Спросить
Войти

Ожирение у детей: оценка качества жизни

Автор: Ахмедова Руслана Михадовна

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

УДК Б12.397.7-053.2-07

ОЖИРЕНИЕ У ДЕТЕЙ: ОЦЕНКА ТКАЧЕСТВА ЖИЗНИ

Р.М. Ахмедова, Л.В. Софронова,

ГБОУ ВПО «Пермская государственная медицинская академия»

Ахмедова Руслана Михадовна - e-mail: ru2710@yandex.ru

В настоящей работе представлены результаты исследования по оценке качества жизни 127 детей и подростков с ожирением и метаболическим синдромом с помощью опросника PedsQL 4.0 Pediatric Quality of Life Questionnaire (Varni et al., USA, 2001), а также опросник для родителей PedsQL 4.0-Parent. Установлено, что качество жизни детей, страдающих ожирением, ниже, чем у их здоровых сверстников. Родители оценивают качество жизни своих детей ниже, чем сами дети. Данный метод позволяет оценить психологическую и социальную адаптацию ребенка, его отношение к своему состоянию. Показана важная роль изучения качества жизни у детей с ожирением, для раннего выявления психо-эмоциональных нарушений и назначения соответствующей психологической поддержки.

This article shows the results of quality of life of127 children and adolescents with obesity and metabolic syndrome using questionnaire Peds QL 4.0 Pediatric Quality of life Questionnaire (Varni et, USA, 2001) and also using questionnaire for parents Peds QL 4.0 -Parent. It was determined that quality of life of children with obesity is worth than the quality of life healthy coevals. Parents esteem the quality of life of their children lower than the children themselves. The given method helps to mark psychological and social adaptation of a child, his attitude to his condition. This article shows the important role of studying quality of children life with obesity and helps to reveal early psycho-emotional disturbances and prescribe psychological support according to this disease.

Введение

Ожирение является одним из наиболее распространенных заболеваний эндокринной системы не только у взрослых, но и у детей. В настоящее время в развитых странах мира до пятнадцати процентов подростков страдают ожирением. В России ожирение имеют около восьми процентов городских школьников [1]. При наличии избыточной массы тела происходит изменение психоэмоционального статуса ребенка. Появляющееся чувство тревожности, агрессивности, незащищенности ухудшает качество жизни детей [2, 3]. В настоящее время признанным критерием оценки состояния здоровья как взрослых, так и детей считается показатель качества жизни, представляющий собой интегральную характеристику физического, психологического, эмоционального и социального функционирования пациента, основанную на его субъективном восприятии [4]. Качество жизни является необходимым компонентом комплексной оценки состояния больного. Оценка качества жизни наряду с традиционным медицинским заключением позволяет полно и объективно оценить состояние здоровья ребенка, четко представить суть клинической проблемы, выбрать наиболее рациональный подход к лечению, контролировать эффективность терапии по параметрам, находящимся на стыке научного подхода и субъективной точки зрения пациента [5, 6]. При оценке качества жизни детей необходим комплексный подход, учитывающий в совокупности мнение детей и родителей. В настоящее время существует несколько шкал и опросников для оценки социального функционирования и качества жизни. Одним из наиболее популярных опросников в мире, переведенным на 22 языка, является опросник PedsQL 4.0 - Pеdiatrie Quality of Life Questionnaire (Varni et al., USA, 2001), который использован в мультицентровых исследованиях США, Канады, Великобритании, Германии, Франции, Китая и зарекомендовал себя, как простой, надежный, чувствительный метод изучения качества жизни здоровых и больных детей различного возраста [7].

Цель исследования - изучение качества жизни у детей и подростков с ожирением.

Материалы и методы

В отделении эндокринологии МУЗ ГДКБ № 15 г. Перми обследованы 127 детей с ожирением - 62 девочки и 65 мальчиков, средний возраст обследованных составил 14,31+0,18 года. Оценивалось физическое и половое развитие детей; ожирение диагностировалось при индексе массы тела (ИМТ) выше 95 перцентиля. Обследование, помимо общеклинических показателей, включало суточное мониториро-вание артериального давления, определение липидного спектра, глюкозы, инсулина в крови, проведение стандартного глюкозотолерантного теста и определение гликирован-ного гемоглобина. У 42 детей с ожирением был диагностирован метаболический синдром. Группу контроля составили 120 практически здоровых детей и подростков без ожирения, сопоставимых с обследуемыми по полу и возрасту.

Использовался опросник по качеству жизни для детей в возрасте от 8 до 12 и от 13 до 18 лет PedsQL 4.0 Pediatric Quality of Life Questionnaire (Varni et al., USA, 2001), а также опросник для родителей PedsQL 4.0-Parent [7].

Качество жизни оценивали по физическому и психосоциальному здоровью, включающему эмоциональный, социальный аспекты и умственное функционирование. Общее количество баллов рассчитывали по 100-балльной шкале: чем выше итоговая величина, тем лучше качество жизни ребенка.

Обработку полученных данных проводили с использованием программы STATISTICA 6.0. Результаты оценивали по

среднему баллу. Различия считали статистически значимыми при р<0,05.

Результаты и их обсуждение

В ходе исследования сравнили показатели качества жизни здоровых детей г.Перми со средними значениями параметров качества жизни здоровых детей России (по данным организации-разработчика ГУ Научный центр здоровья детей РАМН, авторы Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Винярская И.В., 2010) [8]. Данные представлены в таблице 1.

ТАБЛИЦА 1.

Показатели качества жизни (в баллах) здоровых детей г. Перми в сравнении со средними данными по России

Параметры качества жизни Здоровые дети Перми Средне российские показатели Здоровые дети Перми Средне российские показатели

Возраст (годы) 8-12 13-17

Физическое функционирование 81 83 82 84

Эмоциональное функционирование 67 72 66 71

Умственное функционирование 74 72 75 71

Социальное функционирование 86 83 88 89

Общий показатель качества жизни 76 77 77 78

Как видно из таблицы, общий показатель по качеству жизни у здоровых детей Перми сопоставим со средним показателем по Российской федерации. Умеренные отличия получены при оценке эмоционального функционирования.

У детей Перми, как и у детей всей России, в обеих возрастных группах имела место одна и та же тенденция: значения физического и социального функционирования превышали показатели функционирования эмоционального и умственного.

Показатели качества жизни детей с ожирением в сравнении с группой контроля представлены в таблице 2.

ТАБЛИЦА 2.

Оценка показателей качества жизни пациентов с ожирением в сравнении со здоровыми детьми (баллы)

Параметры качества жизни Дети с ожирением Здоровые дети P

Физическое функционирование 71,7±1,96 81,9±1,43 0,017

Эмоциональное функционирование 63,8±1,58 66,53±1,51 0,385 н/д

Социальное функционирование 69,8±1,95 87,6±1,54 0,002

Умственное функционирование 66,9±1,78 74,7±1,47 0,012

Психо-социальное здоровье 69,5±1,35 76,3±1,24 0,031

Общий показатель КЖ 69,9±1,21 77,4±1,44 0,029

Как видно из таблице 2, суммарные показатели качества жизни у детей с ожирением статистически значимо ниже, нежели у детей группы сравнения. Наибольшие различия были выявлены по шкале «Социальное функционирование». Показатели физического функционирования у детей, страдающих ожирением, также достоверно ниже, чем у их здоровых сверстников. Дети с ожирением отмечали, что быстро устают при физической нагрузке, появляется одышка, мышечные боли, они хуже выполняют физические упражнения, реже участвуют в спортивных играх. Показатели эмоционального функционирования были низкими в обеих

группах обследованных, достоверных различий между группами не выявлено.

Проведено сопоставление показателей качества жизни мальчиков и девочек, страдающих ожирением (рис. 1).

Девочки с ожирением, по сравнению с мальчиками, ниже оценивали практически все показатели качества жизни. Однако статистически достоверные различия получены только по эмоциональному функционированию (р=0,034). По-видимому, девочки острее воспринимают дефекты внешности, связанные с избыточным весом.

На рис. 2 представлены результаты анкетирования детей, страдающих ожирением, и их родителей. Как видно на рис., родители оценивают качество жизни своих детей ниже, чем сами дети. Исключение составляют эмоциональное функционирование, где оценка родителей статистически выше. Возможно, родители недооценивали проблем своих детей, связанных со сферой общения.

Таким образом, качество жизни у детей с ожирением почти по всем показателям статистически достоверно хуже, чем у их сверстников с нормальной массой тела, что накладывает отпечаток на психо-эмоциональные особенности детей (развитие у них низкой самооценки, негативного отношения к себе с последующей тревогой и депрессией).

80,/ р=0,126 р=0,034 р=0,483 Р=0,061

р=0,262

60 / 50 ^
4о1^

Физ.ф. Эмоц.ф Соц.ф Пс-соц.ф Умств.ф □ Девочки ■ Мальчики

РИС. 1.

Качество жизни девочек и мальчиков с ожирением.

ЭФ СФ

□ дети ■ родители

Об.пок-ль

РИС. 2.

Качество жизни по результатам анкетирования детей с ожирением и их родителей.

Сопоставлены показатели качества жизни у детей с ожирением без осложнений (85 человек) и детей с метаболическим синдромом (42 ребенка). Общий показатель качества жизни у детей с неосложненным ожирением 70,49+1,31 балла, у детей с метаболическим синдромом 68,17+1,85 (р=0,384). Физическое функционирование у детей с неосложненным ожирением 76,45+1,66 у детей с метаболическим синдромом 69,86+2,31 (р=0,019). Показатели по

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

эмоциональному функционированию - 66,18+2,42 и 58,45+2,29 соответственно (р=0,029). Социальное функционирование у детей с ожирением без осложнений 77,39+19,43, у детей с МС 70,3+17,9 (р=0,047). Умственное функционирование - 70,05+20,29 и 64,9+20,18 соответственно (р=0,129). Таким образом, у детей с диагностированным метаболическим синдромом уровень физического, эмоционального и социального функционирования статистически значимо ниже, чем у пациентов с неосложненным ожирением.

У 17 человек с метаболическим синдромом одним из компонентов метаболического синдрома являлась артериальная гипертензия. Общий показатель качества жизни у детей с метаболическим синдромом при наличии артериальной гипертензии был достоверно ниже (60,28+4,87), чем у детей, у которых артериальная гипертензия не выявлена (72,05 +2,605) (р=0,021). При сравнении качества жизни детей с неосложненным ожирением и пациентов с нарушением углеводного обмена и дислипидемией статистически значимой разницы не получено.

Выводы

1. Показатели качества жизни у здоровых детей г. Перми сопоставимы со среднероссийскими показателями, некоторая разница отмечена в сторону снижения показателей у детей г. Перми в эмоциональном функционировании.
2. Установлено, что качество жизни детей, страдающих ожирением, статистически значимо ниже, чем их здоровых сверстников. У девочек эмоциональное функционирование снижено больше, чем у мальчиков. Родители оценивают качество жизни своих детей ниже, чем сами дети.
3. Установлена связь показателей качества жизни с выраженностью метаболических нарушений. Качество жизни у пациентов с метаболическим синдромом статистически значимо ниже, чем у детей с неосложненным ожирением. Наличие в структуре метаболического синдрома артериальной гипертензии приводит к еще большему снижению качества жизни.

Как известно, ожирение является хронической, упорно протекающей болезнью, трудно поддающейся лечебным воздействиям. Традиционные методы обследования дают одностороннее понятие о болезни и эффективности лечения, не позволяя оценить психологическую и социальную дезадаптацию ребенка, его отношение к своему состоянию. Ухудшение качества жизни у пациентов с ожирением неминуемо приводит к снижению фона настроения и самооценки. Психологические проблемы усугубляют, как правило, имеющиеся изначально, нарушения пищевого поведения преимущественно по эмоциогенному или ограничительному типу. Своевременное выявление психо-эмоциональных нарушений и соответствующая психологическая поддержка помогут пациенту справиться с его внутренними проблемами, будут способствовать усилению мотивации на соблюдение здорового образа жизни и окажут влияние на течение заболевания.

Литература

1. Дедов И.И., Мельниченко Г.А. Ожирение. М.: МИА, 2006. 456 с.
2. Маслова Н.Г., Малиевский О.А. Байтурина А.Т. Качество жизни детей с ожирением. Достижения науки - в практику детского эндокринолога: Матер. III Всероссийского науч.-практ. конф. М. 2005. С. 157.
3. Карцева Т.В., Казанина О.Н. Состояние здоровья и качество жизни детей и подростков, страдающих ожирением. Паллиатив. медицина и реабилитация. 2008. № 1. C. 5-10.
4. Новик А.А., Ионова Т.И. Исследование качества жизни в педиатрии /под ред. акад. Ю.Л. Шевченко. М.: РАЕН, 2008. 103 с.
5. Лукьянова Е.М. Оценка качества жизни в педиатрии. Качественная клиническая практика. 2002. № 4. С. 34-42.
6. Сластухина Г.А. Роль психологической коррекции в лечении ожирения у детей: Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Саратов. 2009. 30 с.
7. Varni J.W., Seid М., Kurtin P.S. The PedsQL 4.0: reliability and validity of the Pediatric Quality of Life Inventory VERSION 4.0 generic core scales in healthy and patient populations. Med Care. 2001. № 39. Р. 800-12.
8. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Винярская И.В. Изучение качества жизни в педиатрии. 2010. 272 с.
ДЕТИ ОЖИРЕНИЕ МЕТАБОЛИЧЕСКИЙ СИНДРОМ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ children obesity metabolic syndrome quality of life
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты