Спросить
Войти

Государственная гражданская служба в Сибири в XIX В. : особенности структуры и кадрового обеспечения

Автор: указан в статье

ИСТОРИЯ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ

УДК 94(470)«16/18» Е.А. Съемщиков*

государственная гражданская служба в сибири в xix в.: особенности структуры и кадрового обеспечения

В статье прослеживается эволюция системы местного государственного управления Сибири в XIX в., анализируется кадровый состав чиновников, а также требования, предъявляемые к желающим занять должности на государственной службе в Сибири. Отдельное внимание автор обращает на мотивы, которыми руководствовались сибиряки при поступлении в службу по определению от правительства в окружные учреждения местного государственного управления Сибири и в службу по выборам в органы городского общественного управления.

State civil service in XIX century Siberia: specifics of structure and staffing.

EVGENIY A. SYEMSHCHIKOV (Saint Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics)

The article traces the evolution of local government system in XIX century Siberia and analyzes the characteristics of civil servants, as well as the requirements applied to those who wished to take a position in the civil service system in Siberia. Special attention is drawn to the motives that guided the Siberians to take state service in the district offices of local administration of Siberia or to stand for elective offices in the bodies of municipal public administration.

Правовая унификация является преобладающим способом формирования системы Российского законодательства и выступает основной тенденцией в быстро меняющемся правовом поле современного Российского государства. В процессе любых государственных преобразований унитаризм выступает ведущей правовой тенденцией: такими государствами легче управлять. Как известно, любое государство либо отдельная территория или регион имеют свои выраженные отличительные особенности, черты и признаки.

Сибирь, являясь самой крупной окраиной Московского царства, Русского государства и Российской Империи, обладала отличительными от других окраинных территорий государства, признаками, свойствами и чертами и демонстрировала их с момента самого присоединения к России. Эти признаки и черты проявлялись не только в экономике края и географической отдаленности территории от центра государственной власти, но и в самом укладе жизни сибиряков. Поведенческий менталитет сибиряков проявлялся и при поступлении в гражданскую службу по определению от

* СЪЕМЩИКОВ Евгений Александрович, кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики и стратегического менеджмента Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики. E-mail: kesha366@yandex.ru © Съемщиков Е.А., 2016

правительства в учреждения и установления системы местного государственного управления Сибири на уровнях губерния-область и округа-уезд.

Такие отличительные признаки Сибири, как малочисленность населения, этническое и конфессиональное многообразие региона, малая заселенность территории и значительная разбросанность населенных пунктов, ограниченное количество городов и городов-сел, пространственный размах самих округ, областей и губерний, оказывали существенное влияние на экономическое и социальное освоение края, хозяйственное и культурное развитие Сибири в составе Русского государства.

Реформа государственного управления Российской империи в Сибири первой четверти XIX в. положила начало реформированию сибирского управления и включению Сибири в общее имперское пространство государства [11, с. 154155]. В процессе интеграции Сибири и сибирского управления в Россию и имперское управление были пройдены четыре этапа:

1. 26 января 1822 г. - 17 декабря 1837 г. В ходе этого этапа были апробированы виды, структура и состав управлений губерний, областей, округ, приморских и пограничного управлений. Верховная власть установила в Сибири систему местного государственного управления, по виду, структуре и составу ее учреждений отличающуюся от системы управления Великорусских губерний, и закрепила это в Расписаниях чиновников и окладов по присутственным местам губерний и областей Сибири.
2. 17 декабря 1837 г. - 12 июня 1867 г. На данном этапе были реформированы учреждения полиции Сибири, которые обрели имперскую идентичность с учреждениями полиции в Европейской России, стали едиными по виду и структуре, но продолжали разниться составом: в Сибири численность полиции была больше, чем в Европейской России. Впервые со времен империи чиновники в Сибири стали получать денежное вознаграждение большее, чем в Центральной России.
3. 12 июня 1867 г. - 6 июня 1898 г. В этот период верховная власть реформировала судебные учреждения и учреждения прокурорского надзора. Судебная власть была отделена от исполнительной, административной и законодательной и обрела самостоятельный статус. Судебные учреждения и учреждения прокурорского надзора перестали входить в структуру низового уровня местного государственного управления Сибири и Российской империи. Впервые в истории Российского государства принцип разделения ветвей власти был реализован в имперский период.
4. 6 июня 1898 г. - 2 марта 1917 г. Данный этап подвел итог восьмидесятилетней интеграции Сибири в Россию, сибирского управления - в систему управления губерний и уездов Центральной России. Сибирь утратила признаки окраинной обособленности и обрела статус Азиатской России. Сооружение Сибирского железнодорожного пути завершило процесс административной интеграции Сибири в Россию. После 1902 г. начался процесс промышленного и хозяйственного освоения Азиатской России.
26 января 1822 г., согласно именному указу Александра I, Сибирь как окраинная территория государства была поделена на Западную и Восточную части, в которых были учреждены генерал-губернаторства. Каждое генерал-губернаторство административно было разделено на губернии и области, а Восточно-Сибирское - на губернии, области, приморские и пограничное управления (Государственный архив Алтайского края, далее -ГААК. Ф. 1. Оп. 2. Д. 3042. Л. 3-5об).

Низовой уровень местного государственного управления Сибири стали составлять округи, но не уезды. Округи были учреждены вместо уездов «по предположению Сибирского генерал-губернатора М.М. Сперанского», проводившего ревизию Сибири и сибирского управления по личному повелению императора Александра I [3, с. 1-6].

Перемены в системе местного государственного управления Российской империи привели к учреждению в Сибири иного, отличного от Великорусских губерний по виду, структуре и составу местного государственного управления. В июле 1822 г. Александр I подписал «Учреждение для управления Сибирских губерний» и прилагавшиеся к нему уставы и положения, в которых были установлены структура и определен состав учреждений местного государственного управления сибирских губерний, областей и округ, приморских и пограничного управлений (РГИА. Ф. 1329. Оп. 1. Д. 411. Л. 15-120).

«Учреждение для управления Сибирских губерний» установило виды, структуру и состав окружных управлений, порядок определения лиц в должности и отрешения от них, а также ввело «особенные преимущества чиновникам в службе» в сибирских губерниях, областях, округах, приморских и пограничном управлениях (РГИА. Ф. 1329. Оп. 1. Д. 411. Л. 110-114). Окружные учреждения составили низовой уровень в местном государственном управлении Сибири. В Великорусских губерниях низовой уровень местного государственного управления составляли уезды,

Е.А. СЪЕМЩИКОВ

которые имели иной вид и состав1. Поступавшие в гражданскую службу по определению от правительства сибиряки могли претендовать только на должности в окружном управлении, которые они могли занять на основании законоположений «О канцелярских служителях гражданского ведомства» [4] и «О сроках для определения людей разного звания в гражданскую службу» [5] и при их желании.

Законоположения разрешали вступать в гражданскую службу по определению от правительства в должности окружного уровня местного государственного управления Сибири сибирякам, имевшим классные чины или выдержавшим испытания. Для всех чиновников, служивших в Сибири до издания Сибирского учреждения или вновь вступивших в службу, «Учреждение для управления Сибирских губерний» установило привилегии по пенсионному обеспечению.

В соответствии с «Учреждением для управления Сибирских губерний» все местные учреждения и управления в Сибири были подведомственны соответствующим министерствам, комитетам и главным управлениям. К примеру, на окружном уровне Министерство внутренних дел Российской империи представляли окружный начальник, земский исправник и земские заседатели, а с 1867 г. - окружный начальник и состав окружного полицейского управления, состав окружной медицинской части, а также составы отдельных городских полиций губернских и областных городов и градоначальств.

К определению в эти должности могли претендовать сибиряки, имевшие классные чины:

• VII класса - для окружного начальника и полицеймейстера,

• VIII класса - для земского исправника, окружного казначея и городничего уездного города,

• IX класса - для врачей и землемеров;

• X класса - для заседателей окружных и земских судов и бухгалтеров;

• XII класса - для секретарей присутственных мест в окружном управлении,

• XIV класса - для столоначальников всей учреждений окружного управления.

Так, в 1840 г. должность Омского окружного начальника исполнял полицеймейстер города Омска подполковник Налабордин (Государственный исторический архив Омской области, да1 В 1898 г. округи в Сибири были переименованы в уезды, должности получили название уездных, а заседатели окружных полицейских управлений стали именоваться становыми приставами [4].

лее - ГИАОО. Ф. 9. Оп. 2. Д. 19. Л. 2). Земский суд округи представляли: исправник - коллежский асессор Бурцев С.С., заседатели - титулярный советник Попов И.И., губернские секретари -Баталов А.А. и Куликов И.Н., городской секретарь Носов А.П. и казачий хорунжий Березовский Е.В. (ГИАОО. Ф. 9. Оп. 2. Д. 19. Л. 19). В 1884 г. Иркутское городское полицейской управление составляли: полицеймейстер - войсковой старшина Х.Ф. Марковский, помощник его - коллежский секретарь В В. Митрохин (ГАИО. Ф. 90. Оп. 3. Д. 9. Л. 3-6).

Министерство юстиции Российской империи представляли окружный судья, заседатели и окружный стряпчий. На должности эти могли быть назначены лица из числа сибирского населения, имевшие классные чины VII класса - для службы судьей и IX класса - для службы заседателем и стряпчим [8]. Например, в 1827 г. Бийским окружным судьей состоял титулярный советник Мильков И.Л. (Государственный архив Томской области, далее - ГАТО. Ф. 20. Оп. 1. Д. 25. Л. 723). В 1884 г. в составе Иркутского и Верхоленского окружного суда состояли: окружным судьей - коллежский советник Новицкий В.И., заседателем -коллежский асессор Любославов М.М. (ГАИО. Ф. 90. Оп. 3. Д. 9. Л. 6). Окружным стряпчим Каин-ской округи в 1827 г. состоял коллежский секретарь Замиралов И.И. (ГАТО. Ф. 30. Оп. 1. Д. 25. Л. 40).

Окружное казенное управление было подведомственно Министерству финансов Российской империи. Должности казначея, бухгалтера, их помощников, землемера, соляного и винного приставов могли занимать сибиряки, имевшие классные чины VIII класса - для казначея, X класса - для бухгалтера, IX класса - для землемера, XII класса - для их помощников. К примеру, в 1840 г. Минусинское окружное казенное управление возглавлял казначей - коллежский асессор К. Гаврилов (Государственный архив Красноярского края, далее - ГАКК. Ф. 160. Оп. 1. Д. 82. Л. 7). В 1870 г. в составе Барнаульского окружного казенного управления состояли: казначеем - титулярный советник Анаевский Г.А., бухгалтером -губернский секретарь Тумашев С.С., помощником бухгалтера - коллежский регистратор Колыпов И.Л. (ГАКК. Ф. 190. Оп. 1. Д. 44. Л. 55-82).

Для поступления в службу по определению от правительства необходимо было иметь опыт работы, известность в местных кругах, определенный уровень образования (начальное или домашнее) и пройти соответствующее испытание для работы в этом учреждении [18]. Лица, имевшие дипломы

об окончании средних и высших учебных заведений, испытаний не проходили и определялись в службу с пожалованием первого классного чина XIV класса [6]. Однако лиц, имевших такие дипломы, в Сибири было крайне мало. Сибирский университет в Томске был основан только 16 мая 1878 г., открыт - спустя десять лет. Имевшиеся в крае начальные и средние учебные заведения, а также некоторые учебные заведения Центральной России, в которых по разрешению Николая I обучались дети сибирских чиновников, не в состоянии были удовлетворить потребности учреждений местного государственного управления в обученных кадрах.

Ввиду большого по объему делопроизводства важнейшую роль в функционировании окружных судов, земских судов (с 1867 г. - окружных полицейских правлений) и казначейств играли секретари, которые вели всю текущую работу в учреждениях. В окружных городах текущей работой занимались городничие или один из приставов городской управы. В городах, имевших городскую Думу, секретарями городских управ избирались и утверждались в должности губернатором, имевшие образование и авторитет среди горожан лица. Права и преимущества по службе этих лиц определялись «Уставом о Службе по выборам» от 1842 г. и содержались в статьях 1-293 - по выборам дворян, и статьях 294-467 - по выборам городских обывателей [17].

Должности секретарей в окружных управлениях местного государственного управления Сибири: окружном суде, земском суде (с 1867 г. - окружном полицейском управлении), окружном казначействе и Совете окружного управления занимали лица, знающие премудрости делопроизводства и имевшие способности формулирования служебной переписки, однако, по замечанию генерал-губернаторов Западной и Восточной Сибири, «ощущался недостаток чинов для каждой степени управления», и найти таких людей среди сибиряков было очень трудно по причине «их крайней скудности» (РГИА. Ф. 1264. Оп. 1. Д. 21. Л. 15об). Так, в окружных управлениях состояли: коллежский секретарь Сердюков В.Ф. - секретарем Омского общего окружного управления (ГИАОО. Ф. 9. Оп. 1. Д. 75. Л. 2); коллежский секретарь Ба-шинский А.М. - секретарем Иркутского полицейского городского управления (ГАИО. Ф. 90. Оп. 3. Д. 9. Л. 3); губернский секретарь Благушин В.М. -секретарем Барнаульского окружного суда (ГААК. Ф. 9. Оп. 2. Д. 19. Л. 10); канцелярист Девляте-евский А.Т. - секретарем Омского земского суда (ГИАОО. Ф. 9. Оп. 2. Д. 19. Л. 19); губернский секретарь Худяков А.Д. - секретарем Иркутского и Верхоленского окружного суда (ГАИО. Ф. 90. Оп. 3. Д. 9. Л. 6).

Окружному уровню управления были подведомственны волостные управления, инородные Управы и Степные думы. Кто из сибиряков мог претендовать на эти должности? Обязательно грамотные, знающие жизнь, бывалые, имеющие авторитет среди жителей города и селян, известные «своему миру» люди. Нередко эти должности занимали ссыльные, разжалованные за проступки бывшие чиновники из центральных губерний империи или пришлые из соседних округ или губерний лица. По подсчетам исследователя Б.Н. Миронова общая численность окружных и городских чиновников составила: 1822 г. - 1267 чел., в 1826 г. - 462 чел., в 1856 г. - 454 чел. В 1882 г. их число сократилось до 425 чел. [2, с. 200]. В этой численности не были учтены врачи, инженеры, учителя, военные и моряки. Верховная власть предпринимала меры по оптимизации управленческого аппарата на всех уровнях управления путем последовательного сокращения его численности, но с одновременным расширением служебных обязанностей, возлагаемых на состоящих в службе по определению от правительства и в службе по выборам лиц. Согласно законоположению, «при определении в гражданскую службу принималось в уважение состояние лица, его происхождение, возраст и познания» [14]. Запрещалось принимать в гражданскую службу иностранцев, купцов I и II гильдий и их детей, военнослужащих, мещан и лиц податного сословия, отставных от военной службы нижних чинов не дворян и их детей, церковных служащих и евреев

[15]. Возраст принятия в службу по определению от правительства и по выборам составлял 16 лет

[16]. Статистика подтверждает факты серьезного и требовательного отношения имперской власти к государственной гражданской службе по определению от правительства и службе по выборам и комплектованию должностей чиновными особами с хорошей и деловой репутацией.

При поступлении в гражданскую службу по определению от правительства и службу по выборам сибиряки руководствовались различными мотивами. Первым из них стоит назвать стремление заслужить чин. Для сибирских чиновников классный чин имел определяющее значение. Получение чина отражало личные заслуги субъекта перед монархом и выражало его верноподданнические чувства. Производство в чины по гражданской службе было установлено Николаем I в июле 1834 г. [6]. Все определившиеся в гражданскую

Е.А. СЪЕМщиков

службу по определению от правительства, независимо от прав состояния, начинали служить с чина XIV класса. Немаловажное значение для сибиряка имело право на ношение мундира на службе и вне службы. Мундир подчеркивал принадлежность субъекта к определенному учреждению и к самой власти и определял его социальный статус.

В Сибири ввиду большого недостатка чиновников имперский центр создал систему льгот и привилегий, которые законодательно были оформлены положением «О преимуществах службы в губерниях и областях Сибири, Кавказа и Закавказья» от 25 мая 1835 г. [7]. Из Европейской России в Сибирь за чином ехали дворяне, в основном для службы в губернском (областном) управлении, и другие чиновные особы для получения следующего чина и повышенного пенсиона. Местные сибиряки, в основном не из дворян, поступали в службу гражданскую по определению от правительства и абсолютно преобладали на окружном и городском уровнях. На губернском уровне местные сибиряки занимали не первые должности, к примеру, должность чиновника особых поручений или должность правителя канцелярии и некоторые другие. Сибиряки преобладали по численности в составе прочих губернских учреждений: в Строительной комиссии, Рекрутском комитете, Комиссии народного продовольствия, почтовом ведомстве и некоторых других.

Другим важным мотивом при поступлении в гражданскую службу было денежное вознаграждение, получаемое лицом за службу, в форме должностного оклада и столовых денег. Для абсолютного большинства сибирских чиновников жалование являлось единственным источником дохода. Размер жалования определялся штатным расписанием учреждения, утвержденным императором, а также разрядом губернии, должностью и чином субъекта. Размер столовых денег составлял примерно половину оклада по должности. К примеру, согласно штату полицейских управлений Сибири от 12 июня 1867 г., оклады годового содержания чинов составляли: окружного начальника - 2000, 1500 и 1200 руб. серебром в Березове, Ишиме и Сургуте соответственно, полицеймейстеров - 1500 руб., городничих - 1200 руб., земских заседателей -900 руб. в Березове и 600 руб. в Ишиме и Сургуте и секретарей учреждений - 800 руб. в Березове и 400 руб. в Ишиме и Сургуте, из которых половину составляли столовые деньги [9].

Решающим мотивом при поступлении в службу по определению от правительства, была возможность заслужить пенсион. Так, за 10 лет беспорочной службы полагалась пенсия в 1/3 последнего

жалования чиновника, за 20 лет службы - 3/5 жалования, а за 30 лет полагался «полный пенсион» в размере последнего жалования чиновника [12]. При продолжении службы в Сибири чиновникам полагался пенсион сверх определенного законоположением последнего жалования [13]. Однако в 1835 г. Николай I повысил возраст чинам при выходе на пенсию. Пенсия стала назначаться: за выслугу в 35 лет - полный пенсион; за выслугу в 30 лет - 2/3 от последнего жалования чиновника; 1/3 пенсии от полной назначалась за 20 лет беспорочной службы на штатных должностях в учреждениях местного государственного управления Сибири [7].

В целом, в основе желания сибиряков поступить на службу в местные государственные учреждения лежали материальные интересы: возможность изменить свое материальное положение, улучшить и повысить социальный статус, «выслугой» и «отличием» заслужить государственную пенсию, обеспечить себе и семье безбедное существование. Коренным сибирякам было труднее получить в Сибири классный чин, очередную должность или выучиться и сделать карьеру, однако встречались люди, сумевшие подняться из низов. К таким, по мнению Н.П. Матха-новой, следует отнести Я.П. Шишмарева, который начал службу в Сибири переводчиком монгольского языка, в 1861 г. стал консулом в Монголии и завершил службу статским советником в Москве [1, с. 81]. Но таких самородков было мало. В основе достигнутого социального положения сибирских чиновников из числа местных сибиряков лежали исключительное трудолюбие, богатый жизненный опыт, наработанные практикой знания и, конечно, личные способности. По уровню образованности сибиряки существенно уступали пришлым чинам из Центральной России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Матханова Н.П. Сибирский административный аппарат в XIX веке. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003.
2. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.). Т. 2. СПб., 1999.
3. Обозрение главных оснований местного государственного управления Сибири. СПб., 1841.
4. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. В 55-ти т. Т. 2. № 1469. СПб., 1830-1885.
5. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. В 55-ти т. Т. 3. № 2445. СПб., 1830-1885.
6. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. В 55-ти т. Т. 9. № 7224. СПб., 1830-1885.
7. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. В 55-ти т. Т. 10. № 8154. СПб., 1830-1885.
8. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. В 55-ти т. Т. 10. № 8594. СПб., 1830-1885.
9. Полное собрание законов Российской империи. Собрание второе. В 55-ти т. Т. 24. № 44681. СПб., 1830-1885.
10. Полное собрание законов Российской империи. Собрание третье. В 33-х т. Т. 18. № 15503. СПб., 1885-1916.
11. Ремнев А.В. Самодержавие и Сибирь. Административная политика второй половины XIX -начала XX века. Омск: Изд-во Омск. ун-та, 1997.
12. Свод законов Российской империи. Ч. 2. Особенные губернские учреждения. Кн. 6. Свод учреждений для управления Сибирских губерний и областей. Ст. 1383. СПб., 1832.
13. Свод законов Российской империи. Ч. 2. Особенные губернские учреждения. Кн. 6. Свод учреждений для управления Сибирских губерний и областей. Ст. 1385. СПб., 1832.
14. Свод законов Российской империи. Ч. 3. Уставы о службе гражданской. Кн. 1. Устав о службе по определению от правительства. Ст. 1. СПб., 1832.
15. Свод законов Российской империи. Ч. 3. Уставы о службе гражданской. Кн. 1. Устав о службе по определению от правительства. Ст. 5. СПб., 1832.
16. Свод законов Российской империи. Ч. 3. Уставы о службе гражданской. Кн. 1. Устав о службе по определению от правительства. Ст. 8. СПб., 1832.
17. Свод законов Российской империи. Ч. 3. Уставы о Службе гражданской. Кн. 2. Устав о Службе по выборам. СПб, 1832.
18. Свод законов Российской империи. Ч. 3. Уставы о службе гражданской. Кн. 1. Устав о службе по определению от правительства. Ст. 10. СПб., 1832.

REFERENCES

1. Matkhanova, N.P., 2003. Sibirskiy administrativniy apparat v XIX veke [Siberian administrative apparatus in the XIX century]. Novosibirsk: Izd-vo NGTU. (in Russ.)
2. Mironov, B.N., 1999. Sotsial&naya istoriya Rossii perioda imperii (XVIII - nachalo XX v.) [Social History of Russian Empire, XVIII - beginning of XX century]. T. 2. Sankt-Peterburg. (in Russ.)
3. Obozrenie glavnykh osnovaniy mestnogo gosudarstvennogo upravleniya Sibiri [Review of the main bases of local government control of Siberia]. Sankt-Peterburg, 1841. (in Russ.)
4. Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii. Sobranie vtoroe. V 55-ti t. [Complete collection of laws of the Russian Empire. Second edition. In 55 volumes]. T. 2. № 1469. Sankt-Peterburg, 1830-1885. (in Russ.)
5. Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii. Sobranie vtoroe. V 55-ti t. [Complete collection of laws of the Russian Empire. Second edition. In 55 volumes]. T. 3. № 2445. Sankt-Peterburg, 1830-1885. (in Russ.)
6. Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii. Sobranie vtoroe. V 55-ti t. [Complete collection of laws of the Russian Empire. Second edition. In 55 volumes]. T. 9. № 7224. Sankt-Peterburg, 1830-1885. (in Russ.)
7. Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii. Sobranie vtoroe. V 55-ti t. [Complete collection of laws of the Russian Empire. Second edition. In 55 volumes]. T. 10. № 8154. Sankt-Peterburg, 18301885. (in Russ.)
8. Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii. Sobranie vtoroe. V 55-ti t. [Complete collection of laws of the Russian Empire. Second edition. In 55 volumes]. T. 10. № 8594. Sankt-Peterburg, 18301885. (in Russ.)
9. Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii. Sobranie vtoroe. V 55-ti t. [Complete collection of laws of the Russian Empire. Second edition. In 55 volumes]. T. 24. № 44681. Sankt-Peterburg, 18301885. (in Russ.)
10. Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy imperii. Sobranie tret&e. V 33-kh t. [Complete collection of laws of the Russian Empire. Third edition. In 33 volumes]. T. 18. № 15503. Sankt-Peterburg, 18851916. (in Russ.)
11. Remnev, A.V., 1997. Samoderzhavie i Sibir&. Administrativnaya politika vtoroy poloviny

XIX - nachala XX veka [Autocracy and Siberia. Administrative policy of the second half of XIX - early

XX century.]. Omsk: Izd-vo Omsk. un-ta. (in Russ.)

12. Svod zakonov Rossiyskoy imperii [The code of laws of the Russian Empire]. Ch. 2. Osobennye gubernskie uchrezhdeniya. Kn. 6. Svod uchrezhdeniy dlya upravleniya Sibirskikh guberniy i oblastey. St. 1383. Sankt-Peterburg, 1832. (in Russ.)
13. Svod zakonov Rossiyskoy imperii [The code of laws of the Russian Empire]. Ch. 2. Osobennye gubernskie uchrezhdeniya. Kn. 6. Svod uchrezhdeniy dlya upravleniya Sibirskikh guberniy i oblastey. St. 1385. Sankt-Peterburg, 1832. (in Russ.)

Е.А. СЪЕМЩИКОВ

14. Svod zakonov Rossiyskoy imperii [The code of laws of the Russian Empire]. Ch. 3. Ustavy o sluzhbe grazhdanskoy. Kn. 1. Ustav o sluzhbe po opredeleniyu ot pravitel&stva. St. 1. Sankt-Peterburg, 1832. (in Russ.)
15. Svod zakonov Rossiyskoy imperii [The code of laws of the Russian Empire]. Ch. 3. Ustavy o sluzhbe grazhdanskoy. Kn. 1. Ustav o sluzhbe po opredeleniyu ot pravitel&stva. St. 5. Sankt-Peterburg, 1832. (in Russ.)
16. Svod zakonov Rossiyskoy imperii [The code of laws of the Russian Empire]. Ch. 3. Ustavy o

sluzhbe grazhdanskoy. Kn. 1. Ustav o sluzhbe po opredeleniyu ot pravitel&stva. St. 8. Sankt-Peterburg, 1832. (in Russ.)

17. Svod zakonov Rossiyskoy imperii [The code of laws of the Russian Empire]. Ch. 3. Ustavy o Sluzhbe grazhdanskoy. Kn. 2. Ustav o Sluzhbe po vyboram. Sankt-Peterburg, 1832. (in Russ.)
18. Svod zakonov Rossiyskoy imperii [The code of laws of the Russian Empire]. Ch. 3. Ustavy o sluzhbe grazhdanskoy. Kn. 1. Ustav o sluzhbe po opredeleniyu ot pravitel&stva. St. 10. Sankt-Peterburg, 1832. (in Russ.)
2016 • № 4 • ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
53
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА СИБИРЬ ЧИН МОТИВАЦИЯ state management state service siberia rank motivation
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты