе настоящего исследования, свидетельствуют о том, что современные подростки из обеих групп имеют низкий, не соответствующий требованиям современности, уровень репродуктивного образования и неадекватное половое воспитание в семье.

Указанные изменения в будущем способны инициировать неблагоприятный фон для зачатия и вынашивания беременности. В план диспансерного наблюдения за детьми подросткового возраста необходимо включать гинеколога, андролога, так как раннее выявление нарушений репродуктивного здоровья, проведение оздоровительных мероприятий является профилактикой патологии половых функций.

Список литературы

1. Баранов А. А. Репродуктивное здоровье детей Российской Федерации: проблемы и пути их решения / А. А. Баранов, С. М. Шарков, С. П. Яцык // Рос. педиатр. журн. — 2010.

- № 1. — С. 4-7.

2. Коколина В. Ф. Детская и подростковая гинекология : руководство для врачей / В. Ф. Коколина. — М. : ИД «МЕДПРАКТИКА-М», 2012. — 680 с.
3. Кучма В. Р. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» как инструмент охраны и укрепления здоровья подростков / В. Р. Кучма, И. К. Рапопорт // Репродуктивное здоровье детей и подростков. — 2011. — № 2. — С. 11-21.
4. Лещенко О. Я. Образовательные программы профилактики нарушений репродуктивного здоровья и формирования репродуктивной и сексуальной культуры современной молодежи (обзор литературы) / О. Я. Лещенко // Бюл. ВСНЦ СО РАМН.

— 2012. — № 2, ч. 2. — С. 168-172.

5. Уварова Е. В. Проблемы репродуктивного здоровья девочек России / Е. В. Уварова // Справ. фельдшера и акушерки. — 2009. — № 1. — С. 7-14.
6. Образовательные медико-просветительские программы в России / Е. В. Уварова, Н. Д. Ходжемирова, Н. К. Громова [и др.] // Репродуктивное здоровье детей

и подростков. — 2007. — № 5. — С. 70-72.

7. Golbasi Z. Evaluation of schoolbased reproductive health éducation program for adolescent girls / Z. Golbasi, L. Taskin // Int. J. Adolesc. Med. Health. — 2009. — Vol. 21 (3). — P. 395-404.

STATE OF GENESIAL HEALTH AT TEENAGERS IN NOVOSIBIRSK

G. A. Skosyreva1. T. I. Ryabchenko&-2, E. P. Timofeeva2. T. V. Kartseva2. T. G. Kosyanova1

1FSBE «Scientific center of clinical and experimental medicine» SB RAMS (Novosibirsk c.) 2SBEIHPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health» (Novosibirsk c.)

The conducted complex examination of 2015 teenagers of both sexes aged from 15 to 18 years in Novosibirsk from 2000 to 2013 showed that teenagers — both young men, and girls — pupils of educational institution are unsuccessful group according to the state of genesial health. They have low ineligible for modernity level of genesial education and inappropriate sexual education in family and demand a dynamic dispensary observation.

About authors:

Skosyreva Galina Aleksandrovna — doctor of medical science, leading research assistant at FSBE «Scientific center of clinical and experimental medicine» SB RAMS, office phone: (383) 346-51-43, e-mail: 2925871@mail.ru

Ryabichenko Tatyana Ivanovna — doctor of medical sciences, professor of chair of pediatric diseases propaedeutics at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», chief research scientist, head of pediatric pathology and genesial health group at FSBE «Scientific center of clinical and experimental medicine» SB RAMS, office phone: (383) 346-51-43, e-mail: 2925871@mail.ru

Timofeeva Elena Petrovna — candidate of medical science, assistant professor of chair of pediatric diseases propaedeutics at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», office phone: (383) 229-10-54, e-mail: timofeevae.p@mail.ru

Kartseva Tatyana Valerievna — doctor of medical sciences, professor, head of chair of pediatric diseases propaedeutics at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», office phone: (383) 229-10-54, e-mail: kartseva-t@mail.ru

Kosyanova Tamara Gennadyevna — research scientist at FSBE «Scientific center of clinical and experimental medicine» SB RAMS, office phone: (383) 346-51-43, e-mail: 2925871@mail.ru

List of the Literature:

1. Baranov A. A. Genesial health of children of the Russian Federation: problems and ways of the decision / A. A. Baranov, S. M. Sharkov, S. P. Yatsyk // Rus. pediatrician. journ.

— 2010. — № 1. — P. 4-7.

2. Kokolina V. F. Pediatric and teenage gynecology: guidance for doctors / V. F. Kokolin. — M.: «MEDPRACTICE-M» PH, 2012. — 680 P.
3. Kuchma V. R. Strategy «Health and development of teenagers of Russia» as instrument of protection and strengthening of health of teenagers / V. R. Kuchma, I. K. Rapoport // Genesial health of children and teenagers. — 2011. — № 2. — P. 11-21.
4. Leshchenko O. Y. Educational programs of prophylaxis of disturbances of genesial health and formation of genesial and sex culture of modern youth (the literature review) / O. Y. Leshchenko // Bulletin of ESSC SB RAMS. - 2012 . - № 2, P. 2 . - P. 168-172.
5. Uvarova E. V. Problems of genesial health of girls of Russia / E. V. Uvarova // Guidance of paramedic and obstetrician. — 2009. — № 1. — P. 7-14.
6. Educational medico-educational programs in Russia / E. V. Uvarova, N. D. Hodzhemirova, N. K. Gromova [etc.] // Genesial health of children and teenagers. — 2007. — № 5. — P. 70-72.
7. Golbasi Z. Evaluation of schoolbased reproductive health education program for adolescent girls / Z. Golbasi, L. Taskin // Int. J. Adolesc. Med. Health. — 2009. — Vol. 21 (3). — P. 395-404.
ПОДРОСТКИ РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ teenagers genesial health sexual maturation
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты