Спросить
Войти

Эффективность подходов обеспечения качества медицинской помощи и непрерывного медицинского образования в контексте положительных трендов заболеваемости

Автор: Брынза Наталья Семеновна

5. Starodubov VI., Fleck VO., Son I.M. Methodological background of construction of modern regional models of health care provision [Text]. Problems of social hygiene, health and medical history: Bi scientific and practical journal, 2010, № 4, pp. 23-27.

6. Smirnova S.A., Bayanova N.A., Borschuk E.L. Occupational stress therapist medical district in the aspect of organization: a monograph. Orenburg: LLC «Agency» PRESS», 2015, 262 p.
7. Suslin S.A. Organization of activity of outpatient care in a rural area. Deputy Chief Physician: medical work and medical examination, 2008, № 2, pp. 21-29.
8. Shilnikova N.F. Analysis of the social satisfaction with the outpatient care. Problems of Social Hygiene, health and medical history, 2012, № 1, pp. 40-42.
9. Shipova V.M., Popova L.G., Lyapunova L.I. Regulation of labor organization in outpatient clinics. Health, 2005, № 12, pp. 33-38.

УДК 614.1: 614.2

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДХОДОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ТРЕНДОВ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ

&Брынза Н.С., Кича Д.И., &Захарченко Н.М.

1 Тюменский государственный медицинский университет, Тюмень, Россия (625023, г. Тюмень, ул. Одесская, 54) Российский университет дружбы народов, Москва, Россия (117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 8), e-mail: d_kicha@mail.ru

EFFICIENCY OF APPROACHES OF GOOD QUALITY MEDICAL CARE ENSURING AND CONTINUOUS MEDICAL EDUCATION IN THE CONTEXT OF POSITIVE TRENDS OF DISEASE INCIDENCE

&Brynza N.S., Kicha D.I., &Zakharchenko N.M.

iTyumen State Medical University, Tyumen&, Russia (625023, Tyumen&, Odesskaya Street, 54)

2RUDN University, Moscow, Russia (117198, Moscow, Miklukho-Maklaya Street, 8), e-mail: d_kicha@mail.ru

В свете роста современных требований к качеству медицинской помощи (КМП) и эффективности системы управления здравоохранением приоритетным является анализ динамики и структуры заболеваемости и совершенствование непрерывного медицинского образования (НМО). Многообразие профессиональных особенностей деятельности врачей требует совершенствования возможностей контролирующих технологий предупреждения дефектов, КМП и повышения уровня здоровья населения. Исходя из вышеизложенного, в ранг высокой степени актуальности выводятся исследования закономерностей и тенденций заболеваемости, региональных особенностей поэтапного внедрения систем управления КМП, перехода на современные технологии НМО. Эти механизмы и технологии привели к целевому совершенствованию здоровья населения, снижению и оптимизации структуры заболеваемости. В конечном счете по результатам сформирована региональная компонента системы «качество медицинской помощи = эффективность системы управления здравоохранения = действенность системы образования медицинского персонала».

In the light of growth of modern requirements to the quality of medical care (QMC) and effectiveness of health care management the analysis of dynamics and structure of incidence and improvement of the continuous medical education (CME) is high-priority. The variety of professional features of doctor&s activity demands improvement of controlling technologies of defect prevention, QMC and increase in population health level. Based on the above, researches of regularities and tendencies of incidence, regional features of stage-by-stage introduction of control systems of QMC, transition to modern CME technologies are of high degree of relevance. These mechanisms and technologies have resulted in target-oriented improvement of population health, decrease and optimization of structure of incidence, and eventually regional component of the « medical care quality = effectiveness of the system of health care management = effectiveness of continuous medical education» system.

Основной задачей организации медицинской помощи на современном этапе является эффективное и экономичное использование имеющихся ресурсов

здравоохранения, увеличение доступности и повышение качества медицинской помощи. В условиях современных требований к качеству медицинской

помощи и эффективности системы управления здравоохранением важное значение приобретает внедрение и совершенствование непрерывного медицинского образования (НМО). Современные особенности профессиональной деятельности медицинских работников требуют совершенствования возможностей контролирующих технологий качества медицинской помощи и уровня здоровья населения. В настоящее время актуальными представляются исследования региональных особенностей поэтапного внедрения систем управления КМП, перехода на современные технологии НМО.

Цель работы: обзор и оценка эффективности мероприятий по обеспечению непрерывного медицинского образования и повышению качества медицинской помощи на примере Тюменской области.

Материал и методы

В исследовании использовались данные статистической отчетности департамента здравоохранения Тюменской области (ДЗТО), Тюменской региональной медицинской организации (ТРМО) и Министерства здравоохранения Российской Федерации. Для оценки доступности и качества медицинской помощи населением применялся метод социологического опроса с помощью разработанных нами анкет. Изучаемые признаки представлены средними и относительными величинами (%). Статистическая обработка данных выполнена в программе Microsoft Excel, включала анализ частот качественных данных, корреляционный анализ Пирсона. Критическим уровнем статистической значимости корреляционной связи (p) выбрано значение <0,05.

Результаты и их обсуждение

Проанализированные тренды динамики и структура заболеваемости населения Тюменской области (ТО) выявили статистически значимые (p<0,05) корреляционные связи на фоне оценок системы обеспечения КМП и профессиональной деятельности врачей в ходе разработки системы непрерывного медицинского образования медицинского персонала.

Была реализована задача по разработке и внедрению технологии непрерывного медицинского образования персонала как механизма непрерывного повышения КМП и профессиональных компетенций врачей. Создан региональный учебно-методический комплекс с применением информационных технологий дистанционного образования, вебинаров и online-тестирования слушателей [3, 4].

С 2011 года между департаментом здравоохранения Тюменской области и Тюменской региональной медицинской организацией действует соглашение о взаимодействии по вопросам аттестации специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, работающих в системе здравоохранения.

Для оценки эффективности НМО были получены и представлены результаты работы профильных комиссий, при этом отмечается рост количества аттестованных специалистов за период исследования на 14,2%. Наибольший удельный вес составляют специалисты, подтвердившие высшую квалификационную категорию (40,1%), либо она впервые была присвоена (38%); при этом в динамике отмечается снижение количества специалистов, которым была присвоена более низкая категория, на 41%.

На созданном сайте ТРМО открыто опНие-тестирование в рамках аттестации медицинских работников. Разработаны и размещены на сайте тестовые задания по различным специальностям и категориям. Вся информация о результатах тестирования поступает в аттестационную комиссию и учитывается при прохождении собеседования.

Введение тестирования - это еще один шаг к системе непрерывного профессионального образования. Специалисты, используя информационные ресурсы, самостоятельно дают оценку своим знаниям, определяют потребность в повышении квалификации, в том числе и вопросах законодательства в области охраны здоровья. По новой системе проведена аттестация 3346 специалистов, работающих в системе здравоохранения Тюменской области. С 2013 года на сайте ТРМО создан Электронный медицинский журнал для публикации научных материалов специалистов учреждений здравоохранения.

Задачи внедрения, усовершенствования и оценки эффективности региональной системы управления качеством медицинской помощи рассматривались через призму НМО как механизм для предупреждения рисков некачественного оказания медицинской помощи, совершенствования работы с обращениями населения и технологии повышения эффективности здравоохранения.

Были разработаны системные технологии, суть которых заключается в принятии управленческих решений на основе анализа целевых показателей (или результатов) деятельности. Показатели носят многоступенчатую (иерархическую) структуру, формируются по принципу «вертикаль целей» для здравоохранения региона в целом, медицинских организаций, вида деятельности, отдельно взятого подразделения и выражаются в количественных показателях [5].

Региональные показатели изложены в долгосрочной целевой программе «Основные направления развития здравоохранения Тюменской области до 2020 года». Одновременно в каждой медицинской организации разработана система показателей, которая отражает ее специфику и приоритеты, сформирована оптимальная организационная структура, в наибольшей степени ориентированная на решение стратегических задач и тактическую реализацию функциональных стратегий. Определение поставленных стратегических целей и задач было основано на соблюдении требований нормативных документов по организации и контролю качества медицинской помощи, разработанных внешних (ведомственных), региональных и внутренних классификаторов документов для медицинских учреждений.

После выхода Приказа Минздрава РФ от 21 декабря 2012 г. № 1340н «Об утверждении порядка организации и проведения ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности» были получены в исследовании подтверждения правильности осуществленных мероприятий по предупреждению и выявлению нарушений требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности. Результаты контроля в ежемесячном режиме анализируются, на уровне ДЗТО принимаются управленческие решения, в том числе используются как показатели эффективности работы МО. Сведения о результатах контрольных мероприятий размещаются в открытом доступе на

сайте ДЗТО, используются для формирования рейтинга учреждений.

В основу контроля КМП положена экспертиза соответствия оказанной МП утвержденным федеральным порядкам и стандартам. Предложенная методика ведомственного контроля основана на ретроспективной экспертизе. Более перспективной, с точки зрения защиты законных прав граждан на своевременную и качественную медицинскую помощь, представляется методология проспективного контроля КМП с целью предотвращения нежелательных исходов медицинской помощи и некорректных управленческих решений [1]. По результатам исследования Совместным приказом ДЗТО и ТФОМС ТО внедрены показатели эффективности для медицинских организаций (МО), проводится ежемесячный мониторинг достижения целевых значений по МО, с этой целью разработаны и даны рекомендации по оплате труда. Формируется также рейтинг учреждений здравоохранения региона по уровню КМП.

Внедрение организационных технологий управления качеством оказания медицинской помощи в ТО, по материалам исследований, позволило достичь положительных результатов: в 2012 г. Тюменская область заняла пятое ранговое место в рейтинге регионов РФ по результатам обращений граждан в Рос-здравнадзор по вопросам организации медицинской помощи населению, показатель составил 1,52 на 100 тыс. населения (по РФ 10, 21) [2].

Оценки результатов были бы некорректны без исследования мнений потребителей-пациентов и удовлетворенности врачей. Был осуществлен экспертный анализ результатов социологического исследования мнения, отношения и знаний населения, пациентов и врачей в вопросах состояния качества медицинской помощи в регионе и эффективности взаимоотношений с врачами. Следует подчеркнуть масштабность задач в рамках ресурсной емкости здравоохранения области. Амбулаторно-поликлиническая помощь оказывается населению ТО в 64 учреждениях здравоохранения и 69 филиалах, результаты которой представлены в материалах работы. Среднее число посещений врачей амбула-торно-поликлинических учреждений на одного жителя в год составило в 2013 г. - 10,6, в государственных и муниципальных учреждениях - 10,3, что выше на 7,5% показателя 2007 г. - 9,8. Позитивная тенденция наблюдается и по числу посещений в рамках ОМС на одного жителя, которое возросло с 8,2 в 2007 г. до 9,0 в 2013 г.

Эффективность системы здравоохранения напрямую зависит от состояния кадровых ресурсов лечебно-профилактических учреждений. Дефицит и неравномерное распределение кадров здравоохранения - это не только российская проблема. Как правило, во многих странах мира не хватает медицинских работников, и пациенты не получают качественной помощи [1].

Планирование подготовки кадровых ресурсов с учетом потребности и эффективного использования -основа кадровой политики. На конец 2011 г. все медицинские организации г. Тюмени и области имели электронную почту и выход в Интернет с целью непрерывного образования. В 2013 г. 94% муниципальных и государственных учреждений здравоохранения области подключены к функционалу «Регистратура» РС ЕГИСЗ. Автоматизированная запись на прием к врачу реализована во всех медицинских организациях, оказывающих амбулаторную помощь населению ТО.

Самостоятельная запись граждан осуществлялась через региональный портал, интегрированный с порталом государственных услуг, единый контакт-центр, а также собственные сайты медицинских организаций. В 2013 году через региональную информационную систему осуществлено свыше 8,7 миллиона записей на прием к врачу, из них через систему самозаписи (Интернет и другие) - более 250 тысяч.

Результаты проведенных исследований в течение ряда лет демонстрируют позитивную динамику уровня доверия медицинским работникам. Было установлено, что 69,3% респондентов удовлетворены качеством медицинского обслуживания. Так, в ходе исследования было выявлено, что среди населения области врачам полностью доверяют 16,7%, а «скорее доверяют» - 63,4% опрошенных. Таким образом, общий уровень доверия составил 80,1%.

Доступность медицинской помощи (МП) законодательно рассматривается как один из основных принципов охраны здоровья населения РФ. При этом под доступностью услуг здравоохранения понимается не просто возможность обратиться в лечебно-профилактическое учреждение, а своевременное получение МП, адекватной потребности, обеспечивающей наилучшие результаты для здоровья. Так, в ходе исследования установлено, что большая часть опрошенных - 50,5% - смогли попасть на прием к участковому врачу в день обращения, в течение недели - 32%, на следующий день - 12% респондентов и в течение 2-3 недель - всего 2% опрошенных. Социальная доступность МП должна удовлетворять потребности гражданина в сохранении и укреплении здоровья. Каждый четвертый опрошенный в нашем исследовании посчитал посещение участкового врача недоступным. Посетившие участкового врача респонденты получили следующие рекомендации: по режиму труда и отдыха - 31% обратившихся; по питанию - 38,2%; по физическим упражнениям и нагрузкам - 32,4%, а также по отказу от курения - 15,2% респондентов. Почти 81% из посетивших участкового врача стараются соблюдать его рекомендации, из них «от случая к случаю» вспоминают о них 42% респондентов, а 7,2% - соблюдают всегда.

Анализ представленных данных показывает позитивную динамику показателей удовлетворенности КМП, технического оснащения, доверия к врачам, удобной организации работы учреждений. Также положительную динамику имеет показатель уровня информированности о существовании центров здоровья и увеличение доли обследованных в них граждан (с 3% в 2011 году до 16,6%). Основными причинами неудовлетворенности населения в получении МП в учреждениях здравоохранения являются очереди и дефицит медицинских работников. Недовольство невнимательным отношением со стороны медицинского персонала, трудностями в получении бесплатной помощи и недостаточной технической оснащенностью МО выразила меньшая доля опрошенного населения по сравнению с предыдущим периодом.

В Тюменской области в течение нескольких лет создавались основы и условия для создания саморегулируемой профессиональной медицинской организации, которые показаны в работе в сокращенном виде. Первый опыт работы ТРМО на принципе добровольного участия относится к его учреждению (16.10.2009). Учредителями общества стали девять

крупнейших медицинских организаций Тюменской области. В настоящее время ТРМО является одним из учредителей НМП. Председатель правления ТРМО является членом Координационного совета по реализации Соглашения между Минздравом РФ и НМП, а также вице-президентом Совета НМП.

На сегодняшний день членами ТРМО являются большинство лечебных учреждений Тюменской области, 16 профессиональных объединений медицинских работников, около 5000 врачей. Благодаря ТРМО в области создана и функционирует система защиты медицинского персонала, которая позволяет постоянно повышать квалификацию специалистов как в вопросах законодательства, так в области охраны здоровья.

В рамках реализации Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11 ноября 2013 г. № 837 «Об утверждении Положения о модели отработки основных принципов непрерывного медицинского образования для врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, врачей общей практики (семейных врачей) с участием общественных профессиональных организаций» проведена работа по внедрению технологии обучения медицинских работников.

Для проведения циклов повышения квалификации были рекомендованы программы по основным разделам специальностей, на основании которых кафедрами были разработаны учебные модули, согласованные с департаментом здравоохранения и ТРМО.

Обучение проводилось по дистанционно-модульной форме с привлечением общественных медицинских организаций - российского научного медицинского общества терапевтов, ТРМО и общества оториноларингологов России - и предусматривало 2 очные части в июне и декабре 2014 г. в объеме 72 часа. На долю общественных профессиональных сообществ выделялось 36 часов.

Дистанционное обучение проводилось с использованием системы EDUCON, в которой было размещено 14 учебных модулей по основным разделам терапии. Каждый модуль предусматривал итоговое тестирование. Согласно требованиям Координационного совета НМО ТюмГМУ ежемесячно представлял отчеты по утвержденной форме о реализации проекта.

Заключение

По результатам исследования получены положительные оценки региональных трендов заболеваемости населения на фоне корреляций с динамикой формирования механизмов обеспечения качества медицинской помощи и непрерывного медицинского образования. Корректными показателями этих эффектов определены показатели повышения эффективности профессиональной деятельности врачей и удовлетворенности населения оказанной медицинской помощью.

Дана оценка эффективности деятельности региональной системы здравоохранения и управления качеством медицинской помощи (КМП) по трендам динамики заболеваемости, ее структуры и становления активности созданной территориальной профессиональной медицинской организации (ТРМО) и работы с обращениями населения в органы здравоохранения.

Согласно данным проведенного социологического опроса получены результаты, подтверждающие рост удовлетворенности населения КМП, положительных мотиваций медицинского персонала в отношении совершенствования профессиональных навыков и снижения дефектов оказания медицинской помощи и обращений пациентов с судебными исками.

Выявлены условия, способствующие повышению КМП и снижению профессиональных рисков, основанные на медицинских, управленческих и образовательных технологиях. Дана оценка значимости эффективной работы с обращениями граждан с жалобами на некачественное оказание медицинской помощи и повышения мотивации медицинского персонала в снижении рисков некачественного оказания медицинской помощи.

Оценки эффективности деятельности медицинских организаций по результатам экспертного анализа, в т.ч. качества медицинской помощи, позволили углубить научно-практическую разработку инноваций в области управления профессиональными рисками некачественного оказания медицинской помощи, целевого повышения квалификации медицинского персонала и совершенствования медико-демографических показателей в регионе.

Список литературы

1. Дьяченко В.Г. Качество в современной медицине: монография. Дальний Восток: Изд-во ГОУ ВПО ДВГМУ Росздрава, 2007. 384 с.
2. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 24.05.2013 № 16и-523/13 «О деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по рассмотрению обращений граждан». Москва, 2013.
3. Семенов В.Ю. Экономика здравоохранения. МИА. 2-е изд., 2014. 997 с.
4. Старченко А.А. Страховые медицинские компании - реально действующий орган общественного контроля в сфере здравоохранения России // Менеджер здравоохранения. 2013. № 8. С. 56-68.
5. Фоменко А.Г. Методы выявления, анализа и оценки ошибок и неблагоприятных событий, возникающих при оказании медицинской помощи // Медицинские новости. 2012. № 4. С. 41-47.

References

1. D&jachenko V.G. Kachestvo v sovremennoj medicine [Quality in modern medicine]. Khabarovsk, DVGMU Publ, 2007. 384 p.
2. Pis&mo Federal&noy sluzhby po nadzoru v sfere zdravookhraneniya ot 24.05.2013 № 16i-523/13 «O deyatel&nosti organov ispolnitel&noy vlasti sub» ektov Rossiyskoy Federatsii po rassmotreniyu obrashcheniy grazhdan» [Letter of the Federal Service for Supervision in the Healthcare of May 24, 2013 № 16i-523/13 «On the activities of the executive authorities of the subjects of the Russian Federation to consider appeals of citizens»]. Moscow, 2013.
3. Semenov VYu. Ekonomika zdravookhraneniya [Healthcare Economics]. Moscow, MIA Publ, 2014. 997 p.
4. Starchenko A.AMenedzher zdravookhraneniya, 2013, № 8, pp. 56-68.
5. Fomenko A.G. Meditsinskie novosti, 2012, № 4, pp. 41-47.
СТРУКТУРА ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБЩЕСТВО НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты