Спросить
Войти

Содержание, направления и формы проявления радикализма русской школьной молодежи во второй половине XIX начале XX веков

Автор: указан в статье

СОДЕРЖАНИЕ, НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ РАДИКАЛИЗМА РУССКОЙ ШКОЛЬНОЙ МОЛОДЕЖИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ

БЕЛЕНЦОВ С.И.

В настоящее время серьезные опасения общественности вызывают проявления асоциального поведения среди учащейся молодежи, немотивированное насилие, вандализм, агрессивность, безнадзорность, правонарушения. Знание исторического опыта поможет предупреждать и минимизировать антисоциальные, в том числе радикальные установки современной школьной молодежи.

Nowdays the display of non-social behavior among school youth, unreasonable violence, vandalism, agression, neglect, infringement cause serious fear of the puplic opinion. The knowledge of historical experience will help to war and minimize anti-social and radical directions as well of the contemporary school youth.

Социальная и гражданская активность учащихся, в том числе радикального характера, наиболее ярко выражалась в ученическом движении. Рассмотрение вопроса общественного движения учащейся молодежи в России во второй половине XIX - начале ХХ веков позволило нам выявить три относительно самостоятельных направления. Первое направление в развитии общественного движения учащейся молодежи происходило в 1894 - 1904 гг. и носило академический характер. Образованию нелегальных организаций содействовала односторонняя критика средней школы со стороны печати, общества и родителей учащихся, воздействие на школьников со стороны студентов высших учебных заведений, а в некоторых случаях, вредное влияние педагогов и родителей. Наконец, стремление к подражанию и увлечению общим потоком освободительного движения также считалось одной из важнейших причин зарождения общественного движения школьников.

Возникновение ученических организаций относилось к началу 90-х гг. XIX века. К концу же этого десятилетия уже успела образоваться целая сеть ученических организаций, стремившихся сплотиться в союзы. К таким организациям относились польские, еврейские и ученические кружки самообразования. Первые две преследовали преимущественно национальные цели, а третьи имели первоначально задачей самообразования, но, благодаря агитации студентов высших учебных заведений и общественным политическим партиям, преимущественно социалистов-революционеров, ученические организации самообразования постепенно получали и политическую окраску.

2 апреля 1900 года Министерство внутренних дел передало в Министерство народного просвещения устав Всероссийского гимназического союза, программу кружков ученических организаций для самообразования и издание воззваний одним из центральных союзов ученических комитетов под названием «Нашим товарищам» (эти издания были посланы Харьковскому союзному комитету одним из центральных отделений союза). Цель Всероссийского гимназического союза наиболее определенно выяснялась из выше упомянутого воззвания: «Весь запас знаний, который мы получаем в гимназии, представляет груду ненужных фактов, теорем, цифр и формул без всякой объединяющей идеи, без всякой систематической, последовательной связи. На реформу школы надеяться нельзя, ибо наши педагоги со своими чиновничьими бездушно формалистическими отношениями к делу не в состоянии провести какую-нибудь живую плодотворную идею. То же следует сказать и о самом Министерстве. Необходимо самообразование» [6]. Из этих документов следовало, что к 1900 г. формировался Всероссийский гимназический союз. Его задачей являлась поддержка и пропаганда органи-

Профессиональное образование. Столица | № 2 2010 1

зационного дела среди учащихся средней школы с целью поднятия их умственного и общественно-нравственного уровня.

Таким образом, общественное движение учащейся молодежи до 1904-1905 гг. было, в основном, самообразовательным, и главный интерес участников сосредотачивался на общественных и литературных темах. Но, принимая во внимание, что художественная литература довольно часто привлекала к себе учащуюся молодежь не своей эстетической ценностью, а своим общественно-воспитательным значением, становился ясным перевес общественных интересов над чисто художественными. Первые выражались в усиленном внимании к великим реформам 60-х годов, к их литературным и общественным деятелям, к экономическо-гражданскому быту русского крестьянства. Но под напором тяжелых условий русской действительности самообразовательное, в сущности, движение становилось политическим. Соответственно этому и издательская деятельность начинала все более окрашиваться в те же политические тона. Неизбежным следствием такого положения была дифференциация учащейся массы по партиям, тогда как раньше она обусловливалась различием в духовных запросах [4].

Политизация настроений, активности учащейся молодежи в России в 1905-1907 гг., вызывавшая их асоциальное поведение, обусловливалась русско-японской войной, восстанием в Польше, формированием представительных органов власти, предреволюционными настроениями общества. Все это отражалось и на средней школе: политические интересы школьников усиливались, их обсуждение велось с необычайной активностью не только в кружках саморазвития, но и в стенах самих учебных заведений. Период с 1905 по 1910 гг. являлся радикально-преобразующим. В эти годы в истории Российской государственности в наибольшей степени обнажились все язвы и недоработки в работе с подрастающим поколением. Общественное движение школьников в данный период характеризовалось асоциаль-ностью их поведения.

Это движение на первых этапах своего развития, по мнению А. Пиленко, Вл. Динзе и др., не имело широкого распространения. Небольшие беспорядки были в отдельных гимназиях, которые выражались в ослаблении дисциплины, демонстрациях, шумных спорах. В одной гимназии, например, были выбиты стекла в классе, выходящем на улицу; делали «химическую обструкцию сероводородом»; портили водопроводную систему и проч. [5] Практически во всех учебных заведениях, в которых происходили волнения, были созваны родительские собрания для нормализации обстановки. С другой стороны, по утверждению Г. Рокова, «наша средняя школа в течение учебного года весеннего сезона 1905 г. находилась в состоянии полной дезорганизованности» [10]. Во многих учебных заведениях занятия прерывались на несколько дней, на деле же они приостанавливались почти на все полугодие. Так, например, в Варшаве были закрыты все учебные заведения на целое полугодие, в Полоцке за беспорядки исключены 186 учеников мужской гимназии, в Ломже за не посещение уроков исключено 308 учеников мужской гимназии и 46 учениц женской. В Минске 16 февраля прекратились занятия во всех учебных заведениях. В Москве закрылось на целое полугодие земледельческое училище, реальное училище, волнения происходили в большинстве средних учебных заведений.

С.Ф. Знаменский в книге «Средняя школа за последние годы» так оценивал сложившуюся ситуацию: «Количество школьников, участвовавших в волнениях, точному подсчету не поддается. Особо видную роль в них играли V- VIII классы, хотя принимали участие и 4-классники. Классов, где в волнениях принимало участие 10,20 или 30%, немного. В большинстве процент участников равнялся 50 или далеко превосходил его, во многих классах участвовало 80, 85 и 90% учеников» [6]. Таким образом, в литературе изучаемого периода существовали различные точки зрения на масштабы происходящих школьных волнений.

Основными видами асоциальных выступлений школьников являлись: школьные манифестации, посещения других учебных заведений, уличные демонстрации, школьные забастовки. Манифестации не переходили границ мелких беспорядков и «революционной маниловщины». «Ученики отказались заниматься гимнастикой; во время урока гимнастики старшие пели марсельезу, а младшие маршировали, чтобы подготовиться к вооруженному восстанию» [6]. В большинстве школ учащиеся пели революционные песни; в некоторых - устраивались «бенефисы» учителям консервативного образа мыслей. «...Ученики УН класса устроили грубую антипатриотическую манифестацию... Пели при этом марсельезу. Другая группа учеников пела гимн. Товарищи, возмущенные описанным инцидентом, бросились на манифестантов. Обе партии поспешно отправились домой за ножами и револьверами. Администрации училища с трудом удалось предотвратить столкновение» [6]. Остальными случаями манифестаций были баррикадирование классов, бойкоты учителей, отправка сочувственных телеграмм Совету Рабочих Депутатов, демонстрации у зданий гимназий [5]. Актив средних школ, срывавший учебные занятия в своих заведениях, нередко вторгался и в другие школы: учащиеся «вваливались в классы в калошах и пальто», «вступали в ораторские состязания с местными учениками, оговаривались с учителями, начинали борьбу с дворниками и полицией» [5].

Уличные манифестации учащейся молодежи в 1905-1907 гг. были немногочисленны. Вместе с тем, распространенным явлением было привлечение школьников к взрослым манифестациям. Например, «в Харькове на одном из заводов засела группа революционеров из рабочих, студентов и гимназистов; эти революционеры бросали бомбы и стреляли из ружей, подвергаясь в свою очередь обстрелу из орудий» [5].

Самым больным вопросом, по свидетельству современников, был вопрос о школьных забастовках. Ученики бастовали почти во всех школах. По всей стране прокатились забастовки учащихся: Варшава, Полоцк, Лодзь, Минск, Митава, Кутаиси, Владикавказ, Ставрополь - Кавказский, Самара, Тамбов, Пенза, Псков, Курск, Москва, Петербург. Ученические забастовки повели к громадной потере учебного времени.

Анализируя данное направление в развитии общественного движения школьников, необходимо отметить, что все исследователи этой проблемы сводились к мысли о том, что движение было «академическим по видимости и политическим по существу» [4]. Средняя школа в глазах учащихся была неразрывно связана с общим политическим укладом страны. Поэтому, требуя школьной реформы при непосредственном участии общества, учащиеся тем самым думали лишить именно политический строй одной из его опор. Вот почему волнения часто захватывали и те учебные заведения, где недовольства школьными порядками совсем не существовало. К отзывавшейся на школе общественной нервозности, к обострявшимся отношениям между учащимися и учащими и разочарованности первых в родительских собраниях, прибавлялись еще новые возбуждающие факты, а именно, массовые увольнения учащихся, избиения их в Курске, Вологде и других городах. Множество подобного рода сильных и резких переживаний создавали атмосферу нервной напряженности, которая способствовала росту самоубийств. Действительно, случаи самоубийств учащались, вызывая новый взрыв обвинений и новое озлобление. Появившееся по этому поводу заявление петербургских учащихся, как на причину, указывало на школу и на инертное отношение к судьбе ее со стороны общества. Под заявлением подписалось 713 учеников и учениц (на каждое мужское учебное заведение приблизительно приходилось 65 подписей, на женское —13) [4].

Мнения исследователей по вопросу прекращения школьных беспорядков к концу данного направления разошлись. Ал. Пиленко говорил, что «родительские собрания принесли ощутительную пользу, так как волнение улеглось» [5]. Вл. Динзе придерживался несколько иного взгляда: «Отсутствие крупных беспорядков он объяснял чтением лекций на конспиративных квартирах. Они проводились общественными деятелями и молодыми учеными на социально-

политические темы, после которых начинались прения по школьным или партийным вопросам» [4].

Таким образом, события 1905 - 1907 гг. показывали, что «русская гражданственность, омрачаемая многочисленными смертными казнями, необычным ростом преступности и общим огрубением нравов, пошла положительно назад», - как писал об этом С.Н. Булгаков [1]. Вместо конструктивной и созидательной, культуросообразной деятельности юношества, мы обнаруживаем страшную картину вовлечения молодежи во взрослые проблемы. Российская молодежь, сама того не желая, оказывалась втянутой в политические интриги и дрязги различных группировок и партий, доходя зачастую до предела. Срывы учебных занятий, забастовки, демонстрации с избиениями учащихся, хулиганство, самоубийства подростков становились нормой жизни.

Реформирование системы государственного управления страной, сложная экономическая жизнь призвали задуматься над перспективами развития и поставить во главу угла формирование «нового человека», гражданина-соуправленца, экономически продуктивной социальной единицы, работника индустриального типа. С другой стороны, не отвергались и природные качества русской души, ее безграничный патриотизм, вера в Бога, ответственность за судьбу Родины, гуманность, доброта. Именно эти качества всегда отличали русского человека и являлись неотъемлемыми для характеристики гражданственности. В самые ответственные для Родины, государства моменты юношество не по указке, не по приказу демонстрировало свои лучшие качества.

Первая мировая война, разразившаяся в 1914 г., явилась лучшим подтверждением того, как мобилизуются в человеке его лучшие качества, такие как безграничная любовь к своей родине, мужество, стойкость перед лицом внешней опасности. В кругу учащихся события первой мировой войны создали особое настроение, сплоченность и живую отзывчивость. Во-первых, учащаяся молодежь была привлечена к живой, активной и в некоторых случаях даже самостоятельной деятельности высоконравственного значения - к делу помощи ближнему, а «такая деятельность полезней пассивного восприятия хотя бы и прекрасных истин». Во-вторых, молодые люди переживали чувства гражданского воодушевления, гражданской солидарности и единения. Учащиеся охотно жертвовали свои карманные деньги для раненых, принимали участие в сборах с кружками, оказывали помощь санитарным отрядам; воспитанницы женских учебных заведений шили белье для больниц, резали бинты и др. В Двинске был организован отряд санитаров, добровольцев из учащихся реального училища и гимназии, помогавших при переноске раненых. В Киеве 50 учеников из 3-й мужской гимназии были привлечены в свободное от занятий время к уходу за ранеными в лазаретах старообрядческой общины и в двух больницах (Елизаветграде, Полтаве).

В мае 1915 года общество «Народная помощь» приступило к организации добровольных дружин из учащихся средних учебных заведений для сельскохозяйственных работ и политической пропаганды. Было выработано положение о дружинах и составлена комиссия для руководства за их работой. В начале июня в Минске уже действовало 9 добровольных дружин в составе 85 человек. Об их работе летом 1916 года имеются следующие сведения: в 23 губерниях и городах Российской империи, в том числе и в Западной Сибири, действовало 217 трудовых ученических дружин с 6154 участниками [8].

Таким образом, первая мировая война способствовала подтверждению и укреплению новой концепции общественного движения, в основе которой лежало новое отношение к своей Родине, которую следовало защищать не только в минуту опасности, но и постоянно работать на ниве ее укрепления и процветания мирными средствами. Война повлекла за собой миллионы человеческих жертв, в том числе и среди мирного населения, заставив тем самым задуматься над ценностью и неповторимостью жизни человека. Следовательно, в содержании

общественного движения учащейся молодежи укреплялись позиции гуманизма как человеколюбия. Для третьего направления в развитии общественного движения учащейся молодежи наиболее характерным являлось его антропологическое обоснование.

На передний план выдвигалась проблема самоценности человека. Наиболее полно основные положения данного направления раскрывались в период с 1910 по 1917 гг. 7-8 апреля 1917 г. в Петрограде состоялся Первый Всероссийский Делегатский Учительский съезд. В ряду выступлений было и приветствие делегата от образованного в этом же году Союза учащихся г. Петрограда. «Товарищи учителя! Мы организовались, образовали Союз, чтобы послужить Родине, организовались, чтобы помочь друг другу стать образованными с тем, чтобы работать для той же Родины. Мы верим вам, мы любим вас. Будем работать вместе... » [3].

В мае 1917 г. в Москве состоялось объединение ученических организаций Москвы и Петрограда в единый союз. Основными задачами Союза ученических организаций явились воспитание гражданственности и культурная работа. В Союзе образовывались секции: по обороне или трудовой помощи государству (организация летних трудовых дружин: полевых, огородных, для работы на заводах и работы, совместимой с учебными занятиями, например, в попечительстве); культурно-просветительная (для самообразования и подготовки к просветительной деятельности среди народа), журнальная: кооперативная; взаимопомощи; финансовая. Особо подчеркивалось, что Союз решительно осуждал эксцессы в школе, срывы занятий, все, вносящее в жизнь беспорядок и разруху, и призывал учащихся не только Петрограда, но и всей России проводить новые устои в планомерном, согласованном и законодательном порядке.

Отдельным пунктом выражалось негативное отношение к стремлению отдельных граждан привнести политический характер в деятельность ученических организаций. Показательно отношение Союза к демонстрации учащихся против Ленина. «Ленинство - это своеобразное явление, по странной игре судьбы, дышащее славянофильской верой в мессианскую роль российского народа, да и не народа, а только российского пролетариата, стоящее вне соотношения реальных политических, классовых и производительных сил, в условиях русской действительности естественно переходит в анархию» [3]. «Товарищи! Организуется манифестация против Ленина, который своей деятельностью ведет Россию по пути к контрреволюции». И целые школы «снимались», чтобы принять участие в этой манифестации, затеянной отдельной группой учащихся. Позиция же Союза учащихся по отношению к этой демонстрации была иной:

1. Организация средних учебных заведений есть учреждение внепартийное, а потому всякие ученические выступления на почве политических разногласий считаются недопустимыми.
2. Выступление учащихся против Ленина, без сомнения, будет носить бурный характер, что даст возможность разыграться страстям и может быть началом контрреволюции» [3].

С целью прекращения начатой демонстрации, противоречащей «внепартийности» организации, и в учебных заведениях, и на улицах выступали члены Управления Союза. «Надо устраивать не манифестации, а собрания, на которых положения Ленина могли бы подвергаться правильной критике» [3].

Союз ученических организаций в целом решительно отмежевался от политической платформы. Однако это не исключило возможности группировки отдельных членов Союза в особые кружки по партийным взглядам, пропагандировавших те или иные возможности работать в сторону агитации политические идеи среди народа. «Просвещать - задача благородная, но, чтобы просвещать других, нужно самому быть подготовленным, нужно самому продумать свои лозунги», - считали агитаторы из числа учащихся [3]. Следовательно, в 1917 г. ученические ор-

ганизации также «захлестывала» политика, они не смогли остаться в стороне от разворачивающихся событий.

Тем не менее, в среде учащейся молодежи главенствующей являлась культурная, мирная работа. Большая часть учащихся считала, что для процветания и развития государства, исполнение долга перед ним нужны не революционеры и бунтари, а высокообразованные, высокопрофессиональные люди. По мнению представителей Союза ученических организаций Москвы и Петрограда, средняя школа должна быть центром образования, а не площадкой для политических игр и революционных действий [3].

Таким образом, знание исторического опыта поможет предупреждать и минимизировать антисоциальные, в том числе радикальные установки современной школьной молодежи. Необходимо создавать реальные условия, обеспечивающие успешность учения подростков, выражение ими своих мнений и точек зрения, проявление инициативы, самодеятельности, самоуправления и солидарности. Особое внимание следует обратить на повышение роли семьи в системе общественных воспитательных отношений.

Библиографический список

1. Бочкарев Б. Что такое гимназическое движение. - Лб.: Гор. Тип. - 1909. - 16 с.
2. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество // Вехи. Сб. ст. о рус. интеллигенции. - М.: Издательская фирма Международной ассоциации деятелей культуры «Новое время». - 1990. -211 с. С. 23-70.
3. Васильков П Н. Ученические организации // Русская школа. - 1917. - 2-4, 5-8. - С. 6772.
4. Динзе В. Очерки по истории среднешкольного движения. - Спб.: Тип. О. Богданова. -1909. - 70 с.
5. Забастовки в средних учебных заведениях Санкт-Петербурга. Составил Ал. Пиленко. -Спб.: Тип. М. М. Стасюлевича. - 1906. - 218 с.
6. Записка, составленная по поручению Министра Народного Просвещения Членом Совета Министра Народного Просвещения Тайным Советником Спешковым о различных организациях среди учащихся и учащих в различных учебных заведениях Министерства Народного Просвещения. - Спб.: Без изд. - 1908 с. - 29 с.
7. Знаменский С.Ф. Средняя школа за последние годы. Ученические волнения 1905 -
1906 гг. и их значение. - Спб.: Тип. М. А. Александрова. - 294 с.
8. Кулешов И. Из истории движения среди учащихся средних учебных заведений (с 90-х гг. по октябрь 1917 г.) - Л.: ОГИЗ, Молодая гвардия. - 1931. - 135 с.
9. Роков Г. Из жизни средней школы // Вестник воспитания. - 1914. - 9. - С. 76-98.
10. Хроника // Вестник воспитания. - 1905. -9. - С. 95 - 125.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты