МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ
Барбараш Л.С., Артамонова Г.В., Гоман Н.П., Макаров С.А.
Кемеровская государственная медицинская академия, МУЗ Кемеровский кардиологический диспансер,
г. Кемерово
ОПЫТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАРДИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
-е годы ... Негативные социально-экономиI Вческие факторы, происходившие в стране, \\у ощутимо отразились на сфере здравоохранения и привели в начале 90-х годов к кризису демографического развития. В Кемеровской области показатели смертности превысили показатели рождаемости, а естественный прирост приобрел отрицательное значение.
В структуре смертности населения растет удельный вес умерших от болезней органов кровообращения, и в последние годы он достиг 52-55 %. Так, в Кузбассе в 2002 году на 52 тыс. умерших — более половины умерли от болезней органов кровообращения.
Развитие кардиологической службы города Кемерово сдерживалось по ряду причин, но более очевидными из них были:
- недостаточная информированность врачей об эффективных методах диагностики и хирургического лечения;
- слабое представление о критериях перехода от консервативных методов к хирургическим;
- в кардиологической службе отсутствовала возможность применения современных достижений медицины.
Наряду с этим, служба в начале 90-х годов не имела единой организационной системы. Помощь оказывалась кардиологическими отделениями многопрофильных больниц, врачами-кардиологами территориальных поликлиник.
Деятельность кардиологических коек в г. Кемерово характеризовалась как недостаточно эффективная (низкий оборот койки, высокая средняя продолжительность лечения, отсутствие тенденций к снижению внутрибольничной летальности). Средние сроки лечения у больных с инфарктом миокарда, находящихся на стационарном лечении, составляли практически месяц. Каждый пятый из госпитализированных умирал.
В городе работал кардиохирургический центр, но его деятельность, как самостоятельного звена оказания специализированной помощи, тормозилась отсутствием четкой системы взаимодействия с кардиологами Кемерова и области.
Кардиохирургические койки в составе областной клинической больницы, не имея качественной организационно-методической «подпитки» для своего развития, работали в четверть своих возможностей, с длительными сроками среднего пребывания и доо-перационного обследования, низкой оперативной активностью, высокой хирургической летальностью.
Невозможность обеспечения преемственности с кардиологами приводила к тому, что на оперативные вмешательства, выполняемые в условиях ИК, преимущественно попадали пациенты с 4 функциональным классом расстройств гемодинамики. Как следствие, при небольшом количестве операций кардиохирурги имели показатели высокой летальности.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ, ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ
Бурное развитие кардиохирургических технологий диктовало необходимость научного обоснования и формирования перспективной модели кардиологической помощи, которая смогла бы существенно продвинуть вперед всю службу и стать единой системой ее управления.
В 1991 году в г. Кемерово был создан специализированный кардиологический диспансер. Основными стратегическими задачами его деятельности были определены:
- создание единого организационно-методического центра;
- формирование единой идеологии — специалистов кардиологического профиля;
- создание замкнутого цикла технологии оказания помощи больным с БОК;
- подготовка кадров;
- укрепление диагностической базы.
Формирование структуры Кемеровского кардиологического диспансера начато с реорганизации амбулаторно-поликлинического звена, от которого в условиях происходящего реформирования здравоохранения города зависели своевременность, объемы, качество и эффективность лечения, проводимого на других этапах помощи и, в конечном итоге, складывалась экономическая и клиническая эффективность.
Главным управленческим решением стало объединение всех кардиологов города в административное подчинение кардиодиспансеру, что обеспечило единство подходов к лечебно-профилактической помощи.
Создание единой амбулаторно-поликлинической службы позволило:
- увеличить число кардиологических приемов в поликлиниках города;
- ввести должности районных кардиологов для координации, контроля качества и оценки эффективности работы службы;
- внедрить единые подходы к своевременному отбору пациентов на диагностическое обследование, стационарное лечение, реабилитацию;
- сконцентрировать высокоспециализированные диагностические исследования;
- развить стационарзамещающие и другие новые формы организации амбулаторной помощи.
За прошедшие 6 лет (1998-2004 гг.) единая структура специализированной амбулаторной службы доказала свою жизнеспособность и эффективность, обеспечила доступность помощи населению, расширила диагностические возможности. Так, на догоспитальном этапе внедрена подготовка больных к дорогостоящим технологиям (коронаровентрику-лографии, плановой ангиопластике, ЭФИ и РЧА), которые ранее проводились только в стационарных условиях. Проведение коронаровентрикулографии с амбулаторного этапа позволило в среднем на 7 дней сократить сроки временной нетрудоспособности и длительности пребывания в стационаре. Только за
Одновременное совершенствование стационарной помощи затрагивало как терапевтическую кардиологическую, так и хирургическую службу. В течение 10 лет на терапевтической койке кардиодиспансера сконцентрированы наиболее тяжелые больные с острым коронарным синдромом. Это позволило внедрить и развивать в кардиодиспансере современные медицинские технологии — раннюю реабилитацию, тромболизис, ангиопластику при остром коронарном синдроме и стентирование, что привело к сокращению сроков стационарного лечения, снизило при ОИМ досуточную летальность на 38 %, госпитальную летальность на 16 %.
От реализации управленческих решений кардиологической службой достигнуты результаты, отражающие медицинскую и экономическую эффективность. Внедрение прогрессивных организационных, диагностических, лечебных технологий активизировало и кардиохирургическую помощь. Благодаря единому взгляду кардиологов и кардиохирургов на вопросы догоспитальной подготовки больных к хирургическому лечению, за последние годы:
- более чем в 2 раза сократились средние сроки лечения на хирургической койке и сроки доо-перационной подготовки (с 31,9 до 14,5);
- уменьшить исходную тяжесть больных, госпитализированных для хирургического лечения;
- повысить оперативную активность — выросла с 41 % до 82 %;
- снизить уровень послеоперационнной летальности в 2 раза (с 7,7 до 3,4);
- в 3 раза увеличить количество выполненных высокотехнологичных кардиохирургических вмешательств в условиях ИК (с 86 до 245);
- снизить летальность после оперативных вмешательств в условиях ИК (с 22,03 до 5,3).
Безусловно, важным звеном в повышении качества медицинской помощи кардиологическим пациентам рассматривался этап реабилитации. В структуре ККД создан собственный санаторий для реабилитации больных с острым инфарктом миокарда и после оперативных вмешательств на сердце. С 2003 года в санатории открыто отделение для пациентов, перенесших инсульт. Количество пациентов, попадающих на этап реабилитации, увеличилось в два раза и составляет ежегодно 800 человек.
Таким образом, в г. Кемерово создан замкнутый технологический цикл оказания помощи пациентам с патологией сердечно-сосудистой системы. В структуре одного специализированного учреждения организованы все виды помощи: амбулаторно-поликлиническая, госпитальная, санаторная. Каждому этапу регламентированы свои клинико-организационные задачи, решение которых в конечном итоге обеспечило медицинскую, экономическую и социальную эффективность кардиологической помощи.
Завершая данное сообщение, хочется свои выводы подкрепить несколькими «индикаторными» статистическими показателями, которые могут свидетельствовать о положительных тенденциях в освещаемых организационных вопросах.
Так, за последние годы регистрируемый уровень общей и первичной заболеваемости БОК стал сущесООдициш
МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИИ
твенно выше областных показателей, а так же показателей города Новокузнецка, с которым мы сравниваемся регулярно и оцениваем динамику показателей. Вместе с тем, смертность от БОК в городе Кемерово на 19 % ниже показателей области и на 14 % ниже, чем в городе Новокузнецке. В группе населения трудоспособного возраста этот показатель на 22 % ниже областного и на 15 % — города Новокузнецка.
Управление и организация кардиологической помощи по модели «Единого технологического цикла» обеспечивает качественный уровень преемственности и ведения пациентов, расширяет доступность, повышает качество медицинской помощи и гибко коррелирует с изменяющимися организационными формами и схемами финансового обеспечения в Российском здравоохранении.