Спросить
Войти

Перевод из книги: К. Сафас «Биографический очерк о Патриархе Иеремии Втором (1572–1594 гг.)»

Автор: указан в статье

DOI: 10.24411/2587-7607-2019-10007

Переводы

Протоиерей Владимир Гончаренко

ПЕРЕВОД ИЗ КНИГИ: К. САФАС «БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК О ПАТРИАРХЕ ИЕРЕМИИ ВТОРОМ (1572-1594 гг.)»1

В первой главе книги Константина Сафаса ( "Биографический очерк о Патриархе Иеремии Втором (1572-1594гг.)" рассказывается как об обстоятельствах восшествия на патриарший престол Константинопольского патриарха Иеремии Второго, так и о его первых деяниях на этом поприще.

Глава 1

На Фракийском побережье Понта Эвксинского лежит Анхиалос2, городок простой и упоминаемый как в древние времена, так и в Средневековье, а в первые годы турецкого ига был уничтожен его вид, собственно как и всего Греческого государства, и здесь остались только его обломки, подобно тому, как в порту после кораблекрушения плавают только обломки разрушенных кораблей.

В Анхиалосе и повсюду на Понтийском побережье безукоризненно жили спасенные остатки благородных византийских фамилий, кормившиеся крохами от милостей тех, кто овладел их Отечеством и захватил их владения и имущество3. Воспоминания

Протоиерей Владимир Владимирович Гончаренко — кандидат богословия, доцент кафедры древних языков Санкт-Петербургской духовной академии (vegoncharenko@rambler.ru).

1 Перевод с греческого языка сделан по изданию: Zá6ag К. IaxopiKÓv nepí тои naxpiápxou Iepe^ía В&. A0^va, 1870. E. 3-17. При переводе сохранены особенности авторского стиля и системы ссылок. Константинос Сафас (1842-1914) — видный греческий историк. Благодаря своим трудам он стал одним из основателей византийских и поствизантийских исследований в Греции.
2 В древности он назывался Анхиали и Анхиалия, в последующие же времена — Ахилос и Ахелос. Заблуждавшийся географ Герман Арнольд Пасовий производит это имя как производное от «на реке Акарнания» — Ахелоон. (Carmina Popularía, index geographicus).
3 «Есть же здесь до сих пор, немного домов Палеологов, братьев Константина и Мануила, и других, числом около десяти, больше или меньше, от каждого поколения, достаточно состоятельных и построенных со вкусом; как известно от историка Ралли, что они принадлежали династии Кантакузинов, и их родственникам, таким как династии Мамалисов, Нотарадосов, которые с полуострова Пелопоннес и многочисленнее других, из латинизированных же династий здесь жили Музалисы, ватадзидисы и так называемые родственники ватадзидисов, а также известные роды Асанэосов, Хрисолорадосов, Ласкарисов, Евгеникосов, и других родов, каждого в отдельности упомянуть трудно. Большинство же из этих имений были приобретены в конце Византийского царствования, от сбора налогов и за них расплатились в последние годы различными способами; некоторые разбогатели этим путем, другие же бедствовали, как ветви, отломленные от дерева; одни жили в Константинополе, другие же в различных городах Понта, таких как Анхиалос, Мидия, Созополь, Месиврия и в других, где и большинство их соотечественников. некоторые же пребывали в других городах, или имея слуг, как было сказано ранее, в господствующем положении проживая свою жизнь, или торгуя и занимаясь каким-либо другим ремеслом, для того чтобы не остаться в крайней нужде; кто имел возможность, те благородно содержались, даже с тех пор как Агаряне сделались их господами; а у остальных

как об угасающем величии, так и о сильном натиске захватчиков, передаваемые из рода в род, удерживали всех этих гонимых, но терпеливых и стойких страдальцев, в рабстве у иноплеменных захватчиков, «обышедших Сион». И они, эти немногие остатки благородных фамилий, пребывали среди оскверненных Жертвенников, попранных Алтарей, при постоянном пролитии крови многих мучеников, убитых мечами нечестивых, умученных из всех сословий — как правителей, так и священников, мужей, жен, всякого возраста, бывших и не бывших в царском чине или сословии, воспитанных в мудрости или же необразованных4. Но подобная платоническая любовь последующих потомков к своей Отчизне, передаваемая из рода в род, была не только бесполезна, но и вредна. Поняв политическую необходимость, греки со временем поспешили тесно общаться с новыми невежественными правителями своей Родины, чтобы быть ходатаями и посредниками между мечами диких захватчиков и своими несчастными соплеменниками.

Таким образом, на протяжении шестнадцатого столетия на политической сцене представляют играющими главенствующую роль два рода — Кантакузины и Траносы. Парадоксально же, что оба эти рода были Анхиалосцы и с самого начала они всегда были противоборствующими, и имели всегда различные призвания; это произошло потому, что первый из них, грубый и неистовый, воспринял наследие династии рода, а впоследствии был предан народной клятве. Он жил как тиран, но был повешен как бродяга. Второй же ясный и глубокомысленный, горячо боролся за Православие и сохранение и воспитание в вере национального генофонда, поэтому и все свое святое житие провел в обрушивавшихся на него гонениях и скорбях, а впоследствии оставил по себе священную память.

Иеремия Транос родился в Анхиаллосе в 1536 г.5 от благочестивых родителей, гордившимися знатностью происхождения, на что указывала и сама их фамилия. В юности заблуждавшийся, Иеремия Транос, затем отрекся мирского шума и всех прочих мелочей своего первоначального жития и облеклся в монашескую хламиду. Хронограф его жития сообщает только то, что Иеремия достигнув совершенного возраста, обучался у известных тогда наставников, таких как Фома Елеавулкос, Иерофей Монемвасеос, Арсений Торновос и Дамаскин Студит, а затем слушал уроки Матфея критского. нам не известен год, когда Иеремия был рукоположен в сан митрополита г. Ларисса6, также не известны и его деяния, как предстоятеля этой греческой экзархии. но, несмотря на то, что у нас отсутствуют достаточные свидетельства об этих годах его жития, из последующего периода его жизни мы можем почерпнуть достаточно свидетельств, которые достоверно говорят о том, что Иеремия и до того как был возведен на столь почетное и высокое место в Православии, каковым является сан Патриарха, славно проявил себя везде: и при гонениях, и в испытаниях, он во всем показал стойкость в неуклонной борьбе за Церковь; своими словами и деяниями он побуждал людей бороться за Православие и решать связанные с этим проблемы, а также отстаивать интересы своего подавленного народа. Тем не менее, однако, и турецкие письменные источники сообщают нам сведения об Иеремии, как о митрополите г. Лариса и также неоднократно свидетельствуют о его особенной любви к своим соотечественникам7.

была рабская жизнь, поскольку им удавалось добыть очень небольшое денежное содержание» (феодосий Зигомалис, 1581 г.).

4 См.: "Плач патриарха Геннадия Схолария".
5 «Patria ejus Анхиалос (vilgo Achilo) aetas illius, anno 1578, fiut circiler 42 annorum... Fertur tamen D Hieremiae familiam, vilgo Транос dici, id est Меньший» (Crusii, Turcograecia, р. 491).
6 По всей вероятности он был преемником Неофита, подписавшегося как митрополит Ла-рисский в Акте о низложении Патриарха Иоасафа Второго (1565 г.).
7 «В нашей епархии находящимся благочестивым иереям, досточтимым правителям, и о Господе Христоименитому народу, благодать да будет всегда с вами и мир, и милость от Бога. Пришедший к вам муж, по имени франк, происходящий из страны Вуниста; который одержал победу над всезлобным врагом, несмотря на их превосходство более чем в три тысячи, и отец его, по имени Ризон, стали ближними и для всех нас, а в дальнейшем, надеемся, он будет иметь

В это время Престол Вселенского патриарха занимал Митрофан Третий, муж славный своей образованностью8, но вместе с тем, не менее знаменитый также и своими честолюбием и алчностью. Этим же характеризуется и дух его административного управления. Его приближенные, которые хорошо знали это, в свою очередь, и подчиненными управляли также, а возникавшие проблемы и искушения отклоняли тем же путем. Патриарх Митрофан был связан со всесильным в то время Михаилом кан-такузином, и как человек вероломный и тиран, он замыслил и осуществил смещение своего предшественника Патриарха Иоасафа Второго. но после семи лет бесславного патриаршества и сам получил возмездие. Это произошло по следующей причине: поскольку, не имея предела своей алчности, он был тесно связан с кантакузином и постоянно потворствовал ненасытности своего несчастного покровителя, который был уличен как предатель государственных тайн, за что и лишился как своего положения, так и самой жизни9. После же Патриарха Митрофана, единодушным голосованием всех

честь освободить нас от содержащих нас в рабстве. И вместе они, и он сам, и его отец, пройдя жизнь многотрудную и приближаясь к смерти, много потерпели от заимодавцев. Поэтому, не имея чем воздать заимодавцам при своей слишком великой бедности, он пришел к вам, милостивым и нищелюбивым христианам, чтобы вы помогли ему и оказали милость, в большей или меньшей степени, каждый по своей силе и благорасположению, а он, тем самым получив ваши пожертвования, смог бы возвратить свой большой долг и быть свободным. Вы же в свою очередь получите стократное воздаяние от Мздовоздаятеля и Щедродательного Бога и жизнь вечную наследуете; Его же Благодать и безмерная милость да пребывает со всеми вами. Аминь. Иеремия, митрополит г. Ларисса, Дамаскин, митрополит Димоника и Елассона». Далее приводится документ с печатью митрополита иеремии, показывающий в надписании печати имя Иеремии и область его управления — Ларисса. Вместе с этими документами турками были изданы и другие письма митрополита Ларисского Иеремии, адресованные Патриарху, например, письмо по поводу одного христианина по имени Дросос, с просьбой о его супруге, чтобы она имела часть в наследстве её первого мужа.

8 «Vir est humanissimus. Simulque gravis. Gerlachus» (Turco-graecia, р. 212).
9 De Hammer J. Histoire de l&Empire Ottoman, VII, р. 60. Михаил Кантакузин, родом из Анхиа-лоса, достигнув благодаря своему рабскому характеру и различным лестным ухищрениям высоких должностей, приобрел благорасположение могущественных турок и их Великого Визиря Мохамета Соколли. Кантакузин немилосердно всех обирал и бессовестно крал общее достояние. Он был поставлен главным надзирателем над имуществом и солончаками в Анхиалосе, здесь и не только здесь и приобрел через эту должность несметное богатство, также он наложил тяжелый налог на Патриархию и бесстыдно продавал церковные святыни, разделяя награбленное вместе с Соколли и визирями Пиали и Ахметом. Но враги Великого Визиря Синан и Му-стафа, не имея возможности принять участие в этом грабеже, обвинили его перед султаном, в том, что он приказал перевести заключенных из Анхиалоса и заключить их в Семи Башнях. Но, однако, посредничеством Соколли и уплатив 55 000 золотых дукатов Кантакузин, он избавился от обвинения (1577 г.) и через некоторое время был определен на должность Великого царского купца, где продолжал совершать свое служение этом бесчестном месте с еще большим бесстыдством. Но, в конце концов, один из жестоко преследуемых им греков, Константин Па-леолог, находившийся в неприкосновенности от Тартаров, прибегнул к помощи Ханина, чтобы уличить Кантакузина в измене, обвинив его в том, его посещение Молдавии явилось причиной волнений в этой области. от этого обвинения не смогли избавить Кантакузина его могущественные покровители. Султан Мурат третий подписал приказ на его осуждение. таким образом закончил свою жизнь этот несчастный (3 марта 1578 года) — проклятый и анафемат-ствованный как Христианами, так и турками, и по достоинству названный сыном Диавола (Scheeitanoghli). Тогда же посол Франции в Константинополе Севастиан Зугий подробно описал о достойном жалости конце Кантакузина следующим образом: «Великий Правитель приказал повесить одного богатого грека по имени Кантакузин (Cathecusino) или по-другому Ситан, напротив ворот недалеко от Дунавеона (?) возле его дома, потому что узнал из писем Тартара, что Кантакузин был причиной волнений в Молдавии. Этот Ситан — тот самый, кто злоумышлял всегда и содействовал смещению Константинопольских Патриархов, воевод Молдавии и Валахии, и поставлял вместо них деятелей и исполнителей своих слепых приказаний. В этих областях он собирал большие налоги, которые разделял между собой и пашой. Через некоторое время султан получил много обвинений против Ситана и приказал его осудить, и даже хотел

действующих архиереев, был возведен на высочайшую степень Православной Церкви досточтимый прежде Митрополит г. Лариса Иеремия10, называемый вторым, а также и семьдесят третьим по порядку от первого основателя Церкви в Константинополе — св. ап. Андрея Первозванного; и одиннадцатым патриархом — от начала турецкого ига.

Это служит, как мы видели еще с самого начала жития Патриарха Иеремии, достаточным доказательством доброй молвы о незапятнанной репутации этого славного мужа; потому что среди стольких умудренных жизнью старцев был предпочтен при избрании тридцатишестилетний по возрасту Митрополит Иеремия, явившийся впоследствии мудрым правителем качающегося церковного корабля. Своим мудрым управлением он доказал справедливость доброго мнения о себе тех, кто его избрал.

его тогда же казнить, если бы этому не воспрепятствовали его мать и жена, а также уверения вышеупомянутого паши. По этой причине султан добровольно уже об этом объявил, и его решение стало известно после окончания всего. По мановению руки султана был послан приказ

об этом решении и по окончании дела его посланник отправился в Молдавию для того, чтобы поставить правителя угодного народу. Этот правитель должен был быть поставлен Ситаном. Но там возникла война, и народ хотел его (правителя) низвергнуть... Это повеление, как было сказано, дано было Ситану, и с ним он поехал в Молдавию. После смерти этого богатого грека из Анхиаллоса (Aquillo), султан в начале месяца снова приехал в его дом. Великий Султан сразу же бросил в тюрьму сына вышеупомянутого грека, но через небольшой промежуток времени проявил милость к нему. Со времени казни Ситана ежедневно продают его мебель, которая на двух галерах была перевезена в помещение аукциона, под стены сераля, рядом с жилищем Великого Визиря. В присутствии его и капитана Паши, согласно повелению, первые вещи уже свезены. некоторые говорят, что султан, сделав это, испугался обмана со стороны великого визиря, который много распространял слухов о смерти Ситана. Причиной этому послужило то, что он (Великий Визирь) на прошлой неделе отсутствовал на собраниях, а также стало известно, что он пришел в расстройство от печали; но с другой стороны тогда же стало известно, что Визирь принял необходимое лекарство, и пребывает здоров в настоящее время». Об этом событии была найдена Форелем (Chants populaires de la Grèce, р. 212-214) следующая народная песенка надписанная «сочинение Михаила Киритжи».

Хочу остановиться и вам сказать нечто, вы очень удивитесь, О том, кого называли господин Михалис. У него была жизнь несказанная, богатство несметное; Он пребывал в своем доме, как не имеющий рассудка. Одним глазом он читал и наблюдал за делами в своей управе, Где он людей переламывал и возбуждал войну; Как только Султан это услышал, то сильно разгневался, Тотчас же его осуждает, и быстро его настигает. «Скоро пойди в Анхиалос, в дом Михаила,

Там как его увидишь, на дверях его в собственном доме повесь. А младшего его сына как увидишь — схвати;

Сохрани его и все вещи и ничего, ни одной иглы из его имущества не потеряй».

В полночь удалившись, в Анхиалос поехал посланник,

Как птица быстро летит, также скоро и он поехал.

Как только посланника увидел Михалис, поднялся ему навстречу:

«Добро пожаловать, господин мой, садись подкрепиться».

«Я не пришел сюда ни для застолья, ни для пития,

Слово, которое сказал мне правитель, я должен исполнить, его волю хочу сотворить». И, взяв веревку, шею Михалиса обмотал, И напротив двери его тотчас схватив, повесил; А увидав его маленького сына, схватил и его, И с принуждением повел его, взяв вместе все имущество.

О Михаиле Кантакузине см. также: Cruii Turcograeciam, р. 67, 203, 211, 223-225, 274-275; De Hammer, VII, p. 60-61; Charrière, Negociations de France avec le Levant, III, p. 742; Хронограф Дорофея).

10 Его преемник по Ларисской митрополии, вероятно, был рукоположен в 1576 г. и, согласно каталогу Герлаха, подписывался Димитрием.

Мануил Малаксос, современник Патриарха Иеремии, сообщает следующее о начале его патриаршества11.

«Патриарх (Митрофан) написал прошение об отставке от патриаршего престола и от служения 4 мая 1572 года в воскресный день, после хиротонии митрополита Никомидийского. Её приняли присутствовавшие архиереи и клирики и внесли этот документ в кодекс Великой Церкви.

Тогда здесь же в Великой Церкви находились некоторые архиереи, числом до двадцати или около этого, и тотчас созвав Синод, заседали вместе с почетными клириками, чтобы избрать Патриарха и достойного пастыря Церкви Христовой правого и справедливого, как одушевленную икону Христа. И все они единодушно выдвинули и избрали святейшего и богопочтенного митрополита Ларисского Иеремию, архиерея праведного, непорочного, истинного, благочестивого, милостивого, святой жизни, незлобивого и незапятнанного пороками. При этом исполнились слова божественного Апостола Павла, который пишет к евреям: «Братия таков нам подобает архиерей» и т. д. Затем вручили ему (Иеремии) краткое послание.

Когда же настало время совершения вечерни, то сотворили начало по чину и далее совершили все её последование. Собранные все вместе: преосвященные клирики, благочестивые правители Города (Константинополя) и района Галаты со всем христианским народом, совершили эту службу. затем все подняли зажженные лампады. И после отпуста вечерни, уважаемый всеми Главный эконом Великой Церкви, первый среди пресвитеров, Анастасий, как избранный от клира, стал в центре Великой Церкви, и огласил громким голосом официальное послание, обращенное к преосвященному Ларисскому Иеремии, вышеизбранному, который в это время стоял в Царских Вратах, облаченный в патриаршую мантию, епитрахиль и омофор. Великий Эконом обратился к нему:

«Священный и Божественный Собор преосвященных митрополитов и епископов, честных клириков, благоверных правителей и всего христоименитого народа призывает Ваше Преосвященство от святейшей кафедры Ларисской митрополии на высочайший и великий престол Патриаршей Святейшей Христовой Великой Церкви».

Тогда Патриарх воздал благодарение, как подобает по чину, и через это принял юридически Патриаршество. затем архиереи, один за другим по степени старшинства, подходили к Патриарху и целовали его руку, а он благословлял их. После этого все вместе воспели «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины...» и возвели Патриарха Иеремию на Великий Патриарший трон. Потом к нему подходили все православные, в священном сане и мирские, с великой радостью и благоговением, поклонялись ему и получали благословение. После того, как весь народ, находившийся в храме, получил благословение, все люди и Патриарх вышли из храма. Первосвятитель остановился у дверей и по обычаю преподал благословение всем остальным, находившимся вне храма. Затем он пошел далее, благословляя народ, и поднялся в свои святые патриаршие покои. Здесь он поселился на много лет хранить и пасти Великую Божию Церковь во всяком здравии душевном и телесном, правоправить слово истины на пользу Христианскому народу. Патриарх Иеремия Транос взошел на высочайший Патриарший Престол в пять тысяч восьмидесятое лето от сотворения мира, в месяц май, пятого дня.

Первая же литургия Его Святейшества в Патриаршем сане была совершена на праздник Святого и Славного Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, пятнадцатого числа этого же месяца. Она совершалась с великим торжеством, собором архиереев, священнослужителей, в присутствии представителей власти и при большом скоплении Православных христиан.

На следующий же день Патриарх Иеремия взял подношение в размере двух тысяч флоринов12, и отправился в султанский дворец, где и передал деньги в царский хазан.

11 История Константинопольской Патриархии (Тшгсо^гаеаа, р. 176-184).
12 Несправедливейшая подать для султана в виде подношения была введена в 1470 году, по причине подношения сверхчестолюбивых жителей Трапезунда, выкупивших этой бессовестной взяткой в размере тысяч флоринов патриарший престол для своего митрополита

Тогда хранитель сокровищ принял Патриарха и вместе с ним пошел к султану, где патриарх приложился к царской руке, благодаря за те благодеяния, которые имеют Патриархи со времени султана Мехмета, первого правителя, завоевавшего Константинополь, и это приветствие и лобзание царской руки означало, что представленный стал Патриархом и пришел приложиться к царской руке. Таким образом, он получил признание поставления от султана, принял от него берат, в котором султан давал патриарху всю власть и господство над всеми благочестивыми христианами (в священном сане и мирянами) и предписание, чтобы он (патриарх) совершал свою служение по закону и своей вере, и не имел бы ни от кого никакого препятствия. В это время царствовал тот султан, о котором мы уже говорили — Селим.

Когда же Патриарх получил царский берат, то восшел на престол судии и правителя, и как вселенский Патриарх получил власть все разбирать и судить, по образу, как подражатель Самому Христу, чтобы не взирать на лица человеческие, но судить по справедливости. А народ восторжествовал и возрадовался о его Всесвятейшестве, и Бога, Который им дал такого благого и справедливого пастыря, воспевали и славословили все благочестивые люди, молодые и старые.

Итак, движимый Божественной ревностью, Патриарх с самого начала возымел желание упорядочить жизнь Христовой Церкви, по подражанию заветам Христа, и поэтому он повел свою деятельность так, чтобы выявить и искоренить всякое злое древо, прогнившее тлением и грехом, срубить и ветви и само это древо, а корень вырвать и все это вместе бросить в огонь, чтобы нигде ничего не осталось греховного или даже видимости его, чтобы ничего худого более не проросло; здесь говорится об искоренении беззаконнейшего и дивольского дела — симонии. итак, Патриарх воссел на месте священного судии, как всеобщий Владыка всей Вселенной (Экуме-ны), нося священную мантию с символами потоков Крови Христовой и патриарший жезл имея в руках. Когда пришло время и состоялось заседание Священного Синода, то с ним вместе заседали следующие преосвященные митрополиты: Ираклийский, Никейский, Никомидийский, Халкидонский, Фессалоникский, Прусиадский, Амасий-ский, Монемвасийский, Верийский, Патрский, Серронский, Ларисский, Иоаннинский, Меленекийский, Лимнийский, Визийский, Лазиасский, Исхонийский, и преосвященные епископы, такие как Редестокский, Мириофитский, Метрийский и Тцерулоглий-ский, а также присутствовали и досточтимые клирики. Патриарх привел сто девятое правило Святых Апостолов, которое состоит в том, что если были поставлены архиерей или иерей, или диакон за флорины, или какой-либо иной дар (подношение), то да будут извержены оба: и тот архиерей, который совершил хиротонию и тот, кто был рукоположен. И не только они да будут извержены, но и отлучены от Святого Причащения и от христианского общения, как Симон Волхв (см. Деяния Апостолов). «Это исходит от меня», — сказал Патриарх, — «Как от Апостола Петра»... Таким же образом и принятое серебро вместе с ними да будет предано заклятию, в наказание как восхотевшими купить Благодать Божию за деньги. А приходы и села, также и поселения, в которых находятся те приходы, которые были куплены рукоположенными священниками от архиереев, принявших флорины, как вступительную взятку, да будут именоваться как цена Крови, как это и есть по существу.

И как было сказано выше, они составили Томос с пояснениями из Апостольских правил и правил свт. Василия Великого, который затем был подписан сначала самим председательствующим архиереем, — Всесвятейшим и Вселенским Патриархом Иеремией, а затем и всеми вышеуказанными Преосвященными архиереями. В нем (Томосе) было постановлено, что если кто-либо из архиереев преступит эти вышеуказанные Божественные правила, то да будет низвержен. И действием Божественной

и соотечественника Симеона, затем — уже при предшественниках патриарха Иеремии —размер подношения был удвоен. Следует же заметить, что в эту эпоху исключительно обращались на Востоке немецкие флорины, каждый из которых соответствовал шестидесяти нынешним денежным единицам и они имели то же достоинство, что и ныне. (О достоинстве монет в истории Турции см. De Hammer (II, р. 475, VII, р. 410) и Leunclavius, Pandectes Historiae Turcicae).

благодати была низложена и искоренена симония, а также и входные взятки (за место и должность), которые также являются симонией и вкореняют еще более нечестивые обычаи.

После того как сей Христоподражательный Патриарх окончил это спасительное дело, то направил все свое рвение и любовь на исследование Божественных Писаний, и день и ночь он занимался неустанно богословием, философией и многими другими предметами, а также и церковными делами. И как Вселенский Патриарх, отец и учитель, он никогда не прекращал наставлять христиан и проповедовать Слово Божие всем благочестивым людям, чтобы это содействовало их спасению, по подобию как это делали мудрейшие Патриархи прежде.

В очень короткое время Патриарх Иеремия украсил весь храм, начиная от Святых Врат и до Притвора, старое в нем и прогнившее обновил, отреставрировал все изваянное из чистого золота, в том числе и двери Святого Алтаря, в том месте, где написана икона Божественного Благовещения Пресвятой Богородицы. С правой и с левой стороны, вверху и внизу иконостаса не только были обновлены все старые иконы, но и появились новые, большие и малые с прекраснейшими обрамлениями и канди-лами над ними. Также были богато украшены колонны храма, вся порфира и мрамор, все покрытие сверху и снизу стен; были повешены четыре новые прекрасные лампады, серебряные с позолотой: одна повешена над иконой Господа нашего Иисуса Христа, вторая — над иконой Пресвятой Богородицы, третья лампада, золотая, повешена сверху, там где находится Крест позолоченный и где распятие Самого Господа и Спасителя мира, в том месте, где Сам Христос, четвертая же повешена посреди храма, на клиросе. И настолько светло и торжественно Патриарх украсил храм Пребла-гословенной Богородицы, что исполнилось глядя на него святое изречение, гласящее: «Церковь есть небо пресветлое». И если бы хотелось дополнительно сказать об этой красоте, то можно было бы сравнить её со следующим прекрасным образом: ночь просвещается без зажженного света, так и этот храм светится, как пресветлое солнце, и освещается сверху и снизу, внутри и снаружи, в притворах и в пределах, весь светится от позолоты и от посеребрения, и от прочих пресветлых украшений.

Также в Иконостасе было поставлено множество украшений, так что сверху донизу он был подобен благоукрашенной земле обетованной. Затем, следующим делом Патриарх отреставрировал и украсил патриаршие Божественные покои; после этого было отреставрировано старое место прекраснейшего Патриаршего трона. И многое другое вместе с Патриаршими покоями он сделал и отреставрировал: большую трапезную, дополнительные покои и келлии вместе с новой кухней, колодец глубокий внизу, во дворе Патриархии. С западной стороны, были построены заново две большие палаты, прекраснейшие, с мансардами, имеющие внутри разделенные помещения, для отдыха многих архиереев, и других почетных лиц; и одно из этих помещений самое большое в резиденции. А также еще он построил подвал с конюшней для лошадей и обычный подвал.

В период патриаршества сего Патриарха Иеремии умер султан Селим, и царство принял его сын, султан Мурат. Как только узнали об этом подчиненные царя, его придворные, то сразу же послали апокрисариев с большими и дорогими дарами и поклонились ему, новому султану. Патриарх же, взяв определенное указом подношение, или же подарок, в две тысячи флоринов, пошел и также поклонился новому султану, и облобызал его руку, как был установлен обычай для патриархов, тем самым подтвердил у нового султан свой берат, который получил от покойного султана Селима. Новый султан утвердил старый и выдал Патриарху свой другой новый берат, которым подтверждал, что Патриарх по своей вере и власти поставляет и судит митрополитов, архиепископов, священников и всех людей Ромеев, а также управляет церквями и монастырями, как определено в этом берате, пасет и воспитывает верующих, под державой султана. Патриарх приняв царский берат, вновь восшел на свой патриарший трон, как господин и владыка вселенной (экумены), по своему положению судил и принимал решения, а также писал и посылал честные Патриаршие

послания, которые принимали и читали благочестивые православные христиане, имея их в помощь в своих духовных нуждах, и утверждаясь ими по всей вселенной (экумене). Также и другие подобные деяния творил Патриарх согласно со своим владычеством и властью, как и все его предшественники.

Свой Патриарший трон Патриарх Иеремия устроил большим и чудесным, отделанным тонкой искусной работой и многими чудными украшениями. Этот трон имел драгоценные украшения из прекрасной белой кости и других многоразличных искусных фигур, зеленых, черных многоразличных видов, местами они были украшены позолотой; а на том месте, где стоит Патриарх, выше Божественной и священной вершины трона, находилось изображение Господа нашего Иисуса Христа, Великого Архиерея, все полностью покрытое позолотой. Длина же трона была в целую пядь (3/4 фута). И какой человеческий ум возможет понять и охватить великолепное искусство и сам вид сего высочайшего Патриаршего трона? Когда же вы пожелаете взглянуть на него и созерцать его вид, то величие и пышность, которую он имеет от множества прекрасных украшений, которые его составляют, делают его настолько прекрасным и искусным, что поражают воображение. И этот трон таким и кажется, потому что имеет много прекрасных одеяний вышитых золотом и жемчугом, а вместе с ними и другими двенадцатью драгоценными камнями, такими как сердолик, топаз, смарагд, анфракс, сапфир, яспис, гиацинт, агат, аметист, золотые слитки, берилл, оникс и другие прочие драгоценные камни избранные и прекрасные. Сам общий вид Патриаршего трона прекраснейший и блистательный со всех сторон, как на него ни посмотреть. Этот божественный трон имеет с одной стороны большую святую икону с позолотой, на ней изображено снятие со Креста Господа нашего Иисуса Христа и погребение Его Всесвятого Тела; и там же над ней повешено серебряное кандило, которое светит и освящает все вокруг как звезда пресветлая13.

13 Этот трон был спасен в последовавшее позже ограбление имущества Патриарха при Местоблюстителе Феолипте и иеродиаконе Никифоре, бывшими после Патриарха Иеремии, и при переносе затем (в 1600 году) в район Диплофанарион нового храма и новой резиденции Патриарха, где он и сохраняется до сих пор, только во время сооружения этажа в 1680 году было обеднена его отделка Димитраском Кантакузином перед тем, как он был назначен правителем Молдавии, и как об этом свидетельствует и покрывающая его надпись; эта эпиграмма написана иамвическим стихом в шесть строк. Эту эпиграмму описывает К. Ем. Иоаннидис в «Греческом Константинопольском Филологическом Собрании сочинений». Он скопировал факсимиле и приводит его отдельных частей. И в этом исследовании вкрались важные ошибки, которые возникли при прочтении и объяснении этой эпиграммы: первая состоит в том, что в пятом стихе первые две начальные буквы облупились (были стерты), и в факсимиле они кажутся чистыми элементами, которые суть следующие: □ Н вторая ошибка состоит в том, что была прочитана написанная хронология следующим образом: (= 7085 от сотворения мира, т. е. 1577 по Р. Х.), но при этом ни одна из этих частей не была опознана, и еще нуждалась во многих исследованиях; К. Иоаннидис не опознал, что Z как и А были присущи логотипам Патриарха Иеремии и датируют год 1585 г. по Р. Х., а другие же части не просматриваются глазами в факсимиле ( об этом см. статью в журнале «Греческое Филологическое Собрание сочинений», выпуски 14-15, 1868 г. с. 82), но то что исследователи эпиграммы были сбиты и уклонились в сторону парадоксальными выводами является непростительным. Вот же что на самом деле содержится в тексте эпиграммы:

И если не исчезло удивление от семи чудес света Которые были в мире до чудесного этого трона,

То это неприлично, и подобает восхищаться тому патриаршествующему Благодать есть видеть самого Иеремию и — и — светящему более солнца, Анхиалосцу сему принесенное в дар.

Год 1685 индиктиона, марта месяца первого.

Точное объяснение этой эпиграммы было дано только К. Н. Саккопулосом, насколько он смог приблизиться к смыслу написанного (см. в статье там же). Он дополнил и расшифровал его

Патриарх Иеремия пошил также и священные облачения торжественные и украшенные драгоценными камнями, со множеством крестов, все как подобает по чину: фелони, подризники и стихари, орари; были приобретены и новые богослужебные сосуды серебряные прекрасные. Когда эти облачения одевают священники и диаконы и исходят из Алтаря, и стоят вокруг Архиерейского трона, наклонив свои головы и воспевая молитвы, то тогда они подобны божественным ангелам, которые предстоят Страшному Божиему Престолу на Небе, наклонив главы воспевают: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный» и так далее. Святая ревность и усердие вселенского Владыки, которые он проявлял в служении и украшении сего Божественного храма Преблагословенной, были подобны тому, как Соломон воздвиг и украсил храм на Святом Сионе, или как великий иустиниан император воздвиг и украсил храм Святой Софии. и как сказал Бог через Ангела Своего императору иустиниану, как следует построить и как следует украсить храм Святой Софии, таким же образом сказала и говорит Преблагословенная Богородица к одушевленной иконе Единородного Сына Своего, которой является сам Патриарх, истинный Христов архиерей, имеющий благодать от Бога, на котором было исполнено владычнее слово, реченное через пророка Исаию: «На кого воззрю? Только на кроткого и смиренного, трепещущего моих словес». Божественные учители вселенной, говорят, что земным небом является Церковь, и это небо пресветлое, поэтому и вселенский Патриарх, как и должно быть, воспоминал в своем сердце эти слова, имея Божественное просвещение, и свои деяния он всегда творил согласно с этим. Поэтому и храм Божий он соделывал все более и более прекрасным и славным, как все мы и слышали о нем — этом Божественном храме, великой церкви Преблагословенной Богородицы. На небе есть, как мы видим, солнце, луна, звезды и другие небесные тела. также и этот храм Преблагословенной Богородицы имеет по подобию солнечного света прекраснейший и блистательный украшенный золотом Иконостас, сверху с позолоченным Животворящим Крестом, на котором изображен Распятый Господь наш Иисус Христос и Спаситель всего человеческого рода, на нем же расположены иконы Двенадцати главных праздников, и внизу иконостаса икона Господа нашего Иисуса Христа, большая и великолепная, с правой стороны от нее икона Пресвятой и Преблагословенной Богородицы прекрасная и величественная, имеющая золотое обрамление. Амвон в храме — большой и искусно сделанный, с драгоценными украшениями, Царские врата полностью отделаны золотом, с прекрасной иконой Благовещения Пресвятой Богородицы; а вместо пресветлой луны и звезд в этом храме имеются посеребренные кандила и великолепие святых икон, и все благолепие храма, о котором мы сказали выше; потому что и внутри и снаружи он великолепен, светел и чуден от блакоукра-шения; вместо же Божественного Престола на небе, в этом храме был сооружен этот прекрасный Патриарший трон, о великолепии которого столько сказано; и как Бог восседает на Престоле на Небе, так в этом храме восседает Патриарх, являющий в себе икону Единого от Святой троицы Христа Бога нашего, сидящий на земном Патриаршем престоле. Поэтому же и называется этот храм Преблагословенной Богородицы

следующим образом: «И насколько чуден этот трон не хватает высказанных восхищений, как в старину восхищались семью чудесами света, однако находим его безобразным в сравнении с обильной благодатью патриаршествовавшего на нем Иеремии, на Востоке (Два отсутствовавшие начала строк были расшифрованы и дополнены, наводимыми на мысль, почерпнутые из сле

Турция Константинополь Патриарх Иеремия Второй Кантакузины Траносы. turkey constantinople patriarch jeremiah ii cantacuzene family tranos family.
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты