Спросить
Войти

Научно-обоснованный подход при совершенствовании организации санаторно-курортного долечивания работающих граждан на примере Нижегородской области

Автор: Коновалов Алексей Андреевич

УДК 614.213-471.41

НАУЧНО-ОБОСНОВАННЫЙ ПОДХОД ПРИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО ДОЛЕЧИВАНИЯ РАБОТАЮЩИХ ГРАЖДАН НА ПРИМЕРЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

А.А. Коновалов,

ГБУЗ НО «Медицинский информационно-аналитический центр», г. Н. Новгород

Коновалов Алексей Андреевич - e-mail: konovaLov@miac.nnov.ru

В работе представлены результаты моделирования и практического применения эффективных организационных форм санаторно-курортного долечивания работающих граждан, разработанных

на основе выявленных причинно-следственных связей и закономерностей. Продемонстрированы успешные результаты внедрения полученной модели на региональном уровне.

The article gives the results of the modeling and practical introduction of the effective organizational forms of sanatorium-resort aftertreatment of working people, which were worked out on the basis of the revealed cause-effect relations and regularities. There are shown the effective results of the received model on the regional level.

Введение

Долечивание работающих граждан непосредственно после стационарного лечения в санаторно-курортных учреждениях - важный компонент государственных гарантий

оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

Однако, в последние годы сложилась неоднородность управленческих подходов к организации санаторнокурортной медицинской помощи работающим непосредственно после стационарного лечения, обусловленная отсутствием федеральной нормативной базы.

С признанием в 2010 году утратившими силу постановления Правительства РФ от 21.04.2001 № 309 «Об утверждении Положения о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей» и приказа Минздравсоцразвития РФ от 27.01.2006 № 44 «О долечивании (реабилитации) больных в условиях санатория» практически отсутствует федеральная нормативная база по данному направлению [1, 2]. Это нацеливает органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации на создание собственных

моделей организации санаторно-курортной медицинском помощи работающим непосредственно после стационарного лечения.

Целью работы была оценка опыта применения эффективных организационных форм при организации санаторнокурортного долечивания на региональном уровне.

Обсуждение результатов

При создании модели организации долечивания на уровне региона применялся метод математического моделирования, с последующим выявлением причинно-следственных

связей и закономерностей в рамках действующей системы и созданием оптимизированной модели [3, 4].

В целях минимизации количества невостребованных путевок рациональным представляется, прежде всего, введение системы оперативного перераспределения потоков пациентов между санаторными учреждениями на основе реально складывающейся потребности пациентов, получающих стационарное лечение в лечебных учреждениях. Эта мера позволяет не допустить «застывания» системы, оперативно компенсируя возросшую по факту потребность в направлении пациентов на долечивание одних учреждений за счет недорасходования путевок в других.

В целях оптимизации оборота бланков строгого учета и отчетности (бланков путевок) и исключения их утерь была предложена модель оборота бланков путевок без их физического перемещения. Для этого было предложено ввести в схему организации долечивания дополнительное координирующее звено, призванное в режиме реального времени решать задачи диспетчирования путевок на основе единой информационной системы и постоянно обновляющейся базы данных [5].

Таким звеном стал координационный центр, реализованный на базе ГБУЗ НО «Медицинский информационноаналитический центр» (МИАЦ).

Для оценки выполняемой работы по планированию объема заказа санаторно-курортных путевок и по управлению их потоками было предложено ввести измеримый численный критерий - «коэффициент потерь», рассчитываемый по следующей формуле: к

("^1 невостпебованных ^& 1де<Ьииитных)

КП = ---, где

приобретенных

КП - «коэффициент потерь»,

N - число путевок (невостребованных, дефицитных,

всего),

к - число лечебно-профилактических учреждений, участвующих в системе долечивания.

Предложенный коэффициент выражает долю невостребованных (в случае, если предложение превысило спрос) и дефицитных (в случае, если спрос превысил предложение) путёвок в общем количестве приобретенных. Первый элемент числителя указывает на излишний объем заказанных путевок, второй демонстрирует неадекватно низкое их количество.

В общем случае, чем больше коэффициент потерь, тем больше диспропорций допущено при планировании и, следовательно, тем хуже организовано распределение и согласование потоков пациентов между ЛПУ и санаторнокурортными организациями. Коэффициент может рассчитываться как для каждого учреждения, так и по всему кругу учреждений, характеризуя деятельность системы распределения и, в частности, координационного центра.

При этом в случае, если диспетчеризация путевок производится координационным центром, в формуле коэффициент потерь сводится к нулю, так как неизрасходованные путевки останутся только в базе данных координационного центра, а не в ЛПУ.

Далее на основе предложенной модели были классифицированы возможные ошибки, возникающие на этапе планирования и распределения путевок на три типа, подробно охарактеризованные в таблице.

ТАБЛИЦА.

Сравнительная характеристика основных ошибок при организации мероприятий по долечиванию

Типы ошибок Симптом Причина Пути решения

1 2 3 4

Первого типа Высокое количество нераспределенных путевок, дефицита нет Дефект планирования на этапе заказа путевок, заказ избыточен Уменьшение заказа за счет избыточных профилей путевок

Второго типа Нет нераспределенных путевок, дефицит есть Дефект планирования на этапе заказа путевок, заказ недостаточен Увеличение заказа за счет дефицитных профилей путевок

Третьего типа Высокое количество нераспределенных и дефицитных Задержка перераспределения Ускорение перераспределения координационным центром

Разработанная классификация призвана систематизировать и усовершенствовать подходы к планированию количества путевок как на этапе подготовки конкурсной документации, так и на этапе их распределения.

Ожидалось, что с внедрением координационного центра соотношение количества и значимости различных типов ошибок должно измениться. На первый план должны выйти ошибки третьего типа, в то время как ошибки первого и второго типов должны нивелироваться.

Деятельность координационного центра МИАЦ по направлению на долечивание в соответствии с новым Регламентом была начата со 2 марта 2010 г. К настоящему времени накопленный опыт работы позволил усовершенствовать организацию системы санаторно-курортного долечивания работающих в Нижегородской области.

Внедрение предложенных организационных разработок полностью решило проблему оборота бланков путевок с помощью модели оборота бланков без их физического перемещения. Заказчик, закупая бланки у санаторнокурортной организации, не получает их «на руки», а одномоментно передает их на ответственное хранение в санаторно-курортную организацию, при этом все передачи документально фиксируются. При заключении (подписании) государственного контракта на оказание услуг по медицинской реабилитации (долечиванию) больных из числа работающих граждан непосредственно после стационарного лечения, подтверждающего закупку санаторно-курортных услуг, эквивалентом которых являются путевки, одновременно оформляется Договор ответственного хранения санаторно-курортных путевок с актом приема-передачи

закупленных бланков санаторно-курортных медицинских путевок на ответственное хранение. Бланки путевок остаются в сананаторно-курортной организации, фактически являясь собственностью заказчика. Затем номера бланков санаторнокурортных путевок списком передаются в координационный центр, и при подаче туда заявки в ЛПУ сообщается номер бланка путевки на долечивание. Бланки путевок оформляются в санаторно-курортной организации при поступлении пациента на долечивание.

Таким образом, разработанная модель оборота бланков путевок без их физического перемещения полностью исключает из сферы обращения бланков: пациентов, ЛПУ, заказчика и МИАЦ.

Как показал опыт работы предложенной модели, в течение 2010-2011 г. не было утрачено ни одного бланка путевок, то

есть риски потерь путевок на уровне выдающих лечебных учреждений (порча бланков) и пациентами (утери) были сведены к нулю. Данная модель существенно сократила трудозатраты и финансовые средства, которые необходимы для создания условий, требуемых для хранения бланков строгой отчетности у заказчика, в ЛПУ, а также при восстановлении утраченных бланков санаторно-курортных путевок.

При этом находящаяся в координационном центре база данных номеров бланков путевок и пациентов, их получивших, позволяет в режиме реального времени оценивать спрос на услуги по долечиванию и оперативно реагировать на любые изменения спроса, а также достаточно точно прогнозировать последующий спрос на продолжительный период.

Общее количество закупленных по государственным контрактам путевок в 2010 году составило 5801 штука, из которых невостребованными остались 6 штук (после стационарного лечения беременных женщин групп риска), при этом необеспеченная потребность составила 215 штук. коэффициент потерь составил 0,0381.

Общее количество закупленных по государственным контрактам путевок в 2011 году составило 5299 штук. По итогам года остались частично невостребованными 50 путевок по четырем профилям: после стационарного лечения острого инфаркта миокарда и нестабильной стенокардии (27 путевок); после стационарного лечения острого нарушения мозгового кровообращения (9 путевок); после операций по поводу панкреатита (панкреонекроза) (1 путевка), после стационарного лечения беременных женщин групп риска (13 путевок). Необеспеченная потребность составила 102 путевки, соответственно коэффициент потерь составил

0,0286 (сокращение на 32,8%).

Положительный экономический эффект перечисленных нововведений обуславливается следующими факторами:

- сокращением трудоемкости со стороны ЛПУ (высвобождение времени, необходимого для создания условий, требуемых для хранения бланков строгой отчетности);

- сокращением трудоемкости со стороны санаторнокурортных организаций (высвобождение ресурсов, связанных с восстановлением утерянных путевок и путевок, выданных не явившимся на лечение пациентам);

- сокращением трудоемкости со стороны МИАЦ, связанным с наличием единой базы данных и, как следствие, автоматизацией аналитической работы (высвобождение времени, связанного с периодическим сбором и анализом данных по долечиванию);

- снижением количества невостребованных путевок, обусловленным введением диспетчеризации пациентов на этапе возникновения спроса.

В целях внедрения разработанных предложений и их нормативной формализации была разработана Инструкция по организации оказания работающим гражданам санаторнокурортной медицинской помощи по восстановительному лечению непосредственно после стационарной помощи в условиях санаторно-курортных организаций, утвержденная приказом министерства здравоохранения НО от 23.11.2010 № 1759 [6].

Инструкцией определены участники системы долечивания, в т. ч.:

• Министерство здравоохранения Нижегородской области,

• ГБУЗ Нижегородской области «Медицинский информационно-аналитический центр»,

• санаторно-курортные организации, в которых в соответствии с законодательством размещен государственный заказ на санаторно-курортные путевки,

• ЛПУ, имеющие право направления пациентов на долечивание.

Между Министерством здравоохранения Нижегородской

области, МИАЦ и учреждениями здравоохранения, участвующими в системе долечивания, заключаются трехсторонние соглашения по организации оказания работающим медицинской помощи по восстановительному лечению непосредственно после стационара в условиях санаторнокурортных организаций.

Остановимся подробнее на функциях каждого участника взаимодействия [3, 4].

Функции Министерства здравоохранения Нижегородской области:

- организация приобретения путевок в соответствии с ФЗ от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и информирование остальных участников о заключении государственных контрактов в течение одного рабочего дня с момента их подписания;

- передача путевок на ответственное хранение в санатории с указанием возможности расходования путевок по соответствующим государственным контрактам;

- оплата реестров оказанной санаториями помощи в соответствии с условиями государственных контрактов после получения от МИАЦ актов экспертизы реестров пациентов.

Функции МИАЦ:

- информирование учреждений здравоохранения о наличии свободных мест в санаторно-курортных организациях и об ответственных сотрудниках санаториев;

- прием от учреждений здравоохранения заявок на долечивание по установленной форме по адресу электронной почты, бронирование путевки и информирование в течение одного рабочего дня ответственного специалиста учреждения здравоохранения о номере бронированной путевки;

- прием от санаториев счетов и пакета документов для экспертизы и в течение пяти рабочих дней проведение экспертизы документов на предмет выявления ошибок, являющихся основанием для отказа в оплате;

- по результатам экспертизы подготовка акта экспертизы счета, а также при необходимости реестр санаторнокурортных путевок, полностью и (или) частично отклоненных от оплаты.

Функции ЛПУ:

- отбор и направление врачебной комиссией больных на оказание медицинской помощи по восстановительному лечению непосредственно после стационара в условиях санаторно-курортных организаций по перечню заболеваний в соответствии с рекомендациями по медицинскому отбору больных, направляемых на долечивание (реабилитацию) в санатории;

- после решения врачебной комиссии о направлении больного, но не позднее трех рабочих дней до даты заезда, направление заявки в электронном виде на бронирование путевки по установленной форме в МИАЦ и в течение одного рабочего дня получает номер бронированной путевки;

- оформление направления на долечивание с указанием номера забронированной путевки и конкретного санатория, а также пакета сопроводительных медицинских документов.

Функции санаторно-курортных организаций:

- тиражирование санаторно-курортных путевок по форме, установленной приказом Минфина РФ от 10.12.1999 № 90н «Об утверждении бланков строгой отчетности» и передача серий и номеров путевок в разрезе профилей в МИАЦ;

- по прибытии пациента проверка правильности и полноты оформления направления и оформление путевки с забронированным номером, указанным в направлении;

- в случае неприбытия пациента в срок заезда забронированной путевки информирование МИАЦ о снятии брони;

- ежедневно до 16:00 направление в МИАЦ оперативной информации о наличии свободных мест и движении пациентов;

- в установленный срок предоставление пакета документов на оплату израсходованных путевок за отчетный период.

Выводы

1. Ранее действовавшая система организации санаторнокурортного долечивания постепенно теряет актуальность, что обусловлено устареванием нормативной базы в современных социально-экономических условиях.
2. В целях модернизации существующей системы на территории Нижегородской области был внедрен ряд организационных мер, среди которых системообразующим звеном стало создание координационного центра, эффективность которого обусловлена оптимизацией потоков пациентов, направляемых на долечивание и совершенствованием системы обращения путевок.
3. В ходе исследования доказано, что в целях оценки работы по планированию заказа и управлению потоками пациентов целесообразно ввести измеримый численный критерий

- «коэффициент потерь». В результате деятельности координационного центра по итогам 2010-2011 г. удалось снизить указанный показатель по отдельным категориям на 30-50%.

4. Разработанная и внедренная оптимизированная схема организации долечивания предоставила возможность рационального перераспределения потоков пациентов между санаторными учреждениями на основе реально складывающейся потребности.
5. Практическое внедрение научно-обоснованной модели оборота бланков строгого учета и отчетности (бланков санаторно-курортных путевок) без их физического перемещения существенно сократило сферу их обращения.
03

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 21.04.2001 № 309 «Об утверждении Положения о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторнокурортное лечение и оздоровление работников и членов их семей».
2.Приказ Минздравсоцразвития РФ от 27.01.2006 № 44 «О долечивании (реабилитации) больных в условиях санатория».
3. Джонсон Д., Вуд Д., Вордлоу Д., Мэрфи-мл. П. Современная логистика. 8-е изд. М.: Издательский дом Вильямс , 2009.
4. Ланглуа Р.Н. Экономика трансакционных издержек в реальном времени. Российский журнал менеджмента. 2009. Т. 7. № 2. С. 93-118.
5. Ханф Й., Даутценберг К., Гагалюк Т., Белая В. Сетевой подход к управлению цепями поставок: понятия, круг проблем и направления развития. Российский журнал менеджмента. 2009. Т. 7. № 1. С. 43-68.
6. Приказ министерства здравоохранения Нижегородской области от 23.11.2010 № 1759 «Об утверждении Инструкции по организации оказания работающим гражданам санаторно-курортной медицинской помощи по восстановительному лечению непосредственно после стационарной помощи в условиях санаторно-курортных организаций и рекомендаций по медицинскому отбору больных».
САНАТОРНО-КУРОРТНАЯ ПОМОЩЬ ДОЛЕЧИВАНИЕ ОПТИМИЗАЦИЯ sanatorium-resort help aftertreatment optimization
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты