Спросить
Войти

Вклад представителей крупных фирм в экономическое развитие и общественную жизнь населения городов Северо-Восточной Сибири в начале xx века

Автор: указан в статье

УДК 339.166 (571.5)

Маргарита Дмитриевна Кушнарева,

кандидат исторических наук, доцент, Иркутский государственный университет (664003, Россия, г. Иркутск, ул. Карла Маркса, 1),

e-mail: rita270880@mail.ru

Вклад представителей крупных фирм в экономическое развитие и общественную жизнь населения городов Северо-Восточной Сибири в начале XX века

Автор проанализировал вклад представителей крупных фирм в экономическое развитие и общественную жизнь населения Якутска как центра Северо-Восточной Сибири. Формированию Якутска в качестве ключевого пункта региона способствовало создание торгово-транспортной инфраструктуры. Транспортные предприятия крупных фирм в конце XIX - начале XX в. выполняли регулярные пароходные рейсы из Якутска в северо-восточные районы Иркутской губернии, где проходило освоение золотых месторождений, северные промысловые районы Якутской области, в порты Охотского моря. Концентрация транспортных предприятий в Якутске позволяла главным распорядителям совместно решать вопросы развития торговли и промышленности в крае, расширения транспортной системы, создания новых добывающих и перерабатывающих предприятий. Организация оптовых поставок товаров потребления и продуктов питания, строительство мукомольных мельниц способствовали становлению Якутска в качестве товарно-распределительного центра Северо-Восточной Сибири. Развитие торговых операций крупных фирм привело к появлению в Якутске торговых отделений, состоявших из хозяйственных и жилых построек. Здания коммерческого назначения выполняли функции реализации населению товаров потребления, создавали архитектурный облик города, являлись центром общественной жизни. В начале XX в. в коммерческом квартале в Якутске заключались крупные внешнеторговые сделки с пушниной. На средства представителей крупных фирм в Якутске проводилось электрическое освещение торговых и административных учреждений, открывались библиотеки, учебные и благотворительные заведения, организовывались научные экспедиции.

Margarita D. Kushnareva,

Candidate of History, Associate Professor, Irkutsk state University (1 Karla Marksa st., Irkutsk, 664003, Russia), e-mail: rita270880@mail.ru

Contribution of Representatives of Large Firms to the Economic Development and Social Life of Urban Population of North-Eastern Siberia in the Early XXth Century

The author has analyzed the contribution of representatives of large firms to the economic development and social life of the population of Yakutsk, as the center of North-Eastern Siberia. The formation of Yakutsk as a key point in the region contributed to the creation of trade and transport infrastructure. Transport enterprises of large firms in the late XIXth - early XXth centuries performed regular steamship communication from Yakutsk to the north-eastern districts of Irkutsk Governorate where the development of gold deposits took place, to the northern fishing districts of Yakutsk region, to the ports of the Sea of Okhotsk. The concentration of transport companies of large firms in Yakutsk allowed chief administrators to work together to solve the issues of development of trade and industry in the region, expansion of the transport system, the creation of new production and processing enterprises. Organization of large firms, wholesale supply of consumer goods and food to the population field and construction of flour mills contributed to the formation of Yakutsk as commodity-distributing center of North-Eastern Siberia. The development of trade operations of large firms led to sales offices in Yakutsk consisting of commercial and residential buildings. Commercial buildings served as sales to the public consumer goods creating architectural appearance of the city as the center of social life. At the beginning of the XXth century in a commercial block in Yakutsk major deals with foreign trade furs were made. The funds representatives of large firms in Yakutsk conducted electricity in commercial and administrative institutions, opened libraries, educational and charitable institutions, organized scientific expeditions.

Во второй половине XIX - начале XX в. на северо-востоке Сибири происходило интенсивное развитие торговли, производительных сил, транспортных сообщений. На территории макрорегиона возникали новые

населённые пункты, расширялись уже существовавшие города, становясь центрами экономической и общественной жизни. Одним из таких городов был Якутск. Его становлению в качестве транспортного и торгового центра

66

© Кушнарева М. Д., 2016

Региональная история

Северо-Восточной Сибири во второй половине XIX в. способствовало открытие золотых приисков в районе Ленско-Витимской речной системы, а также деятельность Российско-Американской Компании на востоке Якутской области. Присвоение портам Охотского моря статуса «порто-франко», строительство Аян-ского тракта, связавшего порты Нелькан и Аян с Якутском, позволило оживить торговую деятельность на северо-восточных рубежах Сибири. В начале XX в. существенную роль в развитии Якутска играли представители крупных торговых предприятий.

Изучение проблем развития сибирских городов ранее привлекало внимание российских исследователей. По мнению Ю. М. Гончарова и А. В. Старцева в качестве крупных торговых центров Сибири в XIX в. сформировались такие города, как Тюмень, Тобольск, Томск, Красноярск, Иркутск [7, с. 43]. В сферу научных интересов Ю. М. Гончарова вошли проблемы роли сибирского купечества в формировании облика городов Тобольской, Томской, Енисейской и Иркутской губерний [1; 2; 3]. А. В. Скубневский, Ю. М. Гончаров и А. В. Старцев отметили, что важнейшей предпосылкой роста Новониколаевска, Слав-города, Камня-на-Оби, Барнаула, Бийска, Ко-лывани, Кузнецка являлось возникновение и сосредоточение в них купеческих предприятий [6, с. 40-41]. В. П. Шахеров рассмотрел вклад в формирование экономики Иркутска таких иркутских купеческих фамилий, как Сибиряковы, Трапезниковы, А. Ф Второв, М. Д. Бутин, И. С. Хаминов, И.И Базанов, Е. Е. Глотов, и отметил недостаточную изученность проблемы [8].

Приведённый небольшой анализ исследовательской литературы позволяет сделать вывод о том, что заявленная в статье проблема является достаточно актуальной. Таким образом, основной целью статьи является анализ вклада представителей предприятий с крупным капиталом в развитие экономической и общественной жизни Якутска как центра Северо-Восточной Сибири начала XX в.

Следует отметить, что главным вкладом представителей крупных фирм в экономическое развитие Якутска стало создание коммерческой инфраструктуры. В это время в Якутске действовало несколько транспортных предприятий, принадлежавших крупным торговым фирмам. Одним из первых было основано транспортное предприятие торгового дома «А. И. Громова и сыновья», которое в 1880-90-х гг. состояло из 4 пароходов

и 5 грузовых барж1. В начале XX в. было зарегистрировано транспортное предприятие фирмы «Наследники А. М. Кушнарева» в составе 2 пароходов и 4 барж2. Пароходы транспортных предприятий крупных фирм выполняли регулярные рейсы по Лене, Витиму, Алдану, Олекме, Мае. В 1911-1913 гг. пароход «Акепсим Кушнарев» перевёз по реке Лена более 100 тыс. пудов различных грузов. Средний годовой показатель перевозки пассажиров речным транспортом Кушна-ревых по Лене и её притокам составлял около 3000 чел. за одну навигацию3. Пароходы транспортного предприятия торгового дома «Наследники А. И. Громовой» в 1905-1912 гг. перевезли из Якутска в Булун, Бодайбо, Алдан, Вилюйск, Сунтар, Нелькан 960 тыс. пудов грузов4. Организация собственных транспортных предприятий, средствами которых осуществлялись регулярные грузовые и пассажирские перевозки по рекам СевероВосточной Сибири, позволила связать Якутск с северными промысловыми районами, морскими портами, промышленными районами и железнодорожными станциями Иркутской губернии. В начале XX в. Якутск приобрёл функции центра международной торговли мехами с государствами Северной Америки и Азии. В 1915 г. в Якутске состоялось собрание крупнейших пароходовладельев Ленского бассейна с участием представителей транспортных предприятий К. Н. и Н. Н. Глотовых, Якова Фризера, торговых домов «Наследники А. И. Громовой», «Наследники А. М. Кушна-рева». На собрании был разработан проект создания «Восточно-Сибирского общества пароходства, торговли и промышленности» с уставным капиталом в 10-15 млн. р., в планах которого было строительство железнодорожной ветки до Якутска, а также производство страховых и ссудных операций, приобретение и эксплуатация рыбных промыслов, рудников, мельниц [5, с. 214, 215]. Однако из-за существенных разногласий в оценке имущества каждой фирмы совместное предприятие не было создано [5, с. 216].

В начале XX в. с целью бесперебойного снабжения населения Якутска мукой торговые дома «Наследники А. И.Громовой» и «Наследники А. М. Кушнарева» перешли на закупки зерна у местных производителей и отказались от дорогостоящей доставки муки из центральных районов Сибири. Зерно закупалось у местного населения, поставлялось

1 ГАИО. - Ф. 231. - Оп. 1. - № 1. - Л. 14, 14об.
2 РГИА. - Ф. 587. - Оп. 33. - № 993. - Л. 94-95.
3 ГАИО. - Ф. 770. - Оп. 1. - №. 23. - Л. 57.
4 ГАИО. - Ф. 231. - Оп. 1. - № 1. - Л. 2, 6, 7, 14.

на склады, затем на мельницы в Якутске для очистки и переработки в муку, готовую к упо-треблению1. С целью увеличения производительности собственной мельницы П. А. Куш-нарев в 1916 г. установил дополнительный паровой котёл с площадью нагрева 120 кв. футов2. В 1916-1918 гг. население Якутска ежегодно приобретало муку местного производства на сумму более 100 тыс. р.3 Создание мукомольных предприятий позволило не только обеспечивать жителей города и близлежащих районов готовой продукцией, но и привлекло местных поставщиков зерна, оживило торговые связи города и южных районов Якутской области с развитым земледелием.

Представители крупных предприятий внесли определённый вклад в формирование облика Якутска, где размещались магазины, лавки, жилые дома и другие хозяйственные постройки фирм. Особое место в жизни городского купечества занимал собственный дом. «До революции купеческие особняки и магазины - кирпичные с мощными стенами или деревянные, отделанные богатой резьбой - определяли облик сибирского города, служили его украшением» [3, с. 189]. Жилые дома и магазины И. Г. Громова, Г. В. Никифорова, М. А. Коковина, Н. Д. Эверстова, П. А. Кушнарева, расположенные на улицах Малая Базарная, Клубная и Набережная в Якутске, а также Гостиный двор составляли своеобразный коммерческий квартал.

В 1908 г. доверенный торгового дома «Наследники А. И. Громовой» В. В. Шитов выступил с инициативой реконструкции здания Гостиного двора в Якутске. С этой целью в Якутскую городскую управу был представлен проект перестройки семи каменных лавок и двух складских помещений Гостиного двора. Новое здание предполагалось сделать из камня и кирпича, построить галерею, создать внутреннюю отделку. План реконструкции был утверждён Якутской городской управой 25 августа 1908 г. На строительные работы было направлено 10 тыс. р. из средств торгового дома «Наследники А. И. Громовой». В свою очередь Якутская городская управа предоставила Громовым право льготной аренды семи лавок Гостиного двора на 12 лет за 800 р. в год4. В 1913 г. большинство строительных работ было окончено. В 1914 г. для освещения здания Гостиного двора и прилегающих улиц на средства торгового дома «Наследники А. И. Громова» в Якутске была

1 НАРС (Я). - Ф. 116. - Оп. 1. - № 26. - Л. 6.
2 НАРС (Я). - Ф. 511. - Оп. 1. - № 2. - Л. 8.
3 НАРС (Я). - Ф. 511. - Оп. 1. - № 2. - Л. 181.
4 НАРС (Я). - Ф. 165. - Оп. 1. - № 2450. - Л. 7-18.

установлена первая электростанция. Генератор для электростанции был перевезён на теплоходе «Акепсим Кушнарев» из Иркутска. Электричество от станции подавалось также для освещения помещения городского музея и здания Якутской городской управы. Предполагалось расширить использование электричества для освещения улиц Якутска путём приобретения и транспортировки более мощного генератора и локомобиля из Иркутска5. В 1916 г. для освещения домов горожан керосином торговые дома «Наследники А. И. Громовой» и «Наследники А. М. Кушнарева» организовали регулярные поставки керосина «Товарищества бр. Нобель», которое являлось крупнейшим нефтеперерабатывающим комбинатом Российской империи [4, с. 54]. В 1916-1918 гг. население Якутска приобрело в магазине на Ломоносовской улице керосин для бытовых нужд на сумму 135 тыс. р.6

Общественная деятельность представителей крупных фирм в городах Северо-Восточной Сибири, в отличие от Европейской России, имела свои особенности, обусловленные уровнем общего социально-экономического развития региона. Население отдалённых северных территорий нуждалось, прежде всего, в образовании, культурном просвещении, поддержании духовного настроя. Так, якутский купец 1-й гильдии Н. Д. Эвер-стов оказывал помощь учебным заведениям. С 1884 по 1895 гг. он являлся почётным блюстителем и членом попечительского совета Якутской духовной семинарии, Якутской женской и мужской гимназий [9, с. 189]; с 1889 по 1902 гг. оказывал материальную поддержку Якутскому Мариинскому детскому приюту7. Доверенное лицо акционерного общества спичечной и меховой фабрики «Н. П. Рылов и Ф. П. Лесников» якутский купец 2-й гильдии М. М. Бережнов ежегодно отправлял от 2 до 10 тыс. р. на нужды Якутского отделения Русского Географического Общества8. Купчиха 1-й гильдии Иркутска и Якутска, иркутская потомственная почётная гражданка А. И. Громова активно содействовала организации научных экспедиций. В 1898 г. она помогла шведским учёным в поисках Андрэ, снаряжала собственные экспедиции. Содействовала барону Толлю в его путешествии на Новосибирские острова, а затем снаряжала экспедицию Колчака и Ма-тисена по поискам пропавшего барона Толля. При непосредственном участии А. И. Громо5 НАРС (Я). - Ф. 511. - Оп. 1. - № 2. - Л. 171.

6 НАРС (Я). - Ф. 165. - Оп. 1. - № 1. - Л. 45-46.
7 НАРС (Я). - Ф. 500. - Оп. 1. - № 51. - Л. 3-10.
8 НАРС (Я). - Ф. 420. - Оп. 1. - № 27. - Л. 11.

Региональная история

вой были спасены дневники и научные коллекции с теплохода «Заря», на место крушения которого А. И. Громова направила свой пароход «Лена». В 1905 г. в Якутске и сёлах по берегу Лены А. И. Громова открыла библиотеки с целью просвещения и повышения грамотности местного населения [6, с. 266]. В 1895 г. на средства А. И. Громовой в Иркутске были отлиты четыре медных колокола для Ытык-Кюельской Преображенской церкви весом 24, 13, 8 и 7 пудов. Колокола были доставлены в Якутск пароходом «Громов». В 1897 г. в Иркутске для той же церкви были отлиты ещё 4 медных колокола общим весом 18 пудов, которые были доставлены в Якутск в 1900 г. на пароходе «Громов». Якутский купец 1-й гильдии Г. В. Никифоров был широко известен своей благотворительностью и общественной деятельностью. В Якутске он содержал интернат для учащихся, построил двухэтажное здание школы, в котором до настоящего времени находится учебное заведение [10, с. 95]. В 1913 г. П. А. Кушнарев совместно с М. В. Пихтиным учредили в Якутске совместное предприятие «Якутское пе-чатно-издательское товарищество» с целью издания в Якутске и в других местах Российской империи газет, журналов, книг, брошюр и других произведений. В 1915 г. «Якутское пе-чатно-издательское Товарищество» приобрело издательство газеты «Якутская окраина» вместе с типографией. Газета имела общественно-просветительскую направленность, в годы Первой мировой войны информировала читателей о событиях на фронте и в тылу.

Типография также занималась выпуском благотворительных изданий, весь сбор от продажи которых шёл на решение каких-либо социальных проблем горожан.

Таким образом, представители крупных фирм Северо-Восточной Сибири непосредственным образом участвовали в экономической и общественной жизни населения Якутска, направляя средства на развитие торго-во-транспортной инфраструктуры, открывали учебные заведения, книгопечатные компании. Сегодня Россия крайне заинтересована в реконструкции торгово-транспортной инфраструктуры Северо-Восточной Сибири. Интеграция опыта прошлого с современными условиями развития капитала позволяет сохранить стратегический потенциал государства на северных рубежах. Спустя 100 лет после создания проекта «Восточно-Сибирского общества пароходства, торговли и промышленности», основной целью которого было строительство железнодорожной ветки до Якутска, был введён в эксплуатацию участок железной дороги «Амуро-Якутской железнодорожной магистрали». Определённый вклад представители крупного капитала внесли в формирование городской среды Якутска, занимались благотворительностью. В настоящее время в рамках архитектурного комплекса Якутска отреставрированы магазины и Гостиный двор, где вели торговлю представители крупных фирм. В Ытык-Кюеле воссоздана Преображенская церковь, вошедшая в состав краеведческой экспозиции музея-заповедника «Таатта».

Список литературы и источников

1. Гончаров Ю. М. Городская семья Сибири второй половины XIX - начала XX в. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2002. 384 с.
2. Гончаров Ю. М. Очерки истории городского быта дореволюционной Сибири (сер. XIX - нач. XX в.). Новосибирск: Сова, 2004. 387 с.
3. Гончаров Ю. М. Семейный быт горожан Сибири второй половины XIX - начала XX в. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2004. 132 с.
4. Лившин Д. Я. Монополии в экономике России. М.: Соц.-экон. лит., 1961. 446 с.
5. Рабинович Г. Х. Крупная буржуазия и монополистический капитал в экономике Сибири конца XIX - начала XX в. Томск: Изд-во ТГУ, 1975. 357 с.
6. Скубневский В. А., Старцев А. В., Гончаров Ю. М. Купечество Алтая второй половины XIX - начала XX в. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2001. 240 с.
7 Старцев А. В., Гончаров Ю. М. История предпринимательства в Сибири (XVII - нач. XX в.): учеб. пособие. Барнаул: Азбука, 2007. 214 с.
8 Шахеров В. П. Иркутск купеческий: история города в лицах и судьбах. Хабаровск: Приамурские ведомости, 2006.
176 с.

Источники

9. Реформатор земли якутской губернатор Иван Иванович Крафт. 1906-1913: фот., док. / сост. А. А. Калашников. Якутск: Якутия, 2011. 376 с.
1 НАРС (Я). - Ф. 226. - Оп. 1. - № 2498. - Л. 1-3.
2 РГИА. - Ф. 23. - Оп. 1. - № 1081. - Л. 33-34об.
3 РГИА. - Ф. 23. - Оп. 1. - № 1081. - Л. 56.
10. Энциклопедический словарь по истории купечества и коммерции Сибири: в 2 т. Т. 2. М-Я / отв. ред. Д. Я. Резун. Новосибирск: Гео, 2013. 464 с.

References

1. Goncharov Ju. M. Gorodskaja sem&ja Sibiri vtoroj poloviny XIX - nachala XX v. Barnaul: Izd-vo Alt. gos. un-ta, 2002. 384 s.
2. Goncharov Ju. M. Ocherki istorii gorodskogo byta dorevoljucionnoj Sibiri (ser. XIX - nach. XX v.). Novosibirsk: Sova, 2004. 387 s.
3. Goncharov Ju. M. Semejnyj byt gorozhan Sibiri vtoroj poloviny XIX - nachala XX v. Barnaul: Izd-vo Alt. gos. un-ta, 2004.
132 s.
4. Livshin D. Ja. Monopolii v jekonomike Rossii. M.: Soc.-jekon. lit., 1961. 446 s.
5. Rabinovich G. H. Krupnaja burzhuazija i monopolisticheskij kapital v jekonomike Sibiri konca XIX - nachala XX v. Tomsk: Izd-vo TGU, 1975. 357 s.
6. Skubnevskij V. A., Starcev A. V., Goncharov Ju. M. Kupechestvo Altaja vtoroj poloviny XIX - nachala XX v. Barnaul: Izd-vo Alt. gos. un-ta, 2001. 240 s.
7 Starcev A. V., Goncharov Ju. M. Istorija predprinimatel&stva v Sibiri (XVII - nach. XX v.): ucheb. posobie. Barnaul: Azbu-ka, 2007. 214 s.
8 Shaherov V. P. Irkutsk kupecheskij: istorija goroda v licah i sud&bah. Habarovsk: Priamurskie vedomosti, 2006. 176 s.

Istochniki

9. Reformator zemli jakutskoj gubernator Ivan Ivanovich Kraft. 1906-1913: fot., dok. / sost. A. A. Kalashnikov. Jakutsk: Jakutija, 2011. 376 s.
10. Jenciklopedicheskij slovar& po istorii kupechestva i kommercii Sibiri: v 2 t. T. 2. M-Ja / otv. red. D. Ja. Rezun. Novosibirsk: Geo, 2013. 464 s.

Библиографическое описание статьи

Кушнарева М. Д. Вклад представителей крупных фирм в экономическое развитие и общественную жизнь населения городов Северо-Восточной Сибири в начале XX века // Гуманитарный вектор. Сер. История. Политология. 2016. Том 11, № 4. С. 66-70.

Reference to the article

Kushnareva M. D. Contribution of Representatives of Large Firms to the Economic Development and Social Life of Urban Population of North-Eastern Siberia in the Early XXth Century // Humanitarian Vector. Series History. Political Science. 2016. Vol. 11, No 4. P. 66-70.

Статья поступила в редакцию 05.04.2016

СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ КРУПНЫЙ КАПИТАЛ ТОРГОВЛЯ ГОРОД НАСЕЛЕНИЕ ФИРМА north-eastern siberia big capital trade town
Другие работы в данной теме:
Стать экспертом Правила
Контакты
Обратная связь
support@yaznanie.ru
ЯЗнание
Общая информация
Для новых пользователей
Для новых экспертов