Спросить
Войти

Показатели функциональных возможностей системы кровообращения юных баскетболисток с различным уровнем биологического созревания

Автор: Маслова Елена Владимировна

11. Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. вузов физ. культуры. М.: ACADEMIA, 2000. 476 с.

12. Худолей О.Н., Касьян А.В. Закономерности развития двигательной функции у детей дошкольного возраста // Теорія і методика фізичного виховання, 2010. № 7. С. 19-32.

Ложечка Михаил Владимирович, мастер спорта Украины, преп., lozhechcka@mail.ru, Украина, Луганск, Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко»

DETERMINING THE LEVEL OF PHYSICAL FITNESS OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

INVOL VED IN SUMO

M. V. Lozhechka

Determining the level of physical fitness of primary school children involved in sumo. The article presents a series of experimental test specifications (tests) will allow evaluating the level of physical fitness of primary school children involved in sumo.

Lozhechka Mikhail Vladimirovich, master of sports, lecturer, lozhechcka@mail.ru, Ukraine, Lugansk, Luhansk National Taras Shevchenko University

УДК 796.015.83:612

ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ ЮНЫХ БАСКЕТБОЛИСТОК С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ БИОЛОГИЧЕСКОГО СОЗРЕВАНИЯ

Е.В. Маслова

Статья посвящена актуальным вопросам изучения функциональных особенностей организма юных баскетболисток в динамике тренировочного занятия соответственно изменениям значений частоты сердечных сокращений с учетом уровня биологического созревания их организма. Установлено, что изменения проявления специальной работоспособности и пульсовой стоимости выполняемой работы в различных условиях тренировочного занятия юных баскетболисток детерминированы гормональным статусом их организма, и именно данный факт необходимо учитывать как основополагающий фактор в процессе организации, проведения и совершенствования спортивной подготовки юных спортсменок.

Влияние изменений гормонального статуса женского организма отражается на деятельности всех функциональных систем, в том числе и на адаптационные возможности сердца при выполнении специальной нагрузки [1, 7, 8].

Данное влияние усиливается в периоды функционального напряжения женского организма, одним из которых является период полового созревания, в процессе которого заканчивают развитие и формирование все системы организма, завершается становление их нейрогуморальной регуляции и адаптационно-трофических реакций [2, 11, 12].

Анализ последних исследований и публикаций. Проведенные ранее исследования показали, что с целью индивидуализации управления процессом подготовки юных спортсменок необходимо использовать информацию данных оперативного и текущего контроля переносимости тренировочных нагрузок, основанных на изменениях функционального состояния девушек с учетом уровня биологического развития их организма [1, 5, 12].

Исследование биологического развития девочки-спортсменки и определение соответствия его паспортному возрасту включает изучение, как физического развития, так и уровня полового созревания, что осуществляется в тесной взаимосвязи врача команды, тренера [3, 4, 14].

Планирование тренировочных и соревновательных нагрузок для юных баскетболисток необходимо проводить с учетом уровня биологического развития их организма, обусловленного, прежде всего, гормональными изменениями, связанными с половым созреванием девочек-подростков и определяющими функциональные возможности организма юных спортсменок к специфическим тренировочным и соревновательным нагрузкам [6, 9, 15].

Формулирование цели и задач исследования. Исходя из всего вышеизложенного, нами были сформулированы следующие задачи исследований:

- выполнить анализ специальной научно-методической литературы и обобщить опыт специалистов в баскетболе при подготовке юных спортсменок с учетом уровня их биологического развития;

- определить соответствие уровня биологического созревания баскетболисток 11-15 лет их паспортному возрасту;

- установить взаимосвязь специальной работоспособности и функциональных возможностей (частота сердечных сокращений (ЧСС) при выполнении тренировочных нагрузок) юных баскетболисток одного паспортного возраста с разным уровнем биологического созревания.

Методы и организация исследований. Для решения поставленных задач исследования нами были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение данных специальной научно методической литературы, анкетирование, физиологические методы, методы математической статистики.

Для комплексного обследования было отобрано 24 спортсменки -представительницы СДЮСШОР № 3 г. Киева. Исследование проходило в

условиях естественного тренировочного процесса, на каждом стандартном тренировочном занятии, которое состояло из вводно-подготовительной, основной и заключительной частей и являлось занятием комплексной направленности с параллельным решением поставленных задач.

Изложение основного материала исследований с анализом полученных научных результатов. Основным показателем степени полового созревания, а значит, и уровня биологического развития, являются вторичные половые признаки, возраст менархе и процесс становления и протекания менструальной функции. Однако полученные результаты исследований свидетельствуют о том, что в период перед наступлением менархе в организме девочки изменяется гормональный статус - проявляются циклические изменения концентрации половых гормонов, в частности эстрогена, по фазам концентрации последнего аналогичным фазам МЦ [10, 13].

Нами были проведены исследования функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы (ССС) юных баскетболисток, которые позволили установить уровень ее деятельности в покое, пульсовую стоимость выполняемой работы в различных условиях тренировочного занятия. Применение спорттестера помогло проанализировать ЧСС перед началом педагогического тестирования; во время выполнения педагогического тестирования; во время разминки; в середине тренировочного занятия и в середине игрового времени этого занятия при педагогическом тестировании; по окончании тренировочного занятия; на первой, третей и пятой минутах восстановления. Для определения характера специальной работоспособности и проведения сравнительного анализа пульсовой стоимости выполненной работы нами проводился двухминутный бросковый педагогический тест перед началом тренировочного занятия, в середине тренировочного времени и в середине игрового времени тренировочного занятия.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в первой подгруппе спортсменок исходные значения ЧСС при типах кристаллизации слизи (-), (+++) и (+) составляли 68,00±2,02; 63,00±2,14 и 71,00±2,47 уд. мин-1, в то время как для (++) и ((+)+) были характерны значения 62,00±1,88 и 62,00±2,01 уд. мин-1, соответственно.

После выполнения педагогического тестирования в начале тренировочного занятия ЧСС при типах кристаллизации слизи (-), (+++) и (+) возросла на 39,70 %; 55,60 и 35,20 % , а при (++) и ((+)+) - на 51,60 и 33,90 % соответственно. При этом следует отметить, что при (++) было выполнено наибольшее количество бросков с наибольшим количеством попаданий и наивысшей эффективностью выполнения теста, в то время как для (+) было характерно небольшое количество бросков с наименьшим количеством попаданий и соответственно с самой низкой эффективностью выполненного теста.

Анализ ЧСС во время проведения разминки показал, что наиболее экономичными явились типы кристаллизации слизи (+) и ((+)+), при которых показатели ЧСС были равны 112,00±1,09 и 116,00±2,91 уд. мин-1 соответственно, а наиболее напряженной оказался тип (+++) ~ 141,00±1,43 уд. • мин”1.

Выполнение педагогического тестового задания в середине

тренировочного занятия установило наименьшие значения ЧСС при типах кристаллизации слизи ((+)+) - 144,00±3,71 уд. мин-1, особенно (++) -141,00±1,98 уд. мин-1 с наилучшей эффективностью выполнения

педагогического теста (43,20±1,22 и 41,90±1,51 %), что свидетельствует об оптимальном уровне функционирования ССС при достижении

максимального результата тестирования.

Наибольшие значения ЧСС были характерны для типов

кристаллизации слизи (-) - 158,00±1,69 уд. мин-1; (+) - 161,00±1,47, и особенно для (+++) - 173,00±2,32 уд. мин-1. Это свидетельствует о снижении функциональных возможностей ССС поддерживать высокий уровень работоспособности при этих типах кристаллизации слизи, что подтверждается результатами педагогического тестирования, когда наименьшая эффективность выполнения тестового задания характерна для (-) - 38,10±1,45, (+) - 36,80±1,68, и особенно для (+++) - 31,00±1,01 %, обусловленная снижением количества выполненных бросков: (-) 42,00±0,84, (+) - 38,00±1,03 и (+++) - 42,00±0,13, а также низкой точностью попаданий: (-) - 16,00±0,53, (+) - 14,00±0,33 и (+++) -13,00±0,54.

Педагогическое тестирование в середине игрового времени тренировочного занятия дало возможность заключить, что пульсовая стоимость выполненной работы юных баскетболисток первой подгруппы была значительно выше при типах кристаллизации слизи (+++) -178,00±1,68, (+) - 176,00±1,78, (-) - 167,00±1,08 и ((+)+) 169,00±2,98 уд. мин-1.

Однако следует отметить, что во время тестирования при кристаллизации слизи ((+)+) был выполнен наибольший объем работы -38,00±0,55 согласно показателю количества выполненных бросков, что и обусловило высокие значения ЧСС. Оптимальный уровень пульсовой стоимости для спортсменок данной группы был зарегистрирован при (++) - 145,00±2,03 уд. мин-1.

По окончании тренировочного времени значение ЧСС по отношению к их исходному уровню было выше на 51,60 % при типах кристаллизации слизи ((+)+) и (+) по 67,60 %, (+++) — 84,10, (-) - 86,80 и (++) - 87,30 %. Однако следует отметить, что наибольший объем выполненной работы

был характерен именно для типа ((+)+), что и обусловило высокое значение ЧСС.

Изучение пульсовой стоимости выполненной работы спортсменок второй подгруппы позволило установить, что исходные значения ЧСС при типах кристаллизации слизи (-), (+++) и (+) соответствовали

69,00±1,68 уд. мин-1; 68,00±2,19 уд. мин-1 и 68,00±3,54 уд. мин-1, в то время как для (++) и ((+)+) были характерны значения 63,00±1,25 уд. мин-1 и 68,00±2,85 уд. мин-1, соответственно.

Анализ данных исходного педагогического тестирования показал, что значения ЧСС достоверно возросли соответственно при типах кристаллизации слизи (-), (+++) и (+) на 40 %, 60 %; 70 %, 60 % и 45,60 % , а (++) и ((+)+) - на 41,30 % и 25,00 % исходного уровня. Следует отметить, что прирост ЧСС при (++) обусловлен высокой эффективностью выполнения исходного теста (39,10±1,67 %) с наибольшим объемом бросков (46,00±0,91 %) и количеством попаданий (18,00±0,17 %), в то время как для типов кристаллизации слизи (-), (+) и (+++) были характерны наименьшие значения эффективности выполнения педагогического тестирования: (-) - 31,40±1,73 %, (+) - 22,00±1,38 % и, особенно, (+++) - 21,40±1,96 %, соответственно.

При этом максимальное количество бросков, выполненное спортсменками при данных типах кристаллизации слизи, составило 35,00±0,87 %; 41,00±0,71 % и 42,00±0,57 при самой низкой точности попаданий: 11,00±0,54 %; 9,00±0,73 % и 9,00±0,61 %, соответственно. При проведении разминки установлено, что прирост значений ЧСС был больше при (++) и ((+)+) - 98,40 % и 97,10 % исходного уровня. При типах кристаллизации слизи (-), (+++) и (+) он был равен 72,50 %; 72,10 % и 73,50 %, соответственно.

Выполнение педагогического тестирования в середине тренировочного занятия выявило наименьшие значения ЧСС при типах кристаллизации слизи ((+)+) - 146,00±1,63 уд. мин-1 и, особенно, в (++) -136,00±1,05 уд. мин-1 с наилучшей эффективностью выполнения педагогического теста - 62,80±1,18 % и 60,90±1,54 %.

Наибольшие значения ЧСС были характерны для типов кристаллизации слизи (-) - 156,00±2,06 уд. мин-1, (+) - 154,00±3,52 и, особенно, (+++) - 157,00±2,81 уд. мин-1. Это свидетельствует о снижении функциональных возможностей ССС поддерживать высокий уровень работоспособности при данных типах кристаллизации слизи из полости носа, что подтвердилось результатами педагогического тестирования: наихудшая эффективность выполнения теста отмечена при (-) -55,30±1,46 %, (+) - 45,60±1,43, и, особенно, (+++) - 28,60±1,63 %.

Проведение повторного педагогического тестирования спортсменок в середине игрового времени тренировочного занятия установило, что наиболее экономично с наилучшими результатами тест выполнялся при типах кристаллизации слизи (++) и ((+)+), в то время как для типа (+) были характерны оптимальные значения ЧСС - 154,00±3,52 уд. мин-1, при низкой эффективности теста 38,90±1,62 %, обусловленной наименьшим количеством выполненных бросков 36,00±0,24 % и попаданий 14,00±0,36 %.

Наиболее напряженной явилась кристаллизация слизи (+++), когда при наихудшей результативности тестирования 31,40±1,42 %, согласно эффективности выполненного теста значение ЧСС возросло на 154,40 % от исходного уровня.

Результаты исследования ССС организма юных спортсменок третьей подгруппы не выявили достоверной взаимосвязи изменения ЧСС в ходе проведения педагогических тестов на тренировочном занятии и характера восстановления организма после него.

При этом следует отметить, что при типах кристаллизации слизи, соответствующих различным фазам цикла, изменение ЧСС происходило одинаково и не было связано с результатами педагогического тестирования.

Установлено, что как перед тренировочным занятием при типах кристаллизации слизи (-) - 68,00±3,56 уд. мин-1, (++) 68,00±2,58 уд. мин-1, ((+)+) - 71,00±1,36 уд. мин-1 и (+) 71,00±3,58 уд. мин-1, так и во время выполнения исходного теста при (-) 95,00±2,81 уд. мин-1, (++) - 112,00±2,94 уд. мин-1, ((+)+) 93,00±1,58 уд. мин-1 и (+) - 102,00±3,11 уд. мин-1 достоверных изменений

не выявлено.

Изучение реакции ССС на проведение разминки показало, что пульсовая стоимость выполненной работы была достоверно ниже при типе кристаллизации слизи (+) - 116,00±3,46 уд. мин-1, при этом наибольшее значение ЧСС характерно для (++) - 145,00±2,19 уд. мин-1.

Анализ результатов педагогических тестирований в середине тренировочного занятия и в середине игрового времени также не установил наличия достоверных различий значений ЧСС. При этом показатели ЧСС при проведении педагогического тестирования в середине тренировочного времени были практически идентичны: (-) - 158,00±1,29 уд. мин-1, (++) -164,00±3,47 уд. мин-1, ((+)+) - 168,00±2,49 уд. мин-1 и (+) 167,00±1,03 уд. мин-1 значениям ЧСС при выполнении тестового задания в середине игрового времени: (-) - 167,00±2,23 уд. мин-1, (++) 164,00±2,46 уд. мин-1, ((+)+) - 169,00±2,38 уд. мин-1 и (+) 168,00±1,95 уд. мин-1.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что пульсовая стоимость выполненной работы зависят от гормонального фона и изменяются циклически в зависимости от циклических проявлений гормональной регуляции их организма, обусловливая проявление специальной работоспособности.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. В настоящее время оптимизация системы подготовки спортсменов высокой квалификации стала востребованной и на более ранних этапах - в детско-юношеском спорте. Омоложение видов спорта, смещение по возрастной лестнице периодов многолетней подготовки, увеличение объема и интенсивности тренировочной нагрузки, ранняя соревновательная деятельность - все это свидетельствует об изменении самой системы многолетней подготовки в целом.

В ходе проведенных нами исследований у юных баскетболисток выявлен различный уровень проявления специальной работоспособности и функциональных возможностей организма в зависимости от его биологического развития.

Установлено, что специальная работоспособность, и в частности скоростно-силовые и координационные способности юных спортсменок, достоверно изменяются не только по фазам МЦ, но и в зависимости от степени эстрогенной насыщенности организма еще до наступления менструальной функции. Результаты исследования функциональных возможностей организма обследованных баскетболисток подтвердили изменение деятельности ССС во время обеспечения специальной работоспособности от степени эстрогенной насыщенности организма до и после наступления менархе.

Список литературы

1. Зикас И.А. Управление соревновательной деятельностью высококвалифицированных баскетболисток на основе проявлений точностных движений в различные фазы менструального цикла (на примере дистанционных бросков): автореф. дис. ... канд. пед. наук. К., 1992. 23 с.
2. Калитка С.В. Особенности построения тренировочного процесса женщин, специализирующихся в спортивной ходьбе: дис. ... канд. наук по физ. воспитанию и спорту. К., 2001. 207 с.
3. Маслова О.В. Біологічне дозрівання та його роль у системі підготовки юних баскетболісток // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: зб. наук. праць / за ред. С.С. Єрмакова. 2005. № 17. С. 32-39.
4. Маслова О.В. Спеціальна працездатність та її взаємозв’язок з рівнем біологічного розвитку юних баскетболісток // Спортивний вісник Придніпров’я. 2005. № 5. С 88-91.
5. Хуцинский Т. Спортивная подготовка женщин-баскетболисток в аспекте полового деморфизма: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб, 2004. 54 с.
6. Шахлина Л.Г. Медико-биологические основы спортивной тренировки женщин. К.: Наук. думка, 2001. 325 с.
7. Шахлина Л.Г., Литисевич Л.В. Половое созревание девочек и его роль в спортивной подготовке женщин // Спортивная медицина. 2008. № 2. С. 6-15.
8. Alessandrescu D. Biologia reprodueerii uraane. Bucuresti, 1976. 320 p.
9. Hoffman J. Physiological Aspects of Sport Training and Performance. Champaign: Human Kinetics, 2002. Р. 343-368.
10. Maslova E. Work capacity of the 13-14 years old basketball players (girls) taking to account their biological intelligent // The 15th international congress on sport sciences for students. Budapest, Hungary, 2002. Р. 47.
11. Pediatric and adolescent gynecology / Evidence [editor: Sultan C. (Montpellier)] Based Clinical Practice, 2004. 270 p.
12. Shakhlina L. The physical work capacity of female athletes and its determining factors // IAAF. New Studies in Athletics. 2000. 15F, N 1. P. 37-47.
13. Shachlina L. Female athlete body response to decreased oxygen content in the inspired air, its dependence on the menstrual cycle phases // Hypoxia Medicine Journal. 1993. N 4. P. 102-112.
14. Yen S., Jaffe R. Reproductive endocrinology. Philadelphia; London; Toronto: W.B. Saunders Comp., 1986. 283 p.
15. Zavole J.M., Dionne N., Helie R. Menstrual cycle phase dissociation of blood glucose homeostasis during exercise // Journal of Applied Physiology. 1997. P. 1084-1089.

Маслова Елена Владимировна, канд. наук по физ. воспитанию и спорту, доц., 0205@ukr.net, Украина, Киев, Национальный университет физического воспитания и спорта Украины

PARAMETERS OF CARDIOVASCULAR FUNCTIONALITY SYSTEM YOUNG BASKETBALL PLAYERS WITH DIFFERENT LEVELS OF BIOLOGICAL GROWTH

E.V. Maslova

Article is devoted to urgent issues of the functional features of the organism young basketball players in the dynamics of the training session accordingly changes the values of heart rate based on the level of biological maturation of their organism.

Maslova Elena Vladimirovna, candidate of Sciences in physical education and sport, associate professor, 0205@ukr.net, Ukraine, Kiev, National University of Physical Education and Sports

УДК 796.323.2; 796.015

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАЩИТНЫХ ДЕЙСТВИЙ У КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БАСКЕТБОЛИСТОК

Л.Н. Минина

В рамках поиска дополнительного резерва для повышения эффективности индивидуальных защитных действий квалифицированных баскетболисток представлен экспериментальный материал, касающийся разработки и внедрения в учебно-тренировочный процесс подготовки комплекса упражнений, направленного на развитие игровой агрессивности.

В баскетболе наличие фаз нападения и защиты изначально предполагает борьбу, соперничество, противостояние, которое немыслимо без интеллектуального и физического напора и отпора. В условиях состязания активные наступательные эмоции направлены на противника, противодействие и сопротивление которого необходимо сломить, выдержать и побороть. Каждый участник становится живым объектом атакующих действий соперника. Вместе с тем, атакуя или защищаясь, он является субъектом активных действий, направленных на то, чтобы сломить противодействие соперника, где одним из средств может стать проявление агрессивного поведения и агрессивных действий. Проявление этого состояния наиболее ярко наблюдается в индивидуальных техникотактических защитных действиях баскетболистов [4].

В зарубежной школе баскетбола за последние десятилетия сложилось понимание игровой агрессивности, как необходимого проявления агрессии баскетболистов в нападении и защите. По мнению ведущих тренеров НБА - доброкачественная контролируемая сознанием и волей агрессивность позволяет побеждать даже в безвыходных ситуациях. Б. Найт как-то сказал: «Я могу простить игроку всё кроме отсутствия агрессии». Игра в защите в агрессивной манере, способна вымотать даже

ЮНЫЕ СПОРТСМЕНКИ БАСКЕТБОЛ ЮНЫЕ БАСКЕТБОЛИСТКИ БИОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗРЕВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЧАСТОТА СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ ГОРМОНАЛЬНАЯ ЦИКЛИЧНОСТЬ КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ young female athletes
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты