Спросить
Войти

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА "ШКОЛЬНАЯ МЕДИЦИНА" В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Автор: Иванова И.Е.

Том 17, № 5. 2019 PRACTICAL MEDICINE ^ 107

УДК 61 + 373

И.Е. ИВАНОВА1, В.А. РОДИОНОВ12

1Институт усовершенствования врачей Минздрава Чувашии, г. Чебоксары 2Городская детская клиническая больница Минздрава Чувашии, г. Чебоксары

Повышение эффективности практической реализации проекта «Школьная медицина» в современных условиях

Контактная информация:

Иванова Ирина Евгеньевна - доктор медицинских наук, заведующая кафедрой педиатрии Адрес: 428000, г. Чебоксары, ул. М. Сеспеля, д. 27, тел.: +7 (8352) 56-00-10, e-mail: ivanova_57@list.ru.

В статье представлены основные направления реализации пилотного проекта «Школьная медицина». Показано, что состояние здоровья детей и подростков в течение последних десятилетий ухудшается, что связано и со школьными факторами риска. Представлены предложения и размышления авторов по оптимизации работы отделений организации медицинской помощи обучающимся в современных условиях и улучшения результативности деятельности школьных врачей, основанные как на собственном опыте, так и анализе литературных источников.

(Для цитирования: Иванова И.Е., Родионов В.А. Повышение эффективности практической реализации проекта «Школьная медицина» в современных условиях. Практическая медицина. 2019, Том 17, № 5, С. 107-109) DOI: 10.32000/2072-1757-2019-5-107-109

I.E. IVANOVA1, V.A. RODIONOV12

institute for Advanced Medical Studies of the Ministry of Healthcare of Chuvash Republic, Cheboksary 2City Children&s Clinical Hospital, Cheboksary

Increasing the efficiency of practical implementation of «School Medicine» project under modern conditions

Contact details:

Ivanova I.E. - MD, Head of the Pediatrics Department

Address: 27 M. Sespel St., Cheboksary, Russian Federation, 428032, tel.: +7 (8352) 56-00-10, e-mail: ivanova_57@list.ru

The paper presents the main directions of implementing the «School Medicine» project. It is shown that health of children and adolescents has been deteriorating during the recent decades, which is due to school factors, inter alia. The authors present their proposals and ideas, based on both their own experience and literature sources, to optimize the performance of medical aid units under modern conditions and to improve the efficiency of school doctors& performance. Key words: health of schoolchildren, ««School Medicine» project, efficiency.

(For citation: Ivanova I.E., Rodionov V.A. Increasing the efficiency of practical implementation of «School Medicine» project under modern conditions. Practical medicine. 2019, Vol. 17, № 5, P. 107-109)

Согласно данным статистики, на протяжении последних лет увеличивается заболеваемость детского населения, особенно в школьном возрасте, что авторы многочисленных исследований связывают в том числе и с факторами риска школьной среды [1-5]. Эта проблема приобретает особую актуальность с учетом того, что более половины

детского населения России - это дети школьного возраста (7-18 лет). Показатели состояния здоровья детей и подростков ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим, и в целом по России не менее 60% учащихся общеобразовательных учреждений имеют ту или иную патологию [6-11].

108 ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

Том 17, № 5. 2019

Как известно, формирование здоровья - результат сложного взаимодействия биологических (физиологических и генетически обусловленных), социальных, экономических, экологических, психолого-педагогических и поведенческих факторов. Эксперты ВОЗ указывают на то, что причины 70% преждевременных смертей взрослых людей связаны с поведенческими факторами, сформировавшимися еще в подростковом возрасте [12].

Охрана и укрепление здоровья обучающихся во многом зависят от организации и качества медицинской помощи, регулярности наблюдения, целенаправленности профилактической и оздоровительной работы [13, 14]. В мае 2017 г. Президент России подписал Указ об объявлении в России «Десятилетия детства». В программу включен и огромный проект «Школьная медицина» [15]. Согласно этому проекту при реализации образовательных программ должны создаваться условия для охраны здоровья детей и подростков. Анализ первых результатов работы проекта в различных регионах страны был обобщен в материалах VI Национального конгресса по школьной и университетской медицине (октябрь 2018 г.). В топ-10 видов медицинской деятельности школьных служб здравоохранения вошли [16]:

1. Оказание медицинской помощи в экстренной и неотложной форме.
2. Организация и проведение работы по иммунопрофилактике обучающихся в образовательных организациях.
3. Выявление и мониторинг факторов риска хронических неинфекционных заболеваний (табакокурение, нерациональное питание, потребление алкоголя, низкая физическая активность, избыточная масса тела и ожирение).
4. Организация и ежегодное проведение скрининг-диагностики с целью раннего выявления нарушений физического развития, зрения, слуха, осанки, уплощения стоп и плоскостопия. Направление обучающихся с выявленными нарушениями к врачам-специалистам.
5. Организация и ежегодное проведение скрининг-диагностики невротических расстройств и расстройств поведения. Направление к врачам-специалистам и психологам образовательных организаций.
6. Организация и ежегодное проведение скрининг-диагностики артериальной гипертензии у обучающихся. Направление обучающихся с артериальной гипертензией к врачам-специалистам.
7. Организация ежегодного проведения профилактических медицинских осмотров обучающихся. Анализ с использованием ЕМИАС полученных по результатам профилактических медицинских осмотров данных и организация профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся.
8. Гигиеническая диагностика условий и организации воспитания и обучения (микроклимат, освещенность, соответствие мебели росту обучающихся, расписание занятий и внеурочной деятельности); гигиеническая оценка организации питания, физического воспитания, трудового обучения.
9. Противоэпидемические и профилактические мероприятия по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в образовательных организациях.
10. Информирование обучающихся и их родителей о факторах риска для их здоровья, формирование мотивации к ведению здорового образа жизни.

Для реализации столь большого объема работы необходимы значительные кадровые ресурсы, которые, согласно соответствующим приказам Минздрава России, должны иметь одного педиатра на 1000 обучающихся, 1 врача по гигиене детей и подростков на 2,5 тыс. обучающихся и одной медицинской сестры на 500 обучающихся [17]. Однако практически во всех регионах страны имеется острый дефицит кадров школьных медицинских специалистов, и Чувашская республика по этому параметру не является исключением. Утверждение широко обсуждаемого профессионального стандарта «Специалист по школьной медицине» (бакалавр) и введение в штаты отделений организации медицинской помощи обучающимся (ОМПО) новой должности «Специалиста по школьной медицине» (бакалавр) в первую очередь будут затруднены из-за отсутствия подготовленных кадров, особенно по гигиене детей и подростков, и учебных учреждений, лицензированных по данным программам обучения. Кроме того, вызывает беспокойство возрастной состав врачей, работающих в школах, среди которых преобладают люди пенсионного и предпенсионного возраста.

По нашему мнению, в состав ОМПО необходимо ввести дополнительные штаты как врачей-педиатров, так и узких специалистов (невролог, окулист, кардиолог, ортопед-травматолог, врач ЛФК) за счет перераспределения из других отделений детских поликлиник. Это является реальным в связи с продолжающимся снижением рождаемости и уменьшением количества детей первого года жизни и раннего возраста. Наличие в штате ОМПО узких специалистов даст возможность медицинскому специалисту школы более оперативно направлять детей на консультации, минуя участкового врача и потери времени при ожидании приема в общей очереди. В будущем возможно создание ОМПО нового типа с расширением штата и проведением всего комплекса мероприятий по профилактике, диагностике и лечению заболеваний и функциональных отклонений. На сегодня деятельность медицинских работников в школе ограничивается только проведением профилактических осмотров с выявлением патологии, так как имеющиеся штаты ОМПО не позволяют проводить весь комплекс оздоровительных мер. По нашему мнению, это отделение должно работать со школьниками круглый год.

Учитывая работу детских поликлиник по территориально-участковому принципу при наличии на территории участка школы и, соответственно, детей, обучающихся в ней и проживающих на данной территории, можно привлекать врача-педиатра, обслуживающего данный участок, к работе в школе. Это даст возможность врачу быть лучше информированным как о состоянии здоровья школьников, так и о семейных факторах риска, поскольку он нередко наблюдает семью с самого рождения детей.

В детских поликлиниках нужно создать или расширить, там, где они есть, кабинеты охраны зрения и передать в них аппаратные комплексы для коррекции зрения из школ. Необходимо обеспечить эти кабинеты дополнительными штатами обученных средних медицинских работников, составить график работы, удобный для детей, обучающихся в разные смены. Как показывает опыт, проведение лечения детей на аппаратах во время уроков негативно воспринимается родителями, пропускная способность процедуры крайне небольшая, и дополнительная занятость медицинской сестры школы не позволяет ей решать другие насущные задачи.

Том 17, № S. 2019

PRACTICAL MEDICINE ^ 109

Необходимо разрешить врачу-педиатру, работающему в школе, заниматься не только профилактической, но и лечебной работой, в том числе назначением лекарственных препаратов с выпиской рецептов. Это тем более актуально, поскольку после проведения ежегодной диспансеризации полная информация об имеющихся у ребенка функциональных отклонениях и органических заболеваниях доступна школьному медицинскому работнику. Особенно важно профилактическое назначение детям нейронутриентов, включая витамины, омега-кислоты, препараты магния, йода, витамин D, но-отропы в периоды повышенной учебной нагрузки. Для этого не требуются дополнительные консультации специалистов, поскольку возрастные дозы и схемы назначения установлены и опубликованы в современных литературных источниках [18].

Следует разработать 36-72-часовые программы тематического обучения по гигиене детей и подростков для школьных медицинских специалистов и в рамках непрерывного медицинского образования врачей и усовершенствования знаний медицинских сестер и фельдшеров охватить занятиями всех медицинских специалистов школ и других средних учебных учреждений. Опыт такой работы уже есть в Чувашской республике, где при участии кафедры педиатрии ГАУ ДПО «Институт усовершенствования врачей» в течение полугода тематическими занятиями охвачено более 80% школьных специалистов, причем в районах республики занятия проводились с выездом преподавателей на места.

Чрезвычайно важно изыскать средства для создания рабочего места врача и медсестры школ, оснащенного компьютерами с выходом в интернет и систему МИАЦ. В качестве альтернативы для специалистов из школ, расположенных в незначительной удаленности от детских поликлиник, можно создать кабинеты в ОМПО с несколькими рабочими местами, оснащенными оргтехникой, для своевременного внесения результатов диспансерных осмотров. Аналогичный положительный опыт имеется в Городской детской клинической больнице г. Чебоксары (главный врач М.Ю. Михайлов).

Мы считаем рациональным разработку единого 10-дневного меню для всех школьных столовых со специализацией аутсорсинговых компаний, занимающихся школьным питанием, по отдельным блюдам (салаты, супы, вторые блюда, выпечка и т. п.). В настоящее время эта инициатива широко обсуждается в управлении образования г. Чебоксары.

Для проведения санитарно-просветительской работы по профилактике вредных привычек, формированию приверженности к здоровому образу жизни возможно широкое привлечение с лекциями, беседами, конкурсами и другими мероприятиями волонтеров из числа студентов медицинских вузов, что будет полезным для будущих врачей и интересным для школьников.

И, конечно, для привлечения более молодых, энергичных и высококвалифицированных врачей для работы в школах необходимо, чтобы их заработная плата была не ниже, чем у участкового врача.

Таким образом, уже сегодня, проведя некоторую перестройку в работе ОМПО и детских поликлиник, можно значительно улучшить медицинское обеспечение учебных учреждений в целях сохранения и восстановления здоровья детей и подростков.

Иванова И.Е.

https://orcid.org/0000-0003-0759-3753 Родионов В.А.

https://orcid.org/0000-0001-6812-2504

ЛИTЕРATУРA

1. Шарапова О.В. Охрана здоровья школьников в Российской Федерации // Педиатрия. - 2006. - № 3. - С. 4-6.
2. Ушакова МЛ., Ушакова Е.Г. Состояние здоровья школьников 15-1S лет в Москве // Гигиена и санитария. - 200S. - № 5. -С. 59-61.
3. Сухарева Л.М, Hамазова-Баранова Л.С., Рапопорт И.К. Заболеваемость московских школьников в динамике обучения с первого по девятый класс // Российский педиатрический журнал. -2013. - № 4. - С. 4S-53.
4. Здравоохранение в России-2017: стат.сб. / Росстат. - М., 2017. - 170 с.
5. Кучма В.Р. Факторы риска здоровью обучающихся в современной российской школе: идентификация, оценка и профилактика средствами гигиены. Современная модель медицинского обеспечения детей в образовательных организациях: сборник статей VI Hационального конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием. - Екатеринбург: Изд-во УГМУ, 201S. - Вып. 6. - С. 20-25.
6. Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Поленова МЛ. Состояние здоровья московских школьников и факторы, влияющие на его формирование (лонгитудинальное исследование) // Здоровье населения и среда обитания. - 2014. - № 3 (252). - С. 2S-30.
7. Баранов A.A., Рапопорт И.К., Сухарева Л.М., Hамазова-Бара-нова Л.С., Скоблина H.A., Бесстрашная H.A. Состояние здоровья современных подростков. Глава 1. В кн.: Медико-социальные проблемы воспитания подростков: монография. - М.: Издательство «ПедиатрЪ», 2014. - С. 15-41.

S. Баранов A.A., Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К. Значение здоровья подростков в формировании их гармоничного развития // Гигиена и санитария. - 2015. - № 6. - С. 5S-61.

9. Health Behaviour in School-aged Children (HBSC) study: international report from the 2009/2010 survey [Internet]. Available from: http://www.euro.who.int/ru
10. Boden J.M., Fergusson D.M. The short and long term consequences of adolescent alcohol use. In: Saunders J., Rey J.M., editors. Young people and alcohol: impact, policy, prevention and treatment. - Chichester: Wiley-Blackwell, 2011. - P. 32-46.
11. Busch V., Van Stel H.F., De Leeuw J.R.J, Schrijvers A.J.P. Clustering of health-related behaviors, health outcomes and demographics in Dutch adolescents: a cross-sectional study// BMC Public Health. - 2013. - № 13 (1). - P. 111S.
12. Профилактика хронических неинфекционных заболеваний: рекомендации. - М., 2013. - 126 с.
13. Соколова С.Б., Кучма В.Р. Концепция оценки качества медицинской помощи обучающимся в образовательных организациях // Здоровье населения и среда обитания. - 2016. - № S. -С. 16-1S.
14. Кучма В.Р., Макарова A.IO.2, Рапопорт И.К. Состояние медицинского обеспечения детей в образовательных организациях // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. -2017. - № 2. - С. 37-45.
15. Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» // Система ГAРAHT. -URL: http://base.garant.ru/716S44S0/iixzz5dASorZUo
16. Кучма В.Р. Российская модель медицинского обеспечения учащихся в современных условиях. Современная модель медицинского обеспечения детей в образовательных организациях: сборник статей VI Hационального конгресса по школьной и университетской медицине с международным участием. - Екатеринбург: Изд-во УГМУ, 201S. - Вып. 6. - С. 14-20.
17. Приказ Минздрава России от 5.11.2013 № 822н (ред. от 3.09.2015) «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях». - URL: http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/70471454/
1S. ^циональная программа по оптимизации обеспеченности витаминами и минеральными веществами детей России (и использованию витаминно-минеральных комплексов и обогащенных продуктов в педиатрической практике) // Союз педиатров России [и др.]. - М.: ПедиатрЪ, 2017. - 152 с.
ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРОЕКТ "ШКОЛЬНАЯ МЕДИЦИНА" ЭФФЕКТИВНОСТЬ health of schoolchildren "school medicine" project efficiency
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты