Спросить
Войти

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ НА ПАРИЖСКИХ ВСЕМИРНЫХ ВЫСТАВКАХ 1867-1900 ГГ

Автор: указан в статье

функцию успешно выполняла религия, сейчас в условиях не сформированного среднего класса, эту функцию берет на себя массовая культура, которая порождает ложные образы, а, в конечном счете, те же самые ми-фосюжеты;

— когнитивная функция. Эту функцию выполняет наука.

Таким образом, мы видим, что ряд функций, действительно не выполняются структурами современных видов мировоззрения, а потому, в современной социальной реальности, могут встречаться мифосюжеты, именно мифосюжеты, а не мифы, так как:

1) они действуют исключительно в сфере социального, в то время как миф распространяется на все сферы жизни человека.
2) они имеют характер локальных проявлений, в то время когда миф носит тотальный характер.

С. Соколов

Санкт-Петербург на парижских Всемирных выставках 1867-1900 гг.

Памяти моей мамы Веры Ильиничны Соколовой (Андреевой)

История Всемирных универсальных выставок началась в 1851 г., когда в Лондоне в "Хрустальном дворце" с успехом прошла "Великая выставка изделий промышленности всех наций", организованная под патронажем королевы Виктории и ее супруга принца Альберта. Менее чем за полгода ее работы свыше 6 млн. британских и иностранных посетителей познакомились с уникальными экспонатами 32 стран-участниц.

Первая Всемирная универсальная выставка в Париже была устроена в

При подготовке статьи автор использовал материалы из фондов центральных государственных архивов Российской Федерации: РГИА, РГАЛИ, ЦГИА СПб., ОР ГТГ; а также отчеты и статьи российских специалистов, командированных на выставки в Париж; выставочные каталоги; российскую общую и ведомственную периодику за соответствующие годы; выставочных лет ежегодные Отчеты Императорской Академии художеств; материалы экспозиций и каталоги производственно-технических, художественных и мемориальных музеев; научную, мемуарную и справочно-энциклопедическую литературу, в том числе издания:

Указатель действующих в Империи акционерных предприятий и торговых домов / Под ред. В. А. Дмитриева-Мамонова. В 2 т. СПб., 1905;

Спасский П. Х. Исторический обзор развития мануфактурной промышленности в России. СПб., 1914;

Столпянский П. Н. Жизнь и быт петербургской фабрики за 210 лет существования (1704-1914). Л., 1925;

Яцунский В. К. Роль Петербурга в промышленном развитии дореволюционной России // Вопросы истории, 1954, N 9. С. 95-103;

Очерки истории техники России (1861-1917 гг.). В 3 вып. М., 1973-1978;

Биографический словарь деятелей естествознания и техники. В 2 т. М., 1958-1959;

Декоративно-прикладное искусство Санкт-Петербурга за 300 лет. Иллюстрированная энциклопедия. В 2 т. СПб., 2004;

1855 г. по инициативе императора Наполеона III. С тех пор и вплоть до конца 1930-х гг. Париж стал основным и наиболее известным местом проведения этих грандиозных и популярных праздников-зрелищ, задуманных как международные конкурсы-демонстрации новейших достижений промышленности, науки, техники и культуры.

Являясь в начале своей истории по преимуществу парадами национальных тщеславий, Всемирные выставки, отражая потребности "индустриальной эпохи", вскоре стали местом широких и разносторонних познавательных, деловых и творческих контактов, ареной взаимопроникновения и взаимообогащения национальных культур. Почти на всех этих выставках были представлены и российские экспозиции, составной и непременной частью которых являлись петербургские экспонаты. Будучи центром промышленной, торговой, финансовой, культурной, административной и политической жизни страны, Санкт-Петербург, как правило, доминировал среди других российских участников.

Крымская война 1854-1856 гг. сделала невозможным участие России в первой парижской Всемирной выставке. Стоит отметить, что здесь впервые в рамках подобных выставок состоялся показ современного изобразительного искусства. Около 5 тыс. живописных картин различных жанров и достоинств экспонировались в специально построенном Дворце изящных искусств, среди них, например, — работы известных французских художников Жана Огюста Энгра и Эжена Делакруа.

Через 10 лет, когда в Париже шла подготовка к очередной Всемирной выставке, изменились и военно-политическая ситуация, и отношения Франции с Россией. Получив в начале 1865 г. от имени императора Наполеона III приглашение участвовать в готовящейся выставке, император Александр II принял его и дал соответствующие распоряжения правительственным учреждениям. (Приглашение иностранных государств на эту, предыдущие и последующие выставки осуществлялось дипломатическим путем).

В апреле 1865 г. была учреждена особая Комиссия для подготовки Русского отдела, на устройство которого российское правительство выделило 237 тыс. руб. Как и на предыдущих Всемирных выставках в Лондоне, основным устроителем Русского отдела в Париже являлся Департамент торговли и мануфактур Министерства финансов России (директор — А. И. Бутовский). Организацией российского художественного отдела, отбором и комплектованием работ занималась специальная комиссия петербургской Императорской Академии художеств. Часть наиболее гро"Отчеты Императорской Академии художеств" за 1867-1900 гг. СПб., 1868-1901;

Булгаков Ф. И. Наши художники. В 2 т. СПб., 1890;

Киняпина Н. С. Внешняя политика России второй половины XIX в. М., 1974;

Иллюстрированное описание Парижской выставки 1867 года. СПб., 1869;

Россия на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. СПб., 1900; и др.

Автор благодарит Г. Н. Иванову за ценные советы и помощь в создании статьи.

моздких экспонатов, отобранных Комиссией и прибывших на сборные пункты при российских таможнях, были направлены в Париж морским путем еще в июле-августе 1866 г., а остальные грузы отправлялись по железной дороге с конца 1866 г. по март 1867 г.

В период начинавшегося кризиса Второй Французской империи, на фоне "воинственного шума оружия, наполнявшего тогда Европу" (Морис Палеолог), 1 апреля (20 марта ст.ст.) 1867 г. в Париже открылась "Всемирная выставка произведений земледелия, промышленности и художеств". На Марсовом поле между Сеной и Военной школой для нее возвели огромное, овальное в плане, Главное здание из стекла и железа размерами 490 х 380 м, высотой 25 м, внутри которого размещались семь концентрических экспозиционных галерей (инженеры-архитекторы — Ж.-Б. Крантц и А. Г. Эйфель). Вокруг на территории площадью 70 га расположились более 200 больших и малых павильонов и "бутиков". План и программу выставки разработал французский инженер и экономист Ф. Леплей. (Ее панораму изобразил в своей большой, 2 х 1 м, картине "Всемирная выставка 1867 г." художник Эдуард Мане). Участвовали в выставке свыше 30 стран и около 42 тысяч экспонентов, распределенных на 10 групп и 95 классов.

Наибольшей популярностью у посетителей пользовалась т. н. "Галерея машин", по периметру примыкавшая снаружи к Главному зданию. Отдельные экспозиции были посвящены быстро развивавшемуся фотоделу или светописи, как называли в то время в России фотографию. (В 1865 г. в С.-Петербурге стал издаваться специальный журнал "Фотографическое обозрение"; в 1867 г. — "Фотографический вестник"). По мнению большинства специалистов, особенно удачными в этом разделе были психологически тонкие и технически безукоризненные фотопортреты, выполненные английской фотохудожницей Дж. М. Кэмерон.

Среди новинок техники на выставке демонстрировались шариковые подшипники (изобретенные еще Леонардо да Винчи) и гидравлические подъемники. В период проводившейся в России военной реформы и перевооружения русской армии и флота ее специалисты с повышенным интересом знакомились с широко представленными здесь военно-техническими экспонатами зарубежных стран. Начиная с 1851 г., в этих разделах, в частности, традиционно выделялись изделия сталелитейных заводов А. Круппа. На выставке 1867 г. сенсацию вызвали огромные, в несколько тонн, стальные слитки и суперпушка Круппа, которая вместе с лафетом весила 90 т ("Гран при" выставки).

К выставке был приурочен и международный шахматный турнир, прошедший на ее территории. (В Санкт-Петербурге первый официально зарегистрированный шахматный клуб — "Общество любителей шахматной игры" — открылся весной 1853 г.).

Русский Отдел насчитывал 1382 экспонента. Его Генеральным комиссаром (руководителем) был назначен чиновник Министерства финансов,

действительный статский советник Р. Х. Таль. Но практически устройством и работой Отдела в ходе выставки руководил его официальный помощник, бывший слушатель Петербургского военно-инженерного училища и Академии художеств писатель Д. В. Григорович, традиционно близкий к французской культуре, мать которого была француженкой. Еще в 1858 г. он, например, знакомил А. Дюма с С.-Петербургом и Петергофом во время известного путешествия французского писателя по России. Для удобства ознакомления с русской экспозицией были изданы на французском языке общий каталог Русского отдела и специальный путеводитель по его художественной части.

По итогам работы жюри сотни российских, а в их числе — и петербургских экспонентов получили в Париже высокие оценки, медали и дипломы. (Всего 478 наград, среди них — 3 "Гран при", 21 золотая, 93 серебряных, 211 бронзовых медалей). Высшей наградой — "Гран при" — специальный экспертный совет международного жюри отметил работы академика Петербургской Академии наук физика и электротехника Б. С. Якоби. По разделу военно-технических изделий Сестрорецкий оружейный завод (после 1917 г. — Сестрорецкий инструментальный завод) был награжден несколькими медалями за выставленные образцы оружия; бронзовую медаль присудили орудиям и инструментальной стали петербургского Обу-ховского завода, основанного в 1865 г. горным инженером П. М. Обуховым. Наград различных степеней удостоились изделия Адмиралтейских Ижорских заводов; С.-Петербургского Монетного двора; изобретения в области гальванопластики электротехника из Кронштадта И. М. Федоровского. Две серебряные и две бронзовые медали получило за свою продукцию "Товарищество Российско-Американской резиновой мануфактуры", выступавшее под фирмой "Треугольник". В классе 35 ("Мужская и женская одежда") серебряной медалью жюри оценило образцы шляп петербургской фирмы К. Циммермана. В классе 44 ("Химические продукты") "Почетным отзывом" были отмечены продукты сухой перегонки дерева (смола, скипидар, деготь и др.) Лисинского учебного лесничества С.-Петербургской губернии Царскосельского уезда.

По разделу текстильной промышленности серебряную медаль за свои ткани получили "Невская бумагопрядильная мануфактура" и петербургский шелковый фабрикант А. И. Ниссен — за атласы, саржи и марселины. (Через три десятилетия, в конце XIX в., российские хлопчатобумажные набивные ткани будут успешно конкурировать, а затем и вытеснять из Европы и Азии знаменитые английские ткани).

Постоянным вниманием посетителей Русского отдела пользовались искусно выполненная из бронзы модель Петропавловской крепости, посланная на выставку петербургской Фабрикой художественной бронзы Феликса Шопена; жанровая скульптура малых форм и посуда С.-Петербургского "Фарфорового завода братьев Корниловых"; этнографическая коллекция малых сибирских народов, образцы природных богатств Сибири, а также фауны и флоры северных морей, предоставленные сибирским золотопромышленником и петербургским предпринимателем М. К. Сидоровым (серебряная медаль).

Русская экзотика в Париже была представлена крестьянской деревянной избой, сооруженной по инициативе и на средства петербургского предпринимателя, лесопромышленника В. Ф. Громова плотницкой артелью из Владимирской губернии. Построенную без единого гвоздя, избу снаружи украшала искусная резьба. Внутри и во дворе находились предметы народного быта и орудия труда, а также манекены в народных костюмах. Эту экспозицию жюри отметило серебряной медалью, а В. Ф. Громов, демонстрировавший также строевой лес и тес, был награжден французским правительством орденом Почетного Легиона. Здесь же, в парке выставки, где стояла изба, был установлен огромный бронзовый орел, отлитый в петербургской мастерской Ф. Шопена.

Золотую медаль жюри присудило петербургскому архитектору А. И. Резанову за его архитектурные проекты, рисунки и планы. (По проекту А. И. Резанова — в будущем ректора Академии художеств — в это время, например, в Санкт-Петербурге на Дворцовой набережной строился уникальный Владимирский дворец — резиденция Великого князя Владимира Александровича, сына императора Александра II. С 1920 г. дворец отдан петроградскому Дому ученых). За новые оригинальные конструкции (модели) отопительных печей "Почетный отзыв" получил библиотековед и архитектор Императорской Публичной библиотеки В.И. Соболь-щиков.

Среди других петербургских экспонентов золотой медали удостоились серебряные изделия ювелирной фабрики И. П. Сазикова, награжденного в Париже орденом Почетного Легиона. Бронзовые медали получили петербургские фабриканты и купцы: П. С. Оплеухин — за производимые им консервированные овощи и фрукты, Т. Лихачев и А. Емельянов — за кожевенные товары; "Почетным отзывом" была отмечена продукция винных заводов А. Ф. Штритера. В классе 43 ("Земледельческие продукты"), в разделе табачных изделий жюри присудило серебряные медали петербургской Табачной фабрике А. Миллера и фирме "Лаферм", бронзовые — столичным фабрикам П. Петрова, Г. Крафта, фирме "С. Габай и А. Мичри". В классе 72 ("Кондитерские изделия") бронзовой медалью за ассортимент конфет наградили петербургскую фирму "Георгий Ландрин", "Почетным отзывом" — продукцию Торгового дома братьев Елисеевых. Интерес у публики вызвали впервые продемонстрированные за рубежом многочисленные наборы игральных карт, напечатанных Карточной фабрикой при Александровской мануфактуре близ Петербурга (после 1917 г. — Комбинат цветной печати).

Подбором произведений российского изобразительного искусства и организацией их отправки на выставку в Париж руководил 28-летний петербургский академик живописи В. Г. Шварц. Назначенный затем заведующим русским художественным отделом, он успешно справился с ответственным заданием. В экспозиции демонстрировались работы 40 российских живописцев. Впервые за рубежом здесь были широко представлены картины молодых художников реалистического направления — В. Г. Перова, В. В. Пукирева, А. И. Мещерского, петербуржцев Г. Г. Мясоедова, Н. Н. Ге, К. Д. Флавицкого, А. А. Попова, М. К. Клодта (пейзажи), А. А. Риццони, А. Д. Литовченко, Т. Г. Шевченко (гравюры), П. А. Сухо-дольского, Б. П. Виллевальде (батальные работы), исторического живописца Ф. А. Бронникова и многих других, получивших высокие оценки зрителей и жюри. Золотой медалью и денежной премией был отмечен художник-баталист петербургской школы А. Е. Коцебу за монументальное полотно "Полтавская битва". В ряду портретной живописи экспонировалась картина бывшего петербургского художника, с 1856 г. работавшего в Москве, С. К. Зарянко "Портрет графа Ф. П. Толстого".

В разделе скульптуры были выставлены творения молодых выпускников Петербургской Академии художеств М. А. Чижова и М. М. Антокольского.

Выставочные награды получили пользовавшиеся постоянным вниманием посетителей мозаичные работы Петергофской гранильной фабрики и Императорской Академии художеств (золотая медаль), изделия Императорских Фарфорового и Стеклянного заводов. (В 1890 г. Стеклянный завод был объединен с Фарфоровым, после 1917 г. вновь существовал как отдельное предприятие под названием "Ленинградская зеркальная фабрика", с 1949 г. — "Ленинградский завод художественного стекла").

Из петербуржцев на эту выставку приезжали В. В. Стасов, Д. И. Менделеев, опубликовавший о ней отчет-монографию; инженер-металлург Д. К. Чернов, служивший в это время на Обуховском заводе; профессор петербургского Горного института императрицы Екатерины II Н. А. Ку-либин, командированный на выставку в качестве российского эксперта по горному делу и награжденный по ее завершении орденом Почетного Легиона; профессор политической экономии С.-Петербургского университета В. С. Порошин, также командированный в качестве эксперта международного жюри; ректор Академии художеств Ф. А. Бруни; профессор С.-Петербургского университета М. И. Сухомлинов; писатель П. Д. Бобо-рыкин, опубликовавший серию очерков о выставке в газете "Русский инвалид"; корреспондент петербургской официозной газеты "Северная почта" В. Собольщиков; философ-позитивист Е. В. де Роберти; недавний студент С.-Петербургского университета А. Ф. Отто (Онегин) — впоследствии известный библиофил и основатель Пушкинского музея в Париже. Командированный Морским министерством, на выставку ездил капитан-лейтенант Н. И. Казнаков — будущий контр-адмирал и старший флагман Балтийской эскадры. После возвращения в С.-Петербург его отчеты были опубликованы в "Морском сборнике" за 1867-1868 гг.

Председателем международной комиссии экспертов Морского отдела

всей выставки был избран вице-адмирал Российского флота, участник Крымской войны Г. И. Бутаков.

Посещали выставку жившие в это время в Париже И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, русский философ-позитивист Г. Н. Вырубов. Академик Б.С. Якоби выступил здесь с докладом о необходимости повсеместного введения единой десятичной системы мер (т.н. "метрической системы"). Известный химик, академик Петербургской Академии наук Н. Н. Зинин по результатам своей поездки на выставку подготовил актуальный для российской промышленности научный обзор о способах изготовления и значении синтетических красителей ("Об анилиновых красках").

С успехом прошли на выставке выступления оркестра петербургского кавалергардского полка, приезжавшего в Париж на состязания военных оркестров.

Для знакомства с современной художественной культурой и ее направлениями на выставку ездили Г. Г. Мясоедов; студент Академии художеств и С.-Петербургского университета, в будущем известный русский живописец В. Д. Поленов; студент юридического факультета С.-Петербургского университета, будущий известный скульптор-анималист Е. А. Лансере и другие художники. В сентябре 1867 г. побывал на выставке тесно связанный с Петербургом П. М. Третьяков. Вернувшись из Парижа, руководитель Русского отдела на выставке, секретарь СанктПетербургского Общества поощрения художников писатель Д. В. Григорович опубликовал интересную и актуальную не только для того времени статью "Художественное образование в приложении к промышленности на Всемирной Парижской выставке 1867 г.".

Как правило, местом встреч российских специалистов и туристов на выставке были ресторан и чайная петербургского купца Корещенко, располагавшиеся недалеко от Главного здания на Марсовом поле.

В мае 1867 г. по приглашению французского императора Наполеона III в Париж для осмотра выставки прибыл российский император Александр II в сопровождении старших сыновей и членов императорского Двора. 25 мая (6 июня) в Булонском лесу под Парижем произошло покушение на Александра II, в которого стрелял 20-летний участник польского восстания 1863 г. А. И. Березовский. По стечению обстоятельств император не пострадал. Это событие, потрясшее парижское общество, стало сюжетом картины французского художника Ж.-Б. Карпо "Покушение Березовского на Александра II", находящейся теперь в Музее д&Орсэ. Тогда же в Париже, в одном из элитных ресторанов, состоялась встреча-беседа Александра II с его родственником королем Пруссии Вильгельмом I и канцлером Отто фон Бисмарком, который в 1859-1862 гг. в качестве посланника Пруссии жил в С.-Петербурге на Английской наб., 50. Находясь в Париже, Александр II тайно встречался в Елисейском дворце с приехавшей сюда из Италии княжной Е. М. Долгорукой, ставшей впоследствии его морганатической супругой. Пользуясь благоприятным случаем, международное жюри выставки "преподнесло" Александру II высшую награду — "Гран при" — за труд и содействие по улучшению пород лошадей на российских конных заводах. (В Париже с успехом были представлены орловские и стрелецкие рысаки государственных и частных коннозаводчиков, и в частности — петербуржца В. Т. Молоствова). Из Франции Александр II также привез в Петербург модное светское развлечение — велосипед.

Из высшего петербургского общества на этой выставке побывали будущий историк и государственный деятель круга Александра III граф С. Д. Шереметев, принц П. Г. Ольденбургский, приезжавший в Париж вместе со своей многочисленной семьей, министр внутренних дел П. А. Валуев. Всего же к закрытию выставки 3 октября 1867 г. ее посетили более 11 млн. человек.

Всемирную Парижскую выставку 1878 г., проходившую уже в республиканской Франции, современники называли экспозицией электричества и электротехники. Участвовали в ней более 52 тысяч экспонентов, изделия которых распределялись на 9 групп и 90 классов. Центром выставки вновь, как и в предыдущие годы, стало Марсово поле с выросшими здесь многочисленными сооружениями и павильонами, а главным зданием выставки являлся огромный Дворец промышленности (длина 706 м, ширина 340 м). Кроме этого, к ее открытию на противоположном берегу Сены был построен дворец "Трокадеро" (архитектор — Г. Ж. Давиу и др.), где проходили различные выставочные мероприятия. Так, в залах дворца во время работы выставки с успехом выступал знаменитый в то время цыганский хор Шишкина, прибывший из С.-Петербурга. В сентябре 1878 г. здесь с большим успехом прошли четыре концерта русской музыки. Симфоническим оркестром выставки были исполнены произведения М. И Глинки, П. И. Чайковского, Д. С. Бортнянского, А. Г. Рубинштейна, А. С. Даргомыжского и других композиторов. Организатором этих концертов и исполнителем отдельных произведений (в том числе — 1-го концерта для фортепиано с оркестром П. И. Чайковского) являлся профессор и директор Московской консерватории Н. Г. Рубинштейн, вместе с братом Антоном стоявший у истоков и С.-Петербургской консерватории.

Первое по посещаемости место среди павильонов занимала Галерея машин, возведенная по проекту инженера А. де Диона. Здание главного входа на выставку (все подобные выставки были платными) проектировал инженер А. Г. Эйфель. Одной из сенсаций выставки, вызывавшей восторженную реакцию публики, стали электрические осветительные устройства П. Н. Яблочкова и Т. А. Эдисона, в вечернее время эффектно освещавшие павильоны и территорию выставки. Парижане называли их "русским светом". (Следует здесь вспомнить, что в С.-Петербурге еще в 1873 г. на Одесской улице, недалеко от Смольного монастыря, был установлен первый в мире уличный электрический фонарь изобретателя А. Н. Лодыгина. Здесь же находилась его мастерская). "Изюминкой" этой экспозиции явилась также большая модель предназначенной для США "Статуи Свободы"

скульптора Ф. О. Бартольди и ее гигантская, выполненная в натуральную величину, голова, размеры которой поразили воображение зрителей.

За несколько месяцев до открытия выставки, в марте 1878 г., Россия победой завершила Балканскую войну с Турцией. Этим, отчасти, объяснялось повышенное внимание зрителей и военных специалистов к российской экспозиции в Париже. Председателем Комиссии по участию России на этой выставке был назначен директор Департамента торговли и мануфактур А. И. Бутовский. Генеральным комиссаром Русского отдела стал барон А. М. Нолькен. В его организации принял участие и посол России во Франции граф Н. А. Орлов.

Многие, ранее уже упоминавшиеся, государственные и частные заводы России по традиции выставили свои экспонаты в общих отраслевых павильонах. Основная же часть ее экспозиции размещалась в национальном отделе, расположенном в Главном здании. Вход в Русский отдел был декорирован в стиле древнерусского деревянного зодчества (архитектор — выпускник Петербургской Академии художеств И. П. Ропет).

Большое число российских, а среди них и петербургских экспонатов и их представителей получили в ходе и по итогам выставки высокие оценки зрителей, прессы, жюри. Так, золотой медалью за выпускаемую продукцию были отмечены "Товарищество Российско-Американской резиновой мануфактуры", "Товарищество Тентелевского химического завода" в С.-Петербурге и сапожная фирма Г. Ф. Ситнова. Серебряной медали по разделу парфюмерии за свои одеколоны, душистые воды, косметику удостоилась "Санкт-Петербургская химическая лаборатория" (позже — парфюмерная фабрика "Северное сияние"). Такую же награду получили изделия Табачной фабрики "Саатчи и Мангуби". В классе спиртных напитков "Почетным отзывом" был награжден петербургский Водочный и ликерный завод "Ф. Натус и Ко". В других разделах принимали участие Музей Горного института, Русское Музыкальное общество, С.-Петербургское почтово-телеграфное управление и другие учреждения. В группе "Образование и книгопечатание" серебряную медаль международное жюри присудило продукции петербургской книгоиздательской фирмы А. Ф. Маркса. Золотой медалью жюри наградило показанное здесь сборно-разборное деревянное здание театра на 1500 мест, предназначенное для временного использования на ярмарках и тому подобных мероприятиях. Автором-проектировщиком его являлся академик архитектуры, выпускник Императорской Академии художеств В. А. Гартман. По отзывам прессы, удачно и интересно — в ряду экспонатов других стран — выглядела российская этнографическо-антропологическая экспозиция, составленная петербургскими специалистами.

По разделу фотографии и фотоискусства золотую медаль за "Художественный альбом фотографий с натуры" получил выпускник Академии художеств нижегородский фотограф А. О. Карелин. (В том же 1878 г. в С.-Петербурге при Русском техническом обществе был создан Отдел светописи).

В отделе художеств заметным успехом пользовалась российская экспозиция изобразительного искусства. Руководителем русского отдела искусств Академия художеств избрала профессора В.И Якоби. Организацией отдела занимался также хранитель картинной галереи Академии художеств, будущий хранитель Эрмитажа и редактор журнала "Вес тник изящных искусств" А. И. Сомов. Отбор картин и скульптур на выставку производился как из фондов Петербургской Академии художеств, так и из частных московских художественных галерей П. М. Третьякова и К. Т. Солдатенкова. В итоге русский отдел насчитывал 145 живописных полотен, 38 акварелей и рисунков, 45 скульптурных работ, среди которых были произведения и академического направления, и социального реализма передвижников.

Русскую школу реализма представляли, в частности, работы петербургских художников-жанристов И. Н. Крамского (золотая медаль за картины "Христос в пустыне", "Портрет писателя Л. Н. Толстого" и др.), Г. Г. Мясо-едова ("Земство обедает", "Чтение манифеста"), А. И. Морозова ("Сельская бесплатная школа"), Н. Д. Дмитриева-Оренбургского ("Жницы"),

A. И. Корзухина ("Возвращение из города", "Крестьянские девочки в лесу"), В. М. Максимова, К. А. Савицкого, П. О. Ковалевского (золотая медаль за картину "Раскопки в окрестностях Рима"), И. Е. Репина ("Бурлаки на Волге"); знаменитый в будущем "Портрет Ф. М. Достоевского" московского художника В. Г. Перова и другие картины.

Академическое искусство демонстрировали петербургские художники исторической живописи Г. И. Семирадский ("Светочи Нерона", "Женщина или ваза?" — "Гран при" и орден Почетного Легиона), В. И. Якоби ("Свадьба в Ледяном доме"), К. Е. Маковский ("Перенесение священного ковра"), П. П. Чистяков ("Старый боярин"), П. В. Жуковский, М. П. Боткин и др.

В разделе пейзажной живописи экспонировались картины А. И. Куин-джи ("Украинская ночь", "Степь", "Чумаки"), И. И. Шишкина ("Лесная чаща"), М. К. Клодта ("Полдень", "Вечер"), Е. Е. Волкова ("В лесу по весне"), П. А. Брюллова ("Весна"), Н. Е. Маковского ("Улица в Каире"), А.

B. Гине ("Вид на острове Валааме"), Ф. А. Васильева ("Мокрый луг"), А. К. Беггрова ("Зимний вид в Санкт-Петербурге"), акварели М. Я. Виллие.

Петербургскую графику в виде портретных гравюр, выполненных в технике офорта, демонстрировали В. А. Бобров и Н. С. Мосолов.

В разделе пластики зрительское внимание привлекали изящно выполненные бронзовые скульптурные группы Е. А. Лансере — "Казак после битвы", "Орлиная охота" и др. Живший в то время в Париже М. М. Антокольский показал на выставке несколько своих скульптур и по ее завершении был удостоен "Гран при" и награжден орденом кавалера Почетного Легиона. (С момента учреждения Наполеоном Бонапартом, 11 июля 1804 г., орден Почетного Легиона насчитывает в порядке возрастающей

значимости три степени: 1) степень кавалера ордена Почетного Легиона, которую и получили русские художники; 2) степень офицера; 3) степень командора — высшее отличие ордена Почетного Легиона. Как правило, иностранцам Орден вручается 14 июля, в день взятия Бастилии). Золотую медаль за серию скульптурных работ из крестьянского быта, выполненных в мраморе и бронзе, получил М. А. Чижов — преподаватель скульптуры в Начальной школе рисования, черчения и лепки при Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица. Всего 16 наград различных степеней получили в Париже русские художники, а весь Российский отдел — 780 наград.

На этой выставке, которая традиционно работала в течение полугода, побывали тысячи россиян, чему способствовало и начавшееся в 1870-е гг. взаимное политико-государственное сближение России и Франции. (У истоков его, наряду с политиками, стоял, в частности, известный российский писатель и публицист М. Н. Катков). Среди других ее посетили петербургский физик и электротехник, профессор физики в Лесном институте Д. А. Лачинов, направленный в Париж Императорским Русским техническим обществом; сенатор, организатор Императорского Русского исторического общества А. А. Половцов; профессор С.-Петербургского университета академик П. Л. Чебышев; проживавший тогда в Париже художник-пейзажист, выпускник и пенсионер Петербургской Академии художеств А. П. Боголюбов; пенсионеры Академии художеств А. А. Пар-ланд, Л. Я. Урлауб, И. П. Ропет; молодой историк, будущий профессор С.-Петербургского университета Н. И. Кареев; начинающий правовед и историк М. М. Ковалевский; В. В. Стасов и другие петербуржцы. По возвращении в Петербург командированные Русским техническим обществом специалисты выступили на заседаниях Общества с докладами и сообщениями об увиденном на выставке (см.: "Записки Императорского Русского технического общества", 1879. Вып. 2. С. 93 — 120).

Побывав на выставке, российские художественные критики различных направлений опубликовали о ней большое число статей, посвященных и русскому изобразительному разделу, и экспозициям других стран. Так, свои заметки о художественном отделе всей выставки напечатал в февральских номерах газеты "Голос" за 1879 г. петербургский критик А. М. Ма-тушинский.

В период работы выставки здесь, наряду с другими, состоялся первый в истории международный Литературный контресс, устротнный парижским Обществом писателей. Его почетным президентом был избран Виктор Гюго, вице-президентами — И. С. Тургенев и П. Д. Боборыкин. Статью о Конгрессе, принятых им документах и положении авторов, напечатал в петербургском журнале "Слово" П. Д. Боборыкин (1878, N 9-10). Работе этого Конгресса посвятил несколько очерков петербургский журналист и писатель, в 1880-е гг. издатель либеральной газеты "Страна" Л. А. Полонский. На международном Электротехническом конгрессе Россию представляли известные в Европе изобретатели-электротехники А. Г. Столетов и П. Н. Яблочков. Делегаты прошедшего во время выставки международного Почтового конгресса создали существующий и поныне Всемирный почтовый союз. В сентябре 1878 г. в рамках выставочных мероприятий на ипподроме Мезон-Лафит близ Парижа состоялся конкурс лошадей, и были устроены рысистые бега, в которых участвовали и рысаки российских конных заводов. Закрылась выставка 10 ноября 1878 г., собрав свыше 12,5 млн. посетителей.

Пропустив в последующие годы несколько сравнительно небольших и маловажных для нее всемирных выставок 1880-х гг., фрагментарно присутствуя в Амстердаме (1883 г.) и в Антверпене (1885 г.), Россия приняла участие в Парижской выставке 1889 г. — одной из самых ярких и масштабных экспозиций XIX в. Приуроченная правительством Третьей республики к 100-летию Великой Французской революции, она открылась 26 апреля, явившись триумфом машинной техники и инженерного искусства. В ее работе участвовали около 40 стран Европы, Америки, Азии и Северной Африки, в их числе — Япония, Индия, Китай, Египет. Впервые столь широко здесь были представлены экзотические для европейцев этнографические экспозиции и культура восточных народов. Около 60 тысяч экспонентов, распределенных на 9 групп и 83 класса, разместили свои изделия в многочисленных павильонах на Марсовом поле и близлежащих площадях и набережных Сены. Открыл выставку президент Франции М. Ф. Карно, и в первый же день ее посетили около 500 тыс. человек.

Символом и инженерно-архитектурной доминантой выставки стала возвышавшаяся на Марсовом поле металлическая, оригинальной конструкции трехъярусная башня высотой 305 м. Спроектировал ее, победив в трудном конкурсе, а затем и осуществил строительство известный французский инженер А. Г. Эйфель. Его именем и назвали эту башню, которая вначале необычным видом и резким контрастом со сложившимся архитектурным анз амблем Парижа шокировала мнозих французов и иностранцев. Привычка и симпатии пришли уже после выставки, а художник Поль Гоген назвал ее даже "кружевной готикой". (С открытием выставки в газетах появился новый словесный оборот: "гвоздь экспозиции", "гвоздь программы", посвященный Эйфелевой башне. С того времени это выражение стало общеупотребительным. Впоследствии соотечественники своеобразно почтили личность и творчество Эйфеля, украсив его портретом одну из наиболее "ходовых" национальных банкнот — 200-франковую купюру). Рядом с Эйфелевой башней была устроена независимая совместная выставка карзин одного из основоположников импрессионизма Клода Моне и скульптурных работ Огюста Родена, быстро ставшая популярной и получившая хорошие отзывы.

Одним из наиболее посещаемых павильонов был т.н. "Дворец машин" — огромное и в то же время изящное здание длиной 420 м, шириной 115 м и высотой 45 м (архитектор Ш. Л. Ф. Дютер, инженер М. Ж. Контамен). Здесь, в частности, впервые демонстрировались, вызвав повышенное внимание зрителей, первые, еще далеко несовершенные, автомобили компании "К. Бенц" и компании "Г. Даймлер" с двигателем внутреннего сгорания. С интересом рассматривали посетители карту-маршрут и макеты вагонов суперкомфортабельного поезда "Восточный экспресс", совершавшего рейсы Париж-Стамбул и сочетавшего в себе роскошь и скорость. ("Дворец машин" находился на Марсовом поле до 1911 г., а затем был разобран из-за начавшейся коррозии).

Из популярных новинок в экспозициях разных стран впервые были продемонстрированы искусственный шелк, сахарин, целлулоид, фонограф Т. А. Эдисона и многое другое.

К началу выставки в Париже были подготовлены усовершенствованные эталоны Метрической системы мер и весов — метра и килограмма, сделанные из сплава платины и иридия.

Приуроченность выставки к юбилею революции, потрясшей в свое время европейские монархии, недавние внутрироссийские события обусловили — по инициативе, исходившей от императора Александра III, — отказ российского правительства официально участвовать в ее работе. Поэтому экспозиция России была составлена усилиями и на средства заинтересованных предприятий, учреждений и частных лиц, весной 1888 г. создавших в С.-Петербурге "Комитет представителей русских экспонентов".

Генеральными комиссарами Русского отдела на этой выставке были избранный вначале известный петербургский предприниматель и финансист К. А. Варгунин, а затем И. С. Познанский. Общая экспозиция Отдела, в которой участвовали более 800 экспонентов, по отзывам некоторых российских современников, выглядела довольно слабо. Однако было много и вполне достойных экспонатов, в том числе — из С.-Петербурга. Так, выставленная здесь коллекция русских почв основоположника российского почвоведения профессора Петербургского университета В. В. Докучаева пользовалась большим

Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты