Спросить
Войти

ИЗУЧЕНИЕ ВЕЛИКОЙ РОССИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В СВЕТЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО СТАНДАРТА И НОВЕЙШЕЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИСТОРИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Автор: указан в статье

УДК 372.8:94

ИЗУЧЕНИЕ ВЕЛИКОЙ РОССИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ В СВЕТЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО СТАНДАРТА И НОВЕЙШЕЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИСТОРИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

THE STUDY OF THE GREAT RUSSIAN REVOLUTION IN THE LIGHT

OF HISTORICAL AND CULTURAL STANDARD AND THE NEWEST EDUCATIONAL LITERATURE ON HISTORY IN SECONDARY SCHOOL

©Богданова А. А.

канд. пед. наук Башкирский государственный университет г. Стерлитамак, Россия, almira-bogdanova@mail.ru

©Bogdanova A.

Ph.D., Bashkir state University Sterlitamak, Russia, almira-bogdanova@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу рассмотрения революционных событий в России 1917 г. в школьном обучении истории. Автор показал основные тенденции освещения революции 1917 г. в текстовом и внетекстовом компонентах содержания учебников, определил новейшие историографические положения в учебном историческом содержании и их соответствие Историко-культурному стандарту УМК по отечественной истории. По мнению автора, верное и правдивое освещение событий в учебниках истории является необходимым условием воспитания гражданственности и патриотизма, выработки ценностного отношения к истории.

Abstract. The article is devoted to consideration of the revolutionary events in Russia in 1917. in school learning history. The author showed the main trends in the lighting revolution of 1917. in text and weekstwo components of textbooks, determined the latest historiographical situation in teaching historical content and their consistency with Historical and cultural standard teaching materials for national history. According to the author, loyal and truthful coverage of events in the history books is essential to the education of citizenship and patriotism, developing value attitude to history.

Революционные события, происходившие в России в 1917 г., оказали мощные и необратиые последствия как для нее самой, так и для нескольких поколений соотечественников.

Неоднозначным и противоречивым является отражение революции и в исторической науке. Революция 1917 г. всегда находились в центре внимания историков, как отечественных, так и зарубежных. При этом освещение предпосылок, хода событий, возможных альтернатив развития, итогов революции имеют различные, иногда диаметрально противоположные характеристики. Разброс мнений чрезвычайно широкий: от народной «Великой» революции, первого открытого вызова капиталистической системе,

самого великого события мировой истории, прорыва в «светлое будущее» до понимания революции 1917 г. как переворота, совершенного кучкой заговорщиков-большевиков, нарушивших естественный ход истории, породивший кровавую диктатуру и террор.

В условиях перехода от концентрической структуры обучения к линейной и внедрения историко-культурного стандарта в преподавании истории целесообразно обратиться к новейшим учебникам истории России XX-XXI вв., предназначенных для изучения как в 9 и 11 классах, так и в 10 классе.

Историко-культурный стандарт, принятый историческим сообществом, «содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого» и перечень «рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий», а также перечень «трудных вопросов истории России». При этом авторы Историко-культурного стандарта определили в качестве спорных «причины, последствия и оценка падения монархии в России, революции 1917 г., прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне» (1).

Обратимся к школьным учебникам и определим как трактуются наиболее важные вехи революционных событий 1917 г. В историко-культурном стандарте события столетней давности именуются как единая Великая Российская революция 1917 г. И как видим, речи одвух революциях не ведется, а говорится о двух ее этапах — февральском и октябрьском, которые неразрывно связаны между собой, вытекают один из другого. Оба этапа имели в основном одних и тех же главных действующих лиц. Рассмотрим, как в новейших учебниках выделены основные периоды революции. В учебнике А. А. Левандовского, Ю. А. Щетинова, С. В. Мироненко данный раздел получил название «Россия в революционном вихре 1917 г.», тем самым подчеркивая неразрывность и взаимозависимость важнейших событий 1917 г. Авторы четко выделяют два этапа: февральский и октябрьский. «Февраль поставил Россию перед тремя, как минимум, альтернативами разрешения революционного кризиса: стабилизацией общества на демократической основе; углублением раскола общества, его социальных и политических сил с последующей стабилизацией на основе жесткой диктатуры — правоконсервативной или леворадикальной. Октябрь обозначил грань, за которой начались события, в скором времени перевернувшие социально-экономические, политические, культурные устои России и оказавшие огромное влияние на весь мир» [1, с. 89-90]. В учебнике А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной, М. Ю. Брандт события 1917 г. именуются как «Великая российская революция» [2, с. 7]. Ее первый период — события конца зимы — начала весны, именуется в учебнике «Свержение монархии», однако в методическом разделе авторы вновь используют термин «Февральская революция» [2, с. 77], а завершающие 1917 г. события получили название «Октябрьская революция» [2, с. 85]. В учебнике Н. В. Загладин, Ю. А. Петрова [3] сохраняется прежняя периодизация, т.е. выделяется отдельно Февральская революция, а события октября 1917 г. именуются как захват власти большевиками. Периодизация революционных событий в учебнике М. М. Горинова, А. А. Данилова, А. А. Морукова [4] точно соответствует рекомендациям историко-культурного стандарта: сами названия параграфов красноречиво говорят об этом: «Великая российская Революция: Февраль 1917 г.» и «Великая российская Революция: Октябрь1917 г.» Как видим, освещение периодизации и терминологии судьбоносных событий 1917 г. в русле концепции Историко-культурного стандарта прослеживается только в учебниках А. А. Левандовского и М. М. Горинова.

Рассмотрим, как в школьных учебниках нашли содержательное воплощение события 1917 г. Любая революция имеет свои причины, предпосылки, побудительные мотивы. Историко-культурный стандарт, в частности, прямо указывает на «мощный революционизирующий фактор» первой мировой войны. Однако не во всех анализируемых нами учебниках авторы останавливаются на предпосылках революции. Эта информация

представлена только в учебном содержании учебника А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной, М. Ю. Брандт, в котором авторы указывают внешнеполитические, экономические, внутриполитические и социальные предпосылки революции [2, с. 71].

Хотя характер революции определялся прежде всего специфическим набором причин и противоречий, ее породивших, менталитетом и типом поведения ее участников и вождей. По меткому выражению В. А. Шестакова «здесь тесно переплелись антифеодальные и антикапиталистические, общедемократические и узкоклассовые интересы. В этом революционном процессе свое место смогли найти и буржуазия, и средние, и угнетаемые (полупролетарские и пролетарские) классы. Разные отряды революции при разработке программ обновления общества опирались то на принципы общинности (крестьянство, эсеры), то на опыт передовой демократии и высшие формы капитализма на Западе (предпринимательские круги, кадеты), то на коммунистические утопии (отдельные отряды рабочих, социал-демократы)» [5, c. 55].

С этим связано и обращение к еще одному немаловажному вопросу революции 1917 г. — политическому калейдоскопу и соотношению различных политических сил на арене борьбы за власть на всех ее этапах. К сожалению, в у чебнике Н. В. Загладина, Ю. А. Петровой отражение противостояния различных политических сил вообще не получило своего освещения. Авторы ограничились характеристикой действий большевиков весной-летом 1917 г., вне поля зрения остались многообразие других не менее значимых политических сил, факт существования и деятельности Петросовета, деятельности коалиционного правительства, а также двоевластия в стране. Наиболее полную характеристику расстановки политических сил в ходе революции можно найти в учебнике А. А. Левандовского, а также в учебникае А. А. Данилова и учебнике М. М. Горинова. В учебном пособии А. А. Левандовского нашли отражение деятельность Петроградского Совета рабочих депутатов, его эсеро-меньшевистских лидеров, формирование двоевластия в стране. Отрадно, что в этом учебнике получили освещение и обычно «выпадающие пазлы» данной исторической реальности, такие как черносотенно-монархические объединения, кадеты, анархистское движение, националистические движения [1, c. 73-74]. Объективно в учебнике отражена и деятельность большевистской партии, «ослабленной и малочисленной» в первые месяцы революции и набравшей политического опыта и сил к ее завершению.

Одним из дискуссионных вопросов революции 1917 г. является выступление Л. Г. Корнилова в августе 1917 г. Отметим единодушие большинства авторов школьных учебников в признании попытки прихода к власти Л. Г. Корнилова как один из вариантов реализации альтернативы установления военной диктатуры в России. И самым интересным здесь является поведение А. Ф. Керенского в августе 1917 г., когда он обвинил генерала Л. Г. Корнилова в мятеже. Керенский как глава Временного правительства не мог не понимать, что правительству нужно временно пойти на ряд непопулярных мер по ограничению демократии, используя для этого армию. Однако, как демократ и социалист он не мог не бояться диктатуры военных. К осени 1917 г. Керенский, которого еще недавно образно называли «первой любовью революции», утратил доверие и патриотов (продолжался развал армии), и демократов, и социалистов и фактически без боя сдал власть большевикам.

Не менее значимым является освещение в учебных пособиях и октябрьского этапа революции. Отметим согласованность и однозначность освещения данного судьбоносного события различными авторами.

Во-первых, всеми авторами отмечается обостренние общенационального кризиса в стране и неспособность правительства А. Ф. Керенского контролировать ситуацию. Во-вторых, во всех учебниках с различной степенью детализации находит отражение факт вооруженного восстания большевиков. Наиболее детально события 24-25 октября 1917 г.

описаны в учебнике А. А. Данилова [2, с. 86-87]. В-третьих, все авторы подробно останавливаются на деятельности II съезда Советов и его судьбоносных решениях — принятии Декрета о мире, Декрета о земле, формировании нового правительства.

Остановимся на характристике тех моментов, в которых авторы учебников не выразили единого мнения. Прежде всего это относится к выделению итогов революции. Из всех анализируемых нами учебников четко на выявлении итогов и исторического значения революции 1917 г. остановился А. А. Левандовский [1, с. 89-90]. Остальные авторы предпочли не вдаваться в теоретичские выводы, что не является правильным, так как контрольно-измерительные задания к ЕГЭ по истории, в частности, задание 25, требует освещения и «оценки влияния событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России» (2). Согласимся, что 1917 год — достаточно значимый период в истории России. И поэтому, мы резюмируем, что события октября 1917 года — положили начало созданию тоталитарного государства. «Не находя для себя в рамках либерально-парламентского эволюционного пути достойной властной ниши, большевики явочным порядком, насильственно сместили кабинет министров и самозванно объявили себя народным правительством... Октябрь явился катастрофической формой модернизации России, варварской формой прогресса с неоднозначными последствиями для нашей страны», — не можем не согласиться с мнением В. А. Шестакова [5, с. 62-63].

Обратим внимание и на те моменты, которые в школьном историческом контенте являются безусловно важными, но выпадающими из содержания, а поэтому остающимися вне усвоения учащимися. Так взаимоотношениям Русской православной Церкви и власти в период революции посвящен подпункт в учебнике М. М. Горинова [4, с. 36-37]. В учебном пособии А. А. Левандовского рассматривается водоворот отношений между Советами и партией большевиков [1, с. 93-94], а в учебнике О. В. Волобуева, С. П. Карпачева, П. Н. Романова освещена культура и быт революционной эпохи [6, с. 78-85]. Особо выделим рассмотреный в учебнике М. М. Горинова контекст революции и Гражданской войны на национальных окраинах, где представлена богатая палитра отношений «центр-переферия» в революционные годы: возникновение национальных государств на окраинах, попытки строительства Советской федерации, борьба с басмачеством и др. [4, с. 70-76].

Погружение учащихся в исторический контекст эпохи, связанный с судьбоносными событиями событиями Великой Революции 1917 г., обеспечивают методические компоненты учебников. Разнообразные темы проектной деятельности, представленные в большинстве учебных пособий расширяют опыт оценочных суждений об исторических событиях, мотивах и результатах деятельности и поступках человека в годы войн и революций, способствуют формированию ценностных ориентаций личности, адекватного и справедливого отношения к одному из главных событий нашей истории ХХ века.

Приведем перечень некоторых тем проектной деятельности в учебнике А. А. Левандовского, посвященных Великой Революции 1917 г.:

1. Предчувствие революции: как отразились политические проблемы первых десятилетий ХХ в. в произведениях литературы и искусства?
2. Причины российской революции: взгляды современников и историков.
3. Большевизм: социальная основа и политическая сущность.
4. Роль личности в истории (на примере российской революции).
5. Гражданская война как величайшая народная трагедия. 6. Мировая революция: судьба идеи. [1, с. 367].

В учебных пособиях достойно представлен и документальный материал. Работа с источниками способствует погружению в контекст эпохи, формированию ремесла историка. Подбор документов во многих пособиях способствует знакомству с разнообразными

мнениями и взгладами на революцию, ее ход, значение. Приведем некоторые из них Из книги меньшевика Н. Н. Суханова «Записки о революции» [1, с. 87]; речь Н. И. Бухарина на заседании Учредительного собрания [1, с. 92]; воззвание генерала Корнилова [3, с. 83]; письмо Плеханова петроградским рабочим [2, с. 87] и другие

Показать революцию во всей ее эмоционально-насыщенной полноте помогает большой иллюстративный материал учебника: плакаты, картины, выдержки из периодики, фотографии революционной поры, портреты исторических деятелей. Во многих учебниках в дополнительных разделах основного текста учебника дана характеристика целой галереи знаковых исторических деятелей эпохи . Выделим в этой связи учебник М. М. Горинова в котором исторические деятели представлены в рубрике «Портрет на фоне эпохи»

Революционные события 1917 г. являются переломными для дальнейшего развития страны и всего мира. Соответственно, верное и правдивое освещение событий в учебниках истории является необходимым условием воспитания гражданственности и патриотизма, выработки ценностного отношения к истории. В связи с этим отметим, что анализируемые учебники в целом соответствуют современному состоянию исторической науки, содержат новейшие историографические положения и соответствуют принятому историко-культурному стандарту нового УМК по отечественной истории.

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта СФ БашГУ В17-68.

Источники:

(1). Историко-культурный стандарт. Режим доступа: https://goo.gl/t31pn6 (дата обращения 21.09.2017).

(2). Демонстрационный вариант контрольно-измерительных материалов ЕГЭ 2018 г. Режим доступа: https://goo.gl/86HQDY (дата обращения 21.09.2017)

Список литературы:

1. Левандовский А. А., Щетинов Ю. А., Мироненко С. В. История России, ХХ - начало XXI века. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013. 384 с.
2. Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. История России XX - начало XXI века. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012. 382 с.
3. Загладин Н. В., Петров Ю. А. История. Конец XIX - начало XXI века. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2014. 448 с.
4. Горинов М. М., Данилов А. А., Моруков А. А. и др. История России. 10 класс. В 3-х частях. Ч.1. / Под ред. Торкунова А. В. М.: Просвещение, 2015. 175 с.
5. Шестаков В. А. Великая российская революция 1917 г. Дискуссионные вопросы: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2015. 64 с.
6. Волобуев О. В., Карпачев С. П., Романов П. Н. История России начало XX - начало XXI века. 10 класс. М.: Дрофа, 2015. 367 с.

References:

1. Lewandowski, A. A, Shchetinov, Yu. A., Mironenko, S. V. History of Russia, ХХ-beginning of the XXI century. 11th grade: textbook for general educational institutions. Moscow, Prosveshchenie, 2013. 384. (in Russian)

№12 2017 г.

2. Danilov, A. A., Kosulina, L. G., Brandt, M. Yu. (2012). History of Russia XX - the beginning of the XXI century. 9 kl. Textbook for educational institutions. Moscow, Prosveshchenie, 2012. 382. (in Russian)
3. Zagladin, N. V., Petrov, Yu. (2014). A. History. The end of the XIX - the beginning of the XXI century. Textbook for the 11th form of general education institutions. Moscow, Russkoye Slovo, 2014. 448. (in Russian)
4. Gorinov, M. M., Danilov, A. A., Morukov, A. A., al. (2015). History of Russia. Grade 10. In 3 parts. Part 1. Ed. by A. V. Torkunov. Moscow, Prosveshchenie, 175. (in Russian)
5. Shestakov, V. A. (2015). The Great Russian Revolution of 1917. Discussion Questions: A Handbook for Teachers of General Educational Organizations. Moscow, Prosveshchenie, 64. (in Russian)
6. Volobuyev, O. V., Karpachev, S. P., Romanov, P. N. (2015). History of Russia beginning of the XX-beginning of the XXI century. Grade 10. Moscow, Drofa, 367. (in Russian)

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 14.11.2017 г. 25.11.2017 г.

Ссылка для цитирования:

Богданова А. А. Изучение Великой Российской революции в свете Историко-культурного стандарта и новейшей учебной литературы по истории в средней школе // Бюллетень науки и практики. Электрон. журн. 2017. №12 (25). С. 534-539. Режим доступа: http://www.bulletennauki.com/bogdanova-a (дата обращения 15.12.2017).

Cite as (APA):

Bogdanova, A. (2017). The study of the Great Russian Revolution in the light of Historical and cultural standard and the newest educational literature on history in secondary school. Bulletin of Science and Practice, (12), 534-539

РЕВОЛЮЦИЯ 1917Г revolution of 1917 УЧЕБНИК ИСТОРИИ history book ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ СТАНДАРТ historical-cultural standard
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты