Спросить
Войти

Особенности состояния здоровья и адаптации подростков 16–17 лет к обучению в медицинском вузе

Автор: Софианиди А. И.

УДК 371.7

ОСОБЕННОСТИ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ 16-17 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

А. И. Софианиди*,

Л. А. Жданова, доктор медицинских наук

ГБОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия» Минздрава России, 153012, г. Иваново, Шереметевский просп., д. 8

РЕЗЮМЕ Представлена комплексная характеристика физического развития, состояния эмоциональной, вегетативной сфер, образа жизни студентов I курса Ивановской государственной медицинской академии. Оценена динамика состояния их здоровья в течение первого года обучения в вузе с учетом успешности их адаптации к учебе и коллективу сверстников.

* Ответственный за переписку (corresponding author): e-mail: nezkina@mail.ru

Несмотря на возросший в последние годы интерес исследователей к проблемам здоровья молодежи, работы, посвященные комплексному изучению состояния здоровья учащихся вузов, весьма немногочисленны. Кроме того, в научной литературе практически отсутствуют сведения о состоянии здоровья подростков 16-17 лет, обучающихся в медицинских вузах. Тем не менее изучение состояния их здоровья очень важно , прежде всего с позиции возрастной физиологии [5]. Таким образом, очевидна необходимость разработки программ активного формирования здоровья студентов начиная с I курса [6].

Целью исследования стала комплексная оценка состояния здоровья подростков в возрасте 16-17 лет, обучающихся на I курсе Ивановской государственной медицинской академии, а также характеристика процесса их адаптации к коллективу и учебным нагрузкам.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Всего было обследовано 100 подростков в возрасте 16-17 лет (35 юношей и 65 девушек). Проводилось изучение заболеваемости на основании выкопировки данных из первичной медицинской документации; определение уровня физического развития сигмальным методом; степени физической подготовленности по данным двигательных тестов; оценка состояния вегетативной сферы с использованием анкеты-опросника А. М. Вейна [1], спектрального анализа вариабельности сердечного ритма в покое и при активной ортостатической пробе [4]; диагностика уровня тревожности по шкале Ч. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханина [5].

Комплексная оценка состояния здоровья выполнялась по результатам медицинского осмотра, на основании выкопировки данных из первичной медицинской документации [3]. Для анализа образа жизни использовалась специально разработанная анкета; исследовался также социометрический статус [5] и успеваемость студентов по данным ежемесячных рейтингов.

В ходе исследовательской работы сопоставлялась динамика состояния здоровья и успешность адаптации студентов к учебе и коллективу сверстников.

PECULIARITIES OF ADAPTATION COURSE IN ADOLESCENTS AGED 16-17 YEARS AT THE BEGINNING OF FIRST ACADEMIC YEAR IN MEDICAL UNIVERSITY

Sofianidi A. I., Zhdanova L. A.

ABSTRACT Combined characteristics of physical development, emotional and vegetative spheres status, mode of life in first year medical students aged 16-17 years (Ivanovo State Medical Academy) were presented. The authors evaluated the dynamics of the adolescents health status in first academic year with due regard to the successfulness of their adaptation to academic process and student body.

Статистическая обработка материалов исследования проводилась с использованием пакета прикладных программ «^аНэИса» (версия 6.0), а также статистических функций программы «МБ Ехсе1».

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Установлено, что при поступлении в вуз лишь 7% студентов имели I группу здоровья, тогда как более чем у половины из них (64%) диагностированы функциональные отклонения, а у 29% -хронические заболевания. К концу учебного года отмечена неблагоприятная динамика состояния здоровья первокурсников (табл. 1): число подростков с I и II группами уменьшилось до 3 и 58% соответственно, а с III группой - увеличилось до 38,5% (р < 0,05).

В структуре хронической заболеваемости преобладали болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, органов кровообращения, глаза и его придаточного аппарата, частота которых статистически значимо увеличивалась к концу первого года обучения (табл. 2).

В начале обучения каждый третий студент имел высокий уровень тревожности, за первый год их число возросло: уже к концу первого семестра -в 1,5 раза, а к концу года - в 1,7 раза (табл. 3).

У половины подростков при поступлении в академию отмечались проявления вегетативной дистонии: жалобы на головные боли, головокружения, эмоциональную неустойчивость, повышенную утомляемость, расстройства сна (табл. 4). Их частота достоверно увеличилась уже к концу первого семестра - в 1,6 раза (с 48 до 77%). К концу первого года обучения клинические проявления вегетативной дистонии имелись почти у всех студентов (96%) (табл. 4).

В течение первого учебного года сохранилась высокая частота дефицита массы тела, которая выявлялась у каждого второго студента (51%). Избыток массы встречался значительно реже: 7,6% - в начале и 11% - в конце первого года обучения.

У каждого третьего подростка (33,3%) при поступлении отмечен низкий уровень развития силовых, а почти у каждого пятого студента - скоростТаблица 1. Распределение подростков 16-17 лет по группам здоровья в первый год обучения в медицинском вузе, %

Примечание. Статистическая значимость различий между показателями в начале и в конце 1-го года обучения: * - р < 0,05.

Таблица 2. Частота выявления хронических нарушений здоровья у подростков 16-17 лет в динамике первого года обучения в медицинском вузе, %

Нарушения здоровья Начало 1-го года обучения Конец 1-го года обучения

Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани 28,4 39,0*

Болезни органов кровообращения 18,1 30,2*

Болезни глаза и его придаточного аппарата 17,9 25,2*

Болезни эндокринной системы и нарушения обмена веществ 8,8 9,3

Болезни органов пищеварения 7,9 8,8

Болезни нервной системы 6,6 7,2

Болезни мочеполовой системы 6,1 6,1

Болезни крови и органов кроветворения 3,0 3,0

Болезни мужских половых органов 3,0 3,0

Болезни органов дыхания 1,3 2,1

Болезни уха и сосцевидного отростка 1,3 2,6

Новообразования 0,4 0,4

Примечание. Статистическая значимость различий между показателями в начале и в конце 1-го года обучения: * - р < 0,05.

Таблица 3. Распределение подростков 16-17 лет по уровню тревожности в динамике первого года обучения в медицинском вузе, % (шкала самооценки Ч. Д. Спилберга, Ю. Л. Ханина, 1996)

Уровень тревожности Начало обучения Конец 1-го семестра Конец 1-го года обучения

РТ ЛТ РТ ЛТ РТ ЛТ

Высокий (значения от 46 и выше) 6,0 64,0 58,0* 66,0 70,0** 67,5

Средний (значения от 31 до 45) 60,0 36,0 32,0* 34,0 26,0** 32,5

Низкий (значения от 0 до 30) 34,0 - 10,0* - 4,0** Примечание. Статистическая значимость различий: * - между показателями в начале и в конце 1-го семестра (р < 0,001); ** - между показателями в начале и в конце 1-го года обучения (р < 0,001).

Таблица 4. Характеристика клинических проявлений вегетативных нарушений у студентов первого курса Ивановской государственной медицинской академии по данным анкеты-опросника (Вейн А. М., 1981)

Клинические проявления Частота встречаемости, %

Начало 1-го года обучения Конец 1-го года обучения

Кожа и подкожно-жировая клетчатка

Склонность к покраснению или побледнению лица 9,5 15,8

Онемение или похолодание дистальных отделов конечностей 8,4 12,1

Изменение окраски (побледнение, покраснение, синюшность) дистальных отделов конечностей 8,9 10,2

Повышенная потливость 7,8 13,5

Сердечно-сосудистая система

Кардиалгии, сердцебиения в покое или при незначительной физической нагрузке 10,2 57,2*

Система органов дыхания

Затруднения при дыхании, чувство «нехватки воздуха» 8,1 17,5

Желудочно-кишечный тракт

Боли в животе, нарушения функции желудочно-кишечного тракта 19,1 43,1*

Нервная система

Обмороки 1,5 1,5

Головные боли, головокружения 22,4 70,4**

Повышенная утомляемость, снижение работоспособности, эмоциональная лабильность 48,1 89,1**

Нарушения сна 24,9 68,9*

Примечание. Статистическая значимость различий между показателями в начале и в конце 1 года обучения:

* - р < 0,05; ** - р < 0,001.

ных качеств. Более чем у половины подростков (58%) выявлено снижение общей выносливости (табл. 5). К концу первого года обучения статистически значимо возросло число подростков со снижением уровня общей выносливости (в 1,5 раза).

В начале обучения у половины подростков, а в конце первого учебного года у 85% из них выявлено снижение общего фона нейрогуморальной регуляции с усилением влияния гуморально-метаболических механизмов. Это позволило нам сделать вывод о том, что адаптация студентов к началу обучения в вузе проходит на фоне эмоционально-вегетативного напряжения.

К концу учебного года у 11% студентов выявлена низкая резистентность организма в связи с высокой частотой острых заболеваний. У каждого третьего подростка имело место одно или несколько обострений хронических заболеваний.

Сравнительное исследование образа жизни первокурсников перед поступлением в вуз и в конце первого года обучения показало: 56 и 78% студентов соответственно не соблюдали рациональный режим питания (питались два раза в сутки, при этом основной прием пищи приходился на вечернее время), 42 и 66% спали менее семи часов в сутки, 90 и 98% не выполняли утреннюю гигиеническую гимнастику, 25 и 52% не занимались регулярно физкультурой. При этом подавляющее большинство студентов (89%) не умели адекватно реагировать

Т. 18, № 1, 2013

Вестник Ивановской медицинской академии

33

Таблица 5. Число подростков 16-17 лет с низким уровнем развития основных физических качеств в динамике первого года обучения в медицинском вузе, %

Физические качества Начало 1-го года обучения Конец 1-го года обучения

Силовые

Сила мышц правой кисти 44,2 47,3

Сила мышц левой кисти 39,7 44,4

Сила мышц спины 41,6 50,4

Подтягивание на высокой перекладине из виса (юноши); отжимание от пола (девушки), количество раз 33,3 35,8

Скоростные: бег на 30 м 29,1 32,3

Скоростно-силовые: прыжки в длину с места 22,5 24,1

Выносливость: бег 2000/3000 м 58,0 76,9*

Гибкость: наклон вперед из положения стоя 13,7 14,8

Координационные: челночный бег 3 на 10 м 11,5 12,3

Примечание. Статистическая значимость различий между показателями в начале и в конце 1-го года обучения: * - р < 0,05.

Таблица 6. Распределение подростков 16-17 лет по вариантам интегральной оценки течения адаптации к обучению в медицинском вузе

Варианты интегральной оценки Частота встречаемости, %

Отсутствие отклонений в состоянии здоровья и с успешной адаптацией, высокий уровень здоровья 29,4

Успешная адаптация либо к учебе, либо к коллективу 5,8

Успешная адаптация к учебным нагрузкам и коллективу, сопровождающаяся ухудшением здоровья. Высокая «цена» успешной адаптации 29,4

Ухудшение здоровья, сочетающееся с частично успешной адаптацией 11,7

Утрата здоровья и неуспешная адаптация к новым микросоциальным факторам 5,8

Низкая мотивация к обучению в вузе. Сохранность здоровья при низкой успешности обучения и непринятости в коллективе 17,6

на стрессовые ситуации, что подтверждалось высокой распространенностью эмоциональных расстройств.

Оценка адаптации в коллективе выявила у каждого третьего студента неблагоприятный социометрический статус (31,5%).

Анализ успеваемости студентов показал, что каждый третий из них имел успеваемость ниже среднего уровня (рис.). И если к середине второго семестра число детей с высокой успеваемостью было больше, чем с низкой, то к концу учебного года количество студентов с успеваемостью ниже среднего уровня преобладало над студентами с низкой успеваемостью.

Сопоставление динамики показателей здоровья и успешности адаптации студентов к учебе и коллективу показало, что лишь 29% детей успешно адаптировались без утраты здоровья и имели самый высокий его уровень (табл. 6).

У каждого третьего студента успешная адаптация к учебным нагрузкам и коллективу сопровождалась ухудшением их здоровья, то есть наблюдалась высокая «цена» адаптации. А 6% подростков утратили здоровье и не адаптировались к социальным факторам. Это самый низкий уровень здоровья.

ВЫВОДЫ

Таким образом, выявлена негативная динамика состояния здоровья подростков 16-17 лет, обучающихся на первом курсе медицинского вуза. В связи с этим необходима разработка программ медицинского и психолого-педагогического сопровождения первокурсников, предусматривающих мероприятия по облегчению их адаптации, направленные на уменьшение эмоционального напряжения, профилактику гиподинамии, повышение резистентности организма.

34

Состояние здоровья учащихся коррекционных образовательных учреждений

Число студентов, %

80 70 60 50 40 30 20 10 0

□Уровень успеваемости ниже среднего ^Средний уровень успеваемости а Уровень успеваемости выше среднего

Рис. Распределение подростков 16-17 лет по уровню успеваемости в динамике первого года обучения в медицинском вузе

69,8

Середина первого семестра Конец первого семестра Середина второго семестра Конец второго семестра

Литература

1. Вегетативные расстройства: клиника, диагностика, лечение / под ред. А. М. Вейна. - М. : Мед. информ. аг-во, 2003.
2. Организация физического воспитания детей в образовательных учреждениях : учеб.-метод. пособие / Н. Н. Нежкина [и др.]. - Иваново : ИПК и ППК, 2007.
3. Профилактические осмотры детей / Л. А. Жданова [и др.]. - Иваново : ГОУ ВПО ИвГМА Росздрава, 2006.
4. Спивак, Е. М. Синдром вегетативной дистонии у детей / Е. М. Спивак, Н. Н. Нежкина. - Ярославль : Александр Рутман, 2009.
5. Спринц, А. М. Медицинская психология с элементами общей психологии: учебник для средних мед. учеб. заведений / А. М. Спринц, Н. Ф. Михайлова, Е. П. Шатова. - СПб. : СпецЛит, 2005. - С. 428432.
6. О стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-плюс» : 11Йр://Ьа8е. consultant.ru/cons/cgi/online.

cgi?req=doc;base= LAW;n=98606.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВЕГЕТАТИВНАЯ СФЕРА ОБРАЗ ЖИЗНИ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ УСПЕВАЕМОСТЬ АДАПТАЦИЯ physical development physical preparedness emotional and vegetative spheres
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты