Спросить
Войти

ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЗОН Г. СЕВАСТОПОЛЯ

Автор: указан в статье

Физико-географические и социально-экономические аспекты формирования функциональных зон г. Севастополя

&Филиал МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Севастополе 2Морской гидрофизический институт НАН Украины, г. Севастополь e-mail: a_novik@bk.ru

Аннотация. В статье рассмотрены историко-географические предпосылки формирования современной структуры функциональных зон г. Севастополя. Главным объектом изучения стали генеральные планы реконструкции и развития города, а также многочисленные планы застройки городской территории.

Современный город - это сложный комплекс территорий, занятых производственными предприятиями, жилыми комплексами, общественными центрами, местами отдыха на открытом воздухе, транспортными и инженерными коммуникациями. Основные функции города стабильно материализуются на его территории и впоследствии их не так просто изменить. Поэтому одним из важнейших градостроительных факторов, создающих условия для нормального функционирования города и его отдельных частей, является функциональное зонирование - разделение территории города на части различного назначения по признаку ведущей функции [5].

Идея функционального зонирования в градостроительстве не нова. Она возникла в начале XX века как рационалистическая реакция против хаотического смешения на территории города жилищ, фабрик, заводов, складов, подъездных путей. К середине XX века эта идея оформилась как ведущая градостроительная концепция, принципы функционального зонирования вошли в обоснование градостроительных планов и проектов, были закреплены в нормативных документах. В частности, в градостроительных разделах СНиПов в России в 60-80-е гг. функциональное зонирование территорий определено как основа этих документов, что в значительной степени обусловило направленность отечественного градостроительства.

Основным документом, регламентирующим функциональное зонирование города, является генеральный план. За всю историю Севастополя было составлено 9 генпланов, однако первый план с выделенными на нем функциональными зонами появился только в 30-х г. ХХ века. До этого архитектурно-планировочная схема города была предельно проста - весь город можно было поделить на селитебную, промышленную (портовую), сельскохозяйственную зоны и спецтерритории (объекты военного назначения).

Решающим фактором в определении границ функциональных зон при закладке новых поселений является рельеф местности. Не стал исключением и Севастополь. Первая попытка составить схему централизованной застройки города с учетом его военной специфики была предпринята в 1787 г. по приказу графа Потемкина. Именно она определила будущий вид города и стала основой дальнейшего развития. Не смотря на отсутствие детального плана закладки, общая схема застройки прослеживалась очень четко: промышленная зона (Адмиралтейство) располагалась вдоль берегов самой большой и глубокой бухты Южная, защищенной практически от любых штормов, на запад от нее, на Центральном холме - селитебная зона, на Корабельной стороне - земли специального назначения. На периферии селитебной зоны располагались промышленные и общественные сооружения, своим назначением давшие начало многим топонимам современного Севастополя. Своеобразие рельефа затрудняло освоение пригородной территории - развитая овражно-балочная сеть, крутые склоны, заболоченные низменные участки балок вынуждали вести строительство только на водоразделах. Транспортная сеть также была весьма примитивна - фактически в городе была только одна улица - Балаклавская дорога, ставшая ядром формирования городской территории. Чуть позже был построен Центральный спуск, связавший Южную и Корабельную стороны города, но почти отвесные склоны, в которых он был вырублен, так и не были застроены.

К началу 19 века население города увеличилось до 20 тысяч человек. В это время активно застраивается Центральный холм, склоны Артиллерийской бухты, появляется торговый порт. Однако из двадцатитысячного населения только 145 человек числятся штатскими. В 1803-м году разрабатывается еще один план застройки Севастополя, его разработчиком был командующий Черноморским флотом И.И. де Траверсе [3]. Проект предусматривал четкое функциональное деление города на две части: всё относящееся к нуждам флота, ремонту и строительству кораблей, расквартированию экипажей и так далее переносилось на Корабельную сторону, а Южная отводилась под селитебную зону. С точки зрения современного градостроительного проектирования,

УДК 913.1/913.8

Новиков А. А1, Новикова А. М2

это был весьма разумный ход, однако из-за отсутствия средств он так и не был осуществлен, хотя идеи де Траверсе повлияли на последующую застройку Корабельной стороны, превратившуюся впоследствии в конгломерат крупнейших промышленных предприятий города и военных баз Черноморского флота.

В 1806 году появляется первая для территории г. Севастополя карта землепользования, которую можно считать предшественницей первых карт функционального зонирования города. Это был план города Севастополя с казенной землей, разновладельческими дачами и спорными отводами. Составлен он был на территорию, располагающуюся теперь в пределах современной городской черты. Большую часть занимали казенные земли (сейчас - Ленинский и Нахимовский районы), на западе Гераклейского полуострова (сейчас - Гагаринский район) и на Северной стороне города расположились разновладельческие дачи.

Если вернуться на несколько веков назад, к временам процветания Херсонеса, то можно увидеть, что деление херсонеситами Гераклейского полуострова на функциональные зоны было проведено задолго до присоединения Крыма к России. В частности, греками четко разделялась городская территория, обнесённая оборонительной стеной и хозяйственная зона, отведенная под личные наделы граждан Херсонеса (так называемая «Хора» - земли сельскохозяйственного назначения). Занимала она всю западную часть Гераклейского полуострова вплоть до Сарандинакиной балки и оказала значительно влияние на формирование пригорода современного Севастополя, т.к. именно на ее территории расположились нынешние садовые товарищества и некоторые виноградники [6]. Это значит, что формирование функциональных зон города Севастополя восходит ещё к началу нашей эры.

В 20-30 гг. XIX века рост города происходит за счет расширения селитебных зон - вокруг центральной части Севастополя возникают многочисленные слободки. При этом начинают сказываться недостатки нерегулярной планировочной структуры города, подчиненной естественному рельефу местности: удаленность друг от друга отдельных районов города, неравномерная плотность застройки, сложная организация дорожной сети и т.д. С назначением на должность начальника штаба Черноморского флота М.П. Лазарева начинается радикальная перестройка города, в том числе пересмотру подвергается и планировочная структура.

В начале XIX века составлен план земель в окрестностях Севастополя с описанием экспликации земель, где впервые было описано их функциональное назначение и выделено 6 типов зон: земли порта, земли сельскохозяйственного назначения, зоны водозаборов и водопроводов, хутора, разновладельческие дачи и усадьбы.

В 1840 г. Правительством был разработан и утвержден первый генеральный план города, согласно которому транспортный каркас представляет собой классическую схему радиально-кольцевой планировки с фокусом на Театральной площади (сейчас - пл. Ушакова). Данная схема настолько удачно вписалась в окружающий ландшафт, что неоднократно восстанавливалась при возрождении города после войн. Новый генеральный план города предусматривал освоение новых территорий, строительство объектов общественного и военного назначения, но его утверждение затянулось до 1856 года, когда он уже безнадежно устарел [3].

К 1854 г. Севастополь представлял собой город с упорядоченной, хотя и несколько растянутой структурой смешанного регулярно-кольцевого типа. «Чистая» регулярная схема размещения отмечалась только в районе Корабельной стороне - на относительно равнинном участке между Южной бухтой и Ушаковой балкой. Кроме того, впервые в функциональной структуре г. Севастополя появились территории рекреационного назначения - Малый и Большой бульвары (ныне Матросский и Исторический соответственно), парк в Ушаковой балке.

В целом же планировочная структура самого города на раннем этапе развития представляла собой нагромождение территорий с разными функциональными зонами, город был поделен Южной бухтой на 2 части, сообщение между которыми было затруднено из-за обрывистых склонов Сарандинакиной и Лабораторной балок. Запланированные еще в генеральном плане 1840 года оборонительные сооружения (территории спецназначения) были построены уже в начале Крымской войны, однако во все последующие генпланы они были включены как территории историко-культурного и рекреационного назначения.

К концу Крымской войны Севастополь представлял собой руины. Согласно Парижскому мирному договору, России запрещалось иметь военный флот на Черном море, и город лишился своей основной градообразующей функции. Во второй половине XIX века город практически не развивался, что подтверждается картами того периода. Планировочная структура осталась прежней - к 1885 году транспортная сеть дополнилась только одной магистралью - «Новым спуском», которая вела к железнодорожному вокзалу, построенному десятилетием ранее. Именно строительство железной дороги в 1875 г., а так же появившийся после упразднения военного порта торговый морской порт, определили специфику развития города на ближайшие 30 лет.

В 1874 году составлен план пригородной зоны города - «План дачи города Севастополя и порта онаго». Основную часть территории на то время занимали Черноморское портовое и другие ведомства, земли Инкерманской киновии, Балаклавского Георгиевского монастыря. Площадь земель городской застройки числилась в размере 15 000 га [7].

В 80-е годы началось интенсивное восстановление Севастополя, однако сложный рельеф и отсутствие нового генерального плана обуславливали хаотическую застройку центральной селитебной зоны, рост жилых районов на периферии (Артиллерийская бухта, Корабельная сторона, Лабораторная балка). При этом в центре селитебных зон появлялись промышленные предприятия, разрушалась целостная структура функционального зонирования. На окраинах города располагаются многочисленные хутора, занимающие большие малозастроенные территории [1]. В 1890 году Севастополю вернули статус основной военно-морской базы Черноморского флота и торговый порт был перенесен в Феодосию.

К началу XX века было выполнено большое количество планов города с отображением его центральной части. Все эти планы не предусматривали в себе термина «функциональное зонирование» как такового, но именно они определили формирование современного облика города.

В 1910 году был разработан новый генеральный план города (авторы А.М. Вейзен, Г.Н. Долин), на котором были обозначены участки военного, морского ведомств и собственно города. Деление территории на селитебную и промышленную ещё не проводилось. Город расширялся за счёт небольших одноэтажных домов («слободская» застройка), представленная в наши дни частным сектором Корабельной стороны, Сарандинакиной, Карантинной и Загородной балок, Зелёной горки и Северной стороны. Начинают проявляться черты полицентричности - Корабельная сторона обособляется от центральной части города. Значительные территории, занятые промышленными предприятиями, расположились на окраинах города. Генплан в целом верно наметил направление территориального развития Севастополя, которое было осуществлено уже в советское время.

В 20-е - 40-е гг. XX века согласно картам того периода можно проследить увеличение площади зеленых насаждений (зоны лесного хозяйства), а также селитебной зоны (Северная сторона, Карантинная бухта и гора Матюшенко). Производится реконструкция жилищного фонда на качественно новой основе: архитекторы от поусадебной застройки переходят к строительству кварталов. Создается Балаклавское рудоуправление для разработки флюсовых известняков - одно из крупнейших промышленных предприятий в пригороде Севастополя, до сих пор оказывающее влияние на экономику и функциональное зонирование города. Разработан перспективный план развития Севастополя и его с/х зоны, составлен кадастр лесных массивов.

За всё время существования Советского союза было разработано 5 генпланов: в 1933-1936 гг., 1946 г., 1949 г., 1963-1965 гг. и 1979-1983 гг. Реализации первого проекта реконструкции Севастополя и его сельскохозяйственной зоны помешала Великая Отечественная война. Согласно ему, планировалось разместить торговый порт в центре города - Артиллерийской бухте, а также подвести к нему железнодорожный тоннель под Историческим бульваром. Было решено развивать город вдоль моря в западном направлении, в сторону Херсонеса, а Корабельная сторона должна была представлять единый плотный массив из многоэтажных жилых и общественных зданий, что и было осуществлено после войны. Северная сторона отводилась под санатории, пляжи, дома отдыха [3]. Планировалось расширить рекреационную зону города: создать три больших парка - на Историческом бульваре, в Ушаковой балке и на берегу моря между Артиллерийской и Карантинной бухтами. Из них реализован был один - на Историческом бульваре, а идея зелёного берега между бухтами была внесена в генплан 1975 года.

В генплане 1933-1936 гг. впервые прозвучала идея функционального деления города по территориальному признаку. Инкерман и Балаклава - промышленная зона, Южная и Корабельная сторона - жилая, Северная сторона - зона отдыха. Единственным недостатком с точки зрения транспортной взаимной доступности этих зон стала их удаленность друг от друга, однако, с экологической точки зрения, такое их местоположение сводит к минимуму взаимное влияние зон. Предполагалось связать Инкерман с Корабельной и Южной стороной трамваем, в то время как из Балаклавы уже был проложен трамвайный путь в центр города.

Это был первый генеральный план развития Севастополя в современном понимании, то есть не просто план перспективного строительства, а обширный проект с прогнозами развития города на ближайшие 20 лет, до 1956 года, с выводами и предложениями, основанными на расчётах: потребность в трудовых ресурсах, рост населения и т.д.

После Великой Отечественной войны изменились исторические и экономические условия, потребовавшие нового генерального плана уже не реконструкции, а восстановления Севастополя.

Новый генплан послевоенного Севастополя, начал разрабатываться еще тогда, когда город был оккупирован. Разработкой документации в 1943-1945 гг. занималась группа московских архитекторов под руководством Г.В. Бархина. Согласно этому генеральному плану планировалось возводить город с нуля, на не застроенной ранее территории, центральную же часть города, разрушенную во время войны, решено было оставить в исходном виде, в качестве огромного мемориала. Намечалось возвести огромные постройки, поставить гигантские статуи, через бухты перекинуть мосты - все это требовало огромных промышленных и трудовых ресурсов, которые в сороковых годах были в дефиците, поэтому генплан решено было доработать и в 1949г. был одобрен новый генплан. Его разработка проходила непосредственно в Севастополе, так как было признано, что без постоянного прямого контакта со строительными организациями, городским и флотским руководством качественное исполнение архитектурных замыслов невозможно [2].

В процессе предварительных проектных разработок выяснилось, что сотни зданий, несмотря на значительные повреждения, представляют большую историческую, материальную и архитектурную ценность. Частично сохранились подземные инженерные сети и сооружения - магистральные водопроводы и система канализационных коллекторов, проложенных из-за сложного рельефа глубоко под землей [1]. Ввиду этих факторов было решено, не копируя ранее существовавшего города, сохранить и усовершенствовать в генплане существовавшие градостроительные традиции.

Правительством страны была поставлена задача - не просто восстановить Севастополь, каким он был до войны, с населением в 112 тыс. чел., но создать морскую столицу, промышленный центр, новый процветающий большой город, по всем параметрам превосходящий довоенный уровень, отвечающий требованиям современной военно-морской базы. Эта задача была успешна реализована. Согласно новому проекту, территория города значительно расширилась с довоенных 2 894 га до 4 473 га, с расчётным населением в 200 тыс. жителей к 1970 г. [2].

Генеральный план 1949 года исходил из основной структуры территории города и разрабатывался с тщательным учётом природных условий: характера рельефа, системы холмов, многочисленных бухт, чередования глубоких балок с крутыми склонами и водоразделов, наличия удобных территорий. Проектом предполагалось организовать радиально-кольцевую схему планировки, включающую в себя центральную часть города и Корабельную сторону. При этом уличная сеть учитывала сохранившуюся опорную застройку, но получала заметное укрупнение по сравнению со старым городом; центральные магистрали как правило были приурочены водоразделам, вокруг них, на плосковершинном рельефе организовывалась основная многоэтажная застройка, крутые склоны были отданы под одноэтажную частную застройку, а в днищах балок размещались объекты промышленного назначения. В период реализации генерального плана 1949 г. было завершено восстановление города, центральное кольцо Севастополя приобрело свой современный облик.

Территориальное расширение города планировалось незначительное, в основном в юго-западном направлении вдоль моря и бухт. Учитывая наличие старых и создание новых промышленных предприятий, селитебная зона планировалась также в районе Куликова поля, на Корабельной стороне за Малаховым курганом, на Северной стороне, в районах Балаклавы и Инкермана. Весь город был разделен на 13 жилых районов по принципу тяготения к промышленным предприятиям. Уже тогда было определено место будущих промышленных и складских зон, главной из которых стала зона, расположенная между Балаклавским шоссе и Карантинной балкой.

Производилось преобразование рельефа города для улучшения планировочной структуры. Глубокий и протяженный Одесский овраг, разделявший восточную и западную часть центра, был засыпан строительным мусором от разбираемых руин и грунтом из котлованов, вырытых под новые сооружения. На месте бывшего оврага создана рекреационная зона, доходящая до Артиллерийской бухты. Также к 1954 году увеличилась зона зелёных насаждений: значительно расширен Приморский бульвар, созданы Пионерский парк, скверы Ленинского комсомола, Пушкинский, Ушакова, Лазарева. На территориях, где проходили рубежи обороны Севастополя, заложены лесные и лесопарковые массивы.

План 1949 г. разрабатывался с перспективой до 1970 г. Но реальные темпы развития городской инфраструктуры и быстрый рост населения, не предусмотренный архитекторами, а также отмена «закрытого» статуса города в послевоенные годы вызвали необходимость создания нового плана, разработка которого велась в 1963-1965 гг. Это был полноценный проект, рассчитанный на планомерное долгосрочное развитие города. Чуть позже была произведена корректура генерального плана и разработан проект пригородной зоны на период до 1980 г. с расчётной численностью населения в черте города 317 тыс. человек. На его основе с 1979 по 1983 г. был разработан предпоследний генеральный план развития города до 2000 г. Разработка генплана 1965 года также связана с намечавшимся строительством в городе крупных промпредприятий точного приборостроения, радиотехники, радиоэлектроники, рыбопереработки и рыбного порта.

В основу планировки города было положено деление территории на 11 самостоятельных функциональных зон - планировочных районов, включающих жилые районы, места приложения труда, зоны отдыха. При этом заложена идея активного выхода города к морю: зоны отдыха размещались на побережье, к ним примыкали жилые районы, а предприятия и склады концентрировались на специально выделенных участках. Данный генплан оказал наиболее существенное влияние на развитие города. Происходит значительное расширение селитебной зоны города в районе Камышовой и Стрелецкой бухт, проспекта Гагарина, улицы Горпищенко, проспекта Победы, Куликова поля. Получила значительное развитие транспортно-инженерная инфраструктура в связи со строительством новых микрорайонов и рыбного порта.

Предпоследний генплан предусматривал рост Севастополя как крупного промышленного, культурного и научного центра, города военной и трудовой славы. Намечалось всестороннее развитие Севастополя, качественное совершенствование строительства в архитектурном, инженерном, экономическом и социальном аспектах. Впервые была применена концепция ландшафтных коридоров, увязывающая в единую функциональную систему разные планировочные схемы селитебной и промышленной зон и территории зеленых насаждений.

Указанный период стал наиболее насыщенным и противоречивым в истории города, т.к. в 1984 г. Севастополь вновь закрыли для въезда. При этом расширялась селитебная зона на свободных территориях вокруг Камышовой и Стрелецкой бухт, в Доковой балке (пр. Победы - ул. Горпищенко), на Северной стороне, Куликовом поле, в Инкермане и Балаклаве. Центральные районы одноэтажной усадебной застройки заменялись многоэтажной. Продолжался непрерывный рост населения, развивалась промышленность. Ведущими отраслями промышленности для Севастополя остались судоремонтная, судостроительная, приборостроительная и радиотехническая, обеспечение базы флота, одновременно активно развивались рыболовецкие, рыбообрабатывающие предприятия, виноградарство. Однако фактически весь народнохозяйственный комплекс города был ориентирован на обслуживание военно-морской базы, которая с одной стороны ограничивала развитие сферы туризма и морской торговли, а с другой была главным смыслом существования города, где большинство предприятий обеспечивали жизнедеятельность военно-морских судов, а зона спецтерриторий военного назначения тесно переплеталась с гражданской сферой.

В 1991 г. Севастополь вошёл в состав Украины, но только в 1995 г. был открыт для свободного въезда граждан страны и иностранцев; в 1996 г. в Конституции закреплён его специальный статус как города государственного подчинения.

Значительные социальные изменения, которые произошли в обществе за период реализации генплана вызвали существенные изменения в подходе к функционально-планировочному зонированию территории г. Севастополя.

В 90-е гг. объём усадебного строительства значительно превысил намеченные показатели, вокруг города сформировались районы усадебного жилья, дачной застройки: район Фиолентовского шоссе, ст. Севастополь-2, 5-й и 7-й км Балаклавского шоссе, ул. Строительная в Балаклаве, р-н Мекензиевых гор.

За период реализации генплана 1983 года произошел рост площади зелёных насаждений в границе зоны городской застройки преимущественно за счет роста насаждений на территории жилой застройки и лесопосадок.

Остались не выполненными и перенесены в новый генплан проект создания Центрального парка в приморской зоне между Карантинной и Артиллерийской бухтами, проект биологической рекультивации нарушенных земель в отработанных карьерах Балаклавского рудоуправления. Были реализованы функциональные зоны отдыха в парке Победы и в районе пляжа Учкуевка, тогда как только остались в плане пляжи на восточном берегу Карантинной бухты и в районе парка Рыбаков.

Общая идея взаимопроникновения внешнего зелёного пояса и городских зелёных насаждений решена частично по периферии городской застройки. Однако ландшафтные коридоры, намеченные в балках, ведущих к морским бухтам, частично заняты дачами и усадебной жилой застройкой.

Предложения генплана 1983 г., предусматривающие строительство и реконструкцию крайне необходимых для города объектов транспортной инфраструктуры, также реализованы частично. Наиболее амбициозные проекты, такие как строительство подводного тоннеля в западной части Севастопольской бухты и моста через бухту в восточной части, создание второго пассажирского вокзала в средней части Карантинной балки, расширение причальных стенок рыбного и торгового портов так и остались только на бумаге. Из-за нарушений в реализации генплана уже невозможно построить основную радиальную магистраль вдоль Карантинной балки и обширные элементы широтных магистралей, связывающих основные районы города напрямую.

В связи с завершением расчётного срока действовавшего генплана, изменившейся социально-политической ситуацией, и значительным сокращением зоны спецтерриторий военного назначения (появляются свободные территории для перспективного развития на них рекреационной и селитебной зон) в 2000-2001 гг. разработана «Концепция развития города Севастополя», на основе которой в 2004-2006 гг. разработан и утверждён последний действующий генеральный план.

Наиболее сильные преобразования планировочной структуры произошли не после полного разрушения Севастополя во время первой и второй оборон, а гораздо позже - в конце XX - начале XXI века, когда город перестал выполнять свою основную, исторически сложившуюся функцию -места базирования Черноморского флота.

Главная отличительная особенность нового генплана состоит в том, что впервые проектом рассматривается весь город с пригородами как зона экологической охраны, а также предполагается включение его в сферу международной рекреационной и туристической деятельности. Генпланом предусмотрено формирование комплексной зелёной зоны с увеличением в селитебной зоне насаждений общего пользования. Предусмотрено также озеленение всех городских балок, ведущих от периферии города к приморской зоне, как зелёных и аэрационных коридоров. Однако в первом десятилетии XXI века наблюдается обратная тенденция - резкое сокращение площадей зелёных насаждений общего пользования по причинам уплотнения существующей застройки, самовольной вырубки насаждений.

Согласно генплану планируется реконструкция центрального исторического ядра, компактное территориальное развитие города с использованием всех внутренних ресурсов, а также увеличение селитебной зоны на 20% в сторону Любимовки, Инкермана, Фиолента, расширение зон общественной и коммунальной застройки. При этом структура жилищного строительства изменяется в сторону

понижения этажности. На перспективу рассматривается четыре варианта территориального развития по т.н. приморским рекреационным функционально-планировочным районам: Северному, Фиолентовскому, Балаклавскому, Южному. Предпочтительным выбрано направление в сторону Любимовки, юБк и Инкермана. В генплане рассматривается реструктуризация производственного комплекса с выносом промышленных предприятий за пределы селитебной зоны.

Развитие транспортной сети должно происходить как на участках уже имеющейся старой дорожной сети, так и за счёт строительства новых железнодорожных и автовокзалов (в районе 7-го км Балаклавского шоссе), модернизации аэропорта «Бельбек». Сельскохозяйственная и горно-лесная ландшафтно-рекреационная зоны должны развиваться на базе существующих границ между сельскими и лесными хозяйствами.

Градостроительная освоенность территории, при которой только 12% составляют урбанизированные территории, относительно благоприятная экологическая среда, микроклиматические условия, богатое историческое наследие и другие факторы позволяют рассматривать в генеральном плане Севастополь как приморский город-экополис [4].

Учитывая все вышенаписанное, можно выделить следующие факторы, определившие формирование функциональных зон Севастополя:

- специфические инженерно-строительные условия, вызванные сильно расчлененным рельефом со сложной геолого-геоморфологической структурой

- градообразующая роль военно-морского флота, отражённая во всех генеральных планах развития Севастополя до начала XXI в.

- мозаичная (хуторная) система застройки территории - система глубоких балок, радиально расходящихся от побережья города создает относительно изолированные территории, застраиваемые в пределах одного элемента рельефа (балка или водораздел);

- полицентричность - растянутость города вдоль побережья, наличие нескольких глубоких и протяженных бухт привели к формированию нескольких социально-административных и культурных центров тяготения города;

- специфическая административная структура: 4 административных района неоднородны по составу; два из них включают только городские кварталы, а двум другим подчинены также 1 город (Инкерман), 28 сёл, 1 посёлок и более 30 поселений без статуса населённого пункта (аграрного типа или спецпоселений).

Литература

1. Артюхов В.М., Лицом к морю / [Сост. Кузьмина В.Г.], В.М. Артюхов, А.И.Баглей // Возрождение Севастополя: Сб. — Симферополь, 1982. — С.41-56.
2. Богаткевич Т. А. Генеральные планы развития Севастополя в 1946 - 1980-х гг. / Т.А Богаткевич // Власть. -2009. - №4. - С. 120-122.
3. Веникеев Е.В. Архитектура Севастополя: Путеводитель. / Е.В. Веникеев - Симферополь: Таврия, 1383. - 208 с.
4. Клюшниченко Е.Е. Формирование экополиса на примере Севастопольского региона / Е.Е Клюшниченко / Коммунальное хозяйство городов: Науч.- техн. сб.- 2010.- № 66.- С. 15 -23.
5. Предохина О.А., Лучкова В.И. Планировочные пробелы в городской среде // Новые идеи нового века / Предохина О. А - 2010 : материалы Десятой международной научной конференции ИАС ТОГУ/Тихоокеанский государственный университет. - Хабаровск : изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2010. - Т. 1. - С. 135-137.
6. Подбельцева Е. В. Картографирование природопользования Большого Севастополя в системе экологического мониторинга / Е. В. Подбельцева, А. М. Новикова / Системы контроля окружающей среды : сб. науч. тр. - 2010. - Вып. 14. - С. 138-145.
7. Севастополь на картах: Альбом картографических материалов / [Автор проекта Прокопенко В.Н.]. -Симферополь: изд-во ООО « Фирма «Салта» ЛТД», 2009. - 304 с.

Анотаця. А. А. Нов/&ков, А. М. Новкова. Ф/&зико-географ/&чн/& та соц/&ально-економ/&чн/& аспекти формування функцональних зон м. Севастополя. У статт/& розглядаються iсторико-географ/&чнi передумови формування сучасно¡& структури функцональних зон м. Севастополя. Головним об&ектом вивчення стали генеральн1 плани реконструкцГ та розвитку м1ста, а також численнi плани забудови мюько&1 територи Ключовi слова: функцональне зонування, генеральний план, планувальна структура, територ1альний розвиток, м/&стобуд/&вн/& концепцП, екопол/&с.

Abstract. A. A. Novikov, A. M. Novikova. Physico-geographic and Socio-economic Aspects of Sevastopol&s Functional Zones Forming. Historical and geographic aspects of Sevastopol&s functional zones forming have been considered. City master plans of reconstruction and development as well as numerous urban area development plans became main object of the study.

Поступила в редакцию 06.02.2014 г.

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ functional zoning ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН ГЕНЕРАЛЬНИЙ ПЛАН city master plan ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА town planning pattern ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ territorial evolution ТЕРИТОРіАЛЬНИЙ РОЗВИТОК
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты