Спросить
Войти

Среднеазиатские письменные источники по истории Бухарского эмирата второй половины XVIII – первой половины XIX вв. (краткая характеристика сочинений)

Автор: указан в статье

Дж.Джурабаев

СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ БУХАРСКОГО ЭМИРАТА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX вв.

(краткая характеристика сочинений)

Среднеазиатскими авторами в середине XVIII - начале XX вв. был создан ряд исторических сочинений, имеющих большую ценность для изучения истории династии мангытов Бухарского ханства. Важность персоязычных письменных источников для изучения истории Бухарского эмирата, хранящихся в рукописе-хранилищах гг. Ташкента, Душанбе, Санкт-Петербурга, Казани, достаточно хорошо известна и не раз подчеркивалась в научной литературе (8).

Важное значение имеют для исследования начального этапа правления мангытов сочинения «Тухфат-ал-хони» («Ханские подарки») или «Тарих-и Рахим-хони» («История Рахим-хана») Мухаммеда Вефайи Карминеги (20), посвященных правлению первого мангытского правителя Мухаммеда Рахим-хана (1753 -1758). Автор труда был близким ко двору человеком (30,154) и как очевидец событий изложил историю Бухарского ханства с 1722 до 1759 гг. В книге изложены исторические факты деятельности полновластного аталыка Бухары при Абулфайз-хане (1711-1747) Мухаммеда Хаким-бия, и в особенности его сына Мухаммеда Рахима. Деятельность Мухаммеда Рахима описана весьма подробно, и тот факт, что он повсюду наделяется чрезмерно высокими эпитетами, превозносятся его достоинства и добродетели, свидетельствует о том, что сочинение было написано с целью

прославить и возвеличить новую династию, пришедшую к власти -династию мангытских эмиров.

В «Тухфат ал-хани» ярко раскрывается политическая жизнь Бухарского ханства, характеризуется усилившаяся междоусобная борьба узбекской племенной знати, грабительские походы мангытских правителей в Карши, Шахрисябз, Ургут, Хисар, Джизак и др. области страны. Кроме этого, в сочинении приведен богатый материал о местах расселения узбекских племен (в некоторых местах с приведением их численности), структуре армии, вернее, племенного ополчения, государственном аппарате, политических взаимоотношениях Бухарского ханства с соседними государствами: Афганистаном, Ираном, Ташкентским владением, Кокандским ханством и Кашгаром. В труде содержится богатый материал о социально-экономической и хозяйственной истории периода правления Мухаммеда Рахим-хана. В «Тухфат ал-хони» приводятся ценные сведения об административном устройстве ханства, о различных налогах и повинностях.

Вопросы финансового и поземельно-податного учета чиновниками канцелярии Бухарского ханства XVIII века отражены в трактате Мирзы Бади Дивана «Маджмаъ ал-аркам» («Собрание письменных знаков») (12,198). Данный источник является ценным для исследователей в плане освещения вопросов делопроизводства периода правления мангытов в Бухаре. Как отмечает А.Б. Вильданова: «В научной литературе о «Маджмаъ-ал-аркам» имеются лишь краткие сведения. Впервые об этом сочинении упомянул A.A. Семёнов. Позднее Е.А. Давидович исследовала содержащиеся в «Маджмаъ ал-аркам» нумизматические и метрологические данные. О.Д. Чехович обратила внимание на важность изучения данного памятника и использовала его при издании документов» (12, 10).

К сочинению «Маджмаъ-ал-аркам» приложен трактат о существовавших в Бухарском ханстве должностях и обязанностях «Тазйил дар байан-и амалот ва дахлдорон» («Приложение о должностях и лицах, имеющих к ним касательство»). Приложение о чинах освещает важнейшие стороны государственно -административного и экономического строя Бухарского ханства второй половины XVIII в. (12,23)

Сочинение «Маджма-ал-аркам» посвящено также изложению

четырёх арифме- тических действий в целях их практического применения разными лицами бухарской администрации, канцелярией по ведению финансового и поземельно - податного учета (8). В сочинении излагаются правила составления реестров налоговых поступлений, расходных ведомостей, актов земельных и прочих жалований, а также приведены меры веса, длины, площади, поливной воды и др.

Ценным источником по освещению истории периода эмира Шахмурада (1785-1800) и эмира Хайдара (1800-1826) является сочинение «Таърихи манзум» («Стихотворная история») Мирзы Садыка Мунши (13). Данное произведение представляет собой маснави исторического содержания. Оно написано в виде хронограммы. В книге приводятся сведения о религиозных походах Шахмурада против Мерва и его конфликте с правителем афганцев Тимуром-шахом, о легитимации Шахмурада и эмира Хайдара. В «Таърихи манзум» приводятся (в отличие от других исторических произведений его современников) сведения о строительстве медресе и мечетей, смерти разных, не упоминавшихся прежде ученых. Некоторые исторические события изложены также в другом произведении Мирзы Садыка Мунши «Футухот-и амир-и маъсум (Шохмурод) ва амир Хайдар» («Завоевания непогрешимого эмира Шахмурада и эмира Хайдара») (14).

Некоторые сведения об истории Бухарского ханства приведены в сочинении под названием «Тадж ат-таварих» («Венец летописей»), составленном Мухаммедом Шарифом ибн Мухаммедом Наки (23). Сочинение является ценным и малоисследованным источником по истории Средней Азии XVIII в. Даты жизни и смерти автора нам не известны. Одно время Мухаммед Шариф ибн Мухаммед Наки служил у Надир-шаха (1736-1747), сопровождал его в походах на Бухару и Хиву и был назначен начальником бухарского отряда в составе иранских войск. Автор приступил к составлению сочинения по желанию бухарского эмира Хайдара (1800-1826). Труд был завершен к концу первого года правления эмира, т.е. 30 ноября 1800 г.

В главе сочинения, посвященной истории Чингизидов, автор останавливается на генеалогии мангытов по женской и мужской линиям, связывая её, с одной стороны, с домом Чингизидов, сдругой - с семейством пророка Мухаммеда с целью обосновать законность и священность власти Мухаммеда Рахим-хана в Бухаре (23,77а-87а).

В книге приводятся сведения о междоусобных распрях в Бухарском ханстве. Особенно интересными фактами являются сведения, приведенные в книге о восхождении на трон эмира Хайдара. Это событие излагается очень пространно, с указанием множества интересных деталей, о пятничной проповеди, которую правитель провел сам, и о распределении чинов. Важным источником, повествующим об истории правления эмира Хайдара, является сочинение «Тарих-и амир Хайдар» («История эмира Хайдара») (18). Авторы - Мулла Ибадаллах и Мулла Мухаммед Шариф.

«Тарих-и амир Хайдар» написано не ранее вступления на престол эмира Насруллаха (1826-1860). По словам самих авторов, сочинение составлено на основании исторических источников, но каких именно, они не указывают.

В книге изложение событий начинается с правления Субханкули-хана (1630-1702). В источнике освещается история Надир-шаха. Большая часть книги посвящена описанию царствования эмира Хайдара. Заканчивается сочинение сообщением о последних днях и о смерти эмира в октябре 1826 г.

Источник приводит интересные сведения о военных союзах, заключенных между эмиром Хайдаром и казахскими султанами из Туркестана, о начале войны с Кокандским ханством из-за Ура-Тюбе, находившегося в вассальной зависимости от Бухары. В 1806 г. в районе Ура-Тюбе состоялось крупное сражение между войсками Хайдара и Алим-хана (1800-1809). Благодаря помощи союзников -ташкентцев и казахских султанов из Туркестана, кокандские войска были разгромлены (18, л.76а-79б). В данном произведении также подробно описаны деяния эмира Шахмурада и господство предшествовавших ему правителей в Бухаре. Кроме того, в данном труде приведены сведения о разных суфийских мистиках.

Большой интерес представляет сочинение «Махазин ат-таква» («Сокровище благочестия» или «Сокровищница богобоязненности») Мухаммеда Хусайна, сына эмира Шахмурада (22), правившего в Бухаре с 1785 по 1800 гг. В некоторых местах сочинения Мухаммед Хусайн прозван Мири (Мир Хусайн ибн Шахмурад). В своем труде Мухаммед Хусайн пишет: «.. .смерть амира Данийала, восшествие на престол амира Ма сума и рождение автора этих строк произошло в одно время», т.е. в один год (22). Вследствие этого мы можем установить точную дату рождения - 1785 год. После смерти

отца, эмира Шахмурада, в 1800 г. из-за преследований его сводного брата эмира Хайдара, автор был вынужден бежать в Шахрисабз, дальнейшая его судьба неизвестна (29).

Сочинение «Махазин ат-таква» является автобиографическим произведением, написанным в 1830 г. в стихотворном виде. События, связанные с жизнедеятельностью представителей мангытской династии, изложены Мухаммедом Хусайном относительно свободно. Потому что автор сочинения, будучи представителем мангытской династии, мог себе позволить свободную интерпретацию событий. Весьма интересны резкие субъективные отзывы автора о своих современниках. «Махазин ат-таква» представляет определенный интерес для изучения истории Бухарского ханства и соседних с ним районов в период правления первых представителей династии мангытов последней четверти XVIII - первой четверти XIX вв.

Сочинение является ценным в том плане, что в нём раскрыта роль ходжи из ордена Накшбандийа в истории Бухарского ханства. Жизнь и деятельность ходжи в книге представлены в виде отдельных, не связанных между собой рассказов, действие которых переплетается с событиями из истории всего Бухарского ханства. В книге особый акцент делается на отражение той роли ходжи, в какой степени она повлияла на светскую власть Бухарского ханства в лице эмира, а также на государственный аппарат в целом. Источник содержит большое количество данных о социально-экономических и торговых отношениях, политических событиях, происходивших в Бухарском ханстве в XVIII веке.

Несомненно, большую ценность представляет сочинение по всеобщей истории под названием «Таварих-и аваил ва авахир» («История начал и концов [царствований]») Муин ад-Дина. Данное сочинение написано в период правления эмира Насруллаха (1826-1860) (24).

Автор труда - современник эмира Хайдара в качестве очевидца событий приводит много фактического материала о периоде правления эмира Хайдара в Бухарском эмирате. Сочинение написано весьма простым языком, нет головокружительных сравнений и метафор, отсутствует высокопарная витиеватость.

В сочинении кратко изложены исторические события о времени и продолжительности жизни пророков, начиная с Адама, правоверных халифов, имамов и основателей четырех мазхабов, периода

Чингизидов, Тимуридов, Шейбанидов, Аштарханидов и мангытов (24,16-бОа). В книге приведено много хронологических дат о жизни и деятельности правителей (ханов и султанов) Средней Азии.

Сочинение завершается изложением исторических фактов и событий о деятельности племени юз и некоторых потомках династии мангытов. Оригинальными являются сведения об истории Бухарского ханства при мангытах (24, 144б-176а). Особенно интересными являются сведения о церемонии восшествия на престол эмира Насруллаха в 1826 году.

Другим историческим произведением, написанным в начале XIX в., является «Зикр-и таъдад-и падишахан-и узбак» («Поминание количества узбекских правителей»), автором которого был Муин (вероятно, очевидец периода правления эмира Хайдара) (17). Это сочинение является приложением к произведению Султана Мухаммеда Балхи (умер в 1573 г.) «Маджмаъ ал-гараиб» («Собрание чудес»). В книге «Зикр-и таъдад-и падишахан-и узбак» приведены сведения об истории династии, начиная с XVI века и до восхождения на трон эмира Насруллаха в 1827 г.

История периода правления эмира Насруллаха (1826-1860) всесторонне освещена в сочинении «Фатх-наме-йи султани» («Султановская книга побед») Мухаммеда Мир Алима Бухари (21). Данное сочинение известно также под названием «Тарих-и амир Насруллах» («История эмира Насруллаха»),

Мухаммед Мир Алим Бухари - бухарский чиновник, служил дабиром у Мухаммеда Алим-бека - правителя Хузара, по поручению которого и составил свое сочинение. Сочинение Мир Алима написано в 30-е годы XIX в.

«Фатх-наме-йи султани» состоит из предисловия, 29 глав и байанов. В книге описываются события второй половины XVIII в., где излагаются деяния эмиров Шахмурада и Хайдара. Автор излагает интересные факты о «победоносной истории» эмира Насруллаха, написанные на основе личных наблюдений. Сочинение заканчивается первыми годами правления эмира Насруллаха. В конце сочинения автор говорит, что он предполагает написать второй том, потому что в данное время «пока стоит начало весны государства амира Насруллаха» (21, л. 1486). Об осуществлении данного замысла автора пока не известно. «Фатх-наме-йи султани» заканчивается походом эмира Насруллаха в Шахрисабз без указания даты.

В сочинении также изложены исторические факты о событиях, происшедших после смерти эмира Хайдара, и о жестокой борьбе за власть, разгоревшейся между эмиром Омаром и эмиром Насруллахом, т.е о междоусобной борьбе мангытов.

Ценным источником по истории Бухарского ханства последней четверти XVIII в. и первой трети XIX в. является сочинение Мухаммеда Якуба ибн эмира Данийал-бия аталыка «Гульшан ал-мулук» («Цветник царей») (5). Автором сочинения являлся один из 12 сыновей второго правителя из династии мангытов Данийал-бия (1758-1785). Он жил приблизительно с 70-х гг. XVIII в. до 30-х годов XIX в. Будучи представителем династии мангытов, в своем сочинении он не стал, как придворные историки, заниматься восхвалением деятельности своих сородичей. В его книге отсутствует льстивая и угодливая манера изложения деятельности мангытских правителей. Все факты написаны на основе личных наблюдений автора.

Стиль сочинения выгодно отличается своей деловитой простотой, ясным слогом и обилием фактов, почти всегда датированных. Особенно ценны данные по генеалогии мангытов и родственной им бекской верхушки, о событиях, связанных с борьбой эмира Насруллаха за бухарский престол. Эти сведения в иных источниках в таком полном виде не имеются.

В этой книге приводятся ценные сведения о вакуфном землевладении, восстании племени китай-кипчаков в Миянкале в 1820-1825 гг., экономическом состоянии Бухарского ханства.

Мухаммед Якуб известен также как автор другого исторического труда «Тарих-и амиран-и мангитийа» («История мангытских эмиров») - истории Бухарского ханства под властью мангытов за период от прихода к власти этой династии до событий 1830 г. (29).

Немаловажным для исследования истории Бухарского ханства является сочинение Мирзы Шамса Бухари «О некоторых событиях в Бухаре, Коканде и Кашгаре» (25). Труд написан в 1860 г. в Оренбурге по просьбе В.В. Григорьева. Сочинение описывает события, происходившие в Бухаре, Коканде и Кашгаре в первой половине XIX в. на основе личных воспоминаний и наблюдений автора. Записки не имеют целостной структуры и состоят из ряда не связанных друг с другом рассказов-воспоминаний.

Труд Мирзы Шамса Бухари известен в научном мире он привлекался в качестве источника для ряда исследований, поэтому от его подробного обзора мы воздерживаемся.

Вскоре после прихода к власти Музаффархана было написано произведение Мир Салмана Хаджи Самарканди«Тафсил у байан-и даулат-и джамаат-и Мангит аз заман-и Рахим-хан» («Подробности изложения истории государства и общества мангытов с периода правления Рахим-хана») (16). Автор работал при многих эмирах учителем медресе и муфтием Самарканда. В своем сочинении он осветил в краткой форме очередность отдельных правителей и их борьбу с внутренними и внешними врагами. В книге приведены краткие сведения о восстании китай-кипчаков при эмире Хайдаре, особое внимание уделяется генеалогической легитимации мангытов, а также вопросам сохранения исламских норм и личной нравственности отдельных мангытских правителей.

Уникальной исторической хроникой является сочинение «Зафар-номайи Хусрави» (6) неизвестного автора, написанное в 1862/ 63 г. Данная книга содержит ценные фактологические материалы периода правления эмира Насруллаха (вторая четверть XIX в.). В книге приводятся сведения о войнах между Бухарским эмиратом и Кокандским ханством, описаны театры военных действий в Джизаке, Яме, Заамине, Ура-Тюбе, Худжанде, Канибадаме, Коканде, а также походы эмира Насруллаха в Хорезм.

В «Зафар-намайи Хусрави» подробно сообщается о политических событиях, происшедших в пределах Хорасана, в областях Балх, Окча, Андхой, Кундуз, Хилм, входивших в состав Афганистана во второй трети XIX в. Излагается борьба эмира Насруллаха с правителями Шахрисябза, Китаба, Яккабага, Чиракчи. В книге содержатся сведения о топографии Средней Азии, этническом составе населения, об истории военной организации и вооружения Бухарского эмирата, о дипломатических и внешнеполитических связях Бухары и др.

Для истории Бухарского ханства XVIII XIX вв. определенный интерес представляют сочинения, относящиеся к жанру исторических путевых заметок - записок. Одно из таких сочинений - труд Мир Абд ал-Карима Бухари, более известный под условным названием «История Средней Азии» (10,198-199). Он был уроженцем Бухары, поэтому события из истории Бухарского ханства он описывал наиболее точно и подробно. Почти всегда автор указывает

мотивы событий и побуждения, руководившие действующими лицами, о характере которых он сообщает интерес-ные и ценные сведения. В «Истории Средней Азии» описываются события с 1740 г. по 1818 г. Источник представляет собой большую ценность для освещения истории Средней Азии, Восточного Туркестана, Афганистана XVIII - первой четверти XIX вв.

Книга Абд ал-Карима Бухари переведена на французский язык и издана в Париже в 1876 г. Шефером под условным названием «История Средней Азии» (31). На русском языке сочинение полностью не издавалось, хотя такие востоковеды, как В.В. Бартольд, П.П. Иванов, М.А. Абдураимов, А.Р. Мухамеджанов, Т.Н. Негматов и многие другие использовали сведения, имеющиеся во французском издании Шеффера (30).

Интересным в плане изучения истории мангытов является историографическое произведение, написанное в 1871 г. неизвестным автором, «Зикри таърих-и Абу-л-Файз-хан» («Поминание истории Абулфайз-хана») (7). Это очень краткое повествование на одиннадцати листах, в котором приведены сведения о событиях периода правления Абулфайз-хана и правителей после него, включая Насруллаха. В центре внимания данного произведения находятся лишь правители - черты их характера и способности как государственных деятелей. В данной хронике Абулфайз-хан изображается убийцей своих сыновей, Мухаммед Рахим-хан характеризируется исключительно как коварный властелин, подделавший в свою пользу грамоту (ярлык) Надир-шаха, а эмир Даниял описывается как беспомощный и слабый человек. Эмиры Шахмурад и Хайдар упомянуты как богобоязненные, ученые правители. В эмир Насруллахе автор подчеркивает его большую силу воли, но о насилии этого правителя в отношении родственников и потенциальных противников автор умалчивает (2, 383-384).

Интересной представляется книга Мирзы Абдалы Азима Сами «Таърих-и салатин-и мангитйиа» («История мангытского государства») (11, 19-20). Сами является автором двух исторических сочинений - «Тухфа-и шохи» («Подарок шаху») и «Таърих-и салатин-и мангитйиа» («История мангытской династии»), Л.П. Епифанова назвала «Таърих-и салатин-и мангитйиа» нелегальной версией «Тухфа-и шохи». Также Сами является автором другого исторического сочинения под названием «Дахма-и шохон» («Гробница царей») стихотворной версии «Истории мангытской династии».

Автором подробно изложены политические события второй половины XVIII XIX вв., в частности, приход к власти мангытов, феодальные мятежи, борьба мангытов за Мерв, междоусобная борьба за престол, феодальные смуты, борьба с Хорезмом, с Кокандом (за Ура-Тюбе) и другие события.

В источнике изложение событий до периода правления эмира Насруллаха (1826-1860) отличается полнотой и различными подробностями, но, начиная со времени этого правителя, характеристики эмиров и освещение некоторых событий сильно разнятся друг от друга и часто бывают совершенно противоположными. В нелегальной версии эмир Насруллах показан как решительный, жестокий человек, не останавливающийся для захвата престола ни перед братоубийством, ни перед казнью своих же сторонников, помогавших ему добиться власти (гибель Мухаммеда Хакима-кушбеги). В официальной версии Эмир Насраллах изображен твердым и справедливым государем, который заботился о благе своих подданных и укреплял шариат.

Трактат Ахмада Дониша «Рисола ё мухтасаре аз таърихи салтанати хонадони мангития» («Рисаля, или краткая история мангытской династии») (4) содержит ценный материал по истории мангытов. Это сочинение условно можно разделить на две части. В небольшой первой части автор рассказывает о тех событиях, которые он мог только слышать или знать по письменным источникам. В ней коротко рассказывается о последних годах правления эмира Данийала и о правлении трёх эмиров - Шахмурада, Хайдара и Насруллаха. Во второй части «Рисаля» А. Дониш выступает как историк-очевидец. Излагая общеизвестные исторические данные, он часто добавляет к этому своё собственное отношение к происходящему, даёт свою оценку историческим событиям и отдельным политическим деятелям и эмирам.

Данный труд Ахмада Дониша по истории мангытов несколько раз переписан каллиграфами. Одна из рукописей известна под названием «Тарджимаи ахва-ли амиран-и мангитияи Бухара-йи шариф» («Краткая история мангытских эмиров благородной Бухары») (3).

В 80-х гг. XX столетия было найдено произведение Мухаммеда Али ибн Мухаммеда Сайида Балджувони «Таърихи нофеъи»

(«Полезная история»). Данный источник, благодаря стараниям академика АН Таджикистана Ахрора Мухторова, был издан на арабской графике в 1994 году (18). «Таърихи нофеъи» является важным источником по истории Бухарского эмирата, в котором приведены интересные факты о системе государственного и административного управления мангытов, о чинах и должностях и др.

Ряд интересных сведений об истории Бухарского эмирата с периода образования государства до середины XIX века приведены в книге Мирзы Алима Махдума «Таърих-и Туркистан» («История Туркестана») (15, 166-192), напечатанной литографическим способом. В книге в основном освещается история Кокандского ханства, но в ней также содержатся краткие сведения, зачастую компиляционного характера, об истории Бухарского эмирата. В работе приведены некоторые факты политической истории Бухарского эмирата периода правления мангытов - Мухаммеда Рахим-бия, Данийал-бия, Шахмурада, Хайдара и Насруллаха.

В начале XX века известный представитель джадидов Садри Зийа написал сочинение, посвященное истории Бухарского эмирата периода правления мангытов, под названием «Силсилаи салотини мангития» («Династия мангытов») (25). Как отмечает Сахобиддин Сиддики, книга Садра Зийа по содержанию лучше, чем труды Ахмада Дониша и Мирзы Абдалазима Сами, написанных по истории мангытов (28,62). В сочинении Садри Зийа приведены сведения о биографии правителей Бухарского эмирата, дана подробная характеристика личности каждого эмира, их военных походов, о социальной среде, а также о представителях науки и литературы, живших при каждом эмире. Хронологически сочинение охватывает события с начала правления мангытов (конец 40-х гг. XIX в.) до их падения (1920 г).

Ценным источником, в котором приведены сведения о священных местах (мазарах), о порядке и условиях посещения мазаров поломниками, о дервишских (суфийских) орденах ходжагония-накшбандия, яссавия, кубравия, кодирия, ишкия, имканатия, а также жизнеописания суфиев-богословов, является известный трактат «Тухфат уз-зоирийн» Насириддина бин Ханафи ал-Хусайни ал-Бухори, изданный литографическим способом в 1910 году. В трактате, в частности, собрано много фактических материалов о духовной жизни Бухары XVIII XIX вв. Автор поименно перечисляет

священные мазары Бухары, раскрывает их особенности. Обоснованно излагает пути посещения (палом-ничества) мазаров. В контексте освещения духовно-материального состояния мест паломничества он раскрывает взаимоотношения членов различных орденов (тариката) тасаввуфа, вопросы зикра джахрия и хуфья, жизнедеятельность представителей высшего духовенства, их роль в общественно - политической и духовно-нравственной жизни Бухарского эмирата. В книге также приведены сведения о школах, медресе, системе обучения, процессе творчества мударрисов (учителей), обучении учащихся, взаимоотношениях учителя и учеников. Интересными являются приведенные данные о макро- и микротопонимике Бухары и её округи.

Некоторые сведения об архитектуре Бухары периода эмира Хайдара и эмира Насруллаха собраны в книге Саййида Мухаммеда Насира ибн Музаффара «Тахкикат-и Арк-и Бухара» (написана в 1921-1922 гг.). В данной книге приведены факты относительно архитектуры Арка Бухары и тех построек, которые были осуществлены правителями (27, 91-92).

В 1920 году Садриддин Айни опубликовал в журнале «Шуълаи инкилоб» («Пламя революции») на таджикском языке объемную историю мангытов «Таърихи силсилайи мангитийа, ки дар Бухоро хукм ронданд». Спустя три года, она была издана уже с изменениями и дополнениями, внесенными самим Айни, в качестве книги под названием «Таърихи амирони мангитияи Бухоро» в Ташкенте. В1966 г. эта книга была включена в полное собрание сочинений Айни, а в 1975 г. она появилась в русском переводе (1).

С. Айни, критически оценивая в этом произведении предыдущие исследования о правлении династии мангытов, отходит от панегерики, излагает свой собственный взгляд на политику каждого мангытского правителя. Критикует некоторых эмиров. Например, Мухаммеда Рахима он характеризирует как правителя, который своими решительными действиями против повстанцев смог завоевать уважение. Но Айни не оправдывает убийство Абулфайзхана и двух его сыновей-Абдулмумина и Убайдуллаха (1,10). В сочинении Айни подробно описал хаос, воцарившийся во время правления Данийал-бия. Писатель признает Шахмурада как легитимного правителя и рассматривает его как основателя мангытской династии. Айни в лице Шахмурада создает образ

расчетливого, двуличного властолюбца, отмечает также положительные стороны этого правителя, восхваляет его заботу об учениках и ученых. Айни критикует политику Шахмурада по отношению к шиитам. Он всесторонне показывает негативные стороны правления эмира Хайдара. Освещая внешнюю политику эмира Хайдара, он положительно относится к его стремлению установить дипломатические контакты с Россией. Но, отражая посольские связи Бухары с Османским государством, Айни не оправдывает стремление эмира Хайдара стать вассалом султана Махмуда б. Абдулхамида. Айни указывает на политическую слабость Хайдара (1,26).

Таким образом, характеризируя сочинения местных исламских историков, описавших события периода правления мангытов в Бухарском эмирате до установления протектората царской России, следует констатировать, что в их произведениях даны отрывочные сведения о построении государства и его дипломатических связях. В них мало информации об экономике, системе права и образования, а также, за исключением автобиографических сведений, нет совершенно никаких данных о быте. В произведениях исламских авторов много ценных сведений об очередности правителей, о бытовавших представлениях относительно господства и порядка, о конфликтах в борьбе за власть и о заключении мира, о категориях друзей и врагов, о нравственных и религиозных нормах, а также о литературных традициях и вариациях. Исторические книги исламских авторов написаны в соответствии с категориями мышления самих авторов и отчасти также их потенциальной читающей публики.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Айни Садридцин. Таърихи амирони мангитияи Бухоро.//Куллиёт. Ч,. 10. -Душанбе, 1966; Айни Садридцин. Собрание сочинений .Т.6. - М„ 1975
2. Анке Фон Кюгельген. Легитимация среднеазиатской династии мангитов в произведениях их историков (XVIII - XIX вв.). - Алматы, 2004
3. Ахмад Дониш. Тарджимайи ахвал-и амиран-и Бухара-йи шариф . Рукопись ИВ АН РУз., Инв. № 1987. См. об этом: Сокровищница восточных рукописей Института востоковедения имени А.Беруни Академии наук Республики Узбекистан.-Ташкент, 2012; Ахмад Махдуми Дониш. Рисола ё мухтасаре аз таърихи салтанати хонадони

мангияти /Бо саъй ва ихтимом ва тасхехи Абдулгани Мирзоев. -Сталинобод, 1960

4. Ахмад Махдуми Дониш. Рисола ё мухтасаре аз таърихи салтанати хонадони мангияти /Бо саъй ва ихтимом ва тасхехи Абдулгани Мирзоев. - Сталинобод, 1960; Ахмад Дониш. История мангитской династии. / Перевод, предисловие и примечание И.А.Наджафовой,-Душанбе.- 1967; Ахмади Дониш. «Рисола ё мухтасаре аз таърихи салтанати хонадони мангития (Тахияи Далер).- Душанбе. -1999
5. Вороновский Д.Г. «Гульшан-ул-мулук» Мухаммеда Якуб Бухори. Рукопись. Дисс. канд. ист. наук -Ташкент, 1947. Также: Бартольд В.В. Известия Российской АН. - Серия Х.-Т.ХХ. - Д., 1921; Коль Е. Персидские, арабские и тюркские рукописи Туркестанской публичной библиотеки. - Ташкент, 1889
6. Зафар - нама - йи Хусрави. /Подготовка факсимильного текста, введение, указатели и аннотированное оглавление Исмаила Рахматова. - Душанбе,- 1989; Зафар - нама - йи Хусрави. /Подготовил к изданию, автор введения и ответственный редактор профессор Ходжи Назир Мухидиин Турсунзод. Переложение с арабского алфавита на кириллицу Н. Калонходжи, Зиёд Али Тура, А.Шарипова. - Худжанд, 2011; Зикр-и тарих-и Абул-Файз-хан. Рукопись. СПФИВРАН. Инв. № С. 667 (лл. 2646-270а)
7. Зикр-и тарих-и Абул-Файз-хан. Рукопись. СПФИВРАН. Инв. № С. 667 (лл. 264б-270а)
8. См: Коль Е. Персидские, арабские и тюркские рукописи Туркестанской публичной библиотеки, -Ташкент, 1889; Материалы по истории туркмен и Туркмении. Иранские, бухарские и хивинские источники XVI-XIX вв. Т.2. - М.-Л., 1938; Епифанова Л.М. Рукописные источники по истории Средней Азии периода присоединения её к России. -Ташкент, 1965; Миклухо-Маклай Н.Д. Описание таджикских и персидских рукописей Института востоковедения. Вып. 3. Исторические сочинения. -М., 1975; Стори Ч.А. Персидская литература. Био-библиографический обзор. В трех частях. Часть II. Переработал и дополнил Ю.Э. Брегель. - М„ 1972; Ахмедов Б. А. Историко-географическая литература Средней Азии XVI—XVIII вв. (Письменные памятники). -Ташкент, 1985; Лунин Б.В. История Узбекистана в источниках. Известия путешественников, географов и ученых XVI - первой половины XIX вв. - Ташкент, 1988; Материалы по истории Средней и Центральной Азии Х-Х1Х вв. - Ташкент, 1988; Сокровищница восточных рукописей Института востоковедения имени

А.Беруни Академии наук Республики Узбекистан.-Тапжент, 2012. и др Мухаммед Вефа-йи Карминеги. Тухфат-ал-хони. Рукопись Института востоковедения и письменного наследия АН РТ. Инв. № 1426; Семенев A.A. Каталог рукописей исторического отдела Бухарской центральной библиотеки,- Тапжент, 1925. - № 40.

9. «Маджма - ал - аркам» («Собрание письменных знаков»),-Рукопись ИВ АН РУз., Инв. № 493, 2463.
10. Мир Абуль Керим Бухарский. История Средней Азии/Пер. Г.А. Мир-заева //Материалы по истории туркмен и Туркмении, Том II. XVI-XIX вв. Иранские, бухарские и хивинские источники. -M.-JI. АН СССР. 1938
11. Мирза Абдал Азим Сами. Таърих-и салатин-и мангитйиа (История мангитского государства).-Издание текста, предисловие, перевод и примечание Л.М.Епифановой.- Москва.- 1962
12. Мирза Бадиъ Диван. Маджмаъ ал-аркам. («Предписная фиска»): приемы документации в Бухаре XVIII в. (Факсимиле рукописи. Введение, перевод, примечание и прил. A.B. Вилдановой). М., 1981
13. Мирза Садык Мунши. Таърихи манзум. Рукопись ИВ АН РУз., Инв. №3731.
14. Мирза Садык Мунши. Футухот-и амир-и маъсум ва амир Хайдар. Рукопись ИВ АН РУз., Инв. № 3686.
15. Мирзо Олим Махдум Хожи. Тарихи Туркистон / С^збоши ва изохлар муаллифи Ш. Вохидов. Араб ёзувидан табдил Ш.Вохидов ва Р. Холикова. - Тошкент: Янги аср авлоди, 2009
16. Мир Салман Хаджа Самарканди. Тафсил у байан-и даулат-и джамаат-и Мангит аз заман-и Рахим-хан. Рукопись. Санкт-Петербургский филиал института востоковедения Российской Академии наук (СПФИВРАН). Инв. №С 667.
17. Муин. Зикр-и таъдад-и падишахан-и узбак. Рукопись ИВ АН РУз. Инв. № 4468/3.41 лл.
18. Мулла Ибадаллах и Мулла Мухаммед Шариф. Тарих-и амир Хайдар ("История эмира Хайдара"). Рукопись ИВ АН РУз., Инв. № 1836
19. Мухаммед Али ибн Мухаммед Сайид Балчувони . Тарихи нофеи./ тахияи А. Мухторов. - Душанбе: Ирфон, 1994; Вохидов Ш. «Тарих-и нофеи» Бухоро амирлиги тарихига оид мухим манба // Узбекистонда ижтимоий фанлар.- 1997,- №№ 9,10,11; Мухаммад Али Балжувоний. Тарихи нофеи. (Тожик тилидан таржима. Сузбоши, изохлар муаллифлари Вохидов Ш. ва Чориев 3.). - Тошкент: Академия, 2001,94 б.
20. Мухаммед Вефа-йи Карминеги. Тухфат-ал-хони. Рукопись Института востоковедения и письменного наследия АН РТ. Инв. № 1426; Семенев A.A. Каталог рукописей исторического отдела Бухарской центральной библиотеки,- Ташкент, 1925. -№ 40.
21. Мухаммед Мир Алим Бухари. Фатх-наме-йи султани ("Султановская книга побед"). Рукопись ИВ АН РУз., Инв. № 1838.
22. Мухаммед Хусайн ибн Шах Мурад. Махазин ат-таква фи тарих ал-Бухара ("Сокровище благочестия"). Рукопись ИВ АН РУз., Инв. № 2773.
23. Мухаммед Шариф ибн Мухаммед Наки. Тадж ат-таварих ("Венец летописей"). Рукопись ИВ АН РУз., Инв. № 1999.
24. Муъин ад-Дин. Таварих-и аваил ва авахир. («История начал и концов [царствований]»). Рукопись ИВ АН РУз., Инв. № 4468/IV.
25. О некоторых событиях в Бухаре, Коканде и Кашгаре. Записки мирзы Шемса Бухари, изданные в тексте, с переводом и примечаниями В.В. Григорьевым. - Казань, 1861.
26. Садри Зиё. Силсилаи салотини мангития. Рукопись института востоковедения и письменного наследия АН РТ. Инв. № 230/ II/
27. Саййид Мухаммед Насир б. Музаффар. Тахкикат-и Арк-и Бухара (Исследования о Бухарском Арке)./ Пер. с персидского, введение, комментарии и указатели С. Гуломова. -Ташкент, 2009
28. Сахоббидини Сиддикц. Садри Зиё ва тазкирахои у. - Душанбе, 2010
29. Тулибаева Ж.М. Бухарские и кокандские источники по истории казахов и Казахстана // http: //www. eurasica. ru /articles /kazakh/ tulibaeva_zhm_ buharskie _ i_kokandskie_istochniki_ po_istorii_ kazahov_i_ kazahstana/ (Дата обращения 11.09.2013).
30. Тулибаева Ж.М. Персоязычные источники по истории казахов и Казахстана XIII-XIX вв. - Астана: ЕНУ, 2006. - С. 154.
31. Histoire de L&Asie Centrale (Afganistan, Boukhara, Khiva, Khokand). Depuis les derniers annees du regne de Nadir Chah ( 1153), jusqu&en 1233 de L" Hegire (1740-1818), par Mir Abdoul Kerim Boukhary. Publiee, traduite et anno tee par Ch. Schefer. Texte persan, Paris, 1876.

Среднеазиатские письменные источники по истории бухарского эмирата второй половины XVIII - первой половины XIX вв. (краткая характеристика сочинений)

Дж.Джурабаев

В статье осуществлен краткий обзор среднеазиатских письменных источников по истории Бухарского эмирата второй половины XVIII -первой половины XIX вв. Наряду с уже известными в науке историческими сочинениями, автор даёт краткую характеристику недавно введенным в научный оборот историческим трактатам, в том числе труду известного просветителя конца XIX и начало XX веков Садри Зиё «Силсилаи салотини мангития» («Династия Мангытов») , трактату Мухаммада Али ибн Сайида Балджувани «Та&рихи нофе&» («Полезная история») и др.

Middle - Asian Written Sources on the History of Bukhara Emirate of the second Half of the XVIII-th — the first Half of the XlX-th Centuries (brief characteristics of compositions)

Dj. Djuraboev

The article dwells on a brief survey of Middle Asian written sources on the history ofBukhara emirate of the second half of the XVIII-th - the first halfof the XlX-th centuries. Alongside with the compositions already known in science the author gives a brief characteristic of historical treatises introduced into science recently; here refer: the work of the famous enlightener of the end of the XIX- th- the beginning of the XX-th century Sadri Ziyou "Silsilai Salotini Manghytie"; Mukhammad Ali ibn Say id Baldjuvani&s treatise "Tarikhi Nofe" ("Useful Story") and others.

ИСТОРИЯ ТАДЖИКСКОГО НАРОДА МАНГЫТСКАЯ ДИНАСТИЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ БУХАРСКОГО ЭМИРАТА (xviii-xix ВВ.) written sources on the history of bukhara emirate (the xviii-th the xix-th cc.) history of the tajik people manghyt dynasty historiography
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты