Спросить
Войти

Культура освоения новых территорий

Автор: указан в статье

КУЛЬТУРА ОСВОЕНИЯ НОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ

УДК 008 Л.Н. Захарова

Тюменская государственная академия культуры, искусств и социальных технологий

Автор исследует своеобразие культуры освоения новых территорий на примере Тюменского региона. Культура освоения региона характеризуется артефактами культуры, ценностями смыслов деятельности человека. В регионе нового освоения важна связь традиции и новизны, креативности.

Выражение «региональная культура» не совсем привычно в культурологической практике. Есть мнение, что такое понятие в эпоху интенсивных информационных коммуникаций не имеет смысла. Но реальность свидетельствует о том, что региональная культура существует независимо от каких-либо мнений о ней. Российской культуре свойственна моза-ичность, существование многих культурных центров (например, Тобольск считается духовным центром Сибири). Действительность опровергает утверждение о единой и монолитной культуре страны.

Известны слова В.О. Ключевского о том, что вся история России - это история колонизации. В российской науке ХХ века утвердился другой термин - «освоение». Продолжая мысль знаменитого историка, можно сказать, что история России двадцатого века - это история освоения новых земель, новых регионов, географического и культурного пространства. Пример такого освоения - открытие, разработка и обустройство месторождений нефти и газа на севере Тюменской области во второй половине ХХ века.

Культура освоения новых территорий до сих пор мало исследована. Между тем, у нее другой цикл, другая динамика, ценности, нежели у культуры устоявшейся, традиционной. Она обладает как своеобразием, так и общими, повторяющимися чертами. И хотя понятие о регионе употребляется чаще всего в социально-экономическом значении, регион - это и культурная общность, густая сеть культурных взаимодействий, взаимовлияний, в результате которых и формируется некое единство, называемое региональной культурой, культурным пространством региона. Это единство обладает центром, или ядром, системой ценностей, видами деятельности, наличием пассионарных лидеров. (Например, в Тюменской области имена первопроходцев Севера 60-70-х годов прошлого века стали легендарными.)

Региональное культурное пространство имеет вертикальную и горизонтальную структуру. Горизонтальный срез отражает, прежде всего, этническую и конфессиональную картину региональной культуры, которая по сути своей чрезвычайно разнообразна, - в Тюменском регионе проживает население, представляющее около ста национальностей и различных вероис-поведований. Несмотря на высокую миграцию, значительная часть приезжих закрепилась в новых городах и стала идентифицировать себя с новыми культурными реалиями. Появился «суперэтнос», новая культурная общность со своими системой ценностей, языком и привычками.

Вертикальная структура культурного пространства региона также разнообразна. Ее элементами являются субкультуры отдельных видов деятельности - культура труда, быта, культура права, нравственная, эстетическая культура и другие. Это также культура отдельных субъектов региона - сельских жителей, городских жителей исторических и новых городов. Северные города - особое культурное пространство. Они в последние сорок лет явились центрами формирования новой субкультуры, которая отличается динамикой, креативностью. Именно креативность позволила людям, осваивавшим новые территории, преодолеть трудности адаптации к новой жизни, выработать ценности нового века.

Несмотря на свою мозаичность, разнообразие, культура региона представляет собой определенную систему. Так, И.Ф. Петров и Н.Н. Ге выделяют следующие ее признаки. Во-первых, это устойчивая целостность, находящаяся во взаимосвязи с обществом. Во-вторых, это система, обладающая динамичностью, целевым характером, отвечающим ее внутренней потребности в самосохранении и устойчивости. В-третьих, региональная культура состоит из ряда подсистем, каждая из которых имеет особый набор элементов. В-четвертых, региональная культура обладает рядом определенных способов регулирования и саморегулирования и, следовательно, формой управления [2, с. 19].

Соглашаясь с авторами относительно целостности и динамичности культуры региона - основных ее характеристик, необходимо уточнить структуру региональной культуры, ее элементы, обладающие конкретностью, да и само понимание культуры.

При всем многообразии подходов к ее определению конструктивной нам показалась концепция В.Н. Сагатовского. Он отметил пять подходов к определению культуры как последовательных ступенек в конкретизации ее понимания. Первый - культура как «вторая природа», как часть объективной реальности, образуемой артефактами. Второй подход (или - в нашем случае - аспект рассмотрения региональной культуры) - культура как результат деятельности, объектно-субъектных отношений, в которой субъект опредмечивает себя. Третий подход - или сторона рассмотрения - как опредмечивание управляется смыслами. Четвертый аспект - выявление ценностного ядра деятельности. И пятый аспект - отношение уникального начала субъективности к Духу, лежащему в основе мировой целостности.

Культура в итоге понимается как «семиотический аспект процесса и результатов человеческой деятельности, в которых воплощаются ценности субъекта и его отношение к духовной основе бытия» [4, с. 160]. Такое рассмотрение культуры «дает программу предметного понимания и объяснения любой конкретной культуры и сравнительного анализа различных культур». В данном случае - дает возможность выявить специфику культуры конкретного региона освоения и ее отличия от культуры других регионов.

Регион нового освоения в течение столетий превратился в культурный ландшафт как «имеющий место на определенной территории комплекс проявлений материальной и духовной культуры, ставший результатом жизнедеятельности разных поколений людей, проживавших на ней. культурный ландшафт региона (историко-культурной зоны) можно рассматривать как результат послойного освоения его территории, осуществлявшегося в разные времена разными сообществами - носителями разнящихся ценностно-смысловых кодов культуры» [6, с. 72].

Действительно, в регионе существует несколько пластов кодов культурного ландшафта, соответствующих определенным этапам освоения территории. Первый - XII век, когда новгородские отряды часто ходили за Уральские горы. В грамоте 1264 года Новгород твердо заявил о Югре как о своей «даннице». В конце

XV века после присоединения Новгорода к Московскому государству руководящая роль в освоении земель за Уралом перешла к Москве. К середине XVI века на территории Западной Сибири слагается ряд освоенных районов, начинается крестьянская «колонизация» Сибири. Победы Ермака создали новые условия для освоения земель. В XVIII веке важным фактором освоения Сибири становится интенсивное развитие торговли, горной промышленности и земледелия. Указом Петра I учреждена Сибирская губерния с тремя провинциями: Тобольской, Енисейской и Иркутской. Тобольск постепенно становится центром Сибири. Уже в то время это было особое культурное пространство.

«Начнем с того, что Тобольская губерния, некогда простиравшаяся от Урала до Тихого океана, не знала, что такое крепостное право. Только столице Сибири Тобольску было дано право принимать иностранных послов. Все школы в России были духовными, так как открывались церковным ведомством. В Сибири же первая школа, появившаяся в 1701 году, была светской. В то время, когда практически ни один губернский город не имел периодического издания, в Тобольске уже в 1789 году стал выходить журнал «Иртыш». Начиная с XIX века, в Тобольском крае стали открываться школы, училища, гимназии, библиотеки, театры. Первый профессиональный театр был открыт здесь еще в 1789 году. В 1856 году появилась губернская типография, в 1870 году - музей, были открыты библиотеки в Тюмени, Ишиме, Омске, Таре. В 1870 году по инициативе генерал-губернатора Н.Г. Казнакова в Тобольске было создано отделение Императорского музыкального общества, спустя восемь лет - драматическое общество» [3, с. 4].

В дальнейшем благодаря строительству Транссибирской магистрали центр культуры стал смещаться из Тобольска в Тюмень. Последним этапом освоения региона можно считать период второй половины XX века, когда начались открытие и разработка нефтяных и газовых месторождений, и вся Россия, без преувеличения, экономически стала зависеть от состояния дел в данном регионе.

Путь к последнему пласту, или этапу освоения, был нелегким. Еще в 1931 году академик Иван Михайлович Губкин заявил на заседании чрезвычайной сессии Академии наук в июне 1931 года: «За Уралом есть нефть». Это была смелая и креативная гипотеза, которую невозможно было подтвердить в то время без соответствующей техники и технологии, средств, опыта освоения таких

территорий. Методы обычной геологической разведки, которые были результативны в других нефтегазоносных районах страны, так же как и методы добычи нефти и газа, оказались совершенно непригодными в новых условиях, на тюменской земле. Регион нового освоения предполагал появление креативности, использование новых, нестандартных методов профессиональной деятельности. Под креативностью понимается процесс деятельности, в которой ее субъект использует нестандартные подходы, новые ключевые методы решения проблем, в данном случае - освоения территории, обустройства на ней.

Все нужно было делать по-новому. В процессе геологоразведочных работ на нефть и газ в Тюменской области происходило становление и совершенствование форм и методов разведки недр, приходил опыт, вставали новые задачи перед конструкторами и учеными.

С 1939 по 1953 год в Тюменской области было пробурено 160 скважин, в том числе 15 глубоких, в результате получены полупромышленные притоки газа. Нелегко пришлось разведчикам: непроходимые заросли, болота, отсутствие дорог, на сотни верст ни души. Летом - гнус, комары, зимой - суровые сибирские морозы. Все было преодолено [1, с. 173]. В сентябре 1953 года на окраине знаменитого села Березово (где когда-то отбывал ссылку князь Меншиков) ударил мощный фонтан газа. Высота его достигла 50 метров. Он и был предвестником нового интенсивного этапа освоения региона. Открытие богатейших месторождений природных богатств стало центрообразующим фактором культуры освоения нового региона.

Кроме геологов, нефтяников, газовиков в необычных условиях осваивали новые виды деятельности авиаторы, строители автомобильных и железных дорог, мостов и городов. Везде нужны были новые, нестандартные способы деятельности. Креативность была условием выживания в новом регионе, и не только тех, кто осваивал новый регион, но и в целом страны. К началу 90-х годов Тюменская область обеспечивала свыше 2/3 общего объема нефти и газа в стране. Темпы освоения недр Тюменского региона ученые называют феноменом. Его характеризует то, что в геологоразведке, бурении и обустройстве месторождений принимала участие вся страна.

Какие смыслы были характерны для субъектов освоения? Исследователи региональной культуры считают, что «типологическая триада: традиционализм, креативизм, утилитаризм - применима в качестве модели исследования

любой региональной культуры России... Что касается смыслового пространства культуры Тюменского региона, его можно представить как трехслойную структуру, в которой нижний слой составляет традиционализм, вторым в смысловой иерархии можно считать креативизм, наконец, лидирует, несомненно, утилитаризм» [4, с. 7]. Соглашаясь с авторами относительно «типологической триады», уточняем относительно утилитаризма. Нам кажется, что на разных этапах освоения преобладали разные смыслы.

В первоначальный период освоения, во второй половине XX века, преобладает креа-тивизм, без него просто невозможно освоение, его успех, даже сама жизнедеятельность. Для этого периода освоения характерно наличие людей, которые руководствуются возвышенными целями. Такие люди были во все времена. Можно сослаться при этом на классификацию личностей В. Шубарта, который характеризовал личности на основе сравнительного анализа западной и восточной (российской) культур. Типы личностей связаны у автора с историческими периодами (эонами) и присущими им архетипами. Число таких архетипов сводится у автора к четырем: гармоническому, героическому, аскетическому и мессианскому. Если для гармонического человека характерно полное доверие к космосу, то героический человек одержим манией упорядочения и преобразования мира, который для того, чтобы превратиться в космос, должен с помощью активно действующего человека преодолеть хаос. Для аскетического человека характерно стремление уйти от этого мира, ибо он не верит в возможность его улучшения. Что же касается мессианского человека, то своим предназначением он считает утверждение во Вселенной высшего, божественного порядка. Период освоения, особенно начальный его этап, характерен наличием героических и мессианских личностей. Неустроенный быт, отсутствие привычной культурной среды не останавливало этих людей, а напротив, заставляло совершать подвиги, открывать и обустраивать новые территории, спасать человечество, звать людей к «светлому будущему». У этих людей высока степень креативности, стремление использовать новые технологии, искать новые источники энергии (как это было в Тюменской области), осуществлять прорыв в научной, технической и социальной сферах.

Креативность - это особое качество деятельности. Именно период освоения новых территорий способствует креативности, потому

что по определению здесь не работают уже многие традиции, устоявшиеся сферы деятельности, способы выполнения работы. Если в местах традиционного проживания креативность нужна в профессиональной деятельности для удержания лидерства в конкуренции, для утверждения себя, самореализации, то в местах освоения новых территорий креативность -условие жизни. Невозможно построить северный город традиционными технологиями - он может рухнуть в условиях вечной мерзлоты. Невозможно соорудить и нефтяную скважину на вечной мерзлоте, в тундре или на болоте, старыми методами. Креативность становится важным фактором самой жизни в условиях освоения новых территорий. Академик Алексей Конторович, директор Института нефти и газа СО РАН, назвал определяющей чертой сибирского феномена высокий профессионализм людей, увлеченных идеями поиска и открытия богатств тюменских недр.

Это особенно явно заметно на фоне «кризиса мотивации», который в конце прошлого столетия поразил многие слои профессионалов развитых стран. Заголовки публикаций с анализом этого явления говорили сами за себя: «Скука», «Монотонность», «Недовольство». «В то время, когда наш жизненный уровень обеспечивает больше благ, чем когда-либо, когда возрастает время досуга, все больше и больше американских работников разочаровываются в труде», - писал американский менеджер и социолог Д. Хинричз [7]. Причем, это недовольство распространялось не только на «синих воротничков», но и служащих, работников умственного труда. Недовольство было характерно не только для США, но и для других развитых стран. Один из факторов, влияющих на отношение к труду, - новые условия труда: автоматизированные производства, эффект «дремлющего оператора», привычные, устоявшиеся действия. Отмечали недовольство монотонностью, однообразием труда в связи с автоматизацией и информатизацией и российские исследователи. На фоне этого кризиса мотивации трудовой деятельности перспективы новизны, новых впечатлений, «живой» работы, возможности проявить себя в достойном деле привлекли многих высококвалифицированных специалистов в регион освоения. Если проанализировать личные качества первого потока «покорителей» новых территорий, то можно заметить такую тенденцию: в область приехало много высококлассных ученых и практиков из Баку, Башкирии, Томска - районов, где были «устоявшиеся» методы работы в геологораз-

ведке, нефтяной и газовой промышленности. У многих приехавших были хорошие должности, оклад, статус на прежнем месте работы и жительства. Возможность испытать себя на новом, необжитом месте, попробовать новые, нестандартные методы работы привлекла в регион освоения многих специалистов. Субъектами освоения стали в основном представители технической интеллигенции, а также работники и других страт. В своей работе геофизики, геологи, буровики, строители, транспортники опирались на отраслевую, академическую и вузовскую науку.

Обобщенный тип первопроходца в культурологической литературе назван «строителем»: «строитель был целеустремлен, смысл его жизни заключался в наращивании освоения нефтяных ресурсов и обустройстве территории под освоение. Строитель был энергичен в достижении поставленной цели. Он более трудолюбив и активен, чем жители освоенных районов... Город для строителя был личной собственностью, он его строил «с нуля», а освоение - его личным делом, придающим жизни смысл» [5, с. 12].

В регион нового освоения устремляется много людей мессианского и героического типа, которым свойственно креативное поведение, даже больше - оно составляет их суть. Такие люди были во всех цивилизациях и странах. Это люди исключительные, стоящие наособицу. Массы зачастую относятся к ним с некоторым недоверием - им непонятны мотивы, причины поведения таких людей. Освоение новых территорий вызвало приток подобных людей на север Тюменской области. Большинство из них настоящие герои - люди, которые в экстремальных условиях совершали необычные поступки, направленные на благо других людей. Это известные всей России имена Юрия Георгиевича Эрвье - начальника Тюменского геологического управления Главного управления геологии и охраны недр при Совете Министров РСФСР; Фармана Салманова - первого руководителя Главтюменьгеологии, Виктора Ивановича Муравленко, инженера-нефтяника, первого начальника «Главтюменьнефтегаза». Это им сейчас установлены памятники в регионе, их именами названы месторождения, улицы и города на Севере.

«Само освоение было преимущественно креативным процессом. Однако творческие усилия ограничивались инструментальной сферой - созданием новых промышленных технологий, социально-политическим конструированием», - считают некоторые

авторы. С этим едва ли можно согласиться. В культурном пространстве региона освоения немалое место заняла и художественная интеллигенция. По традиции ей свойственна тяга к необычным событиям. Что заставило в свое время известного, признанного писателя А.П. Чехова, человека нездорового, поехать через всю Россию на остров Сахалин, провести там перепись населения, описать его быт? Такое путешествие и в настоящее время

- время Транссиба - предпримет не каждый писатель. Между тем, в 60-70 годы прошлого века в Салехарде, городе на полярном круге, жили группа поэтов и писателей из Москвы, искусствоведы из Эрмитажа, группа талантливых журналистов и художников из Тюмени и Екатеринбурга. Север манил романтикой, необычностью, свободой, возможностью самовыражения. Печатались и обсуждались статьи в журналах, сборники стихов, первые книги об освоении Севера.

Именно в это время - во второй половине XX века - в Тюмени было создано отделение Союза писателей РСФСР, активно стал работать Союз художников, регулярные художественные выставки «Урал промышленный» послужили стартом для многих талантливых художников. Стали известны имена таких впоследствии признанных писателей, как Иван Ермаков, Константин лагунов, Иван Истомин, Юван Шесталов, многих других, чьи произведения завоевали признание читателей не только региона, но и страны. Если бы не было нефтяного «бума» в регионе, внимания страны к этому региону, едва ли стали бы известны эти имена. Многие просто ничего бы и не создали, потому что тематикой их произведений, сюжетами стали реальные события освоения.

В это же время формируется социологическая школа в регионе, каждый год проводятся социологические конференции, посвященные проблемам освоения. Выходят сборники научных статей. Если в 70-е годы в регионе не было ни одного доктора социологии, то к концу века их было уже больше десяти. Почти у всех ученых тематика диссертации связана с различными проблемами освоения новых территорий

- вахтовым методом, адаптации молодежи на Севере, семьи, обустройства северных городов, новыми формами собственности и другим. Позже - в 90-е годы - в регионе сформировалось культурологическое сообщество, появились доктора и кандидаты культурологии, объектом их исследований в основном является региональная культура. Освоение положило начало высокой креативности научного сообщества

территории. Тюмень становится центром отраслевой, академической и вузовской науки. В отраслевых научных организациях, среди которых Сибирский научно-аналитический центр, ГеоНАЦ, СибНИИП, «Гипротюменьне-фтегаз», трудятся тысячи человек. Предметом исследований являются в настоящее время технико-экономическое обоснование инвестиций в нефтегазовый комплекс, проектирование и обустройство месторождений.

В то же время освоение новых территорий было связано и с другими, противоположными ценностями - это ценности «смысловой системы утилитарного смысла» [5]. В публицистике эти ценности именуются «временщиной». (Автор писал об этом в конце 80-х годов прошлого века в журнале «Сибирские огни», 1988, № 7.) Это явление, когда человек относится к месту своего проживания, к природе, другим людям как к временному, отсюда идет его стремление «иметь», взять, обогатиться, не освоить, а присвоить. Большой пласт людей в регионе освоения характеризовался психологией временщиков. Часто работа вахтовым методом (месяц на Севере, месяц - на Большой земле) превращалась в некий «отхожий промысел». Дома, в южном городке, такой временщик подберет каждый гвоздик, замажет царапину на яблоне. На Севере он иной. «Дружбой» повалит столетний кедр, чтобы привести домой шишки - экзотический северный подарок. На вездеходе в поисках кратчайшего пути загубит ягельное пастбище, на буровой выпустит отходы из отстойника в ближайшую речку, оставит на месте работы сотни метров труб. У временщика даже девиз свой существует: «взять побольше с меньшими затратами, чтобы лучше жить». Все работало на одну цель - получить больше денег, думать только о своем благополучии. Надо заметить, что ценности временщиков подкреплялись государственной политикой - природные ресурсы, особенно в начальный период освоения, безжалостно потреблялись для сиюминутного выживания, без учета потребностей последующих поколений людей. Чего стоит сжигание попутного газа в течение десятилетий, горение факелов над тундрой!

цель заработать много денег всколыхнула большие пласты населения со всех уголков страны. Конечно, жизнь в материальном мире диктует свои законы действия. Но есть ценности и более высокого порядка, не только удовлетворение потребностей «нижних этажей» без желания попасть на высшие этажи иерархии. Есть потребности заботы о последующих поколениях (что оставим после себя?), есть

желание самореализации. Многие временщики так и задержались на нижних этажах иерархии потребностей.

Исследования показали, что приезд многих мигрантов в регион нового освоения был обусловлен высокой заработной платой, но этот стимул действует, как правило, не более трех лет. Затем начинают играть роль другие факторы, прежде всего обеспеченность жильем. Невозможность решить эту проблему давала высокий процент миграции.

Приехавший в регион освоения преимущественно из сельской местности, малых городов, человек теряет «веками сложившиеся связи с землей родителей, предков, начинает забывать традиции своих земляков и, не сформировав прочные, устойчивые отношения с новой для него средой обитания, постепенно превращается в маргинальную личность с присущей этому типу личности деформационной системой ценностей. Такая личность часто становится субъектом не созидания, а разрушения, ей свойственна большая отчужденность от микросреды, большая внушаемость, опасность потери приоритета духовных ценностей. Города, породившие таких горожан, обречены на вымирание».

«Регион оказался на две трети заселен мигрантами из других районов страны. По данным переписи 1989 года, лишь 26,5 % жителей северных округов являлись уроженцами области, 52,5 % населения Ханты-Мансийского и 59,8 % - Ямало-Ненецкого автономных округов проживали здесь менее 5 лет. Социальные ориентиры новоселов, их отношение к региону проживания во многом характеризовались психологией «временного проживания», что нанесло гигантский ущерб реализации всего комплекса хозяйственных и социальных программ» [1, с. 175-176]. Еще больший ущерб это нанесло формированию культуры региона освоения.

Менялся национальный состав населения. Снижалась доля русских, а также коренных народов севера - ненцев, ханты, селькупов, манси. Повышалась доля украинцев, белорусов, молдаван, татар, башкир, народностей Кавказа. Особенностью регионов освоения является процесс интеграции культур, который с неизбежностью происходит в таком регионе при тесном взаимодействии представителей различных культур. Процесс интеграции предполагает изначальное существование оригинальных культур, вступающих во взаимодействие, связанное с экономической (чаще всего) или другой деятельностью.

В результате появляется новая общность, «суперэтнос», который называется «сибирским». На процесс образования этой культурной общности влияет несколько факторов: контакты с представителями иных, «чужих» культурных общностей, стремление сохранить свою традиционность (в начальный период освоения в регионе были территории, которые назывались «белорусскими», «украинскими», «таджикскими» и т.д.), а также новые условия проживания - географические, климатические и другие. В результате общих видов деятельности, целей, условий жизнедеятельности и появляется новая культурная общность. Многие люди, уехавшие из района освоения на Большую землю, в дальнейшем идентифицируют себя с понятием «сибиряк», «северянин», подразумевая при этом определенный набор личностных качеств. Как правило, у таких людей сильны ностальгические чувства, связанные с периодом освоения, с трудностями, рискованными ситуациями, новизной, необходимостью принимать самостоятельные решения.

Половозрастная структура в регионе освоения также оказалась необычной - доля мужчин здесь выше, чем в целом по стране, на 2-3 %, увеличилась доля детей и подростков в составе населения, сократилось количество пенсионеров. Население региона стало преимущественно городским, за исключением юга региона. Уже это свидетельствует о преобладании креативности в деятельности жителей региона.

Отсюда - проблема. В регионе нового освоения как никогда становится важна связь традиции и новизны, креативности. Креативность должна опираться на традицию, иначе торжествуют маргинальные ценности, теряются высшие смыслы, человек утрачивает связи с родиной, страной, миром. Это особенно ощутимо было в период передела собственности, когда простой труженик, особенно из «креативных», обнаружил себя обманутым хозяином, работающим на «чужого» человека. Территория освоения оказывается территорией отчуждения.

Отчуждение вместе с освоением пришло и в жизнь коренного населения. Во-первых, произошла их вынужденная миграция с мест постоянного проживания, потому что эти места оказались в центре добычи нефти и газа. Во-вторых, трубопроводы пересекли исконные пути выпаса оленей, что привело к их гибели (оленеводство - основное занятие аборигенов). В-третьих, горящие факела попутного газа отравляют флору и фауну, лишая коренных жителей источников питания. В-четвертых, массовое загрязнение сибирских вод Оби, Иртыша тоже пагубно сказывается на здоровье.

Итак, если вернуться к характеристике культуры региона освоения, то основными аспектами, характеризующими ее, являются следующие:

- артефактами культуры, результатами деятельности здесь выступают преображенные природные богатства;

- сам характер деятельности противоречив - с одной стороны, она созидательная, «осваивающая», направленная на поиски новых способов

деятельности, с другой - она порывает с традициями, поэтому разрушительная, отчужденная;

- ценности смыслов деятельности человека также неоднородны - от креативизма, стремления изменить мир до утилитаризма; регион освоения стал для многих регионом присвоения, отчуждения;

- для культуры региона характерен процесс формирования новой культурной общности, «суперэтноса».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

1. Барбакова, К.Г. Региональный уровень угроз и опасностей: реалии и перспективы. Знания как фактор безопасности общества / К.Г. Барбакова, О.М. Барбаков, М.Л. Белоножко; под ред. Н.Н. Карнаухова (гл. ред.), К.Г. Барбаковой, Ю.М. Конева, В.К. Левашова. - Тюмень: Вектор Бук, 2008. - 320 с.
2. Ге, Н.Н. Региональная культура как система / Н.Н. Ге, И.Ф. Петров // Культурное пространство региона: матер. Всерос. науч.-практ. конф. - Тюмень: Мандр и К, 2005. - 368 с.
3. Капеко, М.А. Феномен культуры Тюменского региона. Культурологические аспекты развития Западной Сибири // Гуманитарные (культурологические) аспекты развития Западной Сибири: матер. Всерос. науч.-практ. конф. - Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 1998. - 216 с.
4. Сагатовский, В.Н. Взаимодополнительность основных подходов к пониманию культуры: попытка синтеза // Фундаментальные проблемы культурологии: в 4 т. Т. 1: Теория культуры / отв. ред. Д.Л. Спи-вак. - СПб.: Алетейя, 2008. - 432 с.
5. Павлов, А.В. Региональная культура как пространство смыслов / А.В. Павлов, Е.Н. Яркова // Культурное пространство региона: матер. Всерос. науч.-практ. конф. - Тюмень: Мандр и К, 2005. - 368 с.
6. Федоров, Р.Ю. Проблемы морфологии и способы интерпретации культурного ландшафта региона // Культурное пространство региона: матер. Всерос. науч.-практ. конф. - Тюмень: Мандр и К, 2005. - 368 с.
7. Hinrichs, D. The motivation Crisis // Winding Down and Turning Off. - 1984. - N V.

захарова людмила Николаевна, доктор философских наук, профессор кафедры туризма и гостиничного бизнеса Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий.

© Л.Н. Захарова, 2011.

Статья поступила в редакцию 5.09.2011 г.

Политические и социальные институты и процессы

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ТЕРРОРИЗМА В РОССИИ

УДК 323.28 С.Е. Метелёв

Омский институт (филиал)

Российского государственного торгово-экономического университета

В статье рассматриваются причины появления и распространения терроризма. Автор считает борьбу с терроризмом приоритетным направлением в деятельности госструктур.

Современный терроризм - продукт глоба-лизационных процессов и глубокого социально-экономического расслоения в современном мире. Нынешнее наступление терроризма в значительной степени связано с происходящим в мире процессом глобализации и его последствиями - резкой дифференциацией

государств на очень бедные и очень богатые, потоками неконтролируемой миграции, увеличивающимся социальным расслоением, религиозным экстремизмом [14, с. 10]. Растет и число зон нестабильности, являющихся питательной средой международного терроризма. Одной из таких зон является Северный Кавказ.

КУЛЬТУРА ОСВОЕНИЯ НОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ culture of the development of new territories ТЮМЕНСКИЙ РЕГИОН tyumen region КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ cultural landscape ЦЕННОСТНОЕ ЯДРО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ value core of activities
Другие работы в данной теме:
Контакты
Обратная связь
support@uchimsya.com
Учимся
Общая информация
Разделы
Тесты