Спросить
Войти

Институт великого княжения и эволюция междукняжеских отношений (XII-XIV вв. )

Автор: указан в статье

шей примерно 150 лет, не появилось компромисса, позволявшего сосуществовать Т[ и Тг.

3. Вопрос о наследии превратился из родового в династическое дело. Даниловичи окончательно закрепили за своей ветвью право на великое княжен&ие.
4. Теперь великий князь мог назначить себе преемника и быть уверенным, что никто не посягнет на право наследника занимать стол.
5. Победа укрепила положение великого князя. Были ликвидированы все уделы (за исключением полозины одного, ранее существовавшего). Поднялся авторитет семьи великого князя.
6. После ликвидации соперников и завистников можно было вести целенаправленное воспитамие будущего правителя, государя всея Руси, продолжателя дела отца. До времени, пока нельзя было точно знать, кому достанется стол, «селекционная работа» была невозможна Главное препятствие было устранено. Еще до рож-тения было известно, если появится мальчик, то он будет великим князем. Его можно с пеленок «подвергнуть» соответствующей «идеологической обработке» Этот момент является немаловажным в будущем становлении самодержавия
7. Произошло слияние прав князя, как вотчинника и верховного правителя государства, путем узурпации. Великое княжение окончательно становится вотчиной

Котышев Д. М.

ИНСТИТУТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕНИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ МЕЖДУКНЯЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ (XII—XIV вв.)

Вопрос о взаимоотношениях в среде княжеской корпорации как специфической социальной группы русского средневекового общества отнюдь не нов. Проблема организации власти и властвования в этой среде имеет довольно обширную историографическую традициюНо несмотря на это обстоятельство мы считаем, что властные структуры (форма организации власти) определяют характер всего социального организма в целом. Следовательно, изменение форм организации власти в указанный период позволяет нам вплотную подойти к изучению трансформации всей системы общественных отношений русского общества в XII—XIV вв. Имеино в этом

времени кроются, по нашему мнению, причины явления, которое со^ временные исследователи определяют как деспотическое самодержавие2 Одна из сторон изучения этой проблемы — эволюция межаукня-жеских отношений, рассмотрение которой и будет нашей задачей. Анализ междукняжеских отношений в совокупности с изменением роли и значения такого института, как великое княжение, позволит уловить момент, знаменующий переход от отношений вассалитета к отношениям подданства, к тем отношениям, которые легли в основу будущего российского деспотизма.

Сразу определимся с понятиями. Под вассалитетом мы подразумева1 Соловьев С М История отношений между князьями Рюр ¡ковл да ма —М, 1897, Пресняков А Е Княжое право в древней Руси —СПб, 1910, Толочко А П Княчь в древней Руси власть, собственность, идео логжя —Киев, 1996

1 Кобрин В Б, Юргакав А Л Ста ювлемие деспотического самодсржадаия в средневековой Руюи//История СССР —1991 — .V» 4

ем отношения господства и подчинения, имеющие договорной характер Вассальная служба означает принятие определенных взаимных обязательств и не ущемляет личную свободу вассала — из этой службы он может в любой момент выйти3 Напротив, подданство или министе-риалитет есть служба недоговорно-то характера, она определяется полной и безусловной зависимостью слуги от своего хозяина Подобная категория людей (минестериалов) существовала в европейских странах, например б Германии XII в , знала их и русская жизнь — это так называемые «митостники», люди княжого двора 1

Говоря о между княжеских отношениях и характере властных структур раннесредневековой Руси, нельзя сопаситься с тем мнением что мы являемся свидетелями ста новления раннефеодальной монархии5 Сам характер взаимоотношений в среде старших Рюриковичей заставляет нас прийти к выводу о том, что мы имеем дело со случаем нераздельного управления всем княжеским родом, подвластной ему определенной территориально политической единицей Этот способ организации власти, называемый в современной исторической литературе «родовым сюзеренитетом» не есть уникальное явление русской истории он обнаруживает все черты несомненного сходства с теми формами организации власти, которые имени место в раннесредневековых обществах Западной Европы6

Именно из недр «родового сюзе ренитста» вырастает в дальнейшем, в ходе развития и упрочнения фео дальных отношений, потноценный сюзеренитет-вассалитет Будучи генетически связанными со своими предшественниками, новые формы организации власти продотжают об лекать себя в старую терминологию наполняя ее новым содержанием На это обратил внимание во второй поювине прошлого века Я Ф Го ляшкик одним из первых предпринявший лучение терминологии междукняжеских отношений «Вый дя из ячейки нехитрого семейного строя, — отмечал он, — между кня жеские отношения еще в Киеве ста ли заметно и быстро менять свою физиономию впитывая в себя новые идеи и постепенно прнобре тать политический характер»7 На родовое право, изначально тежав-шее в основе междукняжеских отношений, следы которого еще долго присутствуют в уже достаточно развитых сюзеренно вассачьных отно3 Колесницкий Н Ф Феодпьчое госу чарсяво —М 1968

4 Колесницкий Н Ф К цадрос\ о &ерманишм миьистеридлитете М— \Н го//Среднее веча — М 196(1 — Т 20 —С Э8 Полное собрание р\с ■смих летописей (далее - ПСРЛ ) — М 1962—Т i — СТБ 587 Фроя нов И Я Киевская Р\сь очерки социалнио-лолеттнческой истории —Л 1980 —С 97—98 Горски*! 4 \ Г «тема государственной экспл\атации и социальный состав господствмоще1"« класса Киевской Р\ч:и//Чтения памяти Л В Ч&-репнина — М 168° — С 1U Горский А А Древнерпсс тя др\шичт - М 1989 — С
5 По<рсв-чш М П О ien &-тории pvcci он к\льт\оы — VI П 1925 — Ч 1-С 179 Греко > Б I К (е^окгя Pvcb - М 1963 — С 293 Рыбаков Б А Киевская Pvcb п рчекие княжества \П—XIII вв —М 19812 — С 29 Юшков С В О&поств ю политический строй и право Ки евского государства —МЛ 1949 —С 233
6 Пресняков А Е У к соч — С Н2 Пазаренко 4 В Родовой сюзе ренитет Рюриковичей над Р\сыо X—XI вв//Древнейшне государства на территории СССР (далее —ДГ) 1985 —М 1986 — С 150—15!
7 Голяшкин Я А Очерк личных отношений между князьями Киевской Руои в половине XII в (ib связи с воззрениями родовой теории) — VI, 1898 — Т 2 — С 281

опениях, указывал в свое время В Л Комарович8

Меняется в первую очередь само понятие старейшинства Если в рамках действия «родового сюзеренитета» понятия генеа логического н политического старейшинства спиты воедино, то в дальнейшем, с вытеснением потестарньтх отношений отношениями политическими, они становятся раздедьными понятиями На омену родовому старейшинству, основанному на «ояде Ярослава», приходит политическое старейшинство или стаоейшичство-поинпипат, провозглашенное на Любечском съезде9 С этого момента можтга считать, что начинается" этап формирования в среде Рюриковичей вассальной иерархии, уже не совпадающей- с иерархией генеалогической Великое княжение, прежде отождествлявшееся с положением стаоейнтего в роде перестает этому соответствовать С середины Х1Т в во главе великого княжения Киевского все чаще стоят князья, котооые занимают его не в силу подового стапейшинства. а в силу их определения таковыми другими князьями 10

Формирующаяся в княжеской среде иеоархия превращает великого князя в первого спеди равных, но отшсм не в единого носителя власти Показательно в этом отношении то что летописцы все факты княжеского единовластия отмечают как экстраординарное явление, а не

как существующ\ю форму политического порядка11 Отношения господства и подчинения в княжеской среде по всей видимости оформлялись в виде договоров-«рядов» о сюзеренитете вассалитете И хотя до нас не дошли грамоты, фиксирующие междукняжеские отношения более раннего, чем XIV в времени, тем не менее мы располагаем информацией, дающей основание предположить, что практика правления договорных грамот в своих временных рамках XIV в не ограничивается 12 Летописи, описывая обстановку XII в , неоднократно упоминают о так называемых «хре-стных» грамотах, которыми эакреп-лялись междункяжеские соглашения13 На основе анализа летописных текстов нам представляется возможным в самых общих чертах восстановить их примерное содержание, а вместе с тем и выяснить условия и принципы сюзеренно-вас-сальных отношений, предшествующих XIV в

Договоры по всей видимости были двусторонние, составлялись как от лица сюзерена, так и вассала. Общее содержание формуляра передает летописная запись под 1154 г, говоря о восшествии па киевский престол после смерти Изяслава Мстиславовича его брата Ростислава Согласно требованиям призвавших его киевлян, Ростислав Мстиславович должен был заключить договор о строительстве со сво8 Kovapooim В Л К>льт чемлп и репа в княжрскг "> среде XI—XIII вв //Тр\ отдала дргг icip\ccko°i Л1&терчт\р && —М Т ,г>р0—Т 16

9 Повесть временных лет —МЛ 195&0 —Ч 1 ( илее — ПВЛ) — С Ii08, 170—171, Толочко А П Стплкт\аа княжес ой влясти в Юж"юп Р\си в IX-XIII вв Автареф -чс ка.гд ист iW4 — Kwei3 1989 — С II То ючко ^ П Князь в чревчей Р &си — С 46
10 ПСРЛ — М 1965 — Т 2 — СТБ 367 430
11 ПВЛ — Ч 1 С &22 ПСРЛ — Т 2—СТБ 304—305 520 Ср ПВЛ — Ч 1—С 102 ПСРЛ — Т 2 — СТБ уп9

и Свердлов М Б Древтер сский ikt X—XIV вв /,Вспомогательные исторические дисциплины — Л 1976 —Т 8 --С 68 Новгородская Первая летопись страшего и "i ладшего извоцов —М , Л 1950 (далее —НПЛ) -С 321 ПСРЛ — Т 2 — СТБ 523

13 ПВЛ - Ч 1—С 112, 150, 171, ПСРЛ — Т 2 - СТБ 318, 300— 322, 343, 351 367

им дядей, Вячеславом Владимировичем «Яко же и твой брат.. честил Вячеслава, тако и ты чести» «Вячеслав же рече «.. а ты мя имей отцемь и честь на мне дзржи...». «На это Ростислав ответил& «Велми рад, господине отче, имею тя отцем господине, якоже и брат мой имел тя п в твоей воли был» Формлла «кла-няю т I ся, яко сына своего», исходившая из \сг вассала, содержала в себе желание встать пот покровительство сюзерена, а также и условия договора- «ктаняю ти ся, ты есн мене старей, а како ты вгадаеши, а аз в том готов, аже боат, на мне честь поклатаешь»и Сам договор скреплялся обрятом целования креста и лишь посте этого считался вступ\вшим в силу. В случае же нарушения обязательств одной из сторон доювор утрачивал силу п происходило возвращение «хрест-ных» грамот одним князем другому. Когда, по свидетельству летописца, в 1144 г. «раскоростася» Всеволод Ольгович, сидевший тогда в Киеве, с волынским князем Владимиоком Воюдаревичем «ч почасга искати на ся вины», то последний «възвер-же аму грамоту хрестную» 15 Интересен и другой пр&имео подобного рота Отправляя в 1197 г Всеволоду Большое Гнездо «извет» на изменивших ему суздальских князей. Рюрик Ростиславович говорил «А. брате и свате, пошли грамоты хре-стные. поверзи им, а сам поиди на коне»16 В этой фразе мы видим устойчивое увязывание расторжения союза или объявления войны с возвращением договорных грамот Возникновение каких-то разногласий или конфликтных ситуаций в княжеской среде далеко не всегда приводило к их разрешению на поле бра ш Нормы третейского суча, зафиксированные актовым материалом XIV--XV вв также, кач гя-жеские «докопчачия» уходят корнями в домонгольскую эпоху В Т Пашуто, собравший довольно интересный магориал по княжеским судам, разбиравшим различного рода политические дела, возводит этот вит разрешения споров в княжеской среде к концу XI в 17 Во всяком случае источники второй половины XII в. представляют нашим глазам тастаточно устойчивую процедуру урегулирования взаимоотношений в княжеской иерархии Так, в 1149 г Великий киевский Изяслав Мсти-славович заподозрил своего вассала, Ростислава Юрьевича, сына Юрия Долгорукого, в нарушении таимых ему обязате 1ьств, что пока он был в похоже, Ростислав, стерегущий Киевскую Русь, за его спиной сговаривался со своим отиом Юрием-«Оже хощет тебе вся Русская земля и Черные Клобуки» Вызванный из Суздаля в Киев, Ростислав был направлен в шатер, сооруженный на острове, а сам Изяслав сносился с ним через своих «мужей» Ростислав отрицал предъявленные ему обвинения и настаивал на суче с тем, кто на него «молвить» «Князь ли который.. , муж ли который в хре-стьянех или в поганых» Отнако Изяслав отказал Ростиславу в узаконенной процедуре разбирател!ст-ва — «Того на мне не проси, хотя мя заворожити съ хрестьянами или погаными» — и выслал его к отцу, пограбив имение и расточив дружину 18.

Подобная расправа без судебного разбирательства была расценена как нарушение норм, а Юрием Долгоруким — и как личное оскорбление «...и сына моего выгнал из

14 ПСРЛ — Т 2 — СТБ 470—171, 465, 365 1а Там же — СТБ 465, 314—315 г Там же — СТБ 41|3
1 ГГашугго В Т Черты ги-ытичесхого строя Древнем Р\с,и//Древне Р;^ )е гоотдарство и его мелд\ гародное значение -М 1965 —С 69 |Е ПСРЛ — Т 2 — СТб 372—3175

Руськой земли, и волости ему недаль, &и ооромъ на мя возложилъ» Точно также в 1174 г требование Андрея Боголюбского, предъявленное Ростиславичам, покинуть пределы Русской земли, вызывает негодование последних « а намъ путь кажеши изъ Руськой земли без вины» 19 Как справедливо полагает Л В Черепнин, «это было явное нарушение феодального права сюзерен расправился с вассалом без третейского суда»20

Если же рассматривать пр^шр состоявшегося княжеского суда, то сразу бросается в глаза его сложная процедура Когда в 1169 г Мстиславу Изяславичу донесли о враждебных замыслах против него Владимира Мстиславовича. то последний «приеха оправливатися» Суд состоялся на «нейтральной тер ритории» — в Печерском монастыре Любопытно, что главные действующие лица в процедуре суда не участвовали — Владимир сидел в «икономли кельи», а Мстислав — в «игуменьи кельи» С обеих сторон действовали «послухи» и «мужи» которые непосредственно приняли участие в судебном разбирательстве — «начата спиратися» Не иайдя доказательств вины Владимира, Мстислав прекратил разбирательство21 Приведенные свидетельства а также сложная процедура вышеописанного княжеского суда не ос тавляет сомнений в том, что перед нами не единичный случай а система установленная определенной практикой, причем система, достаточно эффективно разрешающая возникающие в рамках княжеского сюзеренитета-вассалитета проблемы и противоречия

Подведя некоторые итоги рассмотрения структуры вассально-иерархических связей в междукняжеской среде домонгольского времени, необходимо отметить следующее Освобождаясь от груза условностей, восходящих к эпохе «родового сюзеренитета», сюзерен-но-вассальные отношения во второй половине XII — начале XIII в иерархически структурируют многочисленную княжескую корпорацию, упорядочивая связи внутри ее Ин ститут великого княжения выполняет функцию инструмента, посредством которого и осуществлялась организация власти в среде княжеской «братии» Он вместе с тем служит и средством достижения компромисса в соперничестве двух систем властвования Объединяя силы и стремления наиболее влиятельных князей вокруг «золотого» киевского стола, институт великого княжения сыграл немалую роль в трансформации «родового сюзеренитета» в «коллективный сюзеренитет» — соправительство, базирующееся на договоренности наиболее видных представителей различных княжеских родов22 Так, вокруг киевского великого княжения в конце XII — начале XIII вв группировались галицко-&волынские, черниговские и смоленские князья, вокруг великого владимирского — ростовский, переяславский и суздальский. Правда, в случае с Владимиро-Суздальской землей приходится констатировать что сюзеренитет здесь в большей, чем на юге, степени, сохранял свои «родовые» черты Это обьяоняется тем, что власть была распределена в кругу одной семьи — сыновей Всеволода Боль19 Там же — СТБ Э74 570

Черепичин Л В О характере и форме дравнеруеского государства X—XIII вв//Исторические загтиок 1 — М 1972 —Т 89 —С 374

21 ПСРЛ — Т 2 — СТБ 535—5Э6
22 йм Пашу-го В Т ^ к соч — С 74—75, Черепнин Л В П\/ги и формы политического раэгития Русских земель в XII—XIII вв//Польша и Руок — М 1в74 — С 29 Котляр Н Ф Отражение в «Слове о полку Игореве» государственной структуры Руои эпохи феодальной раздробленности//Д1Г 1985 —М 198 — С 64—71 Н Н

шое Гнездо23. Такое лидерство, которое базируется «а принципе компромиссов и договоренностей мы будем в дальнейшем именовать ком-промиссньш лидерством, а пока отметим, что оно в своих основных чертах окончательно оформилось к исходу первой трети XIII в.

Монгольское «ашествие резко изменило всю политическую жизнь средневековой Руси. Киевский юг настолько опустошен, что бол<ее менее четкие .признаки политической жизии появились лишь в конце XIII — начале XIV века. На северо-востоке страны, в .результате нашествия стол великого Владимирского княжения стал вакантным: династия Юрьевичей, потомков Юрия Всеволодовича, которая могла выступать с «отчинными» претензиями на Владимир, сошла на нет24. В результате этого уже к концу XIII &в. втауки и .правнуки Всеволода Большое Гнездо, пустив корни в периферийных княжествах, начали состязаться за обладание «старейшинством», которое в сознании современников прочно увязывалось со ото л о,м великого Владимирского княжения25. Сложившаяся ситуация очень напоминает ту, что сложилась &на Киевщине в 50—90 гг., когда само княжение .не имело собственной династии и считалось достоянием всего «Володимерова племени». Точно также Владимирское княжение рассматривалось во второй половине XIII В&ека как общее достояние ®сех потомков Всеволо-да^ пр&ичем принцип родового старейшинства сохранил здесь большую живучесть, чем в Южной Руси26.

Но сразу отметим, что влияние такого фактора, как власть Орды, привнесла новый элемент в между-■княжеские отношения. Хан стал верховным сюзереном всех русских земель, титул и права великого князя отныне вручались только им. Уже в 1243 г. «великий князь Ярослав поеха в Татары, к Батыеви.. Батый же почти Ярослава великой честью, и мужи его, и отпусти, н рек ему: Ярославе, буди ты старей всем князем в Русском языце. Яросла.в же възратися в овою землю с великой честью». Следом за Ярославом Всеволодовичем в 1244 г. ездили в Орду и были пожалованы генязья Владимир Углицкнй, Борис Ростовский, Василий Ярославский27. Татары стремились использовать в своих целях сложившуюся на Руси систему отношений, не собираясь коренным образом ее переустраивать. Именно поэтому, как отмечал А. Н. Насонов, мы «не видим со стороны Орды в первые десятилетня владычества попыток .изменить направления внутренней и .внешней политики Владимирского стола. Интересы Батыя и его ближайших преемников побуждали Орду идти навстречу общерусским притязаниям владимирского .князя»28.

Эта поддержка выражалась в том, что татарские ханы признавали существовавший на Руси принцип «старейшинства» при назначении на великое княжение: всеми мерами поддерживали «законно» посаженных князей вплоть до при23 ОСРЛ, —Т. 1, — СТБ. 4314; Л. 1989, — Т. 38, — С. 164.

24 Там же, —Т. 1,. — СТБ. &520, 461, 464; Т. 2. —СТБ. 7-80.
25 Т,ам же. — ОП&б., Ю13-. — Т. 1&8.— С. 72,74; Т. 1. —СТБ. 527; НОЛ. — ,С. 305; Кучки» В. А. Формирование гооудйрспвен.ной территории Северо-Восточной Руси® X—XIV .вв.. — М. 1984, —С. 119.
26 ЦСРЛ. —Т. 1.-ОТБ. 47,1; Иг., 1915.-Т. 4.-С. 229; Пг., 1922.— Т. И5. _ СТБ. 393,
27 Там же. — Т. |1.— СЛ1Б. 470—472.
28 Налгошв А. Н. Монголы и Русь: история татарской политик« т Р.уои. — Л. 194.0. —.С. 23.

меченая игоешюй силы или физического устранения конкурентов29.

Это была политика «грубого татарского можа», по образному -выражению В. О. Ключевского «разрезавшим узлы, .в какие умели потомки Всеволода III запутывать дела своей земли»30. Постепенно сложилась ситуация, в которой этот «татарский шож» превратился в инструмент, с помощью коего кн&язья нередко .разрешали свои внутренние противоречия. Это не могло не окапать влияния .иа чволющпо меж-дук,пя>кеск11.х отношении. Ханская «проаа» шш «милость», сила татарских войск стали теми моментами, которые утверждали превосходство великого князя «ад остальными князьями.

И о утверждении этого (Превосходства явно прослеживаются новые черты, выходящие за рамки с юлерешю-ваеса л ышх отношений. Чтобы уяснить их сущность, необходимо обратить внимание иа княжеские договорные грамоты XIV в., фиксирующие нормы междукняже-скнх отношений того времени. Для пыяспеп&ни ншптцин, которые возникают в этой сфере и а рубеже XIII— XIV вн., попробуем сравнить «нормы этих договорных грамот с теми, что мы .вплели и домонгольское время. Опыт такого сравнения был предпринят r свое время Л. В. Черепии-иым31. Однако он в своем исследовании поставил задачей выявление сходства, а не различий, ограничившись к тому же формальной стороной рассматриваемого явления. Хотя общего действительно много как мы имели возможность убедиться, договорные грамоты не новшество XIV п.. а устойчивое воспроизведение норм н традиций, выработанных столетиями.

В полной мере это относится к «докончамшо» Семена Ивановича, великого князя Владим*фского и Московского со своими братьями: «Целовали ее,мы межи собе крест у отца гроба. Быти нам за един до живота. А брата своего старейшего имети мы. п чтити в&отцево место...». Мы водим в формуляре этой грамоты воспроизведение тех условий договора, которые существовали м до татарского нашествия: после ритуальной клятвы — подтверждение договора, стороны обязуются поддерживать заключенный союз и признают иад собой политическое старейшинство Семена. Терминология, обозначающая формы господства и подчинения, как и прежде, •облекается ш терминологию родства. Подчеркивается основная обязанность вассальных князей — несение воинской службы: «а где м« будет всести ига конь, то и вы со мною»Э2.

Одни1 из главных принципов сга-зеренно-вассальных отношений — иерархичность подчинения — оговаривается особым пунктом: «А бояром и слугам вольным воля, кто поедет от «ас к тобе, к .великому шязю или от тобе к нам, нелюбья ни не держати». Независимость и суверенность вассалов подчеркиваются неприкосновенностью их земельных приобретений: «Или кто из нас, брате, что примыслами прикупил или кто посемь что прикупил, .или примыслил чюжее к своим во-лостем. и того блюсти, а не обиде-ти». Сохранялось право равного суда с великим князем и соправи-тельство в Москве (напрашивается аналогия с киевским дуумвиратом XII в.); «Люди Московски имуть битн челом тобе, князю великому на наших бояр и слуг московских, аже

* ПОР Л - Т Г. — СПБ 471. 524: НПЛ. — С. 289, 303-304. Ключевский В. О. Сочинения.— Т. 2. — М. 1957. — С. 43. Ччрошпш Л. В. О характере и форме... — С. 371—375. ^v.wmtwe и договорные грамоты великих п удельных князей XIV— XVI ы< — M ; Л. 1950 (долее — ДДГ). — С. 7.

будешь на Москве, тобе судити, а мы с тобой в суд...»33 Но отражение всех этих признаков вассальной зависимости не должно вводить нас в заблуждение Именно в это время мы наблюдаем начало процесса вытеснения вассальных отношений ми-нистериальньгми Если в домонгольское время круг людей, на которых распространялись подобные отношения, был достаточно узок, то во второй половине XIII —начале XIV в ситуация изменилась Влияние ордынского господства создало все возможности для распространения министериальных отношений вширь, охват ими других социальных групп населения.

Первые признаки движения в этом направлении дает нам уже разбиравшаяся выше договорная грамота Наряду с фиксацией традиционных прав и обязанностей, мы наблюдаем и иное — постепенное расширение круга отнимаемых прав. Так, например, братья Семена — Андрей и Иван — лишаются права на самостоятельные внешние сношения, признавая, что «братье твоей молодшеи без тобе не доканчивати ни с ким» Определенные сдвиги происходят и в области военной службы. Если раньше вассалы выступали только в случае совместного похода с сюзереном, то теперь ситуация другая, «а где ми будет самому не всети, а будет ми вас по-•слати, всести вы на конь без ослушания»34 Последняя фраза примечательна— это прямое предвестие упразднения свободной службы, раз уже появился элемент обязательности

Но все это пока тенденции первой половины XIV в , хотя и достаточно красноречивые Во второй половине того же столетия эти тенденции становятся преобладающими,

формируя опредепенное направление политики Оно отчетливо прослеживается даже в рамках отношений между князьями московского дома — на примере «докончаний Дмитрия Ивановича Московского со своим двоюродным братом Владимиром Андреевичем Серпуховским. Сравнивая две грамоты — 1373/75 гг. и 1389 г., мы можем наглядно убедиться, насколько далеко зашел процесс вытеснения вассальных отношений отношениями мини-стериальными Начнем хотя бы с того как изменился статус серпуховского князя В 70—20-е гг владения Владимира Андреевича обозначались как «вотчина» и «удел». Москва также входила 1в понятие «вотчины», отражая тем самым известную практик} соправительства. Это видно даже на примере договора с Михаилом Александровичем Тверским, который был заключен от имени Дмитрия Ивановича и Владимира Андреевича: «А вотчины ти нашей Москвы... блюсти , под нам&и не ис-кати». Эти сведения находят подтверждение и в летописных данных— в рассказе о женитьбе на дочери Ольгерда в 1371 г. серпуховского князя, последний прямо именуется Владимиром Андреевичем Московским 35

Уже в другом «докончангии», датируемом 1389 г термин «вотчина» исчезает вместе с упоминанием о московском соправительстве, оставляя лишь «удел» «В городе Москве и в станех треть, и пошлин всех треть, удел, чем благославнл отец твои». Происходит, по мнению А. Л Хорошкевич, низведение Владимира до положения удельного князя36. Дабы убедиться в том, что это не оговорка, обратимся к такому факту: в описи царского архива и Посольского приказа относительно поза Там же

3,1 Там же — С 8

ТТСР Л — Т 15 — СТБ 99

Хорсшч^впч 4 Л К взаимоотношениям князей Московского дома во второй половине XIV—\\ вв /&История СССР — 1982 - № 6 — С 172

следнего «докончания» Дмитрия Ивановича со своим удельным братом сказано буквально следующее: «Грамота докончальная великого князя Дмитрия Ивановича Донского з братом ево, с удельным князем Володимером Ондреевичем». Удельным серпуховский князь назван и в том месте описи, где речь идет о его завещании37.

Изменение статуса — это всего лишь одна из сторон рассматриваемого нами процесса изменений. Вся их суть заключается в одном — зависимость Владимира Серпуховского от великого князя возросла. Если в первом «юкончании» он обязывается иметь московского князя «во отца место», то во втором мы встречаем несколько иную формулировку — «себе отцем».

Наряду с изменением статуса мы наблютаем сдвиги и в сфере служебных обязанностей Если в первом договоре еще декларировалось право добровольной службы —■ «служити... по згадце, како будет слично мне и тобе, брату моему мо-лодшему», — то во втором от этой декларации не осталось и следа. Служба рассматривается как обязательная, без права уклонения- «А коли мы будет всести на конь, и тобе со мною Или куды тя пошлю, и твои бояре с тобою..., а кто ослушается, того ми казнити»38.

Все это — отношения в пределах одного Московского княжества, более того, в рамках одной княжеской семьи Может быть, мы имеем дело только с частным случаем? Однако и в рамках всей Северо-Восточной Руси происходят аналогичные сдвиги. Прежде всего это касается того комплекса междукняжеских отношений, который складывался вокруг великого Владимирского княжения.

Идеология и дух компромиссного лидерства, характерного для Руси XII—XIII вв., стали достоянием истории Как мы уже отмечали выше, ордынское господство стимулировало в княжеской среде не поиск компромиссов в достижении старейшинства через получение владимирского стола, а самую жесткую борьбу за него, передо ведущую к гибели одного из соперников. В схватке за великое княже-ше московских и тверских князей первой половины XIV в. о соглашениях и компромиссах думали в последнюю очередь — в этой борьбе должен был выиграть только один39. Формируется новый тип литерства, основанный не на взаимной договоренности или сложившейся традиции, а на праве силы Его мы определим как подавляющее лидерство — противоположность лидерству компромиссному.

В рамках становления нового типа лидерства обращает на себя внимание стремление московских князей закрепить за собой великое княжение на правах «отчины» Возникшая еще со времен Ивана Калиты, эта тенденция в результате упорной политической борьбы становится фа&ьторо<м реальной политической жизни н фиксируется не только летописями40, но и официальными актами—уже упоминавшимися нами княжескими договорными грамотами. Нагляднее всего это демонстрирует договор Дмитрия Московского с Михаилом Тверским 1375 г. Михаил в нем признает себя в вассальной зависимости от московского князя со всеми вытекающими отсюда обязательствами: «Имети ти мене собе братом старейшим, а князя Владимира, брата моего— братом.. А гте ми будете.

37 Опись Царского архива и Посольсчого приказа — \1 1960 —С 57,
59
38 ДДГ — № 5 — С 21, - № 7 — С 25
39 Хотя при всем этом грамоты упоминают процедуру третейского су да ДДГ - С 86
40 ПСРЛ — Т 15 — СТБ 430, —Т 18 — С ПС, —Т 4—С 368 70

брате, лоити на рать или брату моему, князю Володимеру (Андреевичу, всести ти с нами самому на конь без хитрости...» и.

Содержание в общем достаточно традиционное и можно, оценивая его с формальной стороны, не усмотреть ничего нового (если не считать, что заключение данного договора явилось результатом опустошительного похода на Тверь соединенного войска большинства русских земель). Но кроме этих условий в договоре содержится и кое-что принципиально новое

Михаил обязуется «вотчины ти нашей... всего великого княжества... блюсти, а не обидети под нами не искати и до живота и твоим детам и братаничем...» При этом верховный сюзеренитет ордынского хана объявляется не имеющим более силы: «А имут нас сваживати татарове, и до живота»42 В том, что это определенная политическая линия, а не исключительное явление, нас убеждает повторение этой формулы в договорных грамотах Дмитрия со своим двоюродным братом Владимиром и с рязанским князем Олегом, а так же (и это, на наш взгляд, главный аргумент) в духовной Дмитрия: «А се благославляю сына своего Василия своею отчиною, великим княжением»43.

Это событие имело очень большое значение для эволюции междукняжеских отношений в целом. Выборное «старейшинство», характерное для XII—XIII вв. (т. е признаваемое »а основе междукняжеских соглашений), являлось неотъемлемой частью сюзеренно-ваосальных отношений, венчая всю структуру княжеской иерархии. Одновременно он-о являлось и инструментом регуляции отношений внутри этой иерархии, оформляло и закрепляло как нормы этих отношений, так и правовой статус сторон. Узурпация «старейшинства» и связанного с ним политического лидерства в руках одной (московской) княжеской династии превращало его и сам институт великого княжения в инструмент не достижения компромисса, а подчинения. Причем подчинения все более и более безусловного, внедрявшего не только в княжескую среду, но и в саму ткань социального организма отношения подданства в одной из самых жестких его форм.

В целом, подводя итоги, можно сказать, что междукняжеские отношения на протяжении рассматриваемого времени претерпели серьезную эволюцию. В бурных событиях политической жизни XII в. возникли те институты и учреждения, в рамках которых власть осуществлялась на основе отношений сюзе-ренитета-ваосалитета. Иерархическая структура в среде княжеской корпорации не была каким-то особым явлением. Она всего лишь венчала собой сложную систему лично-стно-договорных связей, пронизывающих всю ткань социального организма. Анализируя развитие властных структур средневековой Руси в XII— XIII вв. (составной частью которых являлись структуры междукняжеских отношений), мы приходим к выводу: в мачале XIII века на территории подавляющей части русских земель сложились все условия для окончательного оформления существующего социального организма в сословно-классовый тип

41 ДДГ — № 9 — с 26
42 Там же

« Там же — № 7 — С 23,—№ 12 — С 34.

европейского образца44. Однако выработка на основе отношений сюзеренитета-вассалитета прочных сословии х привилегий и их конструирование не стали исторической реальностью русской жизни. Монгольское нашествие и последующие столетия ордынского господства создали все условия для трансформации отношений сюзеренитета-вассалитета в подданство восточного типа на всех уровнях социального организма и прежде всего в княжеской среде. Именно в ней быти усвоены новые формы организации власти и властвования, а уже оттуда стали распространяться вглубь и вширь, в толщу русского общества. Вытеснение отношений вассалитета отношениями подданства обусловило в дальнейшем формирование не правовой иерархии, а иерархии бесправия, сословно-клас-сового общества восточного типа, которое олицетворяло собой становящееся деспотическое самодержа^ вне.

44 Более подробно об используемой нами типологии см ■ Плвлешко Ю В Раннеклассовые общества генеэп*. и пути развития —Киев 1989, Он же Человек и власть на Востоке&/Фепомен восточного деспоттма. структура управления и власти — Ч 194?
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты