Спросить
Войти

РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОМЫСЛА ЛОСОСЯ АТЛАНТИЧЕСКОГО (СЕМГИ) НА РЕКЕ СЕВЕРНАЯ ДВИНА

Автор: Торцев А. М.

УДК 597.2А5

РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОМЫСЛА ЛОСОСЯ АТЛАНТИЧЕСКОГО (СЕМГИ)

НА РЕКЕ СЕВЕРНАЯ ДВИНА

А. М. Торцев, И. И. Студёнов, Д. В. Чупов

REGULATORY ACTIVITIES OF ATLANTIC SALMON FISHERY IN THE NORTH

DVINA RIVER

A. M. Tortsev, 1.1. Studyonov, D. V. Chupov

Использование рыбных ресурсов является важным элементом экономического и социально-культурного развития прибрежных сообществ. В то же время необходимо сохранять рыбные ресурсы на основе мер регулирования рыболовства. Таким образом, целью исследования является анализ применяемых инструментов регулирования промысла лосося атлантического (семги) и разработка мер по их дальнейшему совершенствованию на примере низовий р. Северная Двина в Архангельской области. Регулирование промысла семги основано на ряде инструментов биологического, экономического и правового характера, направленных как на ограничение, так и на стимулирование хозяйственной деятельности. Вместе с тем в последние годы отмечено снижение освоения хозяйствующими субъектами выделенных объемов семги, а прозрачность и открытость промысла семги вызывают большие сомнения. Наряду с этим, как показывает практика, есть расхождение между данными нормы вылова семги в ходе проведения лова в научно-исследовательских целях и аналогичными промысловыми сведениями. В настоящее время целесообразно рассмотреть возможность применения дополнительного инструмента регулирования промысла семги на указанной локальной территории в виде установления нормы по типу, количеству и размерам орудий лова, используемых для промысла семги. Основой этого инструмента служат данные долгосрочной статистики уловов семги и государственного мониторинга о промысловом усилии. Внедрение инструмента регулирования промысла в практику работы комиссии по регулированию добычи семги позволяет повысить прозрачность промысла семги и достоверность сведений об уловах, регулировать экономический компонент рыболовства, что снижает антропогенный пресс на популяцию семги и предотвращает подрыв ее запасов.

лосось атлантический (семга), регулирование промысла, река Северная

Двина

Fishery is an important element of the economic, social and cultural development of coastal communities. At the same time, fisheries management measures should be applied to conserve fish resources. Analysis of the instruments used to regulate the fishery of Atlantic salmon and the development of measures for their further improvement by the example of the North Dvina River Delta in the Arkhangelsk region is the purpose of the study. Regulation of salmon fishery is based on the biological, economic

and legal instruments. This is aimed at limiting and stimulating economic activity. However, in recent years there has been a decrease in salmon catch. The transparency and openness of the salmon fishery is highly questionable. At the same time, there is a discrepancy in the data of salmon catch between scientific fishery and commercial fishery. At present, it is advisable to use an additional tool for regulating salmon fishery in the local territory in the form of establishing standards for the type, quantity and size of fishery gear that are used for salmon fishery. Long-term statistics on salmon catches and state monitoring of fishing effort are the basis of this fishing regulation tool. Introduction of the tool into the practice of state organizations allows for the increase in the transparency of salmon fishery and the reliability of catch information, as well as for regulation of the economic component of fishery. This reduces the anthropogenic pressure on the salmon population and prevents the decrease in stocks.

Atlantic salmon, regulation of fishery, North Dvina river

ВВЕДЕНИЕ

Промысел рыбных ресурсов в реках и озерах является важным элементом экономического и социально-культурного развития прибрежных сообществ. С одной стороны, использование рыбных ресурсов обеспечивает продовольственную безопасность поселений и насыщает локальные рынки свежей рыбопродукцией, выступает источником доходов и благосостояния местного населения. С другой - чрезмерное использование рыбных ресурсов становится причиной снижения биоразнообразия, истощения сырьевой базы рыболовства и повышения социально-экономических проблем в местных сообществах. Это приводит к необходимости создания условий для сохранения рыбных ресурсов в ходе их эксплуатации на основе мер регулирования рыболовства.

Регулирование промысла осуществляется в той или иной степени на протяжении тысячелетий. Самые известные меры по управлению ресурсами разработаны примерно 3 800 лет назад, а самый ранний документированный случай перелова рыбного ресурса в Тирренском море относится к периоду Римской империи [1]. Рост использования рыбных ресурсов привел к необходимости расширения мер регулирования рыболовства. Например, в Шотландии в XI в. запрещалось перегораживать лососевые реки более чем на 2/3 их ширины [2]. В настоящее время, в рамках концепции устойчивого развития, регулирование рыболовства осуществляется на основе данных научных исследований посредством принятия мер по сохранению и оптимальному использованию рыбных ресурсов [3]. При этом выделяется не только экологическая устойчивость рыбных ресурсов, но и социально-экономическая стабильность рыболовства [4].

Однако в силу природно-климатических условий, абиотических и биотических особенностей формирования экосистем, а также антропогенных факторов на водных объектах сложились разнообразные комплексы мер регулирования рыболовства. Так, на севере России в низовьях р. Северная Двина сформировался уникальный район промысла, который обладает рядом природных и социально-экономических особенностей. Северная Двина является одной из крупнейших рек Европейского Севера России. В нижнем течении она образует обширную дельту, которая состоит из 150 проток [5]. Северная Двина на своем протяжении собирает воды с территории площадью 357 ООО км и в нее впадает большое количество рек

и ручьев, общее количество которых достигает 61 878 [6]. В бассейне реки обитает 48 таксонов рыб, из которых восемь являются морскими и встречаются в дельтовой ее части [7]. Многие из этих видов рыб составляют сырьевую базу местного рыболовства на всем протяжении реки. Нельзя, конечно, не отметить и то, что в р. Северная Двина проходят пути миграции лосося атлантического (семги), а часть ее притоков является местом его нереста [8]. Одновременно рыболовство обеспечивает занятость и доходы местного населения, является частью их культуры, особенно в сельской местности. Уловы рыбы и продукты рыбопереработки играют важную роль на локальных рынках прибрежных поселений и обеспечивают продовольственную безопасность последних. Еще в XIX и начале XX вв. существенное значение в экономике местных поселений, расположенных по берегам рек, имело рыболовство, несмотря на развитие растениеводства и животноводства. Одним из основных объектов лова являлась семга [9; 10]. В настоящее время промысел семги как ценного объекта лова сосредоточен только в низовьях р. Северная Двина (рис. 1).

Рис. 1. Карта низовий р. Северная Двина Fig. 1. Map of the North Dvina River Delta

Таким образом, целью настоящего исследования является анализ инструментов регулирования промысла лосося атлантического (семги) и разработка мер по их дальнейшему совершенствованию на примере р. Северная Двина.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В качестве источников информации для проведения изыскания использовались научные публикации в сфере регулирования промысла семги, протоколы заседаний комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в

Архангельской области1, данные промысловой статистики. В ходе исследования применяются методы контент-анализа публикаций и нормативно-правовых актов в рыбохозяйственной сфере, количественного и качественного анализа промысловой информации, а также систематизации данных.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Действующий механизм регулирования промысла семги (рис. 2) сформировался в 2008 г. в результате значительной трансформации законодательства в сфере рыболовства и сохранения рыбных ресурсов. Субъектами механизма на федеральном уровне являются Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, которое формирует институциональную среду осуществления рыболовства, и Федеральное агентство по рыболовству и его территориальное управление, реализующие согласование перечня рыболовных участков и проведение конкурсов на право заключения договора на такие участки [11].

На региональном уровне регулирование промысла семги осуществляет Министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области, которое формирует рыболовные участки, а также созданная в регионе комиссия по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб, ее основные полномочия приведены на рис. 2. Одновременно значимую роль на региональном уровне играет Полярный филиал ФГБНУ «ВНИРО», определяющий на основе научных данных прогнозный объем добычи семги и, соответственно, сырьевую базу промысла.

Регулирование промысла семги в настоящее время основано на следующих инструментах.

1. Биологические:

- установление ограничений хозяйственной деятельности по районам и срокам промысла, видам и размерам орудий лова, что позволяет сохранить нерестовые стада семги в процессе миграции к местам нереста;

- установление объемов добычи семги, что обеспечивает сохранение популяции семги в долгосрочной перспективе в рамках концепции устойчивого развития.

2. Экономические:

- формирование рыболовных участков, проведение конкурсов и заключение договоров на их использование на срок до 25 лет в целях обеспечения устойчивого рыболовства и возврата инвестиций;

- обеспечение контрольно-надзорных функций, включая выдачу разрешений на промысел, проведение контрольных мероприятий на местах лова, сбор отчетности, направленных на сохранение популяции семги;

- создание экономических условий для осуществления промысла, включая выдачу субсидий и грантов, предоставление льготных условий для ведения деятельности и т. д.

3. Правовые:

- установление институциональной среды осуществления промысла семги, включая юридическое оформление инструментов предыдущего типа.

1 Протоколы заседаний комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Архангельской области [Электронный ресурс]. - URL: https://sztufar.ru (дата обращения 30.01.2020).

Субъекты регулирования промысла семги

Федеральные органы власти: Минсельхоз России, Росрыболов-ство и его территориальное управление Региональный орган власти и комиссия: Министерство АПК и торговли Архангельской области, комиссия по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в области Полярный филиал ФГБНУ «ВНИРО» и Северный филиал ФГБУ «Главрыбвод»

Инструменты регулирования промысла

Правила рыболовства для Северного рыбо-хозяйственного бассейна Институт рыболовных участков Научное обоснование промысла семги Решения комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб

- установление ограничений по районам и срокам лова; - установление ограничений по видам и размерам орудий лова; - иные ограничения - формирование рыболовных участков; - проведение конкурсов на рыболовные участки; - заключение договоров определение общих объемов добычи семги; - предложения по распределению объемов добычи семги в районах лова - распределение объемов добычи семги; - определение мест добычи семги; - утверждение сроков промысла; - установление иных условий

Территориальное управление Росрыболовства Контроль и надзор за осуществлением промысла Хозяйствующие субъекты, осуществляющие промысел семги Федеральные, региональные и местные меры поддержи предпринимательской деятельности

Промысел семги

Уловы семги

9

Cc bo (NJ

Рис. 2. Схема механизма регулирования промысла семги в Архангельской области Fig. 2. Scheme of the mechanism for regulating salmon fishing in the Arkhangelsk region

Практическая реализация рассмотренных инструментов позволила сформировать условную биологическую модель (с отдельными экономическими элементами) регулирования промысла в низовьях р. Северная Двина, направленную на лов семги, реализацию уловов на локальных рынках и обеспечение благосостояния местного населения при одновременном сохранении нерестовых стад семги. Так, по результатам проведенных конкурсов было сформировано 12 рыболовных (рыбопромысловых) участков [12]. В таблице приведена информация о промысле семги в низовьях р. Северная Двина в период 1994-2014 гг.

Таблица. Сведения о промысле семги в низовьях р. Северная Двина в период 1994-2014 гг.

Table. Information on the salmon fishery in the North Dvina River Delta during 1994-2014

Годы Рекомендованные объёмы добычи, т 11ромышленное рыболовство Лов в научно-исследовательских целях

вылов, т освоение рекомендованных объёмов добычи, % улов на одно орудие лова за путину, т улов на одно орудие лова за путину, т

1994 15,6 12,5 80,4 0,05 0,51
1995 18,0 18,6 103,5 0,07 0,69
1996 15,6 8 51,4 0,02 0,37
1997 12,8 6,6 51,6 0,02 0,29
1998 13,8 9,1 65,8 0,03 0,51
1999 10,4 7,5 72,3 0,04 0,38
2000 8,6 5,8 67,1 0,03 0,61
2001 8,3 4,9 59,1 0,04 0,34
2002 9,7 7,7 79,5 0,11 0,4
2003 6,9 3,9 56,4 0,05 0,5
2004 10,2 4,7 46,1 0,08 0,49
2005 15,2 5,4 35,5 0,08 0,38
2006 13,2 3,7 27,9 0,05 0,5
2007 8,6 4,6 53,2 0,09 0,43
2008 16,9 5 29,5 0,04 1,02
2009 16,9 3,5 20,7 0,05 0,17
2010 8,7 5,04 58,0 0,06 0,18
2011 5,5 3,79 69,2 0,07 0,3
2012 5,8 4,76 82,1 0,09 0,43
2013 6,7 6,55 97,5 0,09 0,4
2014 4,7 5,59 118,9 0,095 0,4

Данные, представленные в таблице, показывают, что рекомендованный объем добычи семги за последние 20 лет снизился более чем в 3 раза. Однако вылов уменьшился только в 2 раза при среднем освоении рекомендованных объемов добычи семги 63 % за рассматриваемый период времени. В то же время средний улов на одно орудие лова за промысловый период в промышленном рыболовстве (ПР) составил 59 кг семги, в 7,5 раз меньше, чем установлено в ходе научного лова (НР). При анализе годовой динамики улова на одно орудие лова за промысловый сезон наибольшие различия между ПР и НР установлены в период 90-х годов прошлого века, что обусловлено социально-экономической обстановкой в стране. Кроме того, значительная разница в уловах выявлена в 2006 и 2008 гг. Уловы на одно орудие лова при ПР были в 10 и 25 раз меньше, соответственно, чем в ходе НР. При этом уровень освоения рекомендованного объема добычи семги в 2005-2009 гг. также значительно падает. Это может быть связано с реформированием контрольно-надзорных органов в сфере рыболовства и передачей полномочий от системы рыбоводов к Россельхознадзору и от последнего к Росрыболовству в указанный период. В дополнение необходимо отметить, что в 2010-2014 гг. наблюдается рост освоения рекомендованных объемов семги и стабилизация разницы в уловах ПР и НР, которые стали отличаться в 3-5 раз. С 2015 г. государственный мониторинг нерестовых стад семги с использованием стационарных промысловых орудий лова прекращен в связи с высокими затратами на проведение таких исследований и сокращением финансирования, что не позволяет в последние годы провести аналогичное сравнение.

В 2017 г. выделено 4,975 т семги для осуществления промысла, вылов составил 4,1346 т (освоение 83,1 %). В 2018 г. - 6,0201 т при предоставленном пользователям объеме добычи семги 7,0 т (освоение - 86,0 %). В 2019 г. распределенный между хозяйствующими субъектами объем добычи семги был 2,3 т, а уловы

2

достигли 2,187 т (освоение, тем не менее - 72,9 %) . Официальное освоение (на всех видах рыболовства) в 2019 г. - 13,15 т, или 63,5 % от рекомендованного объема вылова 20,7 т. Вместе с тем в 2019 г. гидрометеорологические условия были неблагоприятны для рыболовства - количество штормовых дней было на 15 % выше среднего многолетнего значения.

Также необходимо отметить, что используемые в механизме регулирования промысла семги инструменты ориентированы в основном на биологические элементы системы, что не умаляет их значение для сохранения запасов семги. При этом практически не применяется социально-экономический элемент регулирования промысла. В то же время, например, в мировой практике регулирования рыболовства используется такой комплексный инструмент, как биоэкономическая модель [13]. В ее основе лежит оценка и применение сырьевой базы рыболовства с учетом экономических показателей промысла, включая определение промыслового усилия, затраты на осуществление промысла и получаемые рыбаками доходы. Это позволяет осуществлять сбалансированное регулирование промыслом не только учитывая биологические особенности рыб, но и оценивая преимущества и недостатки, потенциал и риски использования рыбных ресурсов хозяйствующими

2 Протоколы заседаний комиссии по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Архангельской области [Электронный ресурс]. - URL: https://sztufar.ru (дата обращения 30.01.2020).

субъектами. Конечно, отдельные элементы биоэкономической модели применяются в регулировании промысла семги в указанном районе. Например, с учетом данных многолетней динамики уловов вводятся минимальные нормы добычи семги на один рыболовный участок, что является профилактической мерой и предупреждает использование хозяйствующими субъектами минимальных объемов добычи семги для легализации неограниченного промысла на рыболовных участках. Однако хозяйствующие субъекты имеют возможность самостоятельно изменять промысловое усилие.

Вместе с тем в настоящее время прозрачность и открытость промысла семги вызывают большие сомнения. Так, в 2019 г. средний объем добычи семги, предоставленный хозяйствующему субъекту, был 460 кг. Учитывая примерную рыночную стоимость розничной продажи семги потребителям около 1300

руб./кг , средняя выручка одного хозяйствующего субъекта составляет примерно 600 тыс. руб. за промысловый сезон протяженностью в пять месяцев. Однако необходимо принимать во внимание высокие расходы на участие в конкурсе на право заключения договора на использование рыболовного участка, приобретение орудий лова и расходных материалов, установку ставных неводов и их обслуживание, заработную плату работников, уплату налогов и сборов и иное. Так, только расходы на минимальную оплату4 труда двух рыбаков составляют порядка 170 тыс. руб. Кроме того, в силу невозможности постоянного контроля деятельности рыбаков во многом приходится полагаться на их добропорядочность. Наряду с этим, как показывает практика, есть расхождение между данными нормы вылова семги в ходе проведения лова в научно-исследовательских целях и аналогичными промысловыми сведениями (см. таблицу). Одновременно на запасы семги оказывает значительное воздействие любительское рыболовство, а также браконьерство [14].

Таким образом, в настоящее время целесообразно рассмотреть возможность применения дополнительного инструмента регулирования промысла семги на указанной локальной территории в виде установления нормы по типу, количеству и размерам орудий лова, используемых для ее промысла (рис. 3).

Основой этого инструмента регулирования промысла могут выступить данные долгосрочной статистики уловов семги и государственного мониторинга о промысловом усилии. Эти обобщенные данные о норме вылова на единицу орудий лова по типу и размеру направляются в областную комиссию по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб. После установления хозяйствующим субъектам объемов добычи семги, комиссия определяет возможное к использованию на промысле количество орудий лова (1):

ТС = У/С, (1)

где - количество разрешенных к использованию на промысле орудий лова, ед.; V - предоставленный хозяйствующему субъекту объем добычи семги, т; С - норма вылова семги, тонн на одно орудие лова за промысловый сезон.

3 Информация о рыночной стоимости розничной продажи семги [Электронный ресурс]. - URL: https://www.avito/ru (дата обращения 27.02.2020).
4 Минимальный размер оплаты труда [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru (дата обращения 27.02.2020).

Хозяйствующие субъекты

Заявления о предоставлении объемов добычи семги и сведения о планируемых к применению орудиях лова Полярный филиал ФГБНУ «ВНИРО»

7- -«с

Комиссия по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб в Архангельской области Данные об улови-стости орудий лова на промысле семги

Установление объемов добычи семги

Установление типа, количества и размера орудий лова

Промысел семги

Рис. 3. Схема использования инструмента нормирования промысла семги Fig. 3. Salmon fishing rationing tool. Scheme

Например, при среднегодовом улове 0,443 т семги на одно орудие лова за промысловый сезон в ходе научного рыболовства и выделенном в 2019 г. на р. Северная Двина рекомендованном объеме семги равном 2,3 т общее количество возможных к постановке стационарных орудиях лова составит 5 ед. на промысловый сезон. Это повлечет необходимость выбора хозяйствующими субъектами рыболовных участков, которые будут задействованы в промысле.

С другой стороны, применение инструмента нормирования орудий на промысле семги может использоваться и в целях определения разрешенного объема добычи семги на основе заявления хозяйствующего субъекта о планируемом к использованию количестве орудий лова и сроке их использования. Тогда формула расчета приобретет следующий вид (2):

V = FGxC. (2)

В данном подходе необходимо будет определять общее возможное к использованию количество орудий лова в зависимости от имеющихся у хозяйствующего субъекта рыболовных участков. Однако здесь могут потребовать дополнение ведомственной нормативно-правовой базы в части уточнения порядка деятельности соответствующей комиссии.

Вместе с тем очевидны выгоды применения инструмента нормирования орудий лова на промысле семги. Это позволяет повысить прозрачность промысла семги и достоверность сведений об уловах, регулировать экономический компонент рыболовства, что снижает антропогенный пресс на популяцию семги и предотвращает подрыв запасов. Аналогичные по характеру нормы установлены для осуществления любительского рыболовства, а также для инвестиционных проектов в области рыболовства. В зарубежных странах также отмечают выгоды нормирования орудий лова на лове семги [15, 16].

Нельзя не отметить и риски применения инструмента нормирования орудий лова на промысле семги. Так, гидрометеорологические условия ежегодно изменяются в довольно широком пределе, что оказывает свое влияние на результативность промысла. Кроме того, уловы семги на различных рыболовных участках значительно варьируются. Однако возможности оперативного регулирования ее промысла, что является одним из преимуществ региональной комиссии, позволяют своевременно внести коррективы в нормы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в настоящее время целесообразно внедрение в практику регулирования промысла семги такого инструмента, как нормирование орудий лова. Основой этого инструмента могут выступить данные долгосрочной статистики промысла и государственного мониторинга о промысловом усилии. Это способствует увеличению открытости промысла и достоверности сведений об уловах, снижению рисков браконьерства и избыточного пресса на популяцию лосося атлантического. Первоначальная апробация инструмента регулирования промысла семги на локальной территории позволит провести его совершенствование и распространение практики применения в рыбохозяйственной сфере.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Fulton, Е.А. Human behaviour: the key source of uncertainty in fisheries management / E.A. Fulton, A.D.M. Smith, D.C. Smith, I.E. van Putten // Fish and Fisheries. - 2011. - vol. 12. - iss. 1. - pp. 2-17.
2. Осадчий, В. M. Рыбохозяйственное законодательство: учебник / В. М. Осадчий. - Москва: МОРКНИГА, 2013. - 276 с.
3. Евграфова, Л. Е. Теоретические подходы к управлению развитием промышленного рыболовства / Л. Е. Евграфова // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. -2013. - № 10 (58). - С. 81-89.
4. Кодекс ответственного рыболовства // ФАО. - 2011. - 108 с.
5. Демиденко, Н. А. Современные особенности гидрологического режима устьевых областей рек бассейна Белого моря / Н. А. Демиденко // Меняющийся климат и социально-экономический потенциал Российской Арктики. - Москва, 2016.-С. 95-145.
6. Гидрологическая изученность. Ресурсы поверхностных вод СССР: в 20 т. - Ленинград: Гидрометеоиздат, 1965. - Т. 3. Северный край / под ред. Н. Д. Шека.-612 с.
7. Новоселов, А. П. Современное состояние водных биологических ресурсов р. Северной Двины / А. П. Новоселов, И. И. Студёнов, А. А. Лукин // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Естественные науки. - 2015.-№ 4. - С. 90-99.
8. Студёнов, И. И. Условия и состояние естественного воспроизводства атлантического лосося в бассейне р. Северной Двины: автореф. дис. ... канд. биол. наук / Студёнов Игорь Иванович; Гос. НИИ озерного и речного рыбного хозяйства. - Санкт-Петербург, 1997. - 24 с.
9. Якобсон, Р. П. Отчет по обследованию бассейна Северной Двины в 1913-1914 гг. / Р. П. Якобсон. - Петроград: Главное управление землеустройства и земледелия. Департамент земледелия. Материалы к познанию русского рыболовства, 1915.-95 с.
10. Щелков, К. П. Исследования о состоянии рыболовства в России: в 7 т. / К. Г1. Щелков. - Москва: Книга по требованию, 2014. - Т. 6. Рыбные и звериные промыслы на Белом и Ледовитом морях. - 270 с.
11. Торцев, А. М. Механизм государственного управления промышленным рыболовством в пресноводных водных объектах (на примере Архангельской области) / А. М. Торцев // Вестник Мурманского государственного технического университета. - 2016. - Т. 19. - № 2. - С. 536-542.
12. Студёнов, И. И. Рыболовные участки, как инструмент управления рыбными ресурсами региона / И. И. Студёнов, А. М. Торцев // Рыбное хозяйство. -2019.-№ 2.-С. 30-35.
13. Bellanger, М. Investigating trade-offs in alternative catch share systems: an individual-based bio-economic model applied to the Bay of Biscay sole fishery / M. Bellanger, C. Macher, M. Merzereaud, O. Guyader, C. Le Grand // Canadian Journal of Fisheries and Aquatic Sciences. - 2018. - vol. 75. - iss. 10. - pp. 1663-1679.
14. Алексеев, M. Ю. Причины депрессивного состояния стада атлантического лосося реки Варзуга (Кольский полуостров) / М. Ю. Алексеев, А. В. Зуб-ченко // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. -2017. -№2(163). -С. 16-23.
15. Olaussen, J. О. A bioeconomic analysis of a wild Atlantic salmon (Salmo salar) Recreational fishery / J. O. Olaussen, A. Skonhoft // Marine Resource Economics. - 2008. - vol. 23. - pp. 273-293.
16. Прусов, С. В. Регулирование прибрежного рыболовства атлантического лосося в Норвегии / С. В. Прусов, Е. Н. Самойлова // Труды ВНИРО. - 2018. -Т. 174.-С. 48-57.

REFERENCES

1. Fulton Е. A., Smith A. D. М., Smith D. С., Van Putten I. Е. Human behaviour: the key source of uncertainty in fisheries management. Fish and Fisheries, 2011, vol. 12, iss. 1, pp. 2-17.
2. Osadchiy V. M. Rybokhozyaystvennoe zakonodatel&stvo: uchebnik [Fishery Laws: textbook]. Moscow, MORKNIGA, 2013, 276 p.
3. Evgrafova L. E. Teoreticheskie podkhody k upravleniyu razvitiem promysh-lennogo rybolovstva [Theoretical approaches to industrial fisheries development management]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyy nauchnyy zhurnal, 2013, no. 10 (58), pp. 81-89.
4. Kodeks otvetstvennogo rybolovstva [Code of Conduct for Responsible Fisheries]. FAO, 2011, 108 p.
5. Demidenko N. A. Sovremennye osobennosti gidrologicheskogo rezhima ust&evykh oblastey rek basseyna Belogo morya [Modern features of the hydrological regime of the estuarine areas of the rivers of the White Sea basin]. Menyayushchiysya klimat i sotsiaVno-ekonomicheskiy potentsial Rossiyskoy Arktiki [The changing climate and socio-economic potential of the Russian Arctic]. Moscow, 2016, pp. 95-145.
6. Shek N. D. Gidrologicheskaya izuchennost&. Resursy poverkhnostnykh vod SSSR. Severnyy kray [Hydrological knowledge. Surface water resources of the USSR. Northern region]. L., Gidrometeoizdat, 1965, vol. 3, 612 p.
7. Novoselov A. P., Studyonov I. I., Lukin A. A. Sovremennoe sostoyanie vod-nykh biologicheskikh resursov r. Severnoy Dviny [The current state of aquatic biological resources of the Northern Dvina river ]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal"nogo universiteta. Seriya: Estestvennye nauki, 2015, no. 4, pp. 90-99.
8. Studyonov I. I. Usloviya i sostoyanie estestvennogo vosproizvodstva atlan-ticheskogo lososya v basseyne r. Severnoy Dviny. Avtoref dis. kand. biol. nauk [Conditions and state of natural reproduction of Atlantic salmon in the basin of the Northern Dvina river. Abstract dis. cand. of biol. sci.]. Saint-Petersburg, 1997, 24 p.
9. Yakobson P. P. Otchet po obsledovaniyu basseyna Severnoy Dviny v 1913-1914 gg. [Report on the survey of the Northern Dvina basin in 1913-1914]. Petrograd, Glavnoe upravlenie zemleustroystva i zemledeliya. Departament zemledeliya, 1915, 95 p.
10. Shchelkov K. P. Issledovaniya o sostoyanii rybolovstva v Rossii [Research on the state of fisheries in Russia]. Rybnye i zverinye promysly na Belom i Ledovitom moryakh [Fisheries and animals in the White and Arctic Seas]. Moscow, Kniga po tre-bovaniyu, 2014, vol. 6, 270 p.
11. Tortsev A.M. Mekhanizm gosudarstvennogo upravleniya promyshlennym rybolovstvom v presnovodnykh vodnykh ob"ektakh (na primere Arkhangel&skoy oblas-ti) [A mechanism of state management of industrial fisheries in freshwater bodies (on the example of the Arkhangelsk region)]. Vestnik Murmanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2016, vol. 19, no. 2, pp. 536-542.
12. Studyonov I. I., Tortsev A. M. Rybolovnye uchastki kak instrument upravleniya rybnymi resursami regiona [Fishing areas as a tool for managing the region&s fish resources]. Rybnoe khozyaystvo, 2019, no. 2, pp. 30-35.
13. Bellanger M., Macher C., Merzereaud M., Guyader O., Le Grand C. Investigating trade-offs in alternative catch share systems: an individual-based bio-economic model applied to the Bay of Biscay sole fishery. Canadian Journal of Fisheries and Aquatic Sciences, 2018, vol. 75, iss. 10, pp. 1663-1679.
14. Alekseev M. Yu., Zubchenko A. V. Prichiny depressivnogo sostoyaniya stada atlanticheskogo lososya reki Varzuga (Kol&skiy poluostrov) [Causes of the depressive state of the herd of Atlantic salmon of the Varzuga river (Kola Peninsula)] Uchenye zapiski Petrozavodskogo gosudarstvennogo universiteta, 2017, no. 2 (163), pp. 16-23.
15. Olaussen J. O., Skonhoft A. A bioeconomic analysis of a wild Atlantic salmon (Salmo salar) Recreational fishery. Marine Resource Economics, 2008, vol. 23, pp. 273-293.
16. Prusov S. V., Samoylova E. N. Regulirovanie pribrezhnogo rybolovstva at-lanticheskogo lososya v Norvegii [Atlantic Salmon Coastal Fisheries Regulation in Norway]. Trudy VNIRO, 2018, vol. 174, pp. 48-57.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Торцев Алексей Михайлович - Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии, Полярный филиал (г. Архангельск); специалист лаборатории биоресурсов внутренних водоемов; E-mail: torzevalex@yandex.ru

Tortsev Alexey Mikhailovich - Russian Federal Research Institute of Fisheries and Oceanography, Polar branch (Arkhangelsk); Specialist of the Laboratory of Biological Resources of Inland Waters; E-mail: torzevalex@yandex.ru

Студёное Игорь Иванович - Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии, Полярный филиал (г. Архангельск); кандидат биологических наук; зав. лабораторией биоресурсов внутренних водоемов;

E-mail: studenov@pinro.ru

Studyonov Igor Ivanovich - Russian Federal Research Institute of Fisheries and Oceanography, Polar branch (Arkhangelsk); PhD in Biological Sciences; Head of the Laboratory of Biological Resources of Inland Waters; E-mail: studenov@pinro.ru

Чупов Дмитрий Валерьевич - Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии, Полярный филиал (г. Архангельск); специалист лаборатории биоресурсов внутренних водоемов; E-mail: chupov@pinro.ru

Chupov Dmitry Valerievich - Russian Federal Research Institute of Fisheries and Oceanography, Polar branch (Arkhangelsk); Specialist of the Laboratory of Biological Resources of Inland Waters; E-mail: chupov@pinro.ru

ЛОСОСЬ АТЛАНТИЧЕСКИЙ (СЕМГА) РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОМЫСЛА РЕКА СЕВЕРНАЯ ДВИНА atlantic salmon regulation of fishery north dvina river
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты