Спросить
Войти

К вопросу об оценке эффективности психокоррекционных воздействий на слушателей в вузе МВД России

Автор: И.А.Андреева

К вопросу об оценке эффективности психокоррекционных воздействий на слушателей в вузе МВД России

Кандидат психологических наук И.А.Андреева Санкт-Петербургский юридический институт

Вопрос об оценке эффективности психокор-рекционных воздействий на слушателей вуза МВД представляется достаточно проблематичным. Так, с точки зрения учебного, воспитательного отделов и администрации вуза, результатом психокоррекционных мероприятий должны быть снижение количества отчисляемых, уменьшение числа дисциплинарных проступков.

Как известно, в настоящее время наиболее изучены психологические, социально-психологические аспекты воздействия, фазы развития групповой психотерапии (2, 3, 6, 7,8).

Имеются данные по эффективности психотерапии и исследования динамики клинических и психологических характеристик больных в процессе групповой психотерапии (1,3, 5). В настоящее время исследователи используют несколько сотен различных тестов, опросников для измерения эффективности психотерапии (/\\lek.sandro-\\vichJ., 1979).

Представляет интерес подход к оценке эффективности психотерапии, предложенный Е.Р.Калитиевской (4). К наиболее существенным параметрам эффективности психотерапии автор относит:

— тенденцию исследовать свои проблемы и ресурсы;

— формирование позитивного самоотношения;

— открытость взаимодействия с миром;

— готовность к изменениям и способность видеть альтернативы;

— принятие на себя ответственности;

— ориентация на свободный выбор и ее изменения в направлении будущего.

В нашем исследовании основными параметрами, использованными для определения эффективности психокоррекционных воздействий, стали уровень ответственности; расширение круга социальных связей; субъективная оценка общительности; адаптивность и нервно-психическая устойчивость; стрессоустойчивость; способность устанавливать правильные взаимоотношения в коллективе.

Исследование динамики коммуникативных индивидуально-психологических характеристик и эффективности психокоррекционных воздействий проводились с помощью следующих методов:

1. Методика исследования уровня субъективного контроля.
2. Шкалы нервно-психической устойчивости, адаптивности, коммуникативной направленности (многоуровневый личностный опросник).
3. Субъективная оценка удовлетворенности межличностным общением.
4. Экспертная оценка уровня стрессоустой-чивости, способности устанавливать правильные взаимоотношения в коллективе, дисциплинированности.

Обследование проводилось дважды: первое — в начале первой недели работы, второе — в последнюю неделю перед окончанием работы.

В нашем исследовании для сравнения результатов изучения по методике "Уровень субъективного контроля" мы использовали "сырые" баллы. Значимость различий подсчитывалась по критерию Стьюдента.

В занятиях групповой психотерапии участвовали 36 человек, в группе социально-психологического тренинга было 60 человек. В контрольную группу вошли 62 слушателя 1-2 курсов Санкт-Петербургского юридического института с благоприятным &прогнозом на обучение,, в отношении которых ни один из видов психокоррекции не проводился.

Анализ получешшк данных показывает, что в результате психокоррекционных мероприятий существенным образом повышается уровень субъективного контроля испытуемых по ряду шкал. Так, по обобщенному показателю интер-нальности (Ио) повысился уровень в группе занимавшихся индивидуальной психотерапией от 24,821 0,Й до 27,76 ± 0,18 (р<0,001), у участников группы психотерапии — от 25,42 1 0,91 до 30,62 _ 0,70 (р<0,001) и в группе социально-психологического тренинга — от 26,711 0,67 до 28,92 1 0,28 (р<0,001). Это свидетельствует о том, что участники всех групп коррекции стали чувствовать большую ответственность за то, как складывается их жизнь в целом.

Сравнительная характеристика полученных результатов по шкале интерпальности в области достижений позволяет отметить, что в большей степени повышение обнаружено у занимавшихся групповой психокоррекцией от 6,581 0,24 до 7,6410,30 (р<0,01), что указывает на то, что участники групп связывают свою деятельность с положительными событиями их жизни.

Показатели по шкале интернальности в области неудач в сравнении с исходными данными оказались повышенными в группе социально-психологического тренинга от 7,721 0,14 до 8,801 0,17 (р<(),0()1) и групповой психокоррекции от 7,74 1 0,26 до 8,79 1 0,32 (р<0,01). Это свидетельствует о том, что участники групп склонны обвинять самих себя в неудачах и неприятностях, с которыми они сталкиваются.

Значения показателей по шкале интернальности в области производственных отношений повысились более всего в группе социально-психологического тренинга от 6,811 0,14 до 8,311 0,28 (р<0,001), а в группе занимавшихся груп повой психокоррекцией он составил 6,80 + 0,34 до занятий и 8,02 ± 0,22 после занятий (р<0,01), в группе занимавшихся индивидуальной психотерапией показатель в ходе занятий не изменился.

Практически во всех группах коррекции участники повысили уровень ответственности в области семейных отношений, причем в группе индивидуальной психотерапии — от 5,12 ± 0,31 до 5,96 ±0,18 (р<0,05), в группе социально-психологического тренинга — от 5,74 ± 0,23 до 6,211 0,27 (р<0,05), а у занимавшихся групповой психотерапией - от 5,31 ± 0,19 до 6,57 ± 0,29 (р<0,001). Этот результат следует подчеркнуть, так как в ходе индивидуального психологического консультирования было установлено, что для большинства обратившихся наиболее проблематичными представлялись именно взаимоотношения в семье.

Показатели по шкале интернальности в области межличностных отношений более всего повышены в группе занимавшихся социально-психологическим тренингом: от 2,19 - 0,17 до 2,75 ±0,13 (р<0,01), а у занимавшихся групповой психокоррекцией они составили 2,11± 0,14 до занятий и 2,60 ± 0,15 — после занятий (р<(),()5).

В области здоровья и болезни повышение показателей было обнаружено для групп, занимавшихся индивидуальной психотерапией: от 2,31 ± 0,18 до 2,64 ± 0,15 (р<0,05) и групповой психокоррекцией от2,41± 0,15 до 2,72±0,19 (р<0,05), что свидетельствует о повышении уровня ответственности за свое здоровье у участников этих групп.

Результаты сравнения показателей уровня субъективного контроля всех групп испытуемых (до начала психокоррекционных воздействий) с показателями контрольной группы свидетельствуют о том, что обобщенный показатель интернальности в контрольной группе выше, чем во всех группах коррекции. Для группы индивидуальной психотерапии он составляет 24,92± 0,82 в сравнении с контрольной группой 28,81 - 0,63 (р<0,001), для групповой психокоррекции — 25,42 ±0,91 (р<0,01), для групп социально-психологического тренинга — 26,71 ± 0,67 (р<0,05).

Показатели интернальности в области достижений достоверно выше (р<0,05) в контрольной группе по сравнению с группами индивидуальной и групповой психотерапии.

В области межличностных отношений также обнаружены достоверные различия между исследуемыми группами: в отношении группы индивидуальной психотерапии (р<0,05), в отношении занимавшихся групповой психотерапией (р<0,01) и социально-психологического тренинга (р<(),()5) показатели интернальности ниже, чем в контрольной группе.

Сравнивая с показателями контрольной группы данные, полученные после проведения психокоррекции во всех трех группах испытуемых, следует отметить, что обобщенный показатель интернальности в группах социально-психологического тренинга и групповой психокоррекции превысил значения, полученные для контрольной группы, и составил для группы социалыю-психологического тренинга 28,92 ± 0,28 (р<0,05), а групповой коррекции — 30,62 ± 0,70 (р<0,01).

Участники групповой психокоррекции и социально-психологического тренинга повысили значение интернальности в области семейных взаимоотношений (р<0,01). Занимавшиеся социально-психологическим тренингом повысили уровень ответственности в области межличностных отношений (р<0,05).

Таким образом, полученные данные при сравнении по всем исследуемым показателям до начала коррекции и после ее проведения свидетельствуют о повышении уровня интернальности по всем шкалам теста, что может служить покаЗате-лем эффективности проведенных психокоррекционных мероприятий. Сравнительная характеристика показателей шкал в трех экспериментальных и контрольной группах позволяет сделать вывод о том, что в ходе занятий интернальность в большей степени повышалась у участников групповых занятий по сравнению с индивидуальными, причем для групп социально-психологического тренинга — в области неудач, производственных отношений, семейных и межличностных отношений, в также по обобщенному показателю интернальности. Для участников групп психологической коррекции по всем показателям уровень интернальности не только достиг значений контрольной группы, но и превысил его. В группе занимавшихся индивидуальной психотерапией наблюдается повышение показателей интернальности по сравнению с исходными данными (до начала психотерапии), однако они не достигают средних значений контрольной группы и не являются, за исключением обобщенного показателя интернальности, статистически достоверными. Этот факт можно объяснить тем, что целью индивидуальной психотерапии являлась реконструкция нарушенных отношений личности, а не приобретение навыка общения и повышение отношений личности, а не приобретение навыка общения и повышение коммуникативности компетентности. Кроме того, полученные результаты могут быть объяснены непродолжительностью занятий и малой численностью участников группы индивидуальной психотерапии.

Учитывая перечисленные обстоятельства, для оценки эффективности индивидуальных психотерапевтических занятий мы использовали метод незаконченных предложений, адаптированный, для курсангов вуза МВД следующим образом: введены дополнительные незаконченные предложения, позволяющие выяснить отношение к командирам, к обучению и дальнейшей профессиональной деятельности.

В силу малочисленности группы и невозможности получения статистически значимых количественных данных для занимавшихся индивидуальной психотерапией нами был использован качественный анализ полученного материала, позволяющий полнее описать общую картаiry нарушений отношений личности, установок, тенденций, что чрезвычайно важно для построения

оптимального плана практической психотерапевтической работы.

Установлено, что в окончаниях фраз курсантов с невротическим типом развития личности отражались такие особенности, как повышенная чувствительность, тревожность, неуверенность в своих силах, обидчивость, нерешительность, низкая самооценка. После проведенного курса индивидуальной психотерапии существенным образом изменилось содержание окончаний незаконченных предложений, что свидетельствует об уменьшении степени нарушения отношений личности.

Практическая ценность полученных результатов не вызывает сомнения. Проведенное исследование позволило выявить многообразие личностных особенностей, установок, отношений курсантов, обратившихся с жалобами невротического плана, на индивидуально-психологическое консультирование и направленных на индивидуальную психотерапию. Данные, полученные по методике незаконченных предложений, были использованы в психотерапевтической работе, направленной на восстановление нарушенных жизненных отношений, которые послужили источником невротического развития и декомпенсации. Качественный анализ незаконченных предложений до начала психотерапевтических занятий и после их окончания позволяет говорить об отчетливой тенденции к уменьшению степени нарушения отношений личности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что индивидуальная психотерапия является эффективным средством повышения социальной адаптации для лиц, обратившихся с жалобами невротического плана.

Возвращаясь к вопросу об оценке эффективности групповых методов воздействия (групповой психотерапии и социально-психологического тренинга), следует сказать, что нами, кроме того, была проведена сравнительная оценка полученных результатов по шкалам адаптивности, нервно-психической устойчивости и коммуникативной компетентности.

Полученные результаты свидетельствуют, что в ходе занятий групповой коррекцией и социально-психологическим тренингом достоверно значимо (р<0,05) повышаются показатели адаптивности, нервно-психической устойчивости и коммуникативной компетентности участников групп. В сравнении с показателями контрольной группы, исходные показатели участников тренин-говых групп занижены, однако после проведения психокоррекционных мероприятий эти показатели достигают контрольной группы и даже превышают их.

Таким образом, можно сказать, что в ходе психокоррекционных мероприятий достоверно значимо повышается уровень адаптивности, нервно-психической устойчивости, возрастают значения показателя коммуникативной компетентности.

Сравнение исследуемых показателей до начала психокоррекции и после ее окончания показало, что в ходе социально-психологического тренинга и групповой коррекции возрастает уровень интернальности участников групп, повышается уровень их адаптивности и нервно-психической устойчивости, коммуникативной компетентности, возрастает самооценка общительности, экспертные оценки стрессоустойчивости, способности устанавливать правильные взаимоотношения в коллективе, дисциплинированность.

Сравнение исследуемых показателей участников психокоррекционных групп с контрольной группой показало, что уровень исследуемых показателей в контрольной группе выше, чем в группах коррекции до начала занятий. Сравнение результатов контрольной группы с данными, полученными в группах коррекции, после проведения психокоррекционых мероприятий показало, что уровень исследуемых показателей участников психологической коррекции не только достиг, но и гго некоторым шкалам превысил уровень показателей исследованных нами здоровых испытуемых из контрольной группы.

Все это является доказательством эффективности проводимьгх психокоррекционных мероприятий.

Г} заключение кратко остановимся на сравнительном анализе опыта работы в группах психологической коррекции и социально-психологического тренинга. Наряду с различиями в организации и проведении занятий групп коррекции и сониально-психологического тренинга (длительность, общее количество) значительно отличался и круг- обсуждаемых проблем. В группах психологической коррекции чаще обсуждались проблемы взаимоотношений в семье, с противоположным иолом, формирование образа "Я", личностные особенности и проблематика участников. В группах социально-психолошческого тренинга больше внимания уделено проблемам профессионального выбора, межличностного общения внутри учебных групп, взаимоотношений с командирами, сложности учебной деятельности.

Различия в группах социально-психологичес-кого трениггга и психологической коррекции обусловлеггьг, прежде всего, изначально поставленными целями: группа социально-психологического тренинга была предназначена для усовершенствования навыка межличностного обгцения и расширения кругозора личности, а группа психологической коррекции — для расширения личностной проблематики участников группы и повышения уровня социальной адаптивности. Кроме того, необходимо отметить и эффективность индивидуальной психотерапии как средства повышения социальной адаптации для лиц, обратившихся с жалобами невротического плана и не желающих обсуждать личностную проблематику в группе.

Выводы.

1. Исследование эффективности психокоррек-ционных мероприятий показадо, что в ходе занятий статистически значимо возросла ответственность участников социально-психологического тренинга и группы психологической коррекции по всем шкалам интернальности по сравнению с контрольной группой.
2. Для учащихся, страдающих пограничными нервно-психическими расстройствами, в качестве эффективного метода может быть использована индивидуальная психотерапия.
3. В ходе групповых психокоррекционных мероприятий возрастают нервно-психическая устойчивость участников групп и уровень адаптивности, повышаются показатели по шкале коммуникативной компетентности.
4. По данным экспертных оценок, вследствие психокоррекционных мероприятий повышается субъективная оценка общительности групп, возрастают значения показателей стрессоустойчи-вости, способности устанавливать правильные взаимоотношения в коллективе и дисциплинированность.

Литература

1. Бакирова Г.Х. Динамика группового взаимодействия как фактор эффективности&психотерапии больных неврозами //Автореф. дис... канд. психол. наук. — Л.: ПНИ, 1983.
2. Исурина ГЛ. Механизмы психологической коррекции личности в процессе индивидуальной психотерапии неврозов в свете психологии отношений // Возрастные аспекты групповой психотерапии при нервно-психических заболеваниях // Тр. Лен. НИИ им.В.М.Бехтерева. — Л., 1988. — С. 36-80.
3. Кайдановская Е.В. Исследование психологических характеристик больных неврозами в процессе патогенетической психотерапии (в связи с задачами изучения ее эффективности) //Автореф. дис... канд. психол. наук. — Л.: ПНИ, 1987.
4. Калитеевская Е.Р. Непатологические девиации формирования характера у подростков и юношей с хроническими соматическими заболеваниями // Сб. науч. тр. Лен. НИИ им. В.М.Бехтерева. - Л., 1986. — С.111-114.
5. Тер-Багдахарян Л.П. Исследование динамики клинических и психологических характеристик больных неврозами в процессе групповой психотерапии (в связи с задачами оценки ее эффективности и прогноза): Автореф. канд. дис. — Л.: ГИДУВ, 1990.
6. Kratoclivil S. Psychoterapic. — Praga: Avicenum. — 1976. — P. 397.
7. Pick B.M., Wooff К. An evalution of time-limited" Programm of dinamik droup psychoterapy // British J. of Psychiatry. — 1986 (feb). — Vol. 148. - P.159-164.
8. Rutan S.J., Alonso A. Group therapy or individual therapy or both // Jnt. J. of group psychoterapy. — 1982. — 32 (3). — July. — P.48-56.

Индивидуальный подход к осужденным как средство преодоления их эмоциональной напряженности

Доктор педагогических наук, профессор В.Н.Казанцев Барнаульский филиал Рязанского института права и экономики МВД России

Осуществляя воспитательную работу с осужденными в ИУ, важно ее коллективные формы сЬчетать с индивидуальными. Без правильно организованного взаимодействия общего и отдельного в воспитании немыслимо достигнуть успешных педагогических результатов. Индивидуальный подход предполагает знание индивидуальности, т.е. того особенного,, неповторимого, что отличает одного человека от всех других и включает природные и социальные, физиологические и психические, врожденные й природные свойства.

Индивидуальный подход с необходимостью включает и личностный: учет в воспитательной работе с осужденным свойств его личности, которые для удобства их рассмотрения можно свести в следующие основные группы: динамические, коммуникативные, познавательные, эмоциональные и психофизиологические. К сожалению, в условиях ИУ нередко встречаются факты, когда начальник отряда игнорирует индивидуальные особенности осужденных.

В каждом случае поведение осужденного зависит от множества причин: предшествующей жизнедеятельности, степени педагогической запущенности, сознательности, темперамента, акцентуации характера, стиля межличностных взаимоотношений с окружающими. Но и каждый вид деятельности, этап работы в ИУ предъявляет к осужденному особые требования. Необходимо поэтому, опираясь на знание индивидуальных особенностей осужденных, создавать наиболее благоприятные условия для коррекции личности.

Для определения индивидуальных особенностей эмоциональной сферы изучаемого осужденного начальник отряда может воспользоваться анкетой:

1. У Вас бывает такое чувство, будто пересохло во рту.
2. Когда Вы рассердитесь или волнуетесь, Вас иногда бросает в пот.
3. Когда Вы рассердитесь или волнуетесь, то нередко ощущаете сильное сердцебиение.
4. Бывает ли так, что когда Вы рассердитесь или волнуетесь, у Вас "захватывает дыхание"?
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты