Спросить
Войти

Влияние тренировки на физическое состояние лиц зрелого и пожилого возраста, занимающихся теннисом с учетом индивидуального хронотипа

Автор: Соколова Вера Сергеевна

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

систем, взаимодействию разработанных приложений с разными системами, по их тестированию и запуску для практического использования [4].

Возможности, которые предоставляют современные технологии для научно-исследовательской и учебно-образовательной деятельности, невозможно переоценить. Подготовка выпускников - бакалавров в техническом вузе строится с учетом специфики инженерных функций (рациональное и эффективное использование существующей техники и технологий, разработка новых технологий, конструирование новой техники), поэтому обучение в техническом вузе учитывает основные изменения, происходящие в науке, технике, экономике и организации производства. Оно направлено на подготовку выпускника к творческой, самостоятельной деятельности, умению непрерывно повышать свое образование, быть компетентным в области достижений научно-технического прогресса.

Список литературы:

1. Слободчикова А.А. Объектно-ориентированное программирование на С++ //Объединенный Фонд Электронных ресурсов «Наука и Образование». Инв. № 7689, 2007.
2. Слободчикова А.А. Программирование и проектирование для Windows с использованием OWL и MFC // Объединенный Фонд Электронных ресурсов «Наука и Образование». Инв. № 15349, 2010.
3. Слободчикова А.А. Практикум по объектно-ориентированному анализу и проектированию с помощью языка UML: учеб. пособие. Я.: 2007. - 90 с.
4. Слободчикова А.А. Операционные системы //Объединенный Фонд Электронных ресурсов «Наука и Образование». Инв. № 17847, 2012.

ВЛИЯНИЕ ТРЕНИРОВКИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЛИЦ ЗРЕЛОГО И ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТЕННИСОМ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ХРОНОТИПА

Соколова Вера Сергеевна

Доктор медицинских наук, профессор ФГБОУ ВПО МПГУ, Москва, Россия

Старков Кирил Валерьевич

студент 4 курса факультет АФК ФГБОУ ВПО МПГУ, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ

Целью работы явилась разработка методики тренировки лиц зрелого и пожилого возраста, занимающихся теннисом с учетом хронотипа и индивидуальных биоритмов для повышения эффективности теннисисту значительные требования, которые могут привести к острым и хроническим усталостным травмам, а также к скелетно-сухожильному учебно-тренировочного процесса. Теннис предъявляет к дисбалансу, предрасполагающему к типичным травмам в теннисе. Задачами исследования были: изучение хронотипа и биоритмов для индивидуализации тренировочного процесса, составление рекомендации по планированию тренировочных нагрузок с учетом хронотипа и биоритмов занимающихся теннисом, оценка работоспособности в зависимости от хронотипа спортсмена. В работе представлены материалы обследования 20 лиц занимающихся теннисом в возрасте от 50 лет и старше, из которых 4 женщины и 16 мужчин. Были сделаны следующие выводы: хронотип человека принципиально влияет на работоспособность, критические дни биоритма обязуют человека снизить уровень нагрузки, поскольку в этот день работоспособность и эмоциональная и интеллектуальная составляющая биоритма часто бывают на спаде. Для лиц данной возрастной категории необходима не стандартная методика тренировки, учитывающая индивидуальные особенности организма каждого теннисиста.

THE EFFECT OF EXERCISE ON THE PHYSICAL CONDITION OF PERSONS OF MATURE AND OLD AGE, PLAYING TENNIS WITH CONSIDERATION OF THE INDIVIDUAL CHRONOTYPE

Sokolova V. S. Professor of medicine

Starkov K. V.

Student MPGU

ABSTRACT

Background

The aim of this work was to develop training methodologies seniors age, playing tennis with regard to chronotype and individual biorhythms to improve the efficiency of the training process. Tennis makes it a significant player requirements, which can lead to

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

95

acute and chronic fatigue injuries and skeletal-tendon imbalance predisposing to common injury in tennis. The objectives of the study were: the study of chronotype and biorhythms for individualization of the training process, preparation of recommendations for the planning of training loads with consideration of chronotype and biorhythms playing tennis, assessment of performance, depending on chronotype athlete. The paper presents a survey of 20 individuals playing tennis aged 50 years and older, of which 4 women and 16 men. The following conclusions were made: chronotype person fundamentally affect the performance, critical days biorhythms oblige the person to reduce the level of stress, because that day, the health and emotional and intellectual component biorhythm often on the decline. For persons of this age group required non-standard methods of training, taking into account individual peculiarities of the organism of every tennis player.

To assess physical andfunctional status of the players determined the level of blood pressure (BP), heart rate (HR), physical state (UFS). According to the questionnaire horn-Osborne indicated individual chronotype players- “larks” “doves”, “owls”.

In both groups, classes begin with a warm-up that includes exercises that improve the mechanisms of regulation of cardiac activity and broadening the range of motion in the joints and spine, with the prior 3-5 minute set of exercises of a General nature.

Data UFS coincided with the subjective assessment of improvement in their condition and positive dynamics of indicators of blood pressure and heart rate.

As can be seen, the coincidence of chronotype and time tennis increase the level of physical condition and contribute to high performance and effectiveness of training.

Conclusions

1. Used methods of training to develop individual programs of tennis, will provide adequate optimal level of physical activity in order to maintain, enhance or restore health, counteracting age-related changes, maintain the required level of capacity of the organism, the promotion of creative longevity.
2. Tennis lessons improve important skills and skills necessary in everyday human activities and stimulate the person to independent and organized activities during free time.
3. The proposed method using individual chronotype, has proved effective in 80 % engaged, that allows to recommend it for tennis people, the older age group.
4. For the selection of adequate physical activity for older people it is necessary to use functional indicators and to monitor the dynamics of blood pressure and heart rate. Before classes begin, the coach needs to provide proof of health status.

Введение

Игрой в теннис увлекаются в самом различном возрасте. Занятия этим видом спорта укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, развивают быстроту реакции, ловкость, выносливость, хороший глазомер, укрепляют мышцы тела. Эмоциональность и оздоровительная направленность этой игры объясняет непрерывный рост числа приверженцев тенниса [2,11]. Игра предъявляет к теннисисту значительные требования, которые могут привести к острым и хроническим усталостным травмам, а также к скелетно-сухожильному дисбалансу, предрасполагающему к повреждениям [2,4, 6, 8,9 ]. Анализ специальной литературы [4 ] показал, что практически не освещены вопросы влияния биологических ритмов на здоровье лиц занимающихся теннисом в пожилом возрасте [1, 3, 5,7, 10 ].

Целью работы явилась разработка методики тренировки лиц зрелого и пожилого возраста, занимающихся теннисом с учетом хронотипа и индивидуальных биоритмов для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.

В работе предпринята попытка выявить влияние хронотипа на здоровье и двигательные навыки пожилых лиц при занятиях теннисом, с учетом их хронотипа. При организации и проведении тренировок с лицами пожилого возраста, решаются следующие задачи: оптимизация методики тренировки для пожилых лиц, оценка влияния хронотипа на занимающихся, выработка тактики общефизических занятий и тренировок, с учетом индивидуального биоритма занимающихся.

Распределение лиц по группам наблюдения осуществлялась в зависимости от пола, возраста, стажа игры в теннис. В группы наблюдения входили мужчин 16 и 4 женщины в возрасте от 50 до 68 лет, занимающихся теннисом на базе спортивного клуба «Надежда» г. Краснознаменска московской области . В группы входило по 10 игроков - 1 группа-лица, занимающиеся по обычной методике, 2 группа- экспериментальная, которая занималась по разработанной нами методике, с учетом хронотипа и уровня функционального состояния.

Для оценки физического и функционального состояния игроков определяли уровень артериального давления (АД), частоту пульса (ЧСС), уровень физического состояния (УФС). Соответствии с опросником Хорна-Осборна определяли индивидуальный хронотип игроки- «жаворонки» «голуби», «совы».

Хронотипы человека коррелируют с вегетативной и эмоциональной реактивностью, заболеваемостью, темпераментом, способностью переносить гипоксию. В зависимости от принадлежности человека к «утреннему», «дневному» или «вечернему» хронотипу , наблюдается изменение ЧСС, дыхания, температуры тела и многих других показателей. Установлено, что настроение и активность «сов» и «жаворонков» различна в разные часы суток. Умственная и физическая работоспособность являются наиболее значимыми критериями оценки хронотипа человека. У «жаворонков», «голубей» и «сов» она достигает своего пика соответственно в утренние, дневные и вечерние часы. При выполнении задачи типа «управление» на тренажере «совы» в утренние

96

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

часы делают в полтора раза больше ошибок, чем «жаворонки», а в вечерние часы соотношения обратные. У «жаворонков» в 16.00 наблюдается преобладание влияния парасимпатического отдела ЦНС на сердечно-сосудистую систему, что приводит к развитию утомления и напряжению работы сердечно-сосудистой системы. Утомление можно рассматривать, как вегетативный дисбаланс. Многие исследователи предполагают, что физиологические различия хронотипов людей определяются преимущественно регуляторными механизмами ЦНС [3,8].

В обеих группах занятия начинались с разминки, включающей упражнения, совершенствующие механизмы регуляции деятельности сердца и расширяющие амплитуду движения в суставах и позвоночнике, с предварительным 3-5-минутным комплексом упражнений общего характера.

По рекомендациям ВОЗ нормальное артериальное давление у людей зрелого и пожилого возраста не должно быть выше 140/90 мм рт.ст. Согласно исследованиям, проводимым в течении последних лет, выявлено, что с увеличением возраста меняется способность организма приспосабливаться к обычным факторам среды, что приводит к развитию реакций хронического стресса. В то же время, активная жизненная позиция человека, систематический умственный и физический труд значительно замедляют и уменьшают все геронтологические проблемы. Для лиц, прекративших профессиональную деятельность, лучший способ профилактики болезней и сохранения функциональной активности, являются регулярные занятия физическими упражнениями. Выявлено, что люди зрелого и пожилого возраста, которые хорошо физически подготовлены, успешно разучивают и запоминают упражнения как при рассказе, так и при показе. Лица, которые недостаточно подготовлены физически, запоминание строят главным образом на показе упражнений. Выполнение различных игровых приемов, сложно-координированных движений, у лиц пожилого возраста вызывает значительные затруднения вследствие ослабления внимания и ухудшения автоматичности двигательных актов. Им трудно выполнить физические упражнений, если они производятся в быстром темпе. Для того, чтобы хорошо выполнить последующее движение, им необходимо значительно замедлить предыдущее. Физиологические закономерности образования двигательного навыка на основе взаимодействия конкретно-образной (первой) и абстрактно-понятийной (второй) сигнальных систем учитывались нами при разработке методики.

До начала цикла занятий, со всеми занимающимися была проведена беседа о цели работы и выяснялось их отношение к проведению данного исследования. В группы вошли лица давшие согласие на проведение педагогического наблюдения. Все занимающиеся вели дневники своего состояния, где указывали цифры АД, ЧСС, УФС, субъективное состояние и особенности его во время тренировки. Каждому игроку были выданы стандартные опросники, для определения хронотипа. На основании полученных результатов занимающиеся были разбиты на две группы и каждому предложено время занятий, в зависимости от хронотипа. Наблюдение проводилось с сентября 2014 года по апрель 2015 года

Так в 1 группу вошли 4 «жаворонка», 4- «голубя», 2-«совы», в группу 2- 5- «жаворонков», 2-«голубя», 3- «совы». Занятия с жаворонками и голубями проводили преимущественно в утреннее время, с совами и голубями в вечернее. « Голуби» представляют собой промежуточный вариант хронотипа между «жаворонками» и «совами» и довольно просто приспосабливаются к времени суток.

Перед началом занятий измеряли АД (АДс- артериальное давление систолическое, АДд- артериальное давление диастолическое, АДср- артериальное давление среднее), ЧСС (частота сердечных сокращений в минуту), уровень физического состояния определяли по методу Е. Пирогова, Л. Иващенко (УФС). Для проведения теста УФС необходим предварительный 5-минутный отдых, чтобы избежать повышения ЧСС и АД в связи с психоэмоциональным напряжением. АД измеряют трижды, за истинную величину принимают наименьшую. Полученные при расчете данные сопоставляли со шкалой УФС.

. _ , пульсовое

ядер = ошктоличяское + —---3

Затем по формуле определяют уровень физического состояния УФС

700-3 хЖС-2^5 хЛДср-2,7хвозраст + 0,2 хМ 3 50 - 2,6 х возраст + 0,2 L х рост

Полученные данные соотносили с данными шкалы оценки физического состояния.

Таблица 1.

Шкала оценки уровня физического состояния (УФС)

УФС Мужчины Женщины

Низкий 0,225-0,375 0,157-0,260

Ниже среднего 0,376-0,525 0,261-0,365

Средний 0,526-0,675 0,366-0,475

Выше среднего 0,676-0,825 0,476-0,575

Высокий 0,826 и более 0,576 и более

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

97

Рисунок 1

Уровень физического состояния в группе 2 до начала занятий и через 9 месяцев занятий.

УФС высокий, УФС выше среднего, УФС - показатель средний, УФС ниже среднего, УФС низкий.

Как видно из рисунка 1, до начала занятий высокий УФС составлял 40 условных единиц и определялся 2 человек, выше среднего и средний у 4, ниже среднего и низкий у 4 человек. В конце наблюдения отмечалась положительная динамика, которая проявлялась в повышении уровня физического состояния и составила: высокий 45 единиц у 3 человек, выше среднего и средний у 6 и ниже среднего и низкий у 1 занимающегося.

.Данные УФС совпадали с субъективной оценкой улучшения своего состояния и положительной динамикой показателей АД и ЧСС.

В качестве примера приводится: 1 наблюдение за игроком Ю.П., 65 лет. Рост - 176 см. Масса тела - 82 кг. Хронотип «жаворонок». День занятий среда, время- 20 часов.

Таблица 2.

Показатели давления и частоты сердечных сокращений во время тренировки

АДс и АДд до тренировки мм рт.ст. АДс и АДд после тренировки мм рт.ст. ЧСС уд./мин до тренировки после

129 83 161 89 74 87

Субъективно отмечал усталость, на разминке несколько «оживился», во время игры часто пропускал мячи, точность подач из 10 попыток -5, закончил игру за 30 до окончания тренировки. УФС=0,365 - низкий уровень физического состояния. Рекомендована дозированная физическая нагрузка во избежание перенапряжения нервной системы и сердечной деятельности.

Наблюдение 2. День занятий -суббота, время 9.00

Таблица 3.

Показатели давления и частоты сердечных сокращений во время тренировки

АДс и АДд до тренировки мм рт.ст. АДс и АДд после тренировки мм рт.ст. ЧСС уд./мин до тренировки после

131 85 150 89 68 77
98

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (19), 2015 | ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УФС=0,535 - средний уровень физического состояния. Субъективно отмечал бодрость (как всегда в утренние часы), на разминке выполнил весь комплекс упражнений, во время игры довольно редко пропускал мячи, точность подач из 10 попыток -8, закончил игру в назначенное время. Как видно из приведенного примера, совпадение хронотипа и времени занятий теннисом повышают уровень физического состояния и способствую высокой работоспособности и эффективности тренировки.

Метод

Для решения поставленных в работе задач были использованы следующие методы исследования:

1. исследование хронотипа,
2. анализ и обобщение научно-методической литературы,
3. психологическое тестирование,
4. педагогическое наблюдение,
5. педагогический эксперимент,
6. экспресс метод определения уровня физического состояния занимающихся без тестов к физическим нагрузкам,
7. математическая обработка результатов.

Расчет многодневных биоритмов занимащихся теннисом производился по программе « Биоритмы для Виндоус» (по М.Годовицыну).

Педагогические наблюдения включали в себя антропометрические измерения. Рост стоя ( точность измерения - 0,5 см), вес (точность измерения - 0,5 кг), оценка физического состояния занимающихся теннисом.

Для определения хронотипа человека использовалась международная анкета Остберга.

Результат

Благодаря изучению методики тренировки лиц пожилого возраста, занимающихся теннисом повысили эффективность учебно-тренировочного процесса. Выявили, что интенсивность занятий должна быть снижена по сравнению с лицами младшего возраста, ограничения связали с тем или иным функциональным отклонением в состоянии здоровья. Учли в тренировочном процессе индивидуальные особенности и биоритмологический тип, что позволило адаптировать пожилых людей к нагрузке , получить более высокие результаты, предупредить травмы. Цели и задачи исследования были выполнены.

В результате применения разработанной методики в экспериментальной группе произошло улучшение показателей УФС. В целом улучшение параметра УФС, занимающихся теннисом достоверно выше, чем у теннисистов контрольной группы.

Выводы

1. Используемая методика тренировки поможет разработать индивидуальные программ занятий теннисом,

обеспечит адекватный оптимальный уровень двигательной активности в целях сохранения, укрепления или восстановления здоровья, противодействия возрастным изменениям, поддержания необходимого уровня дееспособности организма, содействия творческому долголетию.

2. Занятия теннисом способствуют совершенствованию важных двигательных умений и навыков, необходимых в повседневной деятельности человека и стимулируют человека к самостоятельным и организованным занятиям в свободное время.
3. Предложенная методика с использованием индивидуального хронотипа, доказала свою эффективность у 80 % занимающихся, что позволяет рекомендовать ее для занятий теннисом людей старшей возрастной группы.
4. Для выбора адекватной физической нагрузки для пожилых людей необходимо использовать функциональные показатели и контролировать динамику артериального давления и частоты сердечных сокращений. До начала занятий тренеру необходимо предоставить справку о состоянии здоровья.

Список литературы

1. Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье. Физкультура и спорт .- 2001.- 208 с.
2. Айвазян Ю.Н. Теннис после тридцати. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 143 с;
3. Макарова Г.А., Спортивная медицина: учебник - М.: Советский спорт, 2003. - 480 с;
4. Поветкин С.В. Планирование нагрузки с учетом биоритмов. Методические указания. Харьков- ХНАА-ГХ- 2012.- 38 с
5. Пирогова Е.А., Иващенко Л.Я., Страпко Н.П. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека. Киев, Здоровье.- 1986,- 133 с.
6. Солодков А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учеб. для ин-тов физ. культ. / Сологуб Е.Б. - М.: Олимпия Пресс, 2001.-520 с;
7. Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями / УО «БГТУ».- Минск: Белорусский государственный технологический университет, 2008.- 32 с;
8. Тест Хорна-Осборна для определения жаворонков и сов. Время-деньги. М.: Из-во Эксмо.- 2004.- 325 с.
9. Тарбеева Н.М., Захарова А.В., Тарбеева Н.А ., Брехова Л.Л. Возрастные особенности планирования базового специально-подготовительного мезоцикла.
10. «Ученые записки» Университета им. П.Ф. Лесгафта, № 2, 2015.
11. Шапошникова В. И. Хронобиология и спорт . М. : Советский спорт. - 2001.- 208 с;
12. Холодов, Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта.- Москва: «Академия», 2009.- 478 с;
пожилой возраст теннис физические нагрузки функциональное состояние хронотип спортсмена биоритмов тренировочный процесс методика тренировки лиц пожилого возраста. old age tennis physical activity
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты