Спросить
Войти

97. 01. 015. Космач В. А. Внешняя культурная политика Германии в годы Веймарской республики (1919-1933 гг. ) - Минск, 1994. - 373 с

Автор: указан в статье

РдССИИСКДЯЧШАММИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5

ИСТОРИЯ

1

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2.5 рефераты 97.01.001 -97.01.031

МОСКВА 1997

97.01.015. КОСМАЧ В.А. ВНЕШНЯЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА ГЕРМАНИИ В ГОДЫ ВЕЙМАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (1919-1933 гг.) - Минск, 1994. - 373 с.

Во введении автор обозначает предмет исследования -германская внешняя культурная политика на стадии ее теоретической разработки и оформления ее организационных основ в годы буржуазно-демократической Веймарской республики. Причем под внешней культурной политикой подразумеваются не только реальные научно-технические и культурные связи той или иной страны с заграницей, но и поиск "своей" модели внешних культурных инициатив за границей, дебаты в парламенте и правительстве, на уровне общественности, определение программных ориентиров и тактическая деятельность политических партий и блоков, работа над созданием организационных основ и механизма реализации конкретных планов и замыслов в этой области (с.З). Исследование состоит из введения, двух разделов и заключения. Использован богатый архивный материал России, Белоруссии, Германии.

В.А.Космач выделяет четыре типа культурной политики -"культурное влияние", "культурная экспансия", "культурная пропаганда", "культурный империализм", которые соответствовали демократическому, либеральному, консервативному и реакционному вариантам внешней культурной политики Германии в рассматриваемый период, особое место отводит леворадикальному, или левокоммунистическому варианту этой политики со ставкой на "культурную пропаганду" прежде всего против собственного народа.

В период после крушения Германской империи, поражения немцев в первой мировой войне, когда немцы испытали полный крах привычных ценностей и идеалов, а Германия потеряла статус мировой державы, немецкая культура и наука оставались единственным средством спасения великой нации. Выход из тяжелейшего кризиса был найден - в веймарской демократии, в превращении Германии в "государство культуры" с решительным отказом от "культурной пропаганды" в отношении собственного и

других народов, что позволило ей к концу 20-х годов практически восстановить роль великой державы в Европе и мире.

В разделе первом "От Бисмарка до Гитлера: Эволюция и организационные основы германской внешней культурной политики в 1871-1933 гг." первая глава посвящена обзору внешней культурной политики Германии до 1918 г. Германия позже, чем другие соседние государства Западной Европы и США, осознала преимущества и достоинства внешней культурной политики в международных отношениях. Вслед за Францией и Италией, которые первые в 80-е годы XIX столетия приступили к целенаправленному созданию и финансированию мощных государственных и других организаций и союзов с целью активного духовного влияния на заграницу, Германия также стала предпринимать аналогичные шаги. Период 1871-1900 гг. во внешней культурной политике Германии западногерманские исследователи определяют как "фазу планирования и разведки", когда предпринимались первые попытки духовного экспорта в различные регионы мира.

Немцы смело шли на создание научных центров за границей, привлекая к их работе лучшие научные кадры тех стран, где они открывались. Постепенно научные обмены и культурные контакты с заграницей получили статус государственной политики. Наука и культура начинают активно обслуживать внешнеполитические интересы рейха, используются в качестве пропагандистского приема с целью успешного разрешения политических или хозяйственных проблем, особенно накануне первой мировой войны. Но Германия так и не завершила путь к осознанной государственной внешней культурной политике до первой мировой войны. Официальных учреждений, которые бы регулировали и направляли научный и культурный обмен Германии с заграницей, еще не было. Поскольку в политической жизни Германии преобладали консервативные и даже реакционные мотивы, ее внешняя культурная политика в начале XX в. переросла в период "культурно-политической экспансии", в ее практике возросли агрессивность и открытая неприязнь к другим 20-876

народам, доходившая до шовинизма, что мешало нормальному развитию научного и культурного обмена с Великобританией, Францией, США и Россией, а общий вектор германской внешней культурной политики смещался в те регионы мира (Китай и Турция в первую очередь, Ближний Восток, Латинская Америка, Восточная Африка), где рейх претендовал на многое в своей великогерманской и великодержавной политике.

В начале XX в. появились новые стратегические ориентиры: как можно более широкая реклама достижений Германии в науке и культуре, прямое влияние на культуры других народов с целью прочного закрепления всего немецкого путем пропаганды и активного экспорта научных идей, технических достижений, духовной культуры и немецкого образа жизни, ставка на активную работу с немцами заграницы, которых рассматривали как важнейший элемент в реализации политики "моральных завоеваний" и без которых было не обойтись при объединении всех немцев в единую Великую Германию. Создание многочисленных немецких школ и союзов немцев за границей - вот две области, где Германия накопила огромный опыт и чувствовала себя уверенной. Берлин активно их финансировал, и затраты покрывались с избытком.

Понимая, что Германия отстает от других государств, ряд либерально настроенных политиков и интеллектуалов накануне первой мировой войны стали активно обращать внимание правящих кругов Германии на необходимость реформы внешней культурной политики с акцентом на отказ от силовых и чисто пропагандистских методов в работе с заграницей, автономность и широкую самостоятельность культурной политики вовне, ее прагматизм и профессионализм. Идеи К.Лампрехта, П.Рорбаха и их коллег найдут свое выражение в годы Веймарской республики - этого самого плодотворного по результатам, богатейшего событиями и драматического одновременно периода в истории германской внешней культурной политики в целом.

"Внешняя культурная политика Германии в годы Веймарской республики - это время наибольшего подъема германского духовного экспорта", - подчеркивает автор во второй главе "Новые политические реалии и реформа внешней культурной политики Германии после первой мировой войны: Смысл, ход и результаты" (с.60). Взрыв духовной активности немцев объяснялся не только необходимостью преодоления острого духовного кризиса нации, но и благоприятной средой для развития немецкой науки и культуры, духовных инициатив Германии в отношениях с заграницей, созданной буржуазно-демократической Веймарской республикой.

Политика "тотального молчания" вокруг немецкой науки и культуры со стороны Антанты и ее союзников, потребность в постоянном культурном обмене с немцами, проживающими за пределами страны, неудовлетворенность культурно-пропагандистской деятельностью и организационной косностью германского МИДа со стороны целого ряда либерально настроенных политиков, государственных деятелей и видных представителей интеллектуального мира, поиск оптимального сочетания дипломатии, торговли и культуры во внешней политике в сочетании с идеями автономии культуры и ее равнозначности с другими формами и методами государственной внешней политики, о чем шли дискуссии еще до первой мировой войны, привели к основательной реформе всей системы германской внешней культурной политики. Внешняя культурная политика бралась под защиту государства и рассматривалась как составная часть его внешней политики, что было закреплено в Конституции. Не менее важной была гарантия свободного развития и демократических ценностей в области внутренней культурной политики.

Все это потребовало перемен организационного характера в германском МИДе, которые завершились созданием самостоятельного культурного отдела 1 октября 1920 г. Большую роль в переориентации германской внешней культурной политики в сторону естественных духовно-культурных обменов с заграницей в 20*

духе "культурного взаимовлияния" сыграл глава культурного отдела Фридрих Хейльброн.

Основные задачи и организационные основы германской внешней культурной политики в 20-е - начале 30-х годов прослеживаются в третьей главе. Создание стройной системы сотрудничества Германии с немцами заграницы определяло главное содержание всей культурной политики Веймарской республики. За пределами государства проживало 30-40 млн. немцев. Проблема защиты их прав как национальных этнических групп, содействие их образованию и культуре, стабильная поддержка всех форм и каналов духовных контактов с исторической родины поддерживалось и либералами, и консерваторами. Акцент делался на традиционно-историческом единстве всех немцев с их исторической родиной. Второе дыхание получило развитие немецких школ заграницы, особенно в Восточной Европе, Латинской Америке, Прибалтике и России.

Вторая важная задача состояла в том, чтобы прорвать духовную блокаду вокруг немецкой науки и культуры: проводилась активная борьба с политикой "тотального молчания" и идеей "единоличной ответственности" Германии за развязывание первой мировой войны. С ней была тесно связана третья - возобновление научных и культурных связей с заграницей с целью возвращения рейха в мировое сообщество в качестве сильной и авторитетной державы.

Четвертая задача, на которой автор останавливается более подробно, - это стремление правительств Веймарской республики совместно с другими государствами Западной Европы и США создать своеобразный "духовный барьер" против активного экспорта идей мировой пролетарской революции и большевистско-советской культуры.

Последние два направления - популярная в консервативно-патриотических кругах идея воссоздания "Великой Германии" и защита интересов Германии в бывших колониях и так называемая

культурно-цивилизаторская миссия в отношении большинства стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Для решения всех этих задач была задействована целая система как официальных государственных учреждений (культурный отдел германского МИДа, аналогичный отдел в Министерстве внутренних дел и прусского министерства культов), так и "смешанных" или государственно-частных учреждений, число которых просто не поддается учету (Германская служба академических обменов, государственный Фонд А.Гумбольдта и Центральная служба обслуживания зарубежных студентов немецких высших школ, которые в 1930 г. объединились в Германскую службу академических обменов, Германский оборонительный союз, Союз для немцев за границей, Союз немцев заграницы, Германский восточный союз, Рабочий комитет германских союзов, Пангерманский союз и др.) (с.100-125). Все они, подчеркивает автор, служили целям и планам германской внешней культурной политики, представляя идеальный канал духовного влияния на заграницу. В книге уделено место деятельности научных центров и научных союзов, а также объединений творческой интеллигенции (например, Общество содействия немецкой науке, Германский институт заграницы в Штутгарте, Институт страноведения, немцев приграничных областей и заграницы при Германском культурно-политическом обществе в Лейпциге, Германская академия в Мюнхене), которые хотя и не были многочисленны, но вместе с культурным отделом германского МИДа и демократическими силами в правительстве и рейхстаге фактически противостояли тем агрессивно-патриотическим тенденциям и национализму, которые были широко представлены в культурной жизни Германии 1919-1933 гг.

Пресса и книгоиздательства играли ключевую роль в духовном экспорте и культурной работе Германии с заграницей, еще более мощным инструментом было немецкое кино. Особое место автор уделяет немецкому масонству и его контактам в области науки и

культуры с масонскими ложами Великобритании, США, Франции и других государств. Они были исключительно активны в области внешней культурной политики и имели широкое представительство в союзах и организациях, политических объединениях и государственных структурах веймарской Германии.

Подводя итоги, В.А.Космач подчеркивает: "Берлин сделал ставку на сильную внешнюю культурную политику, организованную на демократических началах и лишенную мотивов культурной пропаганды и неприкрытого национализма... К сожалению, идеально выдержать этот вариант не удалось. Веймарская республика не смогла в конечном счете устоять перед силами германского консерватизма и реакции, которые, уступив первый эшелон власти демократам, прочно закрепили за собой земельные структуры власти..." (с.143-144).

Раздел второй посвящен внешней культурной политике в политической и общественной жизни Веймарской республики. В нем рассматриваются: место, которое занимала внешняя культурная политика в программах и тактике правящих и оппозиционных партий (первая глава); дискуссии после первой мировой войны, в которых происходил поиск и выдвигались варианты оптимальной модели германской внешней культурной политики (вторая глава); обсуждение проблем внешней культурной политики Германии в рейхстаге и прусском ландтаге (третья глава); рассмотрение вопросов внешней культурной политики в правительствах Веймарской республики (глава четвертая).

Католическая народная партия центра была наиболее активна в использовании преимуществ и достоинств внешней культурной политики, внесла весомый вклад в ее разработку и реализацию, наиболее последовательно придерживалась либеральных подходов. В развернувшейся после войны дискуссии по проблемам культурной политики активно участвовал один из лидеров католической партии Центра Г.Шрайбер, чьи взгляды оказали решающее влияние на правительственный курс. Он предпочитал ориентироваться на

вариант так называемой "неосознанной" культурной политики в смысле естественного, свободного и независимого культурного влияния на другие страны и народы. "Культурный империализм" при этом им решительно отвергался (с.213-227).

В результате поиска наиболее оптимальных вариантов культурной политики в отношении заграницы в веймарской Германии одновременно работало несколько вариантов или моделей, за которыми стояли определенные социальные силы со своими политическими взглядами. Правоконсервативный вариант германской внешней культурной политики не являлся преобладающим, но имел своих сторонников среди интеллигенции, в частности, немецкого философа О.Шпенглера. Вокруг правоконсервативного варианта объединялись также пангерманисты и сторонники создания "Срединной Европы" под германским протекторатом. Консерваторам-патриотам в отличие от правых консерваторов не был присущ агрессивный национализм, они нередко занимали и консервативно-либеральные позиции. В геополитическом плане они делали ставку на СССР.

Либерально-демократический вариант германской внешней культурной политики (разновидности - пацифистский, либерально-консервативный) отрицал монополию государства в этой области, отдавая предпочтение свободному обмену, отрицал как "культурную пропаганду", так и "культурный большевизм", признавал права "культурного влияния" других народов в положительном плане на науку и культуру Германии. Активно оппонируя вариантам внешней культурной политики, которые предлагались правящими партиями, коммунисты и левые организации выдвигали свой вариант, основной чертой которого была коммунистическая "культурная пропаганда".

Влияние реакционных, консервативно-патриотических и лево-коммунистических сил в конечном счете было очень сильным. "Под их напором наиболее оптимальный, на наш взгляд, вариант германской внешней культурной политики - либеральнодемократический - не нашел преобладающего большинства сторонников среди политиков и интеллигенции" (с.249).

Со второй половины 20-х годов правительство стало уделять большее внимание вопросам внешней культурной политики, увеличило расходы на эти цели. Особенно велика была роль министра иностранных дел Германии Г.Штрезермана, который держал под своим контролем весь "духовный" экспорт Германии в годы Веймарской республики, будучи сам архитектором и проводником грандиознейших замыслов и планов в области внешней культурной политики. Однако в начале 30-х годов правительственные кабинеты столкнулись с финансовыми трудностями, и, кроме того, стал наращивать свое влияние германский фашизм, в результате чего культурные инициативы стали затухать.

В заключение подчеркивается, что Германия пыталась возродить свой авторитет и место великой державы, используя активно духовные статьи германского экспорта. Внешняя культурная политика Германии в годы Веймарской республики претерпела значительную эволюцию, причем решающее значение имела попытка Берлина уйти от великодержавной культурной пропаганды, однако в начале 30-х годов внешняя культурная политика возвратилась к консервативно-прусской модели. "Веймарская республика пала под ударами правого и левого радикализма. Вместе с ней из внешней культурной политики Германии ушла демократия и исчезла ориентация на общечеловеческие ценности и партнерство"(с.250).

М.Н.Смелова

97.01.016. ГАЛКИН A.A. ЗАПАДНЯ: РАССКАЗ О ТОМ, ЧТО ПРИНЕС НЕМЕЦКИМ РАБОЧИМ НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ/ Рус.-амер. фонд профсоюз, исслед. и обучения. - М., 1995. - 44 с.

Обращая внимание на то, что к середине 90-х годов многие политические силы России вспомнили о рабочих, которые все сильнее осознают свои общие интересы и заставляют считаться с

СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ СТРАНЫ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ СТРАНЫ - ИСТОРИЯ СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ СТРАНЫ -ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ -СЕВЕРНОЙ ЕВРОПЫ СТРАНЫ
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты