Том 17, № 5. 2019 PRACTICAL MEDICINE ^ 107
УДК 61 + 373
И.Е. ИВАНОВА1, В.А. РОДИОНОВ12
Повышение эффективности практической реализации проекта «Школьная медицина» в современных условиях
Контактная информация:
Иванова Ирина Евгеньевна - доктор медицинских наук, заведующая кафедрой педиатрии Адрес: 428000, г. Чебоксары, ул. М. Сеспеля, д. 27, тел.: +7 (8352) 56-00-10, e-mail: ivanova_57@list.ru.
В статье представлены основные направления реализации пилотного проекта «Школьная медицина». Показано, что состояние здоровья детей и подростков в течение последних десятилетий ухудшается, что связано и со школьными факторами риска. Представлены предложения и размышления авторов по оптимизации работы отделений организации медицинской помощи обучающимся в современных условиях и улучшения результативности деятельности школьных врачей, основанные как на собственном опыте, так и анализе литературных источников.
(Для цитирования: Иванова И.Е., Родионов В.А. Повышение эффективности практической реализации проекта «Школьная медицина» в современных условиях. Практическая медицина. 2019, Том 17, № 5, С. 107-109) DOI: 10.32000/2072-1757-2019-5-107-109
I.E. IVANOVA1, V.A. RODIONOV12
institute for Advanced Medical Studies of the Ministry of Healthcare of Chuvash Republic, Cheboksary 2City Children&s Clinical Hospital, Cheboksary
Increasing the efficiency of practical implementation of «School Medicine» project under modern conditions
Contact details:
Ivanova I.E. - MD, Head of the Pediatrics Department
Address: 27 M. Sespel St., Cheboksary, Russian Federation, 428032, tel.: +7 (8352) 56-00-10, e-mail: ivanova_57@list.ru
The paper presents the main directions of implementing the «School Medicine» project. It is shown that health of children and adolescents has been deteriorating during the recent decades, which is due to school factors, inter alia. The authors present their proposals and ideas, based on both their own experience and literature sources, to optimize the performance of medical aid units under modern conditions and to improve the efficiency of school doctors& performance. Key words: health of schoolchildren, ««School Medicine» project, efficiency.
(For citation: Ivanova I.E., Rodionov V.A. Increasing the efficiency of practical implementation of «School Medicine» project under modern conditions. Practical medicine. 2019, Vol. 17, № 5, P. 107-109)
Согласно данным статистики, на протяжении последних лет увеличивается заболеваемость детского населения, особенно в школьном возрасте, что авторы многочисленных исследований связывают в том числе и с факторами риска школьной среды [1-5]. Эта проблема приобретает особую актуальность с учетом того, что более половины
детского населения России - это дети школьного возраста (7-18 лет). Показатели состояния здоровья детей и подростков ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим, и в целом по России не менее 60% учащихся общеобразовательных учреждений имеют ту или иную патологию [6-11].
Том 17, № 5. 2019
Как известно, формирование здоровья - результат сложного взаимодействия биологических (физиологических и генетически обусловленных), социальных, экономических, экологических, психолого-педагогических и поведенческих факторов. Эксперты ВОЗ указывают на то, что причины 70% преждевременных смертей взрослых людей связаны с поведенческими факторами, сформировавшимися еще в подростковом возрасте [12].
Охрана и укрепление здоровья обучающихся во многом зависят от организации и качества медицинской помощи, регулярности наблюдения, целенаправленности профилактической и оздоровительной работы [13, 14]. В мае 2017 г. Президент России подписал Указ об объявлении в России «Десятилетия детства». В программу включен и огромный проект «Школьная медицина» [15]. Согласно этому проекту при реализации образовательных программ должны создаваться условия для охраны здоровья детей и подростков. Анализ первых результатов работы проекта в различных регионах страны был обобщен в материалах VI Национального конгресса по школьной и университетской медицине (октябрь 2018 г.). В топ-10 видов медицинской деятельности школьных служб здравоохранения вошли [16]:
Для реализации столь большого объема работы необходимы значительные кадровые ресурсы, которые, согласно соответствующим приказам Минздрава России, должны иметь одного педиатра на 1000 обучающихся, 1 врача по гигиене детей и подростков на 2,5 тыс. обучающихся и одной медицинской сестры на 500 обучающихся [17]. Однако практически во всех регионах страны имеется острый дефицит кадров школьных медицинских специалистов, и Чувашская республика по этому параметру не является исключением. Утверждение широко обсуждаемого профессионального стандарта «Специалист по школьной медицине» (бакалавр) и введение в штаты отделений организации медицинской помощи обучающимся (ОМПО) новой должности «Специалиста по школьной медицине» (бакалавр) в первую очередь будут затруднены из-за отсутствия подготовленных кадров, особенно по гигиене детей и подростков, и учебных учреждений, лицензированных по данным программам обучения. Кроме того, вызывает беспокойство возрастной состав врачей, работающих в школах, среди которых преобладают люди пенсионного и предпенсионного возраста.
По нашему мнению, в состав ОМПО необходимо ввести дополнительные штаты как врачей-педиатров, так и узких специалистов (невролог, окулист, кардиолог, ортопед-травматолог, врач ЛФК) за счет перераспределения из других отделений детских поликлиник. Это является реальным в связи с продолжающимся снижением рождаемости и уменьшением количества детей первого года жизни и раннего возраста. Наличие в штате ОМПО узких специалистов даст возможность медицинскому специалисту школы более оперативно направлять детей на консультации, минуя участкового врача и потери времени при ожидании приема в общей очереди. В будущем возможно создание ОМПО нового типа с расширением штата и проведением всего комплекса мероприятий по профилактике, диагностике и лечению заболеваний и функциональных отклонений. На сегодня деятельность медицинских работников в школе ограничивается только проведением профилактических осмотров с выявлением патологии, так как имеющиеся штаты ОМПО не позволяют проводить весь комплекс оздоровительных мер. По нашему мнению, это отделение должно работать со школьниками круглый год.
Учитывая работу детских поликлиник по территориально-участковому принципу при наличии на территории участка школы и, соответственно, детей, обучающихся в ней и проживающих на данной территории, можно привлекать врача-педиатра, обслуживающего данный участок, к работе в школе. Это даст возможность врачу быть лучше информированным как о состоянии здоровья школьников, так и о семейных факторах риска, поскольку он нередко наблюдает семью с самого рождения детей.
В детских поликлиниках нужно создать или расширить, там, где они есть, кабинеты охраны зрения и передать в них аппаратные комплексы для коррекции зрения из школ. Необходимо обеспечить эти кабинеты дополнительными штатами обученных средних медицинских работников, составить график работы, удобный для детей, обучающихся в разные смены. Как показывает опыт, проведение лечения детей на аппаратах во время уроков негативно воспринимается родителями, пропускная способность процедуры крайне небольшая, и дополнительная занятость медицинской сестры школы не позволяет ей решать другие насущные задачи.
Том 17, № S. 2019
PRACTICAL MEDICINE ^ 109
Необходимо разрешить врачу-педиатру, работающему в школе, заниматься не только профилактической, но и лечебной работой, в том числе назначением лекарственных препаратов с выпиской рецептов. Это тем более актуально, поскольку после проведения ежегодной диспансеризации полная информация об имеющихся у ребенка функциональных отклонениях и органических заболеваниях доступна школьному медицинскому работнику. Особенно важно профилактическое назначение детям нейронутриентов, включая витамины, омега-кислоты, препараты магния, йода, витамин D, но-отропы в периоды повышенной учебной нагрузки. Для этого не требуются дополнительные консультации специалистов, поскольку возрастные дозы и схемы назначения установлены и опубликованы в современных литературных источниках [18].
Следует разработать 36-72-часовые программы тематического обучения по гигиене детей и подростков для школьных медицинских специалистов и в рамках непрерывного медицинского образования врачей и усовершенствования знаний медицинских сестер и фельдшеров охватить занятиями всех медицинских специалистов школ и других средних учебных учреждений. Опыт такой работы уже есть в Чувашской республике, где при участии кафедры педиатрии ГАУ ДПО «Институт усовершенствования врачей» в течение полугода тематическими занятиями охвачено более 80% школьных специалистов, причем в районах республики занятия проводились с выездом преподавателей на места.
Чрезвычайно важно изыскать средства для создания рабочего места врача и медсестры школ, оснащенного компьютерами с выходом в интернет и систему МИАЦ. В качестве альтернативы для специалистов из школ, расположенных в незначительной удаленности от детских поликлиник, можно создать кабинеты в ОМПО с несколькими рабочими местами, оснащенными оргтехникой, для своевременного внесения результатов диспансерных осмотров. Аналогичный положительный опыт имеется в Городской детской клинической больнице г. Чебоксары (главный врач М.Ю. Михайлов).
Мы считаем рациональным разработку единого 10-дневного меню для всех школьных столовых со специализацией аутсорсинговых компаний, занимающихся школьным питанием, по отдельным блюдам (салаты, супы, вторые блюда, выпечка и т. п.). В настоящее время эта инициатива широко обсуждается в управлении образования г. Чебоксары.
Для проведения санитарно-просветительской работы по профилактике вредных привычек, формированию приверженности к здоровому образу жизни возможно широкое привлечение с лекциями, беседами, конкурсами и другими мероприятиями волонтеров из числа студентов медицинских вузов, что будет полезным для будущих врачей и интересным для школьников.
И, конечно, для привлечения более молодых, энергичных и высококвалифицированных врачей для работы в школах необходимо, чтобы их заработная плата была не ниже, чем у участкового врача.
Таким образом, уже сегодня, проведя некоторую перестройку в работе ОМПО и детских поликлиник, можно значительно улучшить медицинское обеспечение учебных учреждений в целях сохранения и восстановления здоровья детей и подростков.
Иванова И.Е.
https://orcid.org/0000-0003-0759-3753 Родионов В.А.
https://orcid.org/0000-0001-6812-2504
ЛИTЕРATУРA
S. Баранов A.A., Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. Значение здоровья подростков в формировании их гармоничного развития // Гигиена и санитария. - 2015. - № 6. - С. 5S-61.