Спросить
Войти

Диспансеризация и медицинская реабилитация детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Автор: Ходарев С.В.

РЕАБИЛИТАЦИЯ

к<еквк1

Диспансеризация и медицинская реабилитация детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Ходарев С. В., д.м.н., заслуженный врач РФ, главный врач ГУЗ «ЦВМиР №1» РО; Выгонская Т. В., начальник отдела Охраны здоровья женщин и детей управления лечебно-профилактической помощи МЗ РО; Поддубная Т. М., к.м.н., зав. отделением детской медицинской реабилитации, ГУЗ «Центр восстановительной медицины и реабилитации №1» Ростовской области; г. Ростов-на-Дону

В течение трех лет в Ростовской области, как и во всей России, проводилась диспансеризация детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации [1, 2]. За это время был накоплен определенный опыт, который позволил провести коррекцию некоторых положений, а самое главное — оценить эффективность работы проекта.

В Ростовской области для проведения медицинских осмотров детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, было задействовано 16 лечебно-профилактических учреждений. Подлежали диспансеризации воспитанники 134 стационарных учреждений, подведомственных Министерству общего и профессионального образования Ростовской области. В 2007 году прошли диспансеризацию 2613 человек, в 2008 — 7445, в 2009 — 8344 ребенка. Всего за три года первично было осмотрено 9112 детей.

В структуре заболеваний на первом месте находились психические расстройства и расстройства поведения — 16,7% (в 2008 г. — 15,7%). Второе и третье места делили в разные годы болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (15,1%) и болезни органов пищеварения — 13,8%. При анализе результатов проведенной работы установлено, что у каждого ребенка в среднем зарегистрировано три заболевания.

Впервые выявленные заболевания составили 42% (в 2008 г. — 45,2%). В структуре впервые выявленной патологии на первом месте находились болезни органов пищеварения — 19,2% (в 2008 г. — 19,3%), на втором месте — болезни глаза и его придаточного аппарата (13,6%), на третьем месте находились болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани — 11,2%.

В числе учреждений, осуществляющих диспансеризацию детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, находилось и ГУЗ «ЦВМиР №1» РО — современное лечебно-профилактическое многопрофильное учреждение, оснащенное новейшим медицинским оборудованием, в течение 20 лет оказывающее реабилитационную помощь взрослому и детскому населению. Сотрудниками Центра в 2007 году были осмотрены 259 детей-сирот, в 2008 году — 426 и в 2009 — 458 детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Всего за три года первично было осмотрено 554 ребенка. Структура заболеваемости этих детей мало отличалась от общей картины.

Учитывая структуру заболеваемости осмотренных детей, профиль и возможности ГУЗ «ЦВМиР №1» РО, в ходе диспансеризации сотрудниками центра были предложены реабилитационные программы для повышения эффективности внедряемого проекта (табл. 1, 2) [3]. В процессе первого года диспансеризации было обнаружено, что не у всех детей с выявленной патологией поставлен окончательный диагноз — более 25% детей нуждались в углубленном обследовании. В связи с этим проведено углубленное клиническое обследование 67 детей в 2007 году, 116 — в 2008, 120 детей — в 2009 году.

Заболевания костно-мышечной системы были впервые выявлены у 65 детей в 2007 году, у 269 — в 2008, и у 205 человек — в 2009. Диагноз сколиоз (М41.1) выставлен 59 детям в 2007 году, 250 — в 2008 и 191 ребенку — в 2009 году; плоскостопие (М21.4) — 40 детям в 2007, 150 — в 2008, 124 — в 2009 году. Сочетание этих патологических состояний отмечалось у 38 детей в 2007, у 146 — в 2008 и у 119 человек — в 2009 году. Полученные результаты (у 44,3% детей в течение трех лет впервые выявлены различные заболевания опорно-двигательного аппарата) сопоставимы с результатами осмотров, проводимых нами в организованных коллективах. Так, у 48% школьников и 36,5% детей в дошкольных образовательных учреждениях выявлялись нарушения осанки, сколиоз и плоскостопие. Чаще всего отмечались нарушения осанки и сколиоз, как у детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (41%), так и у школьников и дошкольников, посещающих ДОУ (42% и 33,4%, соответственно). Всем детям были назначены реабилитационные мероприятия, включающие массаж, лечебную физкультуру (ЛФК), а детям с плоскостопием рекомендовано использование ортопедических стелек. Контроль выполнения назначений и динамическое наблюдение выявило стабилизацию состояния у подавляющего большинства детей (табл. 3).

Особое внимание уделялось эндокринной патологии, в частности, заболеваниям щитовидной железы. Всем нуждающимся детям было проведено дополнительное обследование — УЗИ щитовидной железы, определение свободного тироксина (Т4), тиреотропного гормона (ТТГ) и антител к микросомальным ферментам в крови. Это позволило установить следующие диагнозы: диффузный токсический зоб, тиреотоксикоз (Е05.0) — у 1 человека в 2007 году, у 3 детей в 2008, и у 5 человек — в 2009 году; субклинический гипотиреоз (Е03.0) — у 11 человек в 2007 году, у 15 — в 2008 и 2009; аутоиммунный ти-реоидит (Е06.3) — у 19 детей в 2007, у 23 — в 2008, и у 25 — в 2009 году; диффузный нетоксический зоб (Е04.0) — у 85 человек в 2007 году, у 100 — в 2008 году, и у 115 — в 2009. У детей, осмотренных в школах и дошкольных образовательных учреждениях, также превалировало выявление диффузного нетоксического зоба (19,4% и 24,2% соответственно), что незначительно отличалось от полученных показателей у детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (27,1%).

Согласно установленным диагнозам, для всех детей были разработаны индивидуальные программы медицинской реабилитации и даны методические рекомендации по проведению йодной профилактики централизованным методом на базе детских домов. В дальнейшем осуществлялось динамическое наблюдение за детьми врачом-эндокринологом. На фоне лечения отмечалось сокращение размеров зоба, либо нормализация размеров щитовидной железы. Дети с нарушениями питания в 2007 году составили 10% обследованных, в 2008 и 2009 годах — 8,7%. Им был проведен расчет и коррекция

навву

питания, после чего большинство пациентов начало прибавлять в весе (табл. 4).

Детям с заболеваниями нервной системы после осмотра неврологом назначалось по показаниям углубленное обследование: электроэнцефалограмма (ЭЭГ), реоэнце-фалограмма (РЭГ), электрокардиограмма (ЭКГ), доппле-рография сосудов головы и шеи, рентгенография черепа и позвоночника, психологическое тестирование. Полученные данные позволили впервые установить диагнозы 41 ребенку в 2007 году, 71 - в 2008, 101 - в 2009. Так, диагноз эпилепсии (¿40.0) был выставлен 3 детям в 2007 и 2008 годах, 4 — в 2009; минимальной мозговой дисфункции (¿93.4) — 12 детям в 2007 году, 28 — в 2008, и 43 — в 2009; вегетососудистой дистонии (¿90.8) — 26 детям в 2007, 40 — в 2008, 54 детям — в 2009 году. Среди всех заболеваний нервной системы у детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, так же, как у детей, осмотренных нами в организованных коллективах, чаще всего отмечались минимальная мозговая дисфункция (ММД) и вегетососудистая дистония (ВСД) (табл. 5).

Реабилитационные мероприятия для детей с заболеваниями центральной нервной системы (ЦНС) проводились на фоне динамического наблюдения, базисной

медикаментозной терапии с учетом ведущего синдрома, сопутствующих заболеваний и включали:

• регулярный прием поливитаминных препаратов, витамино-минеральных комплексов (нейромультивит и др.);

• массаж шейно-воротниковой зоны, спины, верхних и/или нижних конечностей 2 раза в год;

• лечебную физкультуру;

• различные методы рефлексотерапии

и физиотерапии (электрофорез со спазмолитиками, электрофорез с нейромедином и др.);

• психокоррекционную работу (групповую и индивидуальную психотерапию);

• занятия с логопедом (по показаниям);

• медикаментозную коррекцию.

Большое внимание уделялось психологической помощи детям-сиротам и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации [4]. Ее основными целями являлись формирование чувства принадлежности к группе, позитивного отношения к своему «я» и сверстникам, развитие навыков социального поведения и самостоятельности, повышение уверенности в себе и защищенности, развитие способностей ребенка к сопереживанию, эмпатии. Психокоррекционные занятия носили курсовой характер

Таблица 1

Протокол восстановительно-реабилитационных мероприятий при различных заболеваниях у детей

I. Диагностические технологии

№ Наименование Частота назначения консультаций (исследований) Частота визитов (исследований) в течение 1 года Обоснование и требования к результатам

1 Анкетирование. Анализ данных, полученных в результате анкетирования 100% 2 Оценка жалоб и данных анамнеза, разработка индивидуальной программы диагностики, профилактики и реабилитации; контроль эффективности
2 Осмотр педиатра: антропометрия, оценка состояния физического развития с определением индекса массы тела (ИМТ), оценка состояния кожных покровов, пальпация щитовидной железы, пальпация регионарных лимфоузлов, оценка полового развития по Таннеру 100% 2 Клиническая оценка состояния ребенка, разработка индивидуальной программы диагностики, профилактики и реабилитации; контроль эффективности
3 Осмотр врачей-специалистов (эндокринолог, невролог, гастроэнтеролог и др.) 100% 2 Клиническая оценка состояния ребенка, разработка индивидуальной программы диагностики, профилактики и реабилитации; контроль эффективности
4 УЗИ щитовидной железы 100% 2 Определение размеров и структуры паренхимы щитовидной железы
5 ОАК, ОАМ 60% 1-2 Выявление анемиии, эозинофилии, лейкопении, лимфоцитоза
6 ЭЭГ 60% 2 Оценка соответствия уровня зрелости ЦНС возрасту ребенка
7 РЭГ 60% 2 Характеристика кровонаполнения сосудов головного мозга
8 Оценка вегетативного статуса с помощью аппарата кардиоинтервалографии 60% 2 Оценка вегетативного статуса (предварительная)
9 Оценка вегетативного статуса (2 уровень) 50% 1 Оценка вегетативного статуса, разработка индивидуальной программы реабилитации, контроль эффективности
10 УЗИ 100% 2 Выявление органических заболеваний ЖКТ
11 Копрологическое исследование 100% 1-2 Выявление синдрома внешнесекреторной недостаточности поджелудочной железы, мальдигестии
12 Исследование кала на гельминты 100% 1-2 Исключение паразитарных заболеваний
13 Исследование крови на выявление антител к лямблиям 80% 1-2 Исключение лямблиоза
14 Исследование кала на дисбактериоз 90% 1-2 Уточнение бактериального пейзажа толстой кишки
15 Биохимическое исследование крови (билирубин общий, прямой, непрямой; АСТ АЛТ, щелочная фосфатаза, амилаза) 60% 1 Исключение заболеваний гепатобилиарной системы и поджелудочной железы, целиакии
16 Прием (консультация) психолога 100% 2-4 Диагностика состояния психоэмоциональной сферы, выявление дополнительных факторов риска, коррекция программ
17 Прием (консультация) врача-физиотерапевта 100% 1-2 Назначение программы физиопрофилактики, контроль эффективности
18 Прием (консультация) рефлексотерапевта 60% 1-2 Назначение программ рефлексопрофилактики, контроль эффективности
19 Прием (консультация) врача ЛФК 60% 1-2 Назначение программы ЛФК и контроль эффективности

№3(26) • 2011

www.akvarel2002.ru

Таблица 2

Протокол восстановительно-реабилитационных мероприятий при различных заболеваниях у детей

II. Здоровье-корригирующие технологии

№ Наименование Частота назначения методов Количество процедур в течение 1 курса Частота применения методов (количество курсов) в течение 1 года Обоснование и требование к результатам

1 Соблюдение режима дня 100% постоянно постоянно Неспецифическое воздействие на организм ребенка, способствующее его нормальному созреванию и развитию Соблюдение норм физиологической потребности организма по белкам, жирам, углеводам, микроэлементам Стимуляция неспецифической резистентности организма Профилактика гиповитаминоза
2 Сбалансированное питание 100% постоянно постоянно
3 Закаливание 100% постоянно постоянно
4 Витаминопрофилактика (поливитаминные препараты) 100% 2 мес. 1
5 Проведение массовой йодной профилактики. Введение в рацион продуктов, обогащенных йодом (соль, хлеб) 100% постоянно постоянно Увеличение ежедневного поступления йода с продуктами питания
6 Индивидуальная профилактика ЙДЗ. Назначение препаратов йода в лечебной дозе 40% 6 мес. 1-2 Компенсация клинических проявлений йодного дефицита путем назначения лечебных доз йода в виде лекарственных препаратов
7 Прием корректоров мозгового метаболизма, антиоксидантов 60% 1 мес. 2 Способствуют реституционным механизмам восстановления, повышению устойчивости мозга к гипоксии, коррекция мозгового метаболизма
8 Прием пробиотиков, пребиотиков, симбиотиков 80% по показаниям по показаниям Ингибирование роста, размножения и колонизации патогенных и условно-патогенных микроорганизмов, создание оптимальных условий для развития облигатных микроорганизмов, иммуномодулирующее действие, оптимизация физиологических функций и биохимических реакций организма
9 Прием желчегонных препаратов, гепатопротекторов 60% по показаниям по показаниям Нормализация оттока желчи. Нормализация функциональных возможностей печени
10 Психологическая профилактика 100% 10-15 2-3 Коррекция нарушений психоэмоциональной сферы
11 Физиотерапия 100% 10-12 2 Стимуляция деятельности различных органов и систем, в зависимости от выявленной патологии
12 Массаж шейно-воротниковой зоны, спины, конечностей 90% 10 2 Неспецифическая стимуляция экстероцептивной и проприоцептивной чувствительности, общетонизирующее действие, формирование нормального мышечного тонуса
13 Массаж (частичный, локальный, сегментарный) 100% 10-12 2 Снимает явления вегетативной дисфункции, улучшение двигательной активности и общего состояния ребенка
14 Физкультура 100% постоянно постоянно Улучшение степени физического развития ребенка

и осуществлялись в индивидуальной и групповой форме. Они включали методы психогимнастики, игровой психотерапии (игры с правилами, творческие игры, дидактические развивающие игры), моделирования и анализа заданных ситуаций, импровизации, дискуссии, арттера-пии (свободное и тематическое рисование, лепка, оригами). Использовалось реабилитационное оборудование, оказывающее комплексное воздействие на нервную систему — сенсорная комната (комплекс, направленный на нормализацию эмоциональной сферы, сенсорно-перцептивной и интеллектуальной деятельности), тренажер БОС-дыхание (коррекционно-оздоровительная система, работающая на принципе биологической обратной связи), галокамера.

В структуре заболеваний органов пищеварения первое место занимают функциональные нарушения желчного пузыря (К31.9), второе — хронический гастродуоде-нит (К29.8). Эти диагнозы были установлены впервые 24 детям в 2007 году, 95 — в 2008, и 37 — в 2009 году. Заболевания желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) были впервые выявлены у 21,3% детей, что несколько выше, чем у обследованных нами детей в дошкольных образовательных учреждениях (13,6%) и школьников (16,5%). Всем детям с выявленной патологией ЖКТ была рекомендована диетотерапия. В острый период заболевания назначалась медикаментозная терапия, физиопроцедуры,

включающие лечение лазером, индуктотермию, озоке-ритовые или парафиновые аппликации, электрофорез с лекарственными средствами (в зависимости от возможностей и оснащенности стационарных учреждений). В период неполной и полной ремиссии дополнительно рекомендовалась гидротерапия, ЛФК, психотерапия. Реабилитация детей с заболеваниями ЖКТ включала:

• рациональное питание, соответствующее форме и стадии основного заболевания;

• профилактику глистных и протозойных инвазий;

• регулярный прием поливитаминных препаратов, витамино-минеральных комплексов (юникап и др.);

• прием пребиотиков, пробиотиков, симбиотиков;

• массаж живота 2 раза в год;

• лечебную физкультуру, в том числе дыхательную гимнастику;

• различные методы рефлексотерапии

и физиотерапии по общепринятым методикам (в зависимости от нозологии);

• психологическую профилактику;

• медикаментозное лечение в зависимости от нозологии. Так, при функциональных расстройствах желчного пузыря рекомендован прием желчегонных препаратов, гепа-топротекторов. При хроническом гастрите, хроническом гастродуодените показан прием противовоспалительных

РЕАБИЛИТАЦИЯ

средств, антацидов и гепатопротекторов. При функциональных расстройствах кишечника в первую очередь рекомендуется прием пробиотиков и пребиотиков.

Наш опыт показывает необходимость выявления заболеваний органов пищеварения на ранних стадиях, динамического наблюдения за детьми и своевременного проведения лечебно-профилактических и реабилитационных мероприятий. Правильно выбранная тактика и индивидуальный подход, плановое противорецидивное лечение предупреждают прогрессирование процесса в области ЖКТ (табл. 6).

Около 25% воспитанников детских домов были отнесены к группе часто и длительно болеющих детей. Реабилитация этого контингента проводилась педиатром совместно с лор-врачом и аллергологом-иммунологом.

Восстановительное лечение включало: • рациональное питание с достаточным поступлением белка;

• регулярный прием поливитаминных препаратов, витамино-минеральных комплексов (компливит, алфавит, мультитабс иммуно кидс и др.);

• массаж грудной клетки и шейно-воротниковой зоны 2 раза в год;

• лечебную физкультуру, включая дыхательную гимнастику;

• различные методы рефлексотерапии

и физиотерапии по общеукрепляющим методикам;

• санацию очагов хронической инфекции, включая лор-органы и ротовую полость (своевременное лечение кариеса);

• медикаментозную иммунореабилитацию.

Для профилактики острых респираторных вирусных инфекций был рекомендован комплекс мероприятий, включающий:

Таблица 3

Динамика состояния здоровья детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата

2007 г. 2008 г. 2009 г.

Диагноз До реабилитации После реабилитации До реабилитации После реабилитации До реабилитации После реабилитации

Сколиоз 22,8% 19,3% 59,1% 57,3% 41,7% 37,9%

Плоскостопие 15,4% 12,4% 35,2% 26,3% 27,0% 21,4%

Таблица 4

Динамика состояния здоровья детей с заболеваниями эндокринной системы

2007 г. 2008 г. 2009 г.

Диагноз До реабилитации После реабилитации До реабилитации После реабилитации До реабилитации После реабилитации

Диффузный токсический зоб 0,4% 0 0,8% 0 1,1% 0,2%

Субклинический гипотиреоз 4,2% 1,2% 3,5% 1,2% 3,3% 0,9%

Аутоиммунный тиреоидит 7,3% 4,2% 5,3% 3,5% 5,5% 2,4%

Диффузный нетоксический зоб 33,0% 15,4% 23,5% 12,2% 25,1% 13,1%

Нарушения питания 10,0% 2,6% 8,7% 3,3% 8,7% 3,8%

Таблица 5

Динамика состояния здоровья детей с заболеваниями нервной системы

Диагноз

Эпилепсия

реабилитации

1,2%
4,6%
10,0%

После реабилитации

1,2%
3,9%
7,7%

реабилитации

0,7%
9,4%

После До

реабилитации реабилитации

0,7% 5,9% 6,6%
0,9%
9,4%
11,8%

После реабилитации

0,7%
8,7%
7,9%

Таблица 6

Динамика состояния здоровья детей с заболеваниями ЖКТ

Диагноз 2007 г. 2008 г. 2009 г.

До реабилитации После реабилитации До реабилитации После реабилитации До реабилитации После реабилитации

Функциональные нарушения желчного пузыря 5,4% 3,0% 12,7% 7,3% 4,8% 3,3%

Хронический гастродуоденит 3,9% 1,9% 9,6% 5,2% 3,3% 2,2%

№3(26) • 2011

www.akvarel2002.ru

• прием поливитаминных препаратов, витамино-минеральных комплексов (компливит, алфавит, мультитабс иммуно кидс и др.);

• закаливание по общепринятым методикам;

• массаж грудной клетки и шейно-воротниковой зоны;

• рефлексотерапию и физиотерапию по общеукрепляющим методикам;

• орошение слизистой оболочки носа изотоническим раствором морской воды;

• медикаментозную профилактику.

В 2008—2009 годах в приказе о диспансеризации был официально сделан акцент на необходимости реабилитационных мероприятий и их контроля [5]. Поэтому врачи нашего Центра, помимо составления индивидуальных коррекционных программ, в тесном взаимодействии с сотрудниками учреждения, где находились воспитанники, контролировали процесс реабилитации, давали необходимые методические рекомендации.

Наибольшую реабилитационную помощь мы оказали детям-сиротам и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, с соматической патологией. Именно им проведенные мероприятия позволили улучшить группу здоровья, подготовить к усыновлению. Процент выполнения индивидуальных программ реабилитации у детей-инвалидов, н уждающихся в длительных курсах физиотерапии, был значительно ниже, что связано с отсутствием необходимых специалистов и оборудования в учреждениях стационарного пребывания детей. Поэтому, по нашему мнению, для эффективной помощи этим детям необходимо, в первую очередь, увеличить количество подготовленного персонала (психологи, логопеды, массажисты) и соответствующего медицинского оборудования непосредственно в учреждениях, где проживают дети.

Таким образом, в ходе диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, именно реабилитационные мероприятия являются приоритетными и позволяют в полной мере реализовать планы, заложенные в основе национального проекта «Здоровье» в самой уязвимой группе детского населения — детей, оставшихся без попечения родителей [6]. Проведенная диспансеризация на базе Центра восстановительной медицины и реабилитации, имеющего в арсенале как квалифицированных специалистов, так и современное медицинское оборудование, позволяет осуществлять восстановительно-реабилитационные мероприятия, соблюдая принцип преемственности. Восстановительное лечение является следующим звеном этапов диспансеризации и позволяет эффективно оздо-равливать детей.

Выводы

1. После проведенного профилактического осмотра, регламентированного приказом, необходимо дополнительное обследование детей — проведение по показаниям ЭЭГ, РЭГ, допплерографии сосудов головы и шеи, рентгенографии черепа и позвоночника, психологического тестирования; для всех детей — определение уровня ТТГ в крови как скринингового показателя, позволяющего своевременно выявить заболевания щитовидной железы.
2. Программы индивидуальной реабилитации и психологические программы для разных нозологических форм необходимо составлять совместно специалистам лПу, проводящих реабилитацию, и медицинским работникам учреждений, в которых проживают дети. Это позволяет максимально использовать возможности стационарного учреждения и ЛПУ (планировать курсы стационарного лечения при необходимости). Совместные усилия ведут к повышению качества жизни детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
3. Для эффективной реализации индивидуальных реабилитационных планов у детей-инвалидов в коррек-ционных учреждениях целесообразно увеличить количество обученного персонала и соответствующего медицинского оборудования, в первую очередь, аппаратной физиотерапии.

Литература

1. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 02.07.07 №452 «О правилах проведения диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
2. Постановление Правительства РФ от 29.12.07 №945 «О порядке предоставления в 2008—2010 годах субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации».
3. Поддубная Т. М., Ходарев С. В., Выгонская Т. В. и др. Протоколы оздоровительно-реабилитационной помощи детям дошкольного возраста на амбулаторно-поликлиническом этапе. — Ростов-на-Дону, 2007.
4. Крюкова С. В., Слободник Н. П. Программы эмоционального развития детей. — М: ЦСПА «Генезис», 2003.
5. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 21.04.08 №183н «О проведении в 2008—2010 годах диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации».
6. Баранов А. А., Щеплягина Л. А., Ильин А. Г., Кучма В. Р. Состояние здоровья детей, как фактор национальной безопасности // Росс. педиатр. журнал. — 2005. — №2. — С. 4—8.

Сканеры УЗИ "РАСКАН"

По/шмгшо цифрюая обработка Выгатдй платность лучой

КОныкСный. г н чен ныв. ПОпМимв купьгичасгйгньн» даггч™ высадн плотности. Райсчие частети от 2.5 ¿о ю МГц. Динамичная фмсуенряи.

Доплер. Пушггироыащс. ^ИНЯКТПЯ

Пергампьчые настройки, Псмодь

База .^нньг*

Вычисления и

Пистограшл»!- ЗФ*лдоениа.

РвСГ£МЭТК9 эвдпм^м.

НПП ТАТЕ КС

т$ЗТ7в, С,-ГГ«п«(Рв>тм, ул.Дмсиая. А ТЙ, лом. 1/4 ТмЛфшхс: ДОЭН-Ю-74 7-7%

Переноорые приборы С еоминчостпми стационарна*. Лелсие, компактные с эдономным [МТДО^еМ.

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты