НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015 № 1 (198). Выпуск 33
УДК 94(4951.01
К ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ РАННЕВИЗАНТИЙСКОГО ГЕТЕРИЗМА
Белгородский
государственный
национальный
исследовательский университет
Д.Г. ТИМЧЕНКО
В работе рассматриваются историографические аспекты комплекса проблем, связанных с историей гетеризма и проституции в Ранней Византии. Автор выделяет хронологические этапы и тематические блоки, связанные с данной проблемой, приходя к выводу о том, что в большей степени изучены моральноэтические и экономические стороны ранневизантийской проституции. Комплексное исследование в русле теории континуитета пока еще не было проделано.
е-mail: ehyupova-diana@yandex.ru
Античный гетеризм был одним из специфических феноменов классической цивилизации, который, хотя и отличался по ряду характеристик от древневосточной проституции, тем не менее, присутствовал в античном мире и в значительной степени открыл историю данного явления в истории Европы. Ранневизантийский гетеризм в пределах IV - I пол. VII вв., будучи генетически античным институтом, во многом сохранил свои традиционные основы и инкорпорировался в новую историческую эпоху. Главное новшество заключалось в христианизации населения империи и в выработке христианской церковью отношения к этому древнему феномену. При этом политика государства с переездом империи в Константинополь принципиально не изменилась по сравнению с римским периодом.
Историческая наука нового и новейшего времени обратилась к изучению данного феномена далеко не сразу. В течение XIX - начала ХХ вв. интерес к истории проституции сосредоточился скорее в кругах публицистов, общественных деятелей, медицинских кругов в связи с современным для тех лет состоянием проблемы.
Конфессиональный взгляд того времени на ранневизантийскую проституцию был крайне далек от научного и морально отрицал существование института гетеризма в христианской империи Ранней Византии, несмотря на обилие текстов сочинений отцов церкви и житийной литературы о борьбе с рассматриваемым пороком.
В XIX столетии интерес к проституции как к злободневному социальному явлению породил определенное количество работ по общей истории проституции. Часть из них была издана и в России. Главным их достоинством было само обращение к теме, а также попытки связного изложения фактической истории гетеризма, начиная с античных времен.
Среди работ того времени ныне заслуживает определенного внимания книга И. Блоха1. Подробно рассмотрев античную проституцию, в 5 главе автор касается проблем гетеризма в христианском обществе средних веков, однако, не затрагивая специально Раннюю Византию. Более подробно автор рассматривает лишь теоретические представления отцов церкви по данному вопросу, что было важным достижением для своего времени.
Книга Эдмона Дюпуи «Проституция в древности»1 2 посвящена изучению данного института, его развития и эволюции, ограничиваясь античностью. Для изучения истоков гетеризма Ранней Византии эта работа достаточно важна, несмотря на свой популярный характер.
Биографический принцип положен в основу двухтомной книги Анри де Кока.3 Методологически данное сочинение целиком соответствует общему характеру историографии времени своего написания.
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015 № 1 (198). Выпуск 33
Этнические особенности проституции рассматриваются в историческом контексте в сочинении П. Дюфура4, однако, уже из названия ясно следует, что как античная, так и ранневизантийская разновидности гетеризма здесь не рассматривались специально.
Более узкие темы поднимает книга Ж. Марсиро5, и в этом плане она сохраняет несколько большее значение в наши дни, однако, ранневизантийский гетеризм и здесь специально не рассматривается.
Теоретическое обоснование женской проституции в медицинско-психологическом аспекте наиболее полно обосновал знаменитый в свое время Чезаре Ломброзо6. Его теоретические концепты активно применялись в исторических исследованиях, однако, сегодня мы должны отойти от крайностей ломброзианства и его подходов. Глава 2 «Проституция у исторических народов» построена автором во многом по изложению П. Дюфура. Важно выделение проституции храмовой, гражданской и «эстетической» в классической античности. В п. 4 главы 2 он касается Ранней Византии, но отмечает, вслед за Епифани-ем Саламинским, что проституция, как и сексуальный разврат в целом, характерны для еретиков, а не для христианского сообщества.
Приблизительно такие же оценки сегодня мы должны будем вынести не менее, а может быть, и более знаменитому в свое время сочинению Отто Вейнингера7.
По прошествии значительного времени история сексуальности на новом уровне получила глубокое философское обоснование в контексте сексуальной революции 2-й пол. ХХ в. в трудах выдающегося французского философа и культуролога Мишеля Фуко (1926-1984)8.
Дальнейший прорыв был сделан уже собственно историками, которые в духе гендерной парадигмы и концепции поздней античности обратились к истории античности и Византии.
Питер Браун9, «отец» теории поздней античности как самостоятельной транзитивной, но цельной эпохи, в которой существует сложная динамика старого и нового в системе «континуитет-дисконтинуитет», исследовал гендерную парадигму в раннехристианской традиции, рассмотрев практически всю западную и восточную патристику и отношение отцов церкви к женщине, полу, сексу и, отчасти, проституции. Разумеется, Браун считал позднеантичный гетеризм Ранней Византии феноменом, который из античности переходит в ранневизантийское время как элемент традиционный и сам по себе мало изменившийся.
Дальнейшее развитие такой подход получил в работах Джиллиан Кларк10 11, которая впервые прямо сопоставила языческий и христианский образ жизни женщины в поздней античности, частично коснувшись и рассматриваемого нами феномена.
Несмотря на то, что с 80-90-х гг. ХХ в. уже накоплен достаточный опыт исследований о гендерной ситуации ранневизантийского периода, авторы основных сочинений такого рода - Ж. Бокам11, А. Арьява12, Л. Джеймс13, К. Коннор14, Дж. Хэррин15, Э. Кларк16 -рассматривают лишь различные аспекты межличностных взаимоотношений в позднеан4 Дюфур П. История проституции романских, германских и славянских народов. СПб., 1907. 354 с.
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015 № 1 (198). Выпуск 33
тичное время, все они, так или иначе, следуют теоретическим концептам Питера Брауна и конкретно не рассматривают проституцию как феномен истории Ранней Византии.
Аналогичные подходы постепенно распространились и на смежные исторические периоды - на классическую античную историю - в данном случае, как фундамент ранневизантийской (Сьюзан Диксон специально рассмотрела различные стороны феномена римской женщины17); на средневековую - Ж.Л. Гофф в «Истории тела в Средние века» рассказывает о главных объектах дискуссий и конфликтов Средневековья о свободе, чувственности и сексуальности18.
В данный широкий исторический контекст также можно отнести обобщающие интернациональные труды, появившиеся с 8о-х гг. ХХ в.: «История женщин»19 и «История частной жизни»20.
Собственно история проституции долгое время являлась частью истории сексуальности. Работ на эту тему было написано немного. Для раскрытия истоков и специфики ранневизантийского гетеризма важна работа О. Кифера «Сексуальная жизнь в Древнем Риме»21.
Сексуальность в раннехристианской традиции и Ранней Византии по житиям святых стала предметом внимания А.П. Каждана в его новаторской статье22, затем в нашумевшей крупной монографии Виктории Буррус23, а в более общем контексте - в работе Ангелики Лайу24. Сексуальная эксплуатация детей в Ранней Византии обратила на себя внимание Й. Ласкаратоса и Е. Пулуилаку-Рембелаку.25
Специально о проституции в античной и ранневизантийской традиции написано совсем немного исследований. Одной из первых и исчерпывающей работой для своего времени стала книга Алины Руссель «Порнея»26.
Весьма важны книги Томаса Мак Гинна «Проституция, сексуальность и право в Древнем Риме»27 и «Экономика проституции в римском мире»28, вскрывающие основную проблематику различных сторон рассматриваемого явления. Правда, исследователь изучает в основном более ранний период. Ему же принадлежит своеобразное продолжение данной работы (написанное ранее), охватывающее период поздней античности29.
Несколько уступает последним по глубине анализа исследование Б. Штуммпа30, тоже посвященное римскому периоду.
Наконец, проституция собственно в Ранней Византии как особый социальный институт стала предметом рассмотрения фактически исключительно лишь в диссертации Ставрулы Леонтсини31, защищенной в Вене в 1989 г. Работа для своего времени явилась наиболее полным и глубоким исследованием, которое до сегодняшнего дня не «перекрыто» более новой монографией.
Помимо этой монографии специально по данной теме опубликовано лишь несколько статей. Ласло Йожа в сравнительно небольшой статье попытался проследить ис-
НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015 № 1 (198). Выпуск 33
торию проституции и педофилии на протяжении всей истории Византии.32 К сожалению, венгерский язык данной публикации делает ее малодоступной.
Категории наиболее дешевых, «трехгрошовых» проституток по сведениям Прокопия Кесарийского посвятил свою работу Барри Болдуин33.
Феномен проституции в ранневизантийской Палестине был рассмотрен Клодин Дофен34, сделавшей ряд важных наблюдений о фактическом существовании проституции в районах христианских паломничеств на Святой Земле. Археологический контекст этого же региона темы на примере раскопок в Скифополе (Бейт-Шеане) затрагивает Г. Мацор35.
Этими работами зарубежная историография по данной теме практически исчерпывается.
В исследованиях на русском языке заявленная тема практически не рассматривалась.
В контексте анализа житий святых этой темы эпизодически коснулся еще в 1917 г. А.П. Рудаков в своем новаторском исследовании36, которое, однако, не получило продолжения в отечественной науке.
Положение женщины в позднеантичном римском обществе рассматривает в одной из статей Е.В. Семененко37.
Лишь С.Б. Сорочан в своем труде «Византия IV-IX веков: этюды рынка»38 дает характеристику экономической стороны института ранневизантийского гетеризма. Единственная специальная статья на эту же тему данного автора39 является самостоятельным более крупным очерком, написанным в развитие указанного сюжета, однако, хронологические рамки данной статьи охватили промежуток до IX столетия.
В более общем историческом контексте различных аспектов частной жизни женщины ранневизантийская проституция затронута в исследованиях Н.Н. Болгова и его соавторов40, а также диссертациях Т.В. Смирницких41 и Ю.Н. Агарковой (Сбитневой).42
В ряде наших работ последних лет тема ранневизантийской проституции обозначена как предмет для самостоятельного исследования.43 Затронута данная тема и в более широком историческом контексте.44
Серия История. Политология. Экономика. Информатика. 2015 № 1 (198). Выпуск 33
Таким образом, за последние четверть века (после книги С. Леонтсини) в мировой науке не было сделано нового специального исследования феномена ранневизантийской проституции, а отечественные исследователи не занимались данной проблематикой практически совсем. История ранневизантийского гетеризма в значительной степени еще не выделилась из истории сексуальной жизни или частной жизни в гендерном аспекте. Между тем, данная тема весьма важна в плане изучения процесса позднеантичного континуитета в ранневизантийский период.
TO THE HISTORY OF THE STUDY OF EARLY BYZANTINE HETAERISM
D.G. TIMCHENKO
Belgorod National Research University
e-mail: ehyupova-diana@yandex.ru
In this paper we consider the historiographical aspects of the complex issues related to the history hetaerism and prostitution in early Byzantium. The author identifies the chronological stages and thematic blocks associated with this problem, coming to the conclusion that the more studied ethical and economic aspects of early Byzantine prostitution. A comprehensive study in line with the theory of continuity has not yet been done.
ская традиция 2010. Белгород, 2010. С. 67-70; Эюпова Д.Г. Мария Египетская - путь от гетеры до святой // Классическая и византийская традиция. 2009. Белгород, 2009. С. 119-122.