щикова. Волгоград: Изд-во ВГАПКиПРО, 2012. С. 271-276.
Prospects of mind map use in teaching technology in correctional institution
The article deals with the research results based on the methodology of the feasibility and efficacy of the method of mind maps in correctional educational institutions that have some specific characteristics and learning difficulties of the students. The prospects and efficacy of its application in the educational process are proved. It is shown that the mind map methodis equally well suited for teaching different age groups of children in various disciplines.
(Статья поступила в редакцию 22.02.2017)
О Жесткова Ю.К., Шарифуллина С.Р., 2017
Ю.к. жесткова, с.р. шарифуллина
(Елабуга)
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ юных БАДМИНТОНИСТОВ 11-12 лет
Рассматривается комплекс упражнений, позволяющий повысить уровень специальной физической подготовленности бадминтонистов 11-12 лет. Раскрыта значимость предлагаемого комплекса упражнений с целью улучшения у юных бадминтонистов качества игры в бадминтон.
Одной из увлекательных спортивных игр является игра в бадминтон. Получив известность в давние времена, она и сегодня пользуется популярностью среди людей разных поколений. овладение искусством игры в бадминтон, ее нюансами предполагает упражнения с воланами, игры с различными соперниками во время учебно-тренировочных занятий. Начав с азов, от простейших деталей переходя к более сложным приемам, игроки достигают мастерства игры в бадминтон. Для освоения приемов игры, совершенствования техники различных подач, ударов, усвоения основных позиций при игре в бадминтон нужны дополнительные упражнения по повышению специальной физической подготовленности, а также постепенное, неторопливое осмысление игры на различных ее этапах; знания, умения и навыки обретают те, кто пытлив, терпелив и не останавливается на полпути. Спорт помогает человеку глубже понять активность, непрерывность движения, почувствовать удовольствие от проделанной работы и ощутить радость, «мышечное чувство» [2].
Уровень развития ловкости, быстроты, выносливости, силы и гибкости как физически значимых качеств характеризует специальную подготовленность спортсмена-бадминтониста. Для совершенствования скоростной выносливости, быстроты, а также дальнейшего развития эластичности мышц и подвижности в суставах, ловкости и необходимой для игры координации движений используются средства
и методы специальной физической подготовки. При этом целесообразно обращаться к специальным упражнениям общего и локального воздействия. Применяя средства общей и специальной физической подготовки, тренер не должен забывать о следующих фактах.
Рассмотрим подробнее средства и методы, применяемые для развития наиболее важных качеств игроков в бадминтон. Бадминтонистам предстоит выступить в состязаниях, они должны подготовиться не только к одиночным встречам, но и к парным, при этом большое значение приобретает взаимодействие партнеров. На соревнованиях по бадминтону целевая установка спортсмена предполагает переброс волана в определенное место площадки соперника (соперников) и препятствование его прилету на свою половину площадки. Достижение определенных спортивных результатов в бадминтоне в значительной мере зависит от каждого спортсмена-соперника. особенностью соревновательной игровой деятельности в бадминтоне выступает непрерывно изменяющаяся на площадке обстановка, которая, в свою очередь, влияет на правильность оценки ситуации и оптимальность выбора соответствующих действий спортсмена. Важным моментом также является имеющийся у спортсмена широкий арсенал тактико-технических средств, позволяющий оптимизировать комплекс мер, обеспечивающих эффективность действий игрока по достижению положительных результатов в конкретных ситуациях.
На первый взгляд кажется, что игра в бадминтон очень сложная, однако быстрее разобраться в различных вариантах игры поможет применение комплекса упражнений, которые предлагаются в этой статье.
Цель исследования - выявить эффективность применения комплекса упражнений в тренировочном процессе юных бадминтонистов 11-12 лет. Исследование строилось поэтапно. На первом этапе выявлялись актуальность и уровень разработанности проблемы исследования путем изучения и анализа научно-методической литературы. На втором этапе проводилось тестирование специальной физической подготовленности спортсменов 11-12 лет экспериментальной и контрольной групп (ЭГ и КГ). Следующим этапом выступил формирующий эксперимент по внедрению разработанного комплекса физических упражнений в тренировочный процесс ЭГ.
К исследованию были привлечены юные бадминтонисты (мальчики). Количество исследуемых составило 24 человека, они были разделены поровну (по 12 человек) на ЭГ и КГ.
Педагогический эксперимент проводился с учащимися в течение 2015-2016 гг. на базе отделения бадминтона детско-юношеской спортивной школы (ДЮСШ) «Олимп» г. Ела-буги. Педагогический эксперимент был проведен с целью выявления эффективности усовершенствованных комплексов упражнений, направленных на воспитание физических качеств бадминтонистов 11-12 лет. Использование комплексов упражнений в ЭГ длилось 6 месяцев. в течение полугода учащиеся ЭГ разучивали упражнения, специально направленные на улучшение физической подготовленности спортсменов, занимающихся бадминтоном. следует отметить, что занятия в контрольной группе проводились по программе для ДЮсш, а на выполнение двух-трех специальных упражнений затрачивалось около трех-четырех минут во вводной части каждого урока. Специальными упражнениями служили различные движения руками в плечевых суставах со всевозможными координационными сочетаниями, упражнения на расслабление для мышц рук, ног, туловища, упражнения на развитие гибкости. Упражнения, выбранные
в качестве тестов, в течение эксперимента не разучивались.
На занятиях у детей ЭГ использовались упражнения на развитие двигательных способностей средствами бадминтона, а в контрольной группе упражнения осуществлялись в рамках традиционных подходов к организации занятий. в процессе педагогического эксперимента разработаны и конкретно обоснованы комплексы специальных подготовительных упражнений.
Упражнения для развития быстроты и быстроты реакции в бадминтоне: бег с высоким подниманием бедра через тубы высотой 20 см (2-3 серии по 10-15 раз); бег после доставания подвешенного волана; старты из различных положений; ускорение из основной бадминтонной стойки на дистанцию 10 м в различные направления по сигналу тренера; челночный бег по ширине и длине бадминтонной площадки, на ближнюю и дальнюю линию; ловля теннисного мяча (волана) через сетку с выбеганием к сетке от средней линии, от дальней линии. Упражнения, которые применяются в ходе занятий на воспитание быстроты, должны применяться в начале основной части урока.
Упражнения для развития скоростно-си-ловых способностей в бадминтоне: прыжки через скакалку с продвижением вперед с утяжелителем на ногах; прыжки на правой и левой ноге с продвижением вперед и назад спиной вперед; прыжки с доставанием высоко висящего предмета (подвешенного волана); прыжки стоя боком через скамейку.
Упражнения для развития координационных способностей в бадминтоне: челночный бег на бадминтонной площадке стоя в основной стойке; ускорения с поворотами по сигналу тренера-преподавателя; ускорения с остановками и выполнением заранее заданного упражнения по сигналу; ускорения с изменением направления движения по сигналу или жесту преподавателя; старты из различных положений по сигналу преподавателя; старты по сигналу преподавателя после выполнения определенных упражнений; прием волана из исходного положения, стоя спиной к партнеру, с разворотом по сигналу преподавателя; броски теннисного мяча правой и левой рукой в стену с последующей ловлей его при постепенном уменьшении расстояния до стены, жонглирование воланом (15 с, 30 с).
Упражнения для развития силовых способностей: прыжки от скамейки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх на скамейку, с доставанием подвешенного предмета; приседания с выпрыгиванием в середине бадминтонной площадки с касанием сетки (высота сетки 155 см); стойка в упоре лежа с удерживанием веса собственного тела в течение 1-3 мин.
Бадминтонисты, чтобы кисть руки была достаточно развитой, подвижной, применяют упражнения с теннисным мячом. Теннисный мяч тренирует силу сгибания кисти в направлении удара. Сжимая пальцами такой мяч, игрок развивает силу пальцев, улучшает цепкость руки. Точность в бадминтоне - ценнейшее качество. Это важно для правильного и надежного хвата ракетки при проведении сильного удара [1]. Комплекс упражнений с мячом поможет укрепить здоровье, повысить скорость реакции и развить чувство равновесия. Для максимального эффекта необходимо выполнять каждое упражнение по три минуты, делая произвольное количество повторов.
Для определения уровня специальной физической подготовленности использовались следующие контрольные упражнения.
Результативное выступление бадминтониста в соревнованиях во многом определяется уровнем его физической подготовленности. Длительность отдельных встреч с соперниками достигает полутора часов, поэтому необходимо воспитывать все основные физические качества, которыми должен обладать бадминтонист. Значительное внимание в процессе занятий уделяется применению комплекса специально разработанных упражнений направленного действия. Правильное дозирование физических нагрузок оказывает определяющее влияние на эффект от физических нагрузок, вот почему необходим регулярный контроль за влиянием упражнений на организм спортсмена.
К концу эксперимента были выявлены межгрупповые различия во всех контрольных упражнениях. Школьники ЭГ превзошли детей кГ не только в темпах прироста показателей физической подготовленности, но и в результатах всех двигательных тестов.
Установлено, что все показатели за время эксперимента достоверно улучшились у всех испытуемых КГ и ЭГ. Результаты данных тестирования с применением описанных тестов после завершения педагогического эксперимента свидетельствуют о том, что мальчики ЭГ существенно улучшили показатели подвижности в плечевом суставе. Аналогичная картина наблюдается и в динамике показателей челночного бега у обеих групп. Сравнительный анализ темпов прироста результатов метания теннисного мяча говорит о существенном преимуществе испытуемых ЭГ. Анализ результатов теста «Шестиминутный бег», также отражающего уровень развития выносливости, показал, что испытуемые ЭГ существенно улучшили показатели в данном тесте по сравнению с испытуемыми КГ. Темпы прироста в ЭГ составили 30 %, а в КГ - 11 %. У испытуемых обеих групп повысился уровень показателей выпрыгивания из глубокого приседа (15 % в ЭГ, 9 % в КГ). Выявлено значительное повышение показателей в уровне подвижности плечевого сустава: у мальчиков ЭГ - 38 %, в КГ также произошло улучшение результатов - 20,0 % (у мальчиков). определение уровня развития способности к ориентации в пространстве по результатам теста «Метание теннисного мяча в подушку» показало, что в этом тесте показатели ЭГ значительно улучшились по сравнению с показателями испытуемых КГ. Прирост по результатам тестирования у мальчиков ЭГ составил 46,0 %, у испытуемых КГ прирост составил лишь 14,7 %.
Таким образом, результаты экспериментального исследования показали, что разработанный комплекс упражнений оказался достоверно более эффективным, чем традиционное содержание занятия по бадминтону. Перейдем к выводам.
прогнозирование спортивных результатов в соревнованиях по бадминтону; разработку эффективных средств и методов тренировочного занятия для бадминтонистов с учетом их индивидуальных особенностей.
Список литературы
Exercises for improving special physical readiness of 11-12 year-old badminton players
The article deals with the exercises that aim to improve physical readiness of 11-12 year-old badminton players. The relevance of the proposed set of exercises to improve the quality of badminton playing is under consideration in the article.
(Статья поступила в редакцию 14.04.2017)